Газ шелковый путь. Газель преодолела"Шёлковый путь". Новый Шелковый путь изменит правила игры

Друзья, чтобы не отвечать индивидуально на вопросы, которые начали поступать, отвечу на них одним постом и сразу на все...

Соболь 4х4 пресс-экипажа Михаила Рябинина на ралли-марафоне Шелковый Путь 2016. Пустыня Гоби. Китай.

1. Да, я не еду Шелковый Путь 2017!

Это не связано с отказом в аккредитации или другими происками врагов. Вокруг меня все приличные люди и отказ ехать Шелковый Путь основан только на моем решении. Поясню...

Маршрут "assistance" я проехал на Соболе 4х4 в прошлом году, что автоматом делает для меня неинтересным попытку повторить это. Соболь все доказал, я уже все видел. Нового ничего не увижу, а значит скучно.

Планировалось, что маршрут Шелкового Пути 2017 я проделаю по боевой трассе на подготовленном автомобиле, но его мы сделать не успели и поэтому идея осталась идеей. Не все происходит так, как хочется.

Команда ГАЗ Рейд Спорт на финише ралли-марафона Шелковый Путь 2016. Пекин. Китай.

2. Нет, я не покинул команду ГАЗ Рейд Спорт!

Команда ГАЗ Рейд Спорт подарила мне много эмоций, удовольствия и знаний, поэтому я не поменяю ее ни какую другую, даже если это Супротек и мне пообещают зарплату в 5 000 долларов в месяц. Ну, вдруг пообещают...

ГАЗ Рейд Спорт едет ШП2017 в составе двух боевых экипажей и на этот раз честь команды отстаивают братья Коструковы. Я буду следить за состоянием дел команды, контролировать их и конечно болеть за коллег и друзей.

Прямые трансляции команды ГАЗ Рейд Спорт вы сможете увидеть прямо на моем канале в YouTUBE . Подписывайтесь и не пропустите ничего нового и интересного. По возможности буду делиться тем, что узнаю сам.

Команда ГАЗ Рейд Спорт что-то потеряла в степи Казахстана.

3. Да, проверять организацию гонки я буду!

Организаторы пообещали, что в этом году все будет круче, чем в прошлом. По количеству заявленных автомобилей получился уже небольшой даунгрейд, но количество участников не показатель организации гонки, а только показатель интереса к ней у спортсменов и экономической ситуации в мире автоспорта. Участие в гонке не дешево.

По предварительным данным, организаторы учли многие замечания и в этом сезоне должно быть все лучше. Это касается интернета в бивуаках, а также дорожных книг для прессы с указанием фототочек. Напомню, что в прошлом году после пересечения границы Китая фототочек у нас просто не было и ездили мы по трекам Сергея Таланцева, за что ему поклон.

Надеюсь, что ШП2017 пройдет на позитиве, ведь организаторам надо провести как минимум три выпуска. Если в этом году будет провал, то следующий год станет катастрофой. Искренне желаю и организаторам, и участникам отличной гонки и поменьше проблем, которые были у нас.

20 000 километров в сложнейших условиях оказались хорошей проверкой для внедорожного автобуса.

4. Да, я проведу освободившееся время с пользой!

Конечно я рад освободившемуся времени, которое я уже весьма неплохо распланировал. Как минимум, будет одно увлекательное путешествие, а может и два. Если все сложится, то я порадую вас поездкой на мотоцикле и конечно поездкой на Соболе 4х4.

Кстати, Соболь 4х4 будет участвовать в выставке "Off-Road Show" и вы сможете увидеть его на стенде автомобильного завода ГАЗ. Мне это очень приятно, что на заводе воспринимают мой автомобиль достойным быть представленным таким образом. Ну и Соболь заслужил это право своей безотказной работой в нескольких путешествиях.

P.S. Если появятся новые вопросы, то добавлю их в этот пост... :) Спасибо, что помните обо мне и пишите свои вопросы и мнения относительно стартующего ралли-марафона "Шелковый Путь 2017".

Ралли-рейда подал 61 экипаж из тринадцати стран. После административных проверок и технической инспекции на торжественный старт на Красную площадь были допущены 21 грузовик и 33 автомобиля.

Среди них - 12 российских экипажей: шесть в зачете грузовиков, еще шесть - в автомобильном зачете. Единственный женский экипаж в марафоне - тоже российский: Мария Опарина и Таисия Штанева (Suprotec Racing ) едут на Maverick X 3 XRS DPS 903 TCIC в зачете Т3.

