Автомобильный транспорт преимущества и недостатки. Технико-экономическая характеристика автомобильного транспорта. Плюсы и минусы владения автобусом

Сегодня автомобильный транспорт является одним из самых распространенных и востребованных способов транспортировки грузов . Он активно используется во всех странах и на всех континентах и перевозит более 80 процентов массы мирового груза.

В России автомобильный транспорт тоже стабильно удерживает позиции основного перевозчика, беря на себя по тоннажу около 70 процентов внутреннего груза.

Чем же он так привлекателен для рынка транспортных услуг? На самом деле у автомобильного транспорта полно преимуществ, выгодно отличающих его и от железнодорожного, и от морского, и от авиационного.

Преимущества автомобильного транспорта

Во-первых, автомобильный транспорт - единственный, позволяющий осуществлять доставку груза «от двери до двери».

Суда ходят от порта до порта, самолет не приземляется аккурат возле склада , да и железнодорожные пути, ведущие прямо на заводскую территорию, могут позволить себе только исключительные предприятия. Даже если основную часть пути груз едет на поезде или плывет морем - без автомобиля все равно не обойтись: только он сможет доставить товар для отправки в порт, аэропорт или на железнодорожную станцию и оттуда - на склад покупателя.

Кстати, именно поэтому так высока доля автомобильного транспорта в структуре грузоперевозок. Он в любом случае, хотя бы как посредник, участвует в процессе транспортировки.

А уж если расстояние, которое необходимо преодолеть грузу, сравнительно невелико и маршрут проходит по суше, то автомобиль - наиболее подходящий вариант. Ведь благодаря тому, что исчезает необходимость в промежуточной разгрузке-погрузке с одного транспортного средства на другое, у товара гораздо больше шансов в целости и сохранности доехать от дверей склада продавца прямиком «в руки» покупателя.

Во-вторых, автомобиль обладает большей мобильностью и маневренностью. Ему нет нужды, как тому же железнодорожному составу, двигаться по строго выделенной колее, с которой он вообще не имеет возможности свернуть.

Автомобиль способен гибко реагировать на меняющиеся обстоятельства (сократить путь, объехать «пробку» и другой сложный участок дороги, забрать «догруз» …), что положительно сказывается на скорости доставки.

В-третьих, автомобильный транспорт создает условия для сохранения ритмичности транспортировки товаров. Не надо ждать, пока накопится количество груза, достаточное для того, чтобы заполнить, например, весь объем стандартной 20-тонной фуры, - меньшие партии товаров можно перевозить как на автомобиле подходящей грузоподъемности, так и в составе сборных грузов .

Точно так же, кстати, не надо ждать и того момента, когда соберется, например, весь железнодорожный состав: один автомобиль, отвечающий всем нуждам заказчика и подчиняющийся его пожеланиям, - и меньше нежеланных задержек.

В-четвертых, автомобильные грузоперевозки обеспечивают срочность доставки в тех случаях, когда она не была запланирована, а товар должен был попасть на склад покупателя «еще вчера». Ведь для того чтобы воспользоваться услугами железнодорожного или морского транспорта (воздушный вообще отличается высокой стоимостью), еще за несколько недель до отправки необходимо «зарезервировать» за собой «грузоместо» и уладить все формальности. Подходящий же автомобиль пусть и сложно, но возможно найти в считанные часы.

В-шестых, на рынке автомобильных грузоперевозок нет устанавливающего твердые тарифы монополиста. Доступная стоимость грузового автомобиля (по сравнению с другими транспортными средствами) приводит на рынок много игроков, конкуренция между которыми обеспечивает гибкую систему ставок.

Однако вместе с тем у автомобильного транспорта есть и существенные недостатки

  • Автомобильные грузоперевозки оптимальны для коротких маршрутов и невыгодны на дальние расстояния: они обходятся гораздо дороже, чем услуги железнодорожного или водного транспорта.
  • Хотя автомобильный транспорт позволяет перевозить цельные негабаритные и тяжеловесные грузы, для «штучных» товаров лимит ограничен возможностями фуры: стандартная фура «поднимает» вес в 20 тонн, максимальную грузоподъемность, в 44 тонны, дает автопоезд. Большие партии товара придется укомплектовывать в несколько машин, что крайне неудобно и, опять-таки, сказывается на стоимости грузоперевозки.
  • Автомобильный транспорт зависит от дорожных и климатических условий: снежные заносы, гололедица, весенние и осенние распутицы либо существенно замедляют, либо вовсе останавливают процесс транспортировки. А значит, увеличивают (или вообще срывают) сроки доставки.
  • Аварийность на дорогах, к сожалению, до сих пор так и не победили, поэтому при перевозке груза автомобильным транспортом всегда есть риск порчи или утраты товара. Кроме того, не редки случаи кражи груза (особенно при транспортировке на дальние расстояния).

