Ниссан лиф как включить чтобы 100 заряжалась. Обзор электромобиля Nissan Leaf: народный электрокар. Американское зарядное устройство

Прежде всего необходимо заметить, что Nissan Leaf — это не новый автомобиль. Он появился в 2009 году, а серийно выпускается с 2010-го. За это время компании удалось реализовать свыше тридцати тысяч автомобилей. Основным рынком сбыта являются страны с теплым климатом и развитой соответствующей инфраструктурой — Америка, Япония и европейские страны. Поскольку в России нет ни первого, ни второго, Leaf у нас пока что официально не продается, а у представительства Nissan Russia «конкретных планов на автомобиль нет». Примечательно, что еще до начала продаж головной офис Nissan получил около шести тысяч предварительных заявок на Leaf в Японии.

Сейчас стоимость этого автомобиля в странах Евросоюза составляет около 35 тысяч евро; для американского покупателя цена электрокара будет существенно ниже — около тридцати тысяч долларов, с учетом федеральной и региональной дотаций на электромобили. Несложно догадаться, что цена на Leaf в России, скорее всего, будет начинаться от полутора миллионов рублей.

⇡ Экстерьер

Описать Leaf несложно. Представьте себе компактвэн Nissan Note со скошенным и почему-то очень маленьким капотом, причудливой передней оптикой и немного покосившейся задней дверью. Вуаля, это и есть электрокар, название которого переводится с английского как «лист». Тот самый, который растет на деревьях.

Nissan Leaf — вид спереди

Обычно создатели электрокаров хотят сделать свои автомобили максимально футуристичными, необычными, диковинными. Чтобы они моментально выделялись в потоке однотипных бензиновых самоходных повозок, загрязняющих атмосферу. Вспомнить хотя бы одноместный Renault Twizy — чем не будущее? Да даже ситикар BMW i3 — и тот выглядит очень самобытно. К Leaf это не относится, дизайн машины довольно скромен. Тем не менее внимание соседей по потоку она привлекает довольно часто и отвечать на традиционные вопросы «Сколько жрет? Сколько прет?» нам приходилось не раз.

Nissan Leaf — вид спереди

Nissan Leaf — вид сзади

За вычетом пары деталей это вполне классический пятидверный хетчбэк класса С. Размеры у него соответствующие: длина почти четыре с половиной метра, колесная база сосредоточена в пределах 2,7 метра, а в высоту электрокар достигает полутора метров. Весит автомобиль тоже немало — с водителем около 1600 килограмм. Кузов автомобиля очень обтекаемый — явная дань аэродинамике.

Nissan Leaf c открытыми дверьми

Автомобиль довольно просторный. Сзади комфортно двум взрослым с ростом 180 сантиметров. Между ними вполне усядется ребенок, а еще двух можно положить в багажник. Его объем — 330 литров. Задние сиденья складываются по частям, за счет чего полезное пространство можно чуть увеличить.

Nissan Leaf — передняя оптика

Отсылкой к названию автомобиля можно считать форму передних фар, напоминающих сложенный лист. Фонари спроектированы таким образом, что они отклоняют воздушный поток от зеркал заднего вида, что, опять же, положительно сказывается на аэродинамике и уменьшает шум от встречного ветра. К тому же фары очень энергоэффективны — они потребляют в десять раз меньше энергии в сравнении с обычными фонарями.

Nissan Leaf — задняя оптика

Единственным указанием на отсутствие выбросов C0 2 являются шиьдики Zero Emission на багажной и пассажирской дверях и синий цвет логотипов Nissan. В остальном, как мы говорили, это обычный пятиместный хетчбэк.

Nissan Leaf — шильдик Zero Emission

⇡ Технические характеристики по данным производителя

Nissan Leaf
Двигатель
Тип двигателя Электрический
Компоновка Переднемоторная
Мощность 109 л.с./80 кВт
Крутящий момент Постоянный, 280 Н·м
Запас хода 175 км
Время полной зарядки Около девяти часов
Динамика
Разгон до 100 км/ч 11,9 с
Максимальная скорость 145 км/ч
Трансмиссия
Коробка передач Одноступенчатый редуктор
Привод Передний
Ходовая
Передняя подвеска «Мак-Ферсон», со стабилизатором поперечной устойчивости
Задняя подвеска Полузависимая, пружинная
Тормоза Вентилируемые диски
Диски Легкосплавные, 6,5 J x 15
Размер шин 205/55, R16
Усилитель руля Электро
Кузов
Габариты, длина/ширина/высота/база 4450/1770/1550/2700 мм
Масса 1525 кг
Объём багажника (VDA) 330 л
Стоимость автомобиля в Европе: от 35 тысяч евро

Необычности мы рассчитывали увидеть под капотом, но даже здесь все вполне стандартно. Электромотор прикрыт вполне типичной крышкой, из-за чего его легко по невнимательности перепутать с двигателем внутреннего сгорания. Рядом с ним находится вполне привычный 12-В аккумулятор. От него питается вся электроника — центральный замок, габаритные огни и прочее. Так что если электрокар и «разрядится», водитель сможет открыть или закрыть машину и даже включить радио в ожидании помощи. А вот климатическая установка питается от основной аккумуляторной батареи и, соответственно, не может быть использована в этом случае.

Nissan Leaf — под капотом

Под днищем автомобиля, в пределах колесной базы расположены литий-ионные батареи емкостью 24 кВт и общей массой 300 килограмм. За счет них центр тяжести электрокара сместился вниз по сравнению с бензиновыми «одноклассниками». Электродвигатель выдает максимум 109 лошадиных сил и постоянные — доступные при любых оборотах мотора — 280 Н*м крутящего момента. В представительстве Nissan подмечают, что «тяга» у этого мотора как у трехлитрового бензинового V6. Если верить цифровому спидометру, электродвигатель ускоряет экологичный хетчбэк до первой сотни меньше чем за десять секунд, а максимальная скорость ограничена 159 км/ч. Официальные данные чуть скромнее: 11,9 секунды до 100 км/ч и 145 км/ч — предел.

Производитель уверяет, что на одном полном заряде батарей Nissan Leaf способен преодолеть 175 километров пути. Цифра эта, надо сказать, весьма условна. Число километров, которые способен преодолеть Leaf, очень сильно зависит от стиля вождения, использования климат-контроля, рельефа местности и возраста батарей. В реальности водитель может рассчитывать на 100-120 км в обычном городском потоке, а любители поиграть в шашки на дороге и приверженцы агрессивного стиля вождения смогут разрядить электрокар еще быстрее. Впрочем, приобретать Leaf, чтобы гонять на нем, — решение явно не из лучших. За его стоимость можно стать владельцем вполне спортивного бензинового авто.

Nissan Leaf — разъемы для подключения зарядного устройства

Перед капотом расположен люк, скрывающий два разъема для подключения зарядных устройств. Тот, что слева, предназначен для «быстрой» зарядки стандарта CHAdeMO от постоянного тока напряжением до пятисот вольт; второй — от обычной розетки 220 В. При использовании «быстрых» зарядок батареи Leaf восполнятся от 0% до 80% за полчаса. Если питать электрокар от стандартной сети, на полный цикл зарядки уходит около девяти часов. Сейчас в Москве есть только одна сеть «быстрых» зарядных станций. Ее «электрозаправки» работают, к сожалению, не всегда. В общем, сейчас владельцам eco-friendly автомобилей и владельцам Nissan Leaf в частности приходится заряжать машины от 220 В. Сделать это можно в гараже, на парковке (мы, например, питали авто на перехватывающей парковке у метро рядом с домом), в крайнем случае протянуть удлинитель из окна во двор.

⇡ В салоне

Внутри Leaf — это типичный Nissan. Та же эргономичность, те же кнопки, те же материалы отделки. В салоне легко увидеть черты уже знакомого Juke Nismo , пусть это совершенно разные автомобили.

Nissan Leaf — руль

Опять же, присущей электрокарам футуристичности здесь нет. Абсолютно привычные мультимедийные кнопки на руле, обычные клавиши стеклоподъемников, стандартные кнопки обогрева руля и отключения системы стабилизации.

