Какая коробка передач лучше: автомат или механика. Автомат или механика: что лучше

По сути, практически каждый водитель является приверженцем того или иного типа трансмиссии. Кто-то считает, что «механика» - самая честная и драйверская коробка из всех возможных, кто-то предпочитает традиционные «автоматы», так как они комфортнее, а в сочетании с объемным мотором делают авто достаточно быстрым. Отдельная тема - вариатор, ибо этот тип КП создавался в первую очередь с прицелом на комфорт и экономию топлива. В то же время «роботы» с одной стороны являются производной механических трансмиссий, но в последнее время они все чаще примеряют на себя технологии, использованные в «автоматах».

Две или все-таки три?

Итак, первое, с чем надо определиться - сколько педалей нужно водителю: две или три. Если три, вариантов нет - только «механика». В принципе, это вполне удачный выбор. Поскольку, такой тип трансмиссии априори дешев (если, конечно, мы не говорим о специальных спортивных коробках) и достаточно надежен. Но, даже если случится что-то «криминальное», чинить его достаточно просто и относительно недорого. К плюсам также стоит отнести честную, жесткую связь мотора с колесами, что в ряде случаев (при грамотном обращении, разумеется), помогает водителю справляться с довольно серьезными дорожными, но, чаще всего, бездорожными ситуациями.

Минус же у «механики» один, но весьма серьезный - это самая некомфортная трансмиссия из всех. Во-первых, водителю нужно уметь правильно трогаться и правильно переключаться, ибо за эти процессы ответственен именно он. На загородных трассах и при движении по городу со средней скоростью особых проблем у него не возникает, но, стоя в пробке, особенно в вялотекущей, рулевому, увы, приходится куда хуже чем его «автоматизированным» соседям по потоку.

Еще один момент, о котором нужно помнить - необходимость регулярной замены сцепления. Это не дорого, но в большинстве случаев ресурс узла, например, в столице не превышает 50-70 тысяч километров. На авто премиальных марок он может быть в полтора-два раза больше, но купив такую машину, продать ее будет крайне сложно, поскольку покупатели такого рода автомобилей обычно рассчитывают на максимальный уровень комфорта.

Безопасные связи

Собственно, для этого автопром в прошлом веке изобрел автоматическую трансмиссию. Основная цель ее разработки и внедрения - сделать передвижение в авто максимально удобным. Кроме того, существовал тут и технологический аспект - в отличие от МКП, «автомат» исключает постоянную прямую связь между двигателем и колесами, что позволяет ему «переваривать» довольно серьезные нагрузки.

Тем не менее, не все АКП «одинаково полезны». Они различаются по строению, по возможностям, по технологичности. В частности, некоторые новые авто до сих пор оснащают 4-скоростными коробками, тогда как в продаже уже есть машины с 9-ступенчатыми трансмиссиями. Какие-то из них можно переключать вручную, другие же позволяют лишь ограничивать диапазон работы, либо фиксировать конкретную передачу.

Хотя принцип работы у них один и тот же. В распоряжение водителя поступает коробка, которая с помощью вшитой программы управления переключает передачи, руководствуясь датчиками положения педалей, руля и ряда других. От водителя требуется лишь давить на газ или на тормоз и крутить «баранку» в нужную сторону.

Однако у АКП есть и несколько существенных недостатков. Во-первых, они могут быть довольно «тупыми» и медленно реагировать на акселератор. В частности это характерно для старых в техническом плане коробок. Во-вторых, отсутствие жесткой связи двигателя с колесами приводит к тому, что такие КП «жрут» больше топлива. Разница не критична, но, если взять машину С-класса с одним и тем же силовым (например, 2-литровым) агрегатом, в сочетании с «механикой» на 100 км пути она будет потреблять порядка 10 литров бензина, с АКП - около 12-ти.

Да, и починка такого типа КП, как правило, обходится в 6-8 тысяч долларов. Притом, чем сложнее коробка и чем больше в ней передач, тем дороже. С другой стороны, при должном обращении они без особого труда «ходят» по 300-400 тысяч километров.

