Штраф за нешипованную резину зимой. Правительство рф одобрило штраф за шины не по сезону. Выдержка из регламента

Несоблюдение вопросов безопасности ПДД неминуемо влечет за собой случаи гибели людей. Эта закономерность действует в отношении автомобильных шин: за использование не соответствующих сезону колес предусмотрено административное наказание. В 2016 г. в законодательство РФ были внесены поправки, узаконившие штрафы ГИБДД за резину не по сезону в размере 500 рублей.

Каждый водитель должен иметь по одному комплекту летних и зимних шин. Конечно, их приобретение стоит денежных вложений. Однако нужно помнить: прежде всего, вы вносите весомый вклад в надежную безопасность не только собственной жизни, но и окружающих людей.

Если тип выбранных изделий соответствует времени года, вероятность ДТП существенно снижается и исключается выписка штрафов ГИБДД за резину не по сезону:

  • Летом автомобиль должен быть оснащен летними шинами (Тех. регламент Таможенного союза). Глубина протектора составляет 1,6 мм. Использование летней резины зимой провоцирует снижение управляемости автомобилем из-за неглубокого рисунка протектора.
  • Зимой (декабрь, январь, февраль) эксплуатация автомобиля возможна только при установке зимних покрышек. Глубина рисунка должна быть равна 4 мм. Шипованная резина также является зимней, в отношении которой тоже действуют требования сезонности. По правилам на автомобильное стекло должен быть прикреплен специальный знак, указывающий на наличие «шиповки» у данного транспортного средства. Производить замену колес рекомендуется при условии, если температура воздуха превышает +8С и сохраняется в течение недели.
  • Весенние (март, апрель, май) и осенние (сентябрь, октябрь, ноябрь) месяца не предполагают жестких требований в отношении использования определенного типа шин: возможна установка колес с любым рисунком протектора.

Эксплуатация зимних шин летом представляет большую опасность по причине их мягкой структуры.

Эти особенности могут грозить:

  1. Повышением тормозного пути в связи с усиленным плавлением шин.
  2. Ухудшением маневренности транспортного средства, так как возникает слабое сцепление с дорожным полотном.
  3. Быстрым износом покрышек. Летом протекторный рисунок стирается очень быстро буквально за несколько поездок.

Какие существуют штрафы ГИБДД за резину не по сезону?

Хотя четкие положения в Кодексе уже разработаны, их несоблюдение не предусматривает жесткой ответственности.

Законодательством учтены климатические зоны: погодные особенности северных районов России допускают эксплуатацию зимних шин даже летом.

Недостаток действующих поправок состоит в невозможности введения Единого кодекса требований на всей территории страны. Поэтому соответствующий законопроект окончательно не принят. К тому же отсутствие знака «Шипы» также не предусматривает наказания для водителя.

Предполагается, что штрафы ГИБДД за резину не по сезону будут повышенными для автовладельцев, а также возможна вероятность в отказе страховки ОСАГО в случае ДТП.

Читайте также:

Оформление наследства, необходимые документы и размер госпошлины

Штрафы ГИБДД за летнюю резину зимой

Предусмотрен штраф ГИБДД за летнюю резину в зимнее время года в размере 500 рублей (ст. 12.5 ч.1 КоАП). В данном случае использование машины не соответствует прописанным техническим характеристикам. Последующие нарушения этого положения не увеличивают сумму штрафа.

Штраф за зимнюю резину летом (за шипы)

Поездки на таком автомобиле приравниваются к грубому нарушению по причине несоответствия действующим стандартам и влекут наложение штрафа, как и в предыдущей ситуации – 500 рублей. Наказание в таком же размере выписывается за наличие шипованной резины летом.

Важно! Исключением из правил являются ситуации, когда допускается эксплуатация летом зимних/шипованных колес в определенных регионах России из-за особенностей климата. В случае езды на «шиповке» стекло машины следует оборудовать особым знаком для того, чтобы оповестить об этом остальных автовладельцев.

Раньше законодательством четко прописывалось число шипов, устанавливаемых на колесе. Допускалось отклонение от нормы в сторону увеличения их количества. При этом водитель должен был доказать отсутствие сильной нагрузки на дорожное полотно со стороны покрышек и надежное сцепление с дорогой. В действующих поправках эти моменты не учтены.

Штраф за лысую резину

Ее использование запрещено по причине несоответствия требованиям в отношении минимального протекторного рисунка. Водитель несет административную ответственность.

