Автомобили, панорамы, фотография и другие съемки. Где учат контраварийному и экстремальному вождению автомобиля


Про уникальную для России школу водительского мастерства по управлению полноприводными автомобилями Audi quattro camp знают многие. Обширная программа позволяет посетить не только бесплатный курс quattro experience, но и пройти полноценное обучение в формате «4 дня с quattro» в Карелии или Югре.

В декабре на площадке полигона в Яхроме был открыт зимний сезон однодневных обучающих курсов. Здесь учат ездить с полностью отключенной электроникой и тренируют приёмы управления полноприводным автомобилем на льду. Эти занятия идеальны для всех, кто хочет получать максимум удовольствия от управления полноприводным автомобилем зимой. Сегодня у нас базовый однодневный курс «Мастер». Поехали!


2. Занятия проводит легендарный Евгений Васин - шеф-инструктор школы, мастер спорта России по ралли. Сначала немного теории, которая хоть и ценна, но без практики совершенно бесполезна. Главное, на чём акцентирует внимание инструктор - автомобиль нужно чувствовать.

3. Несмотря на двадцатиградусный мороз снега на полигоне очень мало, но есть немного льда. Впрочем, для компрессной 333-сильной шестёрки учебных Audi S4 и S5 асфальт не является помехой, чтобы сорвать в пробуксовку все четыре колеса. Обучающиеся рассаживаются по автомобилям попарно, в каждом автомобиле находится рация для односторонней связи. На улице остаются 4 инструктора, которые комментируют ваши действия по рации.

4. Основа основ - правильная посадка за рулём. Инструктор обращает внимание, что спина должна быть по возможности прямой, но не обязательно устанавливать спинку сиденья строго вертикально. Очень важно правильно установить руль. Здесь всё просто - высота установки руля должна быть такой, чтобы он не упирался в колени и не перекрывал взгляд на приборную панель. Вылёт регулируется по запястью, положенному на руль сверху, в этом положении ваша спина должна оставаться прижатой к спинке сиденья и ни в коем случае не шевелиться.

Следующий нюанс - руление. Технике скоростного руления здесь учить не будут и в какой-то мере это заслуга полноприводных автомобилей, которые, как известно, в боковом скольжении управляются в большей степени педалью газа, чем поворотом рулевого колеса. Рулевое колесо мысленно разделите на 4 сектора по 90 градусов (сверху, снизу и два сбоку): так вот, работать рулём нужно во всех секторах, кроме нижнего. А вообще старайтесь минимизировать вращение руля с перехватами - если автомобиль не хочет поворачивать, это значит, что вы что-то делаете не так.

Всё, чему учат в школе quattro по сути профессиональные раллийные приёмы управления автомобилем, которые нужны не для того, чтобы постоянно ездить боком по дорогам общего пользования, а для того, чтобы понимать как правильно управлять автомобилем.

5. Все трассы состоят связок поворотов, и самое главное уметь их правильно проходить. И если на примере одиночного поворота можно ошибаться, то на связках эти ошибки будут накапливаться и в конце концов вы вылетите за пределы трассы.

Самый важный навык, который пытаются привить на занятиях - баланс автомобиля. Все знают, что при разгоне передняя ось разгружается, а при торможении, наоборот, нагружается. Постоянное чередование разгонов/торможений дестабилизирует автомобиль и существенно влияет на его курсовую устойчивость. Важно чувствовать этот баланс.

При прохождении поворотов используется простейший алгоритм действий: торможение - поворот - разгон. Но вся суть кроется в деталях. Торможение нужно для того, чтобы загрузить переднюю ось автомобиля и увеличить коэффициент сцепления шин с дорогой, что особенно важно на скользких и нестабильных покрытиях. Не всегда требуется оттормаживаться в пол, иногда достаточно просто сбросить газ. Следующий шаг - непосредственно манёвр. Его нужно выполнять в момент максимального сцепления передних колёс с дорогой. Если под колёсами голый лёд, скорость выполнения манёвра слишком высока, а вдобавок вы не загрузили переднюю ось - то вращение рулём не принесёт никакого результата, автомобиль продолжит движение прямо. Частая ошибка в этой ситуации, попытка повернуть руль на ещё больший угол. Что в итоге? Руль уже повёрнут до упора, а автомобиль всё равно не попадает в поворот.

