Советы психолога водителям автобусов и троллейбусов. Досрочное назначение пенсий водителям автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах. Требования к водителю автобуса

Особенности обучения езде на автобусе, троллейбусе, трамвае

Все в своей жизни хоть раз ездили на автобусе, троллейбусе или трамвае. И вот я задумался: а какого это – управлять таким большим транспортом, да еще и битком набитым пассажирами? Может ли простой водитель управлять трамваем, например?

Это точно огромная ответственность и психологическое напряжение для водителя. А сейчас не редкость, когда за рулем троллейбуса или трамвая женщина. Давайте рассмотрим особенности обучения вождению общественного транспорта.

Требования к водителю автобуса

Требования к профессиональным водителям транспорта, в том числе автобуса, регламентирует Приказ Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287. Данный приказ вступает в силу в июне 2016 года, но уже нужно учиться по новым требованиям, чтоб соответствовать им.

Профессиональный водитель автобуса должен уметь:

  • проверить состояние автобуса перед выездом, а также после возвращения из рейса;
  • обеспечить безопасную перевозку, посадку и высадку пассажиров;
  • контролировать размещение и перевозку грузов или багажа пассажирами;
  • пользоваться тахографами различных моделей.

Работать в России водителем можно только с российским национальным водительским удостоверением.

Прежде чем Вам позволят водить автобус, нужно пройти соответствующее обучение, наработать стаж вождения. Сначала нужно получить права категории «В, С», затем лишь «D».

К управлению автобусом, осуществляющим перевозку детей, могут допускаться лишь водители, которые имеют непрерывный стаж работы водителем автобуса (права категории «D») не менее одного года и не нарушавшие ПДД, которые наказываются лишением прав или административным арестом.

К стажу работы водителем автобуса для перевозки взрослых пассажиров требования закон не предъявляет, но это может сделать транспортное предприятие.

Научиться водить автобус

Как говорят профессионалы, водить автобус – увлекательное занятие. К тому же может приносить неплохой доход.

Первая особенность вождения автобуса у всех на глазах. Автобус длинное транспортное средство и нужно для начала привыкнуть к его габаритам. Согласитесь, водить микроавтобус гораздо проще, чем огромный маршрутный автобус, метров так 18.

В связи с габаритами автобуса все маневры от старта, поворотов до парковки и разворотов нужно оттачивать на подобном транспортном средстве, которое Вы планируете водить после обучения. В обучении широко используются тренажеры и стимуляторы, чтобы курсанты не разбили на первом занятии учебный транспорт. После того как Вы «набьете руку», Вам будут по плечу многие виды автобусов.

Перед тем как идти учиться в автошколу узнайте, на каком автобусе будет проходить обучение (марка, модель). Это позволит Вам подготовиться к первому практическому занятию психологически и теоретически. Почитайте в интернете про эту модель, узнайте побольше информации, которая Вас заинтересует.

На уроках вождения на автобусе постарайтесь представить, что в салоне пассажиры, при закрытии дверей смотрите в зеркало заднего вида, чтобы при реальной высадке пассажиров не прихлопнуть кого-нибудь дверями. Ни в коем случае не трогайтесь с места до полного закрывания дверей.

Часто в автошколах стараются сажать в автобус всю группу учеников, чтоб было полное ощущение движения по маршруту с пассажирами. При таких занятиях в дальнейшем будет проще привыкнуть к полному автобусу, морально настроиться.

Взяв Вас на работу водителем автобуса, Вас будут стажировать. На первое время «привяжут» к другим автобусам, чтобы Вы следовали за ними и изучали маршрут, остановки.

Научиться водить троллейбус

Троллейбус – это 100% городской общественный транспорт. Частники не водят троллейбус. Поэтому обучиться на водителя троллейбуса можно не в каждом городе. Троллейбус медленный городской транспорт, зато экологичнее и экономичнее чем автобус и трамвай.

Прежде чем Вас возьмут учиться на водителя троллейбуса, нужно пройти собеседование с психологом. Он с помощью психологических тестов проверит кандидата на внимательность и быстроту реакции. Затем выдаст заключение: подходите ли Вы для профессии водитель троллейбуса.

Обучение идет непрерывно, нельзя утром сбегать на работу, а вечером идти учиться на водителя троллейбуса, здесь все не как в обычной автошколе. Зато в течение 6 месяцев обучения ежемесячно платят стипендию, около 6 тыс. рублей, все зависит от региона.

Обучение состоит из четырех этапов:

  • изучение теории (ПДД, особенности безопасного управления, первая помощь и т.д.);
  • практические занятия с инструктором (около полутора месяцев);
  • теоретический экзамен в ГИБДД, практический экзамен с инструктором из учебной организации;
  • пассажирская практика: вождение троллейбуса под руководством водителя-учителя в реальных дорожных условиях с пассажирами (около полутора месяцев).

Есть и тренажер, похожий на кабину троллейбуса только без крыши, все в натуральную величину, вместо лобового стекла экран, на котором показывается панорама маршрута.

Есть отдельные тренажёры для изучения устройства и работы троллейбуса.

Требования к водителю троллейбуса

Законодательство не предъявляет требований к стажу и образованию водителей троллейбусов, поэтому на практике набирают курсантов в возрасте от 20 до 40 лет. Водить троллейбус можно с 21 года.

Кроме ПДД водитель троллейбуса должен знать:

  • правила эксплуатации электроустановок с напряжением до 1000 вольт;
  • технику безопасности при эксплуатации электроустановок с напряжением до 1000 вольт;
  • правила технической эксплуатации троллейбусов.