Впрочем, за одну особенность глаз все-таки цепляется. Уж слишком необычный у «Лифа» селектор псевдокоробки передач. Он выполнен в форме шайбы. Чтобы поехать, необходимо перевести ее к себе (установить в Neutral) и потянуть назад, в «драйв». Повторный перевод в режим Drive переключит автомобиль в Eco, а если потянуть к себе и вперед — включится реверсивная передача. Трансмиссия у Nissan Leaf реализована с помощью одноступенчатого редуктора. Рядом с селектором находится рычажок ручного тормоза с электроприводом.

Nissan Leaf — «шайба» выбора передач

Еще одна достопримечательность — приборная панель. Она здесь полностью цифровая, а вместо привычной пары спидометра и тахометра — индикаторы запаса хода и температуры батареи. В верхней части панели с помощью специальных «кругляшков» отображается, насколько экономично пользователь передвигается на автомобиле. В остальном на приборную панель выводятся стандартные сведения — общий пробег, пробег за поездки A и B, выбранный режим движения, горящий свет, открытые двери, непристегнутый ремень и другая информация.

Nissan Leaf — приборная панель

Цифровой спидометр расположен выше приборной панели и ближе к ветровому стеклу. Такое положение позволяет не отрывать глаза от дороги — своеобразный аналог проекции данных о скорости на лобовое стекло , которую мы видели у BMW 5-Series GT.

Nissan Leaf — цифровой спидометр

Рядом со скоростью отображается время, температура на улице, сигналы поворота и условные (в виде спасенных деревьев) знаки экономичного движения. Чем скромнее водитель едет, чем чаще задействует рекуперативное торможение — тем быстрее появляются новые деревья.

Nissan Leaf — место водителя

На центральной панели расположен сенсорный дисплей, с помощью которого осуществляется управление мультимедийными функциями и навигацией. На него же выводятся подробные данные об энергопотреблении.

Nissan Leaf — центральный дисплей

Экран наклонный. За ним скрываются слоты для карточки памяти microSD, навигационной «флешки» и разъем для CD-дисков. Дисплей откидывается по нажатии кнопки Open/Tilt.

Nissan Leaf — разъемы для мультимедианосителей

⇡ Бортовой компьютер

Интерфейс бортового помощника выполнен вполне дружественно по отношению к пользователю — привыкаешь к нему довольно быстро, а запутаться в клавишах практически невозможно. Основные функции активируются с помощью аппаратных кнопок, расположенных по бокам от экрана, остальные — с помощью виртуальных. К сожалению, система не переведена на русский язык, поскольку Leaf у нас не продается.

Nissan Leaf — интерфейс бортового компьютера

Впрочем, отсутствие локализации — это только верхушка айсберга. Самым неприятным сюрпризом оказалось отсутствие системы навигации для России. На это можно было бы не обратить внимания, если бы речь шла об обычной машине — благо, stand-alone навигаторы изобрели давно. Но «Лифу» без собственной навигации приходится тяжко. Точнее, его владельцу.

Nissan Leaf — параметры навигации

Пожалуй, самым полезным разделом бортового помощника является меню Zero Emission, отвечающее за энергопотребление. С его помощью можно увидеть подробные отчеты о расходе и восполнении (рекуперации) электроэнергии и настроить авто на более экономичный режим работы.

Nissan Leaf — главное окно Zero Emission

В соответствующем разделе отображается энергопотребление мотора и рекуперация электричества при движении накатом или торможении. Здесь же отмечается, сколько энергии уходит на климатическую установку и другие элементы автомобиля. Бортовой компьютер заботливо подсказывает, что отключение «печки» (или кондиционера — в зависимости от сезона) увеличит запас хода на десяток-другой километров.

Nissan Leaf — отчеты об энергопотреблении

Поскольку система климат-контроля довольно «прожорлива» в плане энергопотребления, водитель может установить таймер, чтобы она работала с перерывами. Всего в памяти бортового компьютера может храниться две карты работы климат-контроля.

Nissan Leaf — таймер климат-контроля

Автомобиль оснащен системой CARWINGS, которая позволяет удаленно контролировать его состояние и выполнять ряд функций. Соответствующее клиент-приложение устанавливается на смартфон или планшет на операционной системе Android или iOS. С его помощью можно увидеть процент заряда батарей, начать их зарядку (разумеется, если автомобиль подключен к сети), включить климат-систему (приятно прогреть или охладить машину заранее), установить таймеры и напоминания, найти ближайшие станции «электрозаправок» и многое другое. Зайти в систему CARWINGS можно, используя обычный браузер

Nissan Leaf — CARWINGS

В меню настроек основное внимание уделено, опять же, станциям подзарядки и сообщениям об ошибках. Очевидно, производитель всеми силами хочет избежать ситуации, когда электрокар полностью разрядится посреди дороги — отсюда такие богатые возможности «кастомизации».

Nissan Leaf — настройки

Наконец, Leaf оснащен камерой заднего вида. Она включается автоматически, после переключения на реверсивную передачу. Бортовой компьютер умеет отрисовывать траекторию движения автомобиля в зависимости от положения рулевого колеса — стандартная опция, и снова никакой футуристичности.

Nissan Leaf — камера заднего вида

⇡ Отсебятина — личные впечатления редакции

Демоверсия


Алексей Дроздов
Эксперт тестовой лаборатории
Ездит на BMW 125i

Честно говоря, от встречи с «Лифом» я ничего не ожидал. Городской 110-сильный электрокар для неспешной езды в правых полосах по заранее определенным и известным до километра маршрутам — это явно не подходит под мой спонтанный и взрывной (по крайней мере на дороге) характер. Я не ждал от этого автомобиля ничего, кроме зачаточной демоверсии технологий будущего. И я был приятно удивлен, когда Nissan Leaf показал мне нечто большее.

За счет низкого центра тяжести и постоянно доступных 280 ньютон-метров крутящего момента этот автомобиль позволяет резвиться в городском потоке и доезжать до работы с ветерком. Разумеется, он не для «прямых», а вот поиграть в шашки — легко! Для переднеприводного хетчбэка Leaf очень хорошо управляется и почти не кренится в поворотах на средних скоростях. В общем, едет автомобиль очень неплохо. Пожалуй, единственный его недочет — чуть недостаточная информативность рулевого колеса с электроприводом, ему самую малость не хватает обратной связи.

В общем, как демоверсия Nissan Leaf мне понравился. К сожалению, реальные 100-130 километров пробега от одного заряда батареи — ощутимое ограничение свободы передвижений. Да и если ехать быстро, Leaf попросится на зарядку еще раньше. Когда я сделал первый километр на нем с педалью «в пол», бортовой компьютер уменьшил остаточный запас хода на (внимание!) пятнадцать километров. Ожидаемо — после условного порога в 70 км/ч мотор расходует энергию чуть ли не с удвоенной силой. Хочется верить, что батареи следующего поколения позволят ездить дольше.

Вполне понятно, почему Nissan пока не хочет продавать Leaf в России. Ведь у нас принято ездить на работу с одного конца города на другой, простаивая в многокилометровых пробках. Представьте — в погоне за каждым потенциальным километром вы даже не сможете включить в дорожном заторе кондиционер. Ужас! В Америке, если Leaf разрядился, приедут специально обученные люди и помогут. А в России придется самостоятельно везти его на эвакуаторе в гараж или на одну из немногочисленных «электрозаправок». В общем, к сожалению, мы пока не готовы к будущему, и к Nissan Leaf в частности. А жаль — автомобиль получился хорошим.

Любишь кататься...


Денис Нивников
Главный редактор 3DNews
Ездит на Ford C-Max

Шутливое продолжение этой пословицы — «люби и катайся» — в этот раз не про меня. Мне предстоит саночки возить, то есть изучать вопросы подзарядки электрокара после того, как на нем покатались коллеги.

Увы, совершить отчаянный поступок и открыть дачный сезон на Leaf не удалось (а можно было попробовать, всего 50 км до дачи даже по пробкам электромобильчик должен был одолеть), а значит, собственный гараж с розеткой мне недоступен. Окно редакции на шестом этаже, квартиры — на третьем. Но даже если решиться на эксперименты с многометровыми удлинителями — сторожить автомобиль, удлинитель и открытые окна от вандалов девять часов подряд (столько Leaf заряжается от бытовой сети) я не готов. Значит, остается только два варианта — стоянка с благосклонными охранниками или московская сеть электрозаправок Revolta.

