История создания автомобиля с бензиновым двигателем. История автомобиля

Самый первый автомобиль с бензиновым двигателем был сконструирован Зигфридом Маркусом - инженером из Австрии. Во время опытов у него случайно воспламенилась смесь воздуха с парами бензина. Событие стало предпосылкой идеи об использовании бензина в качестве топлива. Благодаря Маркусу увидел свет первый двигатель, функционирующий на бензине. В начале 1864 года двигатель установили на простую повозку, а через 11 лет в результате упорной работы была получена более совершенная машина. Однако, лавры первенства получили другие.

Кто изобрел автомобиль? По официальным источникам создание первого автомобиля в мире является заслугой талантливых инженеров Карла Бенца, Готлиба Даймлера. Причем, Даймлер известен как изобретатель первого двигателя, функционирующего на бензине. Двигатель был сконструирован в 1883 году, что послужило толчком к созданию первого самоходного экипажа.

Когда был создан первый автомобиль? Его создание присваивается Карлу Бенцу, человеку, создавшему в 1885 году первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Через год он заполучил патент на инновационное изобретение и разрешение создавать машины с бензиновым двигателем. Именно Карл Бенц признан человеком, сотворившим первый автомобиль. Создатель автомобиля не только разработал конструкцию и оформил патент, но и создал образец и наладил производство.

Какой был первый автомобиль? Машина была схожа с трехколесным велосипедом, пользовавшимся в те годы популярностью. Конструкция предусматривала цепную передачу, трубчатую раму, три колеса со спицами. Машина могла набирать со скорость 13 км/ч. Быстро наладив производство, Бенц реализовал в течение 8 лет свыше 69 машин. После 1894 года он начал ориентироваться на четырехколесные автомобили, имеющие двухцилиндровый двигатель с пневматическими шинами. В тот же год было продано порядка 67 авто, а к 1900 году цифра возросла в десяток - продажи достигли 603 единиц.


Отправной точкой в истории российского автомобилестроения является встреча Яковлева Евгения Александровича с Петром Александровичем Фрезе. Знакомство произошло в Америке в 1893 году на выставке, посвященной машине Бенца - «Benz». Именно здесь к ним пришла идея создания собственной машины, наделенной двигателем внутреннего сгорания. В 1896 году жителям России была представлена первая отечественная автомашина. Ее облик напоминал творение Бенца, но проект был создан полностью по чертежам российских конструкторов.

Новинка была представлена на обозрение публике на выставке, проходившей в Нижнем Новгороде. 1896 год в стране запомнился как год создания первого российского автомобиля. Первый отечественный автомобиль был оснащен кузовом, вмещающим двух пассажиров, весил около 300 кг и был готов развить скорость порядка 20 км/ч.

Первым в мире автомобилем официально признан Benz Patent-Motorwagen немецкого конструктора Карла Бенца. Несмотря на почетный титул, устройство первенца мирового автопрома лишь местами перекликается с современными авто.

Субтильного вида сооружение на трех колесах, по-немецки тяжеловесно наименованное Benz Patent-Motorwagen, появилось в далеком 1885 году. Работая над машиной, Карл Бенц целенаправленно создавал коммерческий проект - имелось в виду, что она должна стать популярным товаром. Прошедшие с той поры 130 лет подтвердили, что великий немецкий механик имел и недюжинное предпринимательское чутье. Но чтобы утлая самобеглая коляска превратилась в пригодный для всеобщего использования транспорт, конструкторам предстояло сделать еще немало - пользоваться первым автомобилем было нелегко.

Предыстория

Свой бизнес Карл Бенц начинал с небольшой велосипедной мастерской Benz & Company Rheinische Gasmotoren-Fabrik (позже переименована в Benz & Cie), которая в 1883 году принялась за серийное производство ДВС для сельского хозяйства и промышленности. А в 1885 году немецкий изобретатель получил самый важный в его жизни патент № 37435 на автомобиль, который получил имя Benz Patent-Motorwagen (чаще встречается сокращенное название - Motorwagen).