Если на передней оси есть зацеп, то поворачиваем руль и задаём новое направление движения для автомобиля. Руль нужно повернуть на нужный угол таким образом, чтобы в процессе выполнения манёвра не увеличивать этот угол. По мере выполнения манёвра руль плавно возвращаем в нулевое положение. Одновременно с этим плавно нажимаем на газ и ускоряемся до повторения цикла «торможение - поворот - разгон». Здесь следует обратить внимание на синхронизированную работу руля и педали газа: чем ближе к нулевому положению руль - тем сильнее можно нажать на газ.

В этом алгоритме действий очень важна непрерывная последовательность без пауз. Например, нельзя сначала выполнить торможение, а затем неспешно начинать манёвр. Поворачивать руль нужно чуть раньше, чем вы отпустите педаль тормоза. Опоздаете - пружины передней подвески начнут обратный ход и загрузка передней оси будет потеряна. Ещё важно в процессе выполнения поворота держать нажатым газ, чтобы поддерживать небольшую тягу на обоих осях. Ни в коем случае нельзя работать с газом в формате «вкл/выкл», это сильно дестабилизирует автомобиль.

И важнейшее правило: разгоняются и тормозят только на прямых колёсах, когда шины обеспечивают максимальное сцепление с дорогой. Если столкнулись со сносом передней оси, не надо в панике вращать рулём - ставим колёса прямо и тормозим. На льду, независимо от того, шипованная у вас резина или нет, отлично чувствуется тот момент, когда есть зацеп на колёсах. Если зацепа нет, то и вращать рулём бессмысленно.

Хорошо помогает тактика «прощупывания» дороги легкими вращениями руля на небольшой градус, вы как бы ищете зацеп - если автомобиль реагирует на вращение руля с некоторым сопротивлением, значит зацеп есть и можно выполнять манёвр.

Ещё важно понимать, что на скользких покрытиях автомобиль реагирует на вращение рулём с некоторой задержкой. Это очень важно при управлении автомобилем в заносе. Когда вы гасите занос вращением руля в его сторону на льду - не ждите пока автомобиль среагирует на манёвр, сразу же возвращайте руль в нулевое положение. Иначе вы спровоцируете следующий занос, уже в другую сторону, при этом его амплитуда будет значительно больше. После третьей такой раскачки поймать автомобиль в пределах трассы невозможно в принципе.

Все эти знания по большому счёту нужно знать и использовать независимо от того, какой тип привода на вашем автомобиле. Ведь как мы знаем, преимущество полноприводных автомобилей заключается исключительно в том, что они могут ускоряться в боковом скольжении.

При этом надо понимать, что любые скольжения в условиях ралли это огромные потери драгоценных секунд времени. Поэтому ездить боком нужно умеренно и только там, где это действительно нужно - а именно для того, чтобы доворачивать автомобиль в поворотах за счёт тяги на всех четырёх колёсах.

Я еще раз акцентирую внимание, мы сейчас говорим об общих навыках управления автомобилем, которые следует применять в большей степени на специальных трассах, а не на дорогах общего пользования. Все тренировки проходят при полностью отключенной системе стабилизации ESP, любая серьезная ошибка и водитель на своей шкуре ощущает, что такое вылет с трассы. На полигоне же систему стабилизации необходимо отключать для того, чтобы почувствовать поведение автомобиля и выработать правильные навыки автомобилем, а также наглядно увидеть последствия ошибок и научиться их исправлять. И не стоит думать, что включенная ESP «мешает» выполнить манёвр. Это серьезное заблуждение.

