Развивающие задания по теме транспорт. Образовательный портал. «Придумай новую машину»

Подборка игр для дошкольников 3-6 лет с трудностями в обучении на тему «Транспорт»

Описание: Данная подборка игр позволит в увлекательной форме расширить знания учащихся с трудностями в обучении по теме «Транспорт» и закрепить ранее изученные понятия, послужит обогащению и развитию словарного запаса, поспособствует развитию таких высших психических функций как внимание, память, мышление, восприятие.
Игра № 1. «Дорожки»
Возраст учащихся:3-4 года
Цель: развитие графомоторной координации, зрительного восприятия
Оборудование: листы с распечатанными дорожками, цветные фломастеры. Если листы заламинировать, игровое пособие возможно будет использовать много раз, что очень удобно-нарисованные линии легко стираются влажной салфеткой.
Ход игры: Раздаем учащимся разноцветные фломастеры и Просим провести машины(вертолеты) по нарисованным дорожкам, стараясь при этом вести линию как можно точнее


Игра №2. «Найди тень»
Цель: развитие зрительного восприятия
Возраст учащихся:3-4 года
Оборудование: распечатанные карточки с транспортом и тенями
Ход игры: На парте слева выкладываем картинки с транспортом, а справа- картинки с тенями. Просим детей найти каждой картинке подходящую тень



Игра № 3. «Разноцветные гаражи»
Цель: закрепление знаний о названиях цветов и их соотнесения,развитие зрительного восприятия, развитие моторики
Возраст учащихся:3-5 лет
Оборудование: распечатанные гаражи с разноцветными крышами и разноцветные машинки
Ход игры: На парте в ряд раскладываем картинки с гаражами.Обращаем внимание детей, что крыша каждого гаража отличается по цвету. Вспоминаем и проговариваем названия всех представленных цветов. Поочередно выкладываем картинки с машинками и просим поставить каждую в подходящий гараж. Просим детей комментировать свои действия (« я поставил красную машинку в красный гараж», и.т.д)
Для дошкольников 5 лет игру можно усложнить, попросив посчитать машинки и положить сверху каждого гаража подходящую цифру.
Вариант 2. Раскладываем в ряд все картинки с машинами. Просим детей действовать по словесной инструкции.-«Возьми зеленую машинку. В какой гараж ты ее поставишь?». После того, как все машинки заняли свои места, еще раз повторяем и проговариваем названия всех цветов
Данный вариант можно использовать в диагностических целях- для уточнения – названия каких цветов учащиеся знают и различают.



Игра № 4. «Мемори»
Цель: развитие зрительной памяти, восприятия.
Возраст учащихся: 4-5 лет
Оборудование: 2 одинаковых комплекта карточек с разными видами транспорта
Ход игры: карточки перемешиваем и раскладываем на парте рубашкой вверх. Объясняем детям, что сейчас будем искать пары одинаковых картинок, нужно найти как можно больше. За один ход открываем 2 любые карточки. Если картинки одинаковые, то, кто их открыл- забирает себе, если разные- переворачивает и кладет обратно. Далее ходит следующий игрок,и.т.д
После того, как все карточки собраны, просим детей назвать все виды транспорта, которые они собрали. Считаем, сколько картинок у каждого игрока и определяем победителя



Игра № 5. «Разрезные картинки»
Оборудование: карточки с разными видами транспорта, разрезанные на 3 части
Цель:развитие зрительного и пространственного восприятия, моторики, закрепление названий различных видов транспорта
Возраст: 3-4 года
Ход игры: Части картинок раскладываем на парте в случайном порядке. Просим детей «починить» картинки, собрать из частей целые. После того, как все картинки собраны, повторяем названия всех видов транспорта.



