Как охладить салон авто в летнюю жару. Способы охлаждения салона автомобиля. Автомобильный кондиционер от прикуривателя

Летний зной – короткая пора страданий для автовладельцев, чья машина не обладает кондиционером. Однако шофера в курилках поговаривают, что ПЭТ-бутылки со льдом, положенные на торпедо под струю воздуха из вентилятора, могут сделать пребывание в автомобиле без кондиционера в жару куда более комфортным... Проверим?

Бутылка со льдом как средство от перегрева?

Наверное, когда-то кондиционер в автомобиле станет совершеннейшей нормой, вне зависимости от стоимости и комплектации. Однако по-прежнему миллионы машин, «бегающих» по нашим дорогам, не имеют этой полезной опции, да и новые, также лишенные кондиционера, все еще выпускаются. А, стало быть, каждое лето раскаленные от солнцепека головы водителей машин без «кондея» посещают нервные мысли о способах охлаждения «душегубки» нагретого на солнце салона альтернативными и «асимметричными» методами.

Первое, что страждущий находит в интернете по запросам «охладить салон машины без кондиционера», «спастись от жары без кондиционера» и т.п. – это предложение использовать ПЭТ-бутылки со льдом. Идея сия кочует с сайта на сайт годами и навскидку даже выглядит работоспособной.

Статьи / Практика

Гелевый очиститель против пыли в машине: наш эксперимент

Помните старинный анекдот по мотивам глуповатой телерекламы? - Наша зубная щетка поможет вам почистить зубы в труднодоступных местах! - Но у меня нет зубов в труднодоступных местах… Собственно, говоря о...

64608 0 0 21.07.2016

Уверенности прибавляют многочисленные описания гаражных конструкций автомобильных суррогатных «кондиционеров», сделанных на коленке и использующих в качестве «хладагента» ту самую замороженную воду в бутылках от газировки или пива. Представляют они собой разнообразные коробки и ящики, оклеенные внутри фольгой во избежание потерь холода, и с установленными вентиляторами для продувки воздуха через лед.
В принципе, это логичное направление развития, нацеленное на повышение КПД технологии, хотя за инжинирингом теряется главное – привлекательная простота. В любой конструкции нужно учитывать фактор человеческой лени – какой бы эффективной ни была разработка, она рано или поздно будет закинута на пыльную полку даже самим разработчиком, если потребует сложной последовательности действий или непростой подготовительной работы… Заморозить, а потом прихватить с собой перед поездкой пару бутылок – по силам любому, а вот городить ящики с вентиляторами – это уже, по мнению большинства, перебор…

Так или иначе, идея витает в массах, но тех, кто опробовал-таки технологию на практике, крайне немного. Поэтому наша задача – разрушить или подтвердить миф с термометром в руках. Проверить, получив выводы в сухих цифрах, а не в субъективных ощущениях, простейший базовый вариант – смогут ли «полторашки» со льдом, положенные на торпедо под струю воздуха из вентилятора, сделать пребывание в машине без «кондея» хоть сколько-то более комфортным? И понять тем самым, целесообразно ли в принципе прикладывать дальнейший креатив, руки и силы в этом направлении?

Эксперимент будет выглядеть так. Берем два одинаковых автомобиля одного цвета, ставим их рядом на солнцепек на несколько часов. После прогрева салонов солнечными лучами в одной машине просто включаем салонный вентилятор на продувку наружным воздухом, а в другой – запускаем рециркуляцию и пускаем поток воздуха на стекло, обдувая им несколько литров льда, замороженного в ПЭТ-бутылках, лежащих на торпедо. Через 15 минут смотрим на результат – насколько удастся понизить температуру? Итак, поехали!

Температура в салоне автомобилей после трех часов, проведенных на солнце – 38 градусов Цельсия:

В одну машину кладем ледяные бутылки, включаем в обеих вентиляторы, засекаем время – 15 минут…

Результат – удручающий… В машине, в которой вентилятор работал на продувку салона забортным воздухом, температура понизилась до 33 градусов, а в машине, в которой была включена рециркуляция и воздух гонялся по кругу, обдувая бутылки со льдом – только до 35,5 градусов… Банальная продувка даже без открытых окон оказалась эффективнее обдува льда в замкнутом пространстве!

Миф о бутылочном охлаждении живуч, и хотя результат был предсказуем, проверить все же стоило. При этом все же стоит отметить, что шесть литров льда способны на большее, вот только не в таком виде!