И еще - смотрите туда, куда хотите приехать. Это самая распространённая ошибка на первых этапах обучения. Если перед вами связка поворотов, то смотреть нужно на следующий, а не тот, который проезжаете сейчас. Его-то вы проедете без проблем, а вот в следующий возможно и не попадёте. Справедливо это и для критических ситуаций, когда автомобиль казалось бы уже почти вылетел с трассы. Будете смотреть на отбойник - в него и приедете.

8. Теперь непосредственно про упражнения, т.к. по сути всё то, что описал выше, без реальной практики не значит ровным счётом ничего. Занятия разделены на два этапа, несколько часов днём, затем перерыв на обед и вечерняя сессия на полигоне.

Начинаем с простейшей змейки. На этом этапе задача просто привыкнуть к автомобилю и его реакции на руль и педали (избыточная мощность учебных автомобилей требует особенно нежного обращения с педалью газа). После переходим к связкам импровизированных поворотов из конусов. Всё, как в теории: загрузка передней оси, поворот, ускорение. Покрытие в каждом повороте связки неоднородно, где-то сухой асфальт, а где-то блестящий лёд, поэтому к каждому нужен свой подход. Одновременно на полигоне занимается 5-8 автомобилей и инструктора контролируют безопасную дистанцию между ними.

На каждое упражнение отведено около 10-15 минут для каждого из водителей. Рация в ходе тренировок не смолкает ни на минуту, инструктора безостановочно комментируют ваши действия. Иногда кажется, что такой поток информации избыточен и начинающих водителей лишь будет сбивать с толку.

9. После обеда программа упражнений меняется. Участники разбиваются на группы под 2 автомобиля и с каждым из инструкторов отправляются на выполнение отдельного упражнения. Сегодня у нас «вытянутый эллипс», «круг» и «обьезд препятствия». Эти упражнения тренируют навыки непосредственного использования возможностей полноприводного автомобиля.

Начнём с объезда препятствия, а по сути «лосиного теста». Наша задача выполнить обьезд препятствия и вернуться в свою полосу (при этом используя только встречную полосу, без её обочины). На первый взгляд всё просто, но всё зависит от первоначальной скорости. Стартовая скорость перед выполнением манёвра порядка 60-80 километров в час, а в тормозном коридоре на асфальте лёд. Тормозим практически в пол, поворачиваем руль, и удерживаем автомобиль в коридоре «встречки», затем под сброс газа выполняем обратный манёвр и возвращаемся в свою полосу. На словах это легко, но с ростом скорости возникают проблемы - причём если загружать переднюю ось мы уже научились, то гораздо серьезнее стоит проблема стабилизации автомобиля в пределах встречной полосы и при возвращении обратно на свою полосу.

Несколько слов про борьбу со сносами и заносами. Мы помним, что автомобиль способен поворачивать только в том случае, когда у передних управляемых колёс есть зацеп. Поэтому, если автомобиль скользит наружу поворота передними колёсами: первое, что нужно сделать - сбросить газ. Если же задняя ось собирается обогнать переднюю - то для начала нужно погасить занос поворотом руля в его сторону, а затем снова добавить газ.

10. Упражнение круг представляет собой круг правильной формы с неоднородным скользким покрытием и небольшим уклоном в одну из сторон. Здесь мы будем учиться заворачивать полноприводный автомобиль с помощью педали газа (при этом оставаясь в пределах отведённого коридора). По сути нужно проехать весь круг в постоянном боковом скольжении. Всё просто: чуть загрузили переднюю ось сбросом газа или торможением, немного повернули руль и нажали на газ, чтобы сорвать заднюю ось (как вы понимаете, при загруженной передней оси, задние колёса легче сорвутся в пробуксовку). Как только автомобиль встал боком очень аккуратно работаем педалью газа. Руль в принципе можно поставить практически прямо и поворачивать его исключительно для корректировки движения на неоднородном покрытии. Поворачивать очень просто - автомобиль у вас едет боком под тягой. Нужно посильнее завернуть? Чуть сбрасываем газ. Уйти на внешний радиус? Прибавляем газ. Только плавная работа педалью газа, никаких резких нажатий.

