Этические нормы водителя. Автомобильный и водительский этикет

Приветствую тебя дорогой читатель!
Сегодня поговорим об этикете. Вопрос этикета очень важный, особенно если вы хотите выглядеть стильно, опрятно и воспитанно. Это удел лидеров — они знают этикет, а кто вырос и воспитывался в богатой семье — тот воспитывался в лучших традициях этикета. Так было заведено всегда. Так как этикет был доступен только для высшего общества.
Со временем все стало гораздо проще. Но в России с этикетом всегда были проблемы. Но тот кто хотел — он всегда находил информацию из книг, журналов, газет. А с новыми технологиями и возможностями интернета — все стало куда более доступнее. Так вот…

Основные правила этикета для автолюбителя — это безусловно правила безопасности. Умение вести себя за рулем и ездить по правилам, это залог безопасности. А так же быть взаимовежливым на дороге и без эмоций разрешать конфликтные ситуации. Кстати, курить за рулем, Германии запрещено именно из-за соображения безопасности, и не забываем, что в России так же принят закон о том, что разговаривать по телефону во время вождения — запрещено.
Далеко не все автолюбители догадываться о том, что необходимо знать специальные позывные, а точнее «язык поворотки». Этот язык своего рода коммуникатор между водителями и используется в основном у дальнобойщиков. К примеру, водитель большегруза может подать сигнал с помощью правого указателя поворота. Он говорит о том, что путь свободен и есть возможность обогнать его большегрузный автомобиль. Но если при попытке выполнения маневра «обгон», водитель большегруза подает сигнал левого указателя поворота — это означает, что обгонять его не желательно и путь не безопасен. Это совершенно логично, так как водители большегрузных автомобилей сидят в кабине на порядок выше, чем водители легковых, и соответственно обзор дороги у них больше.

Так же принятый у автомобилистов сигнал «Спасибо» — это включенный сигнал аварийной остановки на короткое время . Этот сигнал включаться может и во время движения, и не обязательно останавливаться и ставить знак аварийной остановки. Вас просто не поймут. Как уже говорилось, это всего лишь язык сигнала. Кстати, данный сигнал, включенный на короткое время, можно использовать если необходимо извиниться.
У автомобилистов есть еще «сигнал фар». Он дает возможность обмениваться водителям о ситуации на дороге. В России общепринятый язык фар, это оповещение о том, что на пути вам могут встретиться сотрудники ДПС, которые следят за выполнением скоростного режима и общей дорожной обстановкой. Особое внимание на дороге водителям требуется уделить машинам «Скорой помощи», полицейским и пожарным машинам.
По пути следования не стоит выбрасывать в окно мусор, пакеты, окурки или остатки еды. Так как это абсолютно неприемлемо, даже если вы едете по небольшой загородной дороге. Ведь не зря вдоль дороги можно увидеть табличку на желтом фоне с надписью «Спасибо за чистые обочины». Думаю, если вы не мусорите, именно это «Спасибо» относится к вам, и вас переполняет чувство собственного достоинства и настроение на подъеме)))


Не для ни кого не секрет, что автомобиль для мужчины — это не просто средство передвижения, но и предмет гордости. Мужчины больше всего уделяют своему автомобилю времени, порой забывая о семье и даже о домашних делах.Там они находят свое расслабление и свое удовольствие. Ведь даже есть анекдоты, отдельно посвященные этой теме. Любителям собственноручно обслуживать авто и пропадать сутками в гараже стоит помнить об интересах своих близких.
Часто автомобиль определяет социальный статус владельца. Несомненно, дорогой автомобиль может быть предметом гордости владельца и подчеркивать его статус, однако, увидев недорогое авто коллеги или приятеля, не торопитесь делать выводы, тем более обижать его некорректным вопросом вроде «что ты не выбросишь эту колымагу?».
Неприличным считается отказ проехать вместе со знакомым на его недорогой машине. Поэтому, лучше найти другой повод, чтобы отказаться от поездки.

Выбирая модель автомобиля, руководствуйтесь статусом и сферой применения транспортного средства. Не забывайте, что и одежда должна соответствовать автомобилю. Классический костюм плохо сочетается с внедорожником, а для офисных работников больше подойдет седан.
Предлагая свой автомобиль как средство передвижения пассажирам, стоит учитывать, что правила рассадки и почетность мест в частном автомобиле отличается от принятой рассадки в такси или официальном транспорте. Для родственников, друзей или коллег самым почетным считается место рядом с водителем. Вторым местом является место по диагонали от водителя. А так как за водителем место считается более безопасным по общепринятым меркам, посадите туда тещу, вы же за нее переживаете)) Не правда ли? Ну это конечно же шутка, но если ваша теща знает манеры и этикет, думаю этого делать не стоит.