Признаюсь честно, я рассчитывал подзарядить автомобиль совсем бесплатно. Но добиться благосклонности охранников одной лишь увлекательной болтовней о чудесной машинке и ее характеристиках не удалось, так что доступ к парковочному месту вблизи от будки охранников и расположенной в ней розетки пришлось оплатить. Впрочем, совсем недорого — сумма эквивалентна стоимости примерно пяти литров бензина. Зато машина под присмотром, так что я был спокоен за оставленный включенным в электросеть «прибор».

А вот попытка зарядиться на заправке сети Revolta не удалась, причем по причине совершенно неожиданной. Пусть таких заправок пока очень немного, но подобрать ближайшую подходящую легко с помощью карты на сайте. А если возникнут вопросы по доступным форматам зарядных разъемов — вежливые и доброжелательные специалисты технической поддержки дадут исчерпывающую рекомендацию. Смарт-карточка для доступа к электрозаправкам стоит всего 200 рублей, а за саму заправку на большинстве станций денег и вовсе не берут. В точках с разъемом CHAdeMO автомобиль можно зарядить до 80% всего за полчаса. Но подобраться к установленной на тротуаре электроколонке не удалось из-за… припаркованных рядом автомобилей. А пытать счастья при почти севшей батарее мы не стали. Продолжим эксперименты на другом электрокаре, а пока… Снова здравствуйте, доброжелательные охранники!

Тем не менее динамичный, юркий и абсолютно бесшумный Nissan Leaf понравился моей жене настолько, что мы всерьез приценились к нему как к варианту на роль нашего следующего семейного автомобиля. И очень быстро спустились с небес на землю. К сожалению, завести второй автомобиль только для города нам пока не по карману, а в качестве универсального транспортного средства Nissan Leaf использовать невозможно. Хотя бы потому, что мы, пусть и нечасто, но все-таки ездим на расстояния больше 150 км.

⇡ Заключение

Так для кого же предназначен Leaf? Его бензиновых одноклассников обычно приобретают семейные люди для поездок на работу и дачу — как один универсальный автомобиль на каждый день. Допустим, аналогичная «Лифу» машина на двигателе внутреннего сгорания стоит 750 тысяч рублей, в то время как цена электрокара не может быть меньше полутора миллионов рублей — и это по очень оптимистичным прогнозам. Впрочем, поставляемый в Россию электромобиль одного из конкурентов стоит ровно 1 млн рублей, а «праворукий» годовалый Leaf во Владивостоке можно приобрести за 600—700 тыс. руб. Если закрыть глаза на отсутствие гарантии и правый руль — примерный паритет с бензиновыми машинами того же класса.

Чтобы полностью зарядить 24-кВт аккумуляторную батарею, придется израсходовать около 30 кВт из электросети. Если заряжать Leaf только ночью по соответствующему тарифу — 1,16 рубля за киловатт-час, — то стоимость полного электробака составит около 40 рублей. Если же доступен только дневной тариф — 4,5 рубля, то потратить придется уже около 140 рублей. Примерно столько же будет стоить зарядить автомобиль и на охраняемой автостоянке. Этого хватит, чтобы проехать около ста километров. Чтобы проехать столько на бензиновом автомобиле, который можно заправлять АИ-92, с расходом примерно 10 литров на «сотню», нужно потратить вдвое больше — около трехсот рублей.

При пробеге 15 000 км за год владелец Nissan Leaf потратит на электричество около 20 тысяч. Водитель бензинового хетчбэка — уже 50 тысяч рублей. Выгода, безусловно, заметная. Но в случае приобретения нового электромобиля, чтобы отбить разницу в стоимости машин, понадобится почти 10 лет! И это если вам повезет и не придется менять батареи, гарантийный срок которых — пять лет.

Очевидно, приобретать Nissan Leaf ради экономии на топливе — не самая лучшая идея. Особенно если вспомнить, что за эту экономию придется заплатить ограниченным дневным пробегом. Например, до дачи, расположенной в 200 км от дома, доехать уже просто не получится — придется делать остановку для подзарядки, а так как найти за городом быструю электрозарядку нереально, то остановка займет минимум 4 часа. В условиях российской зимы пробег снизится еще больше из-за уменьшения отдачи АКБ и более активного применения печки.

В общем, Nissan Leaf — это демонстрационная версия технологий будущего, и предназначен он для обеспеченных энтузиастов, любителей всевозможных гаджетов или тех, кому транспортное средство нужно только для передвижения по городу в режиме дом — работа — дом. Рассматривать его как автомобиль на каждый день пока что сложно. По крайней мере здесь. И сейчас.

Число владельцев электромобиля Nissan Leaf растет из года в год, поэтому очень важно знать особенности работы этого революционного транспорта. Если вы собрались купить электрокар или уже это сделали, тогда вам стоит ознакомиться с тем где, как и когда нужно заряжать свой электротранспорт.

Итак, первостепенная вещь, которую вы должны понять - это существование трех типов зарядки Nissan Leaf.

Уровень № 1 (140 вольт)

Зарядка Nissan Leaf первого уровня подойдет для тех электромобилей, которые имеют небольшие системы батарей, так как это самый слабый уровень зарядки. В принципе, для осуществления полной подзарядки авто в этом случае хватит нескольких часов, вы также можете оставить свой транспорт заряжаться на всю ночь.

Уровень № 2 (240 вольт)

Этот метод гораздо эффективнее первого и не приведет к лишним хлопотам, поскольку большая часть бытовой техники работает от сети в 240 вольт. В этом случае зарядка Nissan Leaf, соответственно, будет осуществляться в два раза быстрее и не потребует покупки дополнительного переходника - стандартного разъема вполне достаточно.

Быстрая зарядка DC

В данном случае используется постоянный ток, название «DC» означает Direct Current, что переводится как постоянный ток. Использование постоянного тока подразумевает, что вы не сможете зарядить авто в бытовых условиях, где действует только переменный ток. В этой ситуации зарядка Nissan Leaf осуществляется при помощи специальных зарядных станций, которыми должны быть оборудованы современные трассы.

Следует сказать, что подзарядка при помощи станций постоянного тока возможна только с использованием специальных переходников.

Все зарядные шнуры, которые поставляются вместе с электрокарами, имеют на одном конце штекер с тремя зубцами, это коннектор для машины. Во время присоединения зарядного устройства идет автоматическая проверка всей цепи на правильную заземленность и достаточную силу тока для подачи питания. Чтобы было удобнее устройство имеет разнообразные лампочки-индикаторы, сигнализирующие о том или ином действии.

Заряжать Nissan Leaf удобнее всего дома, что и делают большинство владельцев уникального электрокара. Благодаря современной динамике прогресса можно легко установить домашнюю систему зарядки, которая не потребует больших денежных затрат. Разумнее всего устанавливать такую систему в собственном гараже, в крайнем случае на подъезде к гаражу или на стоянке.

За последнее время зарядка Nissan Leaf сильно усовершенствовалась. Более того, сам электромобиль Nissan Leaf может похвастаться большим пробегом. Это поистине уникальное транспортное средство, которое вскоре сможет использовать беспроводную систему зарядки, которую наверняка оценят многие обладатели автомобиля.

Своими впечатлениями об использовании электромобиля Nissan Leaf поделился Евгений Муджири на страницах издания Autogeek.com.ua .

С какими трудностями сталкиваются владельцы электромобилей? Какие минусы в ежедневном использовании электрического автомобиля? Ради каких «фишек» в электрокаре можно отказаться от использования обычного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания?

На все эти вопросы я попытался ответить, в первую очередь – для себя. И потому с удовольствием принял предложение Александра Кравцова, директора компании ElectroCars поменяться машинами на несколько дней в формате «ключ на ключ».

У меня за спиной – годы опыта за рулем (с 2000 года) и десятки проведенных редакционных тест-драйвов (с 2008 года). Страх сесть за руль чужого автомобиля отсутствует как понятие.

Я так думал до минувшего вторника. Было очень стремно. Во-первых, мой Honda Jazz после заправки «до полного» редко показывает цифру запаса хода меньше 600 км. Тут же мне выдают автомобиль, который в лучшем случае будет готов катать меня 150 км, а потом – «ищи розетку».