Гибридные технологии

Достаточно близки к автоматическим коробкам вариаторы (СVT). По принципу управления и исполнению они схожи с АКП, мало того, некоторые из них даже имеют функцию переключения передач, хотя на самом деле эти коробки являются бесступенчатыми. Мало того, в отличие от «автомата», CVT предполагают жесткую связь мотора и колес. В основе лежат два шкива, связанные цепью или ремнем. А, чтобы представить как все это работает, достаточно вспомнить многоскоростной велосипед.

В принципе, вариатор экономичнее «автомата» (хотя и проигрывает по этому параметру «механике»), но, как любая «промежуточная» технология он обладает как преимуществами, так и недостатками обоих типов трансмиссий. По комфорту он равен АКП. Тут те же две педали, электронный блок управления и селектор. В общем, жми на педаль и рули, все остальное сделает коробка. Но в то же время, ее ресурс несколько ниже, чем у АКП, а цена самой трансмиссии вполне сопоставима.

Кроме того, это более «нежный» агрегат, требующий регулярного осмотра и диагностики. Также не стоит забывать и о том, что ремни и цепи, связывающие шкивы фактически являются расходным материалом, и через некоторое время требуют замены. Притом, проверить их износ не вскрыв коробку, невозможно, поэтому, не исключено, что на ТО вам поменяют вполне пригодную для дальнейшей эксплуатации деталь.

Впрочем, не стоит считать, что CVT - тупиковая ветвь развития трансмиссий. Из-а экономичности их очень любят японцы, кроме того, эти коробки очень неплохо прижились на разного рода гибридах, так что развиваться это направление в будущем, видимо, весьма динамично.

Поспешить, насмешить, исправить

Третий тип двухпедальной трансмиссии - «робот». Их два типа - однодисковые и двухдисковые. В первом случае, по сути, мы говорим о модернизированной «механике». То есть конструктивно это та же МКП, но с более сложным узлом сцепления, где переключениями заведуют не водительские руки и ноги, а «специально обученные» актуаторы.

По большому счету, это оптимальный вариант, поскольку сочетает в себе надежность МКП и комфорт АКП, оставаясь при этом достаточно доступным не только при покупке, но и в обслуживании. Диск сцепления, к примеру, тут такой же, как на простой механической коробке и меняется с той же периодичностью. Современные трансмиссии такого типа, как правило, не используют гидроприводы, так что ломаться здесь, в общем-то, и нечему.

Недостаток же заключается в том, что эта КП никогда не будет столь же комфортной, как «автомат» или вариатор, поскольку мы все-таки говорим о механизированном варианте МКП. Для того, чтобы переключить передачу, электронный блок сначала дает команду на размыкание, потом, подключение следующей передачи и потом вновь подключает сцепление. Происходит это довольно быстро, но разрыв мощности остается заметным. Чтобы переключаться плавно, вам придется ездить в ручном режиме, сбрасывая газ при каждой смене передач.

Чтобы избавить роботизированную КП от этого недостатка, около 10 лет назад производители начали внедрять двухдисковые (преселективные) коробки. Принципиально они являются схожими по конструкции агрегатами, но четные и нечетные передачи в них поделены между двумя валами. Грубо говоря, пока водитель выкручивает текущую передачу, коробка раскручивает следующую, и в нужный момент просто ее подключает. На выходе мы получаем комфорт и плавность «автомата» в сочетании экономичностью МКП. Казалось бы идеальный вариант, но...

Этот тип КП использует сцепление. Во-первых, двухдисковый узел на порядок (если не на два) дороже обычного, хотя по факту остается расходником. Кроме того, эти КП у нас считаются неремонтируемыми, хотя стоят, как нормальные современные автоматические коробки. Ресурс - отдельная песня. В Европе такие «роботы» ходят по 200 тысяч километров, у нас же проблемы начинаются задолго до того, как машина разменяет вторую сотню на одометре. Во всяком случае, это касается коробок с «сухим сцеплением», с которыми агрегатируются моторы мощностью до 150 л.с.