Один из наших автомобильных экипажей - настоящие фанаты гонок. Сергей Шалыгин и Артем Канивец, которые едут гонку на Toyota Land Cruiser , - из Владивостока. До старта соревнования в Москве они добирались по дорогам общего пользования и к началу марафона уже успели преодолеть более 20 тысяч километров. Теперь, по сути, они начали путь домой. Разве что в режиме гонки, то есть чуть быстрее и не всегда по дорогам.

Стоит выделить еще один автомобиль: ГАЗ 2704ЕВ, на котором выступают Александр Семенов/Рамиль Замалетдинов (№ 126). Экипаж заявлен под именем BFCEC Sport : в подготовке техники помогала китайская компания Beijing Foton Cummins Engine Company, производящая дизельные двигатели.

Один экипаж заявила ASPEC Motorsport : Виктор Хорошавцев/Антон Николаев едут на BMW X 3 (№ 111).


Команда «ГАЗ Рейд Спорт» выставила четыре машины, причем две в зачете грузовиков. На этих ГАЗ-C41R13 ГАЗон Next едут Болеслав Левицкий/Александр Обухов (№320) и Михаил Шкляев/Александр Лагута (№ 322). А в зачете автомобилей соревнуются два ГАЗ 33027: Александр Коструков/Евгений Павлов (№123) и Михаил Коструков/Олег Нежнов (№ 128), ГАЗ 33027.

Представлен четырьмя грузовиками в составе экипажей:

Айрат Мардеев/Айдар Беляев/Дмитрий Свистунов (№ 300);

Дмитрий Сотников/Руслан Ахмадеев/Ильнур Мустафин (№ 303);

Эдуард Николаев/Евгений Яковлев/Владимир Рыбаков (№ 307);

Антон Шибалов/Андрей Мокеев/Дмитрий Никитин (№ 312).

К сожалению, не примут участие в гонке заявившиеся ранее Владимир Васильев/Константин Жильцов - из-за травмы спины у Владимира, а также Сергей Успенский/Андрей Русов.

Впрочем, россияне выступают и за латышскую AVMotorsport . На Mitsubishi L 200 с Алдисом Вилцансом едет Антон Плетнев, а на Toyota Land Cruiser - полностью российский экипаж: Юлия Мигунова-Хегай и Игорь Петенко.

Любопытно, что русский язык - средство коммуникации во франко-украинском экипаже Sodicars : пилот Фредерик Шавиньи признался, что переговоры по радио со штурманом Игорем Мотко ведет именно на нем. Возможно, не все из них, но на территории России француз точно не пропадет: на старте марафона он продемонстрировал хорошее произношение и познания в языке.

Французы - соорганизаторы ралли «Шелковый путь», поэтому неудивительно, что в числе участников так много французских экипажей. Одна команда Peugeot выставила три автомобиля. «Дрим-тим», как и в , составили Сириль Депре, Стефан Петерансель и Себастьен Лёб. В этом году они едут на прототипе Peugeot 3008.

«МАЗ-СПОРТавто» из Белоруссии выставила три прототипа МАЗ-5309RR в зачете грузовиков: Сергей Вязович/Павел Гаранин/Андрей Жигулин (№ 304), Александр Василевский/Дмитрий Вихренко/Антон Запорощенко (№ 309), Алексей Вишневский/Максим Новиков / Андрей Неверович (№ 316).

А вот Казахстан в грузовиках представлен Артуром Ардавичусом, но он выступает за голландскую команду Жерара Де Роя. Причем едет Артур на предыдущем грузовике самого Де Роя, а Жерар - на новом прототипе. Поэтому голландец осторожничает в прогнозах, напоминая, что техника пока не успела зарекомендовать себя. Впрочем, вряд ли бы он стал заявляться в столь серьезную гонку, не будучи уверенным в возможностях нового Iveco .

В гонку заявлен целый десант китайских автомобилей, среди которых самым сильным участником можно назвать Хань Вэя, победителя соревнований в Китае. В прошлом году он уже участвовал в «Шелковом пути» и в этом планирует вновь добраться до финиша и по возможности навязать борьбу лидерам. Выступать он будет на SMG 0 RC 0028 за команду Geely Auto Coopertires Team .

Кстати, уже после старта в список допущенных участников добавился еще один внедорожник - китайский дуэт на Toyota Hilux . Поэтому на первый спецучасток вышло 34 автомобиля и 21 грузовик.

Ночью участники марафона покинули Москву, чтобы днем прибыть к месту старта первого спецучастка под Чебоксарами. Для разминки его сделали недлинным - всего 61 километр. Опасения, что погода помешает соревнованию, не оправдались: старт дали по расписанию. Среди автомобилей первым на трассу отправился Сириль Депре, следом за ним - Язид Аль-Раджи (X-Raid MINI), Себастьен Лёб (Peugeot), Брайс Мензис (X-Raid MINI) и Стефан Петерансель (Peugeot).

Вероятно, в отсутствие Владимира Васильева именно они поведут главное сражение за победу. И свою решимость подтвердил Себастьен Лёб - он быстрее всех прошел СУ1: 0:42:02. На 29 секунд отстал от него Петерансель, третьим стал Сириль Депре, уступивший 2 минуты 14 секунд.

Себастьен Лёб (Peugeot Sport): «Учитывая состояние трассы, мы старались проехать в оборонительном режиме, и всё прошло неплохо. Машине весом в две тонны ехать по мокрой траве непросто - рисковать приходилось чуть ли не в каждом повороте. Наш результат - это не следствие стратегии, ведь стартовать первым завтра - не самая удобная позиция».

Лучшим из россиян на первом СУ стал Александр Семёнов (BFCEC Sport Газ) - он занял девятое место, следом за ним в протоколе расположился Михаил Коструков (ГАЗ Рейд Спорт).

Среди грузовиков первым финишировал чех Мартин Коломы (TATRA BUGGYRA Racing ): 0:49:43. В 51 секунде позади - его соотечественник Алеш Лопраис (Instaforex Loprais Team ). Третье место у голландца Тона ван Генугтена (Petronas Team De Rooy Iveco).

Российские экипажи пока не спешат: Антон Шибалов (КАМАЗ-мастер) занял восьмое место, остальные расположились далее первой десятки.Как пояснил его сокомандник Айрат Мардеев, они с самого начала понимали, что не смогут выиграть:

« Мы стартовали первыми, а в таких условиях это всегда самая плохая позиция, потому что тебе приходится расчищать дорогу для других. Траектории были очень грязные, поэтому мы ехали аккуратно. В какой-то момент мы пропустили ван ден Бринка и де Роя, и увидели, что им также тяжело - и с этого момента мы втроём и ехали».

Хотя спецучасток и был коротким, но наверняка он запомнится своим рельефом, особенно Марии Опариной и Таисии Штаневой. В их открытом грязь летит прямо на пилота и штурмана, поэтому на финише девушки вместе с техникой выглядели так, будто преодолевали болото. Всего лишь прошли дистанцию! 29-е в автомобильном зачете и третьи в своей категории Т3.

Ощущения от прохождения спецучастка разделил Александр Семенов (BFCEC Sport ): «Очень много тины было - прямо грязюка, которая „всасывала“ машину. Травища большая, в ней постоянно идёшь юзом - то передней осью, то задней. Кружишься, но всё равно идёшь».

В воскресенье участникам «Шелкового пути» предстоит преодолеть 785 километров пути, из которых 157 километров отведено на второй спецучасток. К концу дня экипажи должны добраться до Уфы.

Общий зачёт марафона, по итогам первого этапа, первая десятка

Автомобили:

  1. Себастьен Лёб (Peugeot Sport) - 0:42:02
  2. Стефан Петерансель (Peugeot Sport) +0:29
  3. Сириль Депре (Peugeot Sport) +2:14
  4. Язид Аль-Раджи (X-Raid MINI) +3:38
  5. Брайс Мензис (X-Raid MINI) +3:38
  6. Кристиан Лавьей (Baicmotor) +3:43
  7. Хань Вэй (Geely SMG) +8:20
  8. Жером Пелише (Raid Lynx Toyota) +9:50
  9. Александр Семёнов (BFCEC Sport Газ) +9:53
  10. Михаил Коструков (ГАЗ Рейд Спорт) +11:01

Грузовики:

  1. Мартин Коломы (Tatra Buggyra Racing) - 0:49:43
  2. Алеш Лопраис (Instaforex Loprais Team) +0:51
  3. Тон ван Генугтен (Petronas Team De Rooy Iveco) +2:03
  4. Сергей Вязович (МАЗ-СПОРТавто) +2:35
  5. Жерар де Рой (Petronas Team De Rooy Iveco) +4:01
  6. АртурАрдавичус (Astana Motorsport Team De Rooy Iveco) +4:06
  7. ПаскальдеБар (Riwald Dakar Team Renault) +4:07
  8. Антон Шибалов (КАМАЗ-мастер) +4:18
  9. Алексей Вишневский (МАЗ-СПОРТавто) +5:29
  10. Мартин ван ден Бринк (Mammoet Rallysport Renault) +5:52

Фото: пресс-служба марафона «Шелковый путь», Александр Феоктистов, Ольга Полякова, Suprotec Racing , Geely Motors, МАЗ-СПОРТавто

11.07.2016

Шесть спортивных автомобилей ГАЗ стартовали с Красной площади в Москве для участия в ралли-рейде «Шелковый путь». В составе команды «ГАЗ Рейд Спорт» - спортивные «ГАЗели NEXT», «Соболь 4х4», «Садко» и «Садко NEXT».

Автомобили изготовлены на базе серийной продукции Горьковского автозавода, входящего в «Группу ГАЗ» одной из крупнейших в России диверсифицированных промышленных групп «Базовый Элемент».

Автомобили команды «ГАЗ Рейд Спорт» стартовали с Красной площади в Москве. Две машины команды – спортивная «ГАЗель NEXT» и «Соболь 4х4» – пройдут всю гонку от Москвы до Пекина и финишируют в Китае 24 июля. На «Соболе 4х4» стартует единственный в ралли-рейде полностью женский экипаж. Длина маршрута ралли-рейда составит более 10 000 км. Еще четыре автомобиля: две «ГАЗели NEXT», выступающие в категории Рейд-спорт, а также «Садко» и «Садко NEXT», выступающие в грузовом зачете, примут участие в первой половине марафона, которая одновременно является IV этапом чемпионата России по ралли-рейдам. Финиш этого этапа планируется в столице Казахстана Алматы 14 июля.

По пути спортсмены преодолеют грунтовые дороги Татарстана и Башкортостана, изрезанную канавами и высохшими руслами рек казахскую степь, песчаные трассы и дюны у озера Балхаш, каменистые трассы и барханы пустыни Гоби.

На спортивные «ГАЗели NEXT» и «Соболь 4х4» установлены серийные двигатели Cummins ISF 2,8 со специальными спортивными надстройками. Автомобили «Садко» и «Садко NEXT» укомплектованы двигателями ЯМЗ-534 производства Ярославского моторного завода «Группы ГАЗ». За несколько лет участия в сложных спортивных соревнованиях силовые агрегаты ЯМЗ показали высокую надежность при максимально жесткой эксплуатации в условиях высоких температур. Благодаря специальным настройкам, двигатели ЯМЗ развивают мощность до 300 л.с. при 2600 об/мин и крутящий момент до 1000 Н·м при 1800-2400 об/мин. Характеристики двигателя Cummins ISF 2,8: мощность – 200 л.с. при 3800 об/мин., крутящий момент – 520 Н·м при 2000-3200 об/мин.

Впервые в качестве автомобилей технической помощи будут использованы автомобили «Урал NEXT», созданные на базе серийных машин автозавода «Урал». Небольшие изменения в электронном блоке управления двигателем ЯМЗ-536 и в настройках трансмиссии позволяют этим машинам разгоняться до 120 км/ч. Оперативной помощью, а также подвозом групп журналистов и фотографов к сложным участкам спортивной трассы будут заниматься внедорожники «Соболь 4х4». Высокая проходимость этих автомобилей позволяет им добираться к самым труднодоступным участкам.

Смазочные масла и эксплуатационные жидкости для автомобилей команды «ГАЗ Рейд Спорт» предоставила компания Total. Преимущества моторных масел Total Rubia TIR и Total Trans Gear – сохранение стабильного качества смазки в течение длительного времени при максимальной нагрузке мотора.

Обеспечение команды шинами взяла на себя компания Michelin. На спортивные «Садко» и «Садко NEXT» установлены шины марки Michelin XZL, а «ГАЗели NEXT» и «Соболь 4х4» укомплектованы шинами BFGoodrich All-Terrain. По совокупности характеристик эти шины обеспечивают оптимальное сочетание скорости на грунтовых дорогах и проходимости в песках и на бездорожье.