У любого устройства, работающего на теплоотдачу, будь то кондиционер или обогреватель, важнейшая характеристика – площадь рабочей поверхности. У бутылок на торпедо она крайне мала, плюс обдув их организован неэффективно. Если бы мы поместили те же шесть литров льда в плоскую ребристую емкость, подобную автомобильному радиатору, расположили её в салоне машины и начали продувать через неё воздух – эффект был бы в разы заметнее. Вот только сопутствующие сложности делают подобное мероприятие бессмысленным чуть более, чем полностью…

Прочие тупиковые идеи «альтернативных кондиционеров»

Статьи / Практика

Микронасос для замены масла с чистыми руками: испытываем в деле

Голь на выдумки… На сайте популярного китайского Интернет-магазина в описании 12-вольтового водяного насоса для обустройства фонтанчиков в аквариумах и дачных декоративных мини-бассейнах нам случайно попался на глаза...

69084 7 0 14.07.2016

Какие еще идеи посещают не имеющих кондиционера автовладельцев с завидной регулярностью с наступлением лета? Можно, конечно, установить нештатный универсальный кондиционер – он, в принципе, ничем не будет отличаться от штатного – разве что органы управления на панели будут немножко выделяться в общей стилистике интерьера. Но стоимость установки «кондея» на бюджетный легковой авто с компонентами и работой «под ключ» сегодня составляет приблизительно 60 000 рублей. Дороговато, в общем…

Поэтому такое решение быстро отбрасывается и начинается «креативное кроилово». И тут, конечно же, на втором месте после замороженных ПЭТ-бутылок приходит мысль об использовании в машине мобильного или оконного кондиционера, стоимость которых стартует от более-менее доступных 10 000 рублей даже сейчас, в горячий сезон.

Многим кажется, что если поставить бытовой кондиционер-моноблок на заднее сиденье, запитать через инвертор 12-220 вольт и высунуть шланг горячего воздуха в окно, то можно наслаждаться прохладой! Однако реальных успехов никто из таких мечтателей пока не добился… Почему идея нежизнеспособна?

Дело в том, что даже самый слабосильный оконный кондиционер потребляет в режиме охлаждения от сети 220 вольт мощность около полутора киловатт. КПД инвертора 12/220 – явно не 100%, но для простоты демонстрации на пальцах примем её за сто. Соответственно, от бортовой сети 14 вольт такой кондиционер через инвертор будет потреблять 1 500 ватт/14 вольт = 107 ампер. Ток – сумасшедший, проводка будет с палец толщиной + у многих генераторов даже максимальный предел токоотдачи меньше. Мы уж не говорим о том, что инвертор должен быть рассчитан на долговременную работу с мощностью как минимум пару киловатт – такие инверторы, как правило, относятся к дорогущей и специфической профессиональной технике, встречаются в продаже крайне редко и стоят сумасшедших денег…

Поможет ли навигатор объехать платные трассы? Наш эксперимент

Сперва немного лирики. Мнение журналиста, разумеется, не обязано совпадать с мнением редакции, но лично я пребывал и пребываю в полной уверенности, что платные трассы общего пользования - это абсолютное и...

41904 7 12 11.07.2016

Идея, стоящая на третьем месте – использование элементов Пельтье. Полупроводниковая пластина при подаче на неё тока нагревается с одной стороны и охлаждается с другой. Купить элементы несложно, стоят они не так уж дорого. На таких пластинах неплохо работают автомобильные переносные холодильники-ящики, и многим кажется, что по такому же принципу можно создать и кондиционер – недорогой, бесшумный, без компрессора, хладагента, трубок и испарителей.

Увы, ни одной реально работающей конструкции «автокондея» на модулях Пельтье найти вам не удастся, хотя проектов на разных автомобильных блогах и форумах – масса, многие даже с промежуточными отчетами об этапах работы, демонстрирующими изрядные усилия энтузиастов-самодельщиков. Почему? Да потому же, почему не работают и бутылки со льдом… Слишком малая поверхность «холодоотдачи» холодной стороны и трудность организации эффективного отвода тепла от горячей стороны. Чтобы обеспечить худо-бедное охлаждение салона, из модулей Пельтье в легковом автомобиле должна быть крыша…

***

Так что, как ни крути, но альтернативы традиционному автомобильному компрессорному кондиционеру пока нет и в ближайшее время не предвидится. Ведь даже в стоящих на острие прогресса гибридах и электромобилях он имеет классическую конструкцию, не изменившуюся принципиально со времен первых кондиционированных автомобилей – Паккардов и Каддилаков начала 40-х годов ХХ века.

А в вашей машине есть кондиционер?

1. Передавать холод в салона автомобиля от бутылок со льдом (контейнеров с хладагентом для сумок холодильников). Тут есть два варианта:
  • - разместить холодные бутылки перед воздуховодами, чтобы потоки воздуха проходили через них.
  • - разместить хладоэлементы в коробку, обшитую внутри отражающими изоляционными материалами, вентилятор должен выгонять холодный воздух из короба в салон.


По отзывам водителей, которые пробовали данную конструкцию можно сказать наверняка, что "миф разрушен". Чтобы охладить салона автомобиля без кондиционера таким образом, придется использовать пару сотен таких ледяных бутылок.

2. Вентилятор, который работает от солнечных батарей, выгоняющий горячий воздух из припаркованной машины.


Популярное название такого устройства "Auto Fan". Вентилятор закрепляется на боковом стекле автомобиля, оставляя небольшую щель, через которую, по идее, должен выгоняться горячий воздух из салона во время стоянки.
Трудно представить, чтобы вентилятор такой мощности и размеров действительно охладил салон автомобиля без кондиционера.

Такие кондиционеры отличаются от классического варианта (радиатор, компрессор, испаритель) своим внешним видом, они представляют собой монолитную конструкцию. Все элементы находятся только в одном корпусе, а для установки не требуется прокладывания трубок или дополнительных блоков. Такой кондиционер устанавливается на крышу автомобиля (грузовой, газель и т.д.) и действительно охлаждает. Для легковых автомобилей целесообразно за эти же деньги рассматривать установку штатного кондиционера.

Такой кондиционер может представлять собой вентилятор на обычной воде без заправки фреоном. Мотор гонит влажный воздух с сырого тканевого фильтра, влага испаряясь на лопастях фильтра, охлаждает систему и т. д. Вот как выглядит это устройство:
Вот еще один вариант такого же автомобильного кондиционера от прикуривателя.


Практика показывает, что подобные устройства лишены особого смысла, как и портативные обогреватели от прикуривателя .
Иногда на ум приходят такие идеи: а почему не купить мобильный кондиционер от 220В и подключить его в салоне автомобиля через инвертор . Дело в том, что такой кондиционер имеет большое потребление. Для инвертора это будет пиковая нагрузка, тем более предполагается длительная пиковая нагрузка.

  1. Затонировать стекла автомобиля.
  2. Одеваться в одежду светлых тонов.
  3. Оставлять автомобиль в тени.
  4. Использовать солнцезащитные экраны для предотвращения попадания солнечных лучшей в салон.
Если Вы рассматриваете установку штатного кондиционера, то обратите внимание на

Когда на улице жара за +30 °C, даже в движущейся по трассе машине под потоками горячего воздуха ощущаешь себя как в сауне, если кондиционера нет или он отказался работать. Стоя в пробках при таких условиях, можно запросто получить тепловой удар. Достаётся и самому автомобилю, который весь день, пока вы на работе, парится на парковке под палящим солнцем. Салон нагревается до такой степени, что невозможно сесть на сиденье и дотронуться до руля - они просто раскалённые… На самом деле, спасение есть. Давайте рассмотрим, как охладить салон автомобиля без кондиционера.

Операция «Воздух» на парковке

Главное - не оставлять машину в таком виде без присмотра

Как ни старайся, внутри машины, не оснащённой кондиционером, не будет холоднее, чем снаружи. Но если удаётся поддерживать в салоне такую же температуру, как и на улице, это уже большое достижение.

Максимально приблизят к этой цели следующие нехитрые приёмы:

  1. На парковке ищите тень - по возможности не оставляйте авто под прямыми лучами солнца. Если тени нет, поставьте машину задом к солнцу. Какое-то время это спасёт салон от нагрева. Если у вас есть солнцезащитная шторка, паркуйтесь, наоборот, передом к солнцу и укрывайте шторкой приборную панель.
  2. Независимо от наличия тени приспустите все боковые стекла примерно на 1 см для циркуляции воздуха в салоне - через щели горячие потоки будут выходить наружу, а внутрь будут заходить более прохладные уличные. Этот вариант, конечно, подходит, только если вы уверены, что оставляете машину в безопасном месте.
  3. Перед тем как садиться в салон, на несколько минут распахните все двери и опустите стекла - температура внутри быстро уравняется с наружной.
  4. Горячий руль протрите влажной ветошью - испаряющаяся влага заберёт лишние градусы и остудит баранку.

