Параллельная парковка: пошаговая инструкция и советы профессионалов. Параллельная парковка на автодроме Парковка в 3 приема

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мы рассмотрим два варианта выполнения параллельной парковки. Первый способ параллельной парковки подойдет тем кандидатам в водители, для которых важно сдать экзамен в ГИБДД с малыми усилиями. Второй вариант параллельной парковки, для желающих не только сдать первый этап практического экзамена по вождению на закрытой площадке (автодроме), но и научиться уверенно парковаться в различных дорожных условиях. Не буду утверждать, что способ выполнения параллельной парковки, который я объясняю, является простым для понимания, но уверен, что если мы понимаем и чувствуем поведение нашего автомобиля, то данное упражнение, в дальнейшем после освоения не будет вызывать трудностей. На каком варианте остановиться, выбор за Вами.

Регламент МВД Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами.

Упражнение N 7 «Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места.

20. Кандидат в водители:

устанавливает транспортное средство на место парковки, двигаясь задним ходом так, чтобы проекция левого габарита транспортного средства пересекла контрольную линию (рисунок 12);

включает нейтральную передачу и фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии, после чего выезжает с места парковки.

Как видим из описания, упражнение представляет собой, то с чем мы сталкиваемся каждый день, а именно, выполняем параллельную парковку задним ходом между двух автомобилей, припаркованных у края проезжей части.

Начнем со способа парковки, с некоторыми отличиями (где-то идет описание парковки по конусам, где-то подменяют передними и задними фонарями автомобиля ), который чаще всего описывается и иногда применяется инструкторами при обучении в автошколах. После ознакомления с порядком выполнения упражнения, думаю многие этот способ параллельной парковки узнают.

Прежде, чем приступить к упражнению «Параллельная парковка», нам необходимо пересечь линию начала упражнения, на рисунке (выше ) между конусами (1) и (2) . Хочу заметить, что на просторах интернета иногда пишут, что регламентом не оговорено место остановки перед началом выполнения упражнения, но на схеме из регламента по приему экзамена на закрытой площадке (автодроме ), эта линия присутствует, значит мы ее пересекаем и останавливаемся.

Первый шаг, включаем передачу заднего хода и начинаем движение назад (контролируем в правое зеркало заднего вида ). Как только правое заднее колесо, нашего автомобиля окажется напротив конуса (2) (на линии начала упражнения ), поворачиваем рулевое колесо до упора вправо (примерно полтора оборота ).

Второй шаг, продолжаем движение, пока в левом зеркале не покажется конус (3) (угол парковки ) и сразу поворачиваем рулевое колесо в обратном направлении (примерно полтора оборота влево ), чтобы колеса автомобиля встали прямо.

Третий шаг, контролируя движение автомобиля назад, по зеркалам заднего вида, ждем, как только заднее (левое ) колесо окажется на контрольной линии (на рисунке выше ), между конусами (2) и (4) , можно смело выкручивать руль до упора влево.

Финал, остается дождаться, когда автомобиль встанет параллельно основной линии, после этого останавливаемся, переводим рычаг коробки передач в нейтральное положение. Затем включаем первую передачи и выезжаем за контрольную линию окончания упражнения. Можно поздравить, мы успешно выполнили параллельную парковку на закрытой площадке (автодроме )!

Теперь, можно задать вопрос, насколько данный способ параллельной парковки, поможет в реальных дорожных условиях?

С «экзаменационной» параллельной парковкой мы закончили и довольно быстро. Далее мы остановимся на более сложном способе выполнения параллельной парковки, но который после освоения и понимания, позволит Вам (после некоторых тренировок, можно выполнять даже самостоятельно ) уверенно парковаться практически в любых дорожных условиях.

На видео, ученики автошколы выполняют параллельную парковку (в настоящее время, уверенно управляют автомобилем).

Попробуем разобраться с тем, что необходимо понять для успешного выполнения параллельной парковки не только на закрытой площадке (автодроме), но и в дорожных условиях.

ВАЖНО! Лучше начинать отрабатывать выполнение данного упражнения на закрытой площадке или на парковке, где расстояние между автомобилями более, чем достаточное, чтобы Вы чувствовали себя спокойно и могли при необходимости вовремя остановиться. Скорость выполнения упражнения, по возможности минимальная.

Начнем по порядку, для начала необходимо поставить автомобиль в исходное положение. Мы будем рассматривать положение, когда наше транспортное средство стоит параллельно припаркованному автомобилю (на рисунке ниже ).

