Профессия дальнобойщика. Профессия дальнобойщик

Виды дальнобойщиков

  • Водители - индивидуальные предприниматели , самостоятельно подыскивающие клиентов для перевозки грузов.
  • Водители - сотрудники компаний, перевозящие грузы по заданию своего работодателя.

Общим для водителей-дальнобойщиков является использование ими в процессе управления автомобилем средств «Оперативной радиосвязи» в диапазоне частот 27 МГц (27,135 МГц, кроме Беларуси, Польши, Украины и стран Прибалтики, в которых значение частоты 27,130 МГц). Во время общения водители дальнобойщики обмениваются оперативной информацией о происшествиях и дорожной обстановке, качестве и ценах на услуги сервисов, стоянок и магазинов, о возможности и необходимости оказания экстренной или технической помощи. В качестве устройств оперативной радиозвязи используются радиостанции гражданского диапазона - CB-radio (англ. Citizen Band - гражданский диапазон), также называемые СиБи-рациями или «Сибишками». Для связи используется 15-й канал, сетка C(D)в модуляции АМ.

Романтика и опасность профессии

В 90-е годы были распространены бандитские налеты на дальнемагистральные тягачи целью которых было вымогательство , угоны тягачей, похищение грузов. В наше время это уже явление редкое, но распространение получили кражи деталей, барсеточники и угоны при помощи выманивания шоферов из машин при заведенном двигателе (чтоб наверняка).

На самом деле главная опасность дальнобойщика - это не криминальные налёты, количество которых последнее время стремится к нулю, и от которых можно уберечься, соблюдая элементарные правила безопасности, как то: ночевать на охраняемых стоянках, в городах с криминальной обстановкой заранее уточнять маршруты проезда и т. п. Основную опасность для дальнобойщика представляют зачастую неквалифицированные коллеги. Причём опасность двойную: опасность собственно аварии с риском причинения ущерба дорогому грузовику и грузу, и экономическую.

Первая половина опасности заключается в том, что в нынешнее время практически исчезли автошколы по типу советских учкомбинатов или курсов ДОСААФ, где действительно готовили неплохих начинающих водителей. Далее водители набирались опыта на предприятиях, и только через несколько лет могли попасть в элиту - в ряды водителей-дальнобойщиков. Сейчас курсы на категории C и E превратились в конвейер для получения прав: вызубрить билеты. не вникая в их суть, сдать не имеющий ничего общего с реальной ездой экзамен во дворе, оплатить озвученную взятку, и готово: свежеиспечённый дальнобойщик, в жизни не водивший грузовик с прицепом, топает устраиваться в фирму по грузоперевозкам. Результат: тысячи искалеченных машин, миллионные ущербы грузовладельцам, сотни унесённых жизней.

Вторая часть опасности, экономическая, невооружённым взглядом не видна. Растут цены на топливо, на запчасти, на технику, повышаются налоги. И на этом фоне жуковатые посредники-диспетчера, получая деньги напрямую от грузовладельцев, оставляют у себя солидный процент, отдавая перевозчику лишь жалкие крохи. А незадачливые дальнобойщики-предприниматели (неважно, сам на своей машине или владелец фирмы с сотней и более голов импортных фур) едут за жалкие огрызки, тем самым снижая и без того невысокие ставки. Такая система выгодна грузоотправителю, так как диспетчер несёт обратно в клювике солидный «откат». А ездящие за треть нормальной цены машины приходят в ужасающее техническое состояние, так как их не на что содержать, хватило бы на топливо, зарплату водителю да мизерную прибыль.

Романтика. Да, пожалуй некий элемент романтики в профессии есть. Но нынче быть романтиком - дорогое удовольствие. Пожалуй, искреннюю романтику позволяют себе хозяева машин, находящиеся сами за рулём, не имеющие долгов и постоянных клиентов. Они действительно могут себе позволить поехать куда глаза глядят, предварительно, не подгоняемые долгами, выбрав себе груз за достойную ставку, и, не спеша, любоваться красотами природы, останавливаться побродить или искупаться в речке где вздумается, а летом берут с собой любимых женщин или сыновей, реже дочек.

