Автомобили, которые собирают в россии. "БелДжи" открылся: государство поддержит белорусов в покупке своих авто

МИНСК, 17 ноя — Sputnik. Новый завод белорусско-китайского СЗАО "БелДжи", построенный между Борисовым и Жодино Минской области, торжественно открылся в пятницу. Президент Беларуси Александр Лукашенко дал старт запуску серийного производства автомобилей под маркой Geely, сообщили Sputnik в пресс-службе главы белорусского государства.

СЗАО "БелДжи", выпускающее легковые автомобили под маркой Geely, было создано в 2011 году. Его акционерами стали белорусский производитель карьерной техники БелАЗ (владеет 51,49% акций), СЗАО "Союзавтотехнологии" (9,01%), а также китайские корпорации Zhejang Jirun Automobile Co., Ltd (33,47%), и CITIC International Investment Limited (6,03%).

Как строили завод

По проекту, завод планировалось строить в две очереди. На первом этапе предприятие должно было собирать 60 тысяч авто в год. Первый этап включал создание мощностей по сварке, окраске и сборке кузовов, его стоимость оценивалась в 330 миллионов долларов, работы изначально рассчитывали завершить до начала 2017 года. Уровень локализации производства к этой дате должен был достичь 30%, а уже к июлю 2018 года - 50%.

Если проект станет успешным, его организаторы рассчитывали в 2018 году принять решение о строительстве второй очереди завода и увеличить мощности по сборке до 120 тысяч машин в год. При этом предполагалось, что на втором этапе будет создан полный цикл сборки.

Однако крупноузловая сборка легковых автомобилей началась еще до строительства первой очереди завода - в феврале 2013 года был собран первый автомобиль. В режиме "отверточной" сборки предполагалось изготавливать до 10 тысяч автомобилей в год. В феврале 2013 года в таком режиме был собран первый автомобиль марки Geely. Первые продажи собранных в Беларуси машин начались месяц спустя.

В настоящее время во всех областных центрах страны созданы и работают дилерские центры белорусско-китайского СП.

На площадях СП планируются к производству по полному технологическому циклу кроссоверы NL3, NL4 и седан FE3. Все автомобили будут оснащены как механической, так и автоматической коробкой передач и соответствуют экологическому классу Евро-5. Модель NL3 имеет также исполнение с полным приводом. В октябре 2017 года успешно завершены эксплуатационные испытания оборудования завода по производству автомобилей GeelyAtlas NL3. Проведение эксплуатационных испытаний по модели NL4 запланированы на январь 2018 года, по модели FE3 — на май 2018 года.

Как ожидается, в 2017 году с конвейера СП сойдут 1,8 тысячи машин, в 2018 году производство вырастет до 25 тысяч штук, в 2019 году - до 35 тысяч штук.

В настоящее время на заводе работают более 760 человек.

Сбылась мечта президента

Открывая предприятие, в пятницу глава белорусского государства рассказал, что это была его мечта - создать в стране собственное производство легковых автомобилей.

© Photo: Сергей Сацюк / БелаПАН

Белорусско-китайское СЗАО "БелДжи"

Как ранее отмечал Sputnik, над этой темой белорусские автомобилестроители работали практически с самого начала создания государства. Однако проекты с другими иностранными инвесторами оказались неуспешными в силу самых разных причин. Строить свое сборочное производство в Беларуси пытались многие - от американской General Motors до иранской Iran Khodro. Примечательно, что под Минском в поселке Обчак до настоящего времени работает СП ЗАО "Юнисон", на базе которого пытались реализовать все эти проекты, но сейчас оно выпускает автомобили не в сотрудничестве с Ираном, а с другими производителями, причем речь идет о крайне небольших партиях.

"Наши друзья откликнулись на мою просьбу и помогли создать этот прекрасный завод. Более того, еще и прокредитовали. Поэтому прежде всего я хочу сегодня сказать, что моя мечта сделать свой легковой автомобиль осуществилась", — сказал Лукашенко на церемонии открытия СЗАО "БелДжи".

Он подчеркнул, что за это необходимо поблагодарить руководство Китайской Народной Республики, в частности председателя КНР Си Цзиньпина, и добавил, что совсем скоро ему представится возможность сделать это лично.

Государство будет стимулировать продажи в Беларуси

По словам Лукашенко, запуск завода — это только начало.

"Как вы понимаете, произвести — не проблема, главное — продать. Рынок не просто насыщен, и конкуренты рыщут здесь по Беларуси и за ее пределами, пытаясь найти хоть маленькую нишу, чтобы продать свой товар. Конкуренция очень сильная. И сегодня правительству поручено разработать меры, которые позволят нам продавать хотя бы 60 тысяч автомобилей на внутреннем и внешнем рынках", — обратил внимание глава государства.

По его словам, в стране уже разрабатывается проект указа, направленный на стимулирование покупки белорусами автомобилей, произведенных СЗАО "Белджи".

"Мы думаем, какие есть возможности, чтобы помочь купить этот автомобиль. Автомобиль в семье нужен. Поэтому нужно придумать, как вас поддержать. Думаю, мы найдем хорошие варианты. В ближайшее время документ выйдет", — отметил президент.

По его словам, не исключено, что такими мерами поддержки могут стать продажа в кредит с отсрочкой платежа или механизмы финансового лизинга.