Игра № 6 «Летает, плавает, ездит»
Цель игры: закрепление знаний о различных видах транспорта, развитие мышления, словарного запаса.
Возраст: 4-6 лет
Оборудование: распечатанный лист, поделенный на 3 зоны- земля, вода, воздух.Картинки с различными видами транспорта.
Ход игры: Поясняем детям, что сейчас будем вспоминать различные виды транспорта. Обращаем их внимание на лист с зонами, поясняем,- первая колонка, над которой нарисована дорога- для наземного транспорта, вторая колонка- для водного, третья- для воздушного. Далее поочередно раздаем картинки, просим назвать транспортное средство и положить его в соответствующую зону, объяснив свой выбор («это самолет, он летает по воздуху, поэтом я положу его в третью зону)
После того, как все картинки собраны, еще раз повторяем названия всех видов транспорта, уточняем, какие они- водные, наземные, воздушные. Также можно попросить детей посчитать, сколько собрали наземного транспорта, водного, воздушного- сравнить, где картинок получилось больше, а где меньше.


Игра № 7. «Посчитай правильно»
Цель игры: развитие счетных навыков, закрепление графических образов цифр 1-12, развитие моторики
Оборудование: распечатанные карточки с разным количеством транспорта, прищепки
Возраст: 5-6 лет
Ход игры: Раздаем детям карточки и прищепки. Просим пересчитать, сколько машин(автобусов, и.т.д) у каждого на карточке и отметить прищепкой подходящую цифру. После того, как все карточки посчитаны и отмечены, можно разложить их в порядке возрастания количества, попросить показать где машин больше, меньше, и.т.д



Игра № 8. «Четвертый лишний»
Цель: развитие зрительного восприятия, мышления
Оборудование: распечатанный лист с рядами картинок, магниты
Возраст: 3-4 года
Ход игры: Демонстрируем детям лист с заданием, обращаем внимание на то, что в каждой строчке 3 картинки одинаковые, а одна отличается, не подходит к ним. Просим спрятать под магнитиком все отличные, лишние картинки. После того, как все неподходящие картинки закрыты, просим пояснить свой выбор(«тут 3 лодки с синими парусами, а у этой-зеленые, поэтому она не подходит к остальным», и.т.д)



Игра № 9. «Автобусы»
Цель игры: развитие пространственного и зрительного восприятия, закрепление понятий «большой-маленький», «длинный- короткий», «высокий-низкий»
Оборудование: распечатанные картинки с автобусами разного размера, дорожками, водителями
Возраст: 3-4 года
Ход игры: В случайном порядке раскладываем на парте картинки с автобусами и просим детей расставить их по порядку- самый большой автобус, чуть поменьше, еще меньше,самый маленький. После того, как у детей получился правильный сериационный ряд, раздаем картинки с водителями-человечками и просим посадить каждого водителя в подходящий по размеру автобус. После того, как все водителя заняли свои места, уточняем- это самый большой автобус, водитель в нем самый высокий, а это самый маленький автобус- и водитель в нем самый низкий. После этого раздаем картинки с дорожками и просим поставить каждый автобус на подходящую дорожку. Уточняем- эта дорожка самая длинная, она подойдет большой автобусу, эта короче,а эта самая короткая, и.т.д
В конце можно попросить пересчитать, сколько автобусов приехало, показать- где самый большой автобус, самая короткая дорожка, самый низкий водитель, и.т.д

Дидактические игры для дошкольников на тему: «Транспорт»


Автор: Книс Анна Николаевна, старший воспитатель.
Место работы: МБДОУ "Детский сад №3 "Улыбка", г. Калач - на – Дону.
Описание работы : Предлагаю вашему вниманию дидактические игры для дошкольников на тему: «Транспорт» для детей 3-6 лет. Данный материал поможет воспитателям, детям и их родителям закрепить знания детей о транспорте, его видах и предназначении в игровой форме.

Дидактическая игра: лото «Транспорт».
Цель : Закрепление знаний детей о транспорте, умение различать и находить нужный транспорт.
Дидактический материал: Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различного транспорта, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).






Ход игры: Игра для детей от 4 лет. В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет вид транспорта. Кто нашёл на своем поле соответствующее изображение, забирает фишку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет фишками все игровое поле.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель: Развитие умений анализировать, развивать логическое мышление, кругозор, познавательный интерес и речевую активность.
Дидактический материал: Карточки с изображением транспорта, разрезанные на несколько частей
Ход игры: Игра для детей от 3 лет. Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 2, 3, 4 части (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, какой транспорт он собрал, какого цвета, его назначение.
Например:


Грузовик жёлтого цвета. Перевозит грузы.


