Назначение, устройство и работа системы помощи при перестроении. Электронные системы управления автомобилем, система помощи при перестроении, система кругового обзора, система распознавания дорожных знаков, система обнаружения пешеходов, система ночного в

Перестроение автомобиля из одного ряда движения в другой часто становиться причиной аварий, т.к. водитель не замечает транспортные средства на других полосах. Система помощи при перестроении (другие названия – система мониторинга «слепых» зон , система информирования о «мертвой» зоне , система безопасного перестроения из ряда в ряд ) предупреждает водителя об опасности столкновения при смене полосы движения.

Известными разработчиками таких систем являются:

  • Audi, Volkswagen - система Side Assist ;
  • BMW - система Lane Change Warning ;
  • Mazda - система Rear Vehicle Monitoring , RVM ;
  • Mercedes-Benz - система Blind Spot Assist ;
  • Porshe - система Spurwechselassistent , SWA ;
  • Ford - система Blind Spot Infomation System , BLISTM ;
  • Volvo – система , BLIS .

Система Audi Side Assist признана Европейским комитетом независимой экспертизы безопасности автомобилей (Euro NCAP) одной из лучших систем безопасности 2010 года.

Принцип работы системы Side Assist основан на контроле зон движения рядом с автомобилем и позади него с помощью радара и включении предупреждающего сигнала при намерении водителя сменить полосу движения и наличии помехи на другой полосе.

Система включает следующие конструктивные элементы:

  • кнопка (клавиша) включения на рычаге переключателя указателя поворотов (на панели двери);
  • радары в наружных зеркалах заднего вида с правой и левой стороны;
  • электронные блоки управления;
  • сигнальные лампы (предупреждающие индикаторы) на наружных зеркалах заднего вида с правой и левой стороны;
  • контрольная лампа на панели приборов.

Система помощи при перестроении включается соответствующим переключателем, активируется при достижении автомобилем скорости 60 км/ч. Для определения объектов в "слепой" зоне в системе используется радар . Радарные датчики устанавливаются в наружных зеркалах заднего вида и излучают радиоволны в определенную область возле автомобиля. В ряде систем вместо радаров могут устанавливаться видеокамеры , ультразвуковые датчики .

Электронные блоки управления (по одному на каждую сторону) анализируют отраженные излучения радара, на основании которых:

  • производится слежение за подвижными объектами;
  • распознаются неподвижные объекты (припаркованные автомобили, дорожное ограждение, столбы и др.);
  • при необходимости включается сигнальная лампа.

Сигнальная лампа работает в двух режимах:

  1. информирования – горит непрерывно при нахождении объекта в «слепой» зоне;
  2. предупреждения – мигает при перестроении из ряда в ряд и при нахождении объекта в «слепой» зоне.

Намерение водителя перестроится из ряда в ряд, распознается по включенному переключателю указателя поворотов.

Система BLIS в отличие от Side Assist использует для отслеживания «слепой» зоны вместо радара цифровую камеру с режимом съемки 25 кадров/мин. Цифровая камера недостаточно эффективна в условиях плохой видимости (туман, снег).

Система Blind Spot Information System включается специальной кнопкой на панели приборов и активируется на скорости свыше 10 км/ч.

Cистема Rear Vehicle Monitoring при нахождении в опасной зоне другого автомобиля, наряду с светодиодной индикацией, подает звуковой сигнал.

Сигнализация смены полосы движения (SWW) представляет собой новую систему помощи водителю. Сигнализация смены полосы движения оказывает поддержку водителю при смене полосы движения. Для этого сигнализация смены полосы движения с помощью 2 радиолокационных датчиков контролирует движение сзади и сбоку.

Система предупреждения о перестроении предлагает следующие преимущества:

  • Система предупреждения о перестроении может распознавать дорожную ситуацию, которая может представить опасность во время смены полосы движения. При этом водитель получает информацию и предупреждение на 2 уровнях (сигнальная лампа в наружном зеркале, вибрация на рулевом колесе).
  • Подобные дорожные ситуации появляются, например, при быстром приближении удаленных автомобилей. Водитель самостоятельно может оценить такие ситуации, особенно в темноте, в недостаточной степени. Радиолокационные датчики функционируют абсолютно независимо от условий освещения.
  • Дополнительную опасность представляют автомобили, находящиеся в мертвом углу. Водитель может распознать опасность только в том случае, если он будет действовать с особенной осмотрительностью. Радиолокационные датчики системы предупреждения о перестроении распознают другие автомобили на соседней полосе движения примерно до середины своего автомобиля.