Далее двигаясь назад, нам необходимо повернуть рулевое колесо в сторону парковки в тот момент (рисунок ниже ), когда мы точно не заденем автомобиль (сначала, лучше начинать поворот в сторону парковки чуть позже ). Здесь самое важное почувствовать траекторию движения автомобиля (вернее траекторию движения задних колес, куда колеса, туда и автомобиль ). Если задние колеса проходят с безопасным интервалом от автомобиля, то и весь наш автомобиль при повороте (относится к движению назад ) пройдет на безопасном расстоянии (что мы контролируем по зеркалам заднего вида ). Не забываем контролировать переднюю часть своего автомобиля!

Следующий шаг, поставить автомобиль примерно под угол 30-35 градусов (с такого угла проще начинать осваивать упражнение ), относительно линии парковки (бордюра ). Самое важное, научиться оценивать данный угол визуально (поставив под заданный угол, можно выйти из автомобиля и посмотреть со стороны, чтобы понять, как мы воспринимаем данное положение в зеркалах заднего вида ).

Теперь, необходимо углубить автомобиль, чтобы после выкручивания руля влево, автомобиль занял положение по возможности ближе к краю парковки, что позволит максимально убрать транспортное средство с основной полосы движения. После того, как посчитаем, что углубились достаточно, остановиться и внимательно посмотреть в зеркала, чтобы визуально оценить положение нашего автомобиля. Если окажется, что после завершения маневра, мы углубитесь больше или меньше чем необходимо, в следующий раз можно будет подкорректировать траекторию, относительно предыдущего положения автомобиля.

При выкручивании руля влево, автомобиль при движении назад не сразу меняет траекторию, а движется скажем так по дуге по (кривой ), одновременно углубляясь (на рисунке ниже ). Конечно, идеально было бы, если автомобиль мог поехать сразу в нужном направлении. И здесь нужно понять в какой момент выкрутить руль (на рисунке ниже ), чтобы автомобиль двигался по траектории заданной Вами. Этот момент один из важных при выполнении параллельной парковки.

СОВЕТ! Постарайтесь, чтобы автомобиль двигался с минимальной скоростью и выкручивая руль следите за траекторией движения, чтобы понять насколько происходит углубление пока автомобиль занимает параллельное положение.

Здесь нужно заметить, что многое зависит от угла поворота автомобиля изначально заданного Вами, чем больше угол (например, при малом расстоянии между припаркованными автомобилями, но достаточном, чтобы поставить на стоянку еще одно транспортное средство ), тем раньше необходимо выкручивать рулевое колесо в сторону от парковки. Но как я раньше отметил, начинать лучше с «комфортного» угла примерно 30-35 градусов. Конечно, при таких условиях, расстояние между припаркованными автомобилями, должно быть достаточно большое, но это наиболее понятный угол для новичков, который позволит понять и почувствовать траекторию движения Вашего автомобиля.

Основной контроль за движением автомобиля, ведем по зеркалам заднего вида со стороны парковки (в примере, основное зеркало правое ), в зеркало с другой стороны автомобиля (в примере, левое зеркало ) мы смотрим обязательно, для обеспечения безопасности движения.

Далее останется остановиться по возможности так, чтобы между транспортными средствами были интервалы позволяющие при необходимости выехать. Колеса при парковке стараемся оставлять в прямом положении, для снятия нагрузки с насоса гидроусилителя или электроусилителя руля при запуске двигателя (для долгого срока службы данных узлов ).

Если у Вас остались вопросы, пишите, постараемся вместе разобраться. Всем безопасной дороги и удачной параллельной парковки.

Парковка автомобиля – один из самых сложных маневров в процессе вождения автомобиля. Именно этот навык требуют продемонстрировать инспекторы при сдаче экзаменов на управление транспортным средством. Так, параллельная парковка входит в число основных упражнений, которым учат в автошколе. Оно предусматривает не только теоретические знания, но и практические навыки.

Зачастую при выполнении параллельной парковки могут возникнуть трудности, причем не только у новичков, но и у более опытных водителей. В данной статье мы подробно поговорим об этом упражнении, разберем технику его исполнения, а также рассмотрим основные ошибки, возникающие у учеников. Кроме того, дадим вам несколько советов, которые существенно упростят сдачу этого упражнения.

Площадка для упражнения должна представлять собой участок дороги, на котором припаркованы два воображаемых автомобиля. При этом дистанция между ними четко установлена – она должна составлять 2 длины учебной машины. На тренировочной зоне обязательно должна быть разметка. Размер автомобиля, к тому же, не должен превышать стандартные габариты более чем на 30 см. Перед экзаменуемым стоит, казалось бы, простая задача — аккуратно поставить свою машину между препятствиями. Так, главная цель такого упражнения заключается в том, чтобы научить будущих водителей ставить свое транспортное средство параллельно тротуару.