Субкультура

В России субкультура дальнобойщиков развита как нигде в мире. На тему труда и отдыха дальнобойщиков написаны тысячи песен (в основном рок и шансон). Эта субкультура развита и на северо-американском континенте и в Германии.

Жаргон дальнобойщиков

Как и в любой профессии есть свой жаргон, как специальный, так и общеязыковой. Вот примеры.

  • "Весёлый контроль" - передвижные или автономные пункты весового контроля автопоезда.
  • «Автономка» - отопитель салона, работающий независимо от двигателя.
  • «Аквариум» - тягач Renault Magnum (из-за широкого лобового стекла), также - «Тепловоз» (из-за характерного способа доступа в кабину).
  • «Алкаш» - водитель автопоезда с полуприцепом-рефрижератором чешской фирмы «ALKA».
  • «Аллигатор» - кусок отслоившегося протектора на дороге, или кусок колеса после взрыва. По краям обычно торчит металлический корд и царапает бампера , то есть «кусается».
  • «Американец», «америка» - капотный тягач, чаще американского происхождения но не обязательно.
  • «Арбуз-транс» (он же «Караван-арбуз») - КамАЗ с прицепом, перевозящий арбузы , дыни и др. бахчовые культуры, в азиатской части России из Казахстана , в частности из Южно-Казахстанской и Карагандинской области . В европейской же части чаще всего с номерами 05-ого региона (Дагестан), реже из Астраханской области . Отличаются низкой скоростью движения из-за предельного перегруза и скверного состояния техники, как правило не более 20-40 км/ч.
  • «Батон» - односкатное колесо большого диаметра. Такие стоят на «Европейских» полуприцепах, и так же встречаются на управляемых («рулевых») осях тягача.
  • «Бомба» (она же «фугас») - газовоз .
  • «Бочка» - цистерна .
  • «Брюхо» - подсобное помещение в прицепе , полуприцепе или тягаче для хранения запасок и прочего такелажа .
  • «Буратино-транс» - лесовоз.
  • «Веселый тумблер» - потайной тумблер, отключающий темпомат . Устанавливается нелегально в автосервисах .
  • «Возик» - автовоз .
  • «Воровайка» - лесовоз или бортовой грузовик, оборудованный краном-манипулятором.
  • «Скамья» (скамейка) - Scania.
  • «Маня» - MAN.
  • «Фрэд» - Freightliner.
  • «В канале?» - запрос по рации кого-либо.
  • «Гитара» - магнитола. Например, «гитара сломалась» - поломка магнитолы.
  • «Глухонемой» - грузовик без рации.
  • «Дайте обстановочку на …», «На … дорожка как?» - типичный запрос дорожной ситуации по рации (пробки, аварии, засады экипажей ДПС).
  • «Девочка» - .
  • «Ёлка» - размеченная стоянка грузовиков.
  • «Ёлка новогодняя» - автопоезд (обычно тягач), чрезмерно украшенный светодиодными элементами.
  • «Европа» - бескапотный тягач, чаще европейского производства.
  • «Запретка» - дорожный знак 3.4 , запрещающий проезд грузовиков или прицепов.
  • «Канистра» - бензовоз.
  • «Карман» (он же «притон ») - стоянка для грузовиков с АЗС или мотелем .
  • «Катя, Катер» - Екатеринбург .
  • «Край» - Красноярск .
  • «Куплю Дрова?» - запрос по рации по поводу нелегальной продажи дизельного топлива. В настоящее время не употребляется, переговоры о покупке топлива ведутся открытым текстом.
  • «Колейка» - затор на дороге, «пробка».
  • «Ленивец» - не ведущая ось грузовика. Преимущественно стоит на «Европе» и, как правило, односкатный.
  • «Лифчик» - знак «неровная дорога».
  • «Машинка работает!» - наличие на трассе патрульного автомобиля ДПС , ГИБДД .
  • «Машка» - GPS-навигатор
  • «Мешок» - полуприцеп, накрытый тентом.
  • «Мясорубка» - приспособление для откручивания колёсных гаек.Так же мясорубкой называют механические стеклоподъемники.
  • «Нажми на вонючку», «Дай газу» - просьба прибавить скорость.
  • «Обочина» - криво запаркованный на обочину автомобиль, часть которого находится на проезжей части и затрудняет проезд остальному транспорту.
  • «Одиночка» - тягач без прицепа.
  • «Паровоз» - сцепка в 24-25 метров из тягача и полуприцепа в 13,6 метра, или седельного тягача с полуприцепом и прицепом. Перевозят объемный груз (памперсы, сигареты и т. п.). Как правило тентованые .
  • «Пешеход, кегля» - человек, который идёт на не освещаемой части дороги без фонарика и световозвращаемых элементов в одежде по краю проезжей части.
  • «Племянник» - второй прицеп.
  • «Плечевая» - проститутка низшей категории, обслуживающая клиентов при дороге.
  • «По грибы поехал» - ДТП , сопровождаемое слетом с трассы.
  • «Подушка» - пневморессора.
  • «Покричать» - задать интересующий вопрос по рации. Например: «Покричи дальше, где стоят машинки». Как правило, это ответ человека, который только выехал со стоянки и не владеет нужной информацией.
  • «Проктолог» - Фура, догнавшая впереди идущюю фуру, которая долго не обгоняет (Смотрит в зад.
  • «Привязь» - работающий ограничитель скорости.
  • «Проспект просвещения» - станция ИДС (рентген).
  • «Реф» или «Рэф» - рефрижератор . Тот же термин распространен у железнодорожников .
  • «Савок» - самосвал.
  • «Сгонял, как турист» - поездка в убыток .
  • «Скелет» - контейнеровоз без контейнера, также - полуприцеп со снятым тентом (с торчащими над полуприцепом креплениями для тента).
  • «С мигалками» - езда в сопровождении экипажей ДПС. Как правило, это происходит при перевозке негабаритного груза .
  • «Сорванец» (он же «отвязанный») - тягач европейского типа с разблокированным ограничителем скорости.
  • «С поста стреляют» - измерение скорости при помощи радара инспектором ДПС.
  • «Сундук», «ящик» - контейнеровоз. Зачастую, это же выражение применимо к рефрижераторам.
  • «Сутенёрша » - диспетчер по грузоперевозкам.
  • «Уши» - подсобные помещения по бокам кабины под нижней спальной полкой.
  • "Сделать уши" - ДТП, при котором автомобиль совершает переворот через крышу
  • «Фотографии продают!» - наличие на трассе экипажа ДПС , использующего в качестве средства фиксации нарушения портативную дорожную камеру с радаром, установленную позади по ходу потока.
  • «Хомяк» - КамАЗ, перевозящий зерно , чаще ДАФ с узкой кабиной и выступающими крыльями.
  • «Чайники» (они же «маленькие») - легковые автомобили.
  • «Шайба» - бумажный диск тахографа , - устройства, контролирующего соблюдение правил труда и отдыха. Записывает на специальный диск время работы автомобиля.
  • «Шифер» - неровности на дороге, по форме напоминающие шиферный лист. Звучит, как правило, по рации так: «Не спеши, коллега, внизу перед мостиком шифер» .
  • «Щелчок» - подмосковный Щелково .
  • «Ярик» - Ярославль .
  • «Ящик» - контейнер .