Дорожная ситуация с предупреждающим сигналом, подаваемым системой предупреждения о перестроении

Обозначение Пояснение Обозначение Пояснение
1 Левый указатель поворота включен 2 Сигнальная лампа в наружном зеркале со стороны водителя мигает с высокой интенсивностью
3 Сигнальная лампа в наружном зеркале со стороны переднего пассажира горит с меньшей интенсивностью 4 Рулевое колесо вибрирует
5 Автомобиль с системой предупреждения о перестроении 6 Автомобиль, движущийся с одинаковой скоростью по правой полосе движения в зоне смены полосы движения
7 Автомобиль, движущийся с большей скоростью по левой полосе движения в зоне смены полосы движения 8 Зона смены полосы движения
9 Зона мертвого угла для наружного зеркала

Краткое описание узла

Ниже описываются следующие узлы SWW:

Панель управления систем помощи водителю

Нажатием кнопки в блоке управления системы поддержки водителя включается и выключается система предупреждения об опасности при перестроении.

НапримерF01

Например F01:

Панель управления соединена с FRM через шину LIN. Сигнал, поступающий по шине от FRM на блок управления ICM, сообщает о срабатывании клавиши. ЭБУ ICM разрешает включение сигнализатора изменения колеи только тогда, когда система работает исправно. Только в этом случае он выдает положительное подтверждение посредством сигнала, передаваемого по шине на модуль в пространстве для ног (FRM), для активизации функциональной подсветки клавиши. Если в системе имеется неисправность, функциональная подсветка остается выключенной несмотря на нажатие кнопки. На основании этого водитель понимает, что система предупреждения о перестроении недоступна.

На следующем рисунке показан блок управления системы поддержки водителя в усовершенствованном варианте.

Блок управления системы поддержки водителя расположен в центральной консоли около выключателя аварийной световой сигнализации. Блок управления системой поддержки водителя подключен через 6-полюсное штекерное соединение.

НапримерF15

Нажатием кнопки в блоке управления системы поддержки водителя включается и выключается система предупреждения об опасности при перестроении. В начале движения все системы поддержки водителя активны.

Например F15:

Блок управления соединен с контроллером Body Domain Controller (BDC) через шину LIN. Сигнал, поступающий по шине от BDC на блок управления интегрированной системы управления ходовой частью (ICM), сообщает о срабатывании клавиши. ЭБУ ICM разрешает включение сигнализатора изменения колеи только тогда, когда система работает исправно. Только в этом случае он выдает положительное подтверждение в виде сигнала, передаваемого по шине, на контроллер Body Domain Controller (BDC) для активации функциональной подсветки клавиши. Если в системе имеется неисправность, функциональная подсветка остается выключенной несмотря на нажатие кнопки. На основании этого водитель понимает, что система предупреждения о перестроении недоступна.

SWW: ЭБУ ведущего устройства системы предупреждения о перестроении

ЭБУ SWW системы предупреждения об опасности при перестроении (SWW) является одновременно радиолокационным датчиком (24 ГГц) и ЭБУ. ЭБУ встроен сзади справа над опорной балкой бампера. Снаружи радиолокационный датчик не виден, он закрыт бампером.

Радиолокационные датчики работают независимо от погодных условий. Надежное обнаружение происходит на расстоянии ок. 60 метров.

НапримерF01

Только задающий блок управления имеет адрес ЭБУ и диагностический адрес, и поэтому является ЭБУ.

Элементы крепления радиолокационных датчиков не допускают механической регулировки. Вместо механической настройки радиолокационных датчиков (как, например, радар дальнего действия активного круиз-контроля), необходимо произвести запись угла коррекции через систему диагностики.

Исполнительное устройство системы предупреждения о перестроении

Исполнительное устройство SWW является только радиолокационным датчиком и блоком управления не является. Однако, этот радиолокационный датчик обладает программируемой памятью и собственным процессором. Радиолокационный датчик установлен сзади слева над опорной балкой бампера. Снаружи радиолокационный датчик не виден, он закрыт бампером.

НапримерF01

Радиолокационный датчик служит для генерирования и передачи радиолокационных волн. В него встроена схема приемника. Передача и прием осуществляется через планарную антенну.

Элементы крепления радиолокационных датчиков не допускают механической регулировки. Вместо механической настройки радиолокационных датчиков (напр., радар дальнего действия активного круиз-контроля), необходимо произвести запись угла коррекции через систему диагностики.

Радиолокационные датчики имеют различные точки крепления. Поэтому их нельзя перепутать.

Сигнальная лампа в наружном зеркале

В левом и в правом наружном зеркале расположено по одной треугольной сигнальной лампе. Сигнальная лампа может активизироваться с различной интенсивностью. Блок управления ICM передает команду с требуемой интенсивностью на FRM. Команда передается по шине LIN дальше на электронный блок соответствующего наружного зеркала. При активации широтно-модулированным сигналом светодиоды сигнальных ламп загораются.

НапримерF01

Если указатель поворота установлен, а настигающий автомобиль в это время находится в критической зоне, сигнальная лампа в корпусе зеркала мигает (с различной интенсивностью).

С F15: Ночью яркость сигнальной лампы регулируется сигналом датчика дождя/света/запотевания/солнца. Датчик дождя/света/запотевания/солнца подключен к контроллеру Body Domain Controller (BDC).

Система предупреждения о перестроении может издать предупреждающий сигнал, начиная со скорости прим. 30 км/ч.