Притом, проблема носит массовый характер. Многие связывают это с тем, что к ускоренному созданию таких КП автопроизводителей подтолкнула инициированная мировым сообществом экологическая гонка, из-за которой они были вынуждены в авральном порядке искать пути к снижению расхода топлива и выбросов двуокиси углерода, оснащая автомобили недостаточно проверенными технологиями и агрегатами. Одним из них и являются двухдисковые коробки. Но, опять же, это не значит, что данный тип трансмиссии плох априори. Преселективные коробки с мокрым сцеплением, предназначенные для моторов средней тяги и мощности (обычно от 170 до 220 л.с.), гораздо надежнее «сухих» собратьев, так что здесь не все потеряно.

В наше время, перед покупкой нового автомобиля, таким вопросом задается каждый. С одной стороны «продвинутые» автомобилисты, любители драйва твердят, что на автомате вы никогда не станете «настоящим» водителем, а с другой, — автомобиль с АКПП явно легче и комфортней в управлении. Чтобы разобраться какую коробку передач все же лучше выбрать, в этой статье мы разложим «по полочкам» все преимущества и недостатки акпп и мкпп, а также определимся с такими понятиями, как роботизированная механика и вариатор.

О цене, расходе топлива и стоимости ремонта АКПП и МКПП

Однозначно можно утверждать – автомобиль с автоматом стоит дороже, чем автомобиль с механической коробкой . Точную цифру сказать сложно, т.к. цена зависит от класса автомобиля, но в среднем эта разница будет составлять 1000 – 2000 американских долларов. Что касается расхода топлива, то бытует мнение, что, обладая определенными знаниями и навыками, на механике можно сэкономить до 15% горючего. Но тут многое зависит от стиля вождения. Новичок или, наоборот, любитель резких разгонов может потратить ощутимо больше горючего, чем водитель автомобиля с «умным» автоматом.

К тому же, говоря о современных автомобилях , инженеры разработали настолько «умные» системы, что они как бы подстраиваются под вашу манеру вождения и темп движения. А это, как утверждают производители, также позволяет неплохо экономить горючее.

С другой стороны, ТО и ремонт АКПП в несколько раз проблематичнее и, соответственно, во столько же раз дороже. Все дело в том, что для стабильной работы МКПП нужно просто один раз в несколько лет производить замену масла. Это можно сделать на любом СТО, а приловчившись, даже самостоятельно. АКПП же для нормальной работы требуется специальная жидкость для автоматической коробки передач – ATF (с англ. automatic transmission fluid), которая, кроме стандартной функции смазывания трущихся поверхностей, выполняет также функцию передачи крутящего момента от двигателя к АКПП. Менять ATF рекомендуется вместе с фильтром каждые 50 000 км, причем за такую работу берутся только специализированные сервисы за относительно немалые деньги.

Популярно мнение, что ресурс АКПП ниже, чем МКПП. Это миф! При правильном использовании АКПП, ресурс автомата может в несколько раз превзойти механику.

Итак, по стоимости автомобиля, ТО и ремонту, автомат явно проигрывает механике. Давайте теперь разберемся с удобством управления.

Для того, чтобы окончательно разобраться со всеми плюсами и минусами вождения автомобиля с механикой и автоматом, нужно для начала определиться с основными типами АКПП.
В настоящее время существует 3 основных вида АКПП : гидромеханическая АКПП или классический автомат, вариаторная АКПП или вариатор и роботизированная АКПП или робот.

Виды АКПП

Классическая АКПП

В автомобилях с классическим автоматом , как уже говорилось выше, крутящий момент передается двигателю с помощью жидкости ATF. В современных автомобилях такая классика дополнена специальной электроникой, которая позволяет оснащать гидромеханические коробки передач режимами зимней и спортивной езды, программами экономии топлива, а также возможностью ручного переключения передач.
И вроде бы все хорошо – сама едет, сама переключается, но не может быть все идеально. Главный ее недостаток – это увеличенное потребление топлива в сравнении с МКПП.