Итак, когда для перевозки груза лучше всего воспользоваться автомобильным транспортом?

Выбор способа транспортировки зависит от многих факторов и обстоятельств, а потому сложно совершенно определенно сказать, в какой ситуации какой вид транспорта использовать. Однако если маршрут доставки проходит по суше и предполагает сравнительно небольшое расстояние, груз относится к т.н. «стандартным» (строительные и отделочные материалы, мебель, бытовая и оргтехника, косметика, продукты питания …) и вся партия товара способна уместиться на одном автотранспортном средстве, то лучшим выбором для перевозки груза станет именно автомобиль.

Все перечисленные виды перевозок имеют свои отличия, но наряду с этим у них есть и сходство, они имеют общую технологическую основу в виде конкретных технологических схем.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки различных видов транспорта.

Автомобильный транспорт участвует в транспортировке грузов на относительно короткое расстояние (в пределах 200–300 км), главный плюс этого вида транспорта – хорошая маневренность, что позволяет доставлять груз «от двери к двери».

Этот вид транспорта позволяет обеспечивать регулярность поставки, а также осуществлять поставки небольшими партиями. Здесь предъявляются менее жесткие требования к упаковке.

Необходимо отметить и скорость доставки грузов и пассажиров, по своим скоростным характеристикам он уступает только воздушному.

Основными недостатками являются:

1) высокая себестоимость перевозок;

2) вероятность кражи груза и угона самого транспортного средства;

3) малая грузоподъемность;

4) плохое состояние дорог и незначительная их протяженность;

5) дорогое обслуживание, большая стоимость материально-технической базы;

6) автотранспорт экологически неблагоприятен, что сокращает возможность его использования.

Но, несмотря на перечисленные недостатки, автомобильный транспорт активно обеспечивает грузовые перевозки для всех служб народного хозяйства.

Автомобильный транспорт выполняет большую часть пассажирских перемещений на короткие расстояния, в пригородном сообщении, а также в междугородных перевозках на расстоянии до 500 км.

Железнодорожный транспорт хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов в любую погоду. Организация перевозок этим видом транспорта регулярна и осуществляется на большие расстояния.

Ключевым преимуществом является сравнительно невысокая себестоимость и наличие скидок.

Также положительным аспектом является возможность прокладки железнодорожных путей сообщения практически на любой территории страны и высокая провозная и пропускная способность железных дорог.

Железнодорожный транспорт характеризуют относительно высокие экономические показатели и достаточно совершенная технология перевозок.

Для объективности оценки необходимо перечислить недостатки, к ним относят: ограниченное количество перевозчиков, невозможность доставки при отсутствии железнодорожных путей.

Использование железнодорожного транспорта выгодно при перевозках грузов (каменный уголь, минеральные удобрения, металлы и т. п.) на дальние и средние расстояния, между предприятиями, имеющими железнодорожные пути. В некоторых случаях использование железнодорожного транспорта выгодно даже при незначительном грузообороте.

Морской транспорт играет важную роль в развитии и укреплении экономических связей с зарубежными странами, он является самым крупным перевозчиком в международных перевозках.

По сравнению с другими типами транспорта морской транспорт имеет ряд позитивных отличий в обеспечении массовых межконтинентальных перевозок.

Морские пути не требуют дополнительных затрат, поэтому этот транспорт не нуждается в дополнительных капиталовложениях.

Для этого транспорта характерны: низкая себестоимость перевозок, неограниченная пропускная способность.

К недостаткам морского транспорта относятся:

1) зависимость от природных и навигационных условий;

2) необходимость строительства сложного портового хозяйства;

3) низкая скорость и жесткие требования к упаковке.

Морской транспорт связан с заграничными перевозками и доставкой грузов по импорту и экспорту в страны с торговыми связями.