А начался первый автомобиль с мотора. По воспоминаниям самого конструктора, создание его первого автомобильного двигателя - четырехтактного одноцилиндрового агрегата - велось шесть лет. Поначалу Карл Бенц не имел право официально использовать свою разработку, так как подобная конструкция всё еще была защищена патентом Николауса Отто, изобретателя двигателя внутреннего сгорания. В 1878 году, в предновогодний день 31 декабря, по истечении срока патента Отто, Бенц сумел запатентовать бензиновый мотор с зажиганием от искры на свое имя.

От создания первого бенцевского мотора до работоспособного автомобиля прошло около семи лет. За это время конструктор запатентовал систему зажигания с батареей в качестве источника энергии и искровую свечу зажигания, также были запатентованы сцепление и коробка передач, которые нашли применение на следующих моделях Бенца.

Как оно работало

Первый Benz представлял собой трехколесное транспортное средство со стальной трубчатой рамой. На нее крепилось деревянное подобие открытого кузова, где размещался водитель и один пассажир. Общий диван, обитый натуральной кожей, имел спинку и собственную подвеску в виде цилиндрических пружин и эластичных рычагов, выполняющих роль рессор.


Как мы уже сказали, на Motorwagen устанавливался одноцилиндровый четырехтактный бензиновый двигатель мощностью 0,85 л. с. Охлаждение у мотора было водяное, но весьма специфичное. Циркуляции воды не было, она, подаваемая в рубашку цилиндра из специальной емкости, лишь орошала горячие внешние стенки цилиндра и затем испарялась. Естественно, воду приходилось доливать едва ли не чаще, чем бензин, - каждые несколько километров.

Система смазки также была до неприличия простой - масло с нескольких масленок элементарно капало на трущиеся детали силового агрегата.

Топливная система состояла из небольшого бензобака и карбюратора испарительного типа. Последний представлял собой цилиндрическую емкость с волокнами ветоши на дне. На нее самотеком подавался бензин, который тут же испарялся. Поднимающиеся вверх пары подхватывались потоком воздуха, засасываемого в цилиндр, и образовавшаяся таким образом топливная смесь уносилась в камеру сгорания. Роль дроссельной заслонки исполнял расположенный спереди под сиденьем водителя кран, регулирующий подачу воздуха во впускной трубопровод.


Воспламенялась рабочая смесь искровой свечой с платиновыми электродами, внешне, кстати, очень похожей на современные свечи. Высокое напряжение на свечу подавалось индукционной катушкой Румкорфа, которая в модернизированном виде является основной частью системы зажигания и теперешних карбюраторных ДВС. Тогдашний аналог трамблера, который определял момент зажигания, приводился в движение специальным кулачком на промежуточном валу. Генератора не было - источником тока служила только аккумуляторная батарея, которую перед поездкой нужно было зарядить.


Крутящий момент от двигателя передавался на ведущие задние колеса через ременную и шестеренчатые передачи. Сначала с вертикального коленвала поток мощности через открытый конический редуктор направлялся на горизонтальный промежуточный вал, несший на себе шкив ременной главной передачи (и попутно - кулачки привода клапанов ГРМ и трамблера). На расположенный под полом кузова ведомый шкив ременной передачи (он же корпус дифференциала и тормозной барабан) момент передавался кожаным ремнем, закрученным по принципу ленты Мебиуса - работали одновременно две его поверхности. От спрятанного в шкиве дифференциала момент уходил на две колесные полуоси, с которых к колесам мощность передавалась парой «индивидуальных» цепей. Бенц отмечал, что ресурса тогдашних цепей ему хватало немногим больше чем на 100 км пробега.




Коробки передач у Motorwagen, как видите, еще не было. За размыкание колес и двигателя отвечало нехитрое устройство, управляемое рычагом, можно сказать, «предок» сцепления.