Виброгенератор в рулевом колесе

Вибропривод расположен в спице рулевого колеса. Задачей вибропривода является заставить рулевое колесо вибрировать. Системы помощи водителю - сигнализация ухода с полосы движения и сигнализация смены полосы движения используют эту вибрацию для предупреждения водителя об опасных ситуациях.

Расположенный внутри рулевого колеса электронный блок в рулевом колесе также управляет виброгенератором. Команда для активизации вибропривода подается интегрированной системой управления ходовой частью (ICM) по шине FlexRay в коммутационный центр в рулевой колонке. Коммутационный центр в рулевой колонке передает это требование по шине LIN на электронику рулевого колеса.

Если указатель поворота установлен, а настигающий автомобиль в это время находится в критической зоне, рулевое колесо вибрирует.

Наряду с системой предупреждения о перестроении также и система предупреждения об опасности при перестроении (ЭБУ KAFAS) использует виброгенератор для генерирования сигнала предупреждения водителю. Системы используют при этом разные амплитуды вибрации. Система координации активизации виброгенератора встроена в ЭБУ ICM.

Системные функции

Ниже описываются следующие функции:
  • функциональное сетевое соединение;
  • Пределы функциональных возможностей системы

Функциональное сетевое соединение

Для реализации SWW требуется сложная комплексная система с управлением отдельными функциями через другие ЭБУ. На следующих двух рисунках представлена функциональная объединенная схема.

НапримерF01

Обозначение Пояснение Обозначение Пояснение
1 Наружное зеркало водителя 2 Центральный модуль межсетевого преобразователя (ZGM)
3 Система доступа в автомобиль (CAS) 4 коммутационный центр в рулевой колонке (SZL);
5 Блок Junction Box (JBE) 6
7 Задний распределитель тока 8 ЭБУ SWW системы предупреждения о перестроении (ведущее устройство)
9 10
11 12 Модуль в пространстве для ног (FRM);
13

НапримерF15

Обозначение Пояснение Обозначение Пояснение
1 Наружное зеркало водителя 2 Датчик дождя/освещения/солнца
3 Передний распределитель тока 4 Контроллер Body Domain (BDC)
5 Наружное зеркало переднего пассажира 6 Предохранитель в контроллере Body Domain Controller
7 Модуль подключения электрооборудования прицепа (AHM) 8 Задний распределитель тока
9 Исполнительное устройство системы предупреждения о перестроении 10 ЭБУ ведущего устройства системы предупреждения о перестроении
11 блок переключателей в двери водителя; 12 Панель управления систем помощи водителю
13 коммутационный центр в рулевой колонке 14 Комбинация приборов (KOMBI)
15 Центральный информационный дисплей 16 Головное устройство (HU-H, HU-B)
17 Встроенная система управления ходовой частью (ICM) 18 Концентратор

Учет участников дорожного движения

Оба радиолокационных датчика (ведущее устройство и исполнительное устройство) выполняют эту функцию в значительной степени независимо друг от друга в своей конкретной зоне действия. Сначала определяется положение учтенных участников дорожного движения в продольном и поперечном направлении.

На основании этого за участниками дорожного движения закрепляется полоса движения. При этом различают собственную полосу движения, левую или правую соседние полосы движения и расположенные дальше полосы движения. Если участники дорожного движения находятся в зоне смены полосы движения, учитываются также скорости приближения по отношению к собственному автомобилю. Если один участник дорожного движения находится в зоне мертвого угла, достаточно распознать его наличие. Точное положение или скорость не являются решающим фактором для подачи предупреждающего сигнала.

Определение необходимости подачи предупреждающего сигнала

Необходимость подачи предупреждающего сигнала определяется ЭБУ ведущего устройства SWW. Задающий блок управления использует при этом как данные об участниках дорожного движения, определенные им самостоятельно, так и данные исполнительного устройства.

На основании расстояния (в продольном направлении) и скорости приближения вычисляется время, оставшееся до отмены смены полосы движения. Если это время, по крайней мере для одного учтенного участника дорожного движения станет меньше порогового значения, принимается решение о необходимости подачи предупреждающего сигнала. Наличие одного участника дорожного движения в мертвом углу сразу приводит к необходимости подачи предупреждающего сигнала.

Подача предупреждающего сигнала подавляется, если задающий блок управления получает информацию о подсоединении прицепа от модуля подключения электрооборудования прицепа (сообщение системы автоматической диагностики). Кузов прицепа значительно ограничивает зону действия радиолокационных датчиков.

Система предупреждения о перестроении неисправна, деактивирована или ограничена

2 Отказ сигнализации смены полосы движения

Указания для службы сервиса

Общие указания

Калибровка радиолокационных датчиков не требуется. При замене радиолокационного датчика или работах на его креплении необходимо выполнить сервисную функцию. В результате этого угол коррекции будет записан в радиолокационных датчиках.