Внутренний водный транспорт характеризуется низкими грузовыми тарифами и является важным звеном общей транспортной системы в тех районах, где есть реки.

Речной транспорт отличает большая провозная способность, невысокая себестоимость перевозок, малые капитальные вложения.

Недостатки заключаются в ограничении использования подвижного состава, связанном с сезонностью работы, удлинениям маршрутов следования грузов, небольшой скоростью перевозок. Речной транспорт эффективен в районах, где нет других видов транспорта.

Воздушный транспорт. Основное преимущество – скорость. Также воздушный транспорт отличает возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.

Воздушный транспорт занимается в основном пассажирскими перевозками, грузовые перевозки, осуществляемые им, по сравнению с объемом перевозок, осуществляемых другими видами транспорта, имеют небольшой вес.

Воздушный транспорт занимается доставкой грузов в промышленные центры и доставкой в северные районы овощей, фруктов и других скоропортящихся продуктов, а также почты и других ценных грузов.

Высокая себестоимость перевозок – главный недостаток этого вида транспорта. К недостаткам можно отнести зависимость от метеоусловий.

Трубопроводный транспорт. Трубопроводы делят на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Этот тип транспорта предоставляет низкую себестоимость при высокой пропускной способности и большой степени сохранности грузов. Недостатком трубопроводного транспорта является небольшое количество грузов, подлежащих транспортировке. Трубопроводный транспорт занимается перекачкой нефти и газа с месторождений, перемещением продуктов перегонки нефти.


| |

Большая роль автомобильного транспорта на транспортном рынке страны обусловлена его специфическими особенностями и преимуществами перед другими видами транспорта, которые заключаются в следующем: высокая маневренность и подвижность, позволяющие быстро сосредоточить транспортные средства в необходимом количестве и в нужном месте; способность обеспечивать доставку "от двери до двери"" без дополнительных перевалок и пересадок в пути следования; высокая скорость доставки и обеспечение сохранности грузов, особенно при перевозках на короткие расстояния; широкая сфера применения по видам грузов, системам сообщения и расстояниям перевозки; необходимость меньших капиталовложений в строительство автодорог при малых потоках грузов и пассажиров (при крупных они приближаются к стоимости железнодорожного строительства).

Наиболее эффективной сферой использования автомобильного транспорта являются короткопробежные перевозки. Средняя дальность перевозки 1 т груза составляет 20-24 км. В этой связи доля автомобильного транспорта в суммарном грузообороте составляет около 6 %.

Автомобильный транспорт обеспечивает главным образом внутрирайонные перевозки грузов и пассажиров, осуществляет Централизованные перевозки от железнодорожных станций и портов и обратно. Особенно широко используется автотранспорт в горнорудной промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и торговле.

Прогнозы показывают, что этот вид транспорта в России может расширить свою долю на рынке транспортных услуг, особенно в связи с неизбежным развитием дорожного строительства в стране и дальнейшим совершенствованием и увеличением парка подвижного состава.

Преимущества автомобильного транспорта перед другими видами транспорта и его недостатки:

маневренность и большая подвижность, мобильность;

доставка грузов или пассажиров «от двери до двери» без дополнительных перегрузок или пересадок в пути следования;

автономность движения транспортного средства;

высокая скорость доставки;

широкая сфера применения по территориальному признаку, видам груза и системам сообщения;

более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта.

Большая мобильность, удобство перемещения и способность быстро реагировать на изменения спроса пассажиров позволяют автотранспорту часто быть вне конкуренции при пассажирских перевозках на местных линиях. Средняя дальность поездки одного пассажира составляет 9 км. Автобусы перевозят более 60 % пассажиров во многих городах России, а в некоторых из них и в сельской местности - 100 %.

Относительные недостатки автомобильного транспорта:

большая себестоимость; (в десятки раз выше, чем на железнодорожном, водном и других видах транспорта);

большая топливоэнергоемкость, металлоемкость;

низкая производительность единицы подвижного состава (130- 150 тыс. т-км в год);

наибольшая трудоемкость (на одно транспортное средство требуется не менее одного водителя); (на автотранспорте занято 3/4 всех работающих на транспорте)

загрязняет окружающую среду.

низкий уровень производительности труда вследствие малой средней грузоподъемности автомобилей;

Подвижной состав автомобильного транспорта, используемый для перевозок грузов и пассажиров.