Вариаторная АКПП

Главное преимущество вариатора заключается в отсутствии ступеней передач. Собственно, сам вариатор в упрощенном смысле представляет собой 2 шкива и ремень. Благодаря тому, что диаметр одного из шкивов плавно меняется, происходит такое же плавное изменение передаточного числа.

Принцип работы вариатора наглядно представлен в видео

Все гениальное просто, а главное комфортно. Расход топлива на автомобилях с вариатором меньше, чем с классическим автоматом, а разгон более динамичный. Однако и тут есть свои недостатки. Первый — это дороговизна вариаторной АКПП, но, как говорится, за любой комфорт нужно платить. А во-вторых, из-за использования ремня (многозвенной цепи) вместо зацепляющих шестерен, вариатор невозможно использовать с мощными двигателями.

Роботизированная механика

Последний, и, пожалуй, самый продвинутый тип АКПП – это так называемый робот . В обычном своем исполнении – это та же механика, но с электронным блоком вместо педали сцепления. Роботизированная механика хороша меньшим потреблением топлива и спокойной размеренной ездой. Но, как только вам захочется «поддать газу», вы сразу же почувствуете на себе все недостатки этого типа АКПП – дело в том, что переключение передач будет происходить очень резко и с рывками – как будто за рулем сидит новичок.

Решение этой проблемы нашли инженеры концерна Volkswagen. Они разработали шестиступенчатую коробку передач с двумя сцеплениями, называемую DSG. Пока вы, допустим, едете на четной передачи, второе сцепление уже подготовило нечетную и только ждет подходящего момента, чтобы переключится с одной на другую. Момент передач в таких автомобилях занимает каких-то 7 миллисекунд, вы, в прямом смысле, и глазом моргнуть не успеете. Учитывая практическое отсутствие недостатков у такой коробки, можно смело утверждать, что за ней будущее.

Разобравшись со стоимостью, удобством вождения и типами автоматов, можно четко определить все плюсы и минусы АКПП и МКПП.

Преимущества автоматической коробки передач

Недостатки автоматической коробки передач

  • стоимость автомобиля с автоматом дороже;
  • необходимость довольно частой замены жидкости ATF;
  • ремонт автомата намного дороже и проблематичнее;
  • классический автомат на авто среднего класса разгоняется медленнее и требует больше топлива, чем механика.

Преимущества механической коробки передач

  • разгонная динамика у автомобиля с механикой лучше, чем у авто с АКПП;
  • если вы опытный водитель и имеете специальные для этого навыки, то на МКПП вам удастся значительно сэкономить топливо;
    меньший расход масла;
  • ремонт МКПП обойдется значительно дешевле, кроме того его можно провести и в «гараже», не обращаясь к официальным представителям;
  • МКПП гораздо удобнее автоматической коробки передач зимой. Во-первых, легче заводится, а во-вторых, из сугроба вам проще будет выбраться именно на автомобиле с механикой.

Недостатки механической коробки передач

  • основным недостатком МКПП однозначно является неудобство вождения. Особенно трудно бывает привыкнуть к постоянному переключению передач и выжиманию сцепления начинающим водителям;
  • есть вероятность спалить сцепление, однако, опять-таки, это скорее относится к новичкам за рулем;
  • меньший ресурс двигателя, в основном из-за того, что часто его «раскручивают до предела».


Разобравшись во всех преимуществах и недостатках АКПП и МКПП, точно можно сказать только одно – какую коробку передач лучше выбрать, зависит от многих факторов . Это ваши предпочтения, стаж вождения, класс автомобиля и цели, с какими будет использоваться авто.

Начинающему водителю многие советуют научиться управлять именно МКПП, ведь освоив сцепление и ручное переключение передач, в будущем с легкостью можно пересесть на автомат. А наоборот, к сожалению, уже не получится.

