Сигналы водителя рукой, фарами, аварийкой. Водительская солидарность, или сигналы и жесты водителей

Условные сигналы водителей на дороге

Этим сигналам не обучат в автошколе, такие знаки передаются, так сказать, от одного поколения водителей к другому. Новичок на дороге не сможет понять, почему ему сигналит неизвестный автомобиль или почему днём водитель может включить дальний свет. Опытные водители понимают, что такие знаки помогают в общении, предупреждают об опасности.

Историческое отступление

Кричать из окна - бесполезное занятие на дороге во время езды, а махать рукой или головой из окна в темноте - тем более. Вас не услышат и не увидят. Так постепенно и сложилась азбука водителей для дороги. Изначально ею 30 лет назад пользовались в Западной Европе и Америке: водители коротко мигали друг другу фарами, давая понять, что впереди посты ГАИ и милицейские патрули. Вскоре эту манеру переняли автомобилисты СССР.

Все подобные сигналы можно разделить на:

  1. сигналы ближним и дальним светом;
  2. сигналы рукой;
  3. звуковые сигналы;
  4. сигналы аварийными лампами и поворотниками;
  5. сигналы тормозом.

Фарами. Самый распространённый сигнал - двойное мигание. Если вам так мигает встречная машина, то это предупреждение о посте ГАИ впереди или ДТП на дороге, рекомендуется снизить скорость. Если вам таким образом мигает машина сбоку, значит вам уступили дорогу. В благодарность можно коротко мигнуть аварийкой. Если вам дважды мигают сзади - значит водитель просит освободить полосу движения. Если вы можете уступить, то включайте поворотник и аккуратно пристройтесь в соседний ряд. Если встречный водитель включает по очереди дальний и ближний свет, то включите ближний свет, а то вы слепите встречную машину.

Поворотниками. Чаще всего такими сигналами пользуются водители грузовиков. Если грузовик включил левый поворотник, значит его пока лучше не обгонять, так как полоса занята и неизбежно столкновение. Только когда он включит правый поворотник и немного прижмётся к обочине - можете начинать обгон. Если вас обгоняет грузовик - включите дальний свет, чтобы обезопасить себя от столкновения.

Аварийными лампами. Используются в экстренных и аварийных ситуациях. Говорят о технических проблемах транспортного средства. Также включаются в знак благодарности (одна вспышка).

Руками. Приемлемы в светлое время суток для общения с пешеходами или другими водителями в пробке. Разными жестами можно указать на: незакрытый , плохо закрыта дверь, застрял булыжник между колёсами и т. д. Если вы пропускаете пешехода - махните ему рукой, мимику он может не заметить, а звуковой сигнал может напугать.

Примечание: Звуковой сигнал. По правилам дорожного движения применяется исключительно для предотвращения аварийных ситуаций. Предупреждает об опасности.

Тормозом. Если на машине впереди часто мигают стоп-сигналы, то водитель просит держать дистанцию.

Не все сигналы можно трактовать однозначно, следите внимательно за дорогой и следуйте правилам дорожного движения.

Движение на светофорах — правила на перекрестках Как улучшить свет фар в автомобиле — ближнего и дальнего света
Обозначения значков на панели приборов — что означают Не горят фары — не работает ближний свет, диагностика и ремонт Лампы в Пежо — Замена лампочек освещения в Peugeot Аккумуляторная батарея и генератор на автомобиле Аквапланирование автомобиля — эффект дождя и лужи

В пути может приключиться все, что угодно - водители со стажем подтвердят. Все действия на дороге регламентированы законом и правила дорожного движения, однако иногда водители используют собственный «язык жестов».

Что значит мигающий дальний свет у встречной машины, зачем водитель показал вам фигу, и почему у фуры включен правый поворотник, но она не поворачивает? Если вы когда-нибудь сталкивались с подобными явлениями и не знаете, что это значит, обязательно ознакомьтесь с нашей статьей о негласных правилах вождения. Негласные — не значит, что запрещенные или нарушающие закон. Речь идет о принятых жестах, не имеющих юридической силы.