Указания по диагностике

Через диагностическую систему для SWW доступна следующая сервисная функция:

  • Ввод в эксплуатацию датчиков SWW (= сигнализация перестроения)

Путь: Сервисные функции > Помощь водителю > Система предупреждения о перестроении

Оставляем за собой право на опечатки, смысловые ошибки и технические изменения.

При каждой смене модельного ряда ведущие автопроизводители ставят перед собой цель привлечь покупателя чем-то особенным. Одни предлагают роскошный салон и богатое оснащение, вторые воспитывают спортивный характер и улучшают мощную динамику, третьи же делают ставку на более экономичные двигатели с альтернативными источниками энергии. Однако во всех случаях будущее автомобилестроения немыслимо без электронных систем управления. Бурное развитие технологических « начинок» дает основание полагать, что прогресс в автомобильной промышленности твердо определил для себя приоритетное направление.


СИСТЕМА ПОМОЩИ ПРИ ПЕРЕСТРОЕНИИ

Если при смене одного ряда движения на другой вы часто слышите недовольные сигналы клаксонов, или вам, совершая такой маневр, банально лень смотреть в наружные зеркала заднего вида, значит, этот электронный помощник создан именно для вас. Система безопасного перестроения поможет заметить транспортное средство на соседних полосах и избежать возможного столкновения.

Принцип ее действия основан на контроле зон движения рядом с автомобилем и предупреждении водителя о помехе. Система включается специальной кнопкой и активируется, как правило, на скорости свыше 60 км/ч. Радары, установленные в наружных зеркалах заднего вида, с помощью электромагнитных волн определяют все, что находится в «слепой» зоне. Электронные блоки управления следят за подвижными объектами, а также распознают неподвижные: припаркованные автомобили, дорожное ограждение и т.п. Если вы вознамерились перестроиться, но при этом в опасной зоне находится другой автомобиль, на приборной панели включается сигнальная лампа. При этом наряду со светодиодной индикацией может подаваться и звуковой сигнал. В некоторых системах вместо радаров устанавливаются видеокамеры и ультразвуковые датчики. Но следует помнить, что в условиях тумана, сильного дождя и снега цифровая камера недостаточно эффективна.

У разных производителей система информирования о «мертвой» зоне имеет свои торговые названия:
- Side Assist - Audi, Volkswagen;
- Lane Change Warning - BMW;
- Rear Vehicle Monitoring, RVM - Mazda;
- Blind Spot Assist - Mercedes-Benz;
- Spurwechselassistent, SWA - Porshe;
- Blind Spot Infomation System, BLISTM - Ford;
- Blind Spot Information System, BLIS - Volvo.


СИСТЕМА КРУГОВОГО ОБЗОРА

Данная технология, которая является дальнейшим развитием оптической парковочной системы, предназначена для оказания помощи водителю при выполнении параллельной или перпендикулярной парковки, движении между рядами, выезде на «слепой» перекресток, а также при маневрировании в других стесненных условиях. Работа опции основана на съемке обстановки вокруг автомобиля и передачи информации на мультимедийный дисплей.

Конструктивно система кругового обзора объединяет, в основном, четыре видеокамеры, установленные по периметру кузова. Передняя камера базируется в радиаторной решетке, задняя - в модуле освещения номерного знака, две боковые встроены в корпуса наружных зеркал заднего вида. Все видеокамеры имеют большой угол обзора и высокое разрешение. Это позволяет получать панорамный вид окружения автомобиля (т.н. вид с высоты птичьего полета) и детализированное изображение с одной или нескольких камер. При этом степень увеличения можно изменять. На «картинку» с камеры заднего вида выводятся динамические направляющие, указывающие возможную и рекомендуемую траектории движения. Система работает при небольшой скорости - до 10-18 км/ч, имеет автоматический и ручной режимы активации.

Система кругового обзора впервые была применена в 2007 году компанией Nissan и до недавнего времени являлась прерогативой автомобилей лишь премиум-сегмента. Сегодня она есть в арсенале многих ведущих автопроизводителей - Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen, Land Rover, Nissan, Toyota. Некоторые из них имеют собственные названия:
- Around View Monitor, AVM - Nissan;
- Surround Camera System - Land Rover;
- Area View - Volkswagen.


СИСТЕМА РАСПОЗНАВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ

Система призвана предупреждать водителя о необходимости соблюдения скоростного режима. Главный конструкционный элемент здесь - видеокамера, расположенная на ветровом стекле за зеркалом заднего вида. Она снимает пространство справа и сверху по ходу движения - в зоне расположения дорожных знаков. Эта камера также используется системами обнаружения пешеходов и помощи движению по полосе. Полученное изображение анализирует электронный блок управления, который распознает форму, цвет дорожных знаков, информационные надписи на них. Если фактическая скорость автомобиля выше максимально допустимой, на экран панели приборов выводится изображение в виде знака ограничения. Наряду с визуальным предупреждением может передаваться и звуковое.

