Что означает размер резины. Что означает маркировка на зимних, летних и грузовых шинах

На современных автошинах имеется довольно обширная маркировка: множество разных букв и цифр. Однако, обычному водителю они дадут немного информации, если, конечно, он предварительно не изучил какую-нибудь специальную литературу по маркировке шин. В этой же статье мы с вами рассмотрим самые важные обозначения цифр на шинах автомобиля, какие характеристики покрышки они обозначают и на что следует в первую очередь обращать внимание при покупке. Начнём.

Итак, существует два типа маркировки шин : европейская (метрическая) и американская (дюймовая).

Европейская маркировка

В нашей стране более распространена европейская маркировка шин, поэтому начнём обзор с неё. Для примера возьмём покрышку со следующими параметрами:

175 — ширина профиля шины в миллиметрах

80 – высота профиля шины в процентах от ширины (в нашем примере это будет 80% от 175 мм, получается 140 мм)

R – конструкция шины. R – это шина радиальной конструкции (слои корда шины уложены вдоль линии радиуса). Существуют также диагональные шины, в них корд уложен по направлению борта.

14 – диаметр внутренней окружности шины в дюймах. Здесь главное не перепутать диаметр с радиусом из-за буквы R, которая стоит перед обозначением диаметра, и, как мы уже выяснили, означает тип конструкции шины, а не её радиус.

88 – индекс максимальной нагрузки. У каждого значения индекса – своя нагрузка. В данном случае для 88 нагрузка будет 560 кг. Нагрузку для других значений можно посмотреть в таблице.

Индекс нагрузки 60 65 70 75 80 85 90 95
250 290 335 387 450 515 600 690
Индекс нагрузки 100 105 110 115 120 125 130 135
800 925 1060 1215 1400 1650 1900 2180

Н – индекс скорости. Он также, как и индекс нагрузки, имеет свои значения (см. таблицу). Здесь же у нас шина с максимальной скоростью 210 км/ч.

Индекс скорости A1 A2 A3 A4 A5 A6 A7 A8
Скорость, км/ч 5 10 15 20 25 30 35 40
Индекс скорости B C D E F G J K
Скорость, км/ч 50 60 65 70 80 90 100 110
Индекс скорости K L M N P Q R S
Скорость, км/ч 110 120 130 140 150 160 170 180
Индекс скорости T H V W Y VR ZR ZR(Y)
Скорость, км/ч 190 210 240 270 300 >210 >240 >300

Американская маркировка

Теперь рассмотрим пример американской (дюймовой) маркировки:

Пример: 35×12.50 R 15 LT 113R

  • 35 - внешний диаметр шины, в дюймах
  • R - шина имеет каркас радиального типа
  • 15 - посадочный диаметр шины, в дюймах, то же что в метрической системе
  • LT - функция шины (LT - light trucks, для лёгких грузовиков)
  • 113 - индекс нагрузки
  • R - индекс скорости

Помимо этих значений, на шинах автомобиля также присутствует несколько других обозначений. Рассмотрим их подробно.

Год выпуска шины

Маркировка года выпуска шины обозначается четырьмя цифрами. Первые две цифры – это неделя года (37-я), вторые – год изготовления (11).

Страна – изготовитель шины

Тут всё просто. Находим надпись «Made in…». Эта шина – китайская.

Тип корда

А так выглядит информация о типе корда в брекере и боковине. Здесь в брекере (TREAD ) применяется 2 слоя стального корда (STEEL 2 ), 2 слоя синтетического корда (POLYESTER 2 ) и одного экранирующего слоя из нейлона (NYLON 1 ). В боковине же (SIDEWALL ) здесь 2 слоя синтетического корда (POLYESTER 2 PILES ).

Также существуют шины, предназначенные для повышенной нагрузки. В них применяется больше слоёв корда, чем в обычных шинах. Обозначаются они маркировкой XL (Extra Load), которая обычно ставится после индекс нагрузки. Также может быть и отдельная надпись EXTRA LOAD .

Максимальное давление в шине

Маркировка MAX PRESSURE (сам надпись может и отсутствовать, а стоять только цифры) указывает на максимальное давление, которое шина может выдержать. У этой шины максимальное давление составляет 350 kPa (килопаскаль). В переводе на атмосферы это будет 3,5 атмосфер (по курсу 100 kPa = 1 атмосфера). Также давление бывает указано в PSI (фунт на квадратный дюйм). Для перевода PSI в атмосферы можно посмотреть в специальную таблицу:

PSI 20 22 23 25 26 28 29 30 32 33
BAR 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 2.0 2.1 2.2 2.3
PSI 35 36 38 39 41 42 44 45 46 48
BAR 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 3.0 3.1 3.2 3.3

Обратите внимание, что на шине указывается не рекомендуемое давление, а максимальное, которое шина может выдержать !