1. Мигание дальним светом у встречного автомобиля, как правило, предупреждает об опасности в виде аварии, ремонта дороги, сотрудниках ГИБДД и других неприятностях. В мировой практике этот знак расценивается как призыв снизить скорость — рекомендуем трактовать его таким же образом.

2. Дальний свет (или мигание) в спину говорит о том, что водитель очень спешит и просит уступить ему дорогу. В большинстве подобный жест присущ водителям с агрессивным стилем вождения, поэтому лучше пропустить их и спокойно продолжить поездку.

3. Короткий дальний свет сбоку говорит о том, что водитель просит пропустить его. Как правило, используется в случаях, когда идет плотный поток, в который тяжело встроиться. Если сбоку выезжаете вы, то короткий сигнал автомобиля значит «пропускаю».

4. Краткое мигание аварийками (1-3 раза) символизирует благодарность или извинение за неаккуратный маневр. Если кто-то пропустил вас или уступил дорогу — поморгайте аварийкой, проявите вежливость.

5. Короткий гудок — двойственный знак, который может означать как благодарность, так и привлечение вашего внимания по какой-то другой причине. Все зависит от ситуации.

6. Жесты поворотниками обычно используют на трассе водители автобусов и длинномеров.

  • Если на фуре включен левый поворотник, водитель предупреждает вас об опасности обнога — вероятно, встречная полоса занята, и вы не успеете выполнить маневр.
  • Если у длинномера включен правый поворотный сигнал, это говорит о том, что встречаня полоса пустая, и вы можете выполнить обгон.

Внимание! Вся ответственность лежит на вас, поэтому следуйте простому правилу: если есть хотя бы тысячная доли неуверенности — не совершайте обгон.

7. Постоянное мигание дальним светом от встречного транспорта может означать, что с вашими фарами что-то не в порядке, скорее всего, они слепят встречных водителей.

8. Многие водители часто используют жесты. Так, если рука рисует круг, а затем показывает вниз, это говорит о том, что у вас спустило колесо. Остановитесь и проверьте давление в шинах.

9. Если кто-то хлопает ладонью по воздуху, значит вы забыли закрыть багажник или двери.

10. Если водитель указывает на обочину, это говорит о поломке или неисправности вашего автомобиля: нужно обязательно остановиться и осмотреть автомобиль.

11. Самый странный жест — фига или дуля. Многие водители недоумевают, когда его видят, и даже обижаются. На самом деле он безобиден и символизирует, что в колесе или рядом с ним застрял камень, булыжник или другой посторонний предмет. Как правило, этот жест распространен среди дальнобойщиков.

12. Часто водители показывают жесты, стоя на обочине по причине поломки транспорта. Голосуют с канистрой — закончилось топливо, с троссом — необходима буксировка, с ключом — нужен инструмент, и так далее.

Кроме негласных правил и жестов есть знаки вежливости, которые также помогут в дороге:

  • Если вас обгоняет длинномер (фура, автобус), поморгайте дальним светом, когда ему можно будет перестраиваться в ваш ряд. Это объясняется тем, что водители длинного транспорта не всегда понимают, опередили они машину или нет.
  • Если впереди идущий транспорт совершает обгон, не спешите занимать его место, оставьте этот коридор для случая, если маневр не удастся. Особенно это правило актуально, когда обгон совершает фура или автобус.
  • На трассах и автомагистралях при резком снижении скорости принято включать «аварийку», чтобы предупредить водителей, едущих сзади.
  • Перед совершением обгона можно моргнуть дальним светом, чтобы предупредить водителя впереди идущего транспорта.

Понимание и грамотная трактовка негласных правил и жестов поможет вам быть уверенным на дороге и даст возможность предвидеть дорожную ситуацию наперед. Будьте вежливы и помогайте другим водителям.

Как Вы можете во время движения на машине «сказать» что-то водителям соседних машин (предупредить, поблагодарить, извиниться, попросить и т.п.)? Ведь Ваши слова до их слуха не долетают.