Система способна распознавать ограничения скорости, действующие для определенного вида транспорта, а также знаки отмены ограничения. А разработка Opel Eye - еще и знаки, запрещающие обгон. Систему распознавания дорожных знаков (Traffic Sign Recognition, TSR ) имеют в своем активе многие известные автокомпании - Audi, BMW, Ford, Mercedes-Benz, Opel, Volkswagen. Mercedes-Benz назвал свою систему Speed Limit Assist (помощь в соблюдении скоростного режима).


СИСТЕМА ОБНАРУЖЕНИЯ ПЕШЕХОДОВ

Основное предназначение этой технологии - предотвращение столкновения с пешеходами. Статистические данные свидетельствуют, что вероятность смертельного исхода от столкновения пешехода с автомобилем на скорости 65 км/ч составляет 85%, 50 км/ч - 45%, 30 км/ч - 5%. Применение данной системы позволяет почти на четверть сократить смертность пешеходов при ДТП и на треть снизить риск тяжелых травм.

Для распознавания людей вблизи автомобиля используется видеокамера и радар. Их работа наиболее эффективна на расстоянии до 40 м. Если пешеход обнаружен, система отслеживает его дальнейшее перемещение и оценивает вероятность столкновения. К тому же она способна «вести» одновременно несколько пешеходов, идущих или бегущих различными курсами, а также реагирует на транспортные средства, которые стоят на месте или движутся в попутном направлении. Все результаты слежения отображаются на мультимедийном экране.

Если электроника установила, что при текущем характере движения столкновение с пешеходом неизбежно, посылается звуковое предупреждение. Далее система оценивает реакцию водителя (торможение, изменение направления движения). И если таковой не последовало, автоматически доводит автомобиль до остановки.

Впервые система обнаружения пешеходов была использована в 2010 году на автомобилях Volvo. Она имеет ряд модификаций:
- Pedestrian Detection System - Volvo;
- Advanced Pedestrian Detection System - корпорация TRW;
- EyeSight - Subaru.


СИСТЕМА НОЧНОГО ВИДЕНИЯ

Принцип действия системы, устанавливаемой, как правило, на автомобилях премиум-класса, основан на фиксации инфракрасного излучения объектов и его проецировании на ЖК-дисплей щитка приборов в виде серого масштабного образа. Для этого применяются специальные камеры: тепловизоры - у пассивных систем, инфракрасные камеры - у активных. Первые характеризуются высоким уровнем контрастности, но низким разрешением изображения, они работают на расстоянии до 300 м. Вторые имеют более высокое разрешение и дальность фиксации порядка 150-250 м.

Еще одна опция, которая была бы весьма полезна на наших дорогах. Она могла бы помочь снять нагрузку с водителя при движении в темное время суток.

Технически и функционально совершенной системой ночного видения считается одна из последних разработок Mercedes-Benz - Night View Assist Plus . В качестве основных конструктивных элементов в ней используются инфракрасные активные камеры в фарах головного света. Кроме того, имеется видеокамера за лобовым стеклом, определяющая время суток и наличие других ТС. Помимо стандартных функций информирования водителя, система предупреждает пешеходов о потенциальной опасности путем подачи коротких световых сигналов или их освещения фарой в течение пяти секунд. При наличии автомобилей впереди или на встречной полосе, система не срабатывает, чтобы не ослеплять других участников движения. Алгоритм программы реализуется при скорости движения более 45 км/ч и расположении пешеходов на расстоянии не более 80 м.

Еще дальше в данном направлении продвинулись баварские инженеры, представив интеллектуальную систему ночного видения - Dynamic Light Spot . Наличие живых существ на расстоянии до 100 м от машины здесь определяют датчики сердцебиения . Объекты, находящиеся вне проезжей части, автоматически освещаются поворотными диодными фарами. На автомобилях BMW система Dynamic Light Spot устанавливается в дополнение к системе ночного видения Night Vision.

Пассивными системами ночного видения являются:
-
Night Vision Assistant - Audi;
- Night Vision - BMW;
- Night Vision - General Motors;
- Intelligent Night Vision System - Honda.

Известные активные системы:
-
Night View Assist - Mercedes-Benz;
- Night View - Toyota.

Одной из частых причин ДТП служит перестроение автомобиля с одной полосы движения на другую. В большинстве случаев аварии происходят из-за того, что водитель, приняв решение сменить полосу, просто не замечает другие транспортные средства, движущиеся в параллельном направлении. Система помощи водителю при перестроении, как Side Assist у Ауди и Фольксваген, а также аналоги у автомобилей Мазда, Мерседес, БМВ, Форд (обеспечивающая мониторинг «слепых» зон, информирование о «мертвой» зоне, безопасное перестроение из ряда в ряд) предупреждает водителя о возможном столкновении при выполнении маневра.

У разных автомобильных марок есть свои аналоги данной системы:

  • Rear Vehicle Monitoring (или RVM) – система помощи водителю при перестроении Мазда;
  • Side Assist – у Фольксваген и Ауди;
  • Lane Change Warning – у БМВ;
  • Blind Spot Assist – система помощи при перестроении от Мерседес;
  • Spurwechselassistent (SWA) - Порше;
  • BLIS (или Blind Spot Information System) – у Вольво;
  • BLISTM (Blind Spot Infomation System) – на автомобилях Форд.

