Инструкция по зарядке аккумуляторной батареи. Особенности зарядки аккумулятора автомобиля. Рекомендации по эксплуатации

Зарядные устройства для автомобилей бывают 3 разных типов: работающие от постоянного тока, постоянного напряжения или комбинированные. Оптимальный вариант выбора – комбинированные решения, они максимально автоматизированы, а поэтому и заряжаются проще всего. От вас требуется только включить оборудование согласно инструкции, в то время как первые два типа зарядки предполагают знание некоторых тонкостей.

Процедуру лучше всего проводить на свежем воздухе или в гараже, подальше от любых легковоспламеняющихся материалов. В процессе зарядки могут выделяться взрывоопасные газы, так что поблизости не должно быть ничего, что способно высечь искру.

Подготовка

Зарядка аккумуляторов требует нехитрых приготовлений:
  1. Какой тип зарядного оборудования вы используете? Зарядно-предпусковое устройство не требует отключения аккумулятора от электрической системы авто. То есть извлекать аккумуляторы не нужно, достаточно выключить всю электронику на время зарядки. Если же вы используете зарядно-пусковое устройство, тогда АКБ следует принести домой (см. также какую зарядку АКБ выбрать).
  2. Замерзший аккумулятор перед зарядкой должен оттаять. После следует очистить его от грязи.
  3. Далее вам потребуется ариометр – прибор, измеряющий плотность электролита в аккумуляторе. Электролит должен полностью закрывать свинцовые пластины, так что не исключено, что его потребуется долить. А вот показания ариометра должны быть в пределах 1,25-1,27 г/см3. Только убедившись, что электролиты в норме, можно приступать к зарядке.

Зарядка

На этом подготовительный этап заканчивается и начинается непосредственно зарядка аккумуляторов.
  1. Снимите крышки с банок и соедините клеммы зарядки с клеммами батареи. Тут все предельно просто: плюс подключается к плюсу, минус – к минусу, перепутать невозможно. Зато важна последовательность: сначала соединяются плюсы. Только зарядное включается в сеть.
  2. Теперь разберемся с важным вопросом: каким током заряжать аккумулятор? После включения устройства вам придется задать его величину. Тут действует простое правило, которое должно быть и в руководстве по пользованию зарядным устройством: ток зарядки = 1/10 * емкость аккумулятора. А вообще, чем меньше будет ток зарядки, тем лучше, таким образом, имея в запасе сутки можно использовать следующую формулу: ток зарядки = 1/24 * емкость аккумулятора. Например, 60А/часов(штатный АКБ ВАЗ 2110)/24 часа = 2,5А (ток зарядки).
  3. Сколько заряжать автомобильный аккумулятор ? Если ток зарядки равен 1/10 от емкости АКБ, тогда приблизительный срок зарядки будет 10–12 часов.
  4. Когда начнется подзарядка аккумулятора, обратите внимание на движение стрелки на приборе. Она должна постепенно склоняться к нулю.
  5. Зарядные устройства работающие от постоянного тока. Следите за температурой электролитов, если они сильно нагреются, тогда во избежание их закипания нужно убавить ток зарядки аккумулятора приблизительно вдвое.
  6. Комбинированное зарядное устройство само отключится после того, как аккумулятор будет полностью заряжен и убережет электролиты от перегрева.
На фото показана типичная инструкция зарядного устройства:


Как убедиться, что вы все сделали правильно, и зарядка прошла успешно? Если в течение 2 часов после отключения приборов напряжение аккумуляторов не меняется и плотность электролитов остается стабильной – вы справились с задачей на «отлично».

В заключении хотелось бы отметить, что летом зарядку аккумулятора без присмотра лучше не оставлять, а время от времени проверять уровень и нагрев электролитов. Дело в том, что в жаркое время года электролиты закипают намного быстрее, а пластины могут портиться на свежем воздухе.
Кстати, если срок службы аккумулятора уже окончен, тогда может быть нет смысла его заряжать, а лучше купить новый (см.

Автомобильный аккумулятор - довольно неприхотливая деталь, и в обычных условиях эксплуатации авто он сам заряжается от работающего генератора. Но бывают ситуации, выводящие батарею из привычного режима, полностью лишающие её нужного напряжения. В таких ситуациях на помощь приходит уникальный прибор, способный за короткое время вернуть батарею к жизни. Чтобы правильно зарядить автомобильный аккумулятор зарядным устройством, нужно знать о некоторых нюансах.