В массовой культуре

  • Сериал «Дальнобойщики ».
  • Серии компьютерных игр «Дальнобойщики » от 1С , а также «18 Стальных колёс », «Euro truck simulator» и «German truck simulator» от SCS Software .
  • Фильмы «Двойной Обгон », «Выкуп », «Стервятники на дорогах», «Чёрный пёс », «Конвой » (США)
  • Дальнобойщики, как группа, играют важную роль в фильме «Бумер ».

См. также

  • Автономка

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Дальнобойщик" в других словарях:

    Водитель, шофер Словарь русских синонимов. дальнобойщик сущ., кол во синонимов: 7 артиллерист (8) … Словарь синонимов

    дальнобойщик - ДАЛЬНОБОЙЩИК, а, м. 1. Шофер, работающий на дальних рейсах. 2. Человек, уезжающий на заработки на долгое время. 3. Тот, кто делает что л. с дальним прицелом, расчетом. А ты, я смотрю, хитрый дальнобойщик! … Словарь русского арго

    - – шофер на дальние расстояния. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь

Водитель-дальнобойщик

Дальнобойщиками называют водителей грузовых автомобилей, которые перевозят грузы на большие расстояния. Можно выделить два вида дальнобойщиков: наемный водитель, осуществляющий перевозки по заданиям, которые даются компанией-работодателем, и индивидуальный предприниматель, сам находящий клиентов и имеющий свой транспорт для перевозок.