Руль в современном понимании слова у Motorwagen отсутствовал. Его роль выполнял рычаг с деревянной рукояткой на конце. Рулевой механизм, действующий по схеме шестерня-зубчатая рейка (практически так же, как сегодня!), управлял единственным передним колесом. Подвеска была только на задней оси в виде двух эллиптических рессор, установленных продольно по отношению к кузову. Спицованные колеса оборачивались в резиновые обода из цельнолитого каучука.

Долго заправляли и медленно ехали

Как же выглядел процесс управления этим конструктивно простым аппаратом? Перед поездкой шофер наливал воду в бачок для охлаждения, бензин в емкость возле карбюратора, масло в масленки. Чтобы завести авто, нужно было раскрутить рукой горизонтальный маховик, предварительно уменьшив вышеупомянутым краником под сиденьем водителя подачу воздуха в карбюратор (аналог педали акселератора). Когда двигатель завелся, шофер усаживался на диван и возвращал краник подачи воздуха в нормальное положение. Длинным рычагом возле сидения драйвер снимался с тормоза, освобождая заторможенный специальной лентой ведомый барабан. Подвинув дальше тот же рычаг, водитель переходил с «нейтрали» на единственную переднюю передачу, смещая приводной кожаный ремень со свободно вращающейся части ведомого шкива на часть, связанную с корпусом дифференциала. Автомобиль приходил в движение.


Когда водитель самодвижущегося экипажа хотел притормозить, он тянул за тот же рычаг, смещая приводной ремень назад на свободно вращающуюся часть шкива, переводя трансмиссию в «нейтраль». Если шофер желал полной остановки, то он тянул рычаг еще дальше и приводил в действие ленточный тормоз, который замедлял барабан, а с ним и всю машину.

Наследники

Вторым автомобилем конструктора стал Benz Patent Motor-Wagen Nummer 2, отличавшийся от первенца доработанным силовым агрегатом. Объем двигателя вырос с 0,95 до 1,5 литра, а мощность увеличилась с 0,85 до 1,5 л.с. Третий экземпляр получил складную крышу, полноценный отдельный бензобак, эжекционный карбюратор привычного для нас типа (с диффузором и поплавковой камерой), двухступенчатую коробку передач, увеличенную на 12 см колесную базу.

В 1893 году появился первый четырехколесный Benz, а еще через год продукция немецкой фабрики впервые приняла участие в гонках. В 1895 году появились первые грузовик и автобус.


Развитие марки в неспокойном ХХ веке - это уже совсем другая история, а с третьим по счету Motorwagen связывают историю, ставшую хрестоматийной. О ней Карл Бенц поведал в своих мемуарах.

Как пишет автор, в 1888 году жена конструктора Берта Бенц, прихватив с собой сыновей, отважилась на самостоятельный пробег, да еще и втайне от мужа. Первая женщина-водитель запланировала и совершила поездку от города Мангейм в Пфорцхайм, расстояние между которыми составляло 106 км. Первый в автомобильной истории пробег не обошелся без неприятностей. Так, около городка Брухзаль на машине истерся и лопнул кожаный приводной ремень. Берта не растерялась и обратилась к местному сапожнику, который наложил латку и установил на место вышедшую из строя деталь (тогда ремни еще не перешли в разряд одноразовых «расходников», это случилось два десятилетия спустя). По пути путешественникам попался подъем, который автомобиль с тремя пассажирами на борту преодолеть не мог. Тогда за руль посадили младшего Бенца, а старший сын с мамой вытолкали повозку на холм. Надо сказать, что Берта Бенц отличилась недюжинной технической смекалкой. В дороге пробило изоляцию электрического провода зажигания. Для ее замены послужила обычная женская подвязка. Из-за низкого качества топлива на маршруте забивалась топливная магистраль, ее женщина якобы прочищала булавкой со шляпы. В качестве топливных заправок супруга изобретателя использовала аптеки, в которых лигроин продавался как лекарство от кожных хворей.

Как видите, привычный на сегодняшний день 100-километровый автопробег оборачивался для шофера целым приключением. На протяжении последующего столетия инженеры неустанно работали над упрощением обслуживания машины.