В случае если на дачу отправляетесь вы, жена и ее родители, то с учетом возраста, статуса и почетности мест теща займет место рядом с водителем, отец жены позади тещи, а жена позади водителя. На практике вопрос распределения мест часто решается на основании взаимоотношений, и жена тоже может занять место рядом с шофером.
Если пассажир сам выбирает и занимает место сзади, скорее всего, он хочет избежать общения и точно не готов обсуждать пробки на дорогах.
Демонстрировать всем финансовую состоятельность посредством автомобиля нетактично. Новый автомобиль не должен стать единственной темой для разговоров на празднике или организованной домашней вечеринке. Если кто-то из гостей заинтересуется им, хозяин вправе его показать, но делать посещение гаража основным пунктом программы не стоит.
Приглашая даму или пожилую особу воспользоваться своим автомобилем, мужчина предлагает ей место рядом с водительским или по диагонали от него. Мужчина помогает даме сесть в машину. В классическом варианте мужчина выходит из автомобиля, обходит его и открывает дверцу. Когда женщина села, дверцу захлопывает мужчина. Позволительно поддержать женщину за локоть, чтобы ей было удобнее. Прибыв на место, мужчина выходит первым, открывает дверцу и предлагает женщине руку. Мужчины не требуют такой галантности и справятся сами. Исключение составляют почетные уважаемые гости или высокие руководители. Открывать переднюю дверцу, оставаясь в салоне и дотягиваясь до ручки, не рекомендуется.

В случае с несколькими пассажирами в классическом варианте мужчина садится впереди, а женщина сзади, однако сейчас подобные вопросы решаются по взаимной договоренности. Если мужчина и женщина едут вдвоем, женщина часто занимает место на переднем сиденье. В зависимости от ситуации пассажир может сам выбрать себе место: например, некоторые предпочитают места сзади в целях безопасности.
А вот вопрос курения в автомобиле вполне уместный и необходимый в этикете. Он должен решаться по обоюдному согласию водителя и пассажира. Если допусти водитель против курения и сам не курит, то он вправе отказать пассажиру в намерении закурить в машине. В идеале пассажир должен спросить разрешения у водителя, но если все таки пассажир закурил без разрешения, следует вежливо попросить: «Я не курю и прошу пассажиров также не курить», или «Не могли бы вы воздержаться от курения?»а вот слова «В моем автомобиле не курят» — действие эгоистично, и не стоит так говорить. Если допустим, пассажиру необходимо курить, то водитель вправе остановиться, выбрав место для остановки, и попросить пассажира курить на улице, а все его подождут.Т.е. автомобиль продолжит движение только когда пассажир докурит. Не очень приятная перспектива, курить и знать,что из-за тебя автомобиль пришлось остановить. Но если все таки водитель не против того,чтобы пассажиры курили, он может предложить пассажиру действовать по его усмотрению.
Перед тем как включить музыку или радио, стоит спросить позволения: «Не будете ли вы против?», а также уточнить: «Какую музыку вы предпочитаете?» Можно также высказать собственное мнение: «Я всегда слушаю эту волну, вы не против?» Если пассажир хотел бы включить радио, он просит об этом водителя, при этом высказывая свои пристрастия или пожелания.
Вопросы комфорта и температуры воздуха решаются также совместно: «Если вам будет жарко или холодно, сообщите мне, не стесняйтесь, я отрегулирую температуру».
А вот вопрос скорости является ответственностью водителя, однако, если пассажир считает скорость небезопасной, лучше не испытывать страх и сообщить об этом водителю, попросив его ехать медленнее.

Если мужчина провожает женщину домой, он не только довозит ее до дома, но и провожает до двери подъезда или до квартиры. Убедившись, что дама дома, можно уезжать.
Во многих крупных компаниях значимые сотрудники получают автомобиль от предприятия. Чем выше поднимается сотрудник по служебной лестнице, тем статуснее становится его автомобиль. Предприятие также может предоставить ценному сотруднику кредит на покупку авто, чтобы его транспорт соответствовал имиджу компании. Но на практике в России на предприятиях такое встречается редко, чего не скажешь про сетевые компании. Не для ни кого не секрет, что именно в сетевых компаниях дарят такие ценные призы за труд как автомобили, яхты и даже собственные небольшие самолеты!

Конечно все это можно попробовать и заработать и самому. Что я в принципе и собираюсь сделать. пока точно не уверен когда, так как еще работаю на госслужбе, но уверен в одном: как только мой доход станет превалировать над зарплатой — уйду!

Хотите следить за изменениями в моей жизни? За заработком в Интернете? За развитием личности? Тогда подписывайтесь на блог — следите за новостями и вы будете самыми первыми, кто будет знать ВСЕ. Это только начало! И не забываем, у нас проводятся интересные конкурсы с призами)))

С вами был Денис Зотов , пока

Правильная посадка в автомобилях - это еще не все. Это - протокол, который определяет техническую сторону дела. Мы же определяем протокольную часть в неразрывной связи с церемониальной, то есть с принципами, составляющими ее этическую и эстетическую сущность.