Однако, по словам главы государства, нужно думать и о том, чтобы предприятие было рентабельным и смогло реализовать свою продукцию и при удвоении производственных мощностей.

"В противном случае получится игрушка, ваша и моя, на которую будем смотреть, радоваться и продавать 10 тысяч автомобилей в год, не имея дохода на этом предприятии", — сказал президент.

По его словам, для этого нужно продавать не менее 35 тысяч машин в год.

Между тем, во многих соседних государствах действует система стимулирования государством продаж собранных на их территории автомобилей, особенно широко такие программы распространены в России. Будет ли Беларусь использовать российский опыт - пока неизвестно.

Длинная гарантия

Лукашенко также заявил о том, что гарантию выпущенных в Беларуси автомобилей Geely нужно увеличить до пяти лет.

"Гарантийный срок — нам надо выйти на пять лет. Мы уже четыре года предлагаем и 100 тыс. км пробега, надо пять лет. Надо пойти на это", — убежден Лукашенко.

© Photo: Сергей Сацюк / БелаПАН

Белорусско-китайское СЗАО "БелДжи"

Президент отметил, что уже предложил подумать над этим китайским партнерам и специалистам завода. "И каждому рабочему должно лечь в голову, что надо произвести автомобиль качественный, чтобы он мог пять лет эксплуатироваться без всяких проблем", — подчеркнул глава государства.

Не менее важный вопроссервисное обслуживание автомобилей. Правительству было дано поручение развивать сеть сервисных станций, которые давно уже функционируют в различных городах страны.

"В каждом центре будет отдельно сколько надо места для обслуживания белорусских автомобилей, чтобы человек мог свободно пройти техническое обслуживание и, если нужно, ремонт", — сказал президент.

Еще одной важной темой, по мнению президента, должно стать создание на базе БелДжи собственного конструкторского бюро.

По его словам, на первом этапе нужно привлечь около десяти человек, которые будут совместно с конструкторами с МАЗа и БелАЗа работать для того, чтобы дизайн автомобилей Geely разрабатывался в Беларуси.

Чиновники пересядут на китайские авто

Импортные автомобили в государственных органах Беларуси будут постепенно заменяться на произведенный в стране автомобиль Geely, также заявил Лукашенко.

"Я уже запретил по вертикали всем госслужащим покупать импортные автомобили. Мы уже несколько десятков закупили этих автомобилей, и сейчас постепенно будет идти замена — от правительства до председателя райисполкома", — рассказал Лукашенко.

Президент также заявил, что ездить на белорусско-китайских машинах должны и сами работники завода, и пообещал им дополнительные меры поддержки для таких покупок.

После окончания торжественных мероприятий руководители китайских компаний подарили Лукашенко электромобиль Geely, который пока не производится в Беларуси. Президент заверил, что обязательно протестирует машину, тем более ему есть с чем сравнить ее: ранее глава государства уже опробовал возможности электрокара Tesla. При этом Лукашенко отметил, что еще лучшим подарком для него станет организация выпуска в Беларуси надежных электромобилей.

Перспективы и риски

Как отметил в ходе торжественной церемонии белорусский президент, для рентабельной работы завода необходимы хорошие продажи не только в Беларуси, но и за ее пределам, особенно тогда, когда предприятие выйдет на плановые мощности.

Еще на этапе создания производства его организаторы не скрывали, что рассчитывают, в первую очередь, на российский рынок.

Однако в РФ, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2015 году было продано немногим более 11,6 тысячи автомобилей Gееly (часть из которых была собрана в России), в 2016 году — менее 5 тысяч машин.

Падение продаж было обусловлено экономическим спадом в России и падением спроса на легковые автомобили из-за снижения уровня доходов населения и удорожания банковских кредитов.

Сейчас российские аналитики отмечают некоторое восстановление спроса на машины класса Geely.. В октябре продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России выросли на 17,3%, а за десять месяцев рынок вырос на 11,3%. При этом положительные тенденции отмечаются с марта этого года. В данной связи АЕБ полагает, что по итогам 2017 года продажи достигнут уровня 2015 года.

На волне подъема рынка многие российские автопроизводители обновили свои планы, некоторые заявили о возобновлении производства популярных моделей и росте своих мощностей, в частности — Mitsubishi и Ford. Это дает российским производителям возможность рассчитывать на рост производства по итогам года на 10% как минимум.

Между тем, некоторое улучшение конъюнктуры на российском рынке легковых автомобилей пока никак не сказалось на укреплении позиций "БелДжи" на российском рынке.

По данным Белстата, за январь-июль поставки произведенных в Беларуси авто в Россию упали более чем в 2 раза до 32 миллионов долларов.

Республика Беларусь весьма слабо ассоциируется с легковым автомобилестроением. Зато всем сразу приходят в голову одноименный трактор, грузовики МАЗ и, конечно, легендарные БелАЗы. Руководство республики уже много лет пытается исправить эту ситуацию: привлечь в страну иностранные инвестиции, создать рабочие места, а заодно пересадить граждан со старых иномарок на новые машины собственного, белорусского, производства, пусть и иностранного бренда. И вот успех — соглашение с Китаем, строительство и запуск долгожданного завода «Белджи», где уже собираются автомобили марки Geely. Именно на этом новеньком совместном предприятии побывал корреспондент журнала «Движок», который увидел воочию плоды сотрудничества, которое согласовывалось на самом высоком уровне.