Маневр «параллельная парковка» вполне может пригодиться не только на экзамене, но и в реальной жизни. Поставить машину иногда бывает довольно проблематично, поскольку с ростом количества авто парковочных мест зачастую не хватает. Что касается такого способа заезда машины, то он не указывается в ПДД. Но осуществить подобную парковку в ограниченном пространстве можно только задним ходом, поскольку для маневра передом вам понадобится расстояние длиной не в два, а в три автомобиля. Более того, такой бокс может имитировать не только парковку, но и гараж – соответственно, вам нужно заехать в него, не задев его стены.

Требования к выполнению

Правильно поставить автомобиль, выполнив параллельную парковку, — дело достаточно сложное, особенно в таких стесненных условиях. В связи с этим, к выполнению этого упражнения предъявляют некоторые требования. Для того чтобы выполнить маневр «параллельная парковка», необходимо:

  1. Подъехать к черте «Старт» и остановиться;
  2. Встать между автомобилями, стоящими параллельно дороге;
  3. Остановиться;
  4. Выехать с места и покинуть пределы упражнения.

Как правильно выполнить? Пошаговая инструкция

Для многих начинающих водителей параллельная парковка остается одним из самых сложных маневров с автомобилем. Для того, чтобы научиться такому упражнению, нужно запастись терпением и ознакомиться с рядом теоретических правил которые значительно облегчат этот процесс. Итак, чтобы обезопасить себя от попадания в ДТП, необходимо:

  • Выполнять маневр на минимальной скорости;
  • Использовать правый поворот;
  • Поставить авто параллельно тому, рядом с которым хотите припарковаться;
  • Отъезжать назад, вывернув руль до упора вправо, до того момента, пока левый задний угол авто не поравняется с передним углом машины, находящейся сзади;
  • Выворачивать руль вправо до тех пор, пока машины не поравняются;
  • Выворачивать руль влево до тех пор, пока колеса не встанут ровно;
  • Поставить автомобиль параллельно проезжей части.

Прежде всего, удостоверьтесь, что выбранного вами пространства для парковки будет достаточно. Не пытайтесь заехать «впритык», если чувствуете, что вам не хватает опыта. Затем посмотрите на знаки вокруг и убедитесь, что в данном месте действительно можно ставить машину. Кроме того, всегда думайте об окружающих. Например, если ваш автомобиль закроет единственный выход к пешеходному тротуару, то лучше в этом месте не парковаться – это будет попросту невежливо.

При выполнении всех вышеперечисленных действий не забывайте смотреть в зеркала заднего вида. Это нужно делать для того, чтобы случайно не наехать на пешехода и не врезаться в соседнюю машину. Конечно, первое время во время парковки в реальных условиях остальные участники дорожного движения будут вас поторапливать – сигналить и подгонять. Их можно понять, ведь никому не хочется тратить свое время, пока новичок справится с подобным маневром. Но ни в коем случае не торопитесь при выполнении упражнения, поскольку это может привести к неприятным последствиям, в том числе и к ДТП.

Какие могут быть ошибки?

При выполнении упражнения «параллельная парковка» начинающие водителя допускают ошибки особенно часто. Как правило, это связно с тем, что они не чувствуют габаритов автомобиля. Кроме того, новички обычно путают сторону, в которую нужно поворачивать руль, Так, чтобы не сдать экзамен в ГИБДД, нужно:

  • Не уложиться в установленные 2 минуты;
  • Зацепить разметку и другое оборудование, а также пересечь сплошные линии
  • Не пересечь обозначенную линию в начале или конце упражнения
  • Отклониться от установленной траектории движения;
  • Допустить остановку двигателя

Рано или поздно подобные маневры придется совершать не только на площадке, но и на улице. Иногда расстояние между машинами на парковке бывает еще меньше, поэтому сразу после получения прав лучше первое время потренироваться. Это поможет вам чувствовать себя за рулем более уверенно.

Видеоинструкция

Ниже представлена видеоинструкция, где расписан процесс выполнения и даны рекомендации по выполнению упражнения:

Неумение правильно парковаться становиться причиной того, что новички, при парковке, цепляют рядом стоящую машину. Учитывая, что современные иномарки стоят не дешево, подобное происшествие может влететь в копеечку.