1 января 2015 г. были установлены следующие стандарты по минимальной глубине рисунка:

  • транспортные средства L – категории: 0,8 мм;
  • транспортные средства категорий №2, №3, О3, О4 – 1 мм;
  • машины М1,N1,O1,O2 – категорий: 1,6 мм;
  • машины категорий M2, M3: 2 мм;
  • зимние шины – 4 мм.

Наказание за разную резину

На автомобиле допускается эксплуатация шин с различным протекторным рисунком на разных осях. Однако одна автомобильная ось должна иметь колеса с абсолютно идентичным рисунком протектора.

Наличие разных протекторов на покрышках способно ухудшит сцепление с дорожным покрытием, что повышает возможность появления заноса и аварийной ситуации.

За такое нарушение предусмотрено денежное взыскание в сумме 500 рублей (ст.12.5 ч.1 КоАП). Перечень неисправностей четко регламентирует подобные случаи: запрещается эксплуатация транспортных средств с неодинаковыми типами рисунков на общей оси.

Внимание! Сезонная резина устанавливается одновременно на все колеса. Это требование также действует в отношении «шиповки»: запрещено их использование, если одна ось имеет «шиповку», а на другую установлены обычные изделия.

Если автовладелец является виновником ДТП, в котором погиб человек или причинен серьезный вред здоровью и при этом имеются доказательства нарушения им закона о зимней резине, наказание ужесточается – может наступить уголовная ответственность.

Как показывает статистика, основная причина множества аварий на дороге − это изношенные либо установленные не по сезону шины. Сотрудник ГИБДД не имеет права оштрафовать за использование «лысых» покрышек, не измерив глубину протекторного рисунка специальным прибором.

Статистика ГИБДД о ДТП ежегодно позволяет говорить о том, что уровень безопасности движения на дорогах не меняется в лучшую сторону. В 2017 году было зафиксировано 169 432 случая ДТП, в 2018 году - 151 291 случай ДТП (без учета статистики декабря). Закон о зимних шинах в России мог бы положительно повлиять на ситуацию на дорогах, обязав водителей обязательно устанавливать зимнюю резину в месяцы, когда дорожное покрытие бывает заснеженным или обледеневшим. Действует ли в 2019 году закон о летней и зимней резине? Какие нормативные акты устанавливают требования к колесам и покрышкам машин? Какая ответственность грозит автомобилистам за несоблюдение установленных требований?

Чем обусловлено появление закона о зимней резине?

Закон о зимней резине на самом деле является Техрегламентом Таможенного союза, который действует в России и других странах ЕАЭС с 2015 года. Главной целью принятия этого документа являлось обеспечение защиты жизни и здоровья людей путем установления конкретных требований к устройству, комплектации и эксплуатации транспортных средств.

Соответствовать нормам Техрегламента должен каждый автомобиль, используемый на территории РФ. Заводы-изготовители машин и запчастей, точно, как и автомобилисты должны соблюдать требования официального документа. Если они соблюдены не будут, то в первом случае автомобиль просто не пройдет сертификацию, а во втором случае автовладельцу придется платить штраф, если такая ответственность предусмотрена федеральным законодательством.

Несколько раз предпринимались попытки ввести отдельный новый закон о зимней резине, но ни один из предложенных проектов так и не прошел все чтения в Госдуме. Последней инициативой был законопроект No464241-6, внесенный на рассмотрение депутатов в марте 2014 года. Он предлагал внести следующие изменения в Федеральный закон «О БДД» и в КоАП:

  • Автомобили должны соответствовать требованиям Техрегламента;
  • Наложение штрафа в 2000 рублей за несоответствие требованиям, установленных к шинам и колесам.

В пояснительной записке целью принятия такого закона было названо снижение аварийности и обеспечение безопасности движения на дорогах. Инициаторы проекта приводили примеры, когда из-за «лысой» резины во время дождя или снегопада автомобили теряли управляемость, провоцировали аварийные ситуации, создавали заторы на дорогах. Внесение законопроекта было также обусловлено тем, что в КоАП РФ не существовало отдельного положения об ответственности водителей за несвоевременную замену резины. Несмотря на актуальность предложений и значимые цели, которые преследовала данная инициатива, законопроект о зимней резине был отозван инициаторами во время I чтения в июне 2018 года. Мотивацией такого решения стали изменения, внесенные в Технический регламент, а именно прояснение периода, в который на автомобилях должна быть зимняя резина и установление запрета на использование летних покрышек зимой.

