Органы управления, контрольно-измерительные приборы камаз. Как управлять башенным краном? Крановое управление

Управление кранами


Технически грамотное управление краном обеспечивает высокопроизводительную и безаварийную работу. Отличное владение рычагами и другими средствами управления краном является одним из основных требований, предъявляемых к машинисту. Недооценка этого вопроса, лихачество во время работы на кране или, наоборот, проявление вялости, нерасторопности в управлении легко могут привести к тяжелым последствиям и даже авариям.

Управление краном слагается из следующих элементов: правильное применение рычагов и других средств управления краном сообразно выполняемым операциям; содержание системы управления в отличном состоянии; регулировка системы управления и особенно муфт и тормозов.

Расположение на кране рычагов и других средств управления, сочетание включений и выключений отдельных рычагов при выполнении той или иной операции зависят от конструктивных особенностей крана; обычно эти данные указываются в паспорте крана и в инструкции по его эксплуатации.



В управлении краном посредством рычажных систем следует иметь в виду два возможных варианта:
1) если двигатель, приводящий в движение силовые механизмы крана, имеет одно направление вращения (например, нереверсивная паровая машина), то каждому положению рычага будет соответствовать вполне определенная операция, выполняемая краном;
2) если двигатель реверсивный и способен изменять направление своего вращения, то такого соответствия не будет (например, при одном и том же положении рычага кран может совершать поворот и вправо, и влево в зависимости от направления движения двигателя). Поэтому если при нереверсивном двигателе можно вполне точно установить порядок включения рычагов управления и их положения, то при реверсивном двигателе можно только рекомендовать наиболее рациональное сочетание положений рычагов.

На паровом кране ПК-ЦУМЗ-15 установлена нереверсивная паровая машина, что позволяет точно указать положение того или иного рычага или педали при выполнении краном отдельных операций. Б табл. 25 приведены данные о положениях рычагов управления краном ПК-ЦУМЗ-15.

Умелое управление краном позволяет совмещать операции, т. е. выполнять одновременно несколько операций. В этом случае положение рычагов соответствует их положениям при выполнении каждой операции отдельно. Следует иметь в виду, что одновременное выполнение ряда операций или вовсе невозможно, или вредно влияет на механизмы крана. Например, для некоторых кранов не допускается изменять вылет стрелы с грузом на весу и тем более одновременно выполнять какие-либо другие операции, так как в этом случае создаются тяжелые условия работы механизма подъема стрелы, с одной стороны, а с другой - легко можно превысить предельно допустимый вылет для поднятого груза, что нарушит устойчивость крана.

Следует также избегать даже на горизонтальном участке пути одновременное движение крана и поворот его при наличии на крюке груза, близкого к предельно допустимому на данном вылете. Как общее правило, следует рекомендовать выключение всех механизмов, которые не нужны при выполнении той или иной операции; тормозные средства в’ этих механизмах желательно вводить в действие.

На рис. 186 изображены рычаги и педали управления краном ПК-6. Этот кран имеет в качестве двигателя реверсивную паровую машину, вследствие чего рекомендации о порядке включения и выключения рычагов управления даются в’ самом общем виде.

Направление вращения коленчатого вала паровой машины изменяется рычагом управления кулисы, причем среднее положение этого рычага соответствует среднему положению кулис, при котором машина не работает.

Крайние положения рычага кулисы соответствуют двум противоположным направлениям вращения коленчатого вала.

Рис. 186. Рычаги и педали управления краном ПК-б:
1 - рычаг включения муфты груза; 2 - рычаг включения муфты грейфера; 3 - рычаг включения муфты главного вала; 4 - рычаг включения муфты поворота; 5 -рычаг включения муфты передвижения; б -рычаг включения муфты подъема стрелы; 7 - педаль тормоза поворота; 8 -педаль тормоза передвижения; 9 - педаль тормоза груза

Таблица 25



Положение кулисного рычага «От себя» соответствует переднему ходу паровой машины, вращению коленчатого вала по часовой стрелке, а положение рычага «На себя» соответствует заднему ходу паровой машины.