Типы автомобильных аккумуляторов

Различают несколько типов автомобильных аккумуляторов:

Подготовка

Перед тем как приступить к зарядке автомобильного аккумулятора зарядным устройством, вам придётся столкнуться с проблемой выбора источника постоянного тока, того прибора, который служит посредником между электрической розеткой и аккумуляторной батареей, преобразовывая переменный ток в постоянный. Это происходит, когда переменный ток преодолевает путь через трансформатор и диодный мост зарядного устройства. От правильного выбора этого приспособления зависит срок службы и качество зарядки аккумулятора. В зависимости от бюджета и предъявляемых требований по функциональности можно выбрать оптимальный вариант зарядного устройства. Оно может производить зарядку или совершать пуск двигателя при разряженной батарее. Как правило, автолюбители выбирают универсальные приспособления, способные на выполнение обеих функций.

Внимание! В настоящее время все современные зарядные устройства автоматически защищают аккумулятор автомобиля от перезаряда и неправильного подключения клемм.

Выбирая приспособление, лучше взять то, которое способно выдавать больше тока, чем требуется вашей батарее. Зарядное устройство предполагает длительный срок использования. Не исключено, что через пару лет вы начнёте использовать аккумулятор большей мощности, для которого также подойдёт приобретённое ранее зарядное устройство.

Зарядка

Пуско-зарядные устройства позволяют производить быструю зарядку автомобильного аккумулятора без его извлечения. Для этого достаточно скинуть клеммы и присоединить зарядное устройство к батарее. Схема - стандартная: «+» к плюсу, «-» к минусу. При таком типе зарядки, регулятор тока следует установить на максимальном значении - до 70% от ёмкости автомобильного аккумулятора. Включите устройство в розетку на 20 минут. Важно при этом следить, чтобы электролит не нагревался выше 45 градусов. Этот способ подойдёт только для экстренных случаев. Часто проводить такие встряски не рекомендуется.

Важно! Чтобы качественно зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством, батарею придётся снять. Если машина долго простояла на морозе, тогда аккумулятор необходимо отогреть при комнатной температуре.

Для кислотной батареи подойдёт любой тип современных зарядных устройств. Проводите зарядку в сухом проветриваемом помещении:


Для быстрой подзарядки бывает достаточно 20 минут. Однако, для того, чтобы автомобильный аккумулятор зарядился полностью, лучше оставить его заряжаться на 8-10 часов при подаче тока, соответствующего 10% ёмкости аккумулятора.

Устанавливая минимальное значение тока, следует понимать: чем ниже значение, тем более длительной будет зарядка. Однако, таким способом можно решить ещё одну проблему - устранить сульфатацию пластин.

Что необходимо сделать, когда аккумулятор зарядился

Первым делом проверьте, как изменились показатели проводящей жидкости. Плотность электролита должна быть примерно одинаковой во всех банках. Правильные значения - 1,27 - 1,28 г/куб.см . Чаще всего проблемы с плотностью проводящей жидкости в разряженном автомобильном аккумуляторе, появляются лишь в некоторых банках. При разрядке батареи, плотность резко снижается, и повышается, когда вы заряжаете прибор. Если после полной зарядки вы не получили должного результата, есть смысл задуматься о внутренних проблемах аккумулятора - замыканиях, разрушении пластин или сульфатации.

При благоприятном исходе, закрутите банки, как можно плотнее и оставьте батарею на пару часов в покое. После этого, произведите контрольные замеры состояния электролита. При удачном завершении процесса, плотность должна остаться неизменной. Автомобильный аккумулятор готов к использованию.

Меры безопасности при зарядке

Приступая к зарядке автомобильного аккумулятора зарядным устройством, следует учесть, что аккумулятор может нести определённую опасность:

  • внутри аккумулятора - ядовитые и очень опасные для человека растворы. Проверку показателей электролита лучше проводить в резиновых перчатках. Они же уберегут вас в случае повреждения корпуса и подтёков на нём электролита;
  • находящийся в процессе зарядки аккумулятор автомобиля, выделяет множество ядовитых испарений : мышьяк, стибин, водород, хлор, сернистый газ и другие опасные для людей вещества. Они способны вызвать различные недомогания - тошноту, головокружение. А кроме этого, опасные химические вещества оседают на твёрдых поверхностях и накапливаются с каждой новой зарядкой. Поэтому, чтобы не подвергать опасности своих близких, лучше проводить зарядку в гараже;
  • в случае нарушения правил зарядки, может произойти взрыв газов, образующихся в процессе кипения электролита. Основной причиной для этого может стать перегрев. Пользуясь зарядным устройством старого образца, не оснащённым автоматической защитой от перегрева, необходимо очень внимательно следить за тем, чтобы температура электролита в банках не превышала 45 градусов. В особенности, это касается быстрой зарядки.