Требования к зимним шинам от 2019 года

Требования к автомобилям, которые находятся в эксплуатации, в том числе и к колесам и шинам, установлены Приложением No8 действующего Техрегламента. Закон о зимней резине с 1 ноября 2018 года был изменен и дополнен новыми положениями о категориях автомобилей, на которые необходимо обязательно устанавливать шины с противоскольжением, о периоде использования таких шин, а также о ряде запретов. Согласно документу все автомобилисты должны были перейти на зимнюю резину с 1 декабря 2018 года и в течение следующих 3 месяцев не «переобуваться», если иное не установлено федеральным законодательством. Техрегламент также содержит следующие требования к зимней резине:

  • Установка на все колеса автомобиля (п.5.4). Не допускается использование зимней, летней и всесезонной резины на одной оси;
  • Обязательная установка зимней резины на легковые и грузовые автомобили до 3,5 тонн;
  • Запрет на использование покрышек с шипами летом (п. 5.5);
  • Запрет на вождение автомобиля зимой без зимней резины (п.5.5);
  • Сроки использования зимних покрышек могут быть изменены федеральным законодательством;
  • Запрет на использование зимней резины при остаточной высоте рисунка не более 4 мм;
  • Наличие маркировки в виде горных вершин и снежинки в центре;
  • Запрет на использование транспортных средств, шины которых повреждены (трещины, вздутия и т.д.).

Пункты 5.6, 5.7, 5.8 Приложения устанавливают общие требования, запрещающие эксплуатацию тех или иных шин. Они касаются непригодных для использования шин, особенностей применения восстановленных шин. Отдельные положения касаются методов крепления дисков и их формы. Закон о шипованной резине не устанавливает точной даты установки таких шин на автомобиль. Это в большей степени связано с тем, что территория РФ довольно обширна и имеет значимые различия в климате. Но каждый водитель должен укомплектовать свой автомобиль зимней резиной до того, как на дорогах появится гололед, обледенение и заснеженное покрытие.

Штраф за нарушение закона о зимней резине

Поскольку закон о зимней резине в 2018 году не действовал, а его законопроект даже не рассматривался, у представителей ДПС или ГИБДД не было никаких оснований выписывать штрафы за отсутствие шипованных шин. В 2019 году в соответствии со ст.12.5 КоАП автомобилиста могут оштрафовать только за несоответствие колес параметрам, заявленным в п.5 Приложения к ПДД. Оно содержит несколько требований о состоянии колес и шин, аналогичных тем, что есть в Техрегламенте. Так, Положения указывают, что остаточная глубина рисунка зимней резины не может быть более 4 мм, шины, установленные на одном автомобиле, не могут иметь разный рисунок протектора, разную форму и т.д. Также на одном транспортном средстве не могут быть установлены шины с шипами и без шипов. За подобные нарушения владелец машины будет оштрафован на 500 рублей.

Последние годы регулярно ходят разговоры и слухи о том, что скоро в России будет введен штраф за использовании зимней резины летом, а летней резины в зимний период. Назывались даже точные даты, а иногда называлась даже точная сумма в 2000 рублей штрафа за летнюю резину на зимней дороге. В первую очередь мы хотим успокоить сразу всех водителей – данные штрафы за резину не по сезону в 2019 году не введены, а законопроект N 464241-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (по обеспечению безопасности при эксплуатации транспортных средств)», в котором были прописаны штрафы за использование летней резины зимой, не принят в первом чтении.

Но за какую резину могут оштрафовать автовладельца, если его транспортное средство зимой двигается на летних шинах, а летом на зимних? Как себя вести в диалоге с инспектором ГИБДД колес автомобиля?

Тем не менее, владельцам транспортных средств необходимо знать тонкости вопроса регулирования правомерности использования того или иного типа автомобильных шин в летние и зимние периоды, так как не исключено, что в скором времени очередной законопроект будет одобрен в Государственной Думе и штрафные санкции будут введены. В данной статье мы подробно разберемся в проблеме.

Существуют ли штрафы за резину не по сезону?

Еще в 2014 году в Государственную Думу страны был внесен законопроект №464241-6, в котором предлагалось дополнить статью 12.5 КоАП РФ частью 3.2:

«частью 3.2 следующего содержания: «3.2 Управление транспортным средством с нарушением требований эксплуатации шин и колес,- влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей».