Пуск и остановка паровой машины, а также регулирование скорости вращения ее коленчатого вала осуществляются рычагом регулятора пара. Положение рычага регулятора «На себя» соответствует закрытому положению регулятора, а положение «От себя» соответствует открытию регулятора и доступу пара в цилиндры паровой машины. При этом, чем дальше отклонен рычаг от себя, тем больше будет открыт регулятор и тем выше число оборотов коленчатого вала машины.

Все силовые механизмы крана приводятся в действие шестью рычагами и тремя ножными педалями.

Для выполнения тех или иных операций краном ПК.-6 рекомендуется следующий порядок перевода рычагов и деталей из одного положения в другое.

Подъем груза. Для подъема груза необходимо рычаг кулисы поставить в положение «От себя», а рычаги муфты груза и грейфера - в положение «На себя».

Остальные рычаги установить в положения, при которых соответствующие им муфты будут выключены. Шестерню барабана грейфера следует вывести из зацепления.

Подъем груза осуществляется открытием регулятора, при этом одновременно нажимают на педаль тормоза груза. Подъем груза прекращается при закрытии регулятора и отпуске педали тормоза груза. Обе эти операции выполняются одновременно.

Отпускание груза может выполняться или на тормозе При величине груза до 2 т, или с контрпаром при грузе свыше 2 т. В первом случае плавно нажимают на педаль тормоза груза, в результате чего груз опускается под действием собственного веса; рычаг муфты груза при этом должен быть поставлен в положение «От себя». Во втором случае регулятор немного открывают и груз, опускаясь под действием собственного веса, сдерживается паровой машиной; положение рычагов при этом должно быть таким же, как и при подъеме груза.

Подъем стрелы. Для подъема стрелы необходимо рычаг муфты стрелы установить вперед (в сторону от котла). Рычаги кулисы и главного вала могут быть при этом в любом, но одинаковом положении: если один занимает положение «От себя», то и другой рычаг должен быть в положении «От себя».

Чтобы опустить стрелу, необходимо изменить положение рычага кулисы или рычага главного вала так, чтобы оба они занимали противоположные положения: если один «На себя», то другой должен быть в положении «От себя».

Для передвижения крана необходимо рычаг муфты стрелы установить в положение «Назад» (в сторону котла), тогда как положение рычага главного вала может быть любое. Положение рычага кулисы для осуществления движения вперед и назад следует проверить пробными включениями и запомнить.

Различные положения этого рычага зависят от положения нижней рамы крана и будут постоянными до тех пор, пока кран не совершит поворот на поворотном круге.

Поворот крана. Для поворота крана вправо рычаг вращения и рычаг кулисы должны быть установлены в одинаковое положение: или оба «На себя», или оба «От себя». Для поворота влево эти рычаги должны быть направлены в разные стороны, если один «На себя», то другой «От себя».

При работе с грейфером возможны следующие операции: подъем грейфера, раскрытие челюстей, опускание раскрытого грейфера,забор груза, вторичный подъем, повороты, передвижения.

Чтобы выполнить эти операции, пользуются рычагами кулисы, муфт грейфера и груза, педалью тормоза груза и рычагом регулятора. Все остальные рычаги должны быть при этом в положениях, соответствующих выключенным муфтам и заторможенным тормозам.

Положения рычагов при выполнении операций с грейфером приведены в табл. 26.

Таблица 26

При выполнении операции «Захват груза» нужно не допускать обвисания поддерживающих канатов. Для этого необходимо, как только челюсти грейфера сомкнутся, включить муфту грейфера движением рычага в положение «На себя».

Если имеется заедание и грейфер не раскрывается под действием собственного веса, то раскрытие его возможно при помощи паровой машины. Для этого рычаг муфты груза надо поставить в положение «На себя», перевести рычаг кулисы также в положение «На себя» и плавно открыть регулятор пара.

Как видно из табл. 26, операции с грейфером могут выполняться при одном положении рычага кулисы и перемещением лишь двух рычагов и одной педали, что позволяет выполнять все операции быстро одну за другой, обеспечивая высокую производительность.

При работе с грейфером, так же как и с крюком, приходится поворачивать и передвигать кран. В зависимости от того, нужно ли повернуть или передвинуть кран, подключаются соответствующие дополнительные рычаги, при этом чаще всего производят совмещение операций опускания или подъема грейфера с поворотом крана.