История современного автомобиля началась совсем недавно – всего несколько сотен лет назад и темпы развития индустрии автомобилестроения с каждым годом все ускоряются. Первые же автомобили, которые чаще всего были похожи на моторизированные кареты, развивались медленно и их владельцы и изобретатели либо не воспринимались всерьез, либо считались очень странными людьми, которые занимались ненужными и непонятными исследованиями. Однако, их труд не оказался напрасным, так что давайте сегодня вспомним какими были первые автомобили?

  • Каким был самый первый автомобиль в мире

    Самый первый автомобиль представлял собой обычную телегу, которая была оснащена паровым двигателем, который был способен выдавать мощность, нужную для передвижения самой машины и водителя. Такой первый паровой автомобиль был создан в 1768 году и существовал всего в одном экземпляре, что вполне логично, так как потребности в таких машинах попросту не было.

    Сама идея перехода от карет, запряженных лошадьми, к механизированным каретам – это настоящий прорыв, который можно сравнить с переходом от обычного сохранения огня среди пещерных людей до его добычи.

    Однако, паровые автомобили не получили развития из-за слишком громоздкой конструкции и неудобств при загрузке топлива и изобретатели старались придумать новый вариант двигателя.

    Первый автомобиль с бензиновым двигателем

    На поиски новых вариантов двигателей ушло почти 40 лет, и уже в 1806 году был создан первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Его конструкция также была не совершенна, однако он был более удобен в использовании, так что именно эта ветвь автомобилей и получила развитие.

    Уже спустя 80 лет, в 1885 году Карл Бенц представил первый готовый к продаже и серийному производству автомобиль. Он сильно отличался от современных и первое, что бросается в глаза – это то, что у него было не 4, а всего лишь 3 колеса.
    Примерно в то же время был изобретен и первый велосипед с мотором, а спустя год и моторизированная повозка, но изобретателем ее стал Готлиб Даймлер.

    Однако, вернемся к трехколесному чуду от Бенца. Этот автомобиль был оснащен двигателем объемом 954 см³ и управлялся при помощи Т-образного руля. Несмотря на то, что этот автомобиль произвел настоящий фурор среди мирового сообщества, большого распространения это чудо техники не получило из-за огромной стоимости автомобиля.

    Отдельно нужно сказать несколько слов о двигателе, так как именно он и является настоящим прорывом в эпохе машиностроения. Несмотря на то, что его вес насчитывал около 100 кг, лучших вариантов двигателя в то время попросту не существовало. Стоит заметить, что в патенте на изобретение автомобиля, полученном Бенцем, была указана мощность двигателя в 2/3 лошадиных силы, хоть фактическая мощность автомобиля была несколько выше и достигала 0.9 лошадиных сил при 400 оборотах в минуту. Это трехколесное чудо техники могло развивать скорость в 16 километров в час, что для того времени было весьма неплохим результатом и уже в 1890 году автомобиль стал выпускаться массово. В работе этот автомобиль вы можете увидеть на видео:

    Четыре колеса вместо трех

    Трехколесный автомобиль для современного человека – это диковинка и старина, хоть и очень котировался среди ценителей красоты той эпохи за необычность и изящество дизайна. Но несмотря на этом, спустя несколько лет после появления первого автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, даже сам Бенц пришел к выводу, что трехколесный автомобиль необходимо усовершенствовать. Несмотря на то, что четырехколесный вариант по взглядам той эпохи казался менее изящным и больше походил на карету или телегу, именно автомобиль с четырьмя колесами был более прост в обслуживании и более долговечен из-за меньшей нагрузки на переднее колесо. И уже спустя 3 года, в 1893 году появилось первое четырехколесное авто, которое по сути представляло собой модифицированный вариант автомобиля Бенца, и ничем не отличалось от его первого изобретения.

    На этом модификации не закончились и в 1885 году появился автомобиль «Viktoria». Усовершенствование четырехколесного автомобиля, созданного Бенцем продолжались до 1890 года и за это время было выпущено и продано более 2300 таких автомобилей.