Автобус синего цвета. Перевозит пассажиров.


Вертолёт жёлтого цвета. Летает по небу.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Цель: Развитие умений классифицировать предметы по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.
Дидактический материал: Карточки с изображением четырёх видов транспорта, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе.
Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какой транспорт лишний. Оставшийся, транспорт назовите одним словом». Каждый участник исключает лишний транспорт по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Карточки для игры:
1. Грузовик, лодка, корабль, крейсер.


Лишний грузовик потому, что это наземный транспорт, а остальные – водный транспорт.
2. Поезд, легковой автомобиль, автобус, самолёт.


Лишний самолёт потому, что это воздушный транспорт, а остальные – наземный транспорт.
3. Воздушный шар, корабль, вертолёт, планер.


Лишний корабль потому, что это водный транспорт, а остальные – воздушный транспорт.
4. Полицейский автомобиль, легковой автомобиль, пожарная машина, машина скорой помощи.


Лишний легковой автомобиль потому, что это пассажирский транспорт, а остальные – специальный транспорт.
5. Грузовик, автобус, легковой автомобиль, метро.


Лишнее метро потому, что это подземный транспорт, а остальные – наземный транспорт. Второй вариант: лишний грузовик потому, что это грузовой транспорт, а остальные – пассажирский транспорт.

Тема: «Водный и воздушный транспорт. Виды транспорта. Профессии»

1. Повтори по памяти: самолет, вертолет, корабль, ракета. Назови одним словом, что это. Скажи что лишнее, объясни, почему ты так решил(а). Раздели эти слова на слоги.

2. Назови ласково: самолет - самолетик, вертолет - ……, корабль - …….., лодка - ……., мотор - ……., теплоход - ………

3. Закончи предложения:

Летчик - это тот, кто …………..
. Капитан - ………………………
. Пассажир - …………………….

4. Выбери нужное слово:

Корпус, палуба, иллюминатор - это ………… (корабль)
. Крылья, шасси, салон, корпус, хвост - это …………….

5. Скажи по образцу:

Самолет - самолеты - много самолетов
. Корабль - ……………………………….
. Вертолет - ………………………………
. Капитан - ………………………………
. Пилот - …………………………………

Тема: «Наземный транспорт. Виды (Грузовой и пассажирский). Профессии на транспорте»

1. Назови наземный транспорт, который ты знаешь (5 - 6 видов). Объясни, почему этот транспорт называют наземным.

2. Раздели на слоги следующие слова: автобус, такси, грузовик, самосвал, автомобиль. Расскажи, что из вышеперечисленного относиться к пассажирскому транспорту, а что к грузовому. Объясни, почему ты так думаешь.

3. Скажи по образцу:
. Один автобус - 5 ……….
. Одна электричка - 7…….
. Два грузовика - 8 ……….
. Один самосвал - 5…………

4. Расскажи, люди каких профессий работают на транспорте.

Автомобилем управляет ……… (водитель)
. Трамваем ………………………...(вагоновожатый)
. Поездом …………………………..(машинист)
. Грузовиком………………………..(шофер)
. Билеты продает……………………(кондуктор)

5. Вставь предлоги:

Грузовик едет ______ дороге.
. ____ гаража выезжает автомобиль.
. Автобус подъезжает _____ остановке.

6. Повторить предложение, четко все слова:

МЧАТСЯ БЕШЕНО МАШИНЫ, ПО ШОССЕ ШУРШАТ ИХ ШИНЫ.



Тема: «Транспорт. Грузовой и пассажирский»

1. Прослушай внимательно, повтори по памяти: ПОЕЗД, САМОЛЕТ, АВТОБУС, ГРУЗОВИК.
. Назови одним словом (Транспорт)
. Определи количество слогов в этих словах.
. Какой транспорт ты еще знаешь.
. Какой транспорт называют ПАССАЖИРСКИМ (Который перевозит пассажиров), а какой ГРУЗОВЫМ (Который перевозит разные грузы)

2. «Назови ласково»: машина - ……., самолет - ………, корабль - …….., лодка - …….., катер - …….., вертолет - ……….