К подвижному составу автомобильного транспорта относятся автомобили различных модификаций, полуприцепы и прицепы. Автомобиль-тягач с прицепом или полуприцепом называют автопоездом. Автомобили можно разделить на грузовые, пассажирские и специальные. К грузовому подвижному составу относят универсальные бортовые всех марок и специализированные по видам груза рефрижераторные, автоцистерны, фургоны, панелевозы, лесовозы и др. К пассажирскому подвижному составу относят автобусы и легковые автомобили. Отдельно выделяют грузо-пассажирские автомобили, создаваемые обычно на базе легковых автомобилей, но предназначенные для перевозки как пассажиров, так и небольших партий грузов.

К специальному подвижному составу относятся транспортные автомобили, приспособленные для выполнения различных технических функций - автокраны, передвижные электростанции и компрессоры, пожарные, санитарные, коммунальные. В отдельную подгруппу выделяют спортивные автомобили.

Автомобили различают также по роду двигателя (внутреннего сгорания, карбюраторные, дизельные, газобаллонные, газотурбинные, электрические), по грузоподъемности (особо малой, малой, средней, большой и особо большой), вместимости (автобусы и легковые автомобили), максимальной конструкционной скорости движения, числу ведущих колес (двухосные, трехосные и т. д., переднеприводные, заднеприводные), максимальной нагрузке на дорогу от осей автомобиля, габаритной длине, ширине и высоте автомобиля и автопоезда. Тягачи разделяют на седельные и буксирные. Выделяют также внедорожные автомобили (карьерные, лесовозные, а также автомобили повышенной проходимости).

Основными задачами по развитию автомобильного транспорта в России являются: совершенствование конструкции и технических характеристик автомобилей и их двигателей в отношении экономичности, экологичности, лучшего дизайна и удобства управляемости; рационализация структуры автопарка, увеличение выпуска автомобилей специализированных и различной грузоподъемности; совершенствование системы диагностики, технического обслуживания и ремонта автомобилей; улучшение организации и безопасности движения в системе "автомобиль-водитель-дорога"; значительное расширение дорожного строительства и повышение качества автомобильных дорог.

Как известно, одной из "вечных" проблем России являются дороги. Их недостаток и низкое качество имеющихся существенно сдерживают не только развитие автомобильного транспорта, но и в определенной мере социально-экономический прогресс в стране.

Дороги общего пользования составляют всего лишь 578,0 тыс. км, в том числе 520,0 тыс. км с твердым покрытием. Следовательно, на 1000 км2 территории нашей страны приходится 45 км автодорог с твердым покрытием (или 27 км дорог общего пользования). Значительное отставание в развитии дорог по сравнению с другими странами должно быть преодолено в будущем. По расчетам специалистов, потребная минимальная протяженность автодорог в России - 1,5-2 млн км.

Для эффективного использования автомобильного транспорта в России необходимо значительное увеличение дорог 1-й и 2-й категорий, так называемых автобанов с соответствующим оборудованием: станциями заправки автомобилей и технического обслуживания, демпингами, дорожными гостиницами, специальными стоянками, пересечениями в разных уровнях, освещением, дорожными знаками и т. п.

Несовершенное качество дорог увеличивает стоимость перевозок на 30-50%, расход горючего повышается в 1,5 раза, стоимость эксплуатации автомобиля возрастает в 2-3 раза, а срок службы уменьшается на 30%. В соответствии с государственной программой по развитию, реконструкции и содержанию федеральных автомобильных дорог Российской Федерации планируются реконструкция, расширение и новое строительство таких крупных автомагистралей, как Москва-Минск-Брест, Москва-Санкт-Петербург-государственная граница, кольцевых дорог вокруг Москвы и Санкт-Петербурга, автобанов Москва-Курск-Белгород, Омск-Новосибирск, Уфа-Челябинск и др. Строятся новые крупные мосты через Волгу, Обь, Амур и другие реки для разгрузки действующих переходов через эти естественные препятствия. Следует подчеркнуть, что, как показывают расчеты, на 1 р., вложенный в строительство и содержание дорог, пользователь может получить более 3 р. чистой прибыли, не считая внетранспортного эффекта. Введена плата за проезд по некоторым дорогам, как это практикуется в некоторых странах.