На протяжении двух лет рассмотрение данного законопроекта откладывалось, но 20 октября 2016 года он был направлен на рассмотрение в Государственную думу и должен был быть рассмотрен в трех чтениях. А по факту законопроект о штрафе за использование летней резины в зимнее время не прошел даже первое чтение , и 1 ноября 2016 года было принято решение отложить его рассмотрение на неопределенный срок, и по состоянию на 2019 год к рассмотрению «шинного законопроекта» больше не приступали.

Так какой штраф за летнюю резину зимой на сегодня?

Вопрос относительно смены зимних и летних шин в России на сегодня ничем НЕ регламентируется, и водителям не нужно бояться штрафов за использование летней резины зимой, или санкций за другой вариант не подходящей по сезону авторезины - просто потому, что таких штрафов нет! Автовладельцы по своему усмотрению принимают решение о замене летних шин на зимние, опираясь на погодные условия и температуру воздуха. Если говорить о конкретных датах, то в средней полосе России негласными ориентирами являются 15 ноября для смены резины с летней за зимнюю, и 15 марта - для перехода с зимней резины на летнюю.

Безусловно, эти даты довольно условные, и в тех или иных регионах Российской Федерации они отличаются. Водители, опираясь на здравый смысл, при смене шин делают упор не на даты, а на погодные условия, То есть если на календаре уже весна, а на дорогах еще лежит снег и прогноз обещает гололедицу, то «переобуваться» в летнюю резину никто не будет. И если в теплом Крыму или в Сочи в ноябре, а порой даже в декабре, наблюдается солнечная, теплая погода, и дорожное покрытие сухое и чистое, то водители вряд ли перейдут на зимнюю резину в срочном порядке.

Какие штрафы за летнюю резину в зимнее время предлагались?

Как мы уже говорили выше, слухи о том, что в ближайшее время на законодательном уровне будет запрещено «обувать» транспортное средство не по сезону, ходили давно, причем на рассмотрение в Государственную Думу поступали несколько законопроектов, но по разным причинам, ни один не прошел даже первого чтения. Суть этих шинных законопроектов сводилась к следующему:

  • Штрафовать за езду на транспортном средстве с использованием шин не по сезону (водитель обязательно должен , либо «переобувать авто» с учетом показателя среднесуточной температуры.
  • Штрафовать за то, что водитель в летнее время эксплуатирует транспортное средство на зимней резине с шипами.
  • Отказ в в том случае, если при ДТП транспортное средство виновника был на шинах не по сезону.

Но, как видим, пока все эти законодательные инициативы дальше законопроектов не зашли, и вы по прежнему сами решаете, когда вам менять резину с летней на зимнюю и наоборот! Штрафа за летнюю резину в зимнее время в РФ нет!

Существует ли штраф за зимнюю резину летом?

Если изучить Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», то выяснится, что для российских автомобилистов он принес новые правила. В этом техническом регламенте в пункте 5.5 Приложения №8 имеются такие положения об использовании тех или иных автомобильных шин в разные времена года:

  • На летней резине можно ездить с июня по август (она должна быть нешипованной).
  • С декабря по февраль водителям можно принимать участие в дорожном движении, находясь за рулем машины, «обутой» в зимнюю резину (шипованной или нет).
  • В регламенте ТС 018/2011 вы не найдете понятия «всесезонная резина».
  • Соблюдение норм по предельному износу резины – обязательно.

На уровне региональных властей допускается изменять месяцы установленного запрета на использование шин по сезону – данные нюансы должны быть зафиксированы нормативными региональными актами.

Если говорить о том существует ли штраф за зимнюю резину летом, то уже на протяжении долгого времени этот вопрос остается нерешенным. На первом этапе обсуждений были предложения за подобные нарушения установить штраф в размере 5000 рублей – но такая инициатива не нашла одобрения у депутатов. Были и другие предложения относительно размера штрафа за езду летом на зимней резине.

Фактически в 2019 году действует штраф за езду летом на зимней резине только опосредованно по ч.1 ст.12.5 КоАП РФ , то есть если вы летом выехали с сильно изношенным протектором («лысые» шины), глубина которого меньше 4 мм, то штраф за «лысую резину» составит 500 рублей (либо предупреждение).

Каковы штрафы за езду на лысой резине в 2019 году?