Маркировка шин M S

На всесезонных шинах (и зимних тоже) наносится маркировка M+S. Эти буквы обозначают грязь + снег
Тут же видна маркировка радиальной конструкции шины отдельным словом — RADIAL

Направление вращения шины

Если шина имеет направленный рисунок протектора, то на такой шине будет показано направление её вращения в виде стрелки с надписью ROTATION

А если у шины рисунок протектора ассиметричный, то на внутренней её стороне будет надпись INSIDE , а на наружной – OUTSIDE .

Индикатор износа шины

Расположение индикатора износа может быть указано на боковой поверхности шины небольшой надписью TWI , треугольником или каким-нибудь другим значком. Сам же индикатор обычно представляет собой перемычку в канавке между протекторами. Когда протектор стирается и его высота уменьшается до высоты индикатора, это означает, что шину пора менять. Также на шине может присутствовать индикатор в виде капли. Когда эта капля стирается, шина перестаёт сопротивляться аквапланированию.

У зимней резины есть дополнительный индикатор — снежинка. Зимний индикатор выше «летнего» и, когда протектор стирается до «зимнего» индикатора, сопротивление зимней резины скольжению по льду и снегу полностью исчезает, и её пора менять. Ну или можно «докатать» как летнюю. Некоторые производители оснащают свои шины цифровым индикатором, который выполняется в виде цифры на шине. Как только у летних шин цифра стирается до 1,6 мм, а у зимних – до 4 мм (минимальной высоты рисунка протектора), шины пора менять.

Износостойкость, сцепление и температура

TREADWEAR означает износостойкость резиносмеси, из которой шина изготовлена. Чем ниже числовое значение (здесь – 180), тем меньше ресурс шин. У обычных шин для повседневной езды TREADWEAR обычно составляет от 220 до 340. У шин, которые устанавливают на комфортабельные автомобили, не предназначенные для агрессивной езды, ресурс обычно выше – около 400. У спортивных же шин, напротив, он может быть ниже 200 (как на примере). Это объясняется тем, что спортивные шины изготавливаются из более мягкой резиносмеси для более лучшего сцепления с дорожным покрытием.

Однако, TREADWEAR не даёт чёткой картины относительно будущего износа покрышки, так как на износ сильно влияет манера езды, вес автомобиля, давление в шинах и т.д. Поэтому не стоит предавать этому показателю большое значение.

TRACTION показывает сцепление шины с дорожным покрытием. AA лучший результат, A -высокий, B -средний и C -низкий.

TEMPERATURE – термостойкость шины на высоких скоростях. Чем выше этот показатель, тем большую температуру шина может выдержать при эксплуатации. A означает, что шина может выдержать высокую температуру, B – среднюю и C – низкую. Практически все шины для легковых автомобилей имеют обозначение A. B и C могут встретится на шинах, не рассчитанных на высокие скорости, например на внедорожных.

Стандарты качества

Автошины могут иметь сертификацию, соответствующую стандартам Европы или США.

Европейская сертификация обозначается буквой E (соответствие требованиям ECE – Economic Comission for Europe) с цифрами. Цифра рядом с буквой обозначает одну из стран, уполномоченных сертифицировать шины. После указывается номер сертификата из 5-6 цифр.

Соответствие шины американским стандартам обозначается аббревиатурой DOT (Department Of Transport) c буквами и цифрами, которые обозначают завод-производитель и типоразмер покрышки.

Маркировка автомобильных шин (типоразмер) служит для того, чтобы потребитель мог быстро и безошибочно подобрать комплект резины, необходимой для автомобиля. Данные, которые зашифрованы в буквенно-цифровом обозначении маркировки, нанесенном на боковину покрышки, несут в себе полную информацию об эксплуатационных характеристиках шины. Как изменятся внешние размеры колеса при изменении параметров авторезины, вы можете посчитать с помощью специального калькулятора - .

Нас будут интересовать в основном следующие параметры в маркировке шин : производитель, размерность (типоразмер шины), сезонность, индексы нагрузки и скорости.

В настоящее время количество типоразмеров автомобильных шин исчисляется сотнями. Не ошибиться с выбором вам поможет правильное чтение маркировки автошин.