11. Эллипс по сути является разновидностью круга, где два полукруга соединены прямыми участками. Ещё есть упражнение «гантеля», которое в этот раз не проводили из-за отсутствия достаточного количества льда на полигоне. Оно интереснее тем, что состоит из связки чередующихся поворотов в разные стороны, где нужно использовать инерцию автомобиля для того, чтобы «переложить» его из одного поворота в другой.

Если сравнивать этот курс с полноценной программой в Карелии «4 дня с quattro» (мой позапрошлогодний репортаж) или Югре, то это по сути это первый день, где тренируют базовые навыки управления автомобилем. Этот курс бесплатно предлагается покупателям новых полноприводных Audi, но также доступен всем желающим. Его стоимость составляет порядка 10-30 тысяч рублей (в зависимости от продолжительности, точную цену лучше узнавать непосредственно в школе), и это на самом деле недорого, ведь вы проведёте несколько часов на полигоне за рулём спортивных S4/S5 под присмотром опытных инструкторов. Крайне рекомендую всем, для кого автомобиль это не просто транспортное средство для поездок из точки А в точку Б.

Но на самом деле одного дня занятий мало. Также, как мало полноценных четырёхдневных курсов - нужна постоянная, практически ежедневная, практика. С другой стороны, эти курсы позволят поднять базовые навыки управления автомобилем ну чуть более высокий уровень, хоть немного научат чувствовать автомобиль на скользкой дороге, а самое главное - понимать что и как происходит с автомобилем в той или иной дорожной ситуации. Это очень важно.

Всё остальное уже зависит только от вас - в ближайшей доступности от Москвы существует небольшое количество замёрзших озёр (залив Москва-реки на Новорижском шоссе, озеро в Коммунарке), где можно самостоятельно продолжить тренировки используя знания полученные в школе quattro. Дерзайте!

Управление автомобилем в экстремальной ситуации - скользкая дорога, аквапланирование, занос, внезапное препятствие. Этому не учат в обычных автошколах. Для совершенствования водительских навыков существуют школы контраварийного и экстремального вождения. В мире работают школы с различными названиями своих программ: «Safety driving» — безопасное вождение, «Defensive driving» — внимательное, осторожное вождение, «Roadcraft» — безопасность движения, «Trouble-free driving» — безаварийное вождение и многие другие. Однако у всех этих программ есть одна общая цель - повысить мастерство водителя, предотвратить опасные ситуации на дороге, а если такая ситуация все же случилась - научить водителя грамотно реагировать на неблагоприятные обстоятельства. В Москве существует целый ряд качественных школ контраварийного и экстремального вождения автомобилей:


Школа вождения Александра Грачёва при Ассоциации авто-мото профессионалов - "АвтоМотоПро" (официальный сайт школы). Руководит обучением президент Ассоциации авто-мото профессионалов Александр Грачёв - мастер спорта по автоспорту, призёр чемпионатов России по ралли- и трофи-рейдам, ведущий передачи "Главная дорога" на канале НТВ, тренер по автоспорту (специализация "автомобили с формулой 4х4, 6х6), автор методики "Экстремальная подготовка автомобилей сопровождения".

Обучение в "АвтоМотоПро" отличается продуманной системой организации. При первом тестировании определяется текущий уровень мастерства человека пришедшего в школу и ему рекомендуются необходимая программа обучения от простейших до спортивных (стоимость обучения от 4200 до 19900 рублей).

