Замена поршневой гранта. Замена шатунно-поршневой группы в двигателе Лады Гранты

Шатунно-поршневая группа - это группа деталей, в состав которой входят ее основные элементы: коленчатый вал, поршень, цилиндр(или блок цилиндров), шатуны, коренные подшипники, вкладыши и другие составляющие ЦПГ.
Перед разбором ЦПГ необходимо произвести внешний осмотр цилиндров на предмет их износа. Чтобы в процессе ремонта поршни не перепутать, пометьте маркером на днище номер каждого из них.
Для начала стоит определиться со способом ремонта шатунно-поршневой группы гранты. Это можно производить со снятие двигателя с автомобиля или без снятия.
Если будет выбран способ со снятием, то сначала воспользуйтесь инструкцией по снятию двигателя с Лада Гранта .
После того, как двигатель уже будет снят, снимите головку блока цилиндров(ГБЦ).
Полные инструкции по разбору двигателя мы опустим, их Вы найдете на соответствующих страницах нашего сайта. Приступим к дефектовке деталей ЦПГ(цилиндро-поршневой группы).
Последовательность выполнения работ







8. Номинальный размер цилиндров, его овальность и конусность не должны быть более чем на 0,15мм.
Если имеется хотя бы одно превышение по допуску, то следует расточить цилиндры до ближайшего ремонтного размера поршней, учтя припуск 0,03мм на диаметр под хонингование. После проведите хонингование с учетом того, что при установке поршня в цилиндр зазор между ними должен находится в пределах 0,025мм - 0,045мм. Данные операции следует производить в специализированных сервисных центрах, поскольку от их качества будет зависеть дальнейший ресурс двигателя Лады Гранты.


























Для дефектовки деталей двигателя на автомобиле Лада Гранта ВАЗ 2190 вам потребуются: переносная лампа, набор плоских щупов, линейка, штангенциркуль, нутромер, микрометр, шабер.
После разборки двигателя тщательно очистите, промойте и просушите все детали. Затем выполните следующее.
1. Очистите головку поршня от нагара. Если на поршне есть задиры, следы прогара, глубокие царапины, трещины, замените поршень. Прочистите канавки под поршневые кольца. Это удобно сделать обломком старого поршневого кольца.


2. Прочистите отверстия поршня для стока масла подходящим отрезком проволоки.


3. Проверьте зазоры между кольцами и канавками на поршне, предварительно очистив поршневые кольца от нагара.


Номинальный зазор поршневых колец, мм:
0,02-0,055 - маслосъемное кольцо А ;
0,03-0,065 - нижнее компрессионное кольцо Б ;
0,04-0,075 - верхнее компрессионное кольцо В .
Предельно допустимый зазор для всех поршневых колец 0,15 мм.


4. Наиболее точно зазоры можно определить замером поршневых колец и канавок на поршне. Для этого измерьте микрометром толщину поршневых колец в нескольких местах по окружности, затем с помощью набора щупов измерьте ширину канавок также в нескольких местах по окружности. Вычислите средние значения зазоров (разница между толщиной поршневого кольца и шириной канавки). Если хотя бы один из зазоров превышает предельно допустимый, замените поршень с кольцами.


5. Измерьте зазоры в замках поршневых колец, вставив поршневое кольцо в специальную оправку. При отсутствии оправки вставьте поршневое кольцо в цилиндр, в котором оно работало (или будет работать, если поршневое кольцо новое), продвиньте поршнем как оправкой кольцо в цилиндр, чтобы оно установилось в цилиндре ровно, без перекосов и измерьте щупом зазор в замке поршневого кольца. Номинальный зазор должен быть 0,25-0,45 мм, предельно допустимый (в результате износа) - 1,0 мм. Если зазор превышает предельно допустимый, замените поршневое кольцо.


