Всё что делает нашу жизнь проще. История компании Rolls-Royce Роллс ройс какая страна производитель

После войны компания Rolls-Royce возобновила производство автомобилей и в 1921 году открыла свой первый завод в США. Двигатель "R" был разработан для участия гидросамолета в Кубке Шнайдера в Великобритании в 1929. Казалось, что Ройс набросал его дизайн тростью, прогуливаясь по пескам Западного Уиттеринга. Именно этот двигатель после доработки стал тем легендарным Мерлином, который потом устанавливали на союзные самолеты Спитфайр и Харрикейн.


Производство Rolls-Royce 20 HP, метко названного "бэйби" Rolls-Royce, было начато в 1922 году. Предназначенный для водителей-владельцев, автомобиль стал очень популярным у набиравшего силы среднего класса - профессиональных врачей, адвокатов и бизнесменов. На него устанавливался рядный шестицилиндровый двигатель объемом 3127 куб. см, развивавший максимальную скорость 62 миль/ч.


В 1925 году модель Silver Ghost сменил "New Phantom", позже ставший знаменитым Phantom I. Последние бронированные автомобили Silver Ghost были собраны в 1927 году для русского Торгового представительства "Аркос". Phantom собирался как в Великобритании, так и на новом заводе в Спрингфилде, штат Массачусетс.


30-е годы 20-го века стали эпохой новых рекордов на суше, на море и в воздухе. Сэр Малкольм Кэмпбелл в 1933 году на своем Блюбёрде побил рекорд скорости на суше в 272,46 миль/ч. В 1937 году Джордж Эстон на своем Тандерболте с двумя двигателями "R" Rolls-Royce побил этот рекорд, развив скорость 312,2 миль/ч. Сэр Генри Сигроув на Miss England II с двигателем "R" побил мировой рекорд скорости на море 119 миль/ч, по почти сразу погиб, натолкнувшись на затопленный пень.


Шасси Phantom II было существенно переработано, и это сделало его идеальным выбором для тех, кто выйдя в пятницу вечером с работы, отправлялся на выходные на юг Франции. Самыми известными стали кабриолет Barker с жестким верхом, купе Park Ward Continental и Barker Torpedo Tourer. Park Ward Continental развивал скорость до 92,3 миль/ч и разгонялся от 0 до 60 за 19,4 с.


Phantom III был первым Rolls-Royce с двигателем V12 - с углом 60 градусов и объемом 7340 куб. см. Самыми известными кузовами были: лимузин Park Ward и седан де виль; седан де виль Hooper. Динамика лимузина Park Ward: 91,84 миль/ч и разгон от 0 до 60 за 16,8 с.


В годы Второй Мировой Войны по заказу министерства авиации все внимание в Derby Works и на новом заводе в Кру, ставшем родным домом Rolls-Royce в 1946 году, переключилось на авиационные двигатели. Война изменила отношение к Rolls-Royce как "блестящей рыбке в море технологий" на претендента в мировые лидеры в строительстве авиационных двигателей. Это наглядно продемонстрировал Глостер Метеор с двигателями Rolls-Royce Derwent V, установив новый мировой рекорд воздушной скорости 606 миль/ч.


Все кузовы для Silver Wraith изготавливались на заказ. Производство этих автомобилей продолжалось до 1959 года, на них устанавливался двигатель объемом 4887 куб. см, справлявшийся такими "тяжеловесами", как седан де виль H.J. Mulliner и лимузин Hooper Touring.


Silver Dawn стал первым серийным автомобилем Rolls-Royce со стандартным стальным корпусом. Все автомобили были экспортированы. Все же некоторые кузовы были сделаны на заказ, превратив эти автомобили в жемчужины коллекционеров. Шестицилиндровый рядный двигатель объемом 4257 куб. см в 1951 году был доработан до 4,5 литров, а в 1954 - до 4,9 литров.


Во второй половине 20-го века Rolls-Royce начали свое многолетнее сотрудничество с королевской семьей, заменив такого привилегированного поставщика автомобилей для монархов, как Daimler.


В 1950 году Ее Королевское Высочество принцесса Елизавета и герцог Эдинбургский нарушили давнюю королевскую традицию и пересели на первый Phantom IV. Все 18 автомобилей Phantom IV, созданных исключительно для королевских особ и глав государств, до сих пор являются самыми раритетными Rolls-Royce Motor Cars в мире.