В водительской среде давно ходит выражение «лысая резина», означающая езду на резине, где протектор стерся практически полностью. Согласно новым правилам езда на покрышках со стертым протектором может повлечь за собой наказание в виде штрафа в размере 500 рублей (или предупреждение) . Если обратиться к ПДД и его положению о допуске ТС к эксплуатации, то водителю запрещается принимать участие в дорожном движении, если остаточная высота рисунка протектора шин его транспортного средства:

Согласно ст. 12.5 КОАП сотрудники ГИБДД могут выписать водителю штраф за данное нарушение – 500 рублей.

По слухам, депутаты планируют в будущем на законодательном уровне увеличить сумму штрафа за езду на лысой резине в 4 раза. Такой скачок можно считать вполне обоснованным, так как по вине водителей, выезжающих на дорогу на лысой авторезине, происходит огромное количество ДТП, особенно в зимние месяцы, когда на дорогах гололед.

Появится ли запрет на шипованную резину?

О требованиях к шинам транспортных средств в разные сезоны года мы поговорили, а теперь рассмотрим вопрос, какие изменения относительно использования шипованной резины планируются на законодательном уровне.

Для стран, входящих в Таможенный союз, технический регламент ТР ТС 018/2011, о котором мы говорили выше, устанавливает следующие условия:

  • Шипованные шины запрещается использовать в летний период – с июня по август;
  • Резина с шипованным протектором должна быть на всех колесах транспортного средства (то есть нельзя иметь одновременно и шипованные шины и нешипованные зимние «липучки»;
  • На погонный метр протектора прописано предельное число шипов – 60 штук. Данное требование будет применяться к резине, которая была изготовлена после 1 января 2016 года.

Если говорить о потенциальных штрафах за использование резины с шипами сегодня, то на законодательном уровне они не установлены! Поэтому водителям стран, входящих в Таможенный Союз пока не стоит опасаться штрафных санкций. А вот штраф за то, что вы управляете автомобилем на шипованных шинах, а у вас при этом нет знака «Шипы» – составляет 500 рублей.

Езда на всесезонной резине (липучке) в 2019 году

Отдельно стоит упомянуть про всесезонную резину, на ней вполне комфортно можно ездить на автомобиле и зимой и летом. Собственно, такие нешипованные всесезонные шины и предназначены для эксплуатации на дорогах в течение всего года.

Обратите внимание, что зимой эксплуатироваться подобная резина может только если на ней есть обозначения в виде маркировки «М+S», «M&S» или «MS» (что означает «Mud & Snow», то есть по-английски «грязь и снег») и хотя в ином случае эксплуатация всесезонных шин в зимние месяцы не допускается, штрафа за это всё равно пока нет.

Как сотрудники ГИБДД смогут оштрафовать за шины?

Выше мы уже изложили ситуацию относительно законодательной базы по вопросам сезонной смены резины и штрафов за использование шин не по сезону. Возникает закономерный вопрос, как непосредственно на дороге сотрудники органов ГИБДД будут контролировать выполнение водителями оговоренных выше норм?

Сегодня имеется лишь единственно возможный способ установления соответствия сезонности шин – это прохождение технического осмотра. Но и здесь не обошлось без проблем. К примеру, новые автомобили, только что вышедшие из автосалона, могут не проходить техосмотр. Да и с автомобилями находящимися в эксплуатации тоже не все ясно – в обязанности их владельцев входит прохождение ТО только раз в год, а значит проверяться соответствие авторезины сезону будет только один раз в год.

Подводя итог хотелось бы отметить - несмотря на то, что штрафы за резину не по сезону в 2019 году НЕ введены , каждый автовладелец должен ответственно подходить к вопросу готовности его транспортного средства к текущим дорожным условиям! В ваших же интересах максимально подготовить машину к тем или иным погодным и климатическим условиям!

На безопасность дорожного движения влияет множество факторов. Важно не только соблюдать правила езды, но и содержать автомобиль в технически исправном состоянии. В связи с суровыми климатическими условиями во многих регионах нашей страны, водителям приходится менять покрышки. В то же время у автолюбителей возникает масса вопросов в необходимости совершать такие действия, их волнует, существует ли штраф за отсутствие зимней резины. Стоит сразу оговориться, что ездить зимой на летних покрышках запрещено, равно как и летом использовать шипованые колеса.

Что говорит закон

Чтобы понять, правомерно ли накладывает штраф за отсутствие зимней резины сотрудник ГИБДД, необходимо ознакомиться с регламентом Таможенного союза. В нем, в частности, четко оговаривается, какие месяцы в году относятся к зимним, а какие - к летним. К первым всегда причисляют декабрь, январь и февраль. Лето - это соответственно июнь, июль и август. Однако отдельно взятый регион вправе устанавливать свои ограничения, причем только в сторону увеличения количества зимних месяцев. Такая ситуация вполне логична, ведь, к примеру, в Красноярском крае снег на улицах лежит гораздо дольше, чем в той же Ростовской области.