Во-вторых, мне предстояло пережить два «челленджа»: доехать домой за город и поставить там электромобиль на ночную заправку. Но, как и предупреждали меня в автосалоне ElectroCars, все эти страхи проходят после первой ночной зарядки – когда понимаешь, что и батарею зарядил, и доехать на работу и обратно хватит.

Поездил я на электромобиле Nissan LEAF четыре дня и готов рассказать вам о своих впечатлениях. Начну, пожалуй, с 5 вещей, которые не понравились.

  1. Ограниченный 150 километрами запас хода. Пусть в среднем, я больше в режиме «с работы на работу» в день и не проезжаю, но бывает, что приходится покататься по городу. И тогда этого хватает впритык. Когда у меня остается четверть бака бензина, у меня уже начинает дергаться глаз – стараюсь заехать и залить до полного. А тут та же четверть – это «полный». Мне мало.
  2. Из-за этого ограничения в запасе хода приходится тщательно планировать свой маршрут. Желательно, чтобы он пролегал мимо какой-нибудь электрозаправки, где можно было бы подзарядиться, потратив время на небольшой кофе-брейк. Но тут, наверное, дело привычки.
  3. Отсутствие люка в крыше. Из-за этого страдает обзорность. Подъезжая аккурат под линию «стоп» на светофоре, сам светофор уже не видно. И это, пожалуй, «болячка» многих Nissan’ов.
  4. Нечетные частоты в радиоприемнике. Говорят, перепрошивка может стоить $100-150. Но изначально американский формат настройки не предполагает выбор частоты радиостанции «Голос столицы» FM 106,0, где я по понедельникам утром веду передачу «Автосервис». Можно выбрать или 105,9, или 106,1:(Как шутят сами электромобилисты-киевляне, именно поэтому им приходится слушать KISS FM – электронная музыка для электрического автомобиля (FM 106,5) :)
  5. Отсутствие круиз-контроля. Да, я понимаю, что у меня была не самая крутая комплектация, а обычная S-ка. Но, блин, неужели так сложно в электромобиль добавить две кнопки на руль? И такой мелочи как импульсные указатели поворотов (когда при легком коротком нажатии на рычаг указатель поворотов мигает три раза) тоже очень не хватало. Это ж все-таки Nissan, а не Renault какой-то. Oh, wait…

А теперь о том, что понравилось, и чего мне будет не хватать в моем «Джазике».

  1. Бесшумность и отсутствие каких-либо вибраций. Ты включаешь кнопку, как в ноутбуке, и едешь – все! Разве что по привычке ждешь, когда пешеходы отойдут с проезжей части на обочину, когда ты к ним приближаешься сзади.
  2. Крутящий момент с нуля. Спасибо за воспоминания из молодости, когда приходилось поездить на троллейбусе. Да-да, на «восемнадцатом». Динамика потрясающая, но Porsche Cayenne не рвет:) По крайней мере, я не пробовал.
  3. Отсутствие необходимости заезжать на заправку. Зарядка происходит ночью дома. Проезжая мимо всех этих придорожных комплексов с зарытыми под землю цистернами с топливом, на лице невольно появляется ухмылка.
  4. Климат-контроль (кондиционер) тянет не так много электричества, как мне казалось раньше. Запас хода уменьшается не в разы, а на 10, максимум – 15 км.
  5. По сравнению с «Джазом», LEAF мягче и комфортнее в езде. Он очень прикольно управляется, благодаря низкому центру тяжести (батарея под дном).

Вывод: – это очень круто в качестве второго автомобиля и при условии, что у вас есть, где его заряжать по ночам. Лучше, если это будет частный дом. Честно, были мысли продать Jazz (2011 года) и купить Leaf (2013 года). Тем более, что доплатить пришлось бы совсем немного. Но тогда пришлось бы отказаться от дальних поездок. А я пока не готов:)

Вот так, спустя ровно два года, как я впервые сел за руль электромобиля (спасибо, Константин Евтушенко), я уяснил для себя все плюсы и минусы этого транспорта в повседневном использовании.

P.S. О том, как однажды я подвез пассажиров на Nissan LEAF, я написал у себя в

Однако тогда это было лишь знакомство с миром электромобилей в Украине. А вот теперь нам удалось прожить с электрокаром полную рабочую неделю. Итак, может ли электрический автомобиль заменить обычную машину в реальной жизни?

Начало: дрожь, трепет, калькулятор…

Тест Nissan Leaf начался еще до появления самого электромобиля. Сначала – беготня на работе в поисках розетки и удлинителя: офис на 3-м этаже, нужен 10-15-метровый кабель. Затем – согласование вопросов с электриками и энергетиками: чтобы не перегрузить сеть и не «сжечь» проводку. Наконец – выбор места для парковки: поближе к окну с розетками. Наконец, в понедельник я отправляюсь в офис прокатной компании BLS, где меня ждет яркий (во всех смыслах) электрокар Nissan Leaf. А вот и он – бело-синий автомобиль, подключенный к 220-вольной 30-амперной зарядке. Быстрая проверка, обсуждение вопросов, подписание документов, посадка за руль. На счетчике пробега – 130 км, хотя на окнах гордо красуется цифра «180». Однако мне хватит: в путь!


Внешне Nissan Leaf – это просто «семейный хэтчбек»: знатоки и так поймут, что это за продвинутая модель (ведь Leaf всегда электрический); а обычных людей не нужно отпугивать экстравагантностью. Возможно «знатоков» уже много, возможно привлекала яркая «оклейка» – но за время теста к автору с вопросами обратилось с десяток людей, а на дороге из окон попутного автомобиля выглядывал каждый третий.

Однако в дизайне Nissan Leaf есть и свои особенности: лючок для зарядки в «носике» капота, покатая задняя часть… А также – вот такие узкие выступы на верхушке фар и у основания лобового стекла: это сделано для улучшения аэродинамики и снижения уровня аэродинамического шума, который стал ну уж очень заметен в отсутствии традиционного звука работы мотора.

Первые километры за рулем Nissan Leaf успокаивают разум: автомобиль едет неплохо, ощущается обычным хэтчем С-класса, счетчик пробега все рассчитал верно – а значит, у меня будет гарантированная сотня «Ке-Ме», когда я приеду домой и поставлю автомобиль на парковку. Но, на всякий случай, лучше поискать стоянку с розеткой и возможностью подзарядки АКБ. Это тоже своеобразный тест: из трех паркингов недалеко от дома на двух отказали с аргументацией «выбьет пробки, сожжет проводку». Лишь на третьем паркинге согласились поставить электрокар на ночную зарядку: за двойную оплату парко-места и при условии отключения электромобиля, если охранник замерзнет и ему потребуется обогреватель. Однако – первые мысли – даже с учетом двойной оплаты, езда на Nissan Leaf оказывается сравнима по цене со стоимостью ежедневных поездок на общественном транспорте, не говоря уже про обычный автомобиль. Неплохо…

А вот салон Nissan Leaf (фото компании) – это уже «будущее сегодня»: 3 дисплея включая основной сенсорный на центрально консоли; 2-этажные приборы с «кругляшами» индикатора затрат энергии; «деревья» в левом углу верхнего дисплея; необычный селектор режимов движения…

Да и заряжался я в основном на работе: дирекция и коллеги по достоинству оценили сложный эксперимент и всячески ему способствовали. Они же устроили и первый пассажирский тест Nissan Leaf: одного провези, второму покажи. К слову, места в салоне вполне достаточно для 4-х людей: крыша высокая, расстояние для колен достаточное. Главные замечания – высокий пол (из-за батареи снизу), который зажимает место для ступней, да большой центральный тоннель, что мешает среднему седоку сзади.

Коллега Макс Спивак – это 181 см роста, 90 кг веса, объемная куртка-пуховик. Однако он не чувствует стеснения на заднем сиденье Nissan Leaf: места для колен и над головой достаточно, двери открываются широко и проем большой – вполне семейный автомобиль!