История появления профессии Водитель-дальнобойщикКак возникла профессия? Как развивалась профессия?

Такая трудовая деятельность, как перевозка грузов, появилась очень давно, когда только зарождались торговые отношения, и произошло это вследствие необходимости доставлять товары в разные населенные пункты, в том числе и отдаленные. В те времена это происходило с помощью караванов, обозов и т.п. В своем современном виде эта профессия сформировалась в двадцатые годы прошлого века, когда появился и стал развиваться грузовой автотранспорт. Окончательный облик профессия водителя-дальнобойщика приобрела в последние два десятилетия.

Значимость для обществаВажность, значение и социальный статус профессии

Необходимость в перевозке грузов, в том числе и на дальние расстояния, существует при любом уровне развития экономики. Услуги дальнобойщиков востребованы сегодня в связи с тем, что активно развивается бизнес среднего и мелкого уровня, а грузы небольшого объема оптимальнее всего перевозить именно автотранспортом, а не железнодорожным. Для фирм-заказчиков удобным является гибкий график работы таких водителей.

Особенности профессии Водитель-дальнобойщикУникальность и перспективность профессии

Человек, выбравший для себя профессию дальнобойщика, должен не только быть профессионалом-водителем. От него требуется физическая сила, выносливость. Ведь часто дальнобойщик-индивидуальный предприниматель выполняет обязанности экспедитора, грузчика, автомеханика. Для подобной работы необходим большой опыт. Поэтому чаще всего оптимальным возрастом для дальнобойщика является от 35 до 50 лет.

"Подводные камни" профессии Водитель-дальнобойщикВсе за и против профессии. Сложности и особенности.

Много времени водитель-дальнобойщик находится в пути и не может уделять достаточного внимания своей семье и дому. Во время рейсов часто бывают неудобства, которые связаны с невозможностью полноценного отдыха, соблюдения гигиены, принятия пищи. Водителю бывает трудно приспособиться к различным условиям климата в разных регионах. Поэтому к профессиональным заболеваниям дальнобойщиков относятся заболевания желудка и кишечника, сердца и сосудов. Одним из требований к дальнобойщику является хорошее знание автотранспортной сети страны.

Где и как получить профессию Водитель-дальнобойщикГде обучают профессии?

Для того, чтобы начать работать дальнобойщиком, достаточно пройти обучение на курсах по подготовке водителей (категория D). Но стать успешным в своей профессии можно, только имея знания нормативно-правовых актов, которые регулируют грузоперевозки, а также слесарного дела. Получить их можно, пройдя курсы переподготовки, или поступив в среднее специальное учебное заведение по специальности «автослесарь».

Профессия водитель представляет собой одну из самых востребованных во многих странах. Развитие транспортной инфраструктуры повышает требования к водителям, их профессиональным качествам. Выбор этой профессии подразумевает не только готовность проводить за рулем транспортного средства многие часы, но и наличие некоторых профессиональных качеств, которые помогут стать мастером своего дела.

Профессия водитель. Описание и особенности

Водитель - это рабочий, который управляет определенным транспортным средством и имеет водительское удостоверение с соответствующими открытыми категориями. Водитель необходим во многих и производства, так что найти работу специалисту в этой области несложно. Крупные компании имеют свой автомобильный парк и нанимают водителей для постоянных пассажирских и грузовых перевозок. Профессия водитель автомобиля наиболее востребована в таксопарках, которые имеются в каждом городе.

Кроме легковых автомобилей, водители управляют троллейбусами, трамваями, автобусами, специальной техникой и т. д. Различают транспорт для пассажирских перевозок, грузоперевозок и выполнения других задач. Но каким бы транспортным средством ни управлял водитель, он всегда отвечает за сохранность перевозимых грузов и жизнь пассажиров. Для того чтобы стать водителем определенного транспортного средства, необходимо иметь права, которые подтверждают умение управлять этим средством.

