Параметры аккумуляторов для бытовой электроники постоянно улучшаются, но потребителям этого мало. Давай, мол, революцию, хотим работать на своих ноутбуках целые сутки без подзарядки. Учёные дают оригинальный ответ на эти требования — создают ДВС для компьютера.
Промышленно-университетская исследовательская организация «Центр сенсоров и актуаторов в Беркли» (Berkeley Sensor & Actuator Center), университет Калифорнии в Беркли (University of California, Berkeley), исследовательское агентство Пентагона DARPA и ряд компаний США работают над любопытным проектом — двигателями Ванкеля размером в считанные миллиметры.
Руководит программой MEMS Rotary Engine Power System профессор Альберт Пизано (Albert P. Pisano) из университета Калифорнии.
Уже построен целый ряд роторно-поршневых ДВС с поперечником ротора всего в десяток-другой миллиметров и даже — один-три миллиметра с выходной мощностью, соответственно, 4-100 Ватт и 0,026-0,03 Ватта.
Какие же «автомобильчики» исследователи намерены приводить в движение этими микро-ДВС? Тут пора пояснить, что MEMS в названии программы означает «микро-электро-механические системы».
Эти необычные ванкели призваны крутить генераторы и давать ток для электронных приборов, различных датчиков (в том числе, работающих «в поле» с военными, скажем, целями), ноутбуков, сотовых телефонов, микророботов и тому подобных электронных устройств.
А этот ротор и вовсе имеет диаметр 3 миллиметра (фото с сайта me.berkeley.edu).
Казалось бы, чего огород городить с ДВС, имеющим подвижные части?
Есть же прекрасные литиево-ионные батареи, совершенствование которых ещё, заметим, продолжается.
По мнению профессора Пизано, резон есть. Микроскопические ванкели обладают плотностью энергии примерно 2300 Ватт-часов на килограмм (в случае использования жидкого водорода, как топлива, и с учётом КПД движка 20%), что раз в 7 больше, чем у литиевых аккумуляторов и раз в 14, чем у щелочных батареек.
Конечная цель — создание миниатюрных устройств в габаритах и дизайне привычных аккумуляторов (для сотовых телефонов, например), включающих в себя и запас топлива, и ДВС, и генератор.
Рассматриваются при этом модели под разные виды топлива (водород, углеводороды, спирты).
Россыпь 1-миллиметровых роторов и корпусов для них экспериментаторы «печатают» словно пирожки — из единой заготовки (фото с сайта me.berkeley.edu).
Интересно, что для самых маленьких своих движков исследователи предусмотрели оригинальный способ массового производства роторов и корпусов из кремния, способа, чем-то похожего на производство микросхем.
Исследование, начатое несколько лет назад, породило массу субпроектов.
Целый ряд организаций занимается созданием наилучших технологий, материалов и устройств для формирования топливной смеси, поджига её в столь миниатюрных ДВС, интегрирования генератора прямо в ротор и других подобных задач.
Упорству исследователей можно позавидовать. Но сторонникам идеи микроскопических ДВС противостоит другой сильный лагерь — создатели топливных элементов.
Схема «роторной» батарейки (иллюстрация с сайта darpa.mil).
Миниатюризация и повышение технических характеристик последних идёт полным ходом. Предлагаются как варианты под водород, так и установки, в составе которых есть реформер, преобразующий в водород исходное топливо — чаще всего алкоголь.
Вот, к примеру японская фирма Casio в 2002 году создала сверхминиатюрные топливные элементы для ноутбуков и фотокамер по габаритам и соединительным деталям точно соответствующие стандартным аккумуляторам.
Элементы дополнены сверхминиатюрными реформерами, вырабатывающими водород из метанола.
По заявлениям фирмы, эти элементы легче аналогов по размерам литиево-ионных батарей при значительно большей ёмкости: типичный ноутбук проработает на них 16-20 часов.
Casio намеревалась вывести на рынок свои топливные элементы в 2004 году. Пока тихо.
Топливные элементы от Casio, выполненные в форме аккумуляторов для ноутбуков и фотоаппаратов (фото с сайта world.casio.com).