Особенность задней части салона – высокий пол и центральный тоннель, что немного мешает, но не критично. Но тут стоит обратить внимание и на другие нюансы. К примеру, все сиденья (и передние, и заднее) тестового Nissan Leaf были оснащены подогревом: он оказывается заметно экономичнее обычного обогрева салона в вопросе затраты энергии. Кроме того, сиденья покрыты специальной тканью, которая дает ощущение тепла. Два примера специфических решений, которых потребовал электрокар

Из-за импровизированного 2-х часового теста Nissan Leaf не успел полностью зарядиться: я выезжал с работы, имея на приборах лишь 102 км пробега; а впереди – вечерний и утренний проезды по 35 км каждый. Итак…

Селектор «коробки» – в режим «B» (Brake) для максимальной рекуперации энергии; на руле – жмем кнопку «eco» для максимально бережного расхода заряда, с педалями обращаемся плавно-плавно. Вечер оказался не слишком уж теплым (а ехал я без обогревателя, ведь он съедает 6-8% заряда), но зато не слишком «пробочным» и без дождя. В итоге первые 15-16 км маршрута я проехал за 10 км по счетчику остатка пробега! Следующий отрезок – еще около 15-17 км – также забрал 10 км. В результате на парковку я заехал с остатком пробега в 82 км, израсходовав «по счетчику» около 20 км, а реально проехав более 30 км – отлично! Охраннику только стандартная плата, никаких зарядок ночью, ждем следующего утра.

Селектор выборов режима езды: нажатие кнопки – режим парковки; движение влево и назад – режим езды D (вперед, малая рекуперация); повторное движение влево и назад – режим езды B (вперед, интенсивная рекуперация); влево и вперед – режим езды R (задний ход); движение влево – N (нейтральная передача). Пользоваться удобно, привыкаешь быстро, чаще всего я ездил в режиме « , накапливая энергию на спусках. К примеру, пологий спуск по бульвару Тараса Шевченко к площади Победы дает +2-3 км; столько же прибавляет и короткий, но крутой спуск по Елены Телиги; даже небольшие спуски на развязках с мостов могут «подарить» + 1 км пробега.

Чаще всего я ездил в режиме « Eco », который активируется кнопкой на руле: динамики в неторопливом осеннем Киеве достаточно, а пробег – больше. Связка режимов « B+ Eco» оказывается и наиболее экономичной для езды: разгоняемся плавно, по возможности собираем энергию на спусках

День начался с тумана и тех же 82 км на счетчике, что и вчера. Дел и разъездов немного, поэтому я позволил периодически включать «печку» да ехать в обычном режиме – так приятнее во всех смыслах. Ведь помимо тепла, которое поступает сразу после включения обогрева, а не по мере прогрева ДВС, электрокар Nissan Leaf порадовал и необычайной прытью: я выигрывал едва ли ни все «светофорные старты» со сравнимыми авто С-класса. Ведь пусть электромотор Nissan Leaf развивает лишь 109 л.с., но его крутящий момент в 280 Нм доступен буквально с первого оборота. Максимальное ускорение на старте, хорошая динамика на ходу – и Nissan Leaf уже кажется не электро-овощем, а машиной с задатками «подогретого» хэтчбека!

Слабинки в виде тепла и динамики, да плюс небольшое отклонение от маршрута по нужным делам стоили мне запаса энергии. Преодолев суммарно за утро около 35 км, я приехал на работу с запасом хода около 30 км (22% заряда АКБ) против 80 км на старте. Итого электрокар «съел» в 1,5 раза больше, чем обещал изначально. Все вопросы утром были решены, сам день обещал быть спокойнее – поэтому я не слишком паниковал, когда увидел, что «время ожидания заряда 100% АКБ составит 10 часов». Невзирая на ужасающую цифру, из прошлых материалов уже было известно, что электрокары обычно заряжаются быстрее расчетного: ведь пустой аккумулятор охотнее принимает заряд и первые «+40%» даются намного быстрее, чем следующее «+40%».

Расчетное время зарядки (3 кВт)– 10 часов! Т.е. в среднем по 10 км за 1 час (запас хода 28 км, надо зарядить до 130 км). Но реально электрокар сам себя обгоняет примерно на 2-3 часа: я получил почти полный (120-130 км хода) заряд примерно за 7-8 часов. Если использовать мощное 6-киловатное зарядное устройство (от $600), доступное и в Украине, то электрокар можно заряжать вдвое быстрее

Только бы не перегреть проводку, да не выключили электроэнергию, как это было прошлой «веерной зимой»…

Осмелел: газу-газу и вперед!

Не переживайте, все завершилось благополучно: за 8 рабочих часов – почти полный заряд и более 120 км запаса хода. Плюс даже прогретый салон: я настроил климат-контроль с таймером на нужное время начала поездки – он включился, вытянул ток из розетки, а не из АКБ, и прогрел салон до комфортной температуры.

Проблемой был лишь дождь. И, как потом оказалось, пробки. Нет-нет, Nissan Leaf не расходует «топливо» в пробках попусту, как это происходит в авто с обычным ДВС. Но пробки задержали на одном участке пути и отставание пришлось наверстывать на другом. Вечером. В дождь. На плохо освещенном мосту. В итоге пришлось ехать быстро, очень быстро; но насколько быстро – это я понял, лишь взглянув на спидометр. Тишина и покой в Nissan Leaf скрадываю ощущение скорости. А благодаря низко-расположенной тяжелой АКБ электрокар буквально прижимает к земле, что добавляем ему стабильности. Преодолев традиционные вечерние 30-35 км, домой я вернулся с запасом хода 86 км: итого электрокар «съел» больше расчетного пробега, что объясняется работой дворников, фар, обогрева салона, да необходимостью спешки на одном из участков.

Следующий день начался с традиционных разъездов, но потом я нашел время, чтобы слегка «прохватить» по любимой извилистой дороге. Затем – небольшой проезд «по единственному автобану в Украине», где Nissan Leaf без проблем набрал 110-120 км/ч по спидометру (максимальная скорость 145-155 км/ч в зависимости от версии), правда, при этом начал быстро расходовать заряд батареи. Наконец – несколько активных стартов, которые снова и снова удивляли соседей по потоку.


Разгон – белые кружочки-индикаторы бегут вправо (зона расхода энергии); торможение – голубые кружочки-индикаторы бегут влево (зона рекуперации энергии). Кстати, нажатие педали тормоза – это не только срабатывание тормозных колодок, но и сигнал электрокару: «можно тормозить активнее». К примеру, на одной дороге Nissan Leaf может включить рекуперацию с интенсивность в 1 «кружочек» (режим езды D), в 2-3 «кружочка» (режим езды B), и даже в 4 «кружочка» (режим езды B и легонько нажать-отпустить педаль тормоза). Конечно, «кружочки» – не самая точная единица измерений, но ведь они трансформируются в реальные километры пробега

А вот и верхний дисплей для водителя: скорость, время, температура, и… лес деревьев в левом углу! Выглядит по-детски, но работает: чем более плавно и аккуратно едешь – тем больше деревьев «выращиваешь». В таких детско-наивных мелочах вся суть Nissan Leaf: электромобиль очень передовой, но он старается не напугать технологиями, а рассказать человеку о них в простой и понятной форме. Общие ощущения от салона – «космический корабль»: но это не пугает, а увлекает

А ведь Nissan Leaf может ехать быстро! Да, руль легкий и «длинный» в количестве оборотов; да, подвеска больше настроена на комфорт и энергоемкость; да, сложно прогнозировать двойное торможение (рекуперация и обычные тормоза, плюс переходные режимы). Но тяжелая АКБ в днище, длинная колесная база, большой крутящий момент делают своей дело: электрокар едет динамично, надежно, уверенно.

Последние дни я докатывал в разных режимах. В случае чего – подмерзал, но берег заряд и проезжал больше; по возможности – ехал в удовольствие, динамично и в тепле. Разобрался в продвинутой системе мультимедиа с сенсорным дисплеем: здесь и радио с CD-проигрывателем; и подключение смартфона по Bluetooth; и неработающая навигация (только США и Канада, «перешить» можно на свой страх и риск без гарантий); и даже голосовое управление рядом функций.