На видео можно посмотреть правильный процесс зарядки аккумулятора:

Можно ли обойтись без зарядного устройства

Если слишком часто прибегать к экстренной ускоренной зарядке, то батарея проживёт недолго, возможно даже не выработает положенный ей срок. Поэтому, прежде, чем заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством, убедитесь, что больше ничего нельзя сделать:

  1. В зимнее время может помочь обычный отогрев прибора при комнатной температуре. В размороженном электролите восстановится плотность, которой будет достаточно для запуска двигателя.
  2. Желательно регулярно осматривать аккумулятор автомобиля для выявления трещин на корпусе, поддержания необходимого уровня электролита и раннего обнаружения проблем сульфатации или обугливания пластин.
  3. Как можно чаще проверяйте уровень заряда при помощи портативного мультиметра.
  4. Содержите в чистоте клеммы. Своевременно проводите очистку от окислений. Это улучшит контакт и позволит произвести запуск даже при слабом заряде батареи.
  5. Присоединив клеммы, лучше покрыть их смазкой. Оксидная плёнка повысит сопротивление и предотвратит окислительные процессы. В качестве смазки можно использовать солидол или его более современный вариант - литол. Если ни того, ни другого не оказалось под рукой, можно воспользоваться обыкновенным вазелином или даже машинным маслом. Важно понимать, что смазка должна наноситься на прикрученные клеммы, а не между ними. В противном случае, смазка только навредит контакту.

Владельцев новых автомобилей не волнует вопрос заряда аккумулятора. Разумеется, если техника эксплуатируется в соответствии с инструкцией. Но уже через 3-5 лет АКБ изнашивается, и может подвести в самый неподходящий момент.

Или вы слишком долго слушали музыку в гараже, с выключенным мотором. А может быть оставили включенными фары головного света на ночь. Причин для незапланированного разряда аккумулятора достаточно.

И далеко не всегда удается «прикурить» от другого автомобиля, и восстановить работоспособность от штатного генератора. Для этого придется проехать на высоких оборотах несколько сотен километров.

Не надо отчаиваться. Всегда можно зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством, даже если уровень напряжения опустился ниже критического. Поэтому такой прибор должен быть в арсенале автолюбителя.

Как правильно подзарядить аккумулятор?

Универсального ответа на этот вопрос нет. Общее правило следующее: продолжительная зарядка меньшим током более полезна для АКБ, чем ускоренный заряд высоким током. Однако такой режим не всегда возможен. Иногда требуется в срочном порядке восстановить работоспособность перед выездом.

Сколько времени заряжать аккумулятор автомобиля чтобы не перезарядить? Подробности в этом видео

Да и штатная система подзарядки далека от совершенства: даже при нормальной работе регулятора напряжения, продолжительность поездки разная. В результате АКБ на эксплуатируемом авто заряжается рывками, бессистемно.

Существует несколько способов автономной зарядки

Оптимальный ток заряда

Не должен превышать 10% от емкости батареи. То есть, если у вас аккумулятор 60СТ (емкость 60Ач), правильный ток заряда не должен превышать 6А. Таким током вы заряжаете АКБ, если времени для восстановления достаточно много.

Важно! Необходимо делать поправку при зарядке необслуживаемых батарей. Поскольку клапан выхода паров электролита слишком мал, ток следует уменьшить до 5% от емкости. Иначе в случае закипания, батарея может треснуть.

Экспресс метод

Если вам надо быстро зарядить аккумулятор зарядным устройством (срочный выезд), можно ускоренно восстановить емкость, достаточную для старта двигателя.

Важно! При любом способе заряда, оставлять батарею без контроля небезопасно. Даже если у вас интеллектуальное зарядное устройство, автоматика может выйти из строя.

Как определить емкость заряда? По напряжению на контактах АКБ.
Таблица ЭДС батареи в вольтах при температуре:

+20...+25°С -5...+5°С -10...-15°С Степень заряда батареи, %
12,70 – 12,90 12,80 – 13,00 12,90 – 13,10 100
12,55 – 12,65 12,65 – 12,75 12,75 – 12,85 75
12,20 – 12,30 12,30 – 12,40 12,40 – 12,50 60
12,00 – 12,10 12,10 – 12,20 12,20 – 12,30 25
11,70 – 12,00 11,80 – 12,00 11,90 – 12,10 нет заряда


ЭДС замеряется без нагрузки на контактах аккумулятора. Обязательно учитывайте температуру. Показания в таблице могут немного отличаться, это не принципиально. Определив процент разряда, вы сможете правильно рассчитать время и ток зарядки.