Международный этикет определяет культуру поведения и взаимоотношений людей во всех сферах деятельности. Соблюдение этикета в цивилизованном мире неукоснительно, как в производственных отношениях, так и в бытовых. Человек, уважающий себя и окружающих, всегда будет обходителен, но и вместе с тем уверен в себе, вежлив, но не заискивающ, учтив и одновременно в меру саркастичен, с той долей скромности, когда окружающие не посмеют отпустить в его адрес сентенцию типа: "Скромность - самый верный путь в неизвестность".

Коль скоро мы говорим о культуре пользования автотранспортом, то уместно будет остановиться на технических деталях и эстетических штрихах, которые дополнят и допишут портрет уважаемого и уважающего человека. Садясь за руль собственного автомобиля или пользуясь любезностью водителя, необходимо помнить следующие неписаные правила.

  1. Как бы вы и ваши спутники не спешили, никогда не включайте зажигание и не заводите мотор до тех пор, пока все пассажиры не расселись и не захлопнули дверцы.
  2. Зачастую водители или пассажиры испытывают неудовольствие и пренебрежение к пристежным ремням безопасности, в особенности при поездках по городу и на незначительные расстояния. Не использовать их по назначению - равносильно тому, как ехать, например, с неплотно закрытой дверцей или с неисправными стеклоочистителями. Если сидящий с вами пассажир пренебрегает ремнем безопасности, найдите вежливую, ненавязчивую форму просьбы, типа: "Набросьте, пожалуйста, ремень, чтобы не вступать по пустякам в конфликт с дорожной инспекцией".
  3. Садясь за руль и подняв кнопки фиксации запора дверей, не поленитесь еще протянуть руку и отщелкнуть внутреннюю ручку пассажирской двери, чтобы она чуть отворилась. Это будет считаться любезным приглашением вашему спутнику по поездке.
  4. Размеривайте свои силы при закрывании дверей, чтобы излишне сильно не хлопать ими. Один мой знакомый водитель отучал таких пассажиров несколько резкой, но уж больно остроумной фразой. В таких случаях он спрашивал: "Скажите, у вас дома холодильник есть?"
  5. Безобразное впечатление производит пассажир вальяжно развалившийся в кресле, да еще и закинувший руку на спинку водительского сидения. Во-первых, бестактно отдыхать, когда человек, сидящий за рулем, сосредоточен и находится в работе, а во-вторых, это просто пренебрежительно по отношению к водителю.
  6. Высунутые из окон руки создают впечатление неряшливости внешнего вида автомобиля. К тому же это небезопасно.
  7. Почему-то стало этаким шиком езда с громко включенной музыкой, причем далеко не высокого художественного уровня. По-моему, это дурной тон.
  8. В западных странах благодарственный кивок или жест рукой водителю, уступившему вам ряд или право проезда, является естественной нормой водительских взаимоотношений, На российских же дорогах эта практика начисто отсутствует.
  9. Некоторые владельцы автомашин оказывают, как им кажется, высшую степень доверия пассажиру, выходя из машины на две-три минуты (в магазин, киоск) и оставляя ключ в замке зажигания. По сути, это не верно, кто бы с вами ни ехал, пусть даже близкий родственник. Оставленный ключ автоматически снимает с водителя ответственность за машину и перелагает ее на пассажира.
  10. Если вы пассажир, воздерживайтесь от рекомендаций водителю по правильности следования, если только вас об этом не попросили.

Вы и сами, уважаемый читатель, можете продолжить и досочинить этот перечень этических норм, несоблюдение которых может привести к душевному расстройству или даже к конфликту. Кто-то, наоборот, возразит, скажет: "Да, ну, ерунда. Делом надо заниматься, бизнесом, коммерцией, деньги делать. Тогда и уважать будут. И не нужно мне это - с кем стоять, как ходить, где сидеть, - да еще и знаменитую пословицу вспомнит, - не место красит человека, а человек место".

Тогда тот человек может закрыть эту книгу и, пожалев об истраченных деньгах, отложить ее в сторону. Мы же с вами продолжим создавать свой образ - образ современного делового человека. Будем следовать старинной театральной заповеди: "Когда создается образ, мелочей нет".

К ниги по автомобильному этикету еще не написаны , поэтому предлагаем версию, составленную на основе мнений специалистов из разных стран, в том числе и России.
За рубежом социальный статус напрямую связывают с автомобилем, которым пользуется человек. Если вы получаете повышение по службе, по этикету, вы просто обязаны сменить и автомобиль - разумеется, на более дорогой или более престижный. Причем иногда работодатель выдает приглашенному работнику специальный кредит на покупку авто, чтобы не подмочить имидж компании.

При этом демонстрировать свою финансовую состоятельность по любому случаю - моветон. Эксперты в области этикета не рекомендуют, например, женам состоятельных мужчин приезжать на работу в дизайн-бюро на Ferrari. Никто, конечно, не требует от них пересаживаться на Lada Kalina, но для поездок на службу (даже если работа - просто хобби) лучше приобрести автомобиль гольф-класса, пусть и премиального сегмента.

Чтобы костюмчик сидел
В идеале одежду тоже следует «подбирать» к автомобилю. Скажем, для большого внедорожника классический костюм не подходит. Изначально такие машины создавались как транспортные средства для активного отдыха, и здесь более актуален стиль casual (повседневный).

Седан бизнес-класса, безусловно, подразумевает наличие строгого костюма. Знатоки этикета поставят вам «неуд», если вы отправитесь на таком автомобиле в фитнес-клуб в шортах и кедах. Для таких целей подойдет спортивный автомобиль.

Понятно, что у большинства людей нет возможности иметь несколько машин. В этом случае необходимо выбирать универсальный автомобиль гольф-класса, но опять же придется учитывать определенные условия. Если вы ходите на службу в костюме, то для этих целей лучше брать седан. Если жесткого дресс-кода нет, то можно приобрести хэтчбек или кроссовер.

Добро пожаловать
Хозяин автомобиля, если это мужчина, должен открывать дверь перед дамой или пожилым человеком. Даме при этом можно подать руку, чтобы ей было удобнее разместиться в машине.

Возвращаясь на свое место, водитель обходит машину спереди, чтобы пассажир его видел. Если же водитель женщина, то в соответствии с этикетом, она должна открывать дверь только перед пожилыми людьми.

Как правильно садиться в автомобиль, мужчина решает сам. Дама сначала усаживается, а затем поднимает ноги в салон. Высадка - в обратном порядке.

Пассажиры - это гости, поэтому каждый из них может выбрать себе место. Однако водитель как хозяин может предложить свою схему рассадки.

По этикету самое почетное место - на переднем пассажирском сиденье. Второе «престижное» место - по диагонали от водителя. Самое не почетное - позади него.

Причем рассадка должна производиться опять же с учетом пола и возраста. Если вы с супругой везете на дачу ее родителей, то рядом с вами должна сесть теща, по диагонали - тесть, ну а жене остается самое не престижное место - позади водителя.

Однако все перечисленное выше касается только личных автомобилей. Если это такси или служебная машина, правила рассадки меняются.

В данном случае самое престижное место по диагонали от водителя. Причин несколько. Во-первых, когда машина подъезжает, удобнее совершать посадку/высадку справа. Во-вторых, чтобы пассажиру было комфортно, переднее пассажирское сиденье можно отодвинуть до упора вперед. Водитель так вести машину не сможет.

Второе по значимости место - за водителем. В частности, чтобы пассажиры (партнеры по бизнесу, например) могли вести беседу. Ну а место впереди в лучшем случае достается охране, а так оно вообще должно быть свободно. Поэтому во многих странах таксисты привыкли к тому, что пассажиры рядом с ними не садятся.

В России, садясь на заднее место, вы даете понять водителю, что не планируете вступать в дискуссию относительно пробок, выслушивать случаи из его жизни, рассуждать о непрофессионализме сотрудников полиции и т.д.

Без шансона
Даже на личном автомобиле водитель перед тем, как открыть окно, включить радио, закурить, должен спросить разрешения у окружающих.

Пассажиры, в свою очередь, если хотят поговорить, должны поинтересоваться у водителя, не будет ли это отвлекать от дороги. Говорить в салоне автомобиля можно, конечно, о чем угодно. Но не принято выяснять отношения, вести беседу на повышенных тонах или касаться каких-то сложных вопросов, отвлекающих водителя.

Самое главное правило: водитель - главный в автомобиле. Независимо от того, такси это или личное транспортное средство. Поэтому пассажиры не должны указывать водителю, как ехать и куда ехать. Разумеется, если это не угрожает вашей жизни. Например, если вас не устраивает скорость, то можно вежливо и спокойно попросить снизить ее. В такси же пассажиры могут обратиться к водителю с просьбой сменить радиостанцию с шансона на более интеллектуальное, и водитель-таксист обязан выполнить ваше требование.

Правила хорошего тона для автолюбителей

А теперь познакомимся с неписанными, но установленными правилами поведения самих водителей между собой.

Основным правилом всех водителей является правило «УДД», которое расшифровывается, как «Уступи дорого дураку». Правило это актуально всегда. Поэтому, увидев на дороге лихача, лучше пропустить его во избежание аварийной ситуации, если он пытается вас обогнать. Когда вы встретите на дороге водителя, который всячески пытается препятствовать его обгону, лучше не пытаться этого делать.

Вам приходилось оказываться в ситуации, когда никак не выехать на главную дорогу из двора собственного дома? Что вы чувствовали в этот момент? Вот такие же чувства испытывает и водитель, которого вы можете увидеть, двигаясь по основной дороге. Пропустите его, дайте возможность выехать на главную дорогу.

Широко распространена среди водителей, так называемая, «Азбука световой сигнализации».
Подобная азбука знаков безопасности и опознавательных сигналов чем-то сродни азбуке Морзе с той лишь разницей, что подаётся с помощью света фар и звукового сигнала. Автомобилисты, знающие язык и правила «хорошего тона на дороге», имеют меньше шансов попасть в неприятность.

1. Для выражения благодарности
- включение аварийной световой сигнализации - «аварийки» (пару раз моргнуть).
Применяют в знак благодарности за действия соседнего авто, если кто-то пропустил вас на трассе или в городе, дал вам возможность выехать с обочины или перестроиться из соседнего ряда, дал обогнать. Можно щелкнуть сначала левым, а потом правым "поворотником", что аналогично сигналу "аварийкой".
- поднятая от руля рука ладонью к лобовому стеклу (для встречного авто, например, предупредившего об опасности на дороге).

2. Выражение возмущения
- короткие звуковые сигналы. Один - предостережение, два - недовольство, три - раздражение, четыре и более - брань.
- многократное мигание дальним светом.

Для обозначения своего возмущения многие водители просто обгоняют автомобиль и притормаживают перед ним или вообще полностью останавливаются. Но следует помнить, что на дороге очень много нервных водителей и данная ситуация может привести к непредсказуемым последствиям.

3. Впереди опасность
- включение аварийной световой сигнализации.
Для движущихся сзади - информация о том, что впереди какая-либо опасность, не обозначенная соответствующими дорожными знаками (затор, ДТП, ремонт проезжей части т т.п.)

Кроме этого, информировать следующий за вами автомобиль об опасности впереди можно нажатием несколько раз на педаль тормоза. Водитель движущегося за вами автомобиля узнает об опасности по вашим сигналам тормоза. Этот сигнал означает «держи дистанцию».

Два кратковременных включения дальнего света.
Для встречных - впереди по ходу движения сотрудники ДПС или по стороне движения встречного транспорта какая-нибудь опасность. Получив такое предостережение от встречных водителей, вежливо поблагодарите их жестом руки, обращенной ладонью вперед (см. пункт 1).

4. Просьба переключиться с дальнего света фар на ближний
- кратковременное включение дальнего света фар.
- мигание (2-3 раза) ближнего света.
Применяется ночью, как просьба к встречному, который едет с дальним светом или слепящими противотуманками.
Если вы в ночное время решили обогнать автомобиль, то следует выключить дальний свет фар и включить ближний, и только после завершения обгона можно включить дальний свет.

5. Пропустите, дайте дорогу
- один длинный сигнал дальним светом.
Применяют с включенным левым поворотом и без левого поворотника. Возможно добавление длительного звукового сигнала - на трассе применяется в экстремальных ситуациях при обгоне, когда, выскочив на "встречную", водитель не успевает завершить маневр и просит встречную машину съехать немного правее, чтобы благополучно разъехаться.

6. Выхожу из машины
- приоткрыть левую дверь и слегка покачать ею;
- слегка приоткрыть дверь и повернуть голову назад;
- включить левый поворотник и приоткрыть дверь.

7. Обгоняйте
- включить правый поворотник (и, возможно, притормозить).
Для идущего сзади.

Помахать левой рукой.
Кроме того, левый указатель поворота, включенный на трассе водителем автомобиля, который совершил обгон, но пока не возвращается на свою полосу движения, - сигнал для остальных, движущихся, например, за грузовиком машин, о том, что впереди на полосе встречного движения свободно и можно совершать обгон вслед за ним.

8. Не обгоняйте
- включить левый поворотник.
Для автомобиля, следующего сзади. Можно также кратковременно зажечь тормозные огни. Этот прием часто применяют дальнобойщики на фурах, которым хорошо видна дорожная обстановка, для информирования идущих сзади легковых авто.

Открыть левую дверь или высунуть левую руку ладонью назад.
- попеременно включать правый/левый поворотники и стоп-сигналы.

9. Не пропущу
- уменьшить расстояние, необходимое другой машине для маневра, например, прижаться к осевой, не давая обогнать.
- уменьшить дистанцию до впереди идущей машины, не давая встроиться.

10. Просьба о помощи
- водитель стоит у дороги с канистрой (ведром) и шлангом.
- кулак с опущенным вниз большим пальцем.
Нужно горючее.
- водитель стоит у дороги с тросом.
Необходима буксировка.

Водитель стоит с колесом или с домкратом.
У него проблемы, связанные с заменой колеса.
- водитель стоит у открытого капота или багажника с поднятой рукой.
Нужна техническая помощь.

Человек показывает скрещенными руками знак "Х".
Ему нужна медицинская помощь.

Пользуясь этими знаками, соблюдайте правила дорожного движения, будте взаимно вежливы на дороге - и счастливого вам пути!