    От функциональности к внешнему виду

    Естественно, Бенц был не единственным изобретателем, который занимался созданием автомобилей. Параллельно с ним вел свою работу Готлиб Даймлер, который решил подойти к вопросу создания автомобиля несколько иначе. Первые модели его автомобилей были простыми конными экипажами, которые приводились в движение при помощи мотора.

    Такие экипажи появились еще в 1886 году, но из-за конструктивных особенностей и слишком большой нагрузки от одноцилиндрового двигателя на конструкцию, были крайне неудобны, что и подтолкнуло изобретателя к продолжению работы над своим автомобилем.

    Сам Готлиб Даймлер говорил о себе, как о сдержанном и терпеливом конструкторе, который не рвется вперед, а думает более рассудительно. Вместо того, чтобы модифицировать текущую модель, он в первую очередь занялся разработкой собственного двигателя внутреннего сгорания, на который получил в скором времени патент.

    В это время его сотрудники работали также и над новым автомобилем, который был запущен в производство в 1895 году под названием «Daimler». Новые же двигатели впоследствии были использованы для выпуска совершенно революционных моделей автомобилей.

    Стоит сказать, что к тому времени уже был выпущен первый автомобиль, который мог развивать скорость в 80 км/час, а произошло это в 1985 году. Это авто было оснащено четырехцилиндровым двигателем мощностью аж в 24 лошадиных силы, что стало настоящим прорывом на тот момент.

    Однако, этот скоростной образец автомобиля был очень громоздким, очень плохо управляемым и далеко не самым безопасным, так что работы у компании оставалось еще очень много.

    Самый первый Мерседес

    Компания Даймлера с этой работой справилась наилучшим образом, и к концу 1890 года появился известный на весь мир автомобиль, который был назван в честь дочери основателя компании – Мерседес Даймлер. Это авто по мнению экспертов и историков стало прототипом современных автомобилей.

    Мерседес, мощностью 35 лошадиных сил – это настоящее достижение и вершина мастерства инженеров того времени. Зажигание в этом автомобиле осуществлялось при помощи магнита низкого напряжения, в автомобиле была предусмотрена возможность переключения передач, а о качестве корпуса нечего и говорить – это было последнее ноу-хау в автомобилестроении той эпохи. Качественная штампованная рама делала автомобиль более крепким и дал возможность применить принципиально новые приемы при изготовлении корпуса авто.

    Тормоза нового автомобиля стали более совершенными, а сам автомобиль – более надежным и послушным, что и сделало его таким популярным среди автомобилистов. Чуть позже были выпущены модели, оснащенные двигателем, объемом 5.3 литра боковым расположением клапанов, которая также стала популярной и до сих пор считается чуть ли не лучшим образцом машин той эпохи.

    Первый автомобиль в России

    Россия хоть и отставала от иностранных производителей автомобилей, но все же со временем поняла перспективы в развитии этого направления промышленности. Первым автомобилем, который появился в России, былфранцузский красавец «Панар-Левассор» — французский автомобиль, привезенный в Россию в 1891 году Василием Навроцким. На тот момент он занимал должность редактора газеты «Одесский листок». После этого интерес к автомобилям в России стал более живым и к концу года в страну было ввезено еще несколько автомобилей. Однако, несмотря на это, впервые авто на улицах Москвы первые авто появились только в 1899 году.

    В это время в стране разрабатывались и собственные модели автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и первым таким серийным автомобилем стал «Автомобиль Фрезе и Яковлева», который был представлен впервые публике в 1896 году. Однако, большого интереса среди высших кругов и официальных представителей Российской империи на ярмарке этот автомобиль не вызвал.

    Это практически задало тон развития автомобилестроения в стране, ведь в России хоть и начали выпускать малыми партиями грузовые и легковые автомобили, собирались они по лицензии иностранных компаний из запчастей, произведенных за рубежом. К сожалению, до самого 1917 года собственного производства запчастей и автомобилей в Российской Империи так и не было.

    Ситуация изменилась после Революции, когда старый строй и старые взгляды на дореволюционную жизнь кардинально менялись. С тех пор машиностроение в Росси и странах бывшего СНГ и начало свой нелегкий путь.