Например, батарея емкостью 60 Ач. При температуре +5°С ЭДС на контактах 12,4 вольта. Значит, аккумулятор потерял 50% емкости. При токе заряда 6А, на зарядку уйдет 5 часов.

Установите величину тока по прибору и засеките время. По окончании рассчитанного набора емкости, снова произведите замер. Только дайте батарее немного остыть, для определения точной величины ЭДС.

Электролит нагревается при заряде, а термометром вы замеряете температуру окружающего воздуха.

Еще один способ определить остаточную емкость АКБ – замер плотности электролита.

Плотность электролита Степень заряда % Температура замерзания °С
1,27 100 -60
1,23 75 -42
1,19 50 -24
1,15 25 -13
1,11 и ниже -7
Ареометр работает точнее, чем вольтметр в паре с термометром. Однако пользоваться им не так удобно, и опасно для здоровья.

Величина температуры замерзания не менее важна, чем напряжение на контактах АКБ. По мере разряда, повышается температура превращения электролита в лед.

Если полностью заряженный аккумулятор выдерживает мороз -60°С, то при заряде 25%, электролит замерзнет уже при -15°С. На корпусе образуется трещина, и электролит попадет в подкапотное пространство.

Можно ли перезарядить аккумулятор автомобиля, и чем грозит перезаряд?

Нормальная в АКБ не выше 1,27. При дальнейшем увеличении, электролит начинает распадаться на воду и кислоту.

Вода в свою очередь банально закипит, ведь через нее проходит ток в несколько (а может и в несколько десятков) ампер. Если пробки на банках закрыты, или аккумулятор необслуживаемый (герметичный), это грозит взрывом батареи.


При этом, все окружающее пространство (например – подкапотное, что особенно печально) будет забрызгано кислотой. А если в этот момент рядом будут находиться люди, беды не избежать.

Если вы правильно заряжаете АКБ автомобиля, и пробки при этом выкручены (или нормально работает клапан сброса давления) – вода из электролита просто выкипит. Но оголятся решетки пластин, сульфатный наполнитель осыплется, и восстановить батарею станет невозможно.

Важно! Если вовремя остановить процесс выкипания, дистиллированную воду всегда можно долить, дождавшись остывания батареи.

Следует периодически проверять исправность регулятора напряжения на вашем генераторе. Желательно, чтобы напряжение в бортовой сети автомобиля (особенно на клеммах аккумулятора) не превышало 14,5 вольта при работающем двигателе. Резко нажмите на газ, и проверьте показания прибора. Значение может увеличиться на 0,1 – 0,2 вольта, это не страшно.

Если генератор не ограничивает напряжение – аккумулятору грозит перезаряд в движении.

Чем зарядить автомобильный аккумулятор в дороге?

Ситуации бывают разные. Например, вы разрядили аккумулятор вдали от населенного пункта, где можно подзарядить батарею. В этом случае поможет лишь «прикуривание». Остановите другую машину, и заведитесь от ее АКБ (инструкция есть в каждой сервисной книжке).

Затем двигайтесь в направлении места, где можно подзарядить батарею зарядным устройством. Если в пути потребуется остановка, не глушите мотор, пока не убедитесь в восстановлении заряда.

Если аккумулятор разрядился в дороге, то машину можно завести шуруповертом. Внимательно смотрите видео

Всегда держите батарею в исправном состоянии. Не допускайте избыточного разряда. Если автомобиль долгое время не эксплуатируется – отсоедините клеммы под капотом на время стоянки. В машине достаточно потребителей, даже при выключенном освещении, разряд происходит за пару месяцев.

На последок смотрите видео как правильно зарядить кальциевый аккумулятор в домашних условиях

Замечу что

Автомобильный аккумулятор обеспечивает электропитание элементов машины. Во время ее движения происходит зарядка с помощью генератора. Однако он не сможет полностью восполнить энергию. Поэтому периодически необходимо обслуживание АКБ. Для этого следует знать, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством в домашних условиях.

Выбор зарядного устройства

Определяющими параметрами являются характеристики АКБ – напряжение (6, 12 или 4 В), тип батареи (залитые, сухозаряженные, гелевые и свинцово-кислотные ). По последнему качеству рекомендуется выбирать универсальные модели, подходящие для всех типов аккумуляторов. Дополнительно учитывается номинальный показатель емкости – Ач .

По функциональным возможностям ЗУ разделяются на два класса:

  • Зарядные. Рассчитаны только для восстановления работоспособности АКБ, возможно поддержание текущего заряда на требуемом уровне.
  • Пуско-зарядные . Для запуска систем автомобиля требуется значительный заряд тока. Если аккумулятор к этому времени не успел зарядиться – пуско-зарядное устройство может заменить его на этом этапе.

Для новичков рекомендуется покупать простые модели зарядного устройства, без дополнительных функций регулировки параметров. Если же у автолюбителя есть большой опыт – ему потребуется профессиональное ЗУ с индикацией, возможностью регулировки тока и напряжения. Любая модель должна иметь опцию защиты от перегрева, неправильного подключения.

Как часто нужно заряжать аккумулятор

Частота зарядки аккумулятора определяет срок его эксплуатации. В идеале он должен подключаться к ЗУ не чаще одного раза в год. Но фактически это зависит от множества внешних факторов. При неправильно выбранной периодичности и отсутствии контроля за текущим состоянием батареи будет наблюдаться обратный эффект — быстрое снижение емкости.

Факты, влияющие на частоту зарядки АКБ:

  • Температура за бортом. Она не влияет, если показатель более +5С. Как только происходит снижение – емкость батареи может упасть в 1,5-2 раза.
  • Возможные неисправности силовой установки. К ним относятся проблемы с компрессией, некорректное функционирование топливной аппаратуры.
  • Частота полной нагрузки аккумулятора при выключенном моторе.

Минимальный заряд АКБ для запуска силовой установки индивидуален. Но обычно он не должен быть менее 12,3 Вольт. Если это значение меньше – заряда будет недостаточно, потребуется подключение к ЗУ. В среднем для нормальной работы аккумулятора достаточно 70-75% от максимальной зарядки. Восстанавливать ее до 100% рекомендуется один раз в год, перед началом зимнего периода.

Методы зарядки аккумулятора автомобиля

Существует два основных способа зарядки АКБ – путем изменения постоянного тока или напряжения. Выбор зависит от функциональных возможностей ЗУ, необходимости контроля за процессом, его скоростью и степени заряжания.

Перед началом необходимо выполнить такие условия:

  • Предварительная проверка фактической емкости аккумулятора.
  • Правильное подключение клемм по полярности – «плюс» к «плюсу», так же как и «минус». В противном случае будет обратный процесс – разрядка.
  • Минимальное сечение жилы провода – 1 мм2. В оплетке диаметр должен составлять около 1,3 мм.
  • Очистка поверхности АКБ от остатков кислоты, грязи.
  • Открутить пробки отверстий, предназначенных для заливки кислоты.
  • Проверка уровня электролита. Если его мало – добавляется дистиллированная вода.

После этого можно приступать к процессу зарядки. Делать это рекомендуется в помещении с комнатной температурой и хорошей вентиляцией. В процессе повышения заряда будут выделяться пары электролита.

Регулировка постоянного тока

Суть этого метода заключается в контроле значения тока, путем регулирования его в зависимости от текущего заряда аккумулятора. Для начинающих автомобилистов он сложен, так как изменения показателя зависят от фактического состояния АКБ. Рекомендуется применять, если есть возможность постоянного контроля процесса.

Лучше всего суть этого метода рассмотреть на примере АКБ, емкость которой составляет 60А*ч. Рекомендуемый порядок действий.

  1. Установить значение тока в 6А, из отношения 0,1 к номинальной емкости.
  2. После начала выделения газов электролита необходимо снизить показатель в два раза. При значении заряда аккумулятора 14,4 В сила тока должна составлять 3 А.
  3. Как только показатель заряда достигнет 15 В – ток снижается до 1,5 А.

Таким способом можно зарядить АКБ до уровня от 70% до 100%. В последнем случае необходимо контролировать значение уровня заряда аккумулятора и силы тока. Если первый останется неизменным в течение двух часов – это признак полной зарядки.

Изменение постоянного напряжения

Оптимальный способ, если нет возможности постоянно контролировать процесс. Нужно учитывать, что значение заряда АКБ в этом случае пропорционально подаваемому напряжению. Для предварительного расчета времени необходимо подаваемое напряжение разделить на 1,11.