1955 год знаменателен первым появлением Silver Cloud. Его двигатель объемом 4887 куб.см, такой же как и у модели Dawn, позволял развивать максимальную скорость до 106 миль/ч, а совершенно новый и роскошный серийный стальной кузов для него создал J.P. Blatchley.

На исходе десятилетия Phantom V заменил Phantom IV. С двигателем V8 и кузовом на заказ он имел гораздо больше поклонников, чем его предшественник.


Лихие шестидесятые повернули Rolls-Royce лицом к новой "породе" владельцев. Актеры, поп-звезды и герои своего времени все чаще стали выбирать автомобили этой марки. Так Rolls-Royce уже не в первый раз стал звездой киноэкрана.


В 1965 году Phantom II с желтым кузовом Barker разделил всеобщее внимание вместе с Омаром Шарифом, Ингрид Бергман и Рексом Харрисон в "Желтом Роллс-Ройсе". В этом же году Джон Леннон приобрел Phantom V. И хотя изначально автомобиль был белого цвета, Леннон перекрасил его в черный матовый. Когда новый цвет ему наскучил, Леннон разукрасил его в психоделическом стиле, и этот Rolls-Royce и по сей день является одним из самых ценных реликвий поп-звезд.


Представленный в 1965 году Silver Shadow I был первым автомобилем Rolls-Royce с несущим кузовом. 220 л.с. под его капотом при 4500 об/мин разгоняли его до максимальной скорости 118 миль/ч.


70-е годы 20-го столетия оказалась сложным десятилетием для Rolls-Royce. Компанию пришлось разделить на два самостоятельных предприятия - Rolls-Royce Limited, специализировавшийся на авиационных двигателях, в 1985 году переименованный в Rolls-Royce PLC, и Rolls-Royce Motors Limited, выпускающий автомобили. Но не смотря на это, эти годы ознаменованы выпуском многих знаменитых моделей.


Стильный двухдверный кузов на заказ Corniche был разработан на базе Silver Shadow, но построен вручную Mulliner Park Ward. Corniche производился в двух модификациях - с жестким верхом и со складным верхом. За всю историю было создано 1306 таких автомобиля.


Для Mulliner Park Ward на платформе Silver Shadow команда Pininfarina создала также на заказ кузов Camargue. Это был первый Rolls-Royce, созданный в метрической системе и предлагавший на тот момент самые эксклюзивные инновации, например, автоматическое послойное кондиционирование воздуха. Ему на смену пришел Silver Shadow II, изменения коснулись не только его внешности - появился изогнутый черный бампер и нижний спойлер -, также улучшились характеристики его управляемости.


В 1980 году Британская оборонная компания Vickers купила Rolls-Royce Motors Limited и продолжила производство автомобилей Rolls-Royce и Bentley. В 1985 году компания была переименована в Rolls-Royce Motor Cars Limited и зарегистрирована на фондовой бирже.
В 1983 году мощь автомобилей Rolls-Royce установила новый рекорд скорости. Управляемый Ричардом Ноблом Thrust 2, оснащенный реактивным двигателем Rolls-Royce Avon 302, достиг скорости 633,468 миль/ч.


Silver Spirit сохранил нижнюю часть Silver Shadow, но верхняя часть его кузова стала более современной и элегантной.


Модель Corniche имеет много общих черт с Silver Seraph, но на нее устанавливался обычный V8. благодаря великолепному крутящему моменту V8 идеально подходил стремительному Corniche.


Сегодня штаб-квартира Rolls-Royce и сборочный завод находятся среди холмов Сассекса в Гудвуде, Великобритания. Красота окружающей природы вдохновляет не только всемирно известного архитектора сэра Николаса Гримшоу, но и всех тех, кто каждый день творит историю легендарной марки автомобиля.


Создание первого нового автомобиля Rolls-Royce 21-го века началось с задачи создать лучший автомобиль в мире. Решением ее стал Phantom. за ним последовали Phantom Extended Wheelbase с удлиненной колесной базой, более свободное купе Drophead Coupé и изящно-соблазняющее купе Phantom Coupé. Окрыленная вдохновенными словами своего основателя, в 2012 году команда Rolls-Royce поставила перед собой задачу создания самых совершенных автомобилей в мире. И ее решением стал Phantom Series II.