Существует четыре основных стандарта обозначения продукции: российский стандарт, европейский стандарт (метрический), американский стандарт (дюймовый) и смешанный.
Для того чтобы понять, по какому стандарту промаркировано колесо, обратите внимание на наличие следующих особенностей: наличие надписи DOT (Department of Transportation) говорит о том, что эта автошина промаркирована по американскому стандарту, а буква Е указывает на обозначение по европейскому стандарту, если же на шине стоит обозначение ТУ (Технические условия), то перед вами резина российского производства. Если же случится, что вы увидите на колесе одновременно обозначения DOT и E, это говорит о том, что шина промаркирована по двойному стандарту.

Пример европейской маркировки шин (Е): типоразмер 195/65R15 91H

195 = ширина шины в мм
65 = профиль автошины (отношение высоты покрышки к ширине в %)
R = радиальная конструкция (расположение слоев корда в покрышке)
15 = диаметр колесного диска (посадочный диаметр покрышки в дюймах)
91 = показатель грузоподъёмности (Load Index - индекс нагрузки)
H = индекс скорости (Speed Index)

С ноября 2012 года все европейские производители автомобильной резины маркируют свою продукцию следующей наклейкой:

На ней схематически показаны следующие характеристики шины: топливная экономичность, сцепление колеса с дорожным покрытием при влажной дороге и уровень шума.
Шкалы топливной экономичности и степень защиты от аквапланирования резины состоят из семи возможных классов: от самого низкого G до самого высокого А. Другими словами, A - это наилучший показатель, а G - наихудший.
Уровень шума разделен на три категории: чем больше черных волн на отметке, тем выше уровень шума при эксплуатации автомобиля.
В Европе максимальный уровень шума при движении автомобиля со скоростью 80 км/ч установлен на уровне 72-84 децибел. Подобные наклейки делают интуитивно более понятным для рядового потребителя.

Американская маркировка шин

Пример американской маркировки (DOT): 35x12.50 R 15 LT 113R :

35 = внешний диаметр шины (дюйм)
12.50 = ширина покрышки (дюйм)
R = радиальная конструкция
15 = диаметр диска (внутренний у покрышки, в дюймах)
LT = назначение и применяемость автошины («LT» - Light Truck - т.е. легкий грузовик, или бывает «P» - Passanger - маркировка шин легкового автомобиля)
113 = индекс нагрузки
R = Индекс скорости шины

Российская маркировка автомобильных шин

Примеры маркировки российской шины (ТУ):

175-13/6,95-13 - маркировка диагональной авторезины:

175 и 6,95 = условная ширина профиля автошины (соответственно в миллиметрах и дюймах)
13 = посадочный диаметр автошины в дюймах (соответствует посадочному диаметру колесного диска)

195/65R15 10B - маркировка радиальной шины:

195 = ширина шины в мм
65 = профиль шины (отношение высоты к ширине в %)
R = радиальная конструкция
15 = диаметр колесного диска (в дюймах)
10B = модель (цифра - порядковый номер разработки, буква - производитель, в данном случае В - ОАО "Воронежшина").

Информация о маркировке и параметрах автошин

Индекс нагрузки шины

Индекс нагрузки (Load Index) наиболее актуален для эксплуатации коммерческого и грузового транспорта и представляет собой предельно допустимую нагрузку на колесо. Для легковых автомобилей это не самый актуальный параметр, т.к. делается с большим запасом. Табличка для расшифровки индекса нагрузки представлена ниже:

Таблица индексов нагрузки шин

индекс индекс индекс индекс индекс
50 190 74 375 98 750 122 1500 146 3000
51 195 75 387 99 775 123 1550 147 3075
52 200 76 400 100 800 124 1600 148 3150
53 206 77 412 101 825 125 1650 149 3250
54 212 78 425 102 850 126 1700 150 3350
55 218 79 437 103 875 127 1750 151 3450
56 224 80 450 104 900 128 1800 152 3550
57 230 81 462 105 925 129 1850 153 3650
58 236 82 475 106 950 130 1900 154 3750
59 243 83 487 107 975 131 1950 155 3875
60 250 84 500 108 1000 132 2000 156 4000
61 257 85 515 109 1030 133 2060 157 4125
62 265 86 530 110 1060 134 2120 158 4250
63 272 87 545 111 1090 135 2180 159 4375
64 280 88 560 112 1120 136 2240 160 4500
65 290 89 580 113 1150 137 2300 161 4625
66 300 90 600 114 1180 138 2360 162 4750
67 307 91 615 115 1215 139 2430 163 4875
68 315 92 630 116 1250 140 2500 164 5000
69 325 93 650 117 1285 141 2575 165 5150
70 335 94 670 118 1320 142 2650 166 5300
71 345 95 690 119 1360 143 2725 167 5450
72 355 96 710 120 1400 144 2800 168 5600
73 365 97 730 121 1450 145 2900 169 5800