Любителям раскручивать двигатель до предела, ощущать скорость и драйв однозначно подойдет только механика. Автомат не позволит это сделать просто по определению. И именно поэтому, часто автомат также предпочитают девушки . Редко встретишь представительниц прекрасного пола, которым нравится «лихаческое» управление автомобилем. Хотя, и мужчины, которым часто приходится стоять в пробках, выберут скорее автомат, чем бесконечное переключение передач. В общем, если говорить о комфортном управлении автомобилем, то это автомат.
Ко всему прочему, во многих машинах представительского класса комплектации МКПП уже просто не существует.

Исходя из всего этого, можно утверждать, что, рано или поздно, но механика отойдет в историю, а будущее – за классическим, вариаторным и роботизированным автоматами.

Прогресс человеческой цивилизации стремительно набирает обороты, и, чтобы соответствовать времени, многим людям пришлось ускорить свой темп жизни, воспользовавшись механическими средствами передвижения. Процесс обучения вождению автомобиля у некоторых представителей людского рода вызывает осложнения, связанные с техническими особенностями конструкции автомобильного транспорта. Исходя из этого, научные умы нашей цивилизации пришли к выводу, что упрощение всей процедуры вождения приведет к улучшению профессиональных навыков, а значит, позволит еще больше популяризовать автомобиль в современном мире.

Изобретение автоматической коробки передач стало первым шагом на этом пути. Достоинства и недостатки»автомата» будут рассмотрены в данном материале, а также мы сравним АККП с механической коробкой передач.

В данный момент отечественная промышленность в корне отличается от своих аналогов за рубежом: если компании — разработчики из западных стран Европы и северной Америки оснащают свои автомобили на 90 процентов АКПП, то представители нашего автопрома достаточно долго использовали, за редким исключением, только МКПП. Повышенный спрос на транспортные средства с упрощенным управлением, заставил разработчиков отечественной автомобильной промышленности в корне пересмотреть свои принципы и, наконец, стать на путь развития представителей лучших автомобильных марок мира.

Ручка переключения передач в механической коробке

В чем отличаются коробки передач

Механическая коробка — это редуктор многоступенчатого типа, который представляет возможность водителю транспортного средства самостоятельно переключать передачи автомобиля. МКПП бывают с разным количеством передач: самые простые имеют четыре передачи, а в самых сложных количество передач достигает семи и более штук. Конструкция механической коробки передач представляет собой металлический вал с фиксированным комплектом шестерен и его аналог со свободно вращающимися шестеренками. При синхронизации вращения соответствующих пар шестерен может происходить блокировка и фиксация их специальными механизмами. Для процесса переключения передач используется однодисковое сцепление.

Главным отличием механики от автомата является то, что МКПП дает опытному водителю больше возможностей для управления транспортным средством. Экономия топлива, быстрое достижение достаточно высоких скоростей – это преимущества МКПП перед АКПП в руках профессионального водителя.

Достоинства и недостатки МККП

  • потери при передаче энергии вращения двигателя автомобиля к ведущей паре колес минимальны;
  • простая конструкция не требует сложной технологии ремонта и профилактического обслуживания;
  • значительно меньший вес механической коробки влияет на общую массу транспортного средства;
  • более простая конструкция влияет на более низкую стоимость автомобиля;
  • более высокий КПД по сравнению с аналогичным показателем для АКПП;
  • не требует установки специальной системы охлаждения;
  • больший срок эксплуатации по сравнению с АКПП;
  • стоимость всех элементов МКПП более низкая, чем запчасти к «автомату»;
  • возможность буксировки автомобиля на большие расстояния и завода транспортного средства «с наката»;
  • более широкие возможности для управления и качества вождения транспортным средством;
  • при наличии некоторого опыта ремонт МКПП можно совершать самостоятельно.

Недостатки МКПП:

Транспортным средством, оснащенным механической коробкой передач связан с применением существенных физических усилий. Это серьезно утомляет, особенно во время передвижения в городских условиях, когда требуется постоянно останавливаться, а затем опять разгонять свой автомобиль. Человек, который научился водить автомобиль с помощью МКПП, легко сможет управлять аналогичным средством передвижения, оснащенным АКПП. А вот наоборот, скорее всего, легко не получится.

