Профессия шофёр. Описание профессии водитель, выбор профессии водитель Почему мне нравится профессия водитель такси

Профессия водитель представляет собой одну из самых востребованных во многих странах. Развитие транспортной инфраструктуры повышает требования к водителям, их профессиональным качествам. Выбор этой профессии подразумевает не только готовность проводить за рулем транспортного средства многие часы, но и наличие некоторых профессиональных качеств, которые помогут стать мастером своего дела.

Профессия водитель. Описание и особенности

Водитель - это рабочий, который управляет определенным транспортным средством и имеет водительское удостоверение с соответствующими открытыми категориями. Водитель необходим во многих и производства, так что найти работу специалисту в этой области несложно. Крупные компании имеют свой автомобильный парк и нанимают водителей для постоянных пассажирских и грузовых перевозок. Профессия водитель автомобиля наиболее востребована в таксопарках, которые имеются в каждом городе.

Кроме легковых автомобилей, водители управляют троллейбусами, трамваями, автобусами, специальной техникой и т. д. Различают транспорт для пассажирских перевозок, грузоперевозок и выполнения других задач. Но каким бы транспортным средством ни управлял водитель, он всегда отвечает за сохранность перевозимых грузов и жизнь пассажиров. Для того чтобы стать водителем определенного транспортного средства, необходимо иметь права, которые подтверждают умение управлять этим средством.

Категории водительских удостоверений

Для управления мотоциклом необходимо наличие водительского удостоверения с открытой категорией А. Наличие в удостоверении категории А говорит о том, что водитель может управлять двухколесным транспортом, а также мотоциклом с коляской, вес которых в полном снаряжении не превышает 400 кг. В этой категории выделяют подкатегорию открытие которой дает возможность управлять моделями мотоциклов с небольшим объемом двигателя.

Категория B — это легковые автомобили, которые имеют до восьми пассажирских мест и массу до 3500 кг. Наличие этой категории говорит о том, что водителю позволено управлять автомобилем с небольшим прицепом (до 750 кг) или транспортным составом с общей массой, не превышающей трех с половиной тонн. Для управления автомобилем с тяжеловесным прицепом водителю необходимо иметь категорию BE.

Для управления грузовыми машинами необходимо наличие открытой категории C. К таким транспортным средствам относятся грузовики весом свыше 3,5 тонн, в том числе с небольшим прицепом. Чтобы управлять грузовиком с тяжеловесным прицепом, необходимо иметь дополнительную категорию CE. Также в категории С выделяют подкатегорию С1 и C1E. Открытие подкатегории С1 позволяет управлять грузовыми машинами в весовом диапазоне 3,5-7,5 тонн. К подкатегории C1E относятся грузовые машины с тяжеловесным прицепом, масса которых превышает 750 кг, при условии что общая масса всего состава не более двенадцати тонн.

Категория D в водительском удостоверении говорит о том, что водителю можно осуществлять пассажирские перевозки, в том числе на транспорте с маловесным прицепом. К таким средствам относятся автобусы и маршрутные такси, число пассажирских сидячих мест которых не превышает восьми человек. Возможность управлять автобусом и маршруткой с прицепом, масса которого свыше 750 кг, дает категория DE. Выделяют подкатегорию D1, которая позволяет управлять транспортом, имеющим от 9 до 16 пассажирских мест, в том числе с небольшим прицепом. Для управления транспортом, относящимся к категории D1, но с тяжеловесным прицепом, необходимо открыть категорию D1E.

Категория Е на данный момент исключена из водительских удостоверений. Ее заменили описанными выше категориями с приставкой Е, например BE, DE или CE. Водитель категории Е может управлять транспортом с тяжеловесными прицепами (более 750 кг). По новым правилам ему необходимо обменять свое удостоверение на новое. Существует два варианта замены удостоверения. Если водитель категории Е открыл ее до 01.01.2001, то новое удостоверение будет содержать все ранее открытые категории с приставкой Е. В случае получения категории Е после этой даты, в удостоверение пойдут только те категории, на которые были сданы экзамены. В новых правилах созданы категории для водителей троллейбусов и трамваев.

Требования к водителям

Профессия водитель подразумевает наличие у человека определенных личностных качеств и медицинских показаний, для того чтобы стать профессионалом своего дела.