Система помощи водителю при перестроении от Аudi, которая получила название Side Assist, работает по принципу отслеживания участков движения, находящихся в непосредственной близости к автомобилю сбоку и сзади. С использованием радара и предупреждающего сигнала устройство информирует водителя об угрозе при попытке покинуть свою полосу.

Как работает система помощи водителю при перестроении

Система состоит из следующих автономных устройств:

  1. Кнопки для включения системы, которая расположена на ручке переключения поворотов.
  2. Радаров, вмонтированных в наружные зеркала заднего вида.
  3. Электронные блоки управления по одному на каждую сторону.
  4. Предупреждающие световые датчики (сигнальные лампочки), расположенные на наружных зеркалах заднего вида.
  5. Лампочки контроля, расположенного на панели приборов.

Управление системой осуществляется с помощью переключателя в автоматическом режиме при превышении скорости движения 60 км/час. При этом для определения автомобилей в непосредственной близости начинает работать радар, датчики которого посылают радиоволны, облучающие «слепую» зону около автомобиля. Стоит заметить, что в некоторых системах возможна замена радаров установленными видеокамерами или датчиками ультразвукового излучения.

Установленные по одному на каждую сторону электронные блоки управления производят анализ отраженных лучей, служащий основанием для следующих показателей:

  1. Контроль за движущимися автомобилями.
  2. Определение неподвижных объектов, куда могут входить ограждения, столбы, автомобили на стоянке т. д.
  3. Во время срабатывания системы загорается индикатор.

Индикатор контроля, расположенный на щитке приборов функционирует в двух режимах: информирования и предупреждения.

При информировании контрольная лампочка находится в режиме постоянного свечения при поиске автомобиля в невидимой зоне.
В режиме предупреждения при попытке изменения ряда движения лампочка начинает мигать, сигнализируя о присутствии постороннего объекта в невидимой зоне.

В отличие от Side Assist система от Volvo BLIS контролирует зону невидимости не радаром, а цифровой камерой, которая производит съемки со скоростью 25 кадров/мин. Особенно хороший результат показывает цифровая камера в условиях ограниченной видимости. А вот система RVM от Mazda при выявлении в слепой зоне другого автомобиля издает звуковой сигнал.

Система предупреждения о перестроении (SWW) – это новая системами помощи водителю, доступная в качестве дополнительного SA5AG оборудования. Система предупреждения о перестроении (SWW) помогает водителю при смене полосы движения. На скорости свыше 50 км/ч система предупреждения о перестроении (SWW) сообщает водителю о возможных столкновениях при смене полосы движения. Для этого 2 радиолокационных датчика системы предупреждения о перестроении (SWW) контролируют движение сзади и сбоку.

Система предупреждения о перестроении предлагает следующие преимущества:

  • Система предупреждения о перестроении (SWW) может распознавать дорожную ситуацию, которая может представить опасность во время смены полосы движения. При этом водитель получает информацию и предупреждение на 2 уровнях (, вибрация на рулевом колесе).
  • Подобные дорожные ситуации появляются, например, при быстром приближении удаленных автомобилей. Самостоятельно водителю сложно оценивать такие ситуации, особенно в темноте или при плохих погодных условиях. Радиолокационные датчики функционируют независимо от погодных условий и условий освещения.
  • Дополнительную опасность представляют автомобили, находящиеся в мертвом углу. Водитель может распознать опасность только в том случае, если он будет действовать с особенной осмотрительностью. Радиолокационные датчики системы предупреждения о перестроении (SWW) распознают другие автомобили, находящиеся на расстоянии от 60 метров от собственного автомобиля. Система распознает автомобили, находящиеся на соседних полосах движения в зоне до середины собственного автомобиля.

На следующем рисунке показана дорожная ситуация с оповещением системы предупреждения о перестроении (SWW).

Обозначение Пояснение Обозначение Пояснение
1 Левый указатель поворота включен 2 Сигнальная лампа в наружном зеркале со стороны водителя мигает с высокой интенсивностью
3 Сигнальная лампа в наружном зеркале со стороны переднего пассажира горит с меньшей интенсивностью 4 Рулевое колесо вибрирует
5 Автомобиль с системой предупреждения о перестроении 6 Автомобиль, движущийся с одинаковой скоростью по правой полосе движения в зоне смены полосы движения
7 Автомобиль, движущийся с большей скоростью по левой полосе движения в зоне смены полосы движения 8 Зона смены полосы движения
9 Зона мертвого угла для наружного зеркала

Краткое описание узла

Ниже описываются следующие узлы системы предупреждения о перестроении (SWW):
  • Сигнальная лампа в наружном зеркале

Задающий блок управления системы предупреждения о перестроении (SWW)

Блок управления системы предупреждения о перестроении (SWW) является одновременно радиолокационным датчиком и блоком управления. ЭБУ встроен сзади справа над опорной балкой бампера. Снаружи радиолокационный датчик не виден, он закрыт бампером.