Рассмотрим этот процесс на примере стандартного 12 В аккумулятора в зависимости от требуемой степени зарядки при длительности 24 часа:

  • 75-80%. В этом случае подаваемое напряжение должно быть 14,4 В;
  • 85-90%. Оптимальное значение — 15 В;
  • 100%. Параметр напряжения должен быть не менее 16,3 В.

Важно – значение зарядного тока не должно превышать 25 А. Для этого ЗУ должно быть укомплектовано схемой, ограничивающей данный параметр. Она есть во всех заводских моделях, если же используется самодельное устройство – этот момент нужно отследить.

Проверка уровня заряда аккумулятора

Помимо значений параметров на зарядном устройстве и клеммах АКБ рекомендуется дополнительно контролировать плотность электролита. Это делается с помощью специального прибора – ареометра.

Для стандартного аккумулятора приняты следующие значения плотности электролита в зависимости от степени зарядки:

  • 100% — 1,28 г/м3;
  • 75% — 1,25г/м3;
  • 50% — 1,20 г/м3.

Важно проверять этот показатель во всех банках. Если по какой-либо причине в одной из них произошло замыкание – значение плотности электролита будет значительно меньше остальных. Также необходимо учитывать погрешность ареометра, степень его пригодности для поверки, диапазон измеряемых значений. Дополнительно этот прибор можно использовать для контроля состояния охлаждающей жидкости.

Альтернативные способы

Проверенный метод восстановления работоспособности АКБ без использования специального устройства – «прикуривание» от другого аккумулятора. Важно, чтобы значения силы тока у них было одинаково. В противном случае выйдут из строя предохранители или часть электропроводки автомобиля.

Выполнить это можно по следующему алгоритму.

  1. Прямое подключение к АКБ другого автомобиля с соблюдением полярности, как при использовании ЗУ.
  2. После запуска двигателя необходимо подождать 3-5 минут и только после этого можно отключать клеммы. Сначала от «донора», а затем от АКБ своей машины.
  3. Поездка в течение 20-30 минут. Лучшая зарядка будет при активировании повышенных или пониженных передач. Рекомендуемое число оборотов коленвала — от 2900 до 3200.

Этот метод будет действенен, если в АКБ уровень зарядки не ниже критического. В противном случае запуск двигателя и бортовых систем будет невозможен.

Также не рекомендуется применение самодельных ЗУ, изготовленных на основе бытовых зарядных блоков от ноутбука или мобильного телефона. Практически невозможно контролировать основные значения тока и напряжения во время процесса зарядки. Это может привести к негативным последствиям. Лучше всего приобрести дешевую, но надежную заводскую модель ЗУ.

Правильная зарядка аккумулятора автомобиля при помощи зарядного устройства

Любой автолюбитель рано или поздно сталкивается с проблемой зарядки аккумулятора. От этого не уйти и нужно научиться заряжать АКБ, если вы ещё не умеете. Иначе наступит ситуация, когда перед вами будет автомобиль с дохлым аккумулятором, а вы даже не будете знать с какого бока к нему подойти. В интернете можно встретить много вопросов, касающихся процесса зарядки. Требуется ли снятие батареи с автомобиля или нет? Что понадобиться для зарядки? Как правильно заряжать? Вот на эти вопросы мы попытаемся ответить в нашем сегодняшнем материале.

Для зарядки аккумулятора автомобиля вам потребуется зарядное устройство (ЗУ). Этот прибор ещё называют выпрямитель, поскольку ЗУ осуществляет преобразование переменного тока в постоянный. Если вы ещё не имеете ЗУ, то читайте про . А здесь мы только вкратце расскажем о выборе зарядного устройства для вашей аккумуляторной батареи.


При выборе ЗУ для автомобильного аккумулятора нужно учесть следующие моменты:
  • режимы для различных типов АКБ. Самые распространённые аккумуляторы типа WET с жидким электролитом. Ещё есть AGM, GEL. В случае двух последних нужно специальное ЗУ или универсальное с режимом для этих батарей. Для WET годятся все устройства;
  • выходное напряжение. Этот параметр нужно подбирать в зависимости от номинального напряжения вашего аккумулятора. Некоторые модели устройств позволяют заряжать батареи с различным напряжением (6/12/24В). Для распространённых автомобильных батарей 12В выходное напряжение должно быть не менее 16 вольт. Этого будет достаточно для полной зарядки АКБ;
  • ток зарядки. Это значение подбирается в зависимости от номинальной ёмкости батареи. Он должен быть не менее 0,1 от номинальной ёмкости. Лучше если будет небольшой запас, чтобы зарядное устройство не работало на пределе своих возможностей.