Начало выпуска Ghost и Ghost Extended Wheelbase с удлиненной колесной базой обозначило следующий этап в развитии марки. Это привело Rolls-Royce к созданию двух эксклюзивных семейств, каждое из которых обладает яркой индивидуальностью, но они едины, воплощая в себе все могущество Rolls-Royce. Чтобы конструировать и создавать самые технически совершенные автомобили, Rolls-Royce Motor Cars требуются значительные инвестиции в кадровые ресурсы и сборочный завод в Гудвуде.

С 1904-1906 год новая компания Rolls-Royce LTD выпускает несколько моделей 12PS, 15PS, 20PS, 30PS - небольшие двухцилиндровые машины, а так же автомобили с трехцилиндровыми (было выпущено только 6 таких автомобилей) и четырехцилиндровыми моторами, с "шестеркой", состоящей из двух блоков - по два и четыре цилиндра, и даже восьмицилиндровый "Легалимит". Новые автомобили "люкс" быстро завоевали успех на рынке. Их хорошая репутация возросла победам в автогонках. Первой смогла добиться триумфа в авторалли "Турист Трофи" в 1906 году легкая четырехцилиндровая модель Rolls-Royce 20 PS (водитель Ч.С. Роллс) с мощностью двигателя 20 л.с. За ним последовал новый рекорд в авторалли "Монте-Карло - Лондон", а так же победы в США, включая "Сильвер Трофи" в Эмпайр-Сити и новый рекорд для автомобилей мощностью до 60 л.с. в Ормонд-Бич во Флориде. Все успехи были достигнуты автомобилями, разработанными на основе "Ройс - Прототип", которых до 1907 года было выпущено около 100 экземпляров.

Рождение легенды
Но подлинное рождение легендарной марки произошло несколько позже: только в 1906 году на лондонском "Олимпия Мотор Шоу" (другой источник: указывает на автомобильную выставку в Париже 1906 г.) когда компания Rolls-Royce представила первое шасси Rolls-Royce 40/50 HP под заводским номером 60551 . Новая модель ничем не повторяла предшественников. Продажи 40/50 HP начались в 1907 году. И поскольку до второй мировой войны завод Rolls-Royce не производил кузовов, они изготовлялись кузовными мастерскими по заказу самого клиента - порождая огромное количество вариантов Rolls-Royce с единым шасси. Само шасси 40/50 HP без кузова стоило 985 фунтов. Примерно во столько же обходился клиенту не менее роскошный кузов, производимый именитыми мастерскими, такими как: Hooper, Barker, Park Ward, Thrupp & Maberly, H.J.Mulliner, Gurney Nutting, Windover (London), James Young, Freestone and Webb, Rippon, Vanden Plas, и др. Это была немалая цена: в те годы за 800 фунтов стерлингов можно было купить солидный "Кроссли-40НР", а простенький "Воксхолл-6НР" обходился всего в 150 фунтов. Но в заказчиках роскошных кузовов, достойных столь дорогого шасси, у именитых мастерских недостатка не было.

Вскоре этой машине дали необычное имя - "Silver Ghost" (Серебряный Дух). По легенде, которыми окружена знаменитая компания, названием автомобиль обязан посеребренным наружным деталям одного из первых образцов и необычайно тихому двигателю. Как говорит легенда - самый громкий звук в салоне - тиканье часов. Не исключено, что тогда речь шла о дорогих хронометрах пассажиров, ведь в первых "Silver Ghost" других часов не было. Сделанный Генри Ройсом шестицилиндровый 7 литровый мотор для новой модели благодаря тщательности проработки и изготовления деталей, хорошо уравновешенному коленчатому валу (диаметр его подшипников увеличили вдвое по сравнению с прошлыми моторами) двигатель работал поразительно тихо и мягко. Конструкторы применили так же редкую в те годы систему смазки под давлением. Автомобиль обладал мощной рамой из высококачественной стали, а мосты подвесили на длинных полуэллиптических рессорах (на ранних 40/50 НР сзади, помимо продольных, ставили дополнительную поперечную рессору) - они придали редкую плавность хода. А его тринадцатый экземпляр (1907 года) создан при участии фирмы Barker ("Баркер"), которая и снабдила шасси знаменитым открытым пятиместным кузовом и окрасила корпус в серебряный цвет (посеребренными были и некоторые детали, и без того сверкавшие после тщательной ручной отделки). Модель могла развивать скорость до 150 км/ч - показатель недоступный для многих спортивных моделей того времени.