Внимательность и осторожность на дороге помогают вовремя среагировать на опасную ситуацию, которая может привести к тяжелым последствиям. Кроме всего, водитель должен иметь хорошую память, так как необходимо ориентироваться в большом количестве дорожных знаков.

К медицинским показаниям, предъявляемым к водителям, относятся: хорошее зрение, отсутствие заболеваний, сопровождающихся непроизвольными движениями, психическое здоровье.

Обязанности водителя

В зависимости от места работы и вида управляемого транспортного средства отличаются и Личный водитель относится к домашнему персоналу и, кроме управления транспортом, в его обязанности чаще всего входит содержание в чистоте автомобиля и поддержание его исправности.

Профессия подразумевает кроме пассажирских перевозок, перевоз их багажа. Обычно у автобуса имеется утвержденный маршрут, которому водитель должен неукоснительно следовать. Водитель трамвая или троллейбуса должен уметь проверить состояние транспортного средства и устранить элементарные неисправности.

Как стать водителем?

Профессия водитель подразумевает наличие специального образования. Его можно получить на курсах вождения, по окончании которых и после сдачи экзамена выдается водительское удостоверение с открытыми категориями. Такие курсы входят в некоторые программы образования вузов и среднетехнических учреждений. Наличие не говорит о профессионализме рабочего. В этой профессии большое значение играет опыт работы, ведь многие умения приходят с количеством часов, проведенных за рулем.

Заработная плата

Зарплата водителя зависит от предприятия, где он работает, а также от графика и количества часов работы. Наиболее в этой области считается личный водитель, так как здесь зарплата персонала сильно зависит от возможностей работодателя и оказываемых водителем услуг. автобуса в среднем составляет 50 000 рублей, троллейбуса или трамвая - около 40 000 рублей.

Зарплата водителей транспортных средств, предназначенных для грузовых перевозок, сильно зависит от политики предприятия. Частным образом водитель может заработать больше, но работа на предприятии отличается стабильными выплатами, что для некоторых является весомым аргументом.

Профессия водителя (или шофера) одна из самых распространенных. Это настоящие профессионалы в вождении легковых и грузовых авто. В зависимости от навыков и специфики деятельности водителя делятся на: таксистов, перевозчиков грузов, курьеров, экспедиторов, дальнобойщиков и пр.


Заработная плата

35.000–60.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Как правило, водитель полностью несет материальную ответственность за транспортное средство. Поэтому в его интересах проверять наличие масла и топлива, износ двигателя, исправность всех механизмов. Помывка и техническое обслуживание — это так называемый «бэкстейдж» профессии шофера.

Основная работа начинается на проезжей части. Профессионалу доверяют материальные ценности и жизни людей, необходимо всегда быть на чеку, чтобы в нужное мгновение осуществить тот или иной маневр.

От опыта и стажа вождения нередко зависит и зарплата водителя. Поэтому необходимо повышать квалификацию на различных курсах.

Важные качества

Внимательность и ответственность — важные качества, без которых не обойтись на дороге. Отличная реакция, физическая выносливость, хорошее зрение присущи опытным водителям.

Отзывы о профессии

«Важнейшими качествами в моей работе являются внимательность, сосредоточенность и наличие хорошей реакции. Очень важно иметь хорошее здоровье. Ведь если с водителем что–то случится в дороге, то могут пострадать пассажиры. Но это уже не качества, а критерии отбора».

Григорий Федоров, частный водитель.

Стереотипы, юмор

Водители или шоферы — это излюбленные персонажи анекдотов и афоризмов.

Стоит человек на дороге, навстречу ему едет автомобиль. Человек думает:
— Не трамвай, объедет.
Водитель думает:
— Не столб, отойдет!

Блондинка едет в трамвае. Водитель объявляет:
— Следующая остановка «9 января».
Блондинка в панике начинает метаться по салону:
— А что, раньше никак нельзя?!

Обучение

В теории стать шофером может каждый совершеннолетний гражданин, обладающий правами с категорией, соответствующей специфики работы. По факту на работу устраиваются шоферы с внушительным опытом вождения. Предпочтение также оказывается кандидатам со средним специальным или высшим техническим образованием. Целевую подготовку по профессии водителя можно пройти в колледже или училище.