На рис. 187 показана схема пневматического управления силовыми механизмами крана КДВ-15п.

Всеми механизмами крана управляют с одного рабочего пульта восемью рычажками пневмосистемы и двумя ножными педалями, дублирующими пневматическое управление тормозами правого и левого барабанов. Наличие дублирующих систем управления тормозами барабанов позволяет управлять ими как ручными рычажками, так и педалями, что зачастую бывает удобнее, особенно при работе грейфером, когда очень важно иметь постепенное нажатие и выключение тормозов.

Сжатый воздух от компрессора, установленного на двигателе, через промежуточный отстойник и масловлагоотделитель поступает в ресивер и через золотники, включаемые рычажками на пульте, поступает в нужный пневматический цилиндр, производя включение того или иного механизма.

Вертикальное положение рычажков на пульте управления соответствует нейтральному (невключенному) положению муфт и заторможенному состоянию тормозов. В табл. 27 приведены положения рычагов и педалей при выполнении основных операций краном как при работе крюком, так и при работе грейфером по перегрузке сыпучих грузов.

Наблюдение за техническим состоянием пневмосистемы управления и поддержание ее в надлежащем исправном состоянии имеют весьма важное значение.

Пневматическое управление наряду с явно положительными сторонами (легкость управления, быстрота срабатывания) имеет ряд легко уязвимых мест, неисправности в которых нарушают работу всей системы.

К пневмосистеме предъявляют следующие основные требования: она не должна пропускать воздух через резиновые уплотнительные кольца и сальники, из труб магистрали, в цилиндрах, золотниках и вращающихся сочленениях; поступающий в магистраль и цилиндры сжатый воздух не должен быть влажным и не должен содержать масла, так как содержащаяся в воздухе влага в зимнее время конденсируется и замерзает в трубопроводах.

Наличие масла вредно сказывается на резиновых уплотнениях, оно сравнительно быстро разъедает их и снижает стойкость. Чтобы не допустить загрязнения и увлажнения чистого и сухого воздуха, необходимо особенно внимательно следить за состоянием масловлагоотде-лителя, чаще спускать конденсат через спускные краники, периодически промывать и очищать масловлагоотделитель от загрязнений. Хорошее охлаждение воздуха в наружном ресивере предохраняет магистраль от конденсации в ней влаги и в значительной степени предохраняет ее от замерзания в зимнее время.

Рис. 187. Пневмоуправление краном КДВ-15п:
1-рычаг управления механизмом подъема стрелы; 2 - рычаг управления муфтами механизма передвижения; 3 - рычаг управления тормозом левого барабана; 4 - рычаг управления муфтой левого барабана; 5 -рычаг управления муфты правого барабана; 6 - рычаг управления тормозом правого барабана; 7 -рычаг управления муфтами механизма поворота; 8 - рычаг управления тормозом поворота; 9 - цилиндр управления муфтой правого барабана; 10 - цилиндр управления муфтой левого барабана; 11- масловлагоотделитель; 12 - отстойник; 13 - ресивер; 14 -компрессор; 15 - цилиндр управления муфтой поворота; 16 - цилиндр управления муфтой подъема стрелы; 17 - цилиндр управления муфтой механизма передвижения; 18 и 19 - педали управления тормозами; 20 - пульт управления; 21 -цилиндр управления тормозом поворота; 22 - цилиндры управления тормозами правого и левого барабанов

Таблица 27

На рис. 188 показан пульт управления дизель-электрическим краном КДЭ-151.

Управление этого крана электрическое посредством серии контроллеров, командоконтроллеров, контакторов, реле, кнопок и выключателей. Наблюдение и контроль за работой двигателя и всего электрооборудования ведутся по приборам, размещенным также на пульте. Управление двигателем осуществляется кнопкой, при нажатии которой включается стартер для прокручивания двигателя при запуске рукояткой, управляющей подачей топлива дизеля. Для выполнения отдельных операций краном необходимо произвести его включение и соблюсти следующий порядок включения средств управления.