Индекс скорости шины

Индекс скорости (Speed Index) - это специальная категория, присваиваемая шине по результатам стендовых испытаний, и подразумевает под собой максимальную скорость, на которую рассчитано колесо. Необходимо учитывать, что при эксплуатации автомобиль должен не превышать допустимые скоростные значения и перемещаться с крейсерской скоростью на 10-15 % меньше скоростного индекса. Более подробно сориентироваться поможет следующая таблица:

Таблица - индексы скорости шин

индекс максимальная скорость (км/ч) индекс максимальная скорость (км/ч)
B 50 P 150
C 60 Q 160
D 65 R 170
E 70 S 180
F 80 T 190
G 90 H 210
J 100 V 240
K 110 W 270
L 120 Y 300
M 130 ZR > 240
N 140

Сезонность шины

Сезонность резины определяется следующими значениями на колесе:

Mud + Snow (M+S) - маркировка «грязь плюс снег» означает, что покрышки зимние или всесезонные.
Mud Terrain (M/Т) - грязевые покрышки.
All Season (AS) - всесезонная резина ().
Any Weather (Aw) - всепогодные автошины.
Road+Winter (R+W) - всесезонные шины.

Значок «снежинка» на колесе - означает, что перед вами , если такого значка на колесе нет, то эксплуатировать такую резину в зимних условиях недопустимо, и она эксплуатируется только в странах с теплым климатом либо в летнее время года.

Aquacontact , Aquatred , Water , Aqua , Rain , или значок «зонтик» - специальная дождевая резина, ее конструкция позволяет предотвратить явление аквапланирования.

Если этих надписей нет на боковине покрышки, то это .

Направленные, асимметричные и симметричные шины

Направленность автошин и симметричность определяются следующими надписями:

Outside и Inside , Side Facing In , Side Facing Out обозначают ассиметричные автошины, в этом случае маркировка Outside (Side Facing out) должна находиться с наружной стороны автомобиля, в то время, как Inside (Side Facing In) с внутренней.

Left (Right) указывает, на какую сторону автомобиля устанавливается колесо, данное условие обязательно для соблюдения. Раньше выпускались автошины Nokian NRV одновременно направленные и симметричные, но из-за проблем, связанных с левыми и правыми колесами и дороговизной производства, эту модель сняли с производства.

Rotation или стрелка на боковине означает, что вы имеете дело с направленной шиной. При их установке необходимо в обязательном порядке соблюдать направление вращения колеса.

При отсутсвии этих надписей на боковине автошины - покрышка симметричная, и может устанавливаться на машину в любом положении.

Цветовые метки (маркировка) на шине

Цветовые отметки на боковине колеса бывают в виде небольшого кружка, треугольника, квадрата и встречаются у разных производителей разных цветов: синие, красные, желтые и т.д. Цвет маркировки никак не регламентируется, однако в большинстве случаев желтая метка на шине указывает на самое легкое место покрышки и используется при бортировании резины на диск в качестве ориентира (его совмещают с вентилем на ободе колеса).

Красная метка на боковине автошины означает место максимальной неоднородности у покрышки.
Также на протекторе шин часто встречаются разноцветные полоски, идущие по диаметру шины. Эти полоски не несут для потребителя никакой смысловой нагрузки и служат для идентификации товара на складах поставщиков и производителей.

Дополнительные обозначения встречающиеся в маркировке покрышки

Знак "+" означает уменьшенное сопротивление качению, обуславливающее уменьшение значения среднего расхода топлива, также означает улучшенные показателя сцепления колеса при эксплуатации на мокрой дороге.
P (PASSENGER) - маркировка шин для легковых автомобилей.
LT (LIGHT TRUCK) - Run Flat (TRF) - Toyo, ROF - Dunlop, RunOnFlat - , у корейского производителя - XRP , у шин - Run Flat и т.д.