Рис. 5.21. Схема измерения цилиндра


6. Если зазор меньше 0,25 мм, аккуратно сточите надфилем торцы поршневого кольца.
7. Измерьте диаметры цилиндра в двух перпендикулярных плоскостях (рис. 5.21) (В - вдоль, А - поперек блока цилиндров) и в четырех поясах (1, 2, 3 и 4). Для этого необходим специальный прибор - нутромер. Номинальный размер цилиндра (см. табл. 5.1), овальность и конусность не должны превышать 0,05 мм. Если максимальное значение износа больше 0,15 мм или овальность превышает указанное значение, расточите цилиндры до ближайшего ремонтного размера поршней, оставив припуск 0,03 мм на диаметр под хонингование. Затем отхонингуйте цилиндры, выдерживая такой диаметр, чтобы при установке поршня расчетный зазор между ним и цилиндром был 0,025-0,045 мм. Дефектовку, расточку и хонингование блока проводите в автомастерских или СТО, располагающих специальным оборудованием.
8. Проверьте отклонение от плоскостности поверхности разъема блока с головкой блока цилиндров. Приложите штангенциркуль (или линейку) к поверхности:
- в середине блока цилиндров;
- в продольном и поперечном направлениях;
- по диагоналям плоскости.
В каждом положении плоским щупом определите зазор между линейкой и плоскостью. Это и есть отклонение от плоскостности. Если отклонение превышает 0,1 мм, замените блок цилиндров.


9. Проверьте зазоры между поршнями и цилиндрами. Зазор определяют как разность измеренных диаметров поршня и цилиндра. Номинальный зазор равен 0,025- 0,045 мм, предельно допустимый 0,15 мм. Если зазор не превышает 0,15 мм, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор был как можно ближе к номинальному. Если зазор между поршнями и цилиндрами превышает 0,15 мм, расточите цилиндры и установите поршни соответствующего ремонтного размера. Измерьте диаметр поршня на расстоянии 10 мм от нижнего края юбки в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу.
10. При замене деталей шатунно-поршневой группы необходимо подобрать поршни к цилиндрам по классу и одной группы по массе, а также поршневые пальцы к поршням по классу и шатуны по массе. Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними. Для удобства подбора поршней к цилиндрам их делят в зависимости от диаметров на пять классов (через 0,01 мм): А, В, С, D, Е (табл. 5.1).
В запасные части поставляют поршни номинального размера трех классов: А, С, Е и двух ремонтных размеров (1-й ремонтный размер - увеличенный на 0,4 мм, 2-й -на 0,8 мм).
По массе поршни разбиты на три группы: нормальную, увеличенную на 5 г и уменьшенную на 5 г. На двигатель должны быть установлены поршни одной группы.
Для поршней ремонтных размеров в запчасти поставляют кольца ремонтных размеров, увеличенных на 0,4 и 0,8 мм. На кольцах 1-го ремонтного размера выбито число «40», 2-го - «80».

Чрезмерно изношенные поршни подлежат замене. Замена поршня и шатуна может потребоваться при соударении клапана с поршнем, вызванном нарушением фаз газораспределения или обрывом ремня привода ГРМ.

ШАТУННО-ПОРШНЕВАЯ ГРУППА С ПЛАВАЮЩИМ ПАЛЬЦЕМ

Для выполнения работы потребуются нутромер и оправка для поршневых колец.

Разборка

2. Шилом или отверткой с тонким лезвием поддеваем и вынимаем из проточки стопорное кольцо поршневого пальца.


Если канавки стопорных колец замятые, в забоинах и кольца в них ненадежно фиксируются - поршень следует заменить.

3. Прутком из мягкого металла диаметром 16—18 мм выталкиваем поршневой палец и снимаем поршень с шатуна.

Проверка


0,025-0,045 мм и задастся установкой поршней того же класса, что и цилиндров. Класс поршня и цилиндра обозначаются латинскими буквами которые выбиваются на нижней привалочной плоскости блока цилиндров и на днище поршня. Стрелка на поршне указывает направление на передний конец коленчатого вала


1. Нутромером проверяем износ стенок цилиндров

Измерения проводим в четырех поясах (3, 10, 60 и 112 мм от верхней кромки цилиндра) в продольном и поперечном направлениях двигателя. В верхнем поясе цилиндр не изнашивается. По разнице показаний нутромера в разных поясах определяем степень износа каждого цилиндра.

2. Микрометром измерив диаметр юбки поршня, определяем его износ.

Небольшой равномерный износ цилиндра (в пределах 0.05 мм) можно попробовать компенсировать установкой поршня другого класса с большим диаметром.

Подбор поршней и пальцев

У новых двигателей зазор между поршнем и цилиндром составляет

0,025-0,045 мм и задается установкой поршней того же класса, что и класс цилиндров.