Водитель троллейбуса, как и любой другой водитель, должен уметь:

  • устранять возникшие в пути неисправности, не требующие разборки агрегатов;
  • подключать и отключать штанги с токоприемниками к контактной сети;
  • заполнять специализированную документацию, связанную с эксплуатацией троллейбуса.

Научиться водить трамвай

Работа водителем трамвая схожа с работой на троллейбусе. Питается от электросети, только едет по рельсам. Получается смесь троллейбуса и электрички. Водителя трамвая даже называют вагоновожатым.

О курсах водителей трамваев можно узнать в депо, где и обитают трамваи. Предприятия городского транспорта сами себе готовят кадры, потому что обычной автошколе это не по силам и невыгодно. Набирают курсантов разных возрастов, не зависимо от наличия высшего или специального образования. Водить трамвай можно с 21 года.

Обучение длится около полугода. Читают теоретический курс, затем практические занятия. Обещают стипендию, последующее трудоустройство после успешной сдачи экзаменов. Но первые Ваши самостоятельные поездки будут в виде стажировки под руководством опытного вагоновожатого.

Вас научат и ремонту трамвая и основам теории движения трамвая (коэффициенты сцепления, сцепной вес трамваев, силы, действующие на трамвай в движении по прямой и на кривых участках пути и прочие особенности).

Зачастую предприятия, готовящие водителей трамваев и троллейбусов, заключают со своими курсантами договор, по которому они после обучения обязаны отработать несколько лет на городском транспорте. Это делается для того, чтобы не зазря Вам выплачивали стипендию и тратили бюджетные деньги.

Требования к вагоновожатому такие же, как и к водителю автобуса и троллейбуса.

Я б в водители пошел

Прежде чем пойти учиться на водителя городского транспорта, нужно самому трезво оценить свои силы: работа водителем городского транспорта психологически тяжелая, физически напряженная. Вставать в рейсы нужно рано, сменный график работы, порой приходится ремонтировать транспорт прямо на дороге в неблагоприятных погодных условиях. Нужно следить и за дорогой и за пассажирами в салоне. Очень много специфики и мелких нюансов.

А так, если все с психикой и здоровьем нормально, почему бы и нет. Если Вы любите часами колесить по родному городу, то это вариант для Вас. Совместите приятное с полезным, т.к. зарплата как у среднего менеджера 22-25 тыс. рублей.

http://www.avtogai.ru

Для овладения профессией вагоновожатого достаточно иметь образование не ниже среднего. Далее вам придется пройти курсы для водителей трамвая. Информацию о времени и месте прохождения курсов можно получить в депо вашего города.

В среднем курсы водителей трамвая длятся в течение 10 месяцев, они бесплатны и, как правило, последующее трудоустройство гарантировано. Сначала в течение полугода вам будут читать лекции, затем ездовая практика, экзамен, и вы можете приступать к работе. После распределения в депо вам придется еще некоторое время проходить стажировку под руководством опытного вагоновожатого. Кроме практических занятий, вам покажут, как разбираться в графике выезда, как ремонтируют трамвайное железо и пр.

Стоит знать, что после прохождения курсов и получения документа, удостоверяющего, что вы можете работать водителем трамвая, вам придется отработать по этой специальности не менее трех лет, потому как перед началом курсов с каждым абитуриентом заключается договор. Иначе выплата неустойки – в среднем 30-40 тыс.рублей.

На курсах вы будете изучать такие дисциплины, как правила дорожного движения, правила технической эксплуатации состава, устройство трамвайных вагонов, основы электробезопасности и охраны труда, оказание первой медицинской помощи.

Особенности профессии

Стоит знать, что водителем трамвая может стать как мужчина, так и женщина, достигшие 21 года. Данная требует отличного здоровья, ведь водителю трамвая приходится даже в сильный мороз выходить на маршрут. А в трамваях не очень тепло. Кроме того, вагоновожатым сможет работать человек, имеющий устойчивую психику, потому что ситуации на дороге случаются разные. Профессия водителя трамвая предполагает сменный график работы и достаточно ранние подъемы, потому как рабочий день человека этой профессии начинается в 4 часа утра. Стоит учитывать погодные условия, потому что осенью и весной гораздо тяжелее вести трамвай, потому что пути скользкие и грязные.

Водителю трамвая важно научиться вести машину плавно, чтобы не разбросать кондуктора и пассажиров по салону, но при этом достаточно быстро, чтобы не выбиться из графика.

Зарплата начинающего водителя трамвая составляет в среднем 22 тыс. рублей, если работать будете без грубых нарушений. Отпуск вагоновожатых составляет 28 дней, если проработаете 11 месяцев подряд, то добавят еще 12 дней.

Водить трамвай - занятие и простое, и сложное одновременно. Ведь это не машина - у него все устроено по-другому. У трамвая нет коробки передач. Но, несмотря на это, назвать легким управление этим видом транспорта было бы неоправданно.

Инструкция

Для того чтобы стать водителем трамвая, нужно получить специальное удостоверение. Его выдают после прохождения курсов в Учебно-Курсовом комбинате (филиал его есть практически в каждом городе России). Обучаться вам предложат в должности ученика водителя.

Чтобы поступить на обучение в комбинат, вам придется написать соответствующее заявление и предоставить медицинскую справку. Ее можно оформить в той поликлинике, к которой прикреплено на учебное заведение. Чтобы получить документ на разрешение управлением трамваем, вам придется пройти . В состав этой комиссии входят следующие профессионалы: невролог, окулист, нарколог, психиатр, хирург и ЛОР.