Кроме того, другие водители могут Вам что-то "сообщать". И чтобы их понять, нужно знать язык условных сигналов (знаков) водителей.

Знание таких условных сигналов помогает повысить безопасность на дороге. Грамотное использование этих знаков создает доброжелательную обстановку т.к. помогает предупредить и избежать штрафов, ДТП; извиниться, сгладив ошибку; поблагодарить и т.д.

Вот «перевод» основных условных знаков водителей:

СИГНАЛЫ СВЕТОВЫМИ ПРИБОРАМИ

1. Моргание дальним светом.

а) Если стоят сотрудники ГИБДД или камера фото - видеофиксации , то для предупреждения встречных водителей принято моргнуть дальним светом (как правило, 2 раза, но кто-то моргает 1 раз). Встречные водители смогут заранее снизить скорость, пристегнуться и избежать неприятностей с ГИБДД. Точно так же Вас могут предупредить. В этом случае необходимо поблагодарить моргнувшего дальним светом водителя - поднимите раскрытую ладонь в знак благодарности.

б) Также поморгать дальним могут , если впереди какая-то опасность и надо быть осторожным и готовым затормозить и остановиться. Поэтому лучше снизить скорость и быть бдительным.

в) Если, например, в плотном потоке у Вас есть возможность пропустить поворачивающего водителя, или выезжающего со стоянки, а водитель не решается ехать, т.к. по ПДД не имеет преимущества, то нужно однократно моргнуть ему дальним светом (показывая, что Вы его пропускаете). Только в этом случае обязательно дождитесь, пока этот водитель проедет, даже если он моментально не отреагировал на Ваш «выстрел» дальним светом.

г) Если Вас догоняет сзади транспортное средство и моргает дальним светом, то водитель просит Вас уступить ему дорогу. При этом у него может быть включен левый поворотник. Если есть возможность безопасно перестроиться, то лучше не мешать и свернуть на другую полосу (ВАЖНО! При этом необходимо быть очень внимательным, и не создать помех другим водителям). Таким сигналом могут пользоваться автоподставщики, когда один едет в слепой зоне (его не видно в зеркала), а второй сзади моргает дальним светом («дай проехать»). Некоторые водители спешат сразу перестроиться, и могут задеть автомобиль, находящийся в слепой зоне (даже если не заденут, автоподставщики находят способы убедить, что ДТП было). Поэтому будьте бдительны.

д) Чтобы попросить едущего впереди водителя остановиться , применяется сигнал – включить правый поворотник и моргнуть дальним светом.

2. Моргание аварийкой.

а) Чтобы поблагодарить другого водителя , если он Вас пропустил, или как-то ещё помог – нужно моргнуть аварийкой (оптимально – от 1 до 3 раз). Если по каким-то причинам аварийкой не получается моргнуть, можно поочередно включить поворотники. Если другой водитель после этого кратковременно моргнул дальним светом или чуть нажал на клаксон – это означает «пожалуйста».

б) Если Вы случайно подрезали или ещё как-то помешали другому водителю , то чтобы сгладить вину и не допустить возможное раздражение этого водителя, поморгайте ему аварийкой, чтобы извиниться. Исходя из смысла происходящего на дороге, будет понятно, поблагодарили Вы или извинились.

в) Если впереди затор (особенно это актуально на скоростных трассах), то для предупреждения водителей, едущих сзади (чтобы они успели своевременно затормозить), можно включить аварийку (выключить, когда водитель сзади остановится). Горящие стоп-сигналы и аварийка подскажут водителю сзади, что надо снижать скорость и останавливаться. Точно также Вас может предупредить водитель спереди. Примечание автора! Не буду спорить с этим распространенным среди водителей сигналом. Но лично я думаю, что на дорогах с одной полосой в каждом направлении в таком случае водитель сзади (если он не в курсе, что Вы ему показываете) может всё-таки поехать обгонять. Поэтому более безопасно одновременно с торможением включить не аварийку, а левый поворотник. Так водитель сзади поймет, что обгонять нельзя, надо тормозить и останавливаться. Подумайте над моим мнением, и решите сами, как правильно действовать.