Экипажи команд:
«ГАЗель NEXT» – пилот Вячеслав Субботин, штурман Евгений Павлов;
«Соболь 4х4» – пилот Татьяна Елисеева, штурман Елена Правдина;
«ГАЗель NEXT» – пилот Михаил Коструков, штурман Олег Нежнов;
«ГАЗель NEXT T1» – пилот Александр Коструков, штурман Рамиль Замалетдинов;
«Садко NEXT» – пилот Болеслав Левицкий, штурман Станислав Долгов;
«Садко» – пилот Михаил Шкляев, штурман Александр Лагута.

Катарец Нассер Аль-Аттия практически разложил Toyota Fortuner во время промо-мероприятий, а у гонщика Андрея Рудского из-за проблем с аккумулятором загорелся его прототип! Тушить машину пришлось всем миром - помог только гоночный , на буксире утащивший горящую машину в болото, где и удалось погасить пламя.

Безумие и проверки

И ведь все это происходит еще до торжественного старт марафона, который запланирован на 20 июля. За день до этого все - от гоночных команд до журналистов - проходят обязательные проверки, инструктажи и прочие обязательные для соревнований такого толка процедуры.

Напомним, что марафон «Шелковый путь-2018» стартовал 20 июля в Астрахани. К финишу гонки 27 июля на Красной площади в Москве участникам предстоит проехать более 3500 «боевых» километров по Астраханской, Волгоградской, Липецкой, Тульской и Московской областям и Республике Калмыкия. Не все, повторимся, идет гладко.

Фото сайт


Медийные страдания

Например, чтобы аккредитоваться прессе, необходимо получить бейдж Media. Его выдают в здании Астраханского государственного театра оперы и балета, но чтобы попасть туда, надо предъявить охраннику на входе… бейдж Media. Рвать эти порочные круги оргкомитету приходится в ручном режиме, что вносит свою долю безумия в и без того кипящий интернациональный гоночный муравейник.

Буквально у стен театра, который на уик-энд из храма культуры превратился в место служения гоночным богам, проходят технические проверки гоночной техники. Рыча моторами, проползают друг за другом гигантские гоночные грузовики и миниатюрные , легковые прототипы и пресс-кары, которые в классификацию ралли не попадут, но поедут по тем же дорогам, что и боевые экипажи.

Сервис-парк «Шелкового пути» разбит на астраханском стадионе Центральный, так что все неравнодушные к гоночным машинам жители и гости города могут наблюдать за работой механикой своими глазами. Впрочем, даже если вам все-равно на автоспорт, то от него в ближайшие несколько дней никуда не деться.

Астрахань в буквальном смысле живет марафоном - в городском трафике снуют гоночные машины, гостиницы забиты участниками, а парковки уставлены служебными автомобилями организаторов гонки.

ГАЗ за нас

Но в центре внимания, конечно, участники. Взгляды прикованы к команде , которая будет бороться за победу в зачете грузовиков с «МАЗ-СпортАвто» и .

Газовская команда, к слову, единственная, кто выставляет отечественные автомобили не только в категории грузовиков, но и в классе легковых внедорожников. Подготовленные «ГАЗ Рейд Спорт» полноприводные уже доказали, что способны на равных бороться с прототипами MINI, Peugeot, Toyota и другими именитыми марками. А в 2018 году на «Шелковом пути» поедет второе поколение газовских гоночных машин, в которых учтен накопленный за опыт. Доработанная обещает преподнести в 2018 году сюрпризы - приятные для «ГАЗ Рейд Спорт» и не очень для их соперников.

Фото сайт


Ну, а среди них немало легенд мировых ралли-рейдов - двукратный победитель легендарного Dakar катарец Нассер Аль-Аттия, быстрый британец Гарри Хант и опытный француз Матье Серрадори. Полный , правда, отчего-то организаторы назовут лишь на торжественной церемонии старта, поэтому к этим именам могут добавиться и другие знаковые для ралли-рейдов пилоты.

Было бы нечестно говорить, что мы ехали за победой. Для команды ГАЗ Рейд Спорт сам финиш в Пекине это уже победа, а мы финишировали. Не на веревке, не на трех колесах, хотя и такое было, финишировали честно, а местами и друзей подтаскивали вперед. Итак, Шелковый Путь позади, осталось подвести итоги.

Скептики и любители философии на диване уже успели попытаться протроллить команду на предмет, на каком месте ГАЗ Рейд Спорт в таблице результатов. Пусть тешатся своим плоским юмором, так как адекватные люди прекрасно понимают, что для нашей команды это был первый выезд на такую длинную дистанцию. Проба пера, тест, разведка боем, тренировка перед Дакаром, называйте как хотите.