Обучение в комбинате длится пять месяцев. Половину срока обучения вы будете изучать теорию. Это и правила дорожного движения, об охране труда, и изучение матчасти. Оставшиеся два с половиной месяца вы потратите на практические занятия: сначала на учебном вагоне, затем - на реальном трамвае. По окончании курсов вы должны сдать теоретический экзамен. После чего отправитесь в ГИБДД, чтобы сдать теорию. Практику по у вас примут в Учебно-Курсовом комбинате. По окончании обучения вы получите «D», которая и позволит вам стать водителем трамвая.

Профессия водителя всегда считалась довольной сложной и ответственной должностью. Если же речь идет о водителе пассажирского городского транспорта или вовсе школьного автобуса, ответственность вполне оправдана, ведь водитель отвечает за несколько десятков жизней, которые находятся в его салоне. Несмотря на очевидные высокие требования к профессии, строгость отбора на данный момент существенно снижена. Что же требуется от гражданина, чтобы иметь право устроиться на работу в Мосгортранс? Какая зарплата полагается этой категории работников и как рассчитывается она? Ответим на эти вопросы ниже.

Требования при приеме на работу

Во времена СССР для обучения водителей существовала обширная система подготовки. Их в течение не менее двух лет обучали тонкостям должности в профессионально-технических училищах. При отсутствии такой возможности учеба велась на производственных комбинатах. Со сменой правительственной системы компетентные органы отказались от такой основательной подготовки сотрудников городского транспорта. На текущий момент, чтобы претендовать на эту работу, достаточно иметь:

  • открытую категорию «В» в водительских правах, позволяющую вождение автобуса;
  • также от соискателя требуется трехлетний водительский стаж;
  • возраст не менее 21 года;
  • отсутствие медицинских противопоказаний к данной профессии.

При наличии всех перечисленных составляющих качеств у претендента в течение 3,5 месяца он будет обучен на интересующую его профессию. Обучение проходит непосредственно в филиалах организации городского транспорта.

На что могут рассчитывать соискатели при приеме на работу

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Мосгортранса, приступившие к работе водители способны рассчитывать на целый ряд различных льгот и гарантий. Они определяются правилами самой структуры. Перечень выглядит так:

  1. Период обучения в обязательном порядке будет оплачен, если соискатель полностью пройдет курсы и трудоустроится.
  2. Также структура регулярно проводит бесплатную подготовку и повышение квалификации рабочего штата. Для работников периодически проводится полный медицинский осмотр, касающийся как физиологической проверки, так и психологической.
  3. Сотрудник Мосгортранса может рассчитывать на оплату больничного. Размер данных выплат рассчитывается исходя из стажа работника в данной городской госструктуре.
  4. Для всего штата предусматривается питание в столовых, которые располагаются в филиалах организации.
  5. Социальный пакет для сотрудников городского транспорта обещает полную либо частичную оплату стоимости путевок на различные экскурсии, базы отдыха и в санатории.
  6. Водитель автобуса может рассчитывать со стороны организации на направление для себя либо для своего ребенка в профильные высшие учебные заведения. При этом в рамках ГУП будет производиться оплата за обучение.
  7. Также организация предусматривает целый ряд компенсаций и гарантий для тех сотрудников штата, которые совмещают трудоустройство с обучением в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ НАЗЕМНЫМ ГОРОДСКИМ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ (ТРАМВАЯМИ, ТРОЛЛЕЙБУСАМИ, АВТОБУСАМИ) В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Утверждены постановлением Правительства Москвы от 02.09.2008 № 797-ПП (в ред. постановлений Правительства Москвы от 20.11.2012 № 663-ПП, от 18.02.2014 № 55-ПП, от 27.08.2014 № 483-ПП, от 15.12.2015 № 880-ПП, от 01.03.2016 № 62-ПП, от 30.08.2017 № 596-ПП)

1. Общие положения

1.1. Правила пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве (далее - Правила) разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Правила дорожного движения), Законом города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".

(п. 1.1 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

1.2. Настоящие Правила определяют порядок пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами), оборудованным устройствами автоматизированной системы контроля проезда и осуществляющим перевозки пассажиров по проездным билетам и тарифам, установленным Правительством Москвы.

1.3. Утратил силу. - Постановление Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП.

1.4. Настоящие Правила должны находиться в салонах подвижного состава наземного городского транспорта общего пользования (трамваев, троллейбусов, автобусов).

1.5. Режим работы наземного городского транспорта общего пользования города Москвы устанавливается Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Информация о режиме работы маршрутов наземного городского транспорта общего пользования размещается на остановочных пунктах, расположенных по трассе следования маршрутов, и на официальном сайте Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

(п. 1.5 в ред. постановления Правительства Москвы от 18.02.2014 N 55-ПП)

2. Предприятия пассажирского транспорта (перевозчики) обязаны:

2.1. Обеспечивать перевозку пассажиров всех категорий, в том числе лиц с ограничениями жизнедеятельности, в пункт назначения согласно установленному маршруту движения.

2.2. Обеспечить наличие на остановочных пунктах трафаретов с информацией о названии остановок, номерах и режиме работы проходящих маршрутов с указанием конечных остановок этих маршрутов, обеспечив доступ к информации для лиц с нарушениями зрения и слуха.

2.3. Соблюдать установленные графики интервалов движения на маршрутах наземного городского транспорта общего пользования (трамваев, троллейбусов, автобусов).

2.4. В случае планового изменения или закрытия маршрутов оповещать население через средства массовой информации или путем размещения объявлений на остановочных пунктах.

2.5. При оперативном изменении маршрута оповещать население путем размещения объявлений на остановочных пунктах и с помощью оборудования подвижного состава информационными указателями.