Движение крана самоходом. Механизм передвижения крана включается рукояткой. Передвигая ее «На себя» или «От себя», она действует на контроллер и через соответствующий контактор включает электродвигатели механизмов передвижения, при этом движение крана вперед или назад ориентируется по расположению ходовой рамы крана, т. е. при одном положении рукоятки можно передвигаться и стрелой вперед, и кабиной вперед в зависимости от положения верхней поворотной части относительно ходовой рамы.

Рукоятка имеет в каждую сторону от нейтрального положения пять положений (позиций). Переходить с одной позиции на другую необходимо постепенно по мере разгона крана, достигая максимальной скорости на 5-й позиции. В то же время длительная задержка на промежуточных позициях может вызвать чрезмерный перегрев пусковых сопротивлений. Движение крана прекращается посредством перевода рукоятки в среднее, нейтральное положение без задержки на промежуточных позициях, при этом тормоз механизма остается незамкнутым и для затормаживания необходимо нажать педаль.

Изменение вылета стрелы. Для изменения вылета стрелы путем изменения ее.наклона на пульте управления имеется кнопочная станция с тремя кнопками, соответствующими движению стрелы: «Вверх», «Вниз» и «Стоп». Нажатием кнопки «Вверх» механизм включается на подъем стрелы, при этом подъем автоматически прекращается при достижении стрелой предельного верхнего положения вследствие срабатывания ограничителя-выключателя. Для нижнего положения стрелы ограничителя на кране нет, поэтому при нажатии кнопки «Вниз» надо следить за количеством каната на барабане и прекращать опускание, когда на барабане останется 1,5-2 витка каната.

Поворот крана. Механизм поворота включается рукояткой, при этом перевод рукоятки «На себя» обеспечивает поворот крана вправо, а перевод «От себя» - поворот влево. Рукоятка имеет для каждой стороны по пять положений - позиций. На последней, 5-й позиции скорость поворота наибольшая - 2,6 об/мин. В механизме поворота имеется центробежная фрикционная муфта сцепления, благодаря которой обеспечивается плавность работы механизма. Включать рукоятки следует постепенно от позиции к позиции, ново избежание перегрева пускорегулирующих сопротивлений не следует ее длительно задерживать на промежуточных положениях. Торможение механизма осуществляется автоматически одновременно с выключением электродвигателя, при этом нажатием кнопки можно механизм оставить не заторможенным до момента отпуска кнопки.

Рис. 188. Пульт управления краном КДЭ-151:
1-аварийный выключатель; 2- рукоятка управления поворотом крана; 3 - кнопка управления моторгенераторной группой; 4 - рукоятка управления грузовым барабаном (правым); 5 -кнопка управления линейным контактором; б -рукоятка управления подачей топлива дизелю; 7 -кнопочная станция управления подъема стрелы; 8- кнопка пуска стартера дизеля; 9 - переключатель «трансформатор -аккумулятор»; 10 - рукоятка управления грузовым барабаном (левым); 11 - рукоятка управления передвижением крана; 12, 14, 16 - выключатели освещения и отепления; 13, 15, 17 - приборы генератора; 18, 20, 21, 22, 23 - приборы дизеля; 19. 24, 26 -выключатели прожекторов и сигнальных фонарей; 25 - кнопка звукового сигнала; 27 - блок защиты; 28 - кнопка управления грузовым электромагнитом; 29- педаль растормаживания правого грузового барабана; 30 - кнопка растормаживания механизма поворота; 31- не дали тормоза передвижения

Подъем и опускание груза. Особенностью этого крана является то, что им можно поднимать груз любым из двух грузовых барабанов или обоими одновременно, в последнем случае скорость подъема в два раза выше.

Управление механизмом подъема груза осуществляется рукояткой для правого барабана и рукояткой для левого барабана груза. При перемещении этих рукояток в положение «На себя» механизм включается на подъем груза, а перемещением «От себя» вращение барабанов обеспечивает спуск груза.

Обе рукоятки для каждой стороны имеют по три позиции, при этом 3-я позиция соответствуют наибольшей скорости подъема.

При подъеме груза необходимо следить за намоткой каната на барабаны, не допуская чрезмерной намотки на один из барабанов за счет сматывания с другого, для чего подъем следует производить попеременно каждым барабаном.

При опускании груза, особенно грузов свыше 10 т, включение рычагов надо переводить на последнюю позицию возможно быстрее, так как на промежуточных позициях скорости опускания могут быть повышенными.