г) Если в темное время суток водитель сзади Вас не выключил дальний свет, и Вас слепит в зеркала, то включите на некоторое время аварийку. Это подскажет водителю сзади, что надо переключиться на ближний свет. После того, как тот водитель выключит дальний свет, можно моргнуть ему аварийкой в знак благодарности.

3. Сигналы поворотниками (кроме официальных сигналов при перестроениях и поворотах)

а) Если Вы догоняете попутное транспортное средство , а его водитель поморгал правым поворотником (а сам продолжает ехать прямо), это значит, что встречная полоса свободна для обгона. Только не начинайте обгон вслепую. Всё равно будьте бдительны и самостоятельно оценивайте ситуацию. А обогнав, поблагодарите подсказавшего водителя аварийкой (смотрите пункт 2).

б) Если Вы догоняете попутное транспортное средство и собираетесь обогнать , а его водитель поморгал левым поворотником, это значит, что обгонять нельзя, встречная полоса не свободна.

4. Стоп-сигналы

Если Вы едете позади транспортного средства, и у него несколько раз подряд кратковременно загорелись стоп-сигналы, а водитель не замедлился, то это может служить для Вас сигналом «слишком близко прижался, держи дистанцию».

СИГНАЛЫ РУКАМИ

1. Если другой водитель пальцем в воздухе начертил круг и показывает вниз на колесо вашего автомобиля, это значит, что спустило колесо.

2. Жест, когда другой водитель хлопает ладонью по воздуху, означает, что открыт багажник.

3. Если другой водитель медленно сверху вниз опустил ладонь, то говорит «снизь скорость» (возможно впереди ДПС, или какая-то опасность).

4. Как уже говорилось выше, поднятая вверх раскрытая ладонь – это знак благодарности (обычно применяется для того, чтобы сказать «спасибо» встречным водителям). Такой жест используется также как приветствие (когда знакомые здороваются на дороге).

5. Также жесты могут быть по ситуации. Например, если другой водитель показывает на низ Вашего авто, лучше остановиться и осмотреть машину (в том числе и заглянуть под днище). Если показывают на дверь, то, возможно она не докрыта, или в ней что-то застряло.

6. Жест «резкое раскрытие сомкнутых пальцев ладони» (похожий на мигнувшую лампочку) означает «включи фары» (например, бывает, что водитель в сумерках привыкает к небольшой темноте и забывает включить фары; или водитель забыл включить ближний свет при движении).

7. Если водителю грузовика показывают кукиш, это значит , что между задними (спаренными) колесами застрял камень (такой камень может быть опасен для автомобилей, едущих позади грузовика).

Теперь Вы сможете «разговаривать» с водителями соседних авто и понимать, что Вам «сказали». Это очень полезно, и придает большей уверенности и безопасности за рулем!

Главное помните, что всё хорошо в меру , и пользоваться этими условными знаками надо при необходимости и максимально понятно.

Сразу скажу , что из всех перечисленных условных знаков наиболее знакомы водителям:
- моргание аварийкой для благодарности и извинений;
- моргание дальним - "пропускаю", "впереди ДПС", "впереди опасность";
- моргание правым поворотником - "можно обгонять";
- моргание левым поворотником - "нельзя обгонять";
- поднятие раскрытой ладони - знак приветствия или благодарности.

Также будьте бдительны, когда Вам что-то пытаются показать другие водители. Мы порой прямые слова не совсем понимаем, и значение условных синалов тоже иногда понять сложно. Но в большинстве случаев всё можно понять.

Язык жестов - намного старше словесного языка. Каждая страна в мире отличается своим особенным языком жестов. Некоторые жесты универсальны и понятны во всех странах мира, другие могут использоваться и быть понятными только в одной стране, а иногда в одном городе. Ко всему прочему существует и широко используется язык жестов водителей автомобилей. А что же показывают водители и как их понимать?