Центральная консоль – это царство глянцевого пластика и крупного сенсорного дисплея: здесь и аудиосистема, и подключение смартфона, и бортовой компьютер, и многое другое. Для всех «электро-функций» есть кнопка « Zero Emission». Одна из самых интересных опций – просмотр расхода энергии: можно оценить сколько «ест» электромотор, климат-контроль («при включении климата будет -2 км пробега»), другие системы. Навигация записана на карту памяти, которая установлена в слоте под откидным дисплеем. Здесь – навигация лишь США и Канады. А без навигации – нет и возможности узнать ближайшие точки подзарядки в Украине, приходится пользоваться сторонним приложением на смартфоне или планшете. Словом, хорошая украинская навигация здесь вдвойне важна…

Но наибольший интерес представляли системы контроля расхода энергии. К примеру, можно проследить расход энергии за последнее время и дистанцию пробега на 1 кВтч, либо узнать, сколько берут различные дополнительные потребители. Еще одна интересная опция – упомянутый климат-контроль с таймером: он программируется на определенное время выезда для предварительного обогрева или охлаждения салона. Причем в соответствующем меню можно задать приоритетность того, что важнее: заряжать АКБ до 100% без учета «климата» или все-таки включить климат-контроль, даже если АКБ к тому времени не будет полностью заряжена. Схожий таймер есть и для начала зарядки аккумулятора: можно задать время начала заряда в средине ночи, когда тариф на электроэнергию снижен.


А вот и таймер «климата»: задаем время отъезда, дни срабатывания, желаемую температуру; также можно выбрать что важнее – прогреть салон или полностью зарядить АКБ

Интересны и совсем уж специфические системы электрокара. Так, для защиты от кражи зарядного блока предусмотрен встроенный замок для блокировки штекера в носике автомобиля. Это замок управляется кнопкой под рулем: среднее положение – замок открыт; положение «LOCK» – замок закрыт; положение «AUTO» – блокировка срабатываем вместе с центральным замком. Удобно! Подобная мелочь показывает, сколько дополнительной работы пришлось проделать создателям электрокара Nissan Leaf. Ведь массовый электрокар – это настоящий переворот в мире автомобилей!

Кнопка управления замком-блокиратором для зарядного устройства. Рядом – кнопка открытия лючка зарядки в носу автомобиля. В этом ряду – и кнопка включения подогрева руля. Сверху 4 кнопки (небольшой квадрат) – служат для управления дисплеем перед водителем: показ процента зарядки аккумулятора (аналогично запасу топлива), расход энергии в пути (аналогично расходу топлива л/100 км), вход в меню настроек, и пр.

А вот и сам лючок для зарядки: подсветка, откидывающая красная крышка. Обратите внимание, что здесь только один разъем для зарядки; нет большого разъема для ускоренной «30-минутной зарядки». Говорят, что так даже лучше: быстрые 30-минутные зарядки изнашивают АКБ. В любом случае – к уменьшению емкости и пробега нужно быть готовым: уже существует статистика, что новые Nissan Leaf могут проезжать 180-200-250 км; 1-2-летние Nissan Leaf готовы к пробегу в 150-180 км; 3-летние Nissan Leaf могут проехать 130-150 км. Все зависит от условий эксплуатации…

Моя семья, которая волей-неволей тестирует все автомобили, подвела свои итоги:

«Электрокар – это, конечно, интересно; прям, прикоснулись к будущему. Но ехать каждое утро в холоде, смотреть за счетчик запаса хода и выбирать – или скорость, или пробег, или радио, или тепло – это, мягко говоря, не слишком приятно»

Мнение обычных людей, которые просто хотят ездить по свои делам, но это «мнение обывателя» имеет огромное значение. А мое мнение следующее…

Выводы: так есть ли жизнь с электрокаром?

Перед тем, как ответить на главный вопрос статьи, давайте подведем некоторые промежуточные итоги:

  1. Тестовый поддержанный Nissan Leaf реально проезжает примерно столько, сколько считает счетчик пробега; вполне можно рассчитывать на 130 км запаса хода. Новый Nissan Leaf должен проезжать еще больше – реальные 180-200 км.
  2. При желании – автомобиль едет очень бодро! Хороший разгон, энергоемкая «плотная» подвеска, АКБ в днище прижимает машину к земле. В тоже время Nissan Leaf комфортен: он настолько тихий, что это скрадывает чувство скорости; большая колесная база и «пухлые» колеса способствуют мягкой езде. Единственное серьезное замечание касается торможения: тормозит или электромотор, или колодки, или все вместе; много переходных процессов; словом, нужно привыкать.
  3. Наигравшись с настройками, я эксплуатировал электрокар в режиме езды «ECO» и в режиме трансмиссии «B» (Brake). Для обычной городской езды, где много светофоров и пробок, достаточно динамики и плавности в еко-режиме. А торможение-рекуперация позволяет накапливать энергию для новых километров. Мой лучший результат составил «+3 км» на счетчике пробега.
  4. Дистанцию пробега можно как увеличить, так и уменьшить своими действиями. Как показал тест, можно ездить плавно и без обогрева, но проезжать до +30-50% больше обещанного! А можно ехать динамично, быстро, с максимальными энергозатратами (обогрев, фары, дворники, магнитола, без рекуперации) – и проезжать в режиме «реальный 1 километр за 1,5 километра по счетчику».

На самом деле ситуации с заглавной фотографией в начале статьи, где мы толкаем машину, никогда не было – Nissan Leaf ни разу не подвел в плане запаса хода! Для электрокара более характерна другая ситуация: ездим в теплой одежде – ведь не хочется тратить запас хода на обогрев салона; постоянно помним о зарядке – на ночной стоянке, на парковке возле офиса, ищем розетку в торговом центре…

А теперь мой ответ на вопрос, ради чего и проводили тест: есть ли жизнь с электрокаром?

Если рассматривать Nissan Leaf как единственный универсальный автомобиль, если нет возможности постоянной подзарядки на работе и/или дома – то «НЕТ».

Однако я скажу «ДА». Ведь, с одной стороны, электрокар требует думать и шевелится: найти розетки в паркинге; настроить климат-контроль; просчитывать маршрут. Но, с другой стороны, электрокар реально заменяет автомобиль в ежедневных городских поездах – и это со счетом за электроэнергию сравнимую с расходом 1л/100 км! Не менее важно и то, что электрокар Nissan Leaf являет собой пример прогресса, причем уже не «где-то там на выставке в далекой стране», а вот здесь и сейчас, во дворе соседнего дома или на парковке ближайшего офисного центра. Если бы не «прогресс через проблемы», то мы бы и сегодня ездили на лошадях при свете керосиновой лампы!

За эту неделю я столкнулся с проблемами, которые вызывал Nissan Leaf. Но я и нашел пути их решения: зарядка, тепло, запас хода. Это не вопрос Nissan Leaf, это вопрос конкретного человека: готов или нет ломать стереотипы для будущего и прогресса. Я попробовал. Было сложно. Но, кажется, удалось.

Сценарии для электрокара: три жизни Nissan Leaf

Итак, я рассказал о своих впечатлениях о Nissan Leaf и своей реальной жизни с электрокаром. Мы также нашли еще несколько реальных примеров использования электрокара в реальной жизни: в Украине и в США, «частник» и компания. Каждый пример открывал что-то новое, необычное, важное. Итак…

Nissan Leaf в прокате

Станислав Луцкович, генеральный директор автопроката BLS

Наша компания существует 8 лет, ежегодно мы обслуживаем более 1 000 заказов по всей Украине. Идея пополнить парк электромобилями возникла после того как один из наших товарищей устроил нам тест-драйв нового Nissan Leaf и заразил нас этой идеей. До этого прокатом электромобилей никто не интересовался; мы были первыми, кто запустил услугу проката электрокаров сразу в двух городах: Киеве и Одессе.

Первый опыт оказался очень успешен! Сегодня загрузка всех электрокаров составляет 75-80%, что значительно выше загрузки авто аналогичного класса с традиционными моторами. Сегодня в Киеве, Одессе, Львове мы эксплуатируем 6 электромобилей: одну Tesla Model S и пятерку Nissan Leaf 2013-2015 г.в. с запасом хода 120-180 км. Суммарно 6 электрокаров за 3 месяца проехали более 50 000 км – никаких проблем! Единственное замечание – очередь на услугу проката электрокара. Обслуживание Nissan Leaf проводим на официальном сервисе дилера Nissan. Стандартное ТО – это одно название: по сути лишь диагностика ходовой части, проверка автомобиля, замена фильтра салона. Склад запчастей и «расходников» большой, часто даже есть кузовные детали. Словом, сплошная выгода и экономия. В том числе и для клиентов – ведь расхода топлива нет. При этом мы сдаем Nissan Leaf в аренду по цене обычного сравнимого хэтчбека, к примеру VW Golf.