Школа водительского мастерства BMW (официальный сайт школы). Школа вождения BMW располагает собственным автодромом и учебными автомобилями. Здесь можно научиться не только экстремальному вождению, но и управлению всеми функциями автомобиля БМВ. Несколько разных программ - от классической (подготовка к экзаменам) до продвинутой. Заслуживает внимание курс «Активное вождение» - отработка навыков управления автомобилем в сложных погодных условиях. Стоимость: от 17800 (на своем автомобиле) до 26800 (на учебном автомобиле BMW X5).

Школа вождения QUATTRO (AUDI) (). Обучение безаварийному вождению на полноприводных автомобилях Ауди. Продвинутый курс - вождение на большой скорости, маневрирование, зимний тренинг, скольжение автомобиля. Цена курса контраварийного вождения: 16900 рублей.

Академия вождения «Мерседес-Бенц» (Mercedes) (официальный сайт Академии). Обучение проводится на полигоне ФСО в Подмосковье. Есть зимние тренинги. Стоимость и продолжительность нужно уточнять и официальных дилеров (через них ведется и запись).

Центр высшего водительского мастерства Э.С. Цыганкова (официальный сайт). Старейшая школа водительского мастерства; собственный оснащенный автодром. Стоимость: 5800-15600 рублей.

Класс вождения Михаила Горбачева (официальный сайт). Обучение безопасному и спортивному вождению.

Признаться, раньше я искренне не понимал, за что Audi берет такие деньги за обучение в своей зимней «Школе водительского мастерства quattro» (2700 евро, между прочим). Однако посещение этого мероприятия произвело настоящий переворот в сознании. Нет, слово «переворот» слишком мягкое. Это был настоящий «отвал башки», все мои предыдущие мысли о собственном умении водить машину просто рухнули. В школе Audi я был не человеком с 12-летним стажем вождения самых разных автомобилей, а настоящим младенцем, который впервые оказался за рулем.

То, что на льду нужно ездить аккуратно и неторопливо, я знал и раньше. Также мне были знакомы основные принципы движения по такому покрытию. Однако обычно все мои занятия на скользкой дороге были довольно непродолжительны. А в школе Audi ты находишься «в руле» на протяжении двух с половиной дней! И, самое главное, ты не просто жмешь на газ, тормозишь или поворачиваешь. Ты постоянно скользишь, «ловишь» машину и снова скользишь. Вестибулярный аппарат к концу дня настолько привыкает к такому образу жизни, что, когда ты вечером возвращаешься обессиленный в гостиницу, то тебя начинает слегка «штормить».

Однако обо всем по порядку. Еще перед отъездом из Москвы представители Audi радостно предупредили нас, что они приготовили большой сюрприз – поставили на авто новые колеса. И это были не просто шины, а Ш-И-Н-Ы. Настоящие боевые покрышки модели BF Goodrich D10. Широкой публике марка BF Goodrich почти не известна, между тем в мире автоспорта она очень популярна. Стоит хотя бы сказать, что BF Goodrich D10 используются во время некоторых этапов чемпионата мира по ралли! Но в Audi не просто взяли покрышки BF Goodrich D10. Они натыкали в них 3-х миллиметровые (!) шипы, причем сразу в количестве 400 (!!!) штук на колесо. Это примерно в 3-4 раза больше, чем на стандартных зимних колесах.

Правда, понять все преимущества этих колес удалось не сразу. Ведь в первые полдня идет погружение в основы зимнего вождения на полноприводных автомобилях. Теории как таковой дается минимум. Один из самых авторитетных раллистов России, обладатель Кубка Европы по ралли и заслуженный мастер спорта Евгений Васин всего за пару минут рассказывает о том, как и почему нужно выполнять упражнение. А затем следует команда «по машинам», и ты пытаешься выполнить то, что тебе объясняли.

Конечно, сначала получается далеко не всё. Вернее не так – сначала вообще ничего не получается. Машина постоянно тебя не слушается, едет совершенно в другую сторону, сбивает все возможные конусы на площадке. В первые часы занятий самооценка учеников падает буквально на глазах, а голоса инструкторов, которые с тобой не церемонятся, только этому способствуют: «Четвертый номер, что мы замерли как парализованные?», «Четвертый номер, ну кто так крутит руль?», «Газ, газ, газ… Газ я сказал!!! РУЛЬ!!! Рулем кто будет крутить? Почему так медленно?», «Ну что мы делаем? Ну кто так ездит? Четвертый номер, мы что хотим вон в том лесу остановиться?»

Причем, с каждым разом упражнения становятся все сложнее. Они уже начинают пугать! Ведь если сначала речь идет просто о змейке, то потом от тебя требуют тормозить во время бокового скольжения, а затем и вовсе пытаются заставить ездить несколько минут в постоянном контролируемом заносе, меняя при этом направления скольжения. Но постепенно происходит чудо. И уже ты сам начинаешь распознавать начало заноса и даже успеваешь вовремя крутить руль. Мало того, к концу первого дня руки сами по себе в нужный момент делают еще и корректирующее движение баранкой (при этом надо обязательно чуть прибавить газу, что позволяет обуздать инерцию и предупредить «обратный хлыст»).

Ну а на второй день мы уже начали ездить по различным трассам. Причем, это были не только традиционные извилистые дороги с самыми разными поворотами, но и построенные на льду озера специальные площадки с характерными названиями: «гантель», «улитка», «круг». Они позволяют оттачивать свои умения в борьбе со сносом, в движении в заносе, в переходе из одного заноса в другой. При этом вы получаете такое количество эмоций, что словами это не передать. Да и потовые железы работают на всю катушку – уже в первый день через 10 минут после начала тренировок все водители сняли с себя верхнюю одежду и установили климат-контроль не на традиционные 21-22 градуса, а на 16-17. Жарко!

А еще на второй день стало понятно, зачем же сотрудники Audi решили обуть свои тестовые автомобили в спортивную зимнюю резину, да еще и воткнуть в нее такое огромное количество шипов. Никогда в жизни я еще не ездил по льду с такой высокой скоростью! Слышите, никогда. На узкой дорожке, на которой я бы и летом чувствовал себя неуютно, покрышки позволяли набирать такой ход, что даже не верилось. В весьма крутые повороты можно было заходить примерно на 50 км/ч, а если изгибы были более-менее пологими, то можно было набирать и 80-90 км/ч. И это, повторю еще раз, на льду! На скользком льду! Кроме того, резина давала возможность очень эффективно осаживать машину перед поворотами (это было нужно для того, чтобы максимально загрузить переднюю ось перед движением руля). Только нужно было четко дозировать нажатие на педаль – как только включалась АБС, то эффективность торможения резко падала. Была у покрышек BF Goodrich D10 и одна не самая приятная особенность – благодаря шипам за лед они цеплялись намного лучше, чем за укатанный снег. И в итоге, когда машина попадала на покрытый снегом участок, то ее можно было легко «потерять».

Завершились же наши занятия только на третий день настоящей гонкой. С квалификацией, парными заездами, во время которых многие от волнения начинали ехать хуже, чем во время тренировок. Был и напряженный финал с неожиданной развязкой, где явный фаворит проиграл из-за детской ошибки. Еще была грусть из-за того, что все закончилось. А вот надежда на то, что когда-нибудь я снова окажусь в «Школе водительского мастерства quattro», не была. Она есть. Ведь обучение в этой школе было одним из самых интересных и полезных (!) приключений в моей жизни.

P.S. А знаете, что самое интересное? После обучения в школе Audi я стал ездить по городу… медленнее. Полученные знания сотворили странную вещь. Желание гонять по дорогам общего пользования куда-то пропало…

О машине
Пару слов стоит сказать о машинах. Мы ездили на Audi A3 с 2,0-литровым турбированным мотором, который выдает 200 л.с. Вообще количество «лошадей» в данном случае не имеет особенного значения – для обучения езде по льду большая мощность на самом деле не нужна. А вот по поводу привода стоит сказать несколько слов. Он был полный, в этом можете не сомневаться. Но полноприводную трансмиссию на А3 многие поклонники «культа quattro» считают неправильной. Ведь Audi знаменита своим механическим дифференциалом Torsen. А на A3 используется привод Haldex, который управляется электроникой.