Только правый радиолокационный датчик имеет адрес блока управления и адрес для диагностики. Поэтому только правый радиолокационный датчик является блоком управления.

Исполнительное устройство системы предупреждения о перестроении

Исполнительное устройство системы предупреждения о перестроении является исключительно радиолокационным датчиком, а не блоком управления. Однако, этот радиолокационный датчик обладает программируемой памятью и собственным процессором. Исполнительное устройство системы предупреждения о перестроении соединено с задающим блоком управления системы предупреждения о перестроении (SWW) по шине Local-CAN. Радиолокационный датчик установлен сзади слева над опорной балкой бампера. Снаружи радиолокационный датчик не виден, он закрыт бампером.

Радиолокационный датчик служит для генерирования и передачи радиолокационных лучей. Радиолокационные лучи являются пучками электромагнитных волн. В радиолокационном датчике интегрирован приемный модуль. Если на пути радиолокационного луча возникает препятствие, луч отражается от препятствия и принимается радиолокационным датчиком. За счет последовательного учета нескольких измерений производится вычисление расстояния и скорости. Передача и прием осуществляется через планарную антенну.

Крепление радиолокационного датчика не допускает механической настройки. Вместо механической настройки радиолокационного датчика (как, например, датчика активной системы поддержания заданной скорости), необходимо произвести запись угла коррекции через систему диагностики.

Радиолокационные датчики различаются точками своего крепления, благодаря чему их невозможно перепутать.

Панель управления систем помощи водителю

Система предупреждения о перестроении (SWW) включается и выключается с помощью клавиши (3) на панели управления систем помощи водителю.

При включении системы предупреждения о перестроении (SWW) над клавишей загорается зеленая функциональная подсветка.

Включенное состояние функции после отключения контакта 15 (персонально) сохраняется в используемом ключе автомобиля.

Панель управления соединена с передним электронным модулем (FEM) по шине LIN. Сигнал, поступающий по шине от переднего электронного модуля на блок управления интегрированной системы управления ходовой частью (ICM), сообщает о срабатывании клавиши. Интегрированная система управления ходовой частью (ICM) допускает включение системы предупреждения о перестроении (SWW) только в случае исправности системы. Только в этом случае он выдает положительное подтверждение посредством сигнала, передаваемого по шине на модуль FEM, для активизации функциональной подсветки клавиши. Если в системе имеется неисправность, функциональная подсветка остается выключенной несмотря на нажатие кнопки. На основании этого водитель понимает, что система предупреждения о перестроении недоступна (SWW).

Сигнальная лампа в наружном зеркале

Если указатель поворота установлен, а настигающий автомобиль в это время находится в критической зоне, сигнальная лампа в корпусе зеркала мигает (с различной интенсивностью).

В левом и в правом наружном зеркале расположено по одной треугольной сигнальной лампе. Сигнальная лампа может активизироваться с различной интенсивностью. Если радиолокационные датчики распознают автомобиль, посылается сигнал на передний электронный модуль (FEM). На основе сигналов о режиме движения и угле поворота рулевого колеса интегрированная система управления ходовой частью (ICM) рассчитывает команду и необходимую интенсивность. Команда передается по шине LIN от центрального модуля межсетевого преобразователя (ZGW) на электронику соответствующего наружного зеркала заднего вида. При активации широтно-модулированным сигналом светодиоды сигнальных ламп загораются.

Система предупреждения о перестроении (SWW) может выдать предупреждающий сигнал, начиная со скорости прим. 50 км/ч.

Виброгенератор в рулевом колесе

Если указатель поворота установлен, а настигающий автомобиль в это время находится в критической зоне, рулевое колесо вибрирует.

Вибропривод расположен в спице рулевого колеса. Задачей вибропривода является заставить рулевое колесо вибрировать. Системы помощи водителю: предупреждение о выходе за пределы полосы движения и система предупреждения о перестроении (SWW) используют эту вибрацию для предупреждения водителя об опасных ситуациях.

Расположенный внутри рулевого колеса электронный блок в рулевом колесе также управляет виброгенератором. Если радиолокационные датчики распознают автомобиль, посылается сигнал на передний электронный модуль (FEM). На основе сигналов о режиме движения и угле поворота рулевого колеса интегрированная система управления ходовой частью (ICM) рассчитывает команду и необходимую силу вибрации. Команда к активизации вибропривода передается по шине FlexRay от центрального модуля межсетевого преобразователя (ZGM) на коммутационный центр в рулевой колонке. Коммутационный центр в рулевой колонке передает это требование по шине LIN на электронику рулевого колеса.

Наряду с системой предупреждения о перестроении (SWW) также и предупреждение о выходе за пределы полосы движения (блок управления KAFAS) использует виброгенератор для генерирования сигнала предупреждения водителя. Системы используют при этом разные амплитуды вибрации. Система координации активизации виброгенератора встроена в интегрированную систему управления ходовой частью (ICM).