Именно так: в открытии завода принимал участие лично президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. Спросите, при чем здесь Россия? Все просто: даже если волевым решением президента обязать всех белорусов покупать только машины Geely, то мощности предприятия справятся с этой задачей где-то за один год работы. Поэтому 90% всей продукции будет экспортироваться и, как мы все прекрасно понимаем, подавляющее большинство машин появится на российском рынке.

Нельзя не отметить глобальный подход, с которым в Geely решились на новый шаг в покорении нашего рынка. Вместо того, чтобы использовать мощности завода Derways в Черкесске, на качество сборки которого не жаловался только ленивый, в компании решили освоить альтернативную территорию, при этом оставшись в рамках Таможенного союза.

Напомним, что компания Geely была основана в 1986 году. Как и многим автопроизводителям из Поднебесной, серьезный скачок ей удалось сделать только в «нулевых». Среди по-настоящему значимых шагов стоит отметить приобретение известной австралийской компании Drivetrain Systems International, автоматические трансмиссии которой ставятся на модели Geely, а также самую известную сделку — покупку 100% акций шведского бренда Volvo. В 2014 году марка пережила ребрендинг и получила нынешнее лицо, а впоследствии еще и прикупила Lotus и Proton.

Непосредственно в России Geely появилась в 2011 году, вместе с моделью MK. И если одноименный седан не особо пришелся по душе россиянам, то вот псевдокроссовер MK Cross, что называется, успел поймать зарождающуюся волну поголовного мирового увлечения сегментом SUV. Уже в следующем году на рынок вышла модель Emgrand с современным дизайном и гуманной ценой, которая также нашла своего покупателя. В 2014-м стартовали продажи кроссовера Emgrand X7, который до сих пор и является локомотивом продаж компании в России.

Geely MK Cross Geely Emgrand X7 Geely Emgrand

И вот теперь на отечественный рынок готовится ворваться новый кроссовер Geely Atlas. Кстати, название «китайцы» успели зарезервировать заранее, поэтому не ждите в России одноименный большой кроссовер от Volkswagen, по крайней мере с таким же именем. Именно Atlas и собирается на мощностях завода «Белджи», и, забегая вперед, скажем, что собирается на очень достойном уровне.

Geely Atlas

Предприятие является точной копией аналогичного завода в Китае. Общая площадь — 1,18 кв. км. На его территории разместились цех сборки (более 16 тыс. кв. м), цех окраски (около 8 тыс. кв. м) и сварки (более 9 тыс. кв. м). Сборочный цех делится на три основные линии: линию интерьера, линию шасси и линию окончательной сборки.

Ожидание увидеть там роботов с непонятными иероглифами не оправдались. Сборкой всецело заведуют «западные» технологии. Клей-герметик на стекла наносит промышленный робот Kuka из Германии, подает этот самый герметик к роботу клеевая система фирмы Graco родом из США, а испытательная линия отдана на откуп компании Durr — опять же из Германии.


На данный момент в цехе сборки трудится больше сотни человек, и их усилиями на сборку полностью готового автомобиля из сваренного и окрашенного кузова уходит всего три часа. Помогает им в этом сборочный инструмент шведского производства Atlas Copco с сервоприводами и беспроводной передачей данных результатов затяжки резьбовых соединений каждого конкретного автомобиля. Данная технология исключает дефекты затяжки резьбовых соединений на всех этапах сборки и соответствует самым современным международным стандартам и требованиям качества.

Цех сварки также гордится оборудованием знаменитых брендов с мировым именем. Это сварочные клещи фирмы Obara из Японии, 27 сварочных роботов немецкой Kuka, 62 адаптивные системы управления контактной сваркой Bosch Rexroth с адаптивной регулировкой, клеевые системы автоматического нанесения герметика от немецкой SCA, а также трехкоординатная измерительная машина компании Hexagon шведского производства. Задча последней — убедиться, что процент соответствия сварочных соединений составляет не меньше 95%.


Немецкие роботы Kuka варят очередной кузов Geely Atlas

Особенность таких сварочных систем заключается в способности регулировать параметры процесса сварки в режиме реального времени и обеспечивать максимальный контроль качества сварных точек. Все работы проверяются контрольно-измерительной лабораторией контроля геометрии кузова с помощью лазерных датчиков и контактных головок на специальной машине.

Особое внимание представители Geely уделили цеху окраски, который рассчитан на восемь цветов. Для нанесения покрытия на наружные поверхности кузова применяются роботы Durr со сложной кинематикой, обеспечивающей покраску на поверхностях любой конфигурации. Как и полагается заводу, который претендует на статус современного, для покраски здесь используются экологичные материалы на водной основе и электростатические методы нанесения покрытия.

За покраску и катафорезное грунтование кузовов автомобилей Geely отвечают шесть установок Graco из США для подачи и нанесения шовных и антигравийных герметиков, 16 установок той же компании для предварительного смешения и подачи лакокрасочных материалов, и еще 11 роботов Durr — непосредственно для окраски. Поставщиком материалов ванны катафореза и материалов лакокрасочного покрытия является немецкая компания Basf. Не забывают на «Белджи» и про фосфатирование. Фосфатная пленка с цинком призвана защитить кузов от коррозии. Для большей защиты от попадания различных загрязнений во время покраски используется специальная вода, прошедшая деминерализацию, чтобы убрать из нее даже малейшие частицы солей и металлов.