    От механических повозок до современных авто

    История автомобилестроения насчитывает и несколько тупиковых ветвей развития, включая электромобили 20 века и тому подобные варианты, которые не получили непосредственного развития, но могут дать пищу для размышления нынешним инженерам, так как идеи некоторых автомобилей были вполне здравыми и всего лишь не хватало технической возможности реализовать эти проекты.

    Так как с каждым днем автомобилестроение и количество выпускаемых автомобилей только увеличивается, устанавливаются более мощные двигатели и совершенные тормозные системы, используются новые материалы для изготовления корпуса автомобиля и даже устанавливаются компьютеры, вполне возможно, что в скором времени нас ждет очередная промышленная революция и на современные авто в будущем будут смотреть так же, как мы сейчас смотрели на автомобили 19 и 20 Веков.

  • Когда появились первые автомобили в России? Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно разобраться в самом понятии, что же такое автомобиль.

    Что такое автомобиль

    Слово «автомобиль» состоит из двух частей. «Авто» - имеет греческое происхождение и означает «сам», и «мобиль» в переводе с латинского означает «движение».

    Получается, что автомобиль - это устройство, которое может двигаться самостоятельно. То есть, эта конструкция должна иметь свой двигательный механизм - паровой, газовый, электрический, бензиновый, дизельный - неважно какой, лишь бы с его помощью крутились колеса. Значит, в России появился именно тогда, когда изобретенная каким-то умельцем конструкция, смогла передвигаться без помощи конной тяги или мускульных усилий человека.

    Но все же родоначальниками отечественного автомобилестроения следует считать тех российских «левшей», которые смогли заставить двигаться свои конструкции без участия лошадей, и не упомянуть о них было бы несправедливо.

    Зарождение отечественного автомобилестроения

    История первого автомобиля России началась 1 ноября 1752 года в г. Петербурге. Там впервые была показана четырехколесная коляска, которая была способна передвигаться без помощи лошадей и других тягловых животных. Она представляла собой стальной механизм, приводящийся в движение с помощью ворота особой конструкции и мускульных усилий одного человека. Коляска могла перевозить, помимо водителя, еще двух пассажиров, и при этом передвигалась со скоростью до 15 км/час. Конструктором машины был обычный крепостной крестьянин-самоучка, проживавший в Нижегородской губернии, - Шамшуренков Леонтий Лукьянович. Созданный им механизм, конечно, нельзя считать автомобилем, но это уже и не было телегой.

    Куда ближе к привычному для нас видению автомобиля был русский конструктор Иван Петрович Кулибин.

    Экипаж Кулибина

    Конструкция, придуманная Кулибиным, состояла из трехколесного шасси, на которое было установлено двухместное пассажирское сиденье. Сам же водитель, располагавшейся стоя за этим сиденьем, должен был давить поочередно на две педали, связанные с механизмом вращения колес. Экипаж Кулибина особенно примечателен тем, что содержал практически все основные элементы конструкции автомобилей будущего, и именно он впервые использовал в своей коляске перемену передач, устройство торможения, подшипники и руль.

    Появление первого автомобиля в России

    В 1830 году К. Янкевич, который был признанным мастером лафетных дел, вместе со своими помощниками собрал «Быстрокат» - самоходную колесную машину с паровым двигателем. Двигатель имел устройство, основанное на конструкциях паровых силовых агрегатов И. И. Ползунова, М. Е. Черепанова и П. К. Фролова. В качестве топлива, по замыслу изобретателя, должен был использоваться сосновый древесный уголь.

    Конструкция представляла собой крытую колесную повозку, в которой предусматривалось, помимо места для водителя, еще и места для пассажиров.

    Однако механизм получился очень громоздким и сложным для эксплуатации. Поэтому конструкция машины оказалась нежизнеспособной. Тем не менее это был первый отечественный автомобиль в России, который действительно можно было считать настоящей самодвижущейся машиной с паровым двигателем.