Впрочем, давайте обо всем по-порядку. Неразберихи и так хватило в организации всей этой вакханалии, и начнем, пожалуй, прямо со старта.

Тактика и стратегия

Еще на берегу было решено, что в Пекин едут всего два экипажа: Вячеслав Субботин и Евгений Павлов, а также женский экипаж Татьяна Елисеева и Елена Правдина. На российском этапе за место в таблице чемпионата России бились также экипажи близнецов Александра и Михаила Коструковых, и грузовики ГАЗ и ГАЗон Некст.

Вопрос почему Александр и Михаил не поехали в Пекин назревал и назрел, когда команда уже ворвалась в Китай.

Ответ прост — братья должны были биться за места в зачете чемпионата России, а это значит гнать на полную, что противоречит тактике тех, кто ехал в Пекин. В Пекин ехали на доезд, а значит берегли машины вопреки потерянным минутам, а чаще и часам.

Братья молодцы! Это даже не обсуждается и по этапу ЧР по ралли-рейдам они доказали.

Большая глупость объединять ЧР и ШП в одно мессиво. Надо разделять гонки и это будет правильно, тогда все смогут биться по честному и в одном режиме. Думаю, если бы не этап ЧР, то братья также вваливали бы до Пекина, а там уже как получится. Может, и до десятки потягались бы.

А так, одни едут до Алматы, вторые до Пекина. Кто едет до Пекина, тот априори в проигрыше, т.к. бережет машину. Все просто.

И вот, наконец, Китай. От этого этапа остались двоякие впечатления. У всех, кто был, кто прошел, кто вернулся. Очень и очень неудачная организация всех процессов, в половине случаев ужасные места для бивуаков, иногда отсутствие еды в столовой, интернет, которого лучше бы не было.

В общем, хватило и позитива, и откровенного негатива.

Командный подход

В плане спортивных впечатлений все отлично. Для ГАЗ Рейд Спорт все косяки организации отошли на второй план, так как стояла задача проверить свои силы, возможности и возможности автомобилей в песках, которым нет равных в России. Все эти «Большие Браты» просто нервно курят в сравнении с тем, когда подъезжаешь к «стенке» и понимаешь, что это не гора, а просто песок. Дюна!

Учились ездить по серьезным пескам впервые и все. Уже по результатам было принято решение, что по возможности все пилоты с перспективой на Шелковый Путь и Дакар будут тренироваться в песках. Где — пока не решили, но будут. Это просто необходимо, чтобы хотя бы задуматься о результатах. Не о победе, а о результатах.

С другой стороны, говорить, что ГАЗ Рейд Спорт совсем осталась с носом нельзя. За весь Шелковый Путь, по сути, только два ЧП. Один раз на бок легли девушки, второй раз улегся на бок и экипаж Субботина. В обоих случаях автомобили поставили на колеса и они продолжили гонку.

Если посмотреть на общий план, то были и те, кто сошли, кто разбивал машину и приезжал в бивуак на изуродованных снарядах. Получается, что осторожность оправдала себя, хотя, по словам гонщиков, всем приходилось одергивать себя от желания нажать педаль и попробовать побиться за хорошее время.

Слабости и недочеты

С моей позиции, основные проблемы у нашей команды в условиях марафона не самые страшные. Во-первых, это катастрофическая нехватка топлива — надо что-то делать с его запасами. Часто экипажи приходили на финиш с сухими баками и приходилось их заправлять сразу за финишной чертой.

Дальше мелочи, но которые тоже важны. Попав в пыльную бурю, моторы наглотались пыли. Штатные заводские фильтры забивались мгновенно и, похоже, что не очень хорошо сдерживали мелкодисперсную пыль. Проблемы были не только у ГАЗов, но нас то интересуют наши автомобили. Да и пыльная буря для многих стала первой в жизни.

Большие лиазоны и спецучастки требуют соответствующей подготовки и важно все до мелочей. Например, сетки для шлемов, куда можно положить их во время движения по асфальту, чтобы они не перекатывались по полу. Опытные экипажи все это имеют, но для пилотов ГАЗ Рейд Спорт лиазоны по 400 км вообще впервые.