Умение парковаться приходит с опытом. Где накопить опыт новичку? Кто сможет научить, если на занятиях по вождению пока всего один урок посвящается парковке?
Новичку нужно терпение, чтобы научиться парковке и заезду в гараж. Начать лучше с тренировок, если нет инструктора, то придется заниматься самому. Нужна ровная площадка, колышки и стойки. Вполне возможно сделать тренировочную площадку на подобие такой, какие используются в автошколах.

Разметка самодельной площадки должна быть максимально приближена к действительности:

  • при параллельной парковке стойки должны быть установлены там, где стоят передний и задний автомобили;
  • при парковке под углом 90 и 45 градусов стойки надо расставить, чтобы они обозначали правый и левый бока соседних авто, а спереди надо расставить колышки, имитирующие следующий (параллельный) ряд уже припаркованных автомобилей;
  • при заезде в гараж стойки должны обозначать углы гаража, двери и заднюю стену.

Отработку каждой из парковок нужно доводить до автоматизма. Повторяйте упражнения до запоминания на подсознательном уровне:

  • Это даст уверенность в знании механизма любой парковки.
  • Позволит преодолеть страх (не помешать бы кому, не задеть, не поцарапать).

Перед тем как приступить к тренировкам, отрегулируйте зеркала:
– в верхней части зеркала должна быть видна обстановка сзади машины;
– во внутренней части зеркала нужно видеть бок автомобиля;
– вся остальная часть должна показывать дорожное полотно позади машины.

Подсказка: в случае загруженного полностью багажника или плотных пассажиров на заднем сиденье, зеркала нужно отрегулировать заново по высоте.

Понимание механизма парковки – важное условие выполнения маневра.

Параллельная парковка

Параллельная парковка — это метод парковки автомобиля в одну линию с другими припаркованными машинами.

На рисунке показан один из вариантов организации разметки для обучения параллельной парковке

Как правило, именно упражнения на параллельную парковку вызывают трудности при сдаче экзаменов на получение прав.

Правила параллельной парковки задним ходом

Вам надо втиснуться между двумя автомобилями, стоящими параллельно дороге.

Расстояние между автомобилями должно быть не менее, чем полтора автомобиля.

  1. Для совершения маневра нужно встать параллельно переднему автомобилю (между вашим авто и передним не должно быть менее полуметра, иначе есть риск задеть передний автомобиль) так, чтобы сравняться передними дверьми.
  2. Поворачиваем руль вправо до упора и задним ходом под углом 450 двигаемся до момента, когда в правое окно будет виден левый задний край переднего автомобиля.
  3. Останавливаемся, ставим колеса прямо и задним ходом движемся до момента, когда правый передний угол вашего авто сравняется с левым задним переднего автомобиля.
  4. Поворачиваем руль влево и движемся задним ходом. Следим по зеркалам заднего вида, чтобы не въехать в задний автомобиль.
  5. Останавливаемся параллельно бровке или бордюру. Колеса автомобиля развернуты влево: оставьте их в этом положении – выезжать будет проще.

На видео ниже показано, как осуществляется параллельная парковка задним ходом в «карман».

Важно! Обращайте внимание на наличие бордюров. В случае, если бордюр высокий, установив автомобиль близко к нему, вы рискуете не только поцарапать, но и погнуть двери при (при открытие дверь будет ударяться о бордюр).

Параллельная парковка передним ходом

Подъезжаем к заднему автомобилю и останавливаемся так, чтобы руль вашего авто был на уровне переднего бампера заднего автомобиля. Выворачиваем руль вправо и плавно начинаем двигаться вперед, пока не увидим в зеркале, что машина встала параллельно бордюру (бровке). Выравниваем руль, сдаем назад, внимательно ориентируясь по зеркалам.

Об основах параллельной парковки передним ходом рассказано в видео ниже.

Передняя парковка под углом 90 0

Эта ситуация типична для больших городов, где место парковки ограничено, либо на внутренних парковках гипермаркетов, когда нужно встать между автомобилями на размеченной территории. Рассмотрим действия водителя при парковке с правой стороны (для парковки слева – все движения зеркальны).

Новичку можно посоветовать перед парковочным местом подъехать ближе к левому ряду, чтобы увеличить пространство маневра. Начинаем закручивать руль вправо. Точное положение автомобиля в этой ситуации подсказать может только интуиция, основанная на знании габаритов вашего автомобиля.

Если начать закручивать руль рано – можно зацепить правый автомобиль, если поздно – можно не попасть в створ между автомобилями. Для новичка вторая ситуация предпочтительнее, им можно посоветовать маневрировать так до тех пор, пока не придет чувство габаритов автомобиля.