    Появление двигателя, способного работать на бензине, дало толчок для дальнейшего развития автотехники, так как именно он, благодаря своим сравнительно компактным размерам, мог стать источником движущей силы будущих автомобилей.

    Первые автомобили в России с ДВС

    По сведениям некоторых историков-исследователей, с ДВС был сконструирован в 1882 году в маленьком городке на Волге. Авторами машины были инженеры Путилов и Хлобов. Однако официальных документов, достоверно подтверждающих этот факт, так найдено и не было. Поэтому считается, что самые первые автомобили в России, оснащенные жидкотопливными двигателями, были ввезены из-за границы.

    В 1891 году Василием Навороцким, работавшим редактором одной из одесских газет, в Россию был ввезен французский автомобиль «Панар-Левассор». Получается, что впервые в нашей стране бензиновый автомобиль увидели жители Одессы.

    До столицы Российской Империи прогресс в виде бензиновых авто дошел только спустя 4 года. 9 августа 1895 года Санкт-Петербург увидел первую бензиновую самодвижущуюся машину. Немногим позже в столицу привезли еще несколько таких автомобилей.

    Видимо, появление импортных образцов на мировом рынке подтолкнуло к действию и отечественных инженеров-конструкторов.

    Первый российский автомобиль с ДВС

    В 1896 году на Нижегородской выставке для всеобщего обозрения был представлен автомобиль полностью отечественной сборки, снабженный бензиновым двигателем. Машина получила название: «Автомобиль Фрезе и Яковлева», в честь своих конструкторов - Е. А. Яковлева и П. А. Фрезе. Завод Яковлева изготавливал трансмиссию и двигатель для машины. Ходовую часть, колеса и сам корпус выпускались на фабрике Фрезе. Однако нельзя сказать, что появление российского автомобиля стало исключительно заслугой российских инженеров.

    Западный образец для российской машины

    Скорей всего, Фрезе и Яковлев в изготовлении своей машины использовали опыт немецкого конструктора Бенца, и за эталон был взят его автомобиль «Бенц-Виктория», который они увидели, посетив 1893 году выставку в Чикаго, где он экспонировался, так как конструктивно и по своему внешнему виду отечественная машина очень напоминала именно немецкий образец.

    Правда, стоит отдать должное российским инженерам, авто не являлось стопроцентной копией заграничного собрата. Ходовая часть, кузов и трансмиссия отечественной машины были существенно улучшены, что акцентировалось в прессе того времени, пристально следящей за новинками в области открытий и изобретений.

    Документально подтвержденных параметров отечественной машины, как и чертежей, не сохранилось. Все суждения об автомобиле основываются на сохранившихся с того времени, описаниях и фотографиях. Собственно, даже достоверно неизвестно, сколько вообще было выпущено машин этой серии. Но в любом случае это были первые автомобили в России, с которых началось серийное производство российских машин.

    Финишная черта для первого бензинового авто

    История машины, собранной Фрезе и его компаньоном, закончилась быстро. В 1898 году инженер и промышленник Яковлев скончался, что, по сути, стало началом конца и для первенца отечественного автомобилестроения. Смерть компаньона вынудила Фрезе закупать двигатели на автомобили за границей, что, конечно же, было для него крайне невыгодно. В 1910 году он продал все налаженное производство Русско-Балтийскому заводу.

    Тем не менее то, что первые автомобили в России отечественного производства появились благодаря именно Фрезе и Яковлеву, навсегда вписано в историю отечественного автомобилестроения, а РБВЗ стал следующей ступенью в развитии производства российских автомобилей.

    Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ)

    Автомобили этой марки зарекомендовали себя, как прочные и очень надежные, что подтверждалось успехами машин, участвовавших в дальних пробегах, автомобильных соревнованиях и даже в международных ралли. Существует подтвержденный документально факт, что одна из машин, выпущенная в 1910 году под индексом «С-24», за 4 года эксплуатации прошла 80 тыс. км без серьезных поломок и ремонта. Даже императорский гараж в 1913 году сделал заказ на две модели машин «К-12» и «С-24».