В школьном возрасте все задумываются о выборе будущей профессии. И чем человек становится старше, тем этот выбор стоит более остро. В настоящее время на рынке труда есть очень престижные профессии. Главное востребованные и хорошо оплачиваемые. Как, например, дизайнер интерьера, системный администратор и прочее. Может быть мой выбор покажется кому-то консервативным. Но я хочу быть водителем. Хочу объяснить почему.

Ещё в самом детстве, когда я был дошкольником и когда учился в первом классе, мы с родителями часто выезжали в пригород. У нас там дача. Она и сейчас есть. В то время я очень восторгался тем, как папа управляет автомобилем. И мне самому очень хотелось порулить.

И представьте себе, папа мне разрешал! Я правда ногами до педалей не доставал. Поэтому папа усаживал меня за руль перед собой. Он давил педали, а я рулил. Это было достаточно безопасно, потому что в деревне движения транспорта никакого нет, а руль папа мог перехватить в любой момент, если вдруг что-то пойдёт не так. Эти поездки мне очень запомнились.

Став старше, я уже сам потихоньку ездил. Не по деревне, а в поле. Там нет опасности куда-нибудь врезаться, поэтому я уже сам находился за рулём. Хотя папа был рядом. Так я научился достаточно прилично водить. Сейчас учу правила дорожного движения. Когда отец ведёт автомобиль по городу, я уже неплохо ориентируюсь в том, как водителю реагировать на дорожные знаки, разметку на дороге, и как проезжать различные развязки.

Когда я достигну возраста, который позволяет иметь водительское удостоверение, то сразу пойду учиться в автошколу, чтобы получить права на управление транспортом.

Но почему я решил выбрать именно профессию водителя, а не быть просто автолюбителем, как, например, мой папа? Я об этом серьёзно размышлял. Надо сказать, что водитель и продавец – это самые востребованные профессии в России по статистике. Так что выбрав работу водителя, я никогда не останусь невостребованным на рынке труда. Даже многие русские эмигранты, например, в США, идут работать водителем такси. В Европе тоже это востребовано. И на жизнь себе люди таким трудом зарабатывают. Может не такие большие деньги, но они всегда есть. Так что водитель не останется без работы и без заработка в любой стране.

Ну а самое гласное, мне нравится автомобиль. Не только ездить, но и обслуживать его. Хотя это, конечно, уже по большей части работа автомеханика. Но водителю часто тоже приходится возится со своим железным конём. В общем, я считаю, что выбор профессии водителя для меня – это и практично, и радостно.

Водитель или Шофер (фр. chauffeur — «истопник») — человек, получающий деньги за управление транспортным средством и перевозку людей или товаров. Под транспортным средством подразумевается автомобиль, трамвай, троллейбус, автобус, такси, метро.

Ещё водителем называют человека, который учит вождению находясь непосредственно в транспортном средстве. Кроме непосредственного управления автомобилем водитель устраняет возникшие в пути мелкие неисправности, контролирует, например, соблюдение пассажирами правил проезда, посадки и высадки или правильность крепления груза в кузове. Водитель должен владеть навыками управления машиной в разных условиях и знать правила дорожного движения, способы определения и устранения неисправностей, правила технического обслуживания, устройство автомобиля.

Можно научиться управлять автомашиной, но стать хорошим водителем может не каждый. Здесь важную роль играет оперативное мышление, способность в кратчайшее время оценить дорожную ситуацию и принять наиболее выгодное решение. Важно сохранять бдительность (не засыпать) в однообразной дорожной обстановке.

Водитель должен быть предусмотрительным, наблюдательным и вдумчивым (видеть не только то, что происходит на дороге, но и то, что вот-вот может произойти, судя по поведению участников движения). Профессия водителя предъявляет определенные требования и к физической подготовке, состоянию здоровья.

Личные качества

Водителю нужны внимательность, выдержка, быстрота реакции. Водители-дальнобойщики должны обладать устойчивостью к однообразию, монотонии, а те, кто работает в условиях интенсивного городского движения, - хорошей переключаемостью внимания.

Средняя зарплата

От 30 000 до 80 000 рублей в месяц в зависимости от опыта и графика работы (полный день или ночь или совмещение).

Зарплата, как правило, сдельная. Оклада нет.

Водители с личным грузовым автомобилем грузоподъемностью от 1,5 до 20 тн (тент/изотерм/реф) с широкой географией перевозок могут заработать больше.

Образование (Что надо знать?)

Знание правил дорожного движения, устройство автомобиля, порядок и периодичность выполнения работ по техобслуживанию. Способность предсказывать развитие дорожных ситуаций, быстро реагировать на изменение ситуации, владение навыками управления автомобилем на уровне автоматизма.

Место работы и карьера

Рабочим местом водителя является кабина автомобиля, а также гараж или стоянка, где осуществляется парковка и уход за автомобилем. Иногда водители, приобретя в собственность несколько транспортных средств, начинают заниматься предпринимательством в сфере перевозок, приглашая на работу других водителей, разыскивая и распределяя между ними заказы.

Где учиться?

Колледжи и техникумы по специальности Специальность

Прием на базе
9 классов

Прием на базе
11 классов

Стоимость за год
(рубли)
3 г 10 4 г 10 2 г 10 3 г 05

50 491 (очно)
38 000 (заочно)

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

3 г 10 2 г 10

бесплатно (25+6 мест)

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

3 г 10 2 г 10

Каким транспортом пользуются люди, спешащие в аэропорт или на вокзал, возвращающиеся ночью домой после вечеринки, или торопящиеся на деловую встречу в рабочий день? В большинстве случаев это будет такси. 70-80 лет назад немногочисленные таксомоторы встречались только в крупных городах. Сейчас эти машины можно встретить повсеместно.

Таксист — профессия для выдержанных и ответственных

Работа таксиста предъявляет к человеку требования, без которых не добиться успеха.

Первое — любовь к своему делу. Выполняя работу через силу, без желания и энтузиазма, таксист неизбежно вызовет у пассажиров негативное отношение к себе, к поездке и к своей фирме. В результате такой пассажир больше никогда не воспользуется услугами этой службы. А пунктуальный и аккуратный водитель, который встретит пассажира вежливой улыбкой, на чистом и исправном автомобиле, сразу же расположит к себе клиента. Такой таксист получит хорошие чаевые, а фирму обеспечит постоянными клиентами.

Второе — стрессоустойчивость. Все люди разные. Как у пассажира, так и у таксиста могут быть личные обстоятельства, от которых зависят настроение и поведение. Но водитель не имеет права проявлять свои негативные эмоции в общении с клиентом. Неважно, вызваны они поведением пассажиров или личными жизненными неурядицами. Предельная вежливость и сдержанность — только так должен вести себя настоящий профессионал.

У хорошего таксиста всегда в порядке автомобиль

Не менее важную роль в работе таксиста играет техническая сторона дела. Автомобиль в режиме такси подвержен ускоренному износу. Поездки любую погоду, российские дороги, славящиеся своим «качеством», городской цикл езды и постоянные пробки — всё это приводит к поломкам и ремонтам.

Есть таксисты, которые относятся к своей машине наплевательски, эксплуатируют её до последней возможности, а, попав в автосервис, экономят на ремонте. У таких водителей автомобиль прослужит не более двух-трёх лет.

У ответственного и заинтересованного в успешной работе таксиста машина всегда в исправности. Она регулярно проходит профилактику и техобслуживание, а любая поломка мгновенно устраняется. При таком подходе и машина как новая, и таксист всегда имеет клиентов и доход.

Особенности профессии «таксист»

Службы такси с хорошей репутацией и клиентской базой принимают на работу водителей с солидным стажем безаварийной езды. Мало иметь исправный автомобиль. Сейчас не обойтись без GPS-навигатора, нужны средства связи с диспетчерами. Пассажиры должны иметь возможность оплачивать услуги через системы электронных платежей.

Водители такси самостоятельно регулируют график работы, количество выходных и продолжительность смен. Обычно диспетчер даёт несколько адресов с вызовами, из которых таксист выбирает наиболее удобный.

Главное — каждый таксист должен помнить, что от него зависят не только настроение пассажиров, но и их жизни, а равно и жизни других людей на дороге.