Подъехав к левому автомобилю, нужно перекрутить руль до упора влево и задним ходом отъехать 1,5 метра, затем просто въехать на место. Если не получилось встать посредине места, нужно не волноваться (здесь главное – не помять соседей), выехать назад и аккуратно, чуть повернув в нужную сторону, поставить автомобиль как надо.
Классической считается парковка, когда после правого поворота автомобиль стоит напротив парковочного места под углом приблизительно 45 0 .

Водителю необходимо «протащить» автомобиль вдоль соседних машин. Продолжая ехать вперед, нужно постепенно откручивать руль так, чтобы передние колеса двигались параллельно соседним автомобилям. Подъехав к дальнему колесу левого автомобиля, нужно остановиться и закрутить руль до упора вправо. Проехав совсем немного, вы поставите автомобиль параллельно соседним.

Передняя парковка под углом 45 0

Обычно такая разметка стоит вдоль трассы, и это вынуждает попадать в створ между машинами с первого раза, так как сзади движутся проезжающие авто. Поворот для заезда нужно начинать с полосы движения, если есть возможность, то в своей полосе нужно взять чуть левее. Для новичков интересно будет узнать, что места для маневра здесь почти в полтора раза больше, чем при парковке под углом в 90 0 . Но волнение перед водителями, которые едут следом, может заставить повернуть раньше, и тогда можно наехать на левый задний бок правого автомобиля.

Совет: лучше не попасть в створ парковки, чем помять автомобиль. Пусть сигналят остановившиеся позади водители: они сами когда-то овладевали искусством парковки.

Итак, если не удалось попасть на место, останавливаемся и выворачиваем руль налево, двигаемся назад (лучше включить аварийку). Потом плавно въезжаем на парковочное место.

В случае, если сразу удалось попасть в створ между автомобилями правильно, нужно аккуратно проехать вдоль автомобилей, постепенно откручивая руль, как при парковке по углом 90 0 , но, не делая это особенно аккуратно. В конце маневра нужно закрутить руль вправо до упора и немного проехать до остановки.

Выезд с парковки

Новички достаточно часто совершают ошибки при выезде с парковок: забывая про переднюю часть своего авто и глядя только назад, въезжают в «левый» автомобиль. Реже совершают наезд на правый автомобиль, это бывает тогда, когда водитель не совсем тщательно припарковался, чуть развернув влево свою машину.

Как правильно парковаться в гараж

Рассматриваем ситуацию, когда въехать в гараж нужно задним ходом. Тренировки для заезда в бокс, гараж, на парковочное место задним ходом требуются новичку, пожалуй, даже в больших объемах, нежели для других ситуаций. Оцениваем, по каким ориентирам будем двигаться: углы гаража и створки дверей (если не совпадают с размерами гаража). Рассматриваем заезд, когда гараж расположен справа по пути движения.

  1. Нужно доехать до угла бокса (или начала двери), остановиться, вывернуть руль до упора налево и начать двигаться вперед.
  2. В правом зеркале заднего вида ловим угол бокса (угол двери), зазор в зеркале между правой стороной авто и углом должен быть не более 10 см. Останавливаемся, устанавливаем руль прямо и едем назад. Маневр совершаем на низких скоростях, спешка при заезде в гараж чревата царапинами.
  3. Встаем, когда угол бокса (двери) сравняется с задней дверью авто.
  4. Выворачиваем руль до упора вправо и начинаем въезжать в гараж, постепенно откручивая руль и ориентируясь по зеркалам заднего вида, чтобы автомобиль встал параллельно стенам гаража. Останавливаемся, когда уверены в правильном положении авто.
  5. Устанавливаем руль прямо и движемся задним ходом, следя за расстоянием до задней стены.

Совет: никогда не открывайте двери при въезде в гараж! Царапины на дверях – самое меньшее из зол, которое можно представить.

Можно ли парковаться на тротуаре?

На тротуаре парковаться нельзя, если нет знака и одной из табличек.

Знак с буквой «Р» указывает, что парковка разрешена. Необходимо также обращать внимание на то, каким образом можно парковаться на тротуаре

Если водитель по собственной лени или забывчивости оставил авто на тротуаре (или хуже того – сознательно), то тем самым совершил административное правонарушение по части 3, статьи 12.19 КоАП РФ. Даже если машина не мешает проходу пешеходов, вас все равно привлекут к ответственности (ужесточение с 1.07.12). Штраф за нарушение зависит от местных правил.

Есть кое-что пострашнее штрафа — неадекватная реакция разгневанных пешеходов, которая может привести к умышленной порче автомобиля.