Системные функции

Ниже описываются следующие функции системы предупреждения о перестроении (SWW):

Функциональное сетевое соединение

Для реализации системы предупреждения о перестроении (SWW) требуется сложная сеть с распределением функций по другим блокам управления. На следующем рисунке представлена комплексная система.

Обозначение Пояснение Обозначение Пояснение
1 Датчик дождя/освещения/солнца 2 Передний распределитель тока
3 Front Electronic Module (FEM) 4 Сигнальная лампа правого наружного зеркала заднего вида
5 Модуль подключения электрооборудования прицепа (AHM) 6 Задний токораспределитель
7 Задающий блок управления системы предупреждения о перестроении (SWW) 8 Встроенная система управления ходовой частью (ICM)
9 Исполнительный блок управления системы предупреждения о перестроении 10 блок переключателей в двери водителя;
11 Сигнальная лампа левого наружного зеркала заднего вида 12 Панель управления систем помощи водителю
13 коммутационный центр в рулевой колонке 14 Комбинация приборов (KOMBI)

Учет участников дорожного движения

Оба радиолокационных датчика системы предупреждения о перестроении (ведущее и исполнительное устройство) выполняют эту функцию в значительной степени независимо друг от друга в зоне своего действия. Сначала определяется положение учтенных участников дорожного движения в продольном и поперечном направлении.

На основании этого за участниками дорожного движения закрепляется полоса движения. При этом различают собственную полосу движения, левую или правую соседние полосы движения и расположенные дальше полосы движения. Если участники дорожного движения находятся в зоне смены полосы движения, учитываются также скорости приближения по отношению к собственному автомобилю. Если один участник дорожного движения находится в зоне мертвого угла, достаточно распознать его наличие. Точное положение или скорость не являются решающим фактором для подачи предупреждающего сигнала.

Необходимость подачи предупреждающего сигнала

Необходимость подачи предупреждающего сигнала определяется задающим блоком управления системы предупреждения о перестроении (SWW). При этом блок управления ведущего устройства (SWW) использует как данные об участниках дорожного движения, определенные им самостоятельно, так и данные исполнительного устройства системы предупреждения о перестроении.

На основании расстояния (в продольном направлении) и скорости приближения вычисляется время, оставшееся до отмены смены полосы движения. Если хотя бы для одного учтенного участника дорожного движения это время становится меньше порогового значения, принимается решение о подаче предупреждающего сигнала. Распознавание участника дорожного движения в мертвом углу сразу приводит к подаче предупреждающего сигнала.

Подача предупреждающего сигнала подавляется, если задающий блок управления (SWW) получает информацию о подсоединении прицепа от модуля подключения электрооборудования прицепа (AHM). Кузов прицепа значительно ограничивает зону действия радиолокационных датчиков.

Результат о том, существует ли необходимость подачи предупреждающего сигнала или нет, посылает задающий блок управления (SWW) на интегрированную систему управления ходовой частью (ICM).

Подача предупреждающего сигнала

Предупреждающие сигналы подаются сигнальной лампой на соответствующем наружном зеркале заднего вида или посредством вибрации рулевого колеса.

Сигнальная лампа на наружном зеркале заднего вида загорается, если автомобили находятся в критической зоне собственного автомобиля или приближаются сзади.

Если при включении указателя поворота распознается автомобиль в критической зоне, включается вибрация рулевого колеса и начинает мигать сигнальная лампа.

Подача предупреждающего сигнала прекращается при выключении указателя поворота или покидании другим автомобилем критической зоны.

Пределы функциональных возможностей системы

Указание! Личная ответственность!

Система не может заменить личную оценку дорожной ситуации.

Следующие примеры описывают ситуации, ограничивающие функционирование системы предупреждения о перестроении (SWW):

  • Крутые повороты или узкое дорожное полотно
  • Сильный дождь или снегопад
  • Загрязненный или обледеневший бампер
  • Если на бампере наклеены наклейки
  • При движении с прицепом
  • Намного превышающая скорость приближающегося автомобиля

При ограничении работы системы предупреждения о перестроении (SWW) отображается сообщение системы автоматической диагностики.

Указания для службы сервиса

Общие указания

Калибровка радиолокационных датчиков для системы предупреждения о перестроении не требуется. При замене радиолокационного датчика или работах на его креплении необходимо выполнить сервисную функцию. В результате этого угол коррекции записывается в радиолокационных датчиках системы предупреждения о перестроении.

Указания по диагностике

Указание! Обращать внимание на сервисные функции!

С помощью диагностической системы можно выполнить следующую сервисную функцию для системы предупреждения о перестроении (SWW):

  • Ввод в эксплуатацию датчиков SWW (= сигнализация перестроения)

Путь: Сервисные функции > Помощь водителю > Система предупреждения о перестроении

Оставляем за собой право на опечатки, смысловые ошибки и технические изменения.