3. Выучить названия транспорта: ТРОЛЛЕЙБУС, ТРАМВАЙ, МЕТРО.

4. ВЫУЧИТЬ!
. Если транспорт едет по дороге - он НАЗЕМНЫЙ
. Если летит по воздуху - ВОЗДУШНЫЙ
. Если плывет по воде - ВОДНЫЙ
. Если по железной дороге - ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ

ПРИВЕСТИ ПО 2 ПРИМЕРА К КАЖДОМУ ВИДУ ТРАНСПОРТА.

5. ВЫУЧИТЬ: части машины, уметь показать их на картинке.
КАБИНА, КУЗОВ, ДВЕРЬ, ЗЕРКАЛО, ФАРА, КОЛЕСА.

6. Посчитай до 5, правильно согласовывая слова: МАШИНА, САМОЛЕТ, АВТОБУС

Тема: «Правила дорожного движения»

1. Прослушай внимательно, повтори по памяти: ДОРОГА, УЛИЦА, ПЕШЕХОД, СВЕТОФОР. Определи количество слогов в этих словах. Расскажи, кого называют ПЕШЕХОДОМ, как должен вести себя пешеход на дороге.

2. Расскажи, какие цвета есть у светофора. Что обозначает каждый цвет светофора. Кто кроме светофора может регулировать движение на дороге? (Регулировщик или милиционер)

3. Посчитай до 5, правильно согласовывая слова: ПЕШЕХОД, ДОРОГА, СВЕТОФОР.

4. Ответь по образцу:
. Пешеход - пешеходы - много пешеходов
. Светофор - ………….. - ……………………
. Улица - ………………. - ……………………..
. Дорога - …………….. - …………………….

5. Закончи предложения:
. В гараж машина заезжает, а из гаража…….. (выезжает)
. По дороге машина проезжает, а через реку ……… (переезжает)
. Мимо парка машина проезжает, а к дому машина …… ……. (подъезжает)
. Пешеход по тротуару ходит, а через дорогу - ……….. (переходит)

Речевые и познавательные задания по теме "Транспорт" для детей 6-7 лет.

1. Вместе с ребенком понаблюдайте на улице за транспортом,

зачем нужен транспорт,

назовите машину, автобус и.т.д.

Обозначьте словами перемещения машины: едет, подъезжает, уехала, остановилась, повернула, затормозила…

2. Спросите у ребенка, какие виды транспорта он знает, какой транспорт относится к наземному, подземному, железнодорожному, воздушному, водному.

3. Назовите детали самолета: нос, корпус, хвост, иллюминаторы, шасси, крылья…

Детали корабля: нос, палуба, корма, штурвал …

Детали автомобиля…

Детали велосипеда…

4. Спросите, на какие 2 группы можно разделить наземный транспорт

(легковой, грузовой), почему так называются.

5. Проведите беседу о правилах уличного движения.

6. Упражнение "Подбери действие к предмету".

Поезд (что делает?) - ... едет, идет, мчится, гудит, везет, перевозит, останавливается … Самолет (что делает?) - ... взлетает, летит, перевозит, приземляется…

7. Упражнение "Подбери признак".

Машина (какая?) - ...

Автобус (какой?) - ...

Самолет (какой?) - ...

8. Упражнение "Посчитай транспорт" на согласование числительных с существительными, необходимо следить, чтобы ребенок правильно произносил окончания слов.

Один корабль, 2 корабля, три корабля, 4 корабля, 5 кораблей, 6 кораблей…

Один автомобиль…

Один велосипед…

9. Упражнение "Почему так называется?" на образование сложных слов.

Самолет - сам летает.

Вездеход - ... Паровоз - ... Пароход - ...

Самосвал - ... Самокат - ... Мусоровоз - …

Пешеход - … Ледокол - … Луноход - …

Автогонщик - … Электровоз - … Молоковоз - …

Цементовоз - … Бензовоз - …

10. Загадайте ребенку загадки по теме «Транспорт».

11. Кто чем управляет?