Более безобидный вариант порицания за неправильную парковку придумали в ГИБДД Новокузнецка: сотрудники ГАИ и их юные помощники наклеивает на заднее стекло автомобилей штрафников наклейку с надписью «Я паркуюсь, как олень!»

Такие наклейки клеят сотрудники ГИБДД г. Новокузнецка

Система Park Assist для автоматической парковки автомобиля без участия водителя

Машина паркуется сама! Неужели такое возможно? Да, некоторые автомобили, оснащенные этой системой, позволяют водителю не задумываться о тонкостях парковки. Автомобиль Volkswagen Touran паркуется сам с помощью бортового компьютера и ультразвуковых датчиков.

Для того чтобы припарковаться, нужно активировать систему. Если ехать от припаркованных автомобилей в полутора метрах на скорости 30 км/час, то система сама выберет место, достаточное для парковки. Водитель по сигналу на информационном табло должен обеспечить включение задней передачи и может отпустить руль. Пока это единственный автомобиль, поставляемый в Россию с такой системой.
Системы автоматической парковки устанавливаются изготовителями на многие современные автомобили Lexus, Citroen, Volvo, Audi и другие.

Посмотрите, как работает система Park Assist применительно к модели Audi A6.

Паркуется «курица»

Неумение правильно парковаться может привести ко многим неприятным последствиям. В лучшем случае — это повреждение автомобиля, в худшем — причинение вреда здоровью себе или окружающим. Будьте осторожны и пусть с вами никогда не случается ничего подобного, что показано в ролике под песню Семёна Слепакова «Паркуется курица».

Признаться окружающим, что ты не умеешь толком парковаться – это нечто находящееся явно за рамками приличия. Считается, что если ты за рулем не две недели, а хотя бы два месяца, то обязан уметь несколькими легкими движениями руля протискивать автомобиль в любое свободное место, оставляя считанные сантиметры до бамперов соседей спереди и сзади. А ведь только недавно параллельной парковке стали кое-как учить в автошколе и принимать это упражнение на экзаменах. Так с какой стати среднестатистическому водителю уметь делать это грамотно? Впрочем, ничего сверхсложного в процессе парковки нет. Особенно если знать несколько лайфхаков.

Габариты

Довольно банальная вещь: нужно научиться чувствовать габариты автомобиля. А что значит – чувствовать? Отрастить нервные окончания на бампере? Развить в себе шестое чувство, как у летучей мыши? Все проще и прозаичнее: нужно научиться примерно определять расстояние до препятствия по той картинке, которую вы видите в ветровое или заднее стекло.

Метод «контактной парковки» по треску бампера соседней машины в качестве тренировки советовать не буду. А вот выходить из автомобиля и оценивать его положение по мере парковки – хорошая привычка, если вы хотите развить в себе ощущение габаритов. И вообще, постоянная практика, как и в случае с любыми другими приемами вождения, в данном случае – лучшее, что можно придумать.

Хороший помощник в данном случае – парковочные датчики, причем полезны они не только сзади, но и спереди. Ведь несмотря на кажущуюся простоту, определить зазор перед капотом настолько же проблематично, как и за багажником – я сужу в том числе и по своим ученикам, которые все время боязливо привстают в кресле, пытаясь что-то разглядеть за бампером. Если в исходной комплектации парктроников не было, и вы собираетесь их установить, ставьте лучше и вперед, и назад – будет спокойнее. И не экономьте, потому что нет ничего хуже, чем сочетание «глючного» парктроника с посредственно развитым глазомером.


Внешние камеры – тоже отличные помощники, которые пригодятся как сзади, так и спереди. Здорово, если у вас есть «круговой обзор», но он сейчас встречается только на очень дорогих машинах. И даже имея полный набор датчиков и камер, не стоит отказываться от тренировки глазомера – он вам пригодится!

Передом или задом

То, что парковаться нужно задним ходом, вроде бы слышали все. А, кстати, почему? Ведь в повороты обычные мы заходим передом, не разворачиваемся для этого… И колеса управляемые конструкторы автомобилей поставили именно спереди, а не сзади. Может, ерунда все это, насчет заднего хода? Не ерунда, и вот почему.

Во-первых, если управляемые колеса располагаются сзади, то автомобиль существенно маневреннее. Не верите? Попробуйте покрутить рулем при движении с более-менее одинаковой скоростью вперед и назад. Вы почувствуете: катясь задним ходом, машина очень остро реагирует на любое отклонение рулевого колеса. Когда вы крутите руль в обычной ситуации, задние колеса слегка срезают траекторию. При движении задним ходом они резко меняют направление.