Несмотря на то что покраской занимаются роботы, после автомобиль обязательно осматривается контроллером, который лично проверяет каждый окрашенный кузов. То же самое происходит и после камеры лакировки. Завершающая камера полировки работает с поверхностью до тех пор, пока она не будет идеально гладкой и блестящей.

Отдельно стоит отметить, под каким неусыпным контролем гостей из Поднебесной проводится все работы. Пристальный взгляд китайских специалистов Geely неотрывно следит за каждым идущим по конвейеру кузовом, попутно сверяя данные о проделанной работе на экранах компьютеров.

Каков итог?

Если еще пару-тройку лет назад фраза «китайский контроль производства и качества» вызывала легкую улыбку, то увидев, как самые современные роботы собирают автомобили практически в стерильных условиях из самых экологичных материалов, перестаешь удивляться невообразимым темпам развития китайского автопрома. Еще немного — и колебания в выборе покупателей между европейской, японской и китайской марками станут повсеместной обыденностью, причем чей автомобиль окажется интереснее, качественнее и, главное, выгоднее, пока неясно.

Что касается непосредственно модели Geely Atlas, собираемой на новом белорусском предприятии, то успех продаж этого кроссовера пока напрямую будет зависеть от ценовой политики. На консервативный российский рынок, как ни крути, для привлечения покупателей заходить желательно демпингом, особенно в случае с китайскими брендами, отношение к которым в России предвзятое. Правда, учитывая мировой уровень производства, увиденный на белорусском предприятии, можно с большой долей уверенности говорить о том, что марка Geely имеет все шансы сломать отечественные стереотипы.

Сегодня в нашей стране собирают несколько десятков моделей иностранных марок, причем среди них представлены бренды со всего мира – США, Германия, Чехия, Франция, Япония, Китай, Южная Корея. В Калуге налажено производство престижных седанов Audi, в Калининграде – их главных конкурентов BMW. В Черкесске выпускают китайские модели Brilliance, Lifan и Geely, а в Набережных Челнах – американские Ford. На другом конце нашей страны, во Владивостоке, собирают японские Mazda и корейские SsangYong. И это лишь малая часть обширного списка иностранных моделей, производимых на отечественной земле.

Преимущества покупки автомобиля, изготовленного в России

Что дает простому автомобилисту тот факт, что приобретаемая им «иномарка» была сделана в России? Во-первых, такие модели продаются по гораздо более привлекательным ценам – ведь производителю не приходится платить весьма серьёзные ввозные пошлины. Во-вторых, то, что автомобиль был произведен в нашей стране, гарантирует высокий уровень сервиса и бесперебойное снабжение запасными частями.

Преимущества покупки иномарки российской сборки в «МАС МОТОРС»

В автосалоне официального дилера «МАС МОТОРС» представлена большая часть иностранных автомобилей, произведенных в России, – от престижнейшего немецкого седана Audi A6 до бюджетных моделей китайской марки Brilliance. В нашем салоне вы сможете увидеть все эти автомобили собственными глазами, одновременно и в одном месте, сравнить их и убедиться в том, что автомобили, которые собирают в России, ни в чем не уступают своим иностранным собратьям, сходящим с конвейеров заводов, расположенных на исторической родине бренда.

Прорыв белорусского автопрома

Белорусский автопром решил сделать прорыв на китайском авто

Утилизационный сбор или удар под дых

С одной стороны, безусловно, сбор касается как российского производителя, так и участников ТС. И в первую очередь Республики Беларусь, которая имеет такие гиганты как МАЗ и БелАЗ. Есть правда в РБ еще завод Саманд, построенный на Иранский капитал. Есть очень небольшая отверточная сборка микроавтобусов Пежо. Но брать в расчет мизерное количество выпускаемой техники, было бы неуместно. Выпуск в тысячу штук, а Пежо и того меньше, не сделает погоды даже на рынке столичном, не говоря на рынке страны или на территории таможенного союза.

Немного отклонимся от темы и посмотрим, что грозит МАЗ и Белаз. Россия, так или иначе, заполучит контроль над этими гигантами. Вопрос на сегодня состоит только в том «когда» и «за сколько?». Когда вводился утилизационный сбор, Россия прекрасно понимала, что это немного сделает выигрышными авто собранные в России. Так же все понимали, что РБ получит удар под дых. Чтобы иметь благородный вид, утилизационный сбор вводится и на авто, произведенные в России. Вот только российский производитель не будет его вкладывать в цену. Россия имеет полное право компенсировать из бюджета расходы, связанные с введением утилизационного сбора. А что делать белорусскому автопрому? Как быстро посчитали экономисты, МАЗы подорожают для покупателей минимум на 5%. А вообще речь идет о росте цен до 14% на продукцию Минского автомобильного завода.

В итоге, КАМАЗ становиться более привлекательным, чем МАЗ. Сворачивание таких производств, даже незначительное сокращение, приведет к серьезным последствиям. Еще терпимо с таким производством как МАЗ. Столица сумеет трудоустроить высвободившиеся руки. А вот что делать с Белазом? Этот гигант является градообразующим предприятием. Остановка производства сулит сделать чуть ли не всех жителей города Жодино безработными. Что предприняло правительство РБ?