Tube Type - камерная покрышка.
Tubeless - бескамерная шина.
Max Pressure - максимально допустимое давление в колесе.
Max Load - максимально допустимая нагрузка на колесо (за буквенным обозначением указывается числовое в килограммах и фунтах).
Extra Load (XL) , Reinforced , Reinf , RF - повышенный индекс нагрузки.
Reinforced (RF) в типоразмере автошины означают усиленную покрышку.
Буква С (Сommercial) , стоящая после указания посадочного диаметра, обозначает марку грузовой резины, свидетельствует о повышенной слойности и прочности колеса.
Ply Rating (PR) - норма слойности, коэффициент, определяющий несущую способность (прочность) каркаса покрышки: чем выше норма слойности, тем выше грузоподьемность шины. В легковом автотранспорте применимы 4PR и усиленные (Reinforced) 6PR.
Radial - радиальная конструкция.
Steel - наличие в шине металлического корда.
Temperature (А, В, С) - термостойкость шины (А - наивысшее значение).
Traction (А, В, С) - способность автошины к торможению на мокрой дороге, коэффициент сцепления (А - наивысшее значение).
Treadwear - ожидаемый километраж пробега (коэффициент износоустойчивости), достаточно теоретическое значение, но чем выше этот коэффициент, тем дольше не изнашивается протектор шины.
Studless - ошиповке не подлежит.
Studdable - подлежит ошиповке (специально разработанные )
TWI - отметка минимально возможной остаточной высоты рисунка протектора шины.
Maximum Flange Sheild (MFS) - система защиты обода колеса у , разработана специально для дорогой резины, защищает протектор от боковых повреждений при наездах на бордюр и т.п.
HP (High Performance) или UHP (Ultra High Performance) - элитные высокого класса с повышенными показателями прочности и износостойкости.

Если же у вас остались вопросы, звоните, и специалисты нашей компании «Шины.ру» с удовольствием вам помогут.

Сегодняшний авторынок не страдает недостатком товаров для любой марки автомобиля, исключением не является и шины для «железного коня». Автомобильные покрышки отличаются друг от друга по маркировке, которая зачастую понятна лишь специалистам.

В зависимости от погодных условий и типа автомобиля необходимо выбирать подходящие шины. Если вам интересно, что обозначают символы на боковой стороне колеса и хотите правильно выбирать себе шины без помощи третьих лиц, то запомните следующие обозначения.

У каждого автомобиля существует руководство по эксплуатации. Там вы увидите, как самостоятельно заменить ту или иную деталь, а также найдете рекомендации завода-изготовителя в отношении подходящих шин. Для конкретной марки автомобиля обычно указывают сразу несколько маркировок. Они зависят от времени года, в котором будет эксплуатироваться резина, погодных условий, диаметра и мощности двигателя вашего автомобиля.

Если руководства поблизости нет, а резина нужна здесь и сейчас, то можно прочитать маркировку сбоку на колесе автомобиля. Такая надпись называется типоразмер и имеет следующий вид: 185/65 R15 90 V . Это и есть маркировка автомобильных шин, расшифровка которой выглядит следующим образом:

185 – ширина резины в мм.

65 – высота профиля резины в мм.

R радиальный корд автошины.

Бытует заблуждение, что R – это радиус резины, но это далеко не так и не стоит ее путать с радиальной конструкцией шины. Кроме радиальной конструкции бывает и диагональная, которая именуется латинской буквой D, но резину с такой маркировкой уже давно сняли с производства, поскольку ее характеристики значительно хуже, чем у радиальной.

15 – диаметр диска в дюймах. Считается этот размер по внутренней стороне шины или наружней стороне диска.

V – обозначает индекс скорости шин. Показывает максимальную скорость, на которую рассчитана шина. Буква V соответствует скорости 240 км/ч. Чтобы посмотреть скорости по другим индексам, необходимо воспользоваться соответствующими таблицами.

90 – индекс нагрузки. Не стоит путать индекс нагрузки с предельно допустимой массой в килограммах. В нашем случае колесо с таким индексом может выдержать до 600 килограмм веса.

Индекс нагрузки указывается в маркировке не на весь автомобиль, а только на одно его колесо. Чтобы рассчитать максимальный вес нагрузки, который выдержит ваш автомобиль, просто умножьте максимально допустимую нагрузку одного колеса на число имеющихся колес в автомобиле. На нашем примере это 600 килограмм (максимальный вес, который выдерживает одна шина)*4 колеса обычного легкового автомобиля. Получается, что предельно допустимая нагрузка 2400 килограмм.

Метки на шинах, выделенные другим цветом

Шины маркируются не только буквенной и числовой аббревиатурой, но и цветными метками. Расшифровка маркировки шин в этом случае следующая:

  • Желтая метка в виде круга или треугольника на боковой части резины обозначает, что тут самое легкое место. При шиномонтаже колеса на диск геометрическую фигуру желтого цвета необходимо совместить с самым тяжелым местом диска. На этом месте обычно расположен ниппель. Совмещение легкого места резины и тяжелого места диска дает возможность поставить грузики с небольшим весом. На бывшей в употреблении резине, такое обозначение теряет свою актуальность, поскольку при износе характеристики резины меняются и метка уже не может отображать реальное положение.
  • Красная точка на боковой части шины обозначает место, где самая большая силовая неоднородность. Появляется она при совмещении нескольких слоев шины в момент ее производства. Различные неоднородности на шине вовсе не означают брак и являются нормой. Однако, красные точки ставятся только на те шины, которые поставляются на новые автомобили.
  • На резине также вы найдете и белый штамп, который обозначает номер инспектора, отвечающего за последний осмотр вашей шины перед выпуском ее в продажу.
  • Цветная полоска на протекторе (рисунке) шины делается только для того, чтобы резину было легко найти на складе. Все автошины, имеющие разные типоразмеры различаются маркировками этого типа. По разноцветным полоскам на колесе, кладовщик на складе может без труда определить, к какой модели и типоразмеру принадлежит та или иная стопка шин.