Сегодня мы уже переходим от проката электромобилей к их продаже. Так, была создана дочерняя компания ECO CARS , с которой мы работаем в тесном партнерстве. К примеру, уже сейчас мы предлагаем акцию для потенциальных покупателей Nissan Leaf: берете электрокар на 3-дневных прокат; если автомобиль понравился и принято решение его купить – то мы компенсируем стоимость проката. Фактически клиент не только получает прокат автомобиля, но и бесплатный длительный тест-драйв, во время которого может понять, подходит ему Nissan Leaf или нет. В итоге рост продаж напрямую зависит от нашей деятельности: немало людей, попробовавших Nissan Leaf в прокате, затем решаются купить электромобиль для себя.

Для этой же цели мы часто проводим ознакомительные тест-драйвы на выходных. Работаем и над развитием сети зарядных станций. К примеру, до конца года мы открываем более десятка зарядных станций. А в планах на следующий год – 100 зарядных станций по всей Украине. Причем есть возможность использовать мощные зарядные станции на 6-8 кВт – с ними Nissan Leaf полностью заряжается за 3,5 часа вместо 7 часов при заряде от обычной розетки. Такая станция стоит от $600, что делает ее доступной и частному покупателю для установки возле дома, у офиса, на паркинге.

Наконец, наша последняя идея – связать продажу электрокара с прокатом автомобиля от BLS, что решает проблему дальних поездок. Сейчас прорабатывается программа специальных условий аренды обычного автомобиля для покупателей электрокаров Nissan Leaf у нас. В итоге человек сможет каждый день в городе ездить на электрокаре, а при необходимости дальней поездки будет брать автомобиль в прокате BLS. На какой срок, по какой цене, какую модель, может вообще бесплатно – сейчас прорабатываем эти вопросы. Но идея уже есть, и с ресурсами BLS она полностью решает проблему длительных поездок для владельцев электрокаров Nissan Leaf.

Nissan Leaf в США

Станислав Петровский, частный владелец электрокара в США

В нашей семье Nissan Leaf 2011 года выпуска появился примерно полгода назад. Выбрали электрокар за инновационную идею – он буквально переворачивает мир вверх ногами! Кому-то это покажется сложным, но это был настоящий вызов правилам и традициям.

А еще выбрали электрокар для того, чтобы покончить с еженедельными расходами на бензин. Даже если учесть, что домашний счет за электричество вырос на 15-20%, то за счет экономии денег на топливе Nissan Leaf все равно перекрывает ежемесячные платежи по кредиту на 70%!

Теперь о практике. Когда мы взяли этот 4-летний Nissan Leaf два деления на шкале «жизни» батареи уже ушло: сейчас реальный запас хода примерно 60-70 миль (100-110 км) на одном при максимально заявленном пробеге в 80 миль (130 км) для нашей модели. Кроме того, запас хода зависит от многих факторов и температура – один из них: лучше задавать таймер климат-контроля для предварительного охлаждения или прогрева салона.

Электрокар в основном заряжаем дома каждую ночь, когда ниже тариф на электроэнергию; для активации зарядки ночью есть соответствующий настраиваемый таймер. Заряжаем в гараже или возле гаража, где была установлена зарядная станция (назовем ее «stage 2») на 220 вольт и около 30-35 ампер. В таком случае Nissan Leaf заряжает полностью примерно за 3-4 часа. Ведь в США обычная сеть имеет напряжение лишь 110 вольт и обычная зарядка (по аналогии – это «stage 1») от сети может потребовать до 24 часов!

Станций быстрой 30-минутной зарядки (по аналогии – это «stage 3») в нашем небольшой городке мы не нашли, но, к примеру, в Калифорнии таких станций много. На самом деле, все зависит от конкретного штата: у нас есть 5-6 станций зарядки «stage 2», также местные люди могут помечать свои домашние станции в мобильных приложениях для общего пользования – таким образом, и развивается эта инфраструктура.

В момент покупки электрокара на его одометре было 20 тыс. миль (32 тыс. км), мы уже проехали 7 тыс. миль (11 тыс. км) – никаких замечаний: ни масло, ни свечи менять не надо; традиционных ТО у автомобиля, по-моему, толком и нет – только проверяй подвеску да тормозные колодки.

Очень нравится разгон, ускорение электрокара. Радует маневренность, хорошее оснащение, продвинутая система мультимедиа. Минус только один – ты ограничен километражем заряда, а если нужно зарядиться – то нужно долго ждать. В новых 100-мильных моделях ситуация должна быть лучше.

Но есть и один огромный плюс, который перекрывает все минусы: нравится идея частично покончить с нефтью и не быть таким зависимым от нее; идея помогать окружающей среде – в Nissan Leaf для этого даже сделали табло, на котором можно отследить количество «спасенных» деревьев.

Мой итог прост. У нас в семье есть второй автомобиль с обычным мотором – для длительных поездок. Но реально Nissan Leaf показал, что за электромобилями будущее и мы будем видеть их все больше и больше вокруг. Я рекомендую Nissan Leaf всем, кто хочет экономить на поездках, хочет подчеркнуть свой характер «еко-френдли», и готов планировать свои поездки с умом.

Nissan Leaf в Киеве

Игорь Тимошенко, частно-служебное использование Nissan Leaf в Киеве

У меня Nissan Leaf 2013 года выпуска с хорошей комплектацией: есть камеры кругового обзора, аудиосистема Bose, и пр. Это было одним из факторов выбора электрокара пару месяцев назад: инновационный и хорошо-оснащенный автомобиль, который не потребляет топливо, по цене ДВС-одноклассников сравнимого года и комплектации.

Автомобиль мне нужен по работе, много езжу по Киеву. Точки зарядки есть в паркинге возле дома и на работе – пришлось лишь развивать привычку подключать Nissan Leaf к розетке каждый раз при парковке. Однако еще ни разу электрокар не подводил – всегда хватало запаса хода. Но был случай, когда новый охранник на паркинге по незнанию отключил электрокар от розетки: благо, заряда хватило до работы – там и «заправился». Словом, порой требуется согласование и решение всех вопросов перед началом эксплуатации электромобиля.

И это при том, что я езжу динамично, с постоянным обогревом или кондиционером. Счетчик пробега обычно выдает запас хода 120-130 км при полностью заряженной АКБ (как показал тест на профильной СТО, аккумулятор потерял 16% емкости за 2 года). Но я чаще ориентируюсь по индикатору заряда АКБ: 1% заряда – 1 км пробега. Итого имеем 100 км пробега при любых условиях езды. Причем режимом «ЕСО» пользуюсь редко, а вот в «коробке» практически всегда включен режим «B»: на каждом спуске собираю дополнительные 1-2-3 км.

Что в автомобиле очень понравилось – так это хорошая динамика на «городских» скоростях; комфортная и энергоемкая подвеска. Ну и уже упомянутые системы мультимедиа: сенсорный дисплей, подключение телефона, «продвинутая» магнитола, камеры кругового обзора, настраиваемый климат-контроль и пр.

Из минусов отмечу частое запотевание стекол, особенно лобового стекла, малый пробег на одной зарядке – привыкаешь к почти бесплатным поездкам, хочется еще и еще. Также минус в небольшом количестве зарядных станций в Киеве, но это минус уже не Leaf-а, а развития инфраструктуры города. Надеюсь, со временем это изменится.

Три поколения – в одном кузове

Электрокар Nissan Leaf стартовал лишь в 2010 году, но уже пережил несколько существенных обновлений: едва заметные внешние изменения при кардинальной смене начинки внутри, которая влияла на максимальный пробег. Итак…

Первое поколение Nissan Leaf оснащалось 109-сильным 80-киловатным электромотором (280 Нм) и литий-ион аккумулятором на 24 кВтч. Разъемы для зарядки были установлены под передней крышкой, но зарядное устройство находилось около задних колес, в балке между багажником и салоном. Отсюда – объем багажного отсека в 330 л. Электромобиль разгонялся до 100 км/ч за 11,9 сек и проезжал 160-200 км. Точное значение максимального пробега зависело от метода замера и условий испытаний: согласно наиболее жесткому циклу EPA LA4 (США) электрокар мог проехать 100 миль или 160 км; наиболее мягкий японский замер JC08 давал около 200 км; европейский цикл NEDC посредине – 175 км.