Новый белорусско-китайский автозавод «Белджи»

Поездки в Китай на самом высоком уровне не прошли даром. В РБ организовали производство белорусско-китайского автомобиля Белджи. Новый завод, построенный практически с нуля, выйдет на полную мощность в 2019 году. Объем производимых авто должен составить 120 000 единиц. Не мало. В планах так же наращивать производство и в будущем. А, за прошлый год, на только что открытой производственной линии собрано 2,5 тысячи авто. Уже продано 1,7 тысяч. Учредителями автозавода «Белджи» выступили: китайская компания «Dgeely» , ОАО БЕЛАЗ и СЗАО «Союзавтотехнологии». На сегодняшний день уже реализован проект по производству автомобилей Белджи мощностью до 10 000 машин в год. Именно столько собираются выпускать в РБ в этом и следующем году.

И чем это может обернуться для России? Сегодня китайского производителя автомобилей не очень-то бояться как конкурента на просторах РФ. А зря. Как показывает практика, китайские производители очень быстро учатся. Еще каких-нибудь пять – семь лет назад, тест драйв китайских авто говорили однозначно, что это гробы, в прямом и переносном смысле. Притом, какого китайского производителя не возьми. Низкое качество деталей. Отвратительная сборка. А краштесты – сценарий для фильма ужасов. …

Но с каждым годом китайские автомобили все больше и больше начинают напоминать автомобиль, а не гроб на колесах. А если взять в расчет качество специалистов Белаза, которые, несомненно, будут принимать самое активное участие в производстве автомобилей, принять во внимание, что качество белорусской техники все-таки лучше китайской за счет наличия специалистов высокого класса, а так же неплохо подготовленного инженерного корпуса, наличие в РБ учебных заведений и собственной школы автомобилестроения, то игра стоит свеч. Но прежде чем выносить суждения, давайте разберем и разложим все по полочкам.

Начнем с того, почему в РБ не пришли именитые авто гиганты и не стали вкладывать средства в развитие автопрома РБ. Все довольно просто. Европейские производители и не придут на рынок РБ, сколько их туда не заманивай. Европейцы осторожничают. Да и нельзя сбрасывать со счетов негласное эмбарго на технологии для РБ и продукцию из нее. Примеров тьма. Не раз можно было слышать от производителей различных товаров жалобы, на то, что их продукцию просто не пускают в Европу. Есть покупатель, видящий выгоду от реализации в Польше, Германии, Франции продукции того или иного производителя РБ. Но вдруг, по каким-то не ясным причинам они отказываются от сотрудничества. Примером может служить продукция хлебозавода Гродно. Вилейский оптико-механический завод имеет серьезнейшие и высокотехнологичные разработки в области оптики, в частности прицелов. Из-за проволочек и искусственных барьеров, они уже потеряли не одного клиента по всему миру.

И что интересно, барьеры отнюдь не с белорусской стороны. По мнению специалистов, существует негласный запрет на приобретение белорусской продукции по политическим соображениям. С другой стороны правительство РБ само поставило себе подножку, конфискуя и выкачивая средства из предприятий с иностранным капиталом. Как только требуются деньги – начинается охота на бизнес и бизнесменов. Они в мгновение ока становятся наркоторговцами, укрывателями доходов, злостными аферистами и так далее.

Пример — ОАО «Коммунарка». Тот же Форд, который хлопнул дверью и Форд-Юнион приказал долго жить. Не безызвестная история с дилером Фольксвагена ОАО «Атлант М». Преследование руководства, желание определенных сил просто отжать бизнес, привело к тому, что концерн Фольксваген вмешался всем своим авторитетом, остановив травлю своего белорусского партнера. Говоря простым языком, немецкий авто производитель вежливо предупредил, что если по любым обстоятельствам смениться собственник с белорусской стороны, то они позаботятся о достойной рекламе бизнес-климата в РБ так, что ни один себя уважающий инвестор никогда не вложит и ломаного цента на территории данной республики. Это возымело действие.

Но в итоге, дальше, чем организация дилерской сети по продажам, в РБ дело дальше не пошло. И сколько чиновники потом не пели «…мы гарантируем…», «….мы так больше не будем…» — поезд ушел. Да и условия, выдвигаемые белорусской стороной, не всегда были приемлемыми. Белорусская сторона была заинтересована в получении серьезных доходов в казну в виде налогов и валютных вливаний. А попутно в решении еще кучи социальных вопросов за счет инвестора. Но любой инвестор заинтересован вкладывать и получать прибыль, а не заниматься благотворительностью и раздачей слонов. Многие предприятия, которые ждут и не дождутся инвестора, по сути, представляют собой набор помещений в аварийном состоянии, убитой инфраструктурой, антикварным технологическим оборудованием. В придачу всегда есть угроза, что завод или имущество, за какие-то нарушения просто возьмут и заберут. Рисковать своими средствами ни кто не желает. Да и не секрет, что были определенные силы, которые думали за счет инвестора модернизировать свои производства, наладить выпуск товаров мирового уровня, а затем просто вышвырнуть инвестора с благодарственными пожеланиями «Будут еще деньги — заходите!». А что же китайцы?

А вот китайцы рискнули. Во-первых, китайские автомобили не особо ждут в Европе. Собирать в Китае и везти их через всю Азию и Европу накладно, дорого. А завоевывать рынки как-то надо. Китай мощная держава. Завоевание новых рынков сбыта – целевая программа на государственном уровне. Неизвестно как договаривались они с правительством РБ, но кое-какие выводы можно сделать. Ведь одно дело открыть производство. Но надо решить вопрос со сбытом. И тут на свет появляется проект интереснейшего документа.

Новые требования к белорусским такси

С 1 мая 2014 года в РБ должны ввести новые требования к автомобилям такси. Что сей закон готовит? И причем тут белорусско-китайские отношения? А готовится следующее. Автомобиль такси, должен быть не старше семи лет. Иметь климат-контроль, четыре двери. Габариты не менее 4,4 метра в длину, 1,7 метра в ширину. Обязательно наличие АБС и подушек безопасности. Что интересно, идеально проходит к данным требованиям выпускаемый Белджи седан SC7 (1,8 бензин МКПП). В случаи принятия закона будет наблюдаться любопытная ситуация. Белджи стоит в пределах 13 000 долларов. Приобретать в такси автомобиль шести лет от роду экономически нецелесообразно. Через год его придется менять. Нужен авто не старше четырех, максимум пяти лет. А что можно купить на авторынке, чтобы машина отвечала новым требованиям? Это авто ну ни как не Дэу Матиз и иже с ними … Четыре с половиной метра, это как минимум Ауди А6 и аналогичные по классу авто. Кое-как вписывается ВАЗовский Ларгус. Но вот цена его как минимум 14 400. А еще доставка и прочие накрутки. Да и с обеспечением запчастей из Тольятти все-таки наверняка будет хуже, чем на Белджи, производство которого имеется в Минской области.

Становится понятным, что закон создается аккурат под автомобиль Белджи. Вторая хитрость, если иностранным компаниям, производителям карьерных самосвалов удастся выжать с Российского рынка Белаз, то рабочих запросто можно трудоустроить на Белджи. Пока завод ориентирован на выпуск 10 000 авто в год. Как мы говорили выше, к 2019 году эта цифра вырастет до 120 000 в год. А это серьезное производство. На первом этапе с помощью закона правительство просто заставит пересесть часть своих таксистов на Белджи. Наверняка заставит некоторую часть управленцев среднего звена пересесть из АУДИ и БМВ в тот же Белджи. Белорусам не привыкать к директивам, требующим приобретать только белорусские товары для предприятий. Тут есть еще хитрость. До пуска основного производства, за пять лет Белджи учтет все нюансы эксплуатации автомобилей на белорусских дорогах. Как обещают производители, модельный ряд так же будет постоянно обновляться. И у китайцев это неплохо получается, если судить по любым товарам из Поднебесной. Реагировать на спрос рынка они умеют молниеносно.

Подведем итог

Китайская расторопность, инвестирование без малого 650 миллионов долларов в производство, наличие в РБ необходимых специалистов и квалифицированных рабочих кадров, отток которых предполагается из-за сокращения производства с МАЗа и в первую очередь Белаза. Практически завод с нуля, а не модернизированное старое производство, которое выстроено на практически выработавших свой ресурс фондах. И заявка в 120 000 автомобилей, которых явно много для девяти миллионного населения Беларусь.

Не надо быть провидцем, чтобы понять, куда ориентируется производитель Белджи. Еще добавим, что Китай уже не та страна, которая только копировала и ничего толком не могла придумать сама. Китайские разработки и технологии все громче заявляют о себе. И автомобилестроение не исключение. Несомненно, совместное производство будет внедрять самые передовые разработки. Нет сомнений и в том, что командно-административная система РБ так же может сыграть положительную роль в развитии данного предприятия. Да и бизнес из Поднебесной нельзя упрекнуть в том, что китайцы готовы сорить деньгами и вкладывать в нежизнеспособные проекты.

Вспомним Польшу с ее автопромом. Вначале туда пришли западные компании, за тем корейские. В итоге ушли в небытие Полонезы, польские Фиаты, Варшавский тракторный завод. Но тут понятно. Просто была задача уничтожить конкурента. Именно это делают в странах принимаемых в ЕС из центральной и восточной Европы. Приватизируются предприятия, а затем банкротятся, расчищая путь товарам главных держав ЕС. Заподозрить в этом китайцев по отношению к РБ было бы несколько не логично. Китайский автопром мало представлен на европейском рынке. Да и российский рынок не Бог весть как освоен. Интерес развернуть мощное производство в самом центре Европы выглядит вполне логичным. И вполне можно ожидать, что со временем белорусско-китайский автомобиль будет по качеству не уступать тем же корейским автомобилям.

Нет сомнений, что китайцы будут внедрять на этом производстве свои последние разработки, чтобы если уж не сравняться, то догнать по соотношению цена-качество корейских и европейских производителей. Чего не скажешь о заводах отверточной сборки в РФ. Выпускаемые в РФ авто ведущих мировых брендов уж ни как не назовешь последним словом научной мысли в автомобилестроении. Самые новые модели автогиганты собирают у себя на родине, доверяя сборку своим рабочим.