В законе четко оговаривается, что запрещено эксплуатировать автомобиль, который не укомплектован зимними покрышками, в период с декабря по февраль. Причем на всех колесах машины должна быть установлена зимняя резина. Но точные сроки "переобувания" транспортного средства могут устанавливать регионы.

Точные сроки

Прежде чем выяснять, предусмотрен ли штраф за отсутствие зимней резины, необходимо точно знать, когда действует запрет на использование летних колес в конкретном регионе. На 2018 год пока ни один регион не поменял правила, которые установлены в Техрегламенте. Если же изменения будут приняты, то об их существовании можно будет узнать в региональных законодательных актах или из постановлений местного самоуправления.

Основные положения Техрегламента

Штраф за отсутствие зимней резины может быть наложен, однако не все так однозначно. Закон, который регламентирует использование зимних покрышек, содержит следующую информацию:

  • Описывает характеристики зимней резины и дает ее понятие. Но технические особенности напрямую зависят от грузоподъемности машины и ее типа.
  • Штраф за отсутствие зимней резины в России может быть наложен сотрудником ГИБДД только в том случае, когда колеса не соответствуют предписанным характеристикам и не подходят для использования в зимний период времени.
  • Штраф может быть заменен предписанием, если присутствует лишь небольшая неточность в описании покрышек.

Многих водителей волнует вопрос, полагается ли штраф за отсутствие зимней резины, если используются всесезонные покрышки. В Техрегламенте такого понятия не существует. При изучении колес, которые используются летом и зимой, принимаются во внимание технические характеристики резины и ее маркировка.

Есть ли штраф за отсутствие зимней резины

Для водителей имеется очень хорошая новость. Конкретный штраф за отсутствие зимних покрышек в холодное время года не предусмотрен. Он не был принят раньше и до сих пор не фигурирует ни в одном законодательстве. Сомневающиеся могут легко проверить, существует ли штраф за отсутствие зимней резины зимой.

Регулирует езду зимой на летних покрышках лишь Техреглмаент, следовательно, региональные КоАПы должны ссылаться исключительно на него, чтобы предусмотреть какое-либо наказание. Однако Кодекс может ссылаться на Техрегламент только в случае нарушений тонирования автомобиля. Иных штрафов за нарушения регламента не предусмотрено законом.

Таким образом, можно однозначно утверждать, что штраф ГИБДД за отсутствие зимней резины будет неправомерен. При этом не важно, когда водитель использует такие покрышки. Закон не выделяет ни осенние месяцы, ни зимние.

Некоторые нюансы

Несмотря на то что не существует штрафа на отсутствие зимних покрышек, водитель может понести определенное наказание за несоответствующую комплектацию автомобиля. В данном случае "вступают в игру" правила дорожного движения. Они предусматривают определенный перечень неисправностей, при которых запрещено эксплуатировать автомобиль.

Говоря о том, какой штраф за отсутствие зимней резины, повторимся, что его нет, но водитель может быть наказан и обязан будет заплатить сумму в 500 рублей, если остаточная глубина протектора не соответствует нормам, указанным в правилах дорожного движения. Все водители знают, что показатели летней и зимней резины в этом случае сильно разнятся.

Остаточная глубина протекторов четко указана для каждого транспортного средства. Так, штраф за отсутствие зимней резины, размером в 500 рублей, может быть наложен, если характеристики покрышек не соответствуют следующим данным:

  • у автомобилей категории L - 0,8 мм;
  • у машин категории N2 и N3 - 1 мм;
  • для транспортных средств категории N1 и М1 - 1,6 мм;
  • для транспортных средств М2 и М3 - 2 мм.

Требования к протекторам

Каков штраф за отсутствие зимней резины, сколько придется платить, волнует многих водителей. Несмотря на то что закон не предусматривает наказание за езду в холодное время года на летних покрышках, владелец транспортного средства может быть оштрафован. Сотрудник ГИБДД может проверить остаточную глубину протектора и, если она не соответствует определенным требованиям, сумма взыскания будет составлять 500 рублей.