Мотоциклом - мотоциклист

велосипедом - велосипедист

подъемным краном – крановщик

такси – таксист

электричкой – машинист

кораблем – капитан

автомобилем – водитель

самолетом – летчик, пилот

12. Закончи предложение по образцу.

Автобус едет быстро, а электричка еще …(быстрее).

Вертолет летит высоко, а самолет еще…(выше).

Катер сигналит громко, а пароход еще…(громче).

Автомобиль стоит близко, а велосипед еще…(ближе).

13. Упражнения на координацию речи с движениями .

Будем транспорт называть

Раз, два, три, четыре, пять

(шагать на месте).

Будем транспорт называть.

По земле пассажиров возят

(хлопать в ладоши)

Машина, автобус и поезд

(вращать перед собой воображаемый руль).

Самолет идет на взлет

(поднимать руки в стороны

и покачивать ими)

Корабль по морю плывет

(соединить ладошки,

изображая нос корабля).

Вы, колесики, крутитесь

Вы, колесики, крутитесь

(быстро вращать руками

перед грудью).

Быстро, быстро, быстро мчитесь.

Раз, два, три –

Остановитесь

(перестать вращать руками).

14. Упражнения на развитие речевого слуха.

Налили бензину.

Завели…(машину).

Сели мы в машины,

Зашуршали…(шины).

Опустела мостовая,

И уехали …(трамваи).

Хочешь ехать – не зевай!

Отправляется…(трамвай).

Нажимаю на педаль

И машина мчится…(вдаль).

Вот бежит, поднявши пыль,

По шоссе… (автомобиль).

Нам проехать нехитро

Через город на …(метро).

Подготовлен самолет

Он отправиться в …(полет).

15. Упражнение "Назови одним словом" на образование сложных слов.

Если у мотоцикла три колеса, он (какой?) - трехколесный.

Если у велосипеда два колеса, то он (какой?) - ...

Если у машины 4 колеса, она (какая?) - ...

Если у лодки 4 весла, она (какая?) - ...

16. Упражнение "Подбери предмет к признаку".

Старый - ... Новый - ...

Маленький - ... Мощный - ...

Грузовой - ... Трехколесный - ...

Быстроходный - ...

17. Упражнение "Из чего - какой?" на образование относительных прилагательных.

Кабина из металла (какая?) - металлическая кабина.

Руль из пластмассы (какой?) - ...

Сиденье, обшитое кожей (какое?) - ...

Шины из резины (какие?) - ...

18 . Упражнение "Скажи наоборот" (учимся подбирать антонимы).

Поезд длинный, а автобус - короткий.

Самолет быстрый, а пароход - ...

Троллейбус тяжелый, а велосипед - ...

Взлет - посадка.

Взлетать - ...

Приезжать - ...

Приплывать - ...

19. "Закончи предложение". Надо употребить глагол «ехать» с соответствующей приставкой.

Машина из гаража (что сделала?) - выехала.

От дома (что сделала?) - ...

К дому - ...

За дом - ...

Через мост - ...

С моста - ...

Мимо дома - …

Вокруг парка - …

Из города - …

20. Упражнение "Четвертый лишний" на развитие логического мышления, умения классифицировать. (без использования картинок).

самолет, лодка, пароход, корабль и т.д.

21. Составь предложения с помощью слов: составление предложений по опорным словам.

Автомобиль, по, ехать, дорога.

Лодка, река, по, деревянная, плыть.

Магазин, около, велосипед, остановиться.

Пассажиры, электричка, из, выходить.

В, самолет, небо, лететь, высоко.

Подъехать, остановка, к, трамвай.

Мост, выехать, автобус, из-под.

22. Упражнение на развитие речевого слуха, памяти.

Выучите стихотворение о транспорте.

23. Развитие мелкой моторики рук.

Предложите ребенку выложить из палочек: лодку, самолет, машину. Изготовьте вместе с ребенком машины из различного материала.

24. Упражнение для развития связной речи.

Опиши транспорт по плану.

Как называется?

К какому виду транспорта относится? (Водный, воздушный? Пассажирский, грузовой?) Какого цвета?

Какой величины?

Из каких частей состоит?

Кем управляется?

Как используется людьми?