Две запаски — мало! Это уже проверено на собственной шкуре. Три, а то и четыре колеса должно быть в кузове. На камнях можно оставить два колеса разом, а где-то в песках стравиться и разбортировать третье. В итоге — финиш на диске, а то и на ступице, что тоже было.

Больше света! Это уже не для красоты. В багажнике лежала одна люстра от РИФа, но поставить ее так и не смогли. Выкарабкиваясь из песков и по грунтовкам в сумерках штатного света не хватает для высокой скорости. Нужны мощные лампы, которые позволят ехать быстро и хорошо ориентироваться на местности.

Мощные и надежные компрессоры! Компания Автовентури прислала в помощь два компрессора ViAir 450C, но по опыту езды в песках с необходимостью быстро стравиться и потом накачаться стало ясно, что надо по два компрессора на каждый автомобиль. Не по одному двухцилиндровому, а по два на случай, если один вдруг откажет или перегреется, ведь жара на солнце под 50 градусов, а то и выше.

В положительном остатке

После пыльной бури некоторым показалось, что движки стали подъедать масло. Достоверных данных нет. Мой гражданский Соболь вроде как сохранил показатели в норме. Техники будут проверять, сработала ли уже усталость и мнительность или что-то не так.

На такой жаре и в таких условиях тема масла вообще вставала на первый план. Для Total появился не просто полигон для испытаний в формате ЧР, а уже серьезная гонка на двигателях Cummins и масло отработало на пять. К тому же, все пробы были собраны для обработки экспертами Тотал.

Надо заметить, что с маслом Тотал на Шелковый Путь поехали не только ГАЗы, но и многие другие, в том числе известные гонщики команды Peugeot.

Впрочем, что говорить о боевых, если стандартные и чуть-чуть подготовленные автомобили Соболь 4х4 сопровождения и прессы ехали также по жаре, пыли, пескам и грунтовкам. И доехали! Без проблем. Без поломок. Но о «гражданских» экипажах я расскажу отдельно.

Молодцы пилоты и штурманы. Выдержали, не заплутали, не сломились духом после переворотов и казалось бы непреодолимых песков по 70 километров дюн с отвесными стенами. Со стороны просто говорить, но даже я, заехав чуть-чуть в пески, местами не понимал, как туда вообще можно проехать на пять-шесть километров. А они ехали там десятками. Е-ха-ли!

Моральный дух

Ругались, но не дрались! Усталость быстро дала о себе знать. Сон по 2-3 часа в сутки высушивает все эмоции. Улыбаешься через зубы, а раздражительность берется сама по себе. Тем, кто не в руле проще — завалились и спят на лиазоне, а ты цепляешься за руль потому, что надо доехать.

Когда становилось совсем невмоготу, открываешь бутылку с водой и льешь себе на голову. Прямо на ходу. Прямо в машине. Так с периодичностью в 10-15 минут. Помогает. Доезжаешь, что-то делаешь и падаешь с ног. Снова на пару-тройку часов.

В общем, если кого-то обидел резкими высказываниями — извините. Но все понимали. Команда оставалась командой. Надо ехать на финиш с топливом, значит берешь и едешь. Это значит, что в бивуаке будешь уже к полуночи, но иначе нельзя. Мы — команда, а это главное. Потом отоспимся!

Сложнее всего пилотам. Приехали, надо привести себя в порядок, надо рассказать техникам о проблемах, надо все проконтролировать, а только потом поспать. Штурманы в это время рисуют фломастерами, это тоже важно и тоже время.

Потом идут техники. Утром на старте они просто валялись вповалку потому, что ночью делали машины, меняли колеса, меняли масло, устраняли неисправности. Всем хватило. Всем будет, что вспомнить.

В последние дни гонки я говорил, что больше никогда не поеду Шелковый Путь. Гори оно все огнем. Хочу домой, хочу джакузи и смузи. Потом подходил Иван Седов и говорил: Соберись тряпка! А я его посылал в Пекин и дальше.

Сейчас, конечно, думаю, что все это была скопившаяся усталость. Конечно поеду. И Шелковый Путь и Дакар, и Кэмэл Трофи и на Марс, если возьмут.

В медийном плане это была провальная гонка. Если российский этап прошел отлично, то китайский — просто выброшенные деньги и время для пресс-экипажей. Организаторы подумали об официальном пресс-пуле, а о пресс-экипажах, которые тоже заплатили немалые деньги за участие и тоже участвуют в информационном потоке, просто забыли. От слова совсем. От слова пошли вы все в Пекин.