Было ещё несколько сходных проектов у других компаний (и сроки начала продаж также называли — где-то в 2004-м), но об их массовом распространении также что-то не слышно. И про миниатюрные ванкели свежих и обнадёживающих (в смысле внедрения) новостей, увы, нет.
Микродвигатель МАРЗ-2.5Д предназначен для установки на самодвижущиеся модели самолетов, глиссеров, автомобилей, аэросаней и т. п.
МАРЗ-2,5Д является одноцилиндровым двухтактным двигателем внутреннего сгорания.
Топливовоздушная смесь воспламеняется в цилиндре двигателя без постороннего источника зажигания, от возникновения большой температуры при ее сжатии. Энергия сгорающего топлива в цилиндре при помощи кривошипно-шатунного механизма преобразуется в кинетическую энергию на его валу.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
- Диаметр цилиндра - 15,5 мм.
- Ход поршня - 13 мм.
- Объем цилиндра - 2,48 см 3 .
- Мощность микродвигателя
не менее - 0,25 кВт.
- Частота вращения с воздушным винтом 200 X 100 не менее 15 500 об/мин.
- Состав топлива, применяемого (по объему): 50% эфира (технического), 30 - керосина, 10 - масла минерального МС-20; 10% масла касторового.
- Охлаждение микродвигателя - воздушное.
- Смазка микродвигателя осуществляется за счет масла, содержащегося в топливе.
- Габариты: высота - 71 мм; длина - 98 мм; ширина - 39 мм.
- Масса микродвигателя не более 155 г.
- Моторесурс не менее 6 ч.
- Степень сжатия - 10 … 16.
- Продувка - шестиканальная.
- Направление вращения со стороны винта - против часовой стрелки.
РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ
При поворачивании коленчатого вала 6 (рис. 1) против часовой стрелки и движении поршня 1 в цилиндре от нижней мертвой точки (НМТ) к верхней мертвой точке (ВМТ) в картере 8 двигателя образуется разрежение. Благодаря открытию золотником 11 канала от карбюратора через последний будет проходить воздух, который вызывает разрежение в его диффузоре и поступление в него топлива. Топливо, истекая через регулируемый жиклер 2 и смешиваясь с воздухом, образует топливовоздушную смесь, которая поступает в картер двигателя (всасывание смеси).
В это время топливовоздушная смесь, поступившая в цилиндр через продувочные окна (за период продувки), будет сжиматься. При положении поршня, близком к ВМТ, в результате сильного нагрева топливовоздушная смесь воспламенится, и поршень пойдет вниз из-за возросшего давления сгоревших газов в цилиндре, вращая при помощи шатуна коленчатый вал двигателя, совершая рабочий ход.
При дальнейшем движении поршня к НМТ он верхней кромкой днища откроет продувочные окна в стенках цилиндра, и продукты сгорания будут через них выходить в атмосферу (выпуск продуктов сгорания). При своем движении к НМТ поршень откроет шесть продувочных каналов в стенке юбки цилиндра. Подготовленная и сжа-
Рис.1 МАРЗ-2.5
Рис.2 Диаграмма газораспределения
тая рабочая смесь из картера двигателя, омывая днище поршня и стенки цилиндра как бы фонтаном, поступит в цилиндр (продувка цилиндра). При возвратном движении поршня к ВМТ он перекроет как каналы, по которым топливно-воздушная смесь поступает в цилиндр, так и каналы выпуска продуктов сгорания. Начнется сжатие топливной смеси. Таким образом, цикл в двигателе будет повторяться, как указано выше.
На рис. 2 дана диаграмма газораспределения двигателя МАРЗ-2.5Д, на которой показаны процессы, происходящие в цилиндре двигателя в зависимости от угла поворота коленчатого вала (положения поршня).
ЗАПУСК И РЕГУЛИРОВКА ДВИГАТЕЛЯ
- С нового двигателя удалить консервационную смазку промывкой в бензине или керосине. Затем через выхлопные окна и футорку 13 (см. рис. 1) залить по 8… 10 капель касторового масла и провернуть 2 … 3 раза коленчатый вал 6 для равномерного распределения смазки б цилиндре и под золотником, что важно при первом запуске двигателя.
- Топливо для двигателя тщательно профильтровать.