Автоматическая коробка передач

Так выглядит автоматическая коробка передач в салоне автомобиля

Автоматическачя коробка функционирует благодаря передаче крутящегося момента с помощью гидротрансформатора и планетарных шестерен. В автомобилях с АККП отсутствует за ненадобностью педаль сцепления, что в значительной степени облегчает вождение автомобиля. Более низкая эффективность такой системы обуславливается отсутствием постоянной связи ведущих колес и двигателя автомобиля.

Легкость в управлении дает некоторые отрицательные черты, с которыми приходится мириться водителю транспортного средства: более высокая стоимость автомобиля, больший расход топлива при движении, низкая максимальная скорость автомобиля, по сравнению с аналогичным транспортом, снабженным МКПП. Низкий КПД такого автомобиля достигается из- за использования в системе гидротрансформатора, который представляет собой два лопастных колеса, заключенных в масляную ванну.

В отличие от автомобилей с механикой, коробка передач с АКПП представляет собой достаточно простую систему. Существует три основных положения ручки АКПП: движение вперед, движение назад и стоянка.

Некоторые отрицательные параметры АКПП заставили разработчиков создать несколько иные варианты такой коробки передач. На данный момент существует три основных типа, которые используют в современных автомобилях:
— , в которой отсутствует прямая связь между колесами и двигателем, используется многодисковое сцепление, крутящийся момент передается рабочей жидкостью, а автомобиль расходует достаточно большой объем горючего материала;
— позволяет плавно изменять крутящий момент и постоянно снимать с мотора максимальную мощность. Автомобиль, снабженный вариатором, имеет меньшую массу и затрачивает значительно меньше топлива, чем его аналог с обыкновенной АКПП;
— . Гибрид АКПП и МКПП. Данный вариант имеет строение как в механической коробке передач, хотя при этом управляется как классическая АКПП. Обладает хорошей экономичностью и небольшим весом, но высокая стоимость производства такой коробки передач серьезно влияет на ее окончательную цену.

Поломку «автомата» невозможно исправить самостоятельным путем. Настроить систему подачи топлива также невозможно, так как этим процессом управляет специальная программа. АКПП по своей надежности значительно уступают МКПП.

АКПП идеально подходит для управления автомобилем в городских условиях, так как именно там ощущается весь комфорт от управления транспортным средством с помощью автоматической коробки передач.

Учитывая большой расход топлива на автомобилях с АКПП, следует внимательно следить за показателями датчиков, особенно при передвижении на большие расстояния. Транспортное средство с «автоматом» имеет меньшую динамику разгона по сравнению с аналогичным транспортом, снабженным МКПП. Следовательно, следует учитывать данную особенность при совершении обгона, особенно на оживленных участках дорог.

Даже несмотря на некоторые недостатки, автомобили с АКПП завоевывают все большую популярность в мире, которая может привести к полному исчезновению транспортных средств с МКПП в самом ближайшем будущем.

Особо продвинутый «ручечник» возразит, что ради комфорта, долговечности коробки и сцепления можно использовать двойной выжим и перегазовку, и черт с ним, что быстро это сделать непросто. Возникает небольшое дежа-вю. Ах да, у отца был когда-то ГАЗ-51, на нем по-другому ездить было нельзя…

Да, тоже интересный миф о том, что только на «механике» можно выехать враскачку. Ничего подобного, на большинстве «автоматов» тоже можно, просто надо несколько заблаговременно пользоваться селектором.

Современный производитель автомобилей пошел в маразме еще дальше любителей танцевать на педалях. Некоторые машины комплектуются системой подбора оптимальных оборотов для включения передачи. Тот же «автомат», только есть три педали, и ты вроде бы как сам хозяин ситуации: весь такой на костылях из вспомогательных технологий, но…

Ах да, торможение. При торможении надо использовать три педали, а ноги всего две. Для того, чтобы из букв Д-В-Е составить слово ТРИ есть славный прием heel-to-toe или, в отечественной традиции, «пятка-носок». Суть его заключается в том, что правая нога одновременно используется для торможения и подгазовки, тогда включение передачи происходит при допустимых оборотах, сцепление и коробка имеют шанс на долголетие, бла-бла-бла.

Но тут есть два контраргумента. Во-первых, автоматическая коробка в целом сделает это за нас лучше, и во многом поэтому у многих АКПП включение пониженных передач даже в ручном режиме происходит, как ни странно, автоматически, уж если мы сами этого не делаем.

Во-вторых, лучшая механическая коробка для быстрого последовательного переключения передач - кулачковая секвентальная коробка передач с прямозубыми шестернями. Звуки сладких песен бормашины по всему салону автомобиля вам обеспечены, каждое переключение передачи будет сопровождаться грохотом и скрежетом, вы будете, как мотоциклисты, различать обороты двигателя с точностью до сотни, но переключаться сможете так быстро, что даже составите конкуренцию многим автоматическим трансмиссиям. И, если вы живете в обнимку с сваезабивочной машиной, вас смутит только цена в десять-двадцать тысяч евро и сервисный интервал в лучшем случае в две тысячи боевых километров.

2576 Просмотров

При выборе своей новой машины люди обычно обращают внимание на несколько факторов: мощность двигателя, потребляемое топливо, тип кузова и вид трансмиссии. Вот о последней мы сегодня и поговорим. В нашей стране очень распространены два ее вида: МКПП и АКПП (механическая и автоматическая). Их-то мы сегодня и сравним, дабы вы не мучились с выбором, что лучше, и чему отдать предпочтение.

Механика

Механическую КПП еще называют «ручной» или «механикой». Эти названия пошли от того, что тут передачи нужно переключать вручную с помощью специального рычага, а непосредственно само переключение происходит абсолютно без использования электроники.

  1. «Неопытному водителю довольно сложно научиться ездить на механической коробке передач» — говорит народная молва. Но на самом деле, это не так. О принципе ее работы знает каждый, и в случае крайней необходимости, даже тот, у кого нет опыта вождения, может сесть и доехать до пункта назначения. Лучший совет тут – не нервничать и все получится.
  2. Другое дело – опытный водитель. При некоторой сноровке на механике можно довольно неслабо экономить на топливе. Это делается легко: во время спуска со склонов просто включается нейтральная передача и машина едет «накатом». Хотя, правила дорожного движения это категорически запрещают.
  3. Тут вам потребуется намного меньше масла. Если в АКПП нужно залить от 6 до 10 литров, то в МКПП входит около 3-х литров.
  4. обходится в разы дешевле, ведь тут нет сложных узлов, да и отремонтировать ее вам могут в каждом третьем гараже, а если немного поднатореть в теории, то можно попытаться устранить любую неисправность самостоятельно – это не составит большого труда.
  5. Механическая коробка передач позволит разгоняться быстрее. Автомат на определенных оборотах (не всегда оптимальных) уже переключает передачу, а в МКПП вы все решаете сами.
  6. Зимой легче завестись. меньше, соответственно, даже если оно и загустеет, то не будет оказывать такого сопротивления, как его же масса в 2-3 раза большая.
  7. И такой неожиданный плюс: зимой вы сможете ехать с пробуксовкой вполне спокойно. Автомат же такого крайне не любит, масло в нем начинает моментально перегреваться – это далеко не лучшая сторона данной трансмиссии. Думаем, этот момент по достоинству оценят дрифтеры.

И минусы:

  1. Удобство вождения. Все же, проще не думать о том, когда нужно переключиться на повышенную передачу, а когда – на пониженную.
  2. Неопытные водители могут спалить сцепление. А его ремонт – довольно дорогое удовольствие.
  3. Еще присутствует такой немаловажный фактор, как ресурс двигателя. Да-да, он напрямую зависит от того, какая именно КПП установлена в машине. Автоматика будет переключать обороты в максимально щадящем режиме в то время, как при использовании МКПП довольно часто происходит перегазовка.