Классы цилиндров по диаметру


Диаметры цилиндров разбиты на пять размерных классов. " Класс каждого цилиндра выбит на нижней привалочной плоскости блока цилиндров.

Небольшой равномерный износ цилиндра (в пределах 0,05 мм) возможно компенсировать установкой поршня другого класса с большим диаметром.

Если максимальный износ составляет 0,15 мм и более, требуется расточка цилиндров и установка поршней ремонтного размера.

Предусмотрена расточка цилиндров на 0,4 мм и 0,8 мм под размеры ремонтных поршней.

2. На днище поршня нанесены обозначения, где:

2 — класс отверстия под поршневой палец;

С — класс поршня;

■*--стрелка для ориентирования

Поршня в цилиндре (должна быть направлена в сторону привода ГРМ);

Г — группа массы поршня.

По диаметру отверстия под поршневой палеи поршни делятся на три класса (1, 2, 3) — через 0,004 мм.
По наружному диаметру поршни разбиты на пять классов (А, В, С, D. Е) — через 0,01мм (измеряется в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу, на расстоянии 55 мм от днища поршня).

По размеру поршни бывают номинальные и двух ремонтных размеров. Поршни номинального размера не маркируются. Поршни первого ремонтного размера изготавливаются с увеличенным на 0,4 мм диаметром и имеют маркировку в виде символа «д*. Поршни второго ремонтного размера имеют увеличенный на 0,8 мм диаметр и маркируются символом « □».
На двигателе все поршни должны быть одной группы по массе. Поршни номинальной группы обозначаются символом «Г». Поршни с увеличенной и уменьшенной массой на 5 г обозначаются «+» и «—» соответственно.

Класс пальца маркируется краской на его торце.

По наружному диаметру пальцы делятся на три класса (синий, зеленый и красный), через 0,004 мм.

Для облегчения подбора пальца к отверстию поршня на его внутренней стороне краской указывается требуемый класс пальца.
Требуемый класс пальца указан на крышке шатуна 2. По массе головок шатуны делятся на классы. Маркировка наносится на крышку шатуна I

На двигатель должны быть установлены шатуны одного класса по массе

ШАТУННО-ПОРШНЕВАЯ ГРУППА С ЗАПРЕССОВАННЫМ ПАЛЬЦЕМ

Классы шатунов по массе



Замена шатунно-поршневой группы с запрессованным пальцем производится аналогично замене шатунно-поршневой группы с плавающим пальцем, за исключением ее разборки и сборки.

Классы поршневых пальцев по наружному диаметру



Детали шатунно-поршневой группы с плавающем пальцем не взаимозаменяемы г деталями шатунно-поршневой группы с запрессованным пальцем. 3 один и тот же блок цилиндров может быть установлена любая из двух шатунно-поршневых групп.

Для выполнения работы потребуются приспособление для выпрессовки поршневого пальца, оправка для установки поршневого пальца и технический фен (термопистолет).

Разборка


1. Снимаем с поршня поршневые кольца

2. Приспособлением выпрсссо-вываем поршневой палец.

3. При отсутствии специального приспособления палец можно вып-рессовать в тисках при помощи оправки. В качестве упора используем деревянный брусок достаточной толщины с высверленным в нем отверстием для пальца.

4. Снимаем поршень с шатуна

Сборка

В двигатель должны быть установлены поршни и шатуны одного класса по массе.

1. Устанавливаем поршневой палец на оправку.

2. Зажимаем шатун в тисках и термопистолетом нагреваем его Верхнюю головку до температуры 200-250 ”С.

3. Надеваем на верхнюю головку шатуна поршень и центруем их отверстия оправкой.

При сборке шатуна с поршнем убедитесь, что маркировка на шатуне и маркировка на поршне находятся с одной стороны.

4. Прижимая поршень к головке шатуна в направлении стрелки, одним быстрым движением, вводим палец в отверстия до упора оправкой в поршень.

5. Вынимаем оправку из пальца.

6. Надеваем на поршень кольца и устанавливаем поршень в цилиндр (с. 47, «Поршневые кольца и шатунные вкладыши - замена»).

При этом стрелка на днище поршня и метки на шатуне и его крышке должны быть обращены в одну сторону.