Таким образом, парковка задом – это не прихоть инструкторов и не «советская традиция», а единственно возможный выбор для маневрирования в стесненных обстоятельствах. Двигаясь задним ходом, вы просто быстрее «засунете» автомобиль в небольшую нишу между двумя стоящими машинами.


Во-вторых, движение задним ходом позволяет использовать с толком боковые зеркала. А зачем они нам? Затем, что опустив их вниз, вы увидите кромку проезжей части и сможете встать на минимальном от нее расстоянии. На широких улицах это не так актуально, а вот в тесных переулках поможет уберечься от царапин. Ну а если у вас отлично развит глазомер и чувство габаритов, о которых мы говорили выше, то зеркала вам и не понадобятся.

Как вращать руль

Вопрос кажется идиотским, но сколько копий сломано в спорах относительно того, можно ли крутить руль на месте! Когда мы были моложе, а машины выпускали в основном без усилителя руля, этот вопрос стоял не так остро. Повернуть руль у стоящих на месте Жигулей можно только с изрядным усилием. Теперь времена поменялись: нам помогает гидравлика или электрика. Так что же, крутить руль на месте стало можно? И да, и нет.

Сложно спорить с тем, что сила трения между колесом и асфальтом на стоящей машине намного больше, чем на движущейся даже с минимальной скоростью. А раз больше сила трения, то и выше нагрузка на детали рулевого привода, в том числе и на зубья рулевой рейки. Выше нагрузка – быстрее износ. ГУР и ЭУР помогают вам крутить руль, а вот победить законы физики и снизить степень разрушительного воздействия на механизмы они не способны.

Но не стоит воспринимать это как страшилку. Если у вас автомобиль достаточно новый, три-пять лет от роду, с пробегом меньше 100 тысяч км, от пары оборотов рулевого колеса на месте ничего с рейкой не случится. Вот на пожилых машинах, да к тому же еще и дорогих, с этим нужно быть аккуратнее. Не верите? Почитайте и обратите внимание на цену деталей рулевого управления.

Резюмируя по этому вопросу, скажу: если ваш навык и ситуация на дороге позволяют в процессе руления двигаться, старайтесь не злоупотреблять вращением руля на месте. Но загонять себя в безвыходные ситуации, когда двигаться не получается, а руль крутить на месте «запрещает религия», не нужно.

Кстати, ровно такая же история – относительно езды с выкрученным до упора рулем. По возможности старайтесь не «насиловать» рулевой механизм таким образом и не увлекаться азартным откручиванием рулевого колеса до удара об ограничитель. Ему действительно от этого не поздоровится. Но если того требует ситуация, не переживайте так сильно.

Сам процесс парковки

Итак, вы вооружились знаниями о габаритах и, допустим, вняли моей рекомендации и решили парковаться задним ходом. Если вы упрямый человек и все равно планируете парковаться передом, дальше можно не читать – там ничего интересного для вас нет. Рассмотрим самую типичную ситуацию с парковкой у края проезжей части справа.


Итак, вы нашли на обочине подходящее место, которого «на глаз» хватает для того, чтобы припарковать вашу машину. Я же говорил, что без глазомера никак? Проезжайте немного вперед, чтобы поравняться с автомобилем, стоящим перед пространством для парковки. А нужно ли к нему прижиматься при этом? Нет, это совершенно ни к чему. Боковой интервал должен составлять примерно полметра (да-да, снова все «на глаз»). А чтобы было проще, можно измерить расстояние с помощью зеркал: ваше левое зеркало, левое зеркало соседнего автомобиля плюс немного места. Так будет оптимально. Выровнялись? Включайте заднюю передачу.

Убеждаемся, что мы никому не мешаем сзади, и медленно начинаем движение, выкручивая руль налево (почти до упора, вы помните). Смотрите в боковое левое зеркало: когда стоящая сзади машина покажется там полностью (а не только ее левая часть), самое время ставить колеса прямо и продолжать движение.

Тем временем оцените картинку спереди. Как только угол вашего переднего бампера встал на одну линию с задним бампером машины спереди, можно смело окручивать баранку в обратную сторону – теперь вы точно автомобиль не заденете. А как понять, что он поравнялся? Тут поможет только глазомер, другого не дано. Ну или камера кругового обзора: на Range Rover, скажем, объектив встроен в том числе в угол бампера.

Дальше все стандартно: контролируем положение машины относительно края дороги по зеркалу, втискиваемся между двумя автомобилями. Тут теоретическая часть заканчивается – остается только практиковаться, либо самостоятельно, либо с инструктором.