Как правило, зарядное устройство представляет собой саму схему выпрямителя в корпусе, вилку для подключения в сеть 220В и провода с крокодилами для подключения к аккумулятору.

Допустим, ЗУ вы приобрели. Теперь о том, как зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством. Но сначала несколько слов по технике безопасности.

Меры безопасности при зарядке аккумулятора

Процедуру зарядки не следует проводить в квартире, особенно если у вас маленькие дети. Аккумулятор нужно заряжать в проветриваемом помещении. Если такой возможности нет, то делайте это на балконе. Главная опасность заключается в выделении водорода при зарядке АКБ. Вместе с кислородом он образует взрывоопасную смесь. Поэтому в помещении должна быть хорошая вентиляция, чтобы водород не накапливался.


Помните, что вблизи аккумулятора, стоящего на зарядке, нельзя что-то поджигать, курить, резать металл с образованием искр и т. п.

Кроме того, важно помнить, что электролит представляет собой водный раствор серной кислоты. Это едкое вещество опасное для здоровья человека. При работе с электролитом следует одевать перчатки и защитные очки, чтобы он не попал на кожу или в глаза. В идеале нужно рядом держать 10%-й раствор пищевой соды для нейтрализации кислоты.

Как правильно заряжать АКБ

Для начала ответ на вопрос, а нужно ли снимать аккумулятор с автомобиля при зарядке? В принципе, это необязательно. Можно отключить клеммы и заряжать его прямо на автомобиле. Но для правильной зарядки аккумулятора автомобиля лучше его снять. Все работы будет проводить значительно удобнее и не придётся тянуть провода к автомобилю, чтобы включить в сеть зарядное устройство.

Внимание! Не следует проводить зарядку в помещении с высокой влажностью. Аккумуляторная батарея и зарядное устройство должны быть сухими.

В самом просто случае зарядка АКБ будет выглядеть следующим образом. Выкручиваете пробки на банках аккумулятора, прикрываете ими отверстия, чтобы не происходило выплёскивания электролита. Подключаете крокодилы ЗУ к выводам аккумулятора с соблюдением полярности (красный на плюс, чёрный на минус). Включаете зарядное устройство на автомат и оставляете так на ночь. Для стандартных батарей ёмкостью 55─60 А-ч зарядка будет продолжаться 8─10 часов. В режиме «автомат» устройство само отключит зарядку при достижении аккумулятором необходимых параметров.


По окончании зарядки закрутите пробки и протрите поверхность АКБ раствором пищевой соды в воде для нейтрализации остатков кислоты и грязи. Это снизит саморазряд батареи.
Теперь, когда как правильно заряжать аккумулятор автомобиля в общем виде, поговорим о различных режимах зарядки.

Есть два режима зарядки АКБ:

Зарядка аккумулятора постоянным током

Как зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством, используя постоянный ток? Идея здесь заключается в том, что зарядка делится на несколько этапов. На каждом из них поддерживается определённое значение силы тока. При этом значение силы тока должно постоянно контролироваться и при необходимости корректироваться. Здесь вам понадобится мультиметр для контроля напряжения на выводах аккумулятора.

Сам процесс зарядки постоянным током делится на несколько этапов:

  • первый этап. Сначала устанавливаем ток, равным 0,1 от номинальной ёмкости АКБ. Для батареи 55 А-ч это составит 5,5 ампер. В таком режиме заряжаем до напряжения на выводах АКБ 14,4 вольта;
  • второй этап. При напряжении 14,4 вольта в аккумуляторе резко активизируется процесс электролиза воды и начинается выделение водорода. Поэтому снижаем ток заряда в два раза (до 2,5 ампер), чтобы снизить интенсивность кипения и продолжить зарядку;
  • третий этап. При достижении напряжения на выводах 15 вольт, ток заряда уменьшаем ещё в два раза (до 1,2 ампер) и продолжаем зарядку. Раз в два часа проверяйте напряжение и ток. Если их значения не меняются, аккумулятор полностью заряжен.

К преимуществам этого способа следует отнести то, что аккумулятор получает полный заряд и восстанавливает свою ёмкость практически на 100 процентов. Недостаток заключается в том, что нужно постоянно контролировать процесс.