Дополнительная информация

Всю дополнительную информацию можно посмотреть на боковой части шины в маркировке:

XL или Extra load обозначают усилено-защищенную шину, у которой индекс нагрузки будет выше 3 единиц если сравнивать ее с шинами такого же типоразмера.

M&S или M+S (Mud + Snow) – в переводе грязь и снег или всесезонная резина. Такая резина отлично эксплуатируется в зимнюю пору.

AS или ALL Season – резина, предназначенная, для еды в любое время года.

Обозначение в виде * (снежинка) значит, что резину стоит использовать только зимой.

Если такого значка вы не обнаружили, то резина летняя и использовать ее следует при плюсовой температуре.

Aquacontact, Aquatred, Water, Aqua, Rain или рисунок зонтика на боку шины обозначает, что резина максимально приспособлена к дождливой погоде.

Inside и Outside – шины асимметричные. При установке такой резины необходимо обращать на надписи на обеих сторонах резины. Надпись Inside должна после установки быть с внутренней стороны автомобиля, а сторона с буквенным обозначением Outside – с наружней.

RSC (RunFlat System Component) – резина, на которой можно продолжать движение со скоростью до 80 км/ч при порезе колеса и давлении в шине ноль атмосфер. У каждого производителя есть рекомендации относительно километража, который можно преодолеть на такой резине, обычно это от 50 до 150 километров.

Rotation или стрелка – поможет установить правильное направление для вращения колеса. При установке резины необходимо неукоснительно соблюдать данную рекомендацию.

Tubeless – шина используется без камеры. Если такой надписи вы не обнаружили, то использование шины можно только с камерой.

Строение автомобильных шин легковых автомобилей.

Tube Type – без камеры шину с такой надписью эксплуатировать запрещено.

Max Pressure – обозначает максимальное значение давления в шинах, в кПа.

Max Load – максимальная нагрузка, которую может выдержать одно колесо автомобиля.

Reinforced или RF шина имеет 6 слоев. Буква С в самом конце типоразмера говорит о том, что покрышка грузовая и имеет 8 слоев.

Radial – маркировка автошин используется для определения типоразмера и указывает на радиальную конструкцию.

Steel - металлический корд входит в состав шины.

Е в кружке — шина изготовлена по всем европейским требованиям ЕСЕ (Economic Commission for Europe).

DOT (Department of Transportation)- стандарт качества, утвержденный американцами.

Temperature А, В или С – температурная прочность покрышки при езде на большой скорости, где А лучший показатель, а С – худший.

TWI (Tread Wear Indiration) – указывает на износ протектора на резине. Маркировка автомобильных шин с этим значением иногда имеет стрелу. Нет необходимости искать хаотично указатель по всему колесу, как правило, он расположен в 6 или 8 местах шины по всей ее окружности. Обозначает рисунок минимальную высоту протектора, при достижении которой, резину следует заменить.

Индикатор износа можно увидеть в виде выступа в 1,6 мм. Расположен этот индикатор в углублении протектора.

Дата производства покрышки

Как и любой продукт, шины имеют дату изготовления. Ее можно увидеть в виде 4 цифр, обведенных в овал. К примеру (2014). Первые два числа обозначают неделю, а две вторые – год. У нас это май 2014 года. На дату изготовления важно обращать внимание при покупке резины, которая ранее была в употреблении. Слишком старая шина, даже с небольшим пробегом прослужит вам очень короткое время и уже через 1-2 сезона ее опять придется менять.