При остановке груза на весу рукоятку следует ставить также в среднее положение, не задерживаясь на промежуточных позицих. Кроме того, грузы свыше 10 т рекомендуется опускать попеременно на двух барабанах, не допуская развиваться высокой скорости опускания. Вынужденное опускание груза с небольшой высоты может быть произведено нажатием педали, когда груз опустится на правом барабане без включения механизма.

Управление при работе грейфером. При выполнении работ грейфером положение рукояток и их последовательность включения следующие:
1. Для подъема закрытого грейфера необходимо рукоятки 4 а 10 перевести «На себя».
2. Для раскрытия грейфера на весу необходимо рукоятку 10 поставить в положение «От себя», а все остальные рукоятки должны быть в нейтральном положении.
3. Для опускания открытого грейфера нужно обе рукоятки 4 к 10 поставить в положение «От себя».
4. Груз грейфером забирается, когда рукоятка 10 переведена в положение «На себя» и нажата педаль, обеспечивающая подтравку поддерживающего каната для лучшего заглубления грейфера в сыпучий груз.

Совмещение этих операций с операциями поворота или движения крана достигается дополнительным управлением рукоятками.

В экстренных аварийных случаях при ненормальной работе любого механизма необходимо пользоваться аварийным выключателем, при выключении которого все силовые электроцепи обесточиваются, после чего все рычаги следует поставить в нейтральные положения. Затем нужно спокойно разобраться в состоянии крана и, включив кнопку, вывести кран из опасного положения.

Основным требованием, предъявляемым к рычажным системам управления, является отсутствие мертвых ходов рычагов, вызываемых повышенной слабиной-люфтами - в их сочленениях.

Для уменьшения люфтов необходимо систематически следить за износом рабочих поверхностей в шарнирных узлах, своевременно и хорошо смазывать рабочие поверхности, не допуская их загрязнения.

Не рекомендуется допускать постановки взамен валиков в шарнирах каких-либо других деталей. Изношенные валики должны быть своевременно заменены новыми. Разработанные отверстия допускается исправлять разверткой диаметром на 1-2 мм больше самих отверстий с заменой валиков или умело подваривать электросваркой с последующей разверткой.

Каждый валик должен иметь надежное крепление при помощи чеки, штифта или шплинта; закрепление валиков приваркой ни в коем случае не допускается.

Огромное значение для нормальной работы рычагов имеет состояние фиксирующих устройств. Защелки и собачки фиксаторов должны действовать свободно, без перекосов и слабин. Язычки защелок, а также гнезда, в которые они заходят, должны иметь правильную форму. Плохая фиксация положения рычагов может повлечь к самопроизвольному выключению или включению рычага и явиться причиной тяжелых последствий. Рекомендуется поверхности всех шарниров и защелок закаливать.

Рычажные системы управления обычно регулируют посредством стяжных устройств, главным образом стяжных муфт. Стяжными муфтами регулируют длины тяг в системе, после чего их закрепляют при помощи контргаек или других средств, но так, чтобы в работе они не ослабевали.

При электрическом управлении краном отличное содержание средств управления зависит от правильного обращения с ними.

Для безотказного действия электроаппаратуры необходимо не допускать ее загрязнения и попадания в нее масла и посторонних предметов. Вся аппаратура в зависимости от схемы монтажа должна быть защищена или отдельными оградительными кожухами, или находиться в закрытых шкафах.

Неподвижные контакты должны быть хорошо зажаты и в случае ослабления их немедленно подкреплены. Подвижные контакты в случае подгорания следует своевременно зачистить, заправить или заменить новыми. Ни в коем случае нельзя допускать замыкания контактов посторонними предметами, постановку различного рода перемычек или выключения из системы неисправной аппаратуры. При выявлении неисправностей в той или иной аппаратуре необходимо ее отремонтировать с участием специалиста-электрика.

Регулировка систем управления краном сводится главным образом к регулировке муфт и тормозов.

Система управления кулачковыми муфтами должна быть так отрегулирована, чтобы среднее положение рычага или рукоятки включения соответствовало среднему положению муфты, если она двусторонняя. При перев‘оде рычага или рукоятки в крайнее положение должно обеспечиваться перемещение муфты до полного ее включения.