Садясь в автомобиль, вы как будто попадаете в другое измерение - мир дорог и автомобилей. Тут все иначе, чем в обычной жизни, вы вроде находитесь среди других, но в то же время отгорожены от них и находитесь в своем личном пространстве. Тем не менее, правила этикета существуют и здесь.

Должно быть, вы уже знаете (или скоро изучите) правила дорожного движения. Важно с самого начала стремиться действительно соблюдать их, тогда вы автоматически получаете статус джентльмена (леди) и пользуетесь уважением других. Пропустить пешеходов на переходе - обязательно! Не превышать скорость, особенно на дорогах, где известно что люди имеют привычку переходить улицу, ведь это непосредственно связано с безопасностью. Самое плохое, что может случиться на дороге - это наезд на пешехода. Не паркуйтесь ближе 5 метров перед пешеходным переходом - это ограничивает обзор перехода проезжающим автомобилям и увеличивает вероятность ДТП.

Отдельная проблема - это автомобильные пробки. Как ни странно, создаем их часто мы сами - нарушая правила и создавая аварийные ситуации, или поворачивая не из своего ряда. Вам конечно знакома ситуация, когда перед съездом с трассы скапливается множество машин - в несколько рядов, загораживая проезд тем, кто едет прямо. Таким образом, образуется классическая пробка, создаются задержки, от которых страдают все. У того, кто пытается вклиниться, проехав впереди очереди, возникает иллюзия, что он в результате проедет быстрее. Тогда как на самом деле он экономит несколько минут, а окружающие, особенно те, кто едет прямо, теряют уже десятки минут - это на порядок больше мнимой экономии, а если умножить это на количество людей, получивших дополнительную задержку - потери будут еще больше. Да и сам «съэкономивший» через несколько километров попадет в такую же пробку, которую устроили такие же как он. А ведь так просто следовать правилам: если предназначено для съезда две полосы, встаньте в одну из них, уважайте окружающих. Поступая так, кроме ответного уважения водителей, вы получаете внутреннее удовлетворение и ощущение себя джентльменом (леди), а это дорогого стоит.

Другой пример: две полосы, из одной поворот направо. Бывает что желающих проехать прямо больше, чем желающих повернуть и тогда может найтись такой, мягко говоря, невежливый водитель, который встанет в полосу для поворота и не даст проехать тем, кто поворачивает. Такому не грех и посигналить.

И немного о негласных сигналах на дороге. Водитель-новичок, попадая на дорогу, может растеряться в многообразии световых и звуковых сигналов, подаваемых участниками движения. О сигналах светофора, регулировщика и дорожных знаках вам расскажут в автошколе, но опытные водители могут получить гораздо больше информации о действиях других автомобилистов (и, в свою очередь информировать других), используя негласный язык общения на дороге. Автомобилисты, знающие язык и правила «хорошего тона на дороге» имеют меньше шансов попасть в неприятность.

1) Для выражения благодарности -
- включение аварийной световой сигнализации- «аварийки» (пару раз моргнуть).
Применяют в знак благодарности за действия соседнего авто, если кто-то пропустил вас на трассе или в городе, дал вам возможность выехать с обочины или перестроиться из соседнего ряда, дал обогнать. Можно щелкнуть сначала левым, а потом правым «поворотником», что аналогично сигналу «аварийкой».
- поднятая от руля рука ладонью к лобовому стеклу. - для встречного авто, например, предупредившего об опасности на дороге, также можно использовать этот знак, чтобы поблагодарить водителя, пропускающего вас (когда он находится спереди и навряд ли увидит сигнал аварийной сигнализации).

2) Выражение возмущения -
- короткие звуковые сигналы. Один - предостережение, два - недовольство, три - раздражение, четыре и более - брань.
многократное мигание дальним светом.

Для обозначения своего возмущения многие водители просто обгоняют автомобиль и притормаживают перед ним или вообще полностью останавливаются. Но следует помнить, что на дороге очень много нервных водителей и данная ситуация может привести к непредсказуемым последствиям.

3) Впереди опасность -
- включение аварийной световой сигнализации.
Для движущихся сзади - информация о том, что впереди какая-либо опасность, не обозначенная соответствующими дорожными знаками (затор, ДТП, ремонт проезжей части т т.п.)
Кроме этого, информировать следующий за вами автомобиль об опасности впереди можно нажатием несколько раз на педаль тормоза. Водитель движущегося за вами автомобиля узнает об опасности по вашим сигналам тормоза. Этот сигнал означает «держи дистанцию».
- два кратковременных включения дальнего света.
Для встречных - впереди по ходу движения сотрудники ДПС или по стороне движения встречного транспорта какая-нибудь опасность (см. выше). Получив такое предостережение от встречных водителей, вежливо поблагодарите их жестом руки, обращенной ладонью вперед (см. пункт 1).