Важно! В машине всегда, особенно летом, должна быть пятилитровая канистра, наполненная водой. Много места она не займёт, а в экстренной ситуации выручит. Например, в жару нелишним будет смочить и лицо, и даже волосы.

Операция «Мокрый обдув» в движении

Допустим, на парковке вы салон остудили - сели, поехали. До первого светофора. А там - нескончаемые пробки. Давайте спасаться!

  1. Опускайте все стекла. Снаружи так или иначе прохладнее.
  2. Включайте холодный обдув, а на дефлекторы повесьте мокрую тряпку (повторим, вода и несколько чистых тряпок у вас есть априори). За периодическое смачивание ветоши и смену на дефлекторе может отвечать пассажир. Хотя в пробке вы и сами прекрасно с этим справитесь. Проходящий через мокрую ткань воздух из дефлекторов будет остывать, увлажняться и принесёт облегчение.
  3. На трассе, если боитесь сквозняков, опускайте стекла только с одной стороны - левой или правой.
  4. Мокрая ветошь на дефлекторах поможет и в движении на большой скорости.

Портативный кондиционер для машины

Портативный кондиционер - прекрасный вариант для водителей большегрузов

Для его установки не нужно прокладывать трубки и устанавливать какие-то дополнительные устройства, блоки и прочие вещи. Такой кондиционер устанавливается на крышу машины и реально охлаждает салон. Но этот вариант больше подходит для грузового транспорта. В легковую машину за эти же деньги лучше установить штатный кондиционер.

Автомобильный кондиционер от прикуривателя

Кондиционер от прикуривателя займёт в автомобиле чуть больше места, чем, скажем, смартфон

Такой кондиционер, по сути, представляет собой вентилятор на обычной воде без заправки фреоном. Мотор гонит влажный воздух с сырого тканевого фильтра, а влага, испаряясь на лопастях фильтра, охлаждает салон.

Обычный автомобильный вентилятор

Кто-то скажет, что вентилятор просто гоняет горячий воздух, но на безрыбье и он сгодится

Это, конечно, дедовский метод, но вполне жизнеспособный. 12-вольтовый вентилятор, который ставят на приборную панель или крепят над лобовым стеклом, а то и к нему при помощи присоски, так или иначе облегчит состояние, гоняя воздух.

Термоплёнка на стекла

За термоплёнку придётся выложить немалую сумму, но результат того стоит

Правильно это называется - атермальная тонировка. Неплохой вариант, но нанести ее не так просто. Поэтому подходит он только для тех, кто готов раскошелиться не только на саму пленку, но и на услуги специалиста. Зато эффект получится потрясающий.

Видео: Кондиционер в машине своими руками

Панацеи для спасения от жары при отсутствии кондиционера, конечно, нет. Но если использовать приведённые выше рекомендации, можно существенно снизить последствия летнего зноя.

Вот и пришло в Москву теплое время года. Мы радостно убрали зимние вещи, сменили резину на автомобилях, переоделись в шорты и майки, напялили очки и бейсболки. И были уверены, что по холодам скучать еще долго не будем. Но пришедшая внезапно в Москву 30-градусная жара в мае месяце, хочешь-не хочешь, а заставляет заскучать о прохладных временах, о дожде, быть может и о снеге.

Почти раздетые догола пешеходы спасаются от жары в тени, отпиваясь водой и набивая щеки мороженым. Кому-то повезло меньше, у кого-то дресс-код на работе. И вот он, несчастный офисный планктон, идет на работу в брюках, рубашке и пиджаке, которые прямо-таки маринуются в поту. Тем временем, повара из кафешек и ресторанов могут готовить прямо на улице, разогревая еду просто на солнце. И это еще только май месяц, а ведь синоптики обещают, что летом столица превратится в настоящую духовку, повторив лето 2010 года.

Один из девайсов в борьбе с жарой — кондиционер. Вещь, пожалуй, давно прижившаяся в нашем разбогатевшем постсоветском обществе. Но каким бы массовым продуктом эта коробочка, магическим образом охлаждающая пространство нам ни казалась, есть она далеко не у всех. И автомобили, колесящие по дорогам нашей столицы не исключение.

Если вы дочитали до этого абзаца и ждете советов, как спастись в квартире от жары без кондиционера, то мы вам сочувствуем и просим удалиться. У нас автомобильное издание, а не какой-нибудь журнал для домохозяек.

Итак, владельцы автомобилей, в которых в силу разных причин (которые нам знать не интересно) нет кондиционера, читайте внимательно. На просторах интернета мы собрали много советов о том, как выжить в “гриле на колесах”, мало того, мы еще и обсудим какие из советов полезные, а какие полная туфта.


1. Вентилятор. Уверен, что вы много раз видели их на полках супермаркетов в отделах для автолюбителей. Маленькие дорожные вентиляторы, работающие от прикуривателя. Весьма сомнительное оружие в борьбе с жарой. После целого дня проведенного в поиске места, куда же этот вентилятор прикрепить, вы будете разочарованы тем, что от жары он не спасает. Вентилятор будет гонять горячий воздух внутри салона авто, помогая вам еще больше поджариться. Мало того, довольно большое количество вентиляторов для автомобилей плохого качества, и его использование может привести к очень “горячим” последствиям.

2. Пульверизатор с водой. Еще один не лучший предмет для комфортного охлаждения. Что может быть хуже жары?! Только жара с повышенной влажностью воздуха. Распыляя воду в замкнутом жарком пространстве, вы рискуете превратить салон автомобиля в тропический зной.

3. Шторки на боковые окна. Отгородившись от мира, вы не решите проблему с высокой температурой в салоне машины. А просто сделаете езду опаснее, лишив себя порядка 30% обзора. Но все же от них есть польза, в том случае, если вы не управляете машиной, а оставили ее на солнцепеке.

4. Солнцезащитные щиты. Аналогично шторкам, щит будет препятствовать прогреву вашего авто, если вы оставили его на солнце, хотя жарко все равно будет. Кстати, солнцезащитный щит следует устанавливать не внутри машины, как делает большинство, а снаружи, хоть и есть шанс, что его сопрут.

5. Открытые окна. Открытые окна помогают в процессе езды, особенно если открыты переднее и противоположенное заднее. Но нередки случаи в Москве, когда опция “езда” заменена опцией “пробка”. И никакие открытые окна не помогут избавиться от невыносимой жары.

6. Мокрые полотенца. Уверен, что вы слышали совет положить на плечи прохладное мокрое полотенце. Но давайте включим логику, когда вы выехали из дома, быть может оно еще было прохладным, но уже через пол часа оно превратилось в мерзкую теплую влажную тряпку. Ну и потом, если вы едете на работу в офисной рубашке, то мокрое полотенце, пусть даже холодное, явно не то, что вам нужно.

7. Не курите. Лучший совет курящим. Думаю, что в комментариях не нуждается.

8. Выезжайте пораньше. Совет от Капитана Очевидность. Мы знаем, что в 6 утра не так жарко, как, например, в полдень. А в 2 часа ночи солнце не греет. Но вот проблема, что если все-таки образ жизни вампира, живущего в ночи, вам не подходит.

9. Дорожный холодильник. Приобрести дорожный холодильник мысль неплохая. Но если покупать тот, что работает от прикуривателя, то прибавляйте расходы на бензин. Еще есть холодильники, которые работают по принципу термоса: в них помещают специальные блоки, предварительно замороженные в морозильнике, они и создают холод. Таких холодильников обычно хватает на несколько часов. Если у вас на работе есть морозильник, то покупайте. Если нет, то не вижу смысла возить большой никчемный ящик на заднем сиденье.


10. Одеваться в одежду из натуральных тканей. Хороший совет, но не самый легко исполнимый в век одежды из переработанного пластика. И не будем забывать, что сиденья автомобилей не шелком обтянуты.

11. Не пользуйтесь косметикой. Совет для девушек. Пожалуй действительно дельный совет. Как известно, пудра и прочая хрень забивает поры, кожа не дышит и вам жарко вдвойне. Конечно мы понимаем, что настоящая девушка не может выйти на улицу, не нанеся боевой раскрас, но нужно выбирать.

12. Оставляйте машину в тени. Безусловно важный совет, но не всегда выполнимый. Парковочных мест катастрофически мало в Москве. Настолько мало, что выбирать порою не из чего.

13. Пейте больше воды. В жару следует пить больше воды не холодной и негазированной.

14. Влажные антибактериальные салфетки. Хорошая вещь, запаситесь побольше. Конечно они не спасут вас от жары, но периодически протирая потное лицо, вы сделает себе чуточку легче.

15. Теплый зеленый чай. Как бы ужасно ни звучало сочетание “жара + теплый чай”, как бы ваша логика ни отвергала это сочетание - совет действует. Жители жарких пустынь пьют горячий чай, спасаясь им от жары уже сотни лет.

16. Термопленка на стекла. Очень нужная вещь, будет полезна даже владельцу автомобиля с кондиционером. Стоит пленка недорого, однако нужно еще уметь ее нанести. Можно заехать в ближайший сервис, где вам нанесут ее на стекло за разумную сумму.

Похоже, что не бывает идеального совета, который поможет избежать мучений от жары. Выполнение некоторых из выше перечисленных наставлений немного ослабит ваши мучения, но до комфорта будет еще очень далеко. Какой выход?! Выход купить машину с кондиционером, единственный оптимальный вариант. Также хочется отметить, что продолжительное пребывание в жарком и душном пространстве опасно для здоровья, особенно лицам с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Солнце даже в самое прохладное и дождливое лето время от времени являет свой золотой лик сквозь тучи, раскаляя припаркованные автомобили до температур доменных печей. Как быть, если срочно надо ехать, а в салоне машины настолько жарко, что чуть ли не плавится пластик и вот-вот задымится обивка сидений?

Самые предусмотрительные и сообразительные водители летом оставляют свои машины в тени, либо в подземных или крытых платных парковках, менее сообразительные пользуются отражающими экранами на лобовом стекле, что не мешает солнцу греть салон через крышу. Большинству же автовладельцев благодать подземных платных парковок недоступна, к тому же, возись с собой громоздкую отражающую раскладушку ради недели летней погоды, та ещё морока. Так что, приходится частенько оставлять автомобиль на открытом солнцепёке, а затем обжигать руки и свою пятую точку, забираясь в раскалённый салон.

Как охладить салон

Для начала следует избавить салон от перегретого воздуха, скопившегося внутри, для чего на минутку открыть двери, что имеются в машине. Какая бы температура ни была в этот момент на улице, внутри авто гораздо теплее, и почувствовав свободу, раскалённый воздух тут же устремится из машины вверх. После этого нужно будет разобраться с раскалёнными деталями интерьера: кресло нагрето так, что не сядешь, рулевое колесо обжигает руки, а передняя панель под лобовухой просто пышет жаром, как печка, снова стремясь обогреть воздух салона. Безусловно, самым разумным решением проблемы будет использование штатной климатической установки, то есть кондиционера. Однако способ этот приемлем в основном для премиальных марок, где мощный кондиционер, плюс сидения с вентиляцией.

Да, с такой машиной проще – завёл двигатель, установил на максимум охлаждение, включил вентиляцию, и через пару минут в салоне уже приятная температура, и можно спокойно ехать. Только здесь обязательно нужно проконтролировать, чтобы холодный обдув не был направлен на лобовое стекло, иначе от разницы температур оно может треснуть. Что же делать, если автомобиль не слишком навороченный? А таких машин у нас большинство.

Для того чтобы экстренно охладить салон и интерьер, есть самый доступный вариант – смачивание. Использовать можно простую пшикалку, пульверизатор, разбрызгиватель и бумажные нетканые полотенца, что продаются рулонами в автоотделах. Аккуратно разбрызгивает тонкими слоями воду на пластике, который раскаляется нередко до восьмидесяти градусов. Вода будет испаряться, и гарантированно охлаждать поверхность по типу кондиционера с хладагентом. В местах, где брызгать нельзя (панель приборов, рулевое колесо с множеством органов управления), можно использовать влажные полотенца, эффект будет аналогичным, влага испаряется, поверхность быстро охлаждается.

Даже если у вас есть кондиционер, ему сразу после включения не мешает помочь, что уж говорить о бюджетной комплектации без всего. Также можно намоченными полотенцами завесить вентиляционные дефлекторы, получится эффект кондиционера – вода принудительно испаряется воздушным потоком из вентилятора, и его температура быстро падает.