Поклонники полноприводных Audi уверены, что в мире нет ничего лучше Torsen, который является «честным» полным приводом – даже на сухой дороге момент перераспределяется поровну между передней и задней осью (при движении по скользкому покрытию соотношение может меняться до 25:75 или 75:25). Однако здесь нужно сделать одну очень важную поправку. В последние годы Audi начала постепенно отходить от классической схемы «честного» полного привода в пользу задней оси – на последних моделях назад приходится уже 60% крутящего момента. А нынче Torsen эволюционировал и до применения электроники - если в модернизированном приводе quattro в прошлом году появился ещё и задний межколёсный дифференциал, то на новейшей S4 его работой командует компьютер. Но это мелочи. Главное в том, что Torsen делает автомобиль полноприводным всегда, а перераспределение крутящего момента при пробуксовке происходит мгновенно (Torsen реагирует не на пробуксовку, а на изменение крутящего момента на валах).

Что касается Haldex, то эта трансмиссия делает автомобиль на сухой дороге переднеприводным (на заднюю ось в этом случае передается не более 10% крутящего момента). А при пробуксовке муфта блокируется и полностью или частично замыкает фрикционы – в этом случае на заднюю ось перебрасывается «лишний» крутящий момент (за то, сколько получит задняя ось, отвечает уже электроника). Главная претензия к Haldex обычно заключается в том, что на распределение момента ей требуется время (совсем немного, но, тем не менее), к тому же это иногда происходит слишком резко. И в результате машины с Haldex порой ведут себя в поворотах непредсказуемо – автомобили с Torsen на льду гораздо понятнее.

Но в Audi говорят, что Haldex на модернизированных А3, которые появились в прошлом году, стал лучше, чем раньше. На рестайлинговых А3 он имеет уже небольшой «преднатяг» (как минимум 10% момента задняя ось имеет всегда), что позволяет гораздо быстрее подключать заднюю ось. Да к тому же редуктор Haldex в сборе весит всего 44 кг, что сразу на 10 кг легче, чем раньше.

Школа водительского мастерства в Audi quattro camp открыла летний сезон. Начать обучение решили с автомобильных журналистов, для чего пригласили нас в загородную резиденцию школы Audi, в горнолыжный комплекс Яхрома (46-й километр Дмитровского шоссе), где с января 2009 года круглогодично проводились тест-драйвы Audi.

Считанные дни остались до полного ввода в эксплуатацию новой обучающей, на это раз асфальтовой трассы, и если раньше на грунтовой дороге и искусственных препятствиях, все желающие могли просто прокатиться на Audi Q5, то сейчас в тестовом парке полигона Audi A5, Audi Q7 b новый Audi A8. Естественно с системой полного привода quattro. И на смену обычному тест-драйву автомобилей Audi в Яхроме открылась полноценная школа водительского мастерства.

Лучшее авто для обучения - Audi A5 и A8

Чему учит Audi quattro camp? Пустить автомобиль в управляемый занос, пройти повороты гравийной трассы на предельной скорости, полностью раскрыть потенциал двигателя, проверить свою реакцию, почувствовать себя хозяином дороги. За полтора года «лагерь» Audi в Яхроме посетили почти 8 000 человек.

ВИДЕО: Ауди А8 - водные процедуры

Школа это гораздо больше, чем тест-драйв. Для учеников Audi quattro camp в летнем сезоне открыты четыре трассы, для обучения профессиональным навыкам водительского мастерства. Во-первых, это новинка летнего сезона - полигон имитации сложных дорожных условий. Он состоит из участков «скользкая дорога», «аквапланирование» и «внезапное препятствие». Здесь тестируются система электронной стабилизации ESP, управляемость, поведение автомобиля в предельных режимах и работа трансмиссии quattro.