2.6. Обеспечить перед выездом на линию надлежащее техническое и санитарное состояние салонов, экипировку, внутреннее и внешнее оформление подвижного состава в соответствии с установленными требованиями.

(п. 2.6 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

2.7. Обеспечить безопасность перевозки пассажиров. За ненадлежащее выполнение установленных соответствующими нормативными и правовыми актами Российской Федерации и города Москвы условий перевозки ответственность перевозчика наступает в соответствии с действующим законодательством.

3. Обязанности водителя наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса)

3.1. Водитель обязан:

3.1.1. При обнаружении или получении от пассажиров информации о наличии в салоне подвижного состава предметов, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья, а также запаха гари, дыма, огня, воздействия электрического тока действовать согласно инструкциям.

3.1.2. Неукоснительно соблюдать требования Правил дорожного движения.

3.1.3. Обеспечивать перевозку пассажиров в строгом соответствии с требованиями эксплуатации подвижного состава, безопасности дорожного движения и пассажирских перевозок.

3.1.4. Отправлять трамвай, троллейбус, автобус от остановочного пункта только при закрытых дверях после завершения посадки и высадки пассажиров.

3.1.5. Информировать пассажиров, в том числе с нарушениями зрения и слуха, о названии каждого остановочного пункта и следующего за ним, передавать другую необходимую информацию с помощью диктофона и специальных средств.

3.1.6. В случае неисправности приборов оповещения, их отсутствия, а также при оперативном изменении маршрута объявлять информацию по микрофону на всем протяжении маршрута до устранения неисправности приборов или установки приборов оповещения и до восстановления трассы следования маршрута.

3.1.7. Осуществлять продажу проездных билетов только на остановках.

3.1.8. Выдавать проездные билеты пассажирам после получения оплаты за проезд по установленному тарифу.

3.1.9. Ограничивать посадку пассажиров в зависимости от заполнения салона трамвая, троллейбуса или автобуса после оповещения пассажиров об окончании посадки.

3.1.10. Утратил силу. - Постановление Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП.

3.1.11. Соблюдать трассу следования установленного маршрута и заданный график движения наземного городского пассажирского транспорта общего пользования.

3.1.12. Осуществлять посадку и высадку пассажиров на оборудованных остановочных пунктах, предусмотренных схемой маршрута, за исключением нештатных ситуаций.

3.1.13. При движении по установленному маршруту наземного городского транспорта общего пользования обеспечивать наличие на транспортном средстве информационных указателей о номере маршрута, а также о наименовании начального, конечного и основных промежуточных остановочных пунктов.

(п. 3.1.13 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

3.1.14. Обеспечивать безопасную посадку и высадку, в том числе через вторую дверь, а также комфортные условия проезда инвалидов-колясочников, инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и лиц с нарушениями зрения и слуха.

3.2. Другие обязанности водителя определяются его должностной инструкцией.

4. Порядок входа и выхода

4.1. Вход и выход пассажиров разрешаются только на остановочных пунктах после полной остановки трамвая, троллейбуса, автобуса.

4.2. Пассажиры обязаны соблюдать очередность при входе в трамвай, троллейбус, автобус и при выходе из них.

(в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

4.3. Вход в трамвай, троллейбус, автобус, оборудованные турникетами, производится через переднюю дверь. При бестурникетной системе проезда вход пассажиров осуществляется через все двери транспортного средства с оплатой проезда посредством устройств контроля и погашения билетов, расположенных у соответствующих дверей.

(п. 4.3 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

4.4. Выход из трамвая, троллейбуса, автобуса, оборудованных турникетами, производится через все двери, кроме передней. При бестурникетной системе проезда выход из трамвая, троллейбуса, автобуса производится через все двери. Для выхода пассажирам необходимо заранее подать сигнал водителю нажатием кнопки звонка.

(п. 4.4 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

4.5. Вход пассажиров с детской коляской, инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению с собакой-поводырем или имеющих белую трость, в трамвай, троллейбус, автобус, оборудованные турникетами, разрешается через вторую дверь после выхода пассажиров.

(п. 4.5 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

4.6. Вход в специально оборудованный для инвалидов трамвай, троллейбус, автобус разрешается инвалидам-колясочникам через вторую дверь после выхода пассажиров.

4.7. При входе, выходе из трамвая, троллейбуса, автобуса пассажир во избежание получения травм обязан держаться за поручни.

4.8. Вход пассажиров с велосипедом в трамвай, троллейбус, автобус разрешается при возможности размещения велосипеда на накопительной площадке салона трамвая, троллейбуса, автобуса. Вход пассажиров с велосипедом в трамвай, троллейбус, автобус, оборудованные турникетами, разрешается через вторую дверь после выхода пассажиров.

(п. 4.8 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

5. Порядок оплаты проезда и провоза ручной клади

5.1. Оплата проезда в соответствии с действующими тарифами производится при входе в трамвай, троллейбус, автобус путем погашения проездного билета через устройство контроля и погашения билетов. Проездные билеты на носителе с магнитной полосой пропускаются через лоток устройства контроля и погашения билетов. Проездные билеты на носителе без магнитной полосы (далее - бесконтактные проездные билеты) подносятся к мишени устройства контроля и погашения билетов. Не рекомендуется хранить проездные билеты с источниками электромагнитного излучения в местах повышенной влажности и высоких температур, подвергать их химическому и механическому воздействию. При реализации права на бесплатный проезд пассажиры при входе в трамвай, троллейбус, автобус регистрируют свою поездку путем поднесения социальной карты москвича (СКМ), социальной карты жителя Московской области (СКМО), к мишени устройства контроля и погашения билетов. Категории пассажиров, указанные в пунктах 4.5, 4.6 и 4.8 настоящих Правил, при входе в трамвай, троллейбус, автобус, оборудованные турникетами, через вторую дверь оплачивают проезд (регистрируют поездку) в транспорте через устройство контроля и погашения билетов, установленное у второй двери, а при его отсутствии - через устройство контроля и погашения билетов, установленное у передней двери.