Требования к колесам, изложенные в правилах дорожного движения, следующие:

  1. На обледенелой дороге и заснеженном покрытии могут использоваться шины, которые имеют маркировку.
  2. Значок представляет собой заснеженную вершину с тремя пиками. Внутри нее изображены снежинки.
  3. Обязательно должны присутствовать знаки: M+S; M&S; M S.
  4. Признаки износа исключены.
  5. Остаточная глубина покрышек должна быть не более 4 мм.

Когда менять шины

Разобравшись, какой штраф за отсутствие зимней резины зимой, может быть предусмотрен, и насколько он правомерен, важно понимать, когда "переобувать" автомобиль. Закон, с учетом принятых поправок, гласит:

  • В летний период запрещено использовать колеса с шипами противоскольжения.
  • В зимний период запрещается эксплуатировать транспортное средство, которое не укомплектовано колесами, полностью соответствующими принятым нормам, указанным в правилах дорожного движения.
  • Согласно Регламента, машина должна быть "обута" в зимние шины в период с 1 декабря по 1 марта. Соответственно, летние колеса необходимо использовать с июня по август. Регионы вправе сдвигать нормы, учитывая климатические условия. Так, в Москве необходимо машины "обуть" в зимнюю резину уже с 1 ноября.

Поправки важны, потому что в некоторых регионах шипованные покрышки могут вовсе не потребоваться. В других же областях зимние колеса могут использоваться практически круглогодично.

Использование "всесезонки"

Использование "всесезонки" не ограничивается законом. Штраф только за ее использование, как и летней резины, в зимнее время не налагается. Однако наказание все-таки может последовать, потому что глубина протектора может не соответствовать техническим нормам.

Всесезонные покрышки практически никогда не маркируются значком с горной вершиной и снежинками. Однако надпись M+S может присутствовать. Поэтому при проверке правомерности использования таких колес используется норма, которая гласит, что глубина должна быть не менее 4 мм и присутствовать один из значков ("горная вершина", либо буквы).

Знак "шипы"

Если автолюбитель зимой использует резину с шипами, то необходимо приклеить специальный значок с буквой "Ш". Наклейку следует разместить на заднем стекле автомобиля.

На что обратить внимание

Чтобы не попасть впросак, необходимо четко знать, какие требования предъявляются к зимней резине и на что обратить внимание перед эксплуатацией машины. Помимо соответствующих значков и маркировок есть дополнительные характеристики, которым должны отвечать покрышки:

  • Отсутствие видимых повреждений и нарушений резины. К запрету управления машиной и предписанию замены шин могут служить такие факторы, как расслоения покрытия, явные разрывы, по боковым частям отделение слоев, пробои и порезы.
  • При полном соответствии колес требованиям, трещины в дисках недопустимы.
  • Все части крепления на дисках должны быть на месте (болты и гайки).
  • На одной оси должны быть установлены одинаковые колеса. К штрафу может привести использование покрышек с разным рисунком, степенью износа, отличающие по типу и модели.
  • Автомобилист должен укомплектовать все транспортное средство зимней резиной. Наличие хоть одного колеса, не отвечающего требованиям ПДД, приравнивается к полному отсутствию необходимых покрышек.

Почему нельзя зимой ездить на летней резине

Эксплуатация летний резины в зимних условиях опасна как для самого автомобилиста, так и для других участников дорожного движения. Дороги зимой могут иметь наледь, покрываться толстым слоем снега, да и просто асфальт меняет свои характеристики, в связи с холодной температурой. Почему запрещено использовать летние шины в условиях холодного времени года:

  • существенно увеличивается тормозной путь, потому что резина не приспособлена к езде по снегу и льду:
  • сцепление с дорогой уменьшается, поэтому снижается маневренность транспортного средства:
  • покрышки быстро изнашивается, потому что резина не предназначена для воздействия острого льда и холодного снега.

Конечно, ответственность за износ покрышек полностью лежит на владельце транспортного средства. По мере их порчи необходимо заменять старые колеса на новые. Но если их технические характеристики не соответствуют нормам, принятым для соответствующего времена года, то на водителя может быть наложен штраф.

Некоторые сложности

В правилах дорожного движения четко указаны технические характеристики, которыми должны обладать зимние покрышки. Однако жесткой ответственности за их нарушение до сих пор не предусмотрено. Законодательно учтены климатические особенности некоторых регионов страны и использование зимней резины допускается даже в летние месяцы.