Зарядка аккумулятора с постоянным напряжением

Идея этого метода заключается в том, что напряжение на выводах аккумулятора будет стремиться выровняться с напряжением на выводах зарядного устройства. Степень зарядки АКБ при этом будет зависеть от величины подаваемого напряжения. Батарея будет полностью заряженной при падении силы тока до 200 мА, и процесс зарядки будет остановлен. Этот процесс не требует контроля со стороны человека. В таком режиме работают практически все зарядные устройства в режиме автоматической зарядки.

Что касается времени зарядки АКБ при постоянном напряжении, то значения здесь примерно следующие:

  • Напряжение 14,4 вольт. Через сутки степень заряда аккумулятора (номиналом 12 вольт) будет около 80 процентов;
  • Напряжение 15 вольт. За те же 24 часа степень заряда составит около 90 процентов;
  • Напряжение 16 вольт. За то же время батарея будет заряжена практически на 100 процентов.

Ускоренная зарядка АКБ

Ускоренная зарядка аккумулятора выполняется в тех случаях, когда батарее нужно вернуть часть ёмкости очень быстро. К примеру, вам нужно ехать на работу, а аккумулятор сел. Тогда и пригодиться ускоренная зарядка.


Сейчас многие зарядные устройства имеют режим зарядки Boost. В этом режиме сразу подаётся увеличенный ток и за 20 минут батарея набирает ёмкость, достаточную для запуска двигателя. В принципе, необязательно наличие режима Boost в ЗУ. Главное, чтобы была возможность регулировки тока. Тогда вы вручную сможете выставить требуемое значение.
Помните, что нельзя ставить больше 30 процентов от штатного тока зарядки. Если в штатном режиме вы заряжаете батарею на 6 ампер, то в ускоренном режиме не ставьте больше 8 ампер. Это вызывает быстрый износ пластин и сокращение срока службы АКБ.

Используйте режим ускоренной зарядки только в экстренных случаях, когда это действительно необходимо. Если такой необходимости нет, то заряжайте АКБ в штатном режиме. Если постоянно заряжать аккумулятор в режиме Boost, то он очень скоро исчерпает свой ресурс.

Зависимость заряда аккумулятора и плотности электролита

В основном окончание зарядки аккумулятора мы определяем по показаниям ЗУ или по напряжению на выводах АКБ. Но по ним не получится определить точную степень зарядки АКБ. Чтобы узнать, насколько заряжен аккумулятор, нужно измерить плотность электролита. Для этого существует такой прибор, как ареометр. Стоит он недорого и продаётся в любом автомобильном магазине. Советуем обязательно иметь его в хозяйстве.


Измерять плотность электролита следует во всех банках. Подробнее об измерении плотности и в целом об электролите читайте в статье « ». На полностью заряженном аккумуляторе электролит имеет плотность 1,28─1,3 гр./см 3 . У полностью разряженного аккумулятора значение плотности составляет около 1,1 гр./см 3 .

Ниже можно посмотреть таблицу зависимости плотности электролита от степени зарядки АКБ:

Степень заряда АКБ, %
Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия) Напряжение, В (в отсутствии нагрузки) Напряжение, В (с нагрузкой 100 А) Степень заряда АКБ, % Температура замерзания электролита, гр. Цельсия
1,11 11,7 8,4 0 -7
1,12 11,76 8,54 6 -8
1,13 11,82 8,68 12,56 -9
1,14 11,88 8,84 19 -11
1,15 11,94 9 25 -13
1,16 12 9,14 31 -14
1,17 12,06 9,3 37,5 -16
1,18 12,12 9,46 44 -18
1,19 12,18 9,6 50 -24
1,2 12,24 9,74 56 -27
1,21 12,3 9,9 62,5 -32
1,22 12,36 10,06 69 -37
1,23 12,42 10,2 75 -42
1,24 12,48 10,34 81 -46
1,25 12,54 10,5 87,5 -50
1,26 12,6 10,66 94 -55
1,27 12,66 10,8 100 -60

По этим значениям после замера плотности вы сможете точно узнать, насколько заряжена аккумуляторная батарея.

В общем-то, и всё, что хотелось сказать о том, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля. Остаётся лишь ещё раз напомнить о соблюдении техники безопасности. Перед тем как самостоятельно заряжать АКБ, имеет смысл спросить совета у более опытных автолюбителей. Зарядное устройство и ареометр следует иметь свои. Это не так дорого и они всегда пригодятся при эксплуатации автомобиля.


Если у вас есть вопросы или дополнения к статье, пишите их в комментариях ниже.