Это схема Nissan Leaf первого поколения: обратите внимание на расположение блока зарядки аккумуляторной батареи: с его переносом под капот и сменой компоновки удалось увеличить объем багажника

В конце 2012 года был показан Nissan Leaf 2013 МГ, который и был у нас на тесте. При минимальных внешних изменениях (другие цвета кузова, колесные диски, темный салон) произошла чуть ли не революция внутри электромобиля. Во-первых, использован другой электромотор в блоке с инвертором и зарядным устройством: теперь все собрано под капотом. Это, в свою очередь, позволило убрать описанную выше стенку-упор за задними сиденьями и немного увеличить объем багажника – до 370 л. Плюс изменена система отопления, плюс лучшая эффективность рекуперации, плюс облегчение всего электромобиля. В результате согласно циклу JC08 такой Leaf мог проезжать до 228 км при идеальных условиях. Европейские и американские замерщики были жестче – вот откуда заявленные 180 км пробега на стеклах тестового авто (да еще и для новой АКБ).

Тестовый Nissan Leaf был выпущен в 2013 году – у него более преобразователь и зарядное устройство в едином блоке сверху над двигателем…

…и отсутствует перемычка за задними сиденьями, благодаря которой не только увеличился объем багажника, но и стало удобнее складывать спинки для перевозки крупногабаритных вещей

Наконец, нынешней осенью было объявлено о новых доработках для существующей модели Nissan Leaf, хотя уже тестируют автомобиль следующего поколения. Так, Nissan Leaf 2016 МГ получил еще один новый цвет кузова, слегка измененные фары и эмблемы, другую антенну на крыше да обновленную систему мультимедиа – словом, его распознает лишь знаток. Однако под сиденьем может быть более емкая батарея: 30 кВтч вместо 24 кВтч. А это, по расчетам компании Nissan, позволит увеличить согласно циклу NEDC.

Последнее глобальное обновление для Nissan Leaf обещает запас хода до 250 км

Но по нормам США пробег окажется заметно скромнее (170-200 км); да и ожидается, что увеличенная батарея будет доступна как платная опция или в рамках определенной комплектации. Однако стремление Nissan к совершенствованию Leaf похвально.

Рынок электромобилей в Украине: Nissan Leaf и другие

Нынешний год таки стал прорывным для электромобилей в Украине: по итогам 10 месяцев 2015 года в Украине продано 384 электромобиля : прирост продаж составил +550%! Это цифры суммарных продаж новых и подержанных электромобилей.

Два самых популярных электрокара – Nissan Leaf и Tesla Model S. Причем интересна и статистика продаж только новых электромобилей – 38 экземпляров Nissan Leaf и 28 электрокаров Tesla Model S: т.е. Nissan Leaf в основном берут подержанным, считая деньги на покупку и эксплуатацию; а Tesla Model S – как новый статус-автомобиль.

Но даже с такими цифрами продаж новых электрокаров за 10 месяцев 2015 года есть немало интересного: Nissan Leaf в своем классе обошел по продажам Volvo V40, Honda Civic, Audi A3; Tesla Model обошла в продажах Porsche Panamera, Audi A7, Jaguar XF.

Дорогая Tesla Model S успешно конкурирует с известными брендами и премиальными моделями – и нередко выигрывает «битву за кошелек»

Подержанный 2-3-летний Nissan Leaf сегодня в Украине можно купить за $15-20 тыс., что с учетом интересного оснащений – сенсорный дисплей, климат-контроль, «автомат» – выглядит вполне сравнимо ценам традиционного хэтчбека С-класса в схожей комплектации. Однако следует учитывать, что с низкой ценой покупатель получает и чуть устаревшие технологии (см. блок выше) да слегка изношенную батарею, которая уже потеряла часть своей емкости (минус 10-20% емкости за 2-3 года) – вот и ответ, почему тестовый Nissan Leaf мог проехать реальных 130 км вместо идеально-обещанных 180 км.

Абсолютно новые Nissan Leaf, причем даже в обновленной версии 2016 МГ с запасом хода до 250 км, в продаже также встречаются. Но «под заказ» и по цене около $38-40 тыс. Неудивительно, что большинство проданных электромобилей Nissan Leaf все-таки подержанные – около 90% от общего числа Leaf-ов. Но именно они сегодня и находят себе первых владельцев-энтузиастов, продвигая идею электрокаров в Украине.

стоимость 1 кВч электроэнергии * 20

С двух-зонным счетчиком заряжая батарею ночью возможно ещё больше сэкономить.

Американское зарядное устройство

В случае если Nissan Leaf из США, то зарядное устройство скорее всего будет предназначено только для подключения к «американской сети», и для того, чтобы подключится к обычной розетке, данное устройство нужно немного модифицировать.

Модификация заключается в замене вилки, но необходимо сохранить датчик температуры, который находится внутри и контролирует температуру электропроводки.

Переделать «американское» зарядное устройство поможет сэкономить, но если работа проведена неправильно и исключен процесс контроля заземления — появляется большой риск угрозы жизни пользователя и дорогостоящей ремонт высоковольтной части Ниссан Лиф.

Зарядная станция ускоренного типа

Второй способ зарядки — зарядная станция ускоренного типа. Для того, что бы с её помощью заряжаться, нужно для начала станцию установить у себя дома, стоимость бюджета на такую станцию европейского производства составляет ~ 1000 Евро. Или же воспользоваться такой станцией в общественном месте.

Такие станции возможно найти с помощью сервиса PlugShare. На данном сервисе размещена карта зарядных станций, но их большая часть является платной.

Воспользоваться такой станцией возможно после приобретения абонемента, для этого нужно зарегистрироваться у собственника зарядной станции и получить доступ.

Для того чтобы подключится к такой станции, достаточно вставить разъем зарядного устройства в соответствующий порт, после чего связаться с оператором компании/владельцем зарядной станции и получаем питание.

В зависимости от того, каким модулем энергосбережения оборудован Nissan Leaf, время зарядки, а так же стоимость на платных станциях может отличаться.

Зарядка батареи на 100 км пробега в Ниссан Лиф с модулем который может обеспечить максимальное потребление батареи до 6,6 кВт займет около 3 часов, и так как на таких станциях возможна поминутная оплата — конечная стоимость одного полного заряда выйдет довольно дорогой.

Не сложно догадаться, что если автомобиль оборудован модулем, максимальная мощность которого ограничена на 3,3 кВт — потребуется больше времени, соответственно и два раза больше денежных средств.

Благодаря сервису PlugShare возможно найти и бесплатные станции. Они в основном расположены на территории заправочных станций, но для их использования Вам потребуется специальный кабель, которого скорее всего на заправочной станции — не окажется, поэтому лучшим решением будет покупка кабеля, стоимость которого составляет около 200 Евро.

Так же как и в случае со штатной зарядкой, в случае с кабелем — нужно сначала подключить одну его часть к блоку станции, после чего подключится к порту штатного заряда автомобиля.

Быстрая зарядка «SuperCharge»

Третий способ — с помощью быстрой зарядной станции SuperCharge. Данная станция имеет более массивный внешний вид, силовой кабель большего сечения и другой разъем для подключения к порту зарядки.

Портом быстрой зарядки комплектовались не все Nissan Leaf (ZE0) первого поколения

В зависимости от того, сколько автомобиль потребляет энергии, время зарядки может варьироваться по-разному.

Если заряд батареи производится от зарядной станции с высокой мощностью — рекомендуется контролировать температуру высоковольтной батареи на панели приборов, так как ее перегрев может привести к преждевременному выходу из строя.

Как НЕ заряжать автомобиль

Ниже приведены способы заряда батареи автомобиля, к которым лучше вовсе не прибегать или делать это как можно реже:

  • не заряжаться зарядными станциями и устройствами «кустарного» производства — последствия непредсказуемы как для владельца, так и его автомобиля;
  • постоянно пользоваться платными станциями, так как смысл содержания экономичного электрического автомобиля — исчезает;
  • заряжать батарею с помощью буксировки — данный режим не предусмотрен длительную зарядку автомобиля и это вполне может привести к выходу из строя высоковольтной части;