В России сложно ввести единые требования, которые бы действовали во всех регионах. В этом состоит недостаток действующих поправок. Поэтому и нет закона о штрафе, за использование летних или зимних шин в несоответствующее время года. Также нет наказания за отсутствие значка "Ш" при наличии колес с шипами. Однако сотрудник ГИБДД может выдать предписание об устранении нарушений.

Законодатели разрабатывают данный вопрос, но пока не пришли к единому мнению. Предполагается, что автовладелец будет лишен права по выплате страховки по ОСАГО в случае дорожного происшествия. Пока на дорогах могут проверить соответствие качества шин нормам, которые указаны в правилах дорожного движения. И именно за эти нарушения на водителя может быть наложен штраф в размере 500 рублей. Предполагается, что в дальнейшем сумма взыскания будет увеличена, потому что некоторых водителей не пугает такое наказание и они продолжают использовать летнюю резину зимой. При этом подвергая себя опасности и других участников движения.

Выводы

Всех автомобилистов интересует вопрос о том, какой штраф за отсутствие зимней резины предусмотрен законом. Несмотря на то что официально за езду на летних колесах в холодное время года наказания не предусмотрено, автолюбитель все же может получить квитанцию об оплате нарушения.

Штраф в размере 500 рублей налагается на собственника транспортного средства, если колеса не отвечают всем требованиям, перечисленным в правилах дорожного движения. Даже если для некоторых сумма кажется незначительной, то пренебрегать безопасностью своей и других участников дорожного движения не стоит. Только наличие специальных шин гарантирует плотное сцепление с дорожным покрытием, на котором имеется наледь или лежит снег.

Комитет Госдумы по транспорту и строительству рекомендовал во вторник нижней палате парламента принять в первом чтении в размере 2 тысяч рублей за использование автомобильных шин не по сезону.

21 октября законопроект будет вынесен на рассмотрение депутатами Госдумы на пленарном заседании. Напомним, ранее правительство РФ в официальном отзыве также поддержало документ. Как пояснял один из разработчиков законопроекта депутат Сергей Тен, требования к глубине шинного протектора утверждены техническим регламентом Евразийского экономического союза, куда входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия.

Если он вступит в силу, штраф будет грозить тем автовладельцам, у кого глубина протектора шин, установленных на машинах, в период с 1 декабря по 1 марта не будет соответствовать этим нормативам. Иными словами, речь идет о санкциях за использование летних шин зимой. При этом штраф, по словам парламентария, смогут выписать и за использование зимней резины с высокой степенью износа. Одновременно поправки касаются использования шипованной резины в летний период - с 1 июня по 1 сентября. Штраф за это также составит 2 тысячи рублей.

Вместе с тем законопроект учитывает региональную специфику. В частности, предполагается, что региональные парламенты смогут пересматривать сроки зимнего периода эксплуатации шин в сторону увеличения, но не уменьшения.

Использование шипов в летний период закончится штрафом 2 тысячи рублей

При этом депутаты нашли несколько недоработок в документе, которые предписали разработчикам устранить ко второму чтению. Так, в законопроекте отсутствуют сроки вступления в силу его положений, а также норма, предусматривающая полномочия региональных властей изменять в сторону увеличения сроки запрета использования зимних шин.

У этого законопроекта есть еще огромное количество недоработок. И главная из них заключается в том, что в Правилах дорожного движения, в приложении по допуску к эксплуатации транспортных средств прописано требование только по глубине протектора. О требованиях по сезонному использованию шин (летних или шипованных) в них речи не идет. Да, эти требования прописаны в регламенте Таможенного союза, но в Правилах дорожного движения РФ не фигурируют. То есть, если закон будет принят, наказывать будет не за что.

Согласно правилам, нельзя использовать шины, глубина протектора которых менее одного миллиметра для легковых автомобилей. Зимой, если речь идет о движении по заснеженному или обледенелому участку дороги, запрещено использовать шины с глубиной протектора менее 4 мм.

Вот за это действительно можно сейчас внести в КоАП ответственность. Однако запрет на шипы в июне, июле и августе, а также запрет на использование летних шин в декабре, январе и феврале прописан только в техническом регламенте Таможенного союза. К российским Правилам дорожного движения эти требования пока касательства не имеют.

Как сообщил корреспонденту "РГ" первый заместитель главы Комитета по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков, в первую очередь должны быть приняты поправки в Правила. КоАП не устанавливает правила взаимоотношений, он устанавливает ответственность за их нарушения. Сначала должны быть установлены правила, и только потом ответственность за них.