На рынке транспортных услуг доминирующей является проблема качества перевозок грузов и пассажиров, которая может быть решена благодаря увеличению доли специализированного подвижного состава. Эта проблема стоит остро на любом виде транспорта и связана с сущностью, ролью транспорта в жизни общества. Скорости имеют тенденцию к повышению, однако их увеличение связано неоднозначно с проблемой капиталовложений, расхода топлива и эксплуатационных расходов. Современные легковые автомобили достигают скорости 250 км/ч, а грузовые - 120 км/ч. Для реализации таких скоростей нужны особые условия эксплуатации, чему препятствуют большая плотность движения, несовершенство геометрии дорог и дорожного покрытия, пересечение с пешеходным движением. Выбор рациональных скоростей зависит от груза, типа автомобиля, категории дороги, погодных условий, профессионализма водителя, т. е. представляет собой сложную комплексную задачу.

Обостряется и проблема регулярности перевозок в рыночных условиях: так как выпуск продукции (или формирование пассажиропотока) цикличен, следовательно, и вывоз ее должен быть соответствующим. Кроме того, стоимость грузов, находящихся в процессе складирования и транспортировки, классифицируется как "омертвленный капитал", а большая часть поездок пассажиров в городах связана с трудовым процессом и увеличением дальности перевозок. Поэтому проблема регулярности в настоящее время рассматривается в новом аспекте - в плане, создания непрерывной системы транспортировки грузов и пассажиров по принципам логистической системы , основным условием которой является своевременное удовлетворение потребности (спроса) в транспортной услуге.

В рыночных условиях расширяется сфера использования автомобильного транспорта. Зарубежный опыт говорит об эффективности автомобильного транспорта при перевозках на расстояние 300-400 км и более благодаря применению автомобилей большой грузоподъемности (в США средняя грузоподъемность автомобиля в междугородных перевозках 19 т, в Франции - 13 т, в ФРГ - 15 т, в России - 9 т ).

Определено, что на расстояние до 200 км автотранспортом можно доставить груз быстрее в 12 раз, чем железнодорожно-автомобильным смешанным сообщением и в 5 раз быстрее, чем в прямом железнодорожном; на расстояние до 500 км - быстрее соответственно в 7 и 3 раза. Однако с увеличением дальности это преимущество теряется.

Большегрузные контейнеры (10, 20 и 30 т) эффективно перевозить автотранспортом на расстояние до 500 км. Валютная эффективность распространяется на большие расстояния, что позволяет, например, Ирану возить свои грузы в Европу через территорию России на расстояние 3000 км.

На автомобильном транспорте очень остро стоит проблема организации и безопасности движения, которая должна рассматриваться в системе "автомобиль-водитель-дорога-среда" (А-В- Д-С). Совершенствование автомобиля идет по линии активной безопасности с целью предотвращения дорожно-транспортных происшествий (использование регулируемых тормозов, диафрагмирующих неслепящих фар, специальных устройств бортового контроля режима движения, более надежных шин и пр.) и пассивной безопасности для уменьшения последствий аварий (упрочнение кузова, травмобезопасные стекла, ремни безопасности, устройства для предотвращения вытекания топлива и пр.). Глобальной задачей при решении проблемы безопасности движения следует считать создание новой транспортной системы с изоляцией пешеходов от транспортных средств (планировка дороги в разных уровнях, строительство альтернативных проездов, пешеходных тоннелей, увеличивающих скорость транспортного потока на 30-40%, снятие движения в отдельных частях города и т. п.).

Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования.

Транспорт общего пользования удовлетворяет потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещая различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляя общедоступное транспортное обслуживание населения. К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе за плату пассажиров (включая граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на общественном транспорте) или грузов.

Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признаётся перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых фактов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Транспорт необщего пользования (ведомственный), как правило, перевозит грузы и пассажиров своего предприятия, объединения (ассоциации, концерна и т. п.)

Существует множество классификаций транспорта общего пользования, однако следует остановиться на более важных для исследуемой отрасли.

Транспорт общего пользования подразделяется на следующие виды:

1. Железнодорожный транспорт – вид транспорта, перевозка грузов и пассажиров на котором осуществляется по рельсовым путям.

Является ведущим в транспортной системе России, является основным и наиболее эффективным видом транспорта для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении.