4) Просьба переключиться с дальнего света фар на ближний -
-кратковременное включение дальнего света фар.
Применяется ночью, как просьба к встречному, который едет с дальним светом или слепящими противотуманками.

5) Пропустите, дайте дорогу -
- один длинный сигнал дальним светом.
Применяют с включенным левым поворотом и без левого поворотника. Возможно добавление длительного звукового сигнала - на трассе применяется в экстремальных ситуациях при обгоне, когда, выскочив на «встречную», водитель не успевает завершить маневр и просит встречную машину съехать немного правее, чтобы благополучно разъехаться.

6) Выхожу из машины -
- приоткрыть левую дверь и слегка покачать ею
- слегка приоткрыть дверь и повернуть голову назад.
- включить левый поворотник и приоткрыть дверь.

7) Обгоняйте -
- включить правый поворотник (и, возможно, притормозить) .
Для идущего сзади.
- помахать левой рукой.
Кроме того, левый указатель поворота, включенный на трассе водителем автомобиля, который совершил обгон, но пока не возвращается на свою полосу движения, - сигнал для остальных, движущихся, например, за грузовиком машин, о том, что впереди на полосе встречного движения свободно и можно совершать обгон вслед за ним.

8) Не обгоняйте -
- включить левый поворотник.
Для автомобиля, следующего сзади. Можно также кратковременно зажечь тормозные огни. Этот прием часто применяют дальнобойщики на фурах, которым хорошо видна дорожная обстановка, для информирования идущих сзади легковых авто.
- открыть левую дверь или высунуть левую руку ладонью назад.
- попеременно включать правый/левый поворотники и стоп-сигналы.

9) Не пропущу -
- уменьшить расстояние, необходимое другой машине для маневра, например, прижаться к осевой, не давая обогнать.
- уменьшить дистанцию до впереди идущей машины, не давая встроиться.

10) Нужно горючее -
- водитель стоит у дороги с канистрой (ведром) и шлангом.
- кулак с опущенным вниз большим пальцем.

10) Нужна техническая помощь -
- водитель стоит у открытого капота или багажника с поднятой рукой.

Пользуясь этими знаками, соблюдайте правила дорожного движения, будьте взаимно вежливы на дороге - и счастливого вам пути!


Наше обучение в школе начинается с азбуки – основы чтения и письма.
У водителей, оказывается, тоже есть своя «азбука», свои «негласные» правила этикета на дороге. Эти «неформальные» правила не найдешь ни в одном учебнике по вождению и даже в сборнике правил дорожного движения. Тем не менее, они существуют. И их нужно знать, каждому, кто садится за руль! Так что усаживайся поудобнее… и поехали!

Сигналы фарами.

Дорога – это именно то место, где «подмигивания» фарами не будут восприняты как кокетство. Итак…

Один - два коротких сигнала дальним светом фар для встречных автомобилей означают, что впереди можно встретить патрульную машину инспекторов ГАИ. Также это может означать, что на полосе движения встречных транспортных средств какая-либо опасность - открытый люк, ДТП. Обычно в подобной ситуации дальним светом фар «подмигивают» несколько машин. При особой опасности встречному можно коротко «подмигнуть» дальним три и более раз: «Осторожно!». Быстрым и частым «подмигиванием» дальним светом пользуются также, чтобы привлечь внимание встречного водителя, когда тот, начиная засыпать, выходит на осевую линию. Такую ситуацию лучше сопроводить и звуковым сигналом. В любом случае следует снизить скорость.

Представь ситуацию: нерегулируемый перекресток при этом у тебя второстепенная дорога, нужно как-то проехать перекресток, выехать на главную. Что делать?- Подмигни дальним светом фар пару раз («Пропустите, люди добрые!»). Если в ответ получишь пару коротких миганий дальним светом? Можешь уверенно проезжать – тебе уступают дорогу.

Сигнал дальним светом фар сзади, как правило, значит: «Пропусти, дай дорогу!».

Частое мигание встречных фар значит, что тебе надо обратить внимание на свет своих фар. Возможно, они слепят водителей на встречной полосе, и переключиться на ближний свет. Один длинный сигнал дальним светом фар для встречных автомобилей означает: «Пропусти, уступить дорогу». Этот сигнал особо актуален на трассе за городом. В ситуации, когда не успеваешь обогнать попутный автомобиль, длинный сигнал дальним светом фар означает просьбу встречному транспортному средству съехать немного правее. С той же целью могут использовать включение аварийной световой сигнализации.

Сигналы «поворотниками».

Сигналы мигающих «поворотников», по ПДД, следует включать заблаговременно при любых маневрах (обгон, поворот, разворот, перестроение в другой ряд и т. д.). Тем самым ты заранее даешь знать другим водителям о своих намерениях. Что же касается специальных сигналов «поворотниками», то включение правого «поворотника» дает понять обгоняющему водителю, что ты видишь его маневр, и не будешь препятствовать обгону. В Европе включением левого «поворотника» просят: «Уступи дорогу».