Автоматическая коробка передач

«Автоматика» может дать водителю чувство комфорта и позволит полностью сосредоточиться на процессе вождения. Некоторые водители принципиально не пересаживаются с механической КПП на АКПП по причине того, что считают такие машины ущербными. Они говорят, что должны полностью управлять своим автомобилем самостоятельно. Но давайте будем честными: абсолютный контроль нужен только гонщикам, для обывателей же необходимо лишь добраться из пункта А в пункт Б.

Принцип работы автоматики

Внутри отличается от механической. Тут главную роль – переключение передач исполняют гидротрансформатор и редуктор. В зависимости от того, как ведет себя двигатель, и растут на нем обороты или уменьшаются, изменяется и давление масла, что сказывается на переключении передач – выше или ниже.

Автоматическая коробка передач настраивается таким образом, чтобы при достижении, к примеру, 1500 оборотов в минуту, происходило переключение на предыдущую передачу, а при достижении 5-6 тысяч – на следующую. Этот параметр устанавливается на заводе и количество оборотов для переключения, зачастую, разнится от автомобиля к автомобилю. Данный фактор относится к разряду экономных. В данном отношении АКПП лучше и бережнее относится к вашему кошельку, нежели МКПП.

Как и в механической КПП, в АКПП здесь почти не используются электронные элементы. А тот факт, что переключение происходит плавно, едущие не ощущают толчков при переходе с одного передаточного числа к другому, делает ее весьма соблазнительным выбором. В механической КПП же, как и в за счет того, что шестерни просто резко фиксируются, могут происходить небольшие толчки.

Плюсы и минусы автомата

И снова, начнем с плюсов АКПП:

  1. В начальных версиях АКПП разгон уступал МКПП. Но в последнее время стали выпускать 5, 6 и 8-ступенчатые коробки передач. Это уравняло разгонные характеристики как у автоматической, так и у механической трансмиссий.
  2. В некоторых версиях АКПП расход топлива меньше даже, чем на механической КПП, но тут есть нюансы, которые будут упомянуты в минусах.
  3. Проще управлять машиной. Все что нужно – жать на газ, тормоз и крутить руль. Не нужно отвлекаться на переключение передач, что лучше сказывается на концентрации водителя.
  4. Ресурс двигателя больше за счет того, что водитель не может перегазовать.

Имеются у этого чудо-агрегата и минусы:

  1. Подавляющее количество автоматических КПП все еще не могут соревноваться с механическими по показателям разгонной динамики.
  2. Расход топлива все же больше. Опытный водитель может на спусках при условии использовании механической КПП включить нейтраль. На автоматической КПП этого делать крайне нежелательно, иначе рискуешь нарваться на дорогостоящий ремонт.
  3. Масло. Его тут используется в 2-3 раза больше. Соответственно, при его замене приходится потратиться серьезнее.
  4. Оказывается, что зимой масло очень хорошо загустевает. А при таком его количестве, как в АКПП, двигателю нужно большее усилие, чтобы разогнать его массу. Чтобы не «убить» поршневую группу, приходится зимой греть двигатель лучше.
  5. Ну и цена. Сама машина обойдется на три-четыре десятка тысяч дороже, как, впрочем, и ремонт поломавшихся частей.

Заключение

Как видите, оба типа трансмиссий имеют как преимущества, так и недостатки. Резюмируя все вышесказанное можно подвести следующий итог:

  • Ели вам хочется ездить с комфортом, а секунды разгона до сотни вторичны – то выбор падет на АКПП. Конечно же, при условии, что вы готовы мириться с более дорогим (хоть, и редким) ремонтом и некоторыми особенностями в виде более долгого прогрева зимой и увеличенного расхода топлива.
  • Ну а если вы считаете, что должны контролировать машину полностью, хотите сэкономить топливо на спусках и просто не хотите тратиться – то обратите свое внимание на механическую КПП.

То есть, для любящих комфорт лучше подойдет автомат. А для тех, кому по душе экономия или разгон, лучше выбрать механическую КПП.