Все мы знаем что шины отличаются по размерам и характеристикам, и наверняка каждый и читателей знает что означают цифры 195/65 R15 нанесенные на покрышку, но как правило на шине есть ещё очень много различных обозначений, и здесь мы хотим подробнее описать что они означают. Итак возьмём к примеру маркировку шины Nokian Haka Н : 195/65 R15 95 V XL

Прежде всего типоразмер шины (195/65 R15)

  • 195 - ширина профиля шины в мм
  • 65 - высота профиля, указывается как процентное отношение к ширине шины. В нашем случае высота профиля составляет 65% от ширины профиля(195мм). Часто высоту профиля называют серией. В некоторых типоразмерах это значение отсутствует например 195 R15. Такие шины называют полно-профильными, а отношение высоты к ширине в таком случая как правило составляет 80 или 82%.
  • R - каркас шины, в данном случае буква R означает что шина радиальная, частая ошибка букву R принимают за букву радиуса. Возможные варианты: B - bias belt (борта шины сделаны из того же материала, что и протектор, езда на таких шинах очень жёсткая), D - диагональный тип каркаса. Если тип неуказан то подразумевается диагональный тип каркаса.
    Диагональная автошина имеет каркас из одной или нескольких пар слоев корда, расположенных так, что нити соседних слоев перекрещиваются. В радиальной автошине корд уложен от одного борта к другому без перехлеста нитей, по наружной поверхности он обтянут мощным гибким поясом из высокопрочного нерастяжимого материала. В настоящее время особенно распространены радиальные автошины, поскольку они в большей мере удовлетворяют требованиям.
  • 15 - посадочный диаметр шины (соответствует диаметру обода диска), указывается в дюймах. При переводе в миллиметры надлежит считать 1 дюйм = 25,4 мм. Простым языком это диаметр диска, на который шину такого размера нужно устанавливать.

Индексы скорости, нагрузки и усиленность.

  • 95 - индеек или коэффициент нагрузки(в данном случае 690кг), на некоторых моделях в дополнение к этому может быть указана нагрузка в кг — Max load. Это условный показатель, указывающий на допустимую нагрузку на автошину в кг. Расшифровку распространённых индексов нагрузки вы можете увидеть в нашей таблице индексов нагрузки .
  • V - индекс скорости, указывает на максимально допустимую скорость(в данном случае 240 км/ч), при которой производитель гарантирует сохранение заложенных эксплуатационных характеристик автошины. Расшифровка приведена в таблице индексов скорости .
  • XL - это обозначение говорит что используется усиленная конструкция (так же иногда встречается обозначение С или Reinforced). Усиленные шины можно использовать на легких коммерческих пикапах и микроавтобусах.

Так же иногда может встречаться шины на которых перед указанием типоразмеров написаны одна или две латинские буквы например: LT205/55 R16 91V
В данном случае обозначение:

  • LT - функция шины (назначение шины). Распространенные варианты: P - легковой автомобиль (passenger car), LT - лёгкий грузовик (Light Truck), ST - прицеп (Special Trailer), T - временная (используется только для запасных шин).

Дополнительные сведения

Дополнительно на шинах могут быть указаны следующие сведения:

  • MAX PRESSURE - максимально допустимое давление.
    Давление воздуха в шинах существенно влияет на поведение автомобиля на дороге, безопасность на высоких скоростях, а также на износ протектора. Давление в шинах обязательно должно быть приведено в норму до регулировки углов установки колёс.
  • Tire construction materials - материал изготовления.
  • Tubeless - бескамерная шина.
  • Tube Type - шина должна эксплуатироваться с камерой.
  • Rotation - направленная шина, направление вращения которой указано дополнительной стрелкой на боковине шины.
  • Outside и Inside (или Side Facing Out и Side Facing Inwards) - ассиметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск. Надпись Outside (наружная сторона) должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside (внутренняя сторона) - с внутренней.
  • Left или Right - означает, что шины этой модели бывают левые и правые. При их установке нужно строго соблюдать правило установки шины на автомобиль, левые только слева, а правые, соответственно, только справа.

Назначение для определенных погодных условий эксплуатации

Автомобильная шина предназначена для гашения колебаний колес, неровностей дорожного покрытия, и других негативных факторов. Ее изобретением мы обязаны Роберту Томсону, который еще в далеком 1849 году, явил миру прародительницу всех покрышек, сделанную из кусков кожи, соединенных между собой заклепками. Конечно тогда и речи не шло о маркировке шин, но с тех пор много воды утекло, деревянные колеса экипажей сменились автомобилями бизнес класса на литых и кованых дисках, а маркировка стала обязательным требованием, предъявляемых к производителю.

Существует международный, общепринятый стандарт маркировки автомобильных шин . Зная что означает та или иная цифра-буква на колесе автомобиля, можно с легкостью понять что это за шина, и для эксплуатации в каких условиях она подходит больше всего.
Давайте научимся расшифровывать обозначение на шинах. На приведенном ниже рисунке видно, что означает маркировка на боковине покрышки.

Как вы видите, обозначений довольно много, но все они что-либо значат.