Альтернативы

Выше я описал классическую схему парковки. И для полноты картины расскажу про пару альтернатив. Во-первых, можно все-таки начать парковку передом, чтобы затем продолжить ее задом. Это как? Очень просто: если места достаточно много для маневра, заезжаем туда «мордой» и сразу же отруливаем влево, выставляя корму в сторону намеченной для парковки зоны. Что это нам дает? В общем-то, немногое: ваша позиция будет изначально немного ближе к краю дороги.

Во-вторых, можно начинать процесс парковки не параллельно другим стоящим авто, а изначально поставив машину под большим углом к бордюру. В таком случае будет меньше возни с кручением руля в стесненном пространстве: стартуем на прямых колесах и затем выкручиваем руль влево. Такая схема годится, если нет плотного потока машин и можно раскорячить автомобиль на полтора ряда, не собрав тонну-другую ненависти в свой адрес.

Пару слов об автопарковщиках

«Автопаркинг», в отличие от камер кругового обзора, можно найти даже на относительно недорогих машинах вроде Ford Focus. Впрочем, насчет полезности этой функции у меня есть определенные сомнения. Основных претензий к таким системам у меня три, и все они – из моего личного опыта.

Это геометрия. Если увидите правильно все точки, на которые нужно просто ориентироваться, можно спокойно научиться парковаться. Если вы научитесь четко работать по ориентирам, вам любая парковка будет несложной.

Если есть место больше, чем ваш автомобиль на 1:4 длины или ширины машины – вы туда влезаете без проблем.

Если место впритирку, то придется делать некоторые манипуляции. Это тоже не проблема!

Подъезжаете. Если рядом есть другие машины, приостанавливаетесь, убеждаетесь в том, что для вас места хватить. Потом предупреждаете всех аварийным сигналом, чтобы никто не стал на ваше место первым.
Проезжаете вперед, приостанавливаете автомобиль в первой точке, по которой нужно ориентироваться. Она на уровне вашего препятствия.

Остановили автомобиль у первой точки. Около этого ориентира должен находиться правый задний угол авто. Выкручиваем колеса в упор направо и закручиваем автомобиль так, чтобы задняя середина четко “смотрела” на второй ориентир заднего дальнего угла (точка 2).

В этот момент выпрямляете колеса и сдаете назад, пока правое крыло не переехало условную линию, за которую вы хотите заправить свой автомобиль.

Выкручиваете колеса в упор налево, сдаете назад и заправляете машину.

Когда будете выходить, внимательно изучите обстановку на дороге. Чтобы не открыть дверь в тот момент, когда кто-то будет проезжать по проезжей части.

Въезд на парковку

Сдайте назад до упора. Чтобы максимально освободить расстояние перед машиной.

Выкручиваем колеса в упор налево. Выводим автомобиль за передний угол (точка 1).

Дальше выводим автомобиль на прямых колесах за среднюю стойку. Выкручиваем колеса вправо и вливаемся в общий поток.

Если места у вас ограничено, а припарковаться нужно, например, между двумя автомобилями или транспортным средством и забором, нужно определить для себя три ориентира: 1 – первое ограничение, 2 – второе ограничение, 3 – глубина парковки.

Утыкаемся серединой переднего бампера в дальний угол ограничения (1).

После этого аккуратно сдаем назад.

Когда правый передний угол стает на одну линию с серединой ширины парковки (3), начинайте двигаться вперед.

Чтобы выйти с машины и не повредить ни свой, ни соседний автомобиль, нужно дополнительно взять ширину 1:3/1:4 ширины транспортного средства.

Обязательно нужно вывести средство передвижения за переднюю ось.

Вывертываем колеса в ту сторону, куда вы хотите поехать и куда разрешают ПДД. Если понимаете, что упретесь впереди стоящую машину, возможно, потребуется сдать еще раз вперед, еще круче выкрутить колеса вправо, и только после этого выезжать вперед.

Алгоритм парковки задним ходом

Когда заезжаете передним ходом, лишаете себя свободного маневрирования при выезде. Поэтому лучше ставить автомобиль задним ходом к поребрику, а передней частью к проезжей части.


Вам необходимо проехать вперед, и выставить заднею часть автомобиля на уровне первого ограничения (1).

С заднего хода сдаем назад и разворачиваем машину так, чтобы задняя часть уперлась в угол другого ограничения (2).

Подали вперед. И как только увидите в зеркалах заднего вида парковку, начинаем заправлять автомобиль назад.

Картинка в зеркалах должна продолжаться. Направляем при этом центр автомобиля на середину ширины парковки.