Обеспечивает экономичную перевозку крупных грузов, предлагая при этом ряд дополнительных услуг, благодаря чему он занимал почти монопольное положение на транспортном рынке. И лишь бурное развитие автомобильного транспорта в 70-90-е гг. XX в. привело к сокращению его относительной доли в совокупном доходе транспорта и общем грузообороте.

Ведущее значение железнодорожного транспорта обусловлено следующими факторами:

1) технико-экономическое преимущество над большинством других видов транспорта;

2) совпадение направления и мощности основных транспортно-экономических межрайонных и межгосударственных (в границах СНГ) связей России с конфигурацией, пропускной и провозной способностью железнодорожных магистралей (в отличие от речного и морского транспорта).

3) географические особенности нашей страны: протяженность железных дорог в России (87 тыс. км.) меньше чем в США и Канаде, но работа, выполняемая ими, больше, нежели в других странах мира.

Главная задача железных дорог России - обеспечить надежную транспортную связь европейской части страны с её восточными районами.

Преимущества железнодорожного транспорта:

1) железнодорожный транспорт – наиболее экономичный вид транспорта, в отличие от воздушного и автомобильного транспорта;

2) имеет сравнительно невысокую себестоимость перевозок (уступая по уровню себестоимости перевозок лишь трубопроводному и морскому транспорту);

3) он практически не зависит от климатических условий, погоды, времени года и суток (строительство железных дорог происходит практически на любой территории, имеет возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года, в отличие от речного транспорта). Современная техника позволяет прокладывать железные дороги в любых районах, однако строительство и эксплуатация дорог в горах значительно дороже, чем на равнинах. Около 70 % железных дорог в стране имеют подъемы от 6 до 10%.

4) Высокая манёвренность в использовании подвижного состава (возможность регулировки вагонного парка, изменения направления грузопотоков и т. п.);

Эффективность железнодорожного транспорта становится ещё более очевидной, если учесть такие его преимущества, как:

5) высокая провозная способность (массовость);

6) сравнительно высокая скорость подвижного вагонопотока;

7) возможность эффективной организации выполнения погрузочно-разгрузочных работ;

8) регулярность перевозок.

Среди существующих показателей наиболее точно характеризуют уровень мобильности железнодорожного транспорта следующие:

1) удовлетворение потребностей народного хозяйства в перевозках за определенный период времени,

2) соблюдение сроков доставки грузов, средний простой вагона под одной грузовой операцией;

3) участковая и техническая скорость, коэффициент участковой скорости;

4) соблюдение графика и расписания движения, выполнение плана пассажирских перевозок.

Недостатки железнодорожного транспорта:

1) перегруженность важнейших транспортных линий, из-за этого средняя скорость движение на железных дорогах постоянно снижается;

2) ограниченное количество перевозчиков;

3) строительство железных дорог требует больших капитальных вложений и зависит от топографических, климатических и экологических условий;

4) на железнодорожном транспорте высока доля расходов, мало зависящих от размеров движения (ремонт зданий и других устройств, содержание административно-технического персонала), она составляет около половины общих расходов по эксплуатации;

5) производственная деятельность железнодорожного транспорта оказывает воздействие на окружающую среду всех климатических зон нашей страны, но по сравнению с автомобильным транспортом неблагоприятное воздействие на среду обитания существенно меньше. В первую очередь это связано с тем, что железные дороги наиболее экономичный вид транспорта по расходу энергии на единицу работы.

6) железнодорожный транспорт является крупным потребителем металла (на 1 км магистральной линии требуется 130-200 т металла, не считая подвижного состава)

2. Автомобильный транспорт (автобусы, включая маршрутные таксомоторы).

Основными причинами активного использования автотранспорта в логистических системах стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородных перевозок. От железных дорог автотранспорт отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Однако в автотранспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) в расчете на 1 км пути велика, постоянные же расходы (накладные расходы, амортизация автотранспортных средств) невелики. Поэтому в отличие от железнодорожного автотранспорт лучше всего для перевозки небольших партий грузов на малые расстояния. Это определяет сферы использования автотранспорта - перерабатывающая промышленность, торговля и пр.

Несмотря на определенные проблемы в автотранспортной отрасли (рост расходов на замену и техническое обслуживание оборудования, на оплату труда водителей, грузчиков и ремонтников) в обозримом будущем именно автотранспортные перевозки сохранят центральные позиции в обеспечении транспортных потребностей логистики.

Главные межрайонные трассы идут параллельно железным дорогам, что закономерно, так как все виды транспорта в составе ЕТС РФ выполняют общую задачу - осуществляют транспортно-экономические связи. Автотранспорт общего пользования выполняет большой объем пассажирских перевозок (90 % перевозок пассажиров всем магистральным транспортом).

Преимущества автомобильного транспорта:

1) высокая возможность устанавливать транспортную связь на всей территории страны, обеспечение необходимой частоты движения и размещения автомобильных дорог во всех её зонах;

2) высокая скорость передвижения;

3) рациональность перевозок на любые расстояния;

4) высокая проходимость и большая маневренность;

5) возможность круглосуточного обслуживания пассажиров по любым направлениям;

6) относительно высокие эксплуатационно-технические и экономические качества, большая комфортабельность и удобство поездки;

7) небольшие первоначальные затраты на освоение новых маршрутов;

8) доставка пассажиров и их багажа от места отправления к месту назначения (т.н. «от двери к двери»).

Недостатки автомобильного транспорта:

1) автомобильный транспорт относительно дорогой вид сухопутного транспорта;

2) имеет более низкую производительность труда по сравнению с другими видами транспорта;

3) себестоимость перевозок значительно выше, чем на железнодорожном и водном транспорте;

4) автотранспорт является основным источником загрязнения атмосферы. Количество машин непременно растёт, особенно в крупных городах, а вместе с этим растёт валовой выброс вредных веществ в атмосферу.

Автомобильный транспорт не может составить конкуренции, например, железнодорожному транспорту в массовых межрайонных перевозках, прежде всего из-за:

5) высокой удельной энергоемкости транспорта;

6) отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня.

Промежуточное положение по уровню обслуживания между перевозками пассажиров маршрутизированными видами городского транспорта и такси занимают маршрутные такси . Традиционные формы обслуживания пассажиров массовыми видами наземного городского общественного транспорта не удовлетворяют в полной мере возросшие потребности населения.

Перевозки пассажиров маршрутными такси в городах организуются на направлениях, которые не обслуживаются другими видами пассажирского транспорта, или параллельно по заранее рассмотренным и утвержденным маршрутам в автобусах малой или особой малой вместимости. Пассажиропотоки на таких направлениях, как правило, незначительны для массовых видов транспорта, но стабильны во времени и устойчивы по территории. Маршрутные такси используются в городах также для замены маршрутных автобусов в периоды дежурного движения.

Особенностью маршрутных таксомоторных перевозок является то, что это не самостоятельная, а вспомогательная форма обслуживания, предназначенная, с одной стороны, разгрузить массовый пассажирский транспорт, а с другой стороны – повысить качество транспортного обслуживания.

Преимущества маршрутных таксомоторных перевозок:

1) рациональное сочетание удобств, свойственных такси, с экологичностью перевозок в автобусном сообщении;

2) одновременное обслуживание необходимой группы людей делает поездку более комфортабельной, позволяет частично учесть индивидуальные требования пассажиров;

3) частично компенсирует убыточность городских автобусов;

4) сокращает поездки на автомобилях индивидуальных владельцев;

5) охватывает маршрутами все основные районы города;

6) посадка-высадка по требованию;

7) межмаршрутное маневрирование подвижного состава в течение рабочего времени.

Нет сомнений, что автомобильный транспорт прочно вошел в жизнь человечества. При этом сфера его применения поистине безгранична. Несмотря на то, что первый автомобиль был изобретен более 120 лет назад, на сегодняшний день трудно представить себе быт или коммерческую деятельность без использования автомобильного транспорта. Однако владение и использование любого вида транспорта подразумевает наличие сопутствующих расходов. Поэтому необходимо четко понимать все плюсы и минусы его владения.

Плюсы и минусы владения легковым автомобилем

Наиболее распространенный вид автомобильного транспорта которые предпочитают приобретать автолюбители – легковые автомобили.

Плюсы

  • Маневренность – небольшие размеры легкового автомобиля позволяют уютно себя чувствовать в городском потоке.
  • Комфорт – владелец сам выбирает, когда и куда отправиться.
  • Широкая сфера применения – с помощью легкового автомобиля есть возможность осуществлять транспортировку негабаритных грузов;
  • Скорость современные автомобили, даже с небольшим объемом двигателя, показывают неплохую динамику при движении.

Минусы

  • Себестоимость – если речь идет о приобретении нового автомобиля, то нужно быть готовым отдать немалую сумму не только за машину, но и также понести определенные расходы на ее оформление и регистрацию;
  • Содержание – это даже не столько минус, сколько сопутствующая необходимость. Любая техника требует определенного ухода. Если говорить о легковом автомобиле, то нужно быть готовым проходить периодическое техническое обслуживание, тратить деньги на заправку топливом, а также приобретать сезонные покрышки для колес и иные расходные материалы;
  • Загрязнение окружающей среды – двигатели внутреннего сгорания в процессе работы выделяют угарный газ, который пагубно влияет на окружающую среду, а при высокой концентрации в воздухе представляет опасность для человека.

Таким образом, можно прийти к выводу, что плюсов владения легковым транспортом гораздо больше чем минусов. Приобрести автомобиль дорогое удовольствие, однако оно полностью оправдано. С помощью автомобиля у автолюбителя открывается масса новых возможностей в передвижении, но не стоит забывать о надлежащем уходе и содержании, в противном случае автомобиль станет непомерной обузой для бюджета владельца.

Плюсы и минусы владения грузовым транспортом

С момента появления услуги грузовых перевозок вопрос о транспортировке габаритных и негабаритных предметов ушел в небытие. Сейчас работаю целые компании со своими огромными автопарками, ежедневно осуществляющие перевозки.

Плюсы

  • Большая грузоподъемность – грузовой автомобильный транспорт, в зависимости от модификации, в состоянии за одну поездку перевезти огромный объем груза.
  • Коммерческая деятельность – владельцы грузового транспорта могут извлекать из этого выгоду. К примеру, можно со своим автомобилем на договорной основе сотрудничать с компанией, которая будет обеспечивать заказами на перевозку, или заниматься индивидуальным предпринимательством и работать «на себя».
  • Сфера применения – есть возможность осуществлять перевозку различных типов и видов грузов независимо от расстояния.

Минусы

  • Стоимость – грузовая техника стоит немало, и для покупки собственного грузового автомобиля придется немало заплатить.
  • Обслуживание – проблем с поиском и приобретением комплектующих запчастей на грузовую технику нет, однако цена заставит перебрать не один вариант в поисках лучшего.
  • Габариты – большие размеры транспорта заставят тщательно строить маршрут передвижения учитывая особенности местности и требования правил дорожного движения в городской черте.

Плюсы и минусы владения автобусом

Автобус относится к категории автомобильной техники, основной задачей которого является перевозка пассажиров. В отличии от легкового транспорта, для личных целей автобусы не приобретаются и практически всегда используются при осуществлении предпринимательской деятельности.

Плюсы

  • Большая вместимость – современные мини автобусы могут вмещать в себя от 6 человек, большие автобусные лайнеры могут вмещать до 100 человек.
  • Отличная маневренность и динамика – несмотря на свои габариты, автобусы обладают хорошими рулевыми характеристиками, и скоростными показателями.
  • Удобство – хорошо оборудованные салоны автобусов позволяют осуществлять перевозку пассажиров на большие расстояния без остановок на ночлег или отдых.
  • Доход – если есть возможность начать индивидуальную деятельность в сфере перевозок, то это отличный способ неплохо заработать. Автобусные перевозки всегда были востребованным способом передвижения не только по городу, но и между разными населенными пунктами.

Минусы

  • Стоимость – цена на хорошо оборудованные автобусы повышенной вместимости очень высокая.
  • Эксплуатационные расходы – основное призвание такой техники постоянные перевозки. Постоянное движение неизбежно приводит к усоленному износу. С учетом этого, нужно быть готовым нести определенные расходы на содержание автобусной техники.
  • Иные расходы – услуги по перевозкам может быть достаточно прибыльным занятием, однако не следует забывать о дополнительных расходах на разрешительные документы.

Подводя итог, можно прийти к единому мнению, что автомобильный транспорт, в любом своем проявлении, существенно упрощает ежедневную жизнь человека, однако цена такого блага может достигать достаточно весомых размеров. Только приобрести автомобильный транспорт недостаточно, нужно быть финансового подготовленным его содержать.