- Закрепить двигатель на прочно укрепленной доске (установке), поставить на коленчатый вал двигателя воздушный винт, подвести к жиклеру 2 карбюратора шланг от топливного бачка и прочно закрепить его на штуцере карбюратора. Уровень топлива в топливном бачке перед запуском должен находиться на уровне отверстия жиклера или немного выше его.
- Завернуть до отказа иглу 23 жиклера карбюратора и отвернуть ее на три полных оборота.
- Установить контрпоршень в положение, соответствующее положению поршня в ВМТ, и затем отвернуть винт 3 контрпоршня на 1,5… 2 оборота.
- Закрыть пальцем впускной канал футорки 13 и повернуть воздушный винт 2 … 3 раза для всасывания топлива в картер двигателя. Открыть впускной канал и снова повернуть коленчатый вал двигателя на 2… 3 оборота.
- Резкими ударами пальца по лопасти винта и одновременно подбирая наивыгоднейшую степень сжатия топливовоздушной смеси вращением регулировочного винта контрпоршня, привести коленчатый вал двигателя во вращение против часовой стрелки (при виде на винт см. рис. 1). После нескольких вспышек двигатель должен заработать.
Предупреждение. Во время работы двигателя нельзя находиться в плоскости вращения винта.
На работающем двигателе отрегулировать максимальные обороты винтом контрпоршня и иглой карбюратора.
Примечания: а) Если двигатель после нескольких вспышек не заработал (что указывает на большую или малую компрессию в цилиндре), следует произвести регулировку винтом контрпоршня или отрегулировать подачу топлива.
б) Если при увеличении компрессии работающий двигатель уменьшает обороты, то регулировочный винт контрпоршня следует отвернуть или уменьшить подачу топлива.
- Дать проработать двигателю на средних оборотах 20 мин для приработки трущихся его частей и получения навыков в его регулировке.
- Снять двигатель с доски (установки) и протереть его насухо, причем необходимо смотреть за тем, чтобы в отверстия выпускных окон цилиндра и в канал карбюратора не попала грязь и другие посторонние частицы.
После этого двигатель готов для установки на модель. Запуск двигателя на модели производить, как указано выше.
Более подробно с микродвигателем МАРЗ-2.5Д можно ознакомиться в инструкции PDF и на чертеже DWG
Вконтакте
Надо купить модель двигателя внутреннего сгорания ? Большой выбор доступных по ценам моторов представлен на сайте «Время Машин». Гарантированно высокое качество, услуга доставки, много способов оплаты, в том числе заказ в кредит, - наши условия устроят любого покупателя!
Владельцы радиоуправляемых автомобилей или летательных аппаратов с мотором рано или поздно сталкиваются с проблемой покупки запчастей. Такая серьезная техника нуждается в своевременном уходе. Бывает, необходимо поменять двигатель или отдельную запчасть к нему. Но найти ее не всегда просто, а цена зачастую «кусается». Мы поможем с решением этого вопроса. Наши специалисты готовы не только подобрать нужный товар, но и выполнить ремонт.
В каталоге представлены моторы и запчасти к ним. У нас можно найти 3D-модель двигателя внутреннего сгорания:
- для машины,
- вертолета,
- самолета.
Чтобы поиск занял меньше времени, воспользуйтесь системой подбора товаров при помощи фильтров и сортировки. А можно просто позвонить или написать консультантам и озвучить свои пожелания.
Восемь причин, чтобы заказать двигателя внутреннего сгорания у нас
- Привлекательная стоимость.
- Большой ассортимент: моторы для разных моделей, колокола сцепления, шатуны и многое другое.
- Бесплатные услуги курьера при заказе от 7000 рублей.
- Отправление товара в ваш город или самовывоз.
- Выгодные условия для оптовых покупателей.
- Гарантия качества фирменных моторов.
- Помощь специалистов и удобный самостоятельный поиск в иллюстрированном каталоге.
- Быстрое обслуживание на всех этапах.
Если вам нужно купить модель двигателя внутреннего сгорания, познакомьтесь с ассортиментом каталога «Время Машин». На сайте обязательно найдется то, что вы ищете! Выбирайте подходящий товар и оформляйте покупку в режиме онлайн.