    60% автомобильного парка российской армии состояло из машин «Руссо-Балт». Причем у завода закупались не только машины, но и шасси для использования на броневиках.

    Немаловажным фактом является то, что практически все детали, узлы и механизмы завод изготавливал собственными силами. За границей закупались только шины, шарикоподшипники, и масляные манометры.

    РБВЗ выпускал автомобили крупными сериями, причем внутри каждой из них существовала практически полная взаимозаменяемость по узлам и деталям.

    В 1918 году предприятие было национализировано и продолжило свою историю уже как бронетанковый завод.

    Так уж повелось, что в истории к совершению великих открытий часто приводит цепочка случайностей. Именно в результате банального стечения обстоятельств и появились первые автомобили.

    Построить «самодвижущуюся повозку» мечтали многие великие умы. Еще Леонардо да Винчи работал над чертежами первого автомобиля. Его повозки с пружинным приводом в эпоху Возрождения участвовали в парадах и народных праздниках. Ученые Флоренции в 2004 году воссоздали конструкцию да Винчи по сохранившимся чертежам и эскизам. Это наглядно доказало, что первые автомобили вполне могли существовать в эпоху великого изобретателя.

    Но пружинный привод итальянца не внушал уверенности в надежности механизма. Работа над созданием более совершенных моделей не прекращались. И вот очередным открытием стало изобретение русским механиком Ползуновым паровой автоматической машины. Сама по себе машина не двигалась, но она способна была превращать энергию топлива в которая, в свою очередь, способствовала процессу парообразования в котле. А пар можно было использовать по своему усмотрению. На основе паровой машины Ползунова французский изобретатель Н. Кюньо создал самоходную повозку. Ее использовали в качестве транспортного средства для перевозки пушек. Повозки с паровой установкой по весу и размерам могли поспорить с современными грузовыми машинами. Чего стоил только вес топлива и воды, необходимых для ее движения. При такой массе скорость первого автомобиля едва достигала 4 км/час.

    Паровая машина не давала покоя не только иностранцам. Иван Кулибин, также работал над созданием автомобиля. Его конструкция технически была более сложная, чем у француза. В кулибинской повозке-самокатке стояли подшипники качения, значительно уменьшающие коэффициент трения, маховое колесо, позволяющее увеличить обороты вала, тормоз и даже подобие коробки скоростей. Однако и первые автомобили Кулибина не нашли практического применения.

    Так бы история автомобилестроения и вращалась вокруг паровой машины, если бы Готлиб Даймлер и Карл Бенц не создали бензиновый двигатель. Безусловно, полностью приписывать этим двум великим людям славу изобретения ДВС было бы несправедливо. Несправедливо по отношению к остальным 400 соавторам, среди которых был инженер Николас Отто, получивший патент на двигатель внутреннего сгорания.

    Появление ДВС стало переломным моментом в истории создания самоходных машин. Теперь Карл Бенц более или менее точно представлял, какой первый автомобиль может прочно утвердиться в истории. В 1886 году Бенц запатентовывает свое новое творение - самодвижущийся экипаж. В качестве движущей силы в нем использовался бензиновый двигатель. По иронии судьбы другой немецкий конструктор, создает такой же экипаж. При этом два изобретателя работали независимо друг от друга. Несмотря на то что Даймлер годом ранее создал первый карбюратор и мотоцикл, лавры изобретателя автомобиля достались именно Бенцу.

    Первые автомобили представляли собой трехколесные двухместные экипажи. Вместо лошадей, их приводил в движение бензиновый мотор с водяным охлаждением. Двигатель располагался в горизонтальном положении над задней осью. Крутящий момент передавался на ось посредством двух цепных и одной ременной передачи. Для запуска двигателя конструктор установил гальваническую батарею. Несмотря на то что рама автомобиля состояла из металлических трубок и была весьма непрочной, а на которую мог рассчитывать водитель, не превышала 16 км/час, это был ощутимый прогресс в истории машиностроения. Именно эти экипажи впоследствии дали возможность конструкторам создавать скоростные современные автомобили.