А вот что попроще собирают в третьих странах, в том числе и России. Белорусский Саманд, который шел практически по такому же пути, как и производство ведущих автобрендов в РФ, показал несостоятельность такого подхода. По сути Саманд это Пежо 405, выпуск которого давно прекращен во Франции. И все потуги предать ему современный вид, внося незначительные изменения ни к чему не привели. Цена с 10 000 выросла до 12000 – 14 000.

И, по мнению водителей, российский Ларгус выглядит предпочтительнее Саманд. Продажи идут слабо. Машина не пользуется спросом. Вообще будущее Саманд весьма призрачно. Та же история и с Рено на ВАЗе. Французы, имея солидную долю в Тольятти, так же не спешат внедрять самые передовые технологии и разработки. Вот тут и напрашиваться вывод. Китай за последние двадцать лет не раз показывал, как можно и нужно работать и зарабатывать. Огромные средства тратятся на науку.

Китай уже имеет свой истребитель пятого поколения, разработанный китайскими конструкторами и собранный чисто китайской промышленностью. Китай имеет технологии, позволяющие им осваивать космос. И как уже говорили, китайские автомобили сегодняшнего дня, это не те авто, которые выпускались еще пять лет назад. Китайские разработки, помноженные на белорусские требования на законодательном уровне к используемым материалам и качеству, вполне могут дать возможность выпустить в ближайшие лет пять вполне европейского качества автомобиль, по весьма сходной цене. И к 2020 году Белджи побегут не только по Российским дорогам, но и по дорогам Европы.

А вот российскому автопрому стоит задуматься. Выпускать автомобили вчерашнего дня, которые все равно уступают последним разработкам ведущих брендов, играя лишь на доступной стоимости, прямой путь оказаться у разбитого корыта. Технологически Ларгус это вчерашний день европейского автомобилестроения. Иметь своего покупателя только за счет доступной цены не дальновидно. Но в один прекрасный день может статься так, что на рынок в таможенном союзе выйдет автомобиль, который по качеству, по технологическим новшествам будет не уступать европейским брендам. А вот по цене пододвинет российского производителя. И белорусско-китайский автомобиль уже ни как не обложишь налогом.

Да и другие методы борьбы с конкурентами могут не сработать. Одно дело влиять и давить чисто белорусское производство. И совсем другое, ставить палки в колеса китайским партнерам белорусов. Тут можно получить и адекватный ответ со стороны Китая. Да и утилизационный сбор правительство РБ может так же погасить по примеру России. Но как сложиться судьба Белджи покажет время. Но понятно одно. Создание такого мощного производства на территории РБ однозначно вытеснит российские легковушки с рынка РБ. Хотя не будем загадывать. Ведь в наше время экономических штормов, ситуация может измениться в любой момент кардинально. Остается только ждать.

Планы атозавода Белджи:

сайт, 2013-2019 | Все права защищены

Похожие посты:

Метки: Emgrand X7 , SC 7 , Белджи , Китай

Начнем с важного события в истории белорусского машиностроения. Первый серийный белорусский легковой автомобиль сошел с конвейера. Так символично и торжественно сегодня в Борисовском районе открыли завод «БелДжи». В церемонии принял участие и Президент Александр Лукашенко. Это уникальный проект производства легковых автомобилей в стране, который отвечает всем мировым требованиям автопрома. Мощности позволяют выпускать 60 тысяч авто в год. В дальнейшем показатель планируют удвоить. И если для потребителя легковое авто - это средство передвижения, то для производителя, тем более на европейском континенте, это роскошь. Найти свое место на плотном рынке сейчас непросто, так что инвесторы очень тщательно выбирают себе партнеров по бизнесу в этой сфере. Точкой отсчета для Беларуси стал 2014. Тогда с китайской корпорацией был подписан контракт о строительстве. Всего два с половиной года и принципиально новое производство вписано в белорусские пейзажи. А еще в стратегическую и для нас инициативу Китая «Новый Шелковый путь». Пока на заводе производят одну модель кроссовера. В следующем году линейка белорусских Geely пополнится еще одним внедорожником и седаном. О перспективах амбициозного проекта - Андрей Кривошеев.

118 гектаров. Два года назад здесь корчевали пни и ровняли песок. Сегодня собирают машины. Завод-гигант с глобальной заявкой на востребованность и лидерство в Евразии. Амбициозно? Оправданно. Производство под Борисовом полностью выдерживает стандарт мирового автопрома. Построено с перспективой и быстро.

Сроки на создание завода рекордные даже по мировым меркам, говорит главный технолог Павел Гурецкий. Полный цикл: от сварки до стенда на выставке и ключей хозяину. На каждом этапе – современные технологии. Станки, материалы, начинка или, как говорят автовладельцы, «рабочая лошадка подкована» или «полный фарш». Специалисты «БелДжи» собирали лучшее, что есть в мире. Акцент на европоставщиков.

Павел Гурецкий, главный технолог СЗАО «БелДжи»: «Мы делали особый акцент на то, чтобы оборудование и система качества соответствовали самым строгим стандартам отрасли. Цель – подтвердить все международные требования. Поэтому основное оборудование – европейских производителей. Потребитель должен быть уверен, что процессы все и качество на этом предприятии самого высокого уровня».