Системы управления фрикционными муфтами и тормозами должны быть так отрегулированы стяжными муфтами в рычагах или положением поршеньков-плунжеров в рабочих цилиндрах (при гидравлической системе), чтобы при переводе рычага или рукоятки управления на включение была достигнута надежная затяжка (сцепление фрикционных поверхностей), а при движении на выключение обеспечивался полный отход фрикционных поверхностей друг от друга. В зависимости от конструктивных особенностей фрикционных муфт и тормозов величина отхода сцепляемых поверхностей различна, нов среднем она колеблется в пределах 1-2,5 мм. Если возникнет хотя бы частичное касание фрикционных поверхностей при выключенном положении рычага, то это вызовет трение и, как следствие, перегрев и износ муфты. Чрезмерное грение муфт может явиться результатом недостаточной силы нажатия фрикционных поверхностей друг на друга, вследствие чего может произойти их проскальзывание. В подобных случаях следует проверить сначала регулировку муфты, а затем всю систему управления.

Дисковую фрикционную муфту крана ПК-ЦУМЗ-15 (см. рис. 94) регулируют следующим образом.

Кулак ставят в рабочее положение, выравнивают равномерность нажатия на него двуплечих рычагов, для чего подтягивают или отпускают гайки. Ослабив стяжной болт и поворачивая регулировочную гайку, затягивают ее до отказа, после чего кулак ставят в среднее положение, а гайку дополнительно затягивают поворотом на 50-70°. Установив таким образом регулировочную гайку, фиксируют ее положение стяжным болтом.

Тормоза как ленточные, так и колодочные обычно регулируют, изменяя величину отхода лент или колодок от фрикционных поверхностей при выключении тормоза. Величина отхода не должна быть особенно большой и чаще всего составляет 1,5-2 мм. В тормозах замкнутого типа, кроме отхода колодок или лент, регулируют и силу их затяжки подтягиванием рабочей пружины тормоза или увеличением плеча противовеса, сдвигая его по рычагу.

Муфты и тормоза должны регулироваться так,чтобы во время работы с изменением величины поднимаемого груза не требовалось промежуточных регулировок, т, е. чтобы муфты и тормоза одинаково четко работали как при подъеме грузов малой величины, так и при подъеме тяжелых грузов.

К атегория: - Организация работы кранов на железнодорожном ходу

Управление мостовым краном невозможно без конкретных знаний и умений о спецтехнике данного типа. Это позволяет ускорить процесс работы, сделать использование устройства эффективнее в разы. Машина применяется для перемещения грузов различной величины, габаритов на промышленных предприятиях, складах.

Почему мостовой кран так востребован

Специалисты выделяют три главных причины, которые положительно влияют на рост спроса на технику среди населения Украины:

  • надежность;
  • практичность в эксплуатации;
  • высокие технические характеристики.

Кроме того, механизмы имеют три режима работы (исходя из базового назначения):

  • легкий;
  • средний;
  • тяжелый.

Такой подход облегчает процесс работы оборудования мостового типа.

Особенности устройства конструкции

Перед началом управления устройством данного типа, необходимо разобраться, как устроен мостовой кран. Конструкция состоит из кабины, кранового пути, грузовой тележки и моста. Допускается наличие вспомогательного устройства, которое способно поднять в 3-5 раза меньше груза, чем основная часть. Электропривод запускает механизм. Он также гарантирует три рабочих хода: подъем/спуск груза, передвижение тележки, моста.

Стоит сказать о кран-балке – вид мостового крана, у которого электрическая таль является грузовой тележкой. Их грузоподъёмность свыше 5 т. Подобной техникой управляют при помощи подвесного пульта.

С чего начинать работу

Перед тем, как приступать к непосредственным обязанностям, крановщик должен выполнить следующие действия:

  • ознакомиться с записями в вахтенном журнале;
  • произвести прием крана;
  • убедиться в исправности конструкции.

Машинист получает ключ-марку на управления спецмашиной. Данное действие имеет установленный порядок. Если передача осуществляется в момент ремонта, процедура откладывается до окончания работ.