(п. 5.1 в ред. постановления Правительства Москвы от 30.08.2017 N 596-ПП)

5.1(1). Для оплаты проезда (регистрации поездки) бесконтактный проездной билет, СКМ, СКМО необходимо поднести параллельно мишени устройства контроля и погашения билетов, приложить к ней и удерживать в этом положении не менее 2 секунд.

(п. 5.1(1) введен постановлением Правительства Москвы от 30.08.2017 N 596-ПП)

5.1(2). Оплата проезда (регистрация поездки) подтверждается зеленой индикацией световых элементов, расположенных на корпусах турникета и (или) устройства контроля и погашения билетов, и (или) соответствующим сообщением в информационной строке на дисплее устройства контроля и погашения билетов.

(п. 5.1(2) введен постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

5.2. Оплата провоза ручной клади (размер которой в сумме измерений по длине, ширине, высоте превышает 120 см) производится путем погашения билета на провоз ручной клади, не дающего права на проезд пассажира.При провозе оплачиваемой ручной клади пассажир должен сначала погасить через устройство контроля и погашения билетов билет на провоз ручной клади, а затем проездной билет для оплаты своего проезда.Проездные документы для категорий граждан, имеющих право на бесплатный проезд или проезд с неполной оплатой проезда, не дают право на бесплатный провоз ручной клади.

5.3. Проездные билеты для оплаты проезда в трамваях, троллейбусах, автобусах приобретаются в специализированных пунктах по реализации проездных билетов для проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования, у водителей, кондукторов, распространителей, а также в торговых объектах организаций, имеющих договоры на реализацию проездных билетов.

(п. 5.3 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

5.4. Действительными билетами являются только проездные билеты, предназначенные для проезда в наземном городском транспорте общего пользования в городе Москве.

5.5. Недействительными проездными билетами являются:

5.5.1. Билеты с истекшим сроком действия.

5.5.2. Билеты на ограниченное число поездок с исчерпанным лимитом поездок.

5.5.3. Неправомерно используемые СКМ, СКМО, льготный билет для учащихся и студентов на наземном городском пассажирском транспорте общего пользования, в пригородном автобусе без лимита поездок (льготный билет для учащихся).

(п. 5.5.3 в ред. постановления Правительства Москвы от 30.08.2017 N 596-ПП)

5.5.4. Билеты, поставленные в стоп-лист. Стоп-лист - список номеров и серий проездных билетов, СКМ, СКМО, льготных билетов для учащихся, действие которых остановлено перевозчиком в связи с получением от уполномоченного органа государственной власти или подведомственных организаций (государственных учреждений и унитарных предприятий) органов государственной власти сведений о выявленных фактах неправомерного выпуска или выхода из обращения этих проездных билетов, СКМ, СКМО, льготных билетов для учащихся.

(п. 5.5.4 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

5.5.5. Неисправные билеты - проездные билеты, у которых нарушена магнитная полоса либо запись на магнитной полосе, билеты, имеющие механические повреждения, а также бесконтактные проездные билеты, чтение которых невозможно. Неисправный билет не принимается устройством контроля и погашения билетов.

5.6. Обмен неисправных проездных билетов производится в специализированных пунктах по реализации проездных билетов для проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования в соответствии с действующей инструкцией по обмену проездных билетов, утверждаемой транспортным предприятием.Обмену не подлежат проездные билеты, имеющие внешние повреждения, в том числе механические, термические, химические или иные. Проездной билет без лимита поездок, а также проездной билет "Кошелек", предоставляющий право на совершение поездок в пределах уплаченной суммы, имеющие механические, термические, химические или другие внешние повреждения, восстанавливаются транспортным предприятием после оплаты стоимости их изготовления (с восстановлением оплаченного срока действия) после сдачи их пассажиром в специализированный пункт по реализации проездных билетов для проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования.

(в ред. постановления Правительства Москвы от 15.12.2015 N 880-ПП)

Утраченные проездные билеты (в том числе на бесконтактных носителях) восстановлению и блокировке не подлежат.

(п. 5.6 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

5.7. В случае несрабатывания в трамвае, троллейбусе, автобусе, оборудованных турникетами, СКМ или других документов, на основании которых предоставляется право бесплатного проезда или проезда с неполной оплатой, и не занесенных в стоп-лист, водитель обязан пропустить пассажира в салон транспортного средства через вторую дверь.

(п. 5.7 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

6. Порядок проезда

6.1. Перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатный проезд или неполную оплату проезда в наземном городском транспорте общего пользования (трамваях, троллейбусах, автобусах), определяется в соответствии с законами Российской Федерации и города Москвы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

6.2. Пассажир обязан:

6.2.1. Оплатить проезд (зарегистрировать поездку) в порядке, установленном в пункте 5.1 настоящих Правил.Одно погашение проездного билета дает право пассажиру только на один проход для поездки в одном направлении.

(п. 6.2.1 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

6.2.1(1). При бестурникетной системе проезда убедиться в прохождении оплаты проезда (регистрации поездки) через устройство контроля и погашения билетов согласно пункту 5.1(2) настоящих Правил.

(п. 6.2.1(1) введен постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

6.2.2. Сохранять до конца поездки проездные билеты, погашенные в устройстве контроля и погашения билетов.