Сигналы фарами и поворотниками

Автомобильные фары конструировались для того, чтобы автомобиль мог освещать путь в темное время суток. Но со временем эта функция стала не единственной и применение водителями фар стало намного шире. Автолюбители и водители-профессионалы на дорогах часто использут световой сигнал "два коротких мигания дальним светом", который может пониматься в зависимости от контекста его использования. Если мигает, едущий навстречу автомобиль - её водитель предупреждает вас об опасности. Но чаще всего такой знак подается о том, что впереди вас ведет дежурство патруль дорожной полиции. Также такой знак может означать о резком изменение качества дороги или об аварии. В любом случае, если вы получили такой знак на дороге, то удвойте свою бдительность и сбавьте скорость движения своего автомобиля.

Жестов на дороге много. И чтобы их понимать мы постараемся рассказать о них немного. Итак:

Что это значит:

На загородной трассе или городской улице: два коротких мигания дальним светом от встречной машины (днем) .

«Впереди гаишники!» (либо что-то очень опасное: ДТП, препятствие на дороге и т.п.)
На трассе: переход встречной машиной на дальний свет (ночью)

«Слепишь дальним»
На трассе: один долгий сигнал дальним светом от сзади идущей машины;

«Уступи полосу»
Правый поворотник и несколько миганий дальним от сзади идущей машины;

«Остановись у обочины»
На трассе: левый поворотник от впереди идущей фуры или большого автобуса;

«Не суйся, впереди встречная»
На трассе: правый поворотник от впереди идущей фуры или большого автобуса;

«Давай, земляк, жми на газ - впереди свободно!» , «Давай, брат, пропускаю»
В городе: один короткий сигнал дальним светом спереди или сбоку.

Сигналы руками

Жест рукой в сторону вашей двери, сопровождаемый звуковым сигналом -
У вас неплотно закрыта дверь или что-то застряло в дверном проеме, например, ремень безопасности или шарф;

Хлопанье ладонью по воздуху - У вас открыт багажник;

Жест рукой, похожий на мигающую лампочку - Пора включить фары;

Другой водитель указывает вам рукой на обочину (в серьезных случаях внимание еще привлекают гудком или светом фар) - Необходимо остановиться и выяснить в чем дело: у вашей машины какая-то неисправность;

Фига - Между задними двойными колесами вашего авто застрял камень (часто бывает у микроавтобусов);

Кисть руки описывает круг и указывает вниз - У вашего авто спущена шина;

Звуковой сигнал - По правилам звуковой сигнал можно использовать только для предотвращения аварии. Однако сейчас все чаще его используют, чтобы выразить свое недовольство пробегающим через дорогу школьником или зазевавшимся «чайником». Разумеется, световой сигнал заметит не каждый. Как бы то ни было, используйте звуковой сигнал только в экстремальных ситуациях, особенно в черте города.

Дельные советы:

1. Чтобы поблагодарить водителя или извиниться , нужно мигнуть два раза аварийкой. В Европе используют последовательное моргание правого и левого поворотников;
2. Пропуская пешеходов перед своей машиной , лучше махнуть им рукой в окно. Вашей мимики пешеходы могут просто не увидеть из-за бликов солнца на лобовом стекле, а звуковой сигнал скорее напугает их.
3. Если у соседа по потоку что-то с машиной , можно привлечь его внимание клаксоном и показать на источник проблемы.
4. Если вас обгоняет фура, считается правилом хорошего тона моргнуть дальним светом по завершении ее маневра. Ведь водитель огромной машины не всегда может определить, когда пора завершать обгон, не задев ваше авто.

Язык жестов водителей не так и богат, однако не все его могут воспринимать адекватно и однозначно понятно для себя. Такое замешательство может повлечь потерю бдительности водителя и, как следствие, аварийную ситуацию. Большая часть водителей одинаково воспринимают только сигнал о предупреждение впереди сотрудника дорожной полиции, с радаром или без. Да и по всей видимости, чтобы не затруднять общение, дабы не усложнять обмен информацией на тех участках, где и без "жестового" сленга вполне можно обойтись простым соблюдением правил дорожного движения.