Например, «варят» новенькие белорусские кроссоверы истинные баварцы. Точнее, баварские роботы. Именно такие стоят на заводе Porsche в Германии. Покраской заняты тоже немецкие роботы, те самые, что придают цвет североамериканским GM («Дженерал моторс»), и в мировом масштабе от Америки Латинской до Евразии красят самолеты. На сборке работает шведский электроинструмент. Мало кто знает, но те же «скандинавы» помогали строить БАМ - Байкало-Амурскую магистраль. Такой промышленный интернационал явно порадует владельца. Садишься в белорусский кроссовер и ощущаешь себя и патриотом, и хранителем традиций, и человеком мира.

Приятная слуху автомобилиста, заводчанина и государства арифметика большого дела:

8 часов одной смены - это 120 автомобилей. Будут заказы - готовы работать в две смены.

На первом этапе это 60 000 автомобилей в год. Перспектива - 120 000. Первые серийные в продаже обещают уже в ноябре.

Едем с Geely дальше. Новое производство - это 1500 новых рабочих мест. С ними жодинско-борисовский конгломерат окончательно становится столицей белорусского автопрома. Не забываем про Минск, Могилев, Гомель и Лиду, но на 10 000 населения - это самый автомобилецентричный регион страны.

Общий объем инвестиций - около 400 миллионов евро. Деньги вложены с расчетом на весь необъятный евразийский рынок и премиальный евросоюзовский, готовы конкурировать ценой и качеством.

Пилотная линейка - это три модели: два кроссовера и компактный седан. Но завод возвели универсальным. Сейчас мировая автомода на экономные и стильные городские «паркетники» с хорошей начинкой. Но если завтра мода качнется к универсалам, купе или мощным спорткарам, готовы выпускать и такие.

Кстати, ворчать на «угловатость» первых Geely в Беларуси больше не придется. К изящному облику новых авто приложили руку лучшие дизайнеры.

Владимир Павлович, заместитель директора СЗАО «БелДжи»: «Это уже не те китайские производители, которые занимались копированием брендов. Сегодня кроссовер NL3 – это совместная разработка того же шведского дизайнера, который работает на ту же «Вольво», входящую в концерн Geely. Уровень компонентов, электронной начинки - это уровень мировых лидеров».

В цехах "БелДжи" можно с легкостью снимать научную фантастику. Например, здесь, где идет сварка и трудятся немецкие роботы. Траектория и грация их движений завораживает. Цепкая рука захватывает крышу, наносит герметик, устанавливает на место и виртуозно меняет инструмент. Аналогов в Беларуси просто нет. И даже на автозаводах в Китае, специалисты которых отладили линию, оборудование постарше.

Чен Вэньань, заместитель директора по производству СЗАО «БелДжи»: «По сравнению с китайскими заводами Geely эта сварочная линия с роботами более передовая. Все процессы автоматизированы. Оборудование настроено на три модели автомобилей без переналадки. Основные специалисты, управляющие персоналом на производственной линии, прошли стажировку в Китае. И таких более 90 человек».

Подбор кадров для завода – вопрос жесткий и принципиальный. Еще на этапе пробной партии конкурс среди слесарей, сборщиков, сварщиков и логистов зашкаливал. Был выше, чем в иных престижных вузах. Техника - высокоточная, взаимный контроль интеллекта человеческого и искусственного. Чтобы полностью исключить и пресловутый человеческий фактор, и не менее знаменитый программный «крэш даун»

С конвейера новенького завода, который что внутри, что снаружи, как с иголочки, уже сошла пробная партия. Автомобили обкатали, проверили, оценили. На автофорумах и в оценочных проектах они даже успели произвести фурор.

Но полновесный серийный выпуск и ровное дыхание завода начинается с этого нажатия…

В первых промышленных партиях кроссоверы в строгом черном и белом исполнении. В уже ставшем классикой «серебре» и дань городскому гламуру - красный. По начинке авто превосходят все известные белорусам Geely, хотя по цене будут не из самых дешевых. Завод пробивается в премиум-класс для среднего класса. Компенсируют расходы приятные ощущения от интерьера и ходовой.

Естественно, запустить завод и не протестировать новинку белорусского автопрома лично белорусский лидер не мог. На специальном заводском треке - вся специфика городской среды: имитация трамвайных рельс, брусчатки и неровностей асфальта. Президент как опытный и заядлый автомобилист тестирует кроссовер по полной.

Geely планирует стать народной маркой не только для потребителей, но и для тех, кто собирает. Уровень локализации, т. е. отечественных деталей, хотят довести минимум до 50%. На первом этапе в атласе будут аккумулятор, стекла и диски, сидения, двигатель, задние фонари, выхлопная и тормозная системы белорусского производства. Это позволит загрузить заказами десятки смежников, гарантирует рабочие места и зарплаты. Например, на первую зиму кроссовер уже "переобули" в бобруйские шины.

Мы наш, мы новый… Geely построим. За всю историю Беларуси республика впервые настолько близка к созданию по-настоящему народного автомобиля. Ведь собирались же, и не раз, и умеем собирать сложнейшее от БелАЗов до всей линейки городской и агротехники. Для «вишенки на торте» белорусского автопрома не хватало малого, точнее, большого китайского партнера и большой Евразии с открытыми для торговли границами.