6.2.3. Иметь при проезде документы, подтверждающие право пассажира на бесплатный проезд или на неполную оплату проезда.

6.2.4. Предъявлять для проверки (передавать в руки) контролерам наземного городского транспорта общего пользования и кондукторам все виды проездных билетов, а также документы на право бесплатного проезда или на неполную оплату проезда. Контролерами наземного городского транспорта общего пользования в городе Москве являются должностные лица, уполномоченные перевозчиком (контролеры перевозчика), а также должностные лица ГКУ "Организатор перевозок" (контролеры ГКУ "Организатор перевозок").

(п. 6.2.4 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

6.2.5. При выявлении контролерами перевозчика факта проезда без оплаты, провоза без оплаты оплачиваемой в соответствии с пунктом 5.2 настоящих Правил ручной клади, а также факта предъявления недействительных проездных билетов для подтверждения оплаты проезда, провоза оплачиваемой ручной клади пассажир обязан оплатить проезд, провоз оплачиваемой ручной клади путем приобретения проездного билета, реализуемого контролерами перевозчика по установленной цене, и погасить проездной билет через устройство контроля погашения билетов.В случае отказа предъявить контролеру перевозчика для проверки в установленном пунктом 6.2.4 настоящих Правил порядке проездной документ (билет), оплатить проезд и (или) провоз оплачиваемой ручной клади пассажир обязан покинуть салон трамвая, троллейбуса или автобуса на ближайшем остановочном пункте.

(п. 6.2.5 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

6.2.6. Во избежание получения травм во время движения трамвая, троллейбуса, автобуса держаться за поручни.

6.2.7. Передние места в салоне, обозначенные специальными надписями или символами, предназначаются для инвалидов, лиц престарелого возраста, пассажиров с детьми и беременных женщин. Другие пассажиры, занимающие эти места, обязаны освободить их для указанных лиц.

6.2.8. Соблюдать в наземном городском транспорте общего пользования общественный порядок.

6.2.9. По прибытии на конечную остановку маршрута освободить салон трамвая, троллейбуса, автобуса.

6.2.10. При приобретении проездного билета у водителя готовить оплату проезда заранее, не задерживать и не затруднять движение других пассажиров.

(п. 6.2.10 введен постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

6.3. Пассажир имеет право:

6.3.1. Бесплатно провозить с собой:

6.3.1.1. Детей в возрасте до 7 лет.

6.3.1.2. Детскую коляску.

6.3.1.3. Детские санки.

6.3.1.4. Одно место ручной клади, не превышающее по сумме трех измерений (высота, длина, ширина) 120 см.

6.3.1.5. Одну пару лыж в чехле или другой спортивный инвентарь в чехле или в сумке.

6.3.1.6. Животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробках, контейнерах и др.), если размеры указанных клеток (корзин, коробок, контейнеров и др.) не превышают размеры ручной клади, установленные в пункте 6.3.1.4 настоящих Правил.

(п. 6.3.1.6 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

6.3.1.7. Музыкальный инструмент в футляре или чехле.

6.3.1.8. Один велосипед на накопительной площадке салона трамвая, троллейбуса, автобуса при соблюдении условий, исключающих неудобства для проезда пассажиров (велосипед должен удерживаться пассажиром во время движения, исключая его самопроизвольное передвижение по салону при соблюдении требований пункта 6.2.6 настоящих Правил).

(п. 6.3.1.8 введен постановлением Правительства Москвы от 18.02.2014 N 55-ПП)

6.3.2. Проезжать без дополнительной оплаты проезда в следующем за сошедшим с линии по неисправности трамвае, троллейбусе, автобусе при наличии проездного билета, погашенного в неисправном трамвае, троллейбусе, автобусе.

6.3.3. При выявлении неисправности проездного билета обратиться для его обмена в специализированный пункт по реализации проездных билетов для проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования.

(в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

6.3.4. Провозить домашних животных, в том числе собак-поводырей инвалидов по зрению, при соблюдении условий, исключающих беспокойство пассажиров (собаки должны быть в наморднике и на коротком поводке).

(п. 6.3.4 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

6.4. Пассажирам запрещается:

6.4.1. Проезжать в трамвае, троллейбусе, автобусе без оплаты проезда.

6.4.2. Проезжать в пачкающей одежде, провозить зловонные и опасные (легковоспламеняющиеся, взрывчатые, токсичные, коррозионные и другие) вещества, холодное и огнестрельное оружие без чехлов и упаковки, а также вещи (предметы), загрязняющие транспортные средства или одежду пассажиров.

(п. 6.4.2 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

6.4.3. Курить в салоне.

6.4.4. Находиться в салоне в состоянии опьянения, распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, употреблять наркотические средства или психотропные вещества.

6.4.5. Повреждать подвижной состав и оборудование, находящееся в салоне.

6.4.6. Самовольно приводить в действие механизмы для открытия дверей, средства пожаротушения, рычаги аварийных люков, кольца аварийных выходов и другое оборудование, а также препятствовать закрытию и открытию дверей, если это не требуется для предотвращения несчастных случаев, связанных с угрозой жизни и здоровью пассажиров.

6.4.7. Высовываться из окон, помещать ручную кладь на сиденья и загрязнять сиденья.

6.4.8. Отвлекать водителя и разговаривать с ним во время движения.

6.4.9. Проезжать по недействительным проездным билетам.

6.4.10. Проезжать по льготному проездному документу или билету, выданному другому лицу.