Справка:

В большинстве европейских стран за моргание внешними световыми приборами можно получить серёхное наказание с наложением солидного денежного штрафа. Но в этих странах это и не требуется (мигание фарами с целью предупреждения) и причина проста и лежит на поверхности — полиция в цивилизованных странах выполняет исключительно предупредительную фукнцию...

Многие начинающие водители, выезжают на дорогу и не могут понять, зачем им сигналит другой водитель или моргает фарами встречное авто. Знать условные знаки, давно принятые среди водителей, не менее важно, чем знать правила дорожного движения. Такие знаки предназначены для того, чтобы водителям было проще понимать друг друга. В этой статье мы расскажем обо всех видах условных сигналов, принятых среди водителей.

Сигналы ближним и дальним светом

Если машина едет вам навстречу и дважды мигает дальним светом , то водитель пытается предупредить вас об опасности. Обычно такое предупреждение относится к близко расположенному посту ГИБДД, но может также предупреждать о крупной аварии, сильном гололеде и прочем. В знак благодарности поднимите ладонь.

Если же машина, которая едет за вами, сигналит одиночным и длинным дальним светом , то вас просят уступить дорогу. Включите правый поворот и перестраивайтесь. Это довольно грубый способ, поэтому часто с той же целью водители включают левый поворотник.

Если вам быстро моргнули дальним светом на перекрестке или узкой дороге, где сложно разъехаться, то другой водитель показывает, что уступает вам проезд. Не забудьте поднять ладонь в знак благодарности.

Если свет фар встречного авто ослепил вас, то включайте переменно дальний и ближний свет . Это даст водителю другой машины понять, что нужно выключить дальний свет.

Сигналы рукой

Если на улице начало темнеть, а водитель другой машины едет с выключенными фарами, покажите ему жесть подобный мигающей лампочке - резко распрямляющиеся пальцы . Он поймет, что нужно включить фары.

Если вы видите, что кто-то едет с открытым багажником, имитируйте удар рукой по воздуху .

Если вам сигнализируют рукой в направлении обочины , то перестраивайтесь и останавливайтесь на обочине, по-видимому, у вашего авто какая-то неисправность, не ощущаемая изнутри.

Если вы видите спускающееся колесо или незакрытую дверь, то сообщите об этом водителю, указывая на проблему пальцем . Вы также можете подать звуковой сигнал, чтобы привлечь внимание.

Звуковые сигналы

Длинный гудок , как правило, способ привлечь внимание водителя другого авто. Иногда он также выражает недовольство поведением водителя.

Нарастающее недовольство выражается в серии коротких гудков . Одиночный короткий гудок - способ выражения благодарности.

Сигналы аварийной сигнализацией или поворотниками

Водитель автомобиля, мигающий аварийкой , в большинстве случаев выражает благодарность либо просит прощения.

Если на узкой дороге вы собираетесь идти на обгон по встречной, а впереди идущая фура показывает левый поворот , то не обгоняйте. Таким образом водитель фуры подсказывает, что дорога занята и обгон опасен. Если же у фуры горит правый поворотник , а машины прижимается к обочине, то путь свободен. Не забудьте поблагодарить водителя, включив аварийку.

Если автомобиль едет по встречной полосе, обгоняя автобус или фуру, с включенным левым поворотником , то он сообщает всем машинам сзади, что дорога свободна и можно обгонять.

В некоторых ситуациях у водителей не получается нажать на аварийку. В этом случае при необходимости поблагодарить кого-то или извиниться за опасный маневр, поочередно включите сначала левый, а затем правый поворотник.

Сигналы тормозом

Если на автомобиле перед вами прерывисто загораются стоп-сигналы , то возможно водитель предупреждает о соблюдении дистанции.

Будьте внимательны, трактуя условные сигналы водителей. Например, фура, показывающая правый поворотник на трассе, возможно, собирается просто остановиться. Убедитесь в безопасности маневра, а не просто ориентируйтесь на сигналы.