Информация о производителе

Первое обозначение, и как правило самое большое по размеру — название фирмы производителя, бренда. Оно не отражает никаких технических характеристик покрышки, просто дает понять кто производитель. Разве что помогает ориентироваться в том, какую сумму потратил владелец автомобиля на ее приобретение.
Следом за ним идет название модели, по сути практически то же самое что марка, и в расшифровке не нуждается.
Так же может быть указана страна производитель.

Типоразмеры и конструкция шины


Далее идет так называемый типоразмер шины, содержит он, как правило, основные характеристики:

  • ширина профиля;
  • высота колеса от обода до наружного края. Указывается в процентном соотношении к ширине шины;
  • буква R означает конструкцию корда (а не радиус колеса как думают многие автолюбители), в данном случае радиальная, идущая от борта к борту. Когда нити корда расположены под углом, один слой в одну сторону, а второй в другую, данный тип конструкции называется диагональным и имеет обозначение D. Диагонально-опоясывающая конструкция имеет индекс B. Отсутствие букв говорит о том, что перед вами шина с диагональным кордом;
  • Посадочный диаметр, считается от одного внутреннего края покрышки до другого. Так же соответствует размеру обода диска.

Индексы нагрузки и скорости

Следующим пунктом идут индекс нагрузки и скорости. Чем выше числовое значение, тем большую нагрузку способна выдержать шина. Нагрузка указывается для одной покрышки следовательно для легкового автомобиля это значение необходимо умножать на 4.


Несколько иначе производится маркировка грузовых шин. Здесь указывается два числа, первое означает максимальную нагрузку при одинарной ошиновке, второе при двойной.
Индекс скорости указывают латинскими буквами. Ниже приведены соответствующие таблицы.

Дополнительная информация (может присутствовать не на всех типах шин)

В том случае если шина усиленная, может быть нанесено соответствующее значение (REINFORSED — RF, EXTRA LOAD — XL).
При ассиметричности протектора шин, в частности направленности узора на зимних (для того, чтобы машина, что называется, лучше «гребла») указывается либо наружная сторона словом OUTSIDE, или наносится стрелка для указания направления вращения колеса.
Шины для зимней эксплуатации маркируются рисунком снежинки, или имеют обозначение WINTER.


Зонт, слова WATER, AQUA и подобные означают что покрышка эффективна на мокрой дороге.
ALL SEASON, ALL или AGT говорит про всесезонность данного типа шин.
MUD and SNOW (M&S M+S) — грязь и снег, обозначение всепогодных шин.
Когда данные обозначения отсутствуют, это обозначает что колеса предназначены только для летней эксплуатации.
Знаками TL (tubeless) обозначаются бескамерные шины. В случае отсутствия данного знака, покрышка может использоваться только с камерой.

Максимальная нагрузка и максимально допустимое давление внутри шины так же может быть указано производителем. Давление указывается в килопаскалях (кПа), а нагрузку в килограммах и реже в английских футах.
Дата изготовления автомобильной шины так же может быть указана. Первые две цифры будут обозначать порядковый номер недели, а две последующие год выпуска.

По американской системе классификации качества, введенной департаментом транспорта США, покрышки могут иметь ещё ряд маркеров (американские в обязательном порядке).

  1. температурный режим;
  2. износостойкость протектора;
  3. сцепление с дорогой.

Во время движения автомобильная шина вырабатывает тепло. Перегрев как известно существенно сокращает срок службы многих вещей, и шины не исключение из этого правила.
Существует три класса термоустойчивости:

  • A — наилучшая;
  • B — средняя;
  • C — приемлемая.

Износостойкость протектора измеряется следующим образов. Берется большая выборка различных шин, которые эксплуатируются на стендах, в равных условиях. На основании этих тестов выставляется числовое значение. За базовый стандарт берется число 100, которое соответствует требуемому качеству. Число 150 будет означать, что данная покрышка изнашивается в полтора раза медленней.
Сцепление с дорожным покрытием. Этот параметр отображает способность шины тормозить на мокром асфальте. Замеряется на правительственном треке, так же в равных условиях.
По результатам тестирования могут быть присвоены следующие значения:

  • AA — сцепление с дорогой наилучшее;
  • A — хорошее сцепление;
  • B — среднее;
  • C — худщее.

клиренс автомобилей в таблицах
Прогресс как известно не стоит на месте. Ежегодно меняются стандарты и требования, вводятся новые маркировки и обозначения. Какие-то являются обязательными, другие лишь рекомендованы к нанесению. За всем уследить не получится, но базовые значения запомнить не сложно, и тогда не придется приставать в магазине к консультанту с глупыми вопросами.