6.4.11. Провозить ручную кладь, сумма измерений которой по длине, ширине и высоте превышает 180 сантиметров, а также длинномерные предметы свыше 190 сантиметров (кроме лыж в чехле).

(п. 6.4.11 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

6.4.12. Проезжать на подножках и других элементах кузова подвижного состава наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса), не предназначенных для проезда.

6.4.13. Утратил силу. - Постановление Правительства Москвы от 01.03.2016 № 62-ПП.

6.4.14. Брать в руки забытые или оставленные неустановленными лицами предметы и вещи. При обнаружении в наземном городском транспорте общего пользования (трамвае, троллейбусе, автобусе) забытых (оставленных) предметов, вещей, документов или каких либо ценностей, а также почувствовав воздействие электрического тока, запаха гари, дыма или огня, пассажир обязан незамедлительно сообщить об этом водителю.

6.4.15. Производить профессиональную фото-, видеосъемку в салонах подвижного состава наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса) без разрешения администрации транспортных предприятий.

6.4.16. Нарушать порядок провоза домашних животных, изложенный в пунктах 6.3.1.6 и 6.3.4 настоящих Правил.

6.5. Запрещается наносить надписи, изображения, размещать информационные и рекламные материалы на внешние и внутренние поверхности наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса), а также на объектах инфраструктуры городского транспорта общего пользования, кроме относящихся к порядку их эксплуатации и (или) наносимых (размещаемых) в рамках исполнения государственного контракта или иного договора, заключенного с уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, государственным унитарным предприятием города Москвы или государственным учреждением города Москвы.

(в ред. постановления Правительства Москвы от 01.03.2016 N 62-ПП)

7. Осуществление контроля за соблюдением настоящих Правил пассажирами, за оплатой проезда, провозом ручной клади и ответственность пассажиров

7.1. Контроль за соблюдением пассажирами настоящих Правил, а также за наличием у пассажиров трамвая, троллейбуса, автобуса билетов, прошедших погашение в этих транспортных средствах, в течение всего времени работы наземного городского транспорта общего пользования осуществляется контролерами наземного городского транспорта общего пользования.

(п. 7.1 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

7.2. Безбилетным является проезд лица:

7.2.1. Обнаруженного при проверке в транспортном средстве без проездного билета, за исключением лиц, сопровождающих инвалидов первой группы и детей-инвалидов.

7.2.2. Предъявившего проездной билет без отметки о погашении.

7.2.3. Предъявившего поддельный проездной билет.

7.2.4. Предъявившего проездной билет, срок действия которого истек.

7.2.5. Предъявившего СКМ, СКМО или льготный билет для учащихся, которые не принадлежат этому лицу или срок действия которых истек.

(п. 7.2.5 в ред. постановления Правительства Москвы от 30.08.2017 N 596-ПП)

7.2.6. Предъявившего ранее использованный проездной билет.

7.2.7. Предъявившего проездной билет, предназначенный для лица, которому предоставлено преимущество по оплате проезда, не имеющего при себе документа, подтверждающего право на предоставление указанного преимущества.

7.2.8. Отказавшегося предъявить проездной документ (билет), подтверждающий факт оплаты проезда.

(п. 7.2 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

7.3. Проверка оплаты проезда и провоза ручной клади осуществляется в салоне подвижного состава наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса).

7.3(1). При предъявлении пассажиром контролеру наземного городского транспорта общего пользования для подтверждения факта оплаты проезда проездного билета, указанного в пунктах 7.2.3, 7.2.4, 7.2.6, 7.2.7 настоящих Правил, а также СКМ или СКМО или льготного билета для учащихся, которые не принадлежат этому лицу или срок действия которых истек, данные документы подлежат изъятию в установленном порядке.Изъятие проездного билета (документа) оформляется актом в двух экземплярах, первый экземпляр выдается пассажиру, предъявившему указанный проездной билет (документ), а второй экземпляр остается у контролера.

(п. 7.3(1) введен постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

7.4. За повреждение подвижного состава наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса), а также их оборудования и дорожно-эксплуатационного хозяйства (трамвайные пути, контактные линии и т.п.) ответственность наступает в соответствии с законодательством. С виновных также может быть произведено взыскание ущерба в установленном законом порядке.

7.5. Нарушение настоящих Правил влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы. Оплата стоимости проезда, провоза оплачиваемой ручной клади в порядке, предусмотренном пунктом 6.2.5 настоящих Правил, либо отказ от оплаты не освобождает пассажира от уплаты штрафов за безбилетный проезд и провоз неоплаченного багажа в наземном городском транспорте общего пользования, установленных законодательством города Москвы об административных правонарушениях.(абзац введен постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

Полномочия по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.1, 10.5 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", возложены на контролеров ГКУ "Организатор перевозок". (абзац введен постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

8. Обязанности и права контролера наземного городского транспорта общего пользования

8.1. При работе на линии контролер наземного городского транспорта общего пользования обязан иметь служебное удостоверение и предъявлять его по первому требованию пассажира, называть свою фамилию.

(п. 8.1 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

8.2. При работе на линии контролер наземного городского транспорта общего пользования имеет право и обязан:

8.2.1. Осуществлять контроль за соблюдением пассажирами настоящих Правил, в том числе правильностью оплаты проезда и провоза ручной клади.

8.2.2. В случае установления фактов нарушения пассажирами требований настоящих Правил принимать в пределах своих полномочий в отношении лиц, допустивших нарушения, меры, предусмотренные законодательством и пунктами 6.2.5, 7.3(1) и 7.5 настоящих Правил.

Для того чтобы стать водителем, нужно в первую очередь получить водительские права. Также надо вести себя на дороге адекватно, хорошо ориентироваться в теории вождения.