Категории водительских удостоверений

Для управления мотоциклом необходимо наличие водительского удостоверения с открытой категорией А. Наличие в удостоверении категории А говорит о том, что водитель может управлять двухколесным транспортом, а также мотоциклом с коляской, вес которых в полном снаряжении не превышает 400 кг. В этой категории выделяют подкатегорию открытие которой дает возможность управлять моделями мотоциклов с небольшим объемом двигателя.

Категория B — это легковые автомобили, которые имеют до восьми пассажирских мест и массу до 3500 кг. Наличие этой категории говорит о том, что водителю позволено управлять автомобилем с небольшим прицепом (до 750 кг) или транспортным составом с общей массой, не превышающей трех с половиной тонн. Для управления автомобилем с тяжеловесным прицепом водителю необходимо иметь категорию BE.

Для управления грузовыми машинами необходимо наличие открытой категории C. К таким транспортным средствам относятся грузовики весом свыше 3,5 тонн, в том числе с небольшим прицепом. Чтобы управлять грузовиком с тяжеловесным прицепом, необходимо иметь дополнительную категорию CE. Также в категории С выделяют подкатегорию С1 и C1E. Открытие подкатегории С1 позволяет управлять грузовыми машинами в весовом диапазоне 3,5-7,5 тонн. К подкатегории C1E относятся грузовые машины с тяжеловесным прицепом, масса которых превышает 750 кг, при условии что общая масса всего состава не более двенадцати тонн.

Категория D в водительском удостоверении говорит о том, что водителю можно осуществлять пассажирские перевозки, в том числе на транспорте с маловесным прицепом. К таким средствам относятся автобусы и маршрутные такси, число пассажирских сидячих мест которых не превышает восьми человек. Возможность управлять автобусом и маршруткой с прицепом, масса которого свыше 750 кг, дает категория DE. Выделяют подкатегорию D1, которая позволяет управлять транспортом, имеющим от 9 до 16 пассажирских мест, в том числе с небольшим прицепом. Для управления транспортом, относящимся к категории D1, но с тяжеловесным прицепом, необходимо открыть категорию D1E.

Категория Е на данный момент исключена из водительских удостоверений. Ее заменили описанными выше категориями с приставкой Е, например BE, DE или CE. Водитель категории Е может управлять транспортом с тяжеловесными прицепами (более 750 кг). По новым правилам ему необходимо обменять свое удостоверение на новое. Существует два варианта замены удостоверения. Если водитель категории Е открыл ее до 01.01.2001, то новое удостоверение будет содержать все ранее открытые категории с приставкой Е. В случае получения категории Е после этой даты, в удостоверение пойдут только те категории, на которые были сданы экзамены. В новых правилах созданы категории для водителей троллейбусов и трамваев.

Требования к водителям

Профессия водитель подразумевает наличие у человека определенных личностных качеств и медицинских показаний, для того чтобы стать профессионалом своего дела.

Внимательность и осторожность на дороге помогают вовремя среагировать на опасную ситуацию, которая может привести к тяжелым последствиям. Кроме всего, водитель должен иметь хорошую память, так как необходимо ориентироваться в большом количестве дорожных знаков.

К медицинским показаниям, предъявляемым к водителям, относятся: хорошее зрение, отсутствие заболеваний, сопровождающихся непроизвольными движениями, психическое здоровье.

Обязанности водителя

В зависимости от места работы и вида управляемого транспортного средства отличаются и Личный водитель относится к домашнему персоналу и, кроме управления транспортом, в его обязанности чаще всего входит содержание в чистоте автомобиля и поддержание его исправности.

Профессия подразумевает кроме пассажирских перевозок, перевоз их багажа. Обычно у автобуса имеется утвержденный маршрут, которому водитель должен неукоснительно следовать. Водитель трамвая или троллейбуса должен уметь проверить состояние транспортного средства и устранить элементарные неисправности.

Как стать водителем?