Если у впереди идущей фуры непрерывно работает левый «поворотник», водитель этого транспортного средства предупреждает: «Не обгоняй!». Как только загорится правый «поворотник» можно смело обгонять.

Включенный левый указатель поворота на трассе автомобилем, который совершил обгон, но пока не перестраивается со встречной полосы движения на свою - информация для транспортных средств, едущих сзади, о том, что впереди на полосе встречного движения пусто и можно совершать обгон вслед за ним.

Мигание обоими «поворотниками» одновременно: «Спасибо!», например, если уступили дорогу.

Сигналы аварийными лампами.

Основное назначение аварийные лампвынужденная остановка как результат возникших неполадок. В темное время суток, аварийки просто незаменимы, позволяя стоящему автомобилю быть замеченным из далека. Сейчас все чаще их сигналы используют в качестве знака благодарности. Не забудь поблагодарить других водителей за предоставленную возможность совершить маневр коротким включением аварийки: «Огромное человеческое СПАСИБО!».

Если ночью впереди идущий автомобиль включил «аварийку», возможно, ты слепишь водителя фарами через зеркала.

Язык жестов.

В некоторых ситуациях без такой формы сигналов просто не обойтись. А ты помнишь, как с помощью жестов можно показать, что ты поворачиваешь или останавливаешься, если световые сигналы подвели? Давай вспомним вместе.

На дороге, как и в физике, можно применить правило «правой руки» и правило «левой руки». Если «поворотники» отказались работать, ты можешь рассказать другим участникам движения о своих дальнейших действиях с помощью:

1. левой руки вытянутой в сторону и согнутой под прямым углом (начало движения от правого края проезжей части, остановка слева, поворот налево, разворот или перестройка на полосу движения слева);

2. правой руки, вытянутой в сторону и согнутой под прямым углом (соответственно поворот направо, сигнал начала движения от левого края проезжей части, остановки справа, поворота направо, перестроения на полосу движения справа). Хорошо работает в случаях, когда функцию «правой руки» может выполнить пассажир.

В случае отсутствия или неисправности сигналов торможения сигнал подается левой или правой рукой, поднятой вверх.

Если один водитель рисует рукой в воздухе что-то напоминающее круг, проверь, может у тебя, спущена шина. А другой - настойчиво указывает рукой (иногда светом фар либо сигнальным гудком) на обочину, видимо он заметил неисправность у твоего авто и советует остановиться (иногда используют сигнал фарами или звуковой сигнал).

«Мужчина, ну что вы в ладоши хлопаете?!» (Хлопок ладонью по воздуху). А ведь может не спроста хлопает то, а сказать пытается: «Багажник открыт!». Сказать спасибо ты можешь легким помахиванием руки, поднятой вверх, благодарным кивок головы, или просто улыбкой. – «Спасибо, что предупредили!».

«Ну а вы зачем руками на дверь показываете? Аппликация понравилась?». Может, конечно, и понравилась. Но чаще всего это жест означает: «Дверь плохо закрыта!». Либо что-то застряло в дверном проеме, например любимый плащ. Чтобы сказать «поняла!» – достаточно поднять руку ладонью к стеклу.

«А фигушки вам!» - показав этот, любимый многими, жест (фигу) ты можешь сообщить водителю, что у его авто между задними двойными колесами застрял булыжник (это касается фур и грузовиков). А самое приятное, что он еще и спасибо тебе скажет (помигав аварийкой, например).

Пропуская пешеходов, можно просто махнуть им рукой в окно, мол, проходите пока я добрая! Старайся не сигналить, лучше пропусти, ты ведь тоже бываешь пешеходом, правда?

Кстати о звуковых сигналах.

СИЛА ЗВУКА. По правилам, звуковой сигнал можно использовать только для предотвращения ДТП, не забывай об этом. К сожалению, многие его используют, чтобы выразить свое недовольство пешеходам или другим водителям. Иногда короткими позитивными гудками обмениваются знакомые водители, встречаясь на дороге. Кроме того, в ответ на ваше «спасибо» «аварийкой» можете услышать коротенький гудок - это значит «пожалуйста» или «да не за что, на здоровье!».

Хотя реакция водителя на звуковой сигнал в 5–7 раз быстрее, чем реакция на вспышки света, но все-таки злоупотреблять не стоит. Старайся использовать звуковой сигнал только в экстремальных ситуациях, особенно в пределах города. К тому же штрафы сейчас не маленькие!

Знание – сила! Теперь ты знаешь, что означают «секретные» сигналы, которыми часто обмениваются водители на дороге. Эта азбука, сигналов и жестов, облегчает понимание среди водителей на дороге, а значит, позволяет предотвратить неприятные ситуации. Пользуйся, но будь внимательна! Ведь не все такие «просвещенные»…

Счастливого пути! Ни гвоздя, ни жезла!