Во многих автошколах прежде, чем позволить автолюбителю сесть за руль, ему предлагается пройти одно или два занятия на тренажере, который симулирует езду на авто.

Хотя этот тренажер и представляет собой компьютерную игру, органы управления на нем настоящие.

После прохождения таких занятий вы будете уверенно чувствовать себя за рулем, будете знать, как можно найти правильную посадку, как работать с рычагом КПП , управляться с педалями, настраивать зеркала.

Как стать профессиональным водителем

Хороший водитель, будучи за рулем, должен постоянно ощущать габариты автомобиля. Приведем здесь некоторые советы для тех, кто хочет стать водителем-профессионалом.

  • Нужно полагаться на свои собственные силы при езде. Трудно предугадать, что предпримет другой водитель в следующий момент. Это же касается и пешеходов.
  • Развивайте внимание, окружающую обстановку нужно видеть на 180 градусов, также надо обращать внимание на происходящее сзади вас. Перед поворотом поверните голову и посмотрите в сторону, убеждаясь, что проезд открыт.
  • Сохраняйте бдительность, будучи за рулем.
  • Избегайте азартного отношения к езде. Желание погонять оставьте для компьютерных игр.
  • Для других водителей оставайтесь предсказуемым. Переезжая на другую полосу, включайте поворот. Лучше быть скучным и медлительным на дороге.

Как стать водителем троллейбуса

Перевозка пассажиров в троллейбусе с большим напряжением требует специальной подготовки.

Водитель должен уметь справляться с поломками, которые возникают при движении транспортного средства.

Желающие стать водителем троллейбуса обращаются в специализированные учебные центры, имеющиеся почти в любом городе.

Такие центры зачисляют учащихся, которые имеют базовое среднее образование, предоставили заключение от медицинской комиссии, которая подтверждает отсутствие противопоказаний к работе, таких, как медленная реакция, слабое зрение, нахождение на учете в психиатрической больнице либо в наркологическом диспансере.

При освоении данной профессии вы изучаете помимо правил дорожного движения устройство оборудования троллейбуса, электрического, климатического, механического. За теоретическим курсом подготовки следует практический.

Но перед тем, как впервые сесть за руль троллейбуса, учащийся сдает экзамен по эксплуатации троллейбуса, электробезопасности, медицинскому обеспечению безопасности при движении, охране труда.

Первые уроки вождения проводятся на закрытых площадках, затем позволяется выезжать на городские маршруты. Учеников сопровождают водители-профессионалы с большим стажем работы.

В итоге, по окончанию шестимесячного курса обучения, после сдачи экзаменов, выпускник получает квалификацию водителя третьего класса.

Как стать водителем трамвая

Ограничение по полу для потенциальных водителей отсутствует. Но зато имеется ограничение по возрасту, а также здоровью. Допускаются к работе только лица, которым уже исполнился 21 год.

Помимо прочего, перед проходом медосмотра желательно убедиться, что у вас в порядке вестибулярный аппарат, давление, слух и зрение.

Затем предприятием, на котором проводится обучение, выключается ученический договор, в нем прописываются условия обучения, а также условия дальнейшей работы.

Теоретическая часть обучения длится около двух месяцев и включает

  • изучение оборудования, электрического, механического,
  • занятия по ПДД ,
  • основам медицины,
  • основам законодательством,
  • технике управления.

После теории следует обучение на тренажерах. На протяжении обучения выплачивается стипендия, размер которой зависит от успеваемости.

Затем идет практическая часть, для этого учащихся направляют в троллейбусный парк. Получив права, вы будете направлены на стажировку в парк, где сможете работать, перевозить пассажиров по городу.

Как стать водителем автобуса

Должность водителя автобуса требует большой ответственности. Помимо того, что нужно знать в достаточной мере правила дорожного движения, надо еще и иметь опыт по управлению большегрузным транспортным средством вроде автобуса. Также важно умение общаться с пассажирами.

Затем составляется резюме. Обязательно нужно указать стаж вождения, марку транспортного средства, которая использовалась. Резюме помещают на соответствующем сайте, занимающемся поиском вакансии в вашем регионе.

При устройстве на работу водитель проходит стажировку под наблюдением специалиста. Поскольку водитель занимается продажей билетов на остановках, он должен уметь пользоваться кассовыми аппаратами.

Как стать водителем грузовика

Желающим заполучить профессию водителя грузовика впервую очередь понадобятся права нужной категории. Затем следует пройти стажировку, длительность которой составляет три года.

Поскольку часто выпадают дальние рейсы, нужно хорошо ориентироваться в устройстве своего автомобиля, чтобы при необходимости уметь справляться с мелкими поломками.

Как стать водителем-дальнобойщиком

Первый этап - это конечно же получение водительских прав категории Е. Для того чтобы иметь возможность проходить курсы на эту категорию, нужно иметь открытую категорию С, а также стаж вождения транспортного средства категории B или C длительностью как минимум один год.

Таким образом, после окончания месячных курсов в автошколе и сдачи экзаменов вам открывают категорию Е. Теперь основная проблема - это отсутствие практики.

Работа предлагается только опытным профессионалам, имеющим стаж работы от 3 до 5 лет. Стаж можно получить, устроившись на работу с минимальной заработной платы и условиями. Затем стоит подыскать компанию покрупнее, где оплата вашего труда будет побольше.

Как стать водителем такси

Если у вас есть автомобиль, права, опыт вождения и желание переводить пассажиров за оплату, но при этом отсутствует авторитет в сфере подобных услуг, вам следует обратиться в соответствующую компанию в качестве потенциального работника.