Профессия водитель подразумевает наличие специального образования. Его можно получить на курсах вождения, по окончании которых и после сдачи экзамена выдается водительское удостоверение с открытыми категориями. Такие курсы входят в некоторые программы образования вузов и среднетехнических учреждений. Наличие не говорит о профессионализме рабочего. В этой профессии большое значение играет опыт работы, ведь многие умения приходят с количеством часов, проведенных за рулем.

Заработная плата

Зарплата водителя зависит от предприятия, где он работает, а также от графика и количества часов работы. Наиболее в этой области считается личный водитель, так как здесь зарплата персонала сильно зависит от возможностей работодателя и оказываемых водителем услуг. автобуса в среднем составляет 50 000 рублей, троллейбуса или трамвая - около 40 000 рублей.

Зарплата водителей транспортных средств, предназначенных для грузовых перевозок, сильно зависит от политики предприятия. Частным образом водитель может заработать больше, но работа на предприятии отличается стабильными выплатами, что для некоторых является весомым аргументом.

Рассказ о профессии дальнобойщика. Будни водителей фур и романтика автомобильных путешествий.

Переговоры водителей-дальнобойщиков по рации. Этот ритуал не знаком водителям легковых автомобилей. Дальнобойщикам сверху не только видно, но и слышно все. Рация в кабине предупредит и о милицейской засаде и о погоде на трассе. Дальнобойщики узнают все: где аварии, где пробки, как объехать.

Без грузовиков трассы были бы полупустынными шоссе. По ним ползут автовозы и холодильники, бочки, мешки и сундуки. Мешки – это прицепы с мягким тентом, не очень интересные объекты для инспекторов ГАИ. Гораздо больше внимания ДПС уделяет сундукам – контейнеровозам, они часто идут с перегрузом.

Засад вдоль дорог бывает так много, что часто они кажутся лишь частью придорожного пейзажа. Если бы не рация, то можно запросто попасться. Водители договариваются пополам в таких случаях. Обоим в этом случае хорошо.

Стоянок с придорожным сервисом вдоль трасс много, но дальнобойщики предпочитают проверенные места. Выбирают их, советуясь по рации, а потом сворачивают с дороги колоннами. Водителям важно, чтобы кормили вкусно и недорого. Давно проверено: там, где стоит много грузовиков, скорее всего хорошая кухня.

Бывают и очень хорошие места с шикарными туалетами и душевыми. Летом в таких заведениях аншлаг. Но хорошие места редкость. В основном водительский быт начищенным фаянсом не блещет. Чаще грязь, захудалый общепит и неприглядные жрицы любви.

Кофе варят на газовом баллоне прямо в кабине тягача. Главное открыть люк, чтобы была вытяжка. Здесь есть все для автономной жизни. Никто не знает, сколько дней стоять в ожидании груза или на таможне. Ужин, телевизор и спать!

На трассах в основном спокойно, но поговаривают, что кое-где, как в 90-х появляются бандиты. Хулиганят, подрезают, обрезают сзади шланги на светофорах. Такие вещи случаются.

На шоссе то и дело встречаются узкие разбитые участки. Но иногда и это кажется цветочками. Бывает такой убитый асфальт, что в кабине все гремит и фуры еле ползут.

Грузовики то и дело обгоняют. Разгонять груженую фуру больше сотни на колдобинах опасно, проще помочь легковушке справиться с очередным обгоном по встречной. Когда водитель фуры видит, что сзади его начинает обгонять легковушка, а по встречной летит машина, он сигналит левым поворотом, что его обгонять не следует.

Опасны не только суетливые легковушки, но и монотонное движение. Говорят, что побороть сон за рулем можно только сном. Правда есть у водителей магистральных грузовиков свои хитрости. Семечки! Самая простая вещь. Идет процесс выплевывания и жевания и сон пропадает сам по себе.

Мы, водители легковых автомобилей не любим фуры за то, что асфальт разбивают, мешают нам ехать быстро. Присмотритесь к тому, где фуры сбавляют скорость, следите за повортниками и трасса станет комфортней.

Видео

Поюробный рассказ о жизни дальнобойщика можно послушать в видеоролике с записью программы радио «Эхо Москвы» о буднях работы дальнобойщика:

Оставляйте также свои отзывы и комментарии.

Интересные заметки из жизни автомобилей: