Проект безопасное поведение пассажиров. Такси-камикадзе. Безопасность пассажиров не гарантирует никто. Обеспечение личной безопасности туриста на водном транспорте


Мы все бываем пассажирами и обязаны знать правила поведения пассажира и меры безопасного пове­дения в транспорте. Пассажиром называется лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нём), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (схо­дит с него).


Городской транспорт, который перевозит пассажиров, назы­ вается общественным. Это трамваи, троллейбусы, автобусы и метро. Все виды общественного транспорта едут по определённым маршрутам, узнать о которых можно по номеру. Места остано­вок общественного транспорта, оборудованные специальными посадочными площадками, обозначаются указателями.


Правила поведения во всех видах общественного транс­порта Посадка в транспортное средство производится после его полной остановки и когда из него выйдут пассажиры. При посадке необходимо учитывать, что двери открываются и закрываются автоматически, не толкаться, не суетиться, не мешать другим людям. Войдя в салон, необходимо осмотреться, выбрать, не мешая находящимся в автобусе пассажирам, удобное место, где бы вы никому не мешали и вам бы никто не мешал. Следует по­смотреть, где расположены запасные и аварийные выходы. Если в транспортном средстве нет свободных мест для сидения, нужно постараться встать в проходе, не мешая движению пассажиров, держаться рукой за поручень или за специальные подвески. Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на неё, она может случайно открыться.


Правила поведения во всех видах общественного транс­порта Передвигаться по салону рекомендуется только при полной остановке транспортного средства. Необходимо помнить, что в общественном транспорте нельзя шуметь, шалить, громко разговаривать, вызывающе себя вести, есть мороженое. Нельзя высовываться из окон.


Правила поведения в трамваях, автобусах и троллейбусах При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посредине улицы и нужно пересечь проезжую часть дороги, чтобы подойти к остановке трамвая, необходимо осмотреть обе стороны дороги и, убедившись в отсутствии движущегося транспорта, направиться к остановившемуся трамваю. Посадка в транспорт, оборудованный АСКП (автоматизированной системой контроля пассажиров), производится через передние двери, а высадка через двери, на которых имеется надпись «Выход» (кроме транспортных средств, оборудованных АСКП). Как правило, посадка должна производиться через задние двери, а высадка через передние или через двери, на которых имеется надпись «Выход».


Правила поведения в трамваях, автобусах и троллейбусах После высадки из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть особенно вниматель­ ным, учитывая интенсивное движение транспорта. При выходе из трамвая и автобуса, если необходимо перейти проезжую часть, безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пе­шеходного перехода и по нему перейти проезжую часть на другую сторону улицы. На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет, следует подождать, когда автобус отъедет, и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти дорогу.


При поездке на грузовом автомобиле необходимо помнить и соблюдать ряд мер безопасности: нельзя стоять в кузове во время движения грузовика; нельзя переходить с места на место во время движения гру­зового автомобиля; нельзя выходить из грузовика в сторону проезжей части дороги. Правила поведения при по­ездке на грузовом автомо­биле


Правила поведения в метро При спуске в метро на эска­латоре: стойте справа, идите слева; нельзя бежать по ступенькам эскалатора и сидеть на них. Ожидая поезд на платформе: не заходите за ограничительную линию; если у вас что-то упало на рельсы, не пытайтесь достать этот предмет сами, обратитесь к дежурному.


Опасные ситуации в транспорте Если вы заметили возникновение пожара в автобусе, трамвае, троллейбусе необходимо немедленно сообщить о по­жаре водителю и пассажирам; потребовать остановить транспорт и открыть двери. При заблокировании дверей для эвакуации из салона транс­ портного средства необходимо использовать аварийные люки в крыше и выходы через боковые стёкла (при необходимости можно выбить стёкла ногами). При эвакуации не допускать па­ники и выполнять указания водителя. В любом транспорте имеются материалы, которые при горе­нии выделяют ядовитые газы, поэтому необходимо стремиться покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.




Немедленно сообщи­те об этом машинисту по переговорному устройству и в даль­нейшем выполняйте его команды. При появлении в вагоне открытого огня во время движения поезда постарайтесь потушить его, используя имеющиеся под сиденьями огнетушители или подручные средства. Ни в коем случае не пытайтесь остановить поезд в тоннеле аварийным стоп-краном; оставайтесь на местах, пока поезд дви­жется в тоннеле. При остановке поезда в тоннеле не пытайтесь покинуть его без команды машиниста. После разрешения на выход откройте двери или, если нет другого выхода и вашей жизни угрожает смертельная опас­ ность, выбейте ногами стёкла, выйдите из вагона и двигайтесь в направлении, указанном машинистом. Если пожар возник в вагоне метро 14



Анастасия Мельникова, обозреватель МИА "Россия сегодня"

"По пути из аэропорта Мурманска в Мончегорск таксист, который меня вез (а было примерно пять часов утра), уснул на скорости 110 километров в час. Я сидел сзади справа, пристегнутый, что и спасло мне жизнь, — рассказывает режиссер и продюсер Михаил Ананьев. — То есть миг — и тебя крутит в машине со страшным грохотом, ты только успеваешь оценить каждый новый удар и понять, что вот — ты еще пока жив. Водитель тоже был пристегнут и тоже остался жив. У меня сотрясение мозга, контузия глаза, отек спинного мозга и множественные гематомы, короче — повезло".

Михаилу действительно повезло: когда водитель уснул, дорога поворачивала, машина съехала на большой скорости в кювет, но вокруг не было ни обрывов, ни озер (а их по пути в Мончегорск много).

О масштабе же аварии говорит то, что свой рюкзак с ноутбуком Михаил нашел на дороге метров за тридцать от машины, а детали были раскиданы еще дальше.

За поездку в такси-фирму было заранее внесено 2300 рублей из 2500, после происшествия никто из компании, принимавшей заказ, пострадавшему пассажиру не позвонил.

"Когда я позвонил вечером сам, то сказали: "А при чем тут мы? Звоните водителю, это его проблема". И только после того, как я пригрозил адвокатом, приехали, привезли заплаченные вперед 2300, — рассказал Михаил Ананьев. — Но больше всего интересовались, какие шаги я буду предпринимать дальше. Директора фирмы, естественно, "в городе сейчас нет".


С возмещением убытков пассажира будет разбираться адвокат в Мурманске, предстоит взыскивать ущерб за причинение легкого вреда здоровью, а также материальный (ноутбук не подлежит восстановлению) и моральный ущерб. "Как я понимаю, они поделят ответственность — водитель и контора", — говорит Михаил.

Этот лишь одна из множества ежедневных аварий на российских автодорогах. Но даже в таком, далеко не самом драматичном, ДТП возмещение ущерба пассажиру зависит лишь от его настойчивости.

Кто и как может обезопасить пассажиров от недобросовестных, непрофессиональных водителей и на что могут рассчитывать пострадавшие в такси?

Что делать пострадавшим пассажирам

"При авариях срабатывают положения российского законодательства об ОСАГО. Пассажиру, пострадавшему в аварии, ущерб должна возмещать страховая компания виновника происшествия — это правило касается и клиентов такси. Если виновен в аварии таксист, то ущерб возмещает страховая компания перевозчика, — рассказывает управляющий партнер коллегии адвокатов Владимир Старинский. — Если компенсация не покрывает все расходы, то пострадавший может обратиться с требованием о дополнительной компенсации. Как правило, требование адресуется компании, в которой работает водитель. При этом компания может обратиться к водителю с правом регрессного требования".

Однако четко прописанных правил возмещения ущерба пассажирам пока нет, в каждом случае порядок компенсации определяет суд.

Большие проблемы возникают, если сумма ущерба превышает максимальную по ОСАГО (500 тысяч рублей). Здесь, по словам эксперта, процесс может затянуться.

Лучше сразу обращаться в компанию-агрегатор, через которую клиент сделал заказ. Разногласия могут быть быстро урегулированы в досудебном порядке, если фирма предложит пострадавшему адекватную компенсацию.

"По определению ответственности в случае ДТП по вине такси есть разная судебная практика, — рассказывает председатель Общественного движения TAXI-2018 Станислав Швагерус. — К примеру, есть постановление апелляционного суда Ханты-Мансийского автономного округа, в котором ответственность за действия водителя в ДТП (и таксист, и пассажир погибли) была все-таки возложена на местного агрегатора. А до этого суд отказал родственникам погибшего пассажира в возмещении моральной компенсации: раз таксист умер, то никаких выплат не предполагалось".

Таксисты против клиентов и агрегаторов

Водитель такси, пожалуй, одна из самых востребованных профессий в больших городах. Востребованных, но не то чтобы хорошо оплачиваемых.

Агрегаторы сейчас демпингуют, вводят тарифы, при которых на такси становится ездить чуть ли не выгоднее, чем на маршрутке, — к примеру, в Подмосковье. Там "Яндекс.Такси" ввел минимальную стоимость вызова — 49 рублей. За эту сумму пассажиру гарантирована поездка продолжительностью шесть минут и расстоянием в два километра (далее каждый следующий километр и дополнительная минута — по семь рублей). В Москве — 99 рублей за четыре минуты и два километра. Для тех, кто живет не очень далеко от метро или электрички — это очень выгодно (а если в машину сесть вчетвером, то вообще дешево).

Водители на профессиональных форумах ругаются: сколько можно уже понижать тарифы? Приходится постоянно "метаться" по эконом-заказам, иметь дело с большим числом пассажиров (а ведь им нужно уметь понравиться — чтобы те поставили хорошую оценку), в ночное время обслуживать неадекватных клиентов (которые также могут испортить рейтинг и плохими оценками, и жалобами).

"Я уже зарекся выезжать по вечерам в пятницу и субботу или по ночам. Да, вызовы получаешь чаще, но пассажиры иногда такие, что думаешь: поскорее бы уже вышли, — рассказал водитель автомобиля комфорт-класса Александр Кузнецов. — И разговаривают на ты, развязно, матерятся. Ведь когда люди выпили, у них тормозов не бывает, не сдерживают себя вообще".

По словам Алексея, сейчас среди клиентов такси появились профессиональные аферисты. Например, вызывают машину на дальний заказ, доезжают до конечной точки, показывают свой телефон — а в нем вообще нет никакого заказа (он оформляется на подставной телефон). "Или заплатят, а потом так нажалуются диспетчеру, что с нас и деньги за заказ снимают, и рейтинг понижают, — говорит Александр. — В таких случаях разве что видеорегистратор поможет".

У пассажиров к водителям не меньше претензий: салоны бывают грязными и плохо пахнут, кондиционеры летом не работают (чаще всего — "вот как раз сегодня собирался заправить"), города не знают. Но самое главное — многие из них вынуждены работать чуть ли не сутками (это никто не отслеживает) и могут, как в случае с пострадавшим Михаилом Ананьевым, заснуть за рулем.

"Я после аварии в Мурманске вернулся в Москву, взял во Внуково такси, было восемь утра, — рассказывает Михаил. — Вдруг в районе Кутузовского водитель останавливается и говорит: простите, мне надо подышать, засыпаю, всю ночь работал. Подышали, я пересел вперед, и всю оставшуюся дорогу заставлял его мне что-то рассказывать".

Проследить график работы таксистов невозможно даже при большом желании: они порой работают на несколько агрегаторов или фирм-перевозчиков.

Усталые от многочасовой смены водители встречаются и на вызовах машин люкс и бизнес-класса. Но в таких случаях они хотя бы умеют это как-то скрывать, стараются поговорить с пассажиром, могут задавать стандартные вопросы: устраивает ли температура воздуха в салоне, какое радио включить, какие предпочтения по маршруту.

"В Wheely и Gett довольно жесткие экзамены в бизнес-классе и VIP. Проценты прибыли агрегаторов там примерно одинаковые, — рассказывает Сергей, водитель Mercedes. — У одного из них — прямо муштра и дрессировка водителей. Я был на экзамене, нас пришло 15 человек, со мной экзамен прошли только двое. 50 вопросов на знание Москвы, около 30 — ситуационно-психологические, а дальше идет в течение четырех часов тестирование с инструктором".

Будут ли застрахованы пассажиры?

Конкурентное преимущество у различных агрегаторов и таксомоторных компаний теперь — не только вежливость и внешний вид водителей, которые открывают двери, встречают с зонтом во время дождя и помогают донести багаж. Актуальная тема — страхование пассажиров, гарантия того, что если с клиентами что-то случится, то они могут рассчитывать на адекватную компенсацию.

Сейчас страхование (по умолчанию) есть в премиум-агрегаторе Wheely, а также в нескольких фирмах такси.

В Москве, Санкт-Петербурге и Сочи каждый пассажир Wheely застрахован на 2,5 миллиона рублей. Страховка распространяется на всех пассажиров в автомобиле, а не только на того, кто сделал заказ.

Совсем недавно начали тестирование системы страхования и в "Яндекс.Такси". Теперь пассажиры этого агрегатора застрахованы на два миллиона рублей, но пока — только на территории Калининградской, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Самарской и Томской областях, в Краснодарском и Красноярском крае, а также в Татарстане и Чувашии.

А в общем, такси в России остается единственным видом транспорта, на который не распространяется действие закона об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.

"В действующем законе прописаны требования собственно к легковому такси. Сейчас же нужны требования и к организаторам перевозки, к агрегаторам", — считает председатель Общественного движения TAXI-2018 Станислав Швагерус.

Прежде чем страхование пассажиров такси станет обязательным, требуется внести ясность во многие вопросы. Например, кто может или должен быть страхователем: водитель, владелец транспортного средства, собственник таксопарка или агрегатор? Насколько увеличится финансовая нагрузка на перевозчиков легковыми такси и как это отразится на стоимости поездок?

В любом случае введение обязательного страхования, скорее всего, дисциплинирует владельцев таксомоторных компаний и агрегаторов.

Ведь страховым фирмам (а значит, и нанимателям таксистов) невыгодно иметь дело с временщиками, нелегальными или непрофессиональными водителями: слишком велики потенциальные убытки.

Зачастую, садясь за руль, водители и их пассажиры забывают о такой мере защиты, как ремень безопасности. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность за ведение автомобиля водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, а также перевозке непристегнутых пассажиров в ст.12. 6, санкция которой – административный штраф в размере одной тысячи рублей. Сотрудники ГИБДД крайне редко штрафуют тех, кто не пристегнут, несмотря на плачевную статистику травм и смертельных исходов на дорогах из-за отсутствия ремня безопасности.

Водителям:

Итак, пункты правил дорожного движения (2.1.2) четко предусматривают, что водитель обязан убедиться перед началом движения в том, что все его пассажиры пристегнуты. Обращаем внимание, на то, что речь идет о начале движения, т.е. когда автомобиль начинает ехать, но не стоит забывать о случаях, когда в стоячее транспортное средство на полной скорости врезается другой автомобиль. Конечно, не стоит доводить свою безопасность до паранойи и пристегиваться сидя в машине на природе, но в случае, если вы сделали вынужденную остановку на оживленной трассе – такая мера безопасности не помешает.

Пассажирам:

У пассажира есть одна главная обязанность при езде в автомобиле – пристегнуться. Никогда нельзя быть уверенным, что водитель ТС в котором вы передвигаетесь вдруг не превысит скорость или не вылетит на встречку. Ситуации на дорогах бывают разными и иногда самый опытный водитель может повести себя абсолютно непредсказуемо при ДТП.

Для ребенка в возрасте до 12 лет используется правило-он может находится во время движения на переднем пассажирском сидении, но только в кресле безопасности.

Самые распространенные мифы про ремни безопасности:

1) лучше быть выкинутым из машины, чем невозможность быстро выбраться из машины в момент аварии. У человека, который вылетает в лобовое стекло намного меньше шансов остаться в живых, чем у того кто бы пристегнут ремнем безопасности. Посудите сами, в результате удара, вы можете пролететь более 20 метров, возможность удачного приземления в данном случае сводится к нулю. Ремни безопасности смогут уберечь вас от значительных травм и самое главное от удара головы об лобовое стекло.

2) ремень безопасности может травмировать пассажиров в время резкого торможения. Да, это действительно так. В основном травмы связаны с повреждением шейной части позвоночника, так как во время резкого торможения тело по инерции двигается вперед. Но эти характер таких повреждений ничтожен по сравнению с теми которые могут быть получены в ходе ДТП.

3) Из-за пристегнутого ремня безопасности не будет возможности выбраться из горящего автомобиля. Вероятно, что в истории автомобильных катастроф такая практика случалась, но в случаях сильного удара и как следствие потери сознания вряд ли можно вообще говорить о выходе из машины.

4) Серьезное заблуждение о том, что - пассажиры, сидящие на задних сидениях могут не пристегиваться, так как защищены передними креслами. У таких пассажиров риск получить травмы при ДТП наравне с водителем, а в случае пассажира, сидящего посередине такие шансы возрастают в разы. Однако, место по середине является самым безопасным в автомобиля относительно других пассажирских мест, но это правило действует только в случае пристегнутого ремня безопасности. Современные автомобили оборудованы задними ремнями безопасности, и их необходимо использовать, особенно при езде на дальние расстояния.

Если вы стали свидетелем аварии на железнодорожном транспорте, звоните по телефону 112.

Общие правила безопасности в поезде:
С точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде - центральные вагоны, купе с аварийным выходом-окном или расположенное ближе к выходу из вагона, нижние полки. Как только вы оказались в вагоне, узнайте, где расположены аварийные выходы и огнетушители.
Соблюдайте следующие правила:


. выбирайте сидячие места против движения поезда, т.к. в случае, если хулиганы бросят в окно камень, у вас гораздо больше шансов, что он в вас не попадет;
. при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон;
. тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках;



. не срывайте без крайней необходимости стоп-кран;
. запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложниться эвакуация;
. курите только в установленных местах;
. не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества;
. не включайте в электросеть вагона бытовые приборы;
. при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику;
. располагайтесь (особенно ночью) в тех купе, где уже кто-то есть;
. не засыпайте, если ваши попутчики вызывают у вас недоверие;
. запомните своих попутчиков: имена, приметы, конечные станции;
. не напивайтесь и не принимайте угощение от попутчиков;
. держите свет в купе включенным, даже если это мешает отдыхать;
. не оставляйте двери приоткрытыми, так как это позволяет видеть из коридора то, что происходит в купе;
. когда вы едете в плацкартном вагоне, держите документы или бумажник в надежном месте, портфель - поближе к стене;
. самое ценное (деньги, ключи, документы) забирайте с собой даже в туалет - в бумажнике, поясной сумке или сумке через плечо;
. на промежуточных станциях во время выхода пассажиров воры могут легко воспользоваться всеобщей суматохой, быстро пробежав через вагон, поэтому держите поближе к себе сумку, пиджак и личные вещи, не оставляйте их на соседнем сиденье.


Как действовать при железнодорожной аварии.
При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.


Сразу после аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна - аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. При необходимости разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь только на полевую сторону (где нет железнодорожных путей) железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. При пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара в передние вагоны. Если невозможно - идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов - малминит - выделяет токсичный газ, опасный для жизни.

Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.

Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, т.к. возможен пожар и взрыв.

Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может быть от двух (сухая земля) до 30 м (влажная).

Правила безопасности при нахождении на объектах железнодорожного транспорта.
Хождение по путям в неустановленных местах - самое распространённое нарушение на железнодорожном транспорте. А ведь известно, что неожиданное появление человека на путях или под стоящим составом может привести к несчастному случаю и нарушению движения. Машинисты Московской дороги обладают огромным опытом и тщательно проинструктированы на случаи аварийных ситуаций, но даже их профессионализм и автоматическая реакция не смогут заставить многотонный состав остановиться за доли секунды.


Тормозной путь поезда варьируется от 33 до 1000 м, мгновенная остановка невозможна. Поэтому переходить пути рекомендуется лишь в специально предназначенных для этого местах, обязательно под прямым углом к направлению путей, не наступая на головку рельса, чтобы не поскользнуться и не упасть. Стрелочный перевод - запрещенное для перехода место, предугадать режим работы стрелки человеку неосведомлённому невозможно. При пересечении путей ни в коем случае нельзя выдвигаться на железнодорожное полотно сразу после проследования поезда: важно убедиться в отсутствии встречного состава, для чего требуется дождаться, когда хвостовой вагон поезда удалится из пределов видимости.
Человек, оказавшийся между движущимися поездами, рискует вдвойне: сила воздушного потока, создаваемого составами, достигает 16 тонн. Думается, попасть в такие тиски не пожелает ни один здравомыслящий человек.
Неподвижные вагоны неподвижны лишь на первый взгляд. Подходить к ним ближе, чем на 5 метров, нельзя - любой вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую минуту. Категорически запрещено находиться под стоящим или, тем более, перемещающимся подвижным составом. Этого никогда не делают сами железнодорожники.
Согласно статистике, нередки случаи с людьми, идущими параллельно железнодорожным путям. Если человек не может избежать следования по рельсовому полотну, то идти в колее попутного направления недопустимо: отвлекаясь только на встречный поезд, человек может не услышать сигналов нагоняющего сзади попутного.
Существуют определённые правила поведения на станционной территории, нарушение которых крайне опасны:
Не разрешается вплоть до посадки в стоящий вагон заступать за ограничительную линию на платформе, а прыгать с платформы или забираться на неё с путей - это очень рискованно.


При посадке в электропоезд пассажир должен осознавать, что принудительное открывание входных дверей, проход в двери в моменты их автоматического открывания или закрытия недопустимы, ведь давление сжатия дверей эквивалентно 8 атмосферам, а падение из движущегося на большой скорости поезда «несовместимо с жизнью». Столь же опасно и так же недопустимо высовываться из окон вагона.

Особый разговор касается контактной сети. Напряжение в проводах чрезвычайно высокое: от 3.5 до 27500 вольт (для сравнения: дома в электропроводке - 220 вольт). Сильный ожог от контактного провода может произойти на расстоянии менее чем 2 метра.

А максимальная скорость многих автомобилей превышает 300 км/час, эффективность использования этих средств постепенно снижается, а в некоторых случаях подушки и ремни могут быть просто опасны для автомобилистов.

В результате, основные средства пассивной безопасности, на которые возлагают свои надежды все водители в случае аварии, по своей сути являются изобретениями прошлого века. Естественно, над пассивной безопасностью автомобилей работают все автопроизводители. Однако поставщики систем безопасности вынуждены экономить как на времени для испытаний, так и на стоимости разработок и материалов, так как только это может привести к сокращению затрат. Поэтому об высокой степени безопасности, которую могли бы обеспечить ремни и подушки, приходится забыть.

Да, подушки безопасности отлично защищают голову и туловище водителей, однако ставят под удар их ноги и руки. Согласно исследованию медицинского центра Dartmouth Hitchcock в Нью-Хэмпшире по данным о травмах в результате ДТП в США за 1988-2004 гг., подушки безопасности и ремни вовсе не защищают руки водителя от переломов, мало того, они на 35 процентов увеличивают риск получения травм ног.

Представляют подушки серьезную опасность и для глаз водителя и пассажиров. Исследование испанского доктора Карлоса Руиса Лапуэнте показало, что в результате срабатывания подушек даже при невысокой скорости 35% водителей и пассажиров страдают от их довольно сильного удара, который часто приходится на лицо, особенно если речь идет о людях ниже 175 сантиметров ростом. Удар подушки по силе приближается к резкому удару кулаком в лицо. Если же вы носите очки, последствия могут быть еще более плачевными.

Кроме того, натриевая кислота, благодаря которой подушка безопасности мгновенно надувается, может попасть в глаза водителей и пассажиров, приводя впоследствии к отслоению сетчатки, поражению роговицы и другим последствиям. Согласно данным испанского общества слепых ОNCE, дорожно-транспортные происшествия являются сейчас одной из самых распространенных причин слепоты.

Конечно, всего этого можно избежать, однако новые, более совершенные модели начинают ставиться только на дорогие модели. Лишь недавно производители начали ставить на свои модели подушки для защиты коленей, на Mercedes E-класса, например, они появятся только в этом году.

Оптимальную защиту от удара придумала Toyota. В отличие от обычных подушек, которые состоят из одной секции, у новой версии их две. Раздуваясь, они создают углубление посередине, и распределяют давление сработавшей подушки по другим частям головы, плечам и верхней части туловища. Новые подушки безопасности разработаны на основе концепции общей поддержки (Omni-Support) и дают гораздо меньше шансов пассажиру переднего сиденья получить травму, без снижения уровня защиты при первом ударе. Однако ставиться они будут пока лишь на некоторые модели Lexus.

Время, когда ремень, а потом и подушка безопасности были единственными средствами, призванными смягчить последствия от столкновения, осталось в прошлом веке. Новая система безопасности водителя, разработанная немецким отделением корпорации Delphi в Вуппертале, основана на технологиях механики и должна сократить на четверть вероятность повреждений конечностей при столкновении. Система обеспечивает лучшую защиту ног водителя при фронтальном ударе. Защитный модуль состоит из рулевой колонки, коленного валика и качественно новой системы педалей. При столкновении модуль отодвигается от водителя, давая воздушной подушке больше времени для открытия. Воздушная подушка и коленный валик под рулевой колонкой перераспределяют удар на приборную доску. Педали при столкновении изменяют направление, продвинувшись наверх, снижая риск повреждения ног. Новая система должна, по сообщению предприятия, выйти на рынок к 2010 году.

Безусловно, никто не станет оспаривать положительный потенциал всех интегрированных систем. Однако автокомпании по-прежнему будут экономить на введении новых систем безопасности. Поэтому еще многих автомобилистов по-прежнему будут выручать подушки и ремни безопасности, с которыми все же спокойнее, чем без них. Ведь, как известно, лучше быть не совсем живым, чем совсем мертвым.