ВИДЕО: Ауди Q7 - гонки по вертикали

Больше всего удивил полигон активной управляемости - специальная тренировочная площадка размером 500 х 60 метров. Этот полигон предназначен для проверки реакции водителя с помощью имитации критических дорожных ситуаций.

На деле это сложнейшее инженерное сооружение (а не просто заасфальтированная площадь как может показаться на первый взгляд), где по команде инструкторов из-под асфальтово покрытия появляются водные преграды, включаются оросители, и даже вытекает небольшая река. Как раз один из тех случаев, когда проще увидеть. А лучше попробовать самому. У нас получалось далеко не все, и совсем не с первого раза.

Еще одна площадка: оff-road park - трасса со специально построенными препятствиями, которые включают в себя подъемы и спуски 30%, 40%, 50%, два боковых уклона со сменой направления движения, боковой уклон 70%, колею с асимметричными неровностями. Трасса позволяют протестировать геометрические показатели проходимости автомобиля, работу подвески и трансмиссии при диагональном вывешивании, тяговые характеристики двигателей при подъемах, устойчивость автомобилей на уклонах и работу системы «Ассистент движения на спуске». Ну и ваш вестибулярный аппарат, разумеется.

И конечно же для внедорожной линейки Audi построено гравийное кольцо, общая длина которого составляет 900 метров. Кольцо включает в себя полный набор различных поворотов и профилей дорожного покрытия для тестирования системы электронной стабилизации ESP, изучения поведения автомобилей на скользком покрытии и работы трансмиссии.

Учебные программы от Школы водительского мастерства quattro, разработаны шеф-инструктором Школы, заслуженным мастером спорта, обладателем Кубка Европы по ралли, Евгением Васиным. В опытности инструкторов, проводивших занятия, усомниться не было необходимости. Надо заметить, что учителя не слишком церемонятся с учениками, представляете себе сержантов в учебных частях? Вот по силе доходчивости что-то подобное и тут. Во всяком случае, желания спорить не возникает.

В Audi quattro camp предусмотрены две основные программы обучения: стартовая - это шестичасовой «Базовый курс» призван помочь лучше понять поведение автомобиля на дороге в стандартных ситуациях и добавит уверенности начинающим водителям. Вторая - восьмичасовой «Продвинутый курс», который нацелен на опытных водителей. Причем все эти восемь часов вы самостоятельно проводите за рулем Audi, а инструкторы ежеминутно корректируют ваши действия по рации, наблюдая за вами со стороны.

После занятий сил не остается даже на то, чтобы попить кофе - восемь часов полнейшей концентрации за рулем - задача сложная даже для профессионала.

Audi Q7 очень приятно разгонять по гравию... но очень жалко

Многие приходят к нам по нескольку раз, потому что реально овладеть навыками за один курс, даже при таком интенсивном обучении, невозможно, - говорит Евгений Васин. - Мужчины после прохождения курсов приводят к нам своих друзей, жен, подруг, дочерей, которые получив права, только начали водить машины. Причем, далеко не все, кто к нам приходит - это владельцы автомобилей Ауди. Все говорят спасибо, и говорят, что им больше не хочется гнать на дорогах. Тут они понимают, что такое скорость, и где возможности машины не спасут, если нет возможностей водителя. Наши выпускники понимают, что тут они врезаются в пластиковые конуса, а на трассе - в машины с живыми водителями.

Научились!

Научились!

Научились!

Что касается меня, то я пожалуй напрошусь на зимние занятия школы водительского мастерства в Audi quattro camp в Карелии. А это уже три дня по 10 часов непрекращающихся тренировок - хороший бонус к 14 годам водительского стажа.