"Silver Ghost" , стал, едва ли не самым известным автомобилем на планете. Уже в 1907 году создатели рекламировали его как "лучший автомобиль в мире". Самоуверенность компании раззадорила Клода Джонсона - секретаря королевского автоклуба и бывшего партнера Роллса. Он организовал большие испытательные пробеги "Silver Ghost" - сначала на 2000 миль (3200 км), затем на 15 тыс. миль (более 24 тыс. км). Огромное по тем временам расстояние автомобиль преодолел с единственной неисправностью - вышел из строя топливный краник. Джонсон скрупулезно зафиксировал стоимость ремонта: 2 фунта 2 шиллинга 7 пенсов. На хороших участках автомобиль удавалось разогнать до 120 км/ч. Небольшие серии модели получали названия "Лондон-Эдинбург" (в честь автопробега в 1911), "Альпийский орел" (Alpine Eagle; в честь альпийского ралли 1913 года, для Индии выпускался "Колониал" (Colonial). На шасси последней модели во время Первой мировой войны для британских вооруженных сил выпускались броневики "Континентал" (Continental) .

Модель оказалась настолько удачной, что ни постоянные модернизации и соответствующее повышение цен на шасси не снижало спрос на них. Чтобы насытить заокеанский рынок, в 1921 году пришлось даже открыть филиал в Спрингфилде. Одним из первых покупателей американского "Silver Ghost" стал Нельсон Рокфеллер. В Штатах до 1926-го построили 1703 автомобиля. В Великобритании "Фантом" сменил "Призрака" годом раньше. На родине выпустили 6173 шасси. "Silver Ghost" верой и правдой служили хозяевам десятилетиями. В США, например, в 30-х на "вечные" шасси "Серебряного Духа" просто ставили новые модные кузова.

Эмблема компании Rolls-Royce, ставшая одной из самых престижных в мире, появилась в 1907 году. Одна легенда гласит, что Ройс увидел эмблему RR на скатерти в ресторане и решил купить эту скатерть. Поначалу буквы RR эмблемы были красными, но в 1930 году (другой

Краткая справка о компании:

Название марки: "Ролс Ройс" (Rolls Roce)
Страна: Англия
Специализация: производство элитных автомобилей

Фирма Rolls-Royce Motor Cars Ltd занимается производством автомобилей высшего класса под одноимённой маркой Rolls-Royce. История Rolls-Royce начиналась на заре двадцатого века...

Открыли фирму в 1904 году бизнесмен и инженер Чарльз Роллс и Генри Ройс, имена которых вошли в название фирмы и бренда. Знаменитый логотип выглядит как две буквы R на чёрном фоне с подписями.

В первой партии компания выпустила несколько машин с двумя цилиндрами (модели 12РS, 15РS, 20РS, 30РS), тремя, четырьмя, шести (разделёнными по блокам в 2 и 4 цилиндра) и восьмицилиндровый «Легалимит».

Новые автомобили быстро приобрели популярность, особенно после автогонок, в которых завоёвывали призовые места. Первую победу принесла Rolls-Royce 20PS мощностью 20 лошадок в ралли «Турист Трофи» (1906). В Ормонд-Бич Rolls-Royce поставила рекорд для автомобилей мощностью до 60 л.с.

Однако истинным рождением компании считается 1906 год, когда была выпущен автомобиль Rolls-Royce 40/50 НР, которому дали имя «Silver Ghost». «Серебряный дух» стал одним из самых известных и популярных автомобилей в мире.

В 1925 году вышел в свет преемник «Серебряного духа» Rolls-Royce Phantom I, который, однако, не имел такого же успеха и был в итоге заменён на Rolls-Royce Phantom II, в котором фирма переработала дизайн и управляемость модели.

В 1931 г. конкурирующая компания «Bentley», специализирующаяся на производстве спортивных автомобилей и лимузинов, перешла во владение «Rolls-Royce».

Rolls-Royce стал настолько престижным автомобилем, что в 50-е гг. автомобили этой марки стали заказывать поклонники из элитных кругов всего мира, в том числе члены британского королевского дома.

Однако в 1971 году фирма оказалась на грани разорения, откуда вывело компанию британское правительство, вложив в производство 250 млн.долл.

Получив спасительные средства, компания выпустила новые модели: кабриолет Rolls-Royce Corniche и Rolls-Royce Camague, в разработке которого впервые принимали участие иностранные конструкторы.

Ещё один серебряный дух Silver Spirit с V-образным двигателем и «серебряная шпора» Silver Spur были выпущены в 1982г. и получили большую популярность среди покупателей в США. Потом модели были улучшены и названы соответственно Silver Dawn и Rolls-Royce Flying Spur.

Лицом компании на сегодняшний день является модель Silver Spur II Touring Limousine, приобрести которую в состоянии только самые богатые джентльмены мира.

Компания ВМW в 1998г. взяла управление над «Rolls-Royce» на себя, а марка «Bentley» отошла к Volkswagen.

Через 2 года после перестройки на шасси Silver Seraph были выпущены 2 новинки: кабриолет Corniche и 4-дверный седан Park Ward, которые призваны были заменить старые модели и порадовать этим многих знаменитых богачей.

Однако с 2003г. марка «Rolls-Royce» становится абсолютным владением BMW, а заводы в Крю начинают под управлением Volkswagen выпуск автомобилей только с маркой Bentley.

Rolls-Royce Limited - британская компания-производитель автомобилей и авиадвигателей, основанная Генри Ройсом и Чарльзом Стюартом Роллсом 15 марта 1906 года, в результате их партнёрства, начавшегося в 1904 году. В 1971 году году Rolls-Royce Ltd. была национализирована в результате банкротства. В 1973 автомобильное подразделение было отделено от Rolls-Royce Limited как Rolls-Royce Motors. Rolls-Royce Limited продолжило работу до приватизации правительством Маргарет Тэтчер в 1987 году как Rolls-Royce plc.

Автомобили:

  • 1904-1906 10 hp
  • 1905-1905 15 hp
  • 1905-1908 20 hp
  • 1905-1906 30 hp
  • 1905-1906 Legalimit
  • 1906-1925 40/50 Silver Ghost
  • 1922-1929 20 hp
  • 1925-1929 40/50 Phantom
  • 1929-1936 20/25
  • 1929-1935 Phantom II
  • 1936-1938 25/30
  • 1936-1939 Phantom III
  • 1939-1939 Wraith
  • 1946-1959 Silver Wraith
  • 1949-1955 Silver Dawn
  • 1950-1956 Phantom IV
  • 1955-1965 Silver Cloud
  • 1959-1968 Phantom V
  • 1968-1992 Phantom VI
  • 1965-1980 Silver Shadow

модели (с 1933):

  • 1933-1937 3½ L
  • 1936-1939 4¼ L
  • 1940-1940 4¼ L Mk VI
  • 1949-1955 Silver Wraith
  • 1949-1955 Silver Dawn
  • 1950-1956 Phantom IV
  • 1955-1966 Silver Cloud
  • 1959-1968 Phantom V

В период Первой мировой войны компания Rolls-Royce Ltd. производила бронеавтомобили для армии Великобритании и союзников.

Rolls-Royce Motors - подразделение Vickers plc, производившее престижные автомобили под маркой Rolls-Royce .

04 февраля 1971 компания Rolls-Royce Limited была официально объявлена банкротом. Rolls-Royce , как национальное достояние, спасло британское правительство, вложив в дело около 250 млн. долл, однако автомобильное подразделение было отделено от компании.

Двухдверный элитарный кабриолет Rolls-Royce Corniche (Роллс-Ройс Корниш) был разработан в 1971 году. Модель производилась до 1995 года.

Rolls-Royce Camague (Роллс-Ройс Камарк) стал в 1975 году первым серийным автомобилем компании разработанный иностранными конструкторами.

Четырехдверная модель Rolls-Royce Silver Wraith II (Роллс-Ройс Серебряный дух II) была представлена в 1977 году на автомобильной выставке в Женеве. Лимузин имел V - образный восьмицилиндровый двигатель (6,75 л.) и несущий кузов.

В 1982 был выпущен Silver Spirit, оснащенный двигателем , как считают специалисты, не без влияния представительских автомобилей «Кадиллака».

Rolls-Royce Silver Spur (Роллс-Ройс Серебряная Шпора) выпускался параллельно модели Rolls-Royce Silver Spirit. Эта модель являлась наиболее популярным автомобилем Rolls-Royce в США.

Модель Rolls-Royce Park Ward, с 6-7 местным кузовом «лимузин», предназначен только для представительских целей. Тем не менее в официальных каталогах модель позиционируется как «седан». Впервые Park Ward был представлен на Международном автосалоне во Франкфурте, в сентябре 1991 года.

К своему 90-летию, в 1994 году, компания выпустила Rolls-Royce Flying Spur (Роллс-Ройс Летящая Шпора) модель, ограниченной серии в 50 автомобилей. Flying Spur - является модернизированным вариантом Rolls-Royce Silver Spur.

Rolls-Royce Silver Dawn - это новое название, данное хорошо известной модели Silver Spirit в конце 1996 года, после проведенной очередной модернизации.

Rolls-Royce Silver Spur II Touring Limousine являлся самой престижной моделью компании Rolls-Royce . Годовое производство не более 25 штук. Автомобиль стоимостью под 300 тыс. долл. по карману только очень состоятельным джентльменам.

Rolls-Royce Silver Seraph, дебютировавший на международной автомобильной выставке в Женеве в 1998, стал первой принципиально новой моделью компании за более чем 18 лет. Эта модель разрабатывалась Rolls-Royce с 1994 года и должна была заменить Rolls-Royce Silver Dawn.

Depositphotos

Сейчас на российских улицах довольно трудно встретить автомобиль Rolls-Royce - он превратился в экзотическую игрушку для очень-очень богатых людей. Но еще в двадцатом веке все было иначе - свои «Роллс Ройсы» были у всех крупных руководителей той эпохи, от Николая Второго до Ленина, на этих машинах передвигались партийные чиновники, а со временем, когда автомобили изнашивались, их передавали «в народ» - начальникам колхозов или совхозов.

История этого бренда - это история удивительно удачного союза двух бизнесменов, Чарльза Роллса и Генри Ройса. Один из них был богатым аристократом, а другой вырос в бедности и всего год отучился в школе, но вместе они создали автомобиль, который стал абсолютным символом успеха.

Рассказываем, как появилась компания Rolls-Royce, как она связана с Россией и что именно помогло бренду пройти через банкротство, но выжить.

Название компании Rolls-Royce состоит из двух фамилий. Это фамилии отцов-основателей компании - Чарльза Роллса и Генри Ройса. История их бренда - это классический случай удачного бизнес-союза инвестора и изобретателя.

Богач и бедняк

Интересный факт: в названии компании встретились фамилии богача и бедняка. Первой стоит фамилия богача - Чарльза Роллса. Он родился в семье потомственных аристократов из Уэльса, получил два высших образования и с самого детства интересовался автомобилями - он даже стал первым студентом Кембриджа, у которого появилось собственное авто. После окончания учебы он открыл собственную фирму, которая занималась импортом автомобилей, она была основана в 1902 году и получила название C.S.Rolls & Co. Но обычного импорта Роллсу казалось недостаточно, он мечтал создать собственный автомобиль.

Вторая фамилия в названии бренда - Ройс - принадлежит Генри Ройзу, основателю и первому инженеру компании. В отличие от Роллса, Ройс родился в бедной, практически нищей семье: с десяти лет он работал разносчиком газет и почтальоном. При этом Ройс понимал, что без образования он не сможет ничего добиться в жизни, поэтому в свободное время он изучал французский и немецкий языки, электротехнику и математику. В 16 лет, несмотря на отсутствие диплома (какой диплом,если он окончил только один класс школы), Ройс устроился в компанию Максима Хайрема на должность инженера. Эта работа помогла ему накопить начальный капитал и основать собственное дело - механическую мастерскую Royce & Co. Но просто мастерской Ройсу недостаточно: как и Роллс, он мечтает о собственном автомобиле.

Основатели компании

Знакомство

В 1904 году Роллс Ройс знакомятся. За год до этого мастерская Ройса выпускает три автомобиля мощностью в 10 лошадиных сил. Никаких особенно новых технических решений в автомобилях не было, зато они хорошо выглядели и отличались прекрасной сборкой и надежными деталями.

Автомобили произвели настоящий фурор в Англии - о них написали все местные газеты, а чуть позже - и мировые. Слава была так велика, что статья про эти машины появилась даже в русском журнале «За рулем». Про эти автомобили услышал и Чарльз Роллс, который в тот момент как раз искал инженера, способного помочь ему в разработке собственного авто. 1 мая 1904 года в ресторане «Мидленд» был подписан договор о сотрудничестве между Роллсом и Ройсом. Этот день считается официальным основанием компании Rolls-Royce.

Особенности бренда и первый автомобиль

Один из первых автомобилей

Отличительными чертами Rolls-Royce с самого начала стала надежность автомобилей. Первая настоящая модель фирмы была показана на международной транспортной выставке в 1906 году - это был автомобиль с очень мощной стальной рамой, 7-литровым мотором и шестью цилиндрами, расположенными в ряд.

При этом мощность не разглашалась, и это породило традицию указывать мощность как «достаточную» (от традиции бренд избавился только в последние несколько десятилетий). Автомобиль назывался Rolls-Royce 40/50 HP и позиционировался как «самый надежный автомобиль во всем мире».

Изначально основатели компании запустили логотип в виде больших красных букв RR, но довольно скоро цвет сменили на черный, чтобы «подчеркнуть престижность и роскошь». Однако символом бренда стали не буквы RR, а знаменитая фигурка на капоте под названием «Дух экстаза».

Фигурка появилась так: в 1909 лорд сэр Джон Монтегю купил себе один из автомобилей компании. Чтобы сделать свою машину непохожей на другие, он заказал у скульптора Чарльза Сайкса фигурку-талисман. Художник создал скульптуру «Дух Экстаза» - устремленную вперед девушку. Фигурка так понравилась Чарльзу Роллсу, что он добился разрешения использовать ее на всех автомобилях бренда.

Rolls-Royce с самого начала позиционировались как «лучшие во всем мире», самые надежные автомобили. На это делали упор во время рекламных кампаний: сколько бы вы ни использовали автомобиль, вам не удастся его сломать. Известен такой случай: бизнесмен Клод Джонсон, усомнившийся в правдивости рекламы, отправился в пробег на первом автомобиле бренда. Пробег был организован специально для того, чтобы выявить недостатки машины, однако спустя 15 тысяч миль (это примерно 24 тысячи километров) сломалась только одна деталь - топливный кран стоимостью в 2 фунта. При этом большую часть пути бизнесмен ехал со скоростью 120 км/ч.

Успехи и неудачи

Почти 50 лет, до конца 1950-х годов, бренд чувствовал себя крайне уверенно - Rolls-Royce сформировал имидж премиального британского автомобиля, на котором ездили бизнесмены, знаменитости и даже представители монархии. Так, на моделях Phantom четвёртого и пятого поколения передвигалась королевская семья, и это стало отличной рекламой и привело к резкому увеличению продаж в том году.

Тот самый автомобиль, на котором ездили члены королевской семьи

Компания процветала даже во время Великой Депрессии - продажи в 30-х годах шли так хорошо, что фирма даже смогла поглотить компанию Bentley, которая тогда была основным ее конкурентом.

Все изменилось в 1960: в мире бушевал очередной кризис, но Rolls-Royce казался настолько стабильным брендом, что администрация решила не переписывать бизнес-стратегию под экономический спад. Более того, компания начала работу сразу над двумя масштабными проектами - выпуском новой модели автомобиля и созданием реактивного двигателя. Однако менеджеры просчитались: в кризис количество покупателей снизилось, а новые разработки оказались невостребованными. В итоге бренд оформил займы в нескольких банках и впоследствии разорился.

Спасение

В 1971 году компания официально была признана неплатёжеспособной. Однако британская общественность не могла допустить закрытие Rolls-Royce - бренд считали символом страны и национальным достоянием. В итоге государство было вынуждено выплатить 250 миллионов долларов на погашение займов фирмы.

С этого момента начались торги за компанию. Претендентами на покупку стали BMW, Volkswagen и Daimler-Benz. Торги проходили невероятно напряженно, а сделка несколько раз отменялась: сначала из борьбы вышел Daimler-Benz, который решил развивать собственный бренд Maybach. Потом BMW и Volkswagen несколько раз увеличивали сумму сделки, чтобы перебить цену конкурента. Спустя несколько месяцев переговоров был достигнут компромисс: BMW выкупил непосредственно бренд Rolls-Royce, а Volkswagen получил права на компанию Bentley.

Rolls-Royce сейчас

Rolls-Royce сейчас - это один из самых дорогих автомобилей в мире, который покупают не столько из-за надежности, сколько для демонстрации статуса и общественного положения. Тем не менее, усилиями BMW бренд преодолел кризис и снова стал прибыльным. Ежегодно компания продает несколько тысяч автомобилей, а в России в прошлом году продали более ста машин.

«Для преуспевающих предпринимателей в России бренд Rolls-Royce остается абсолютным символом успеха», - считает Джеймс Крайтон, региональный директор бренда.