При входе в кабину крановщик должен соблюдать правила безопасности. Кроме того, он обязан проверить все механизмы на наличие неполадок. При выявлении поломки машинист должен сообщить об этом.

Способы управления

Управление краном осуществляется несколькими способами:

  1. Регулирование выполняется с пола при помощи специального проводного или радиопульта.
  2. Контроль работы крана их кабины оператора.

Управление краном с пола не требует особых умений. На протяжении короткого срока можно выучить главные принципы работы механизма. Пульт управления мостовым краном упрощает решение сложных задач.

Основные функции:

  • подъем;
  • спуск;
  • остановка (нейтральное положение)
  • определение скорости;
  • аварийная остановка.

Устройство мостовых кранов, управляемых с пола, наиболее часто используют для кранов, которые имеют небольшой показатель грузоподъемности. Результаты работы такого способа максимально точные, безопасность на высшем уровне.

Для подъёма/спуска значительных по весу грузов, используют оборудование с управлением из кабины мостового крана. Подобные конструкции подвергаются обязательной регистрации в соответствующих органах. Работать на такой спецмашине разрешено только обученному водителю, который должен знать, как управлять краном.

Отдельно о требованиях к машинисту кабины

К человеку, который находится в кабине крана, выдвигают повышенные требования. Он должен:

  • обладать техническими знаниями по функционированию техники;
  • уметь ориентироваться во внештатных и аварийных ситуациях;
  • знать «на отлично» системы управления кранами;
  • быть стресоустойчивым, ответственным сотрудником.

Управление краном предполагает правильное использование рычагов и других средств, согласно исполняемой работе. Также предусмотрено контроль за поддержанием системы в рабочем состоянии. Особое внимание рекомендовано уделить регулировке муфт и тормозов.

Работать с подобной техникой трудно, что сказывается на профессиональных качествах машиниста.

Услуги «ПТЭ-Кран»

Компания предлагает грузоподъёмное оборудование от производителя. Команда «ПТЭ-Кран» комплексно подходит к делу: разрабатывает, производит и реализовывает спецтехнику на территории страны и за ее пределами. Опыт работы мастеров позволяет изготавливать высококачественные изделия. Конструкции полностью соответствуют нормам, требованиям.

Специалисты компании осуществляют также услуги по установке, обслуживанию техники данного типа. Работы проводят высококвалифицированные мастера с опытом работы от 3 лет.

Прайс можно найти на сайте. При необходимости, обратитесь к специалистам компании. При совершении покупки рекомендовано уточнить сумму к оплате.

Оформите заявку прямо сейчас. Выберите оптимальный вариант конструкции из каталога. Получите максимум выгоды от покупки и использования грузоподъёмного оборудования.

Вряд ли стоит говорить о том, что в большинстве случаев кран-манипулятор становится идеальным решением. Речь идёт о плотной городской застройке или локации, куда обыкновенный кран проехать не в состоянии.

Манипулятор в Москве поможет выполнить эвакуацию автомобиля в самые короткие сроки.

Кран манипуляторы предназначены для самых разнообразных работ. В пример можно привести следующие:

  • погрузка;
  • перемещение;
  • перевозка и т.д.

Каждый рабочий, который собирается работать на кране-манипуляторе в обязательном порядке должен пройти полное обучение. Речь идёт о том, что к каждому автомобилю прилагается подробная инструкция.

Однако существуют и более радикальные методы. Подразумеваются специальные курсы для водителей кранов-манипуляторов. На них любой желающий может понять на практике работу следующих систем: система безопасности, тяговая, буферная, тормозная, ходовая и т.д.

На самом деле управление манипулятором не такая сложная задача, как может показаться в начале. Хотя в обязательном порядке, водитель крана манипулятора должен не только видеть, но и чувствовать габариты автомобиля, стрелы и т.д.

Несмотря на то, что стрела крана-манипулятора значительно меньше, чем у традиционного крана, она может привести к несчастным случаям на строительных площадках и не только.

По этой причине, перед тем, как приступить непосредственно к работе на манипуляторе в обязательном порядке подаётся звуковой сигнал. Если люди находятся рядом с краном, они отойдут.

Кроме того, не стоит забывать о том, что не всегда придется использовать манипулятор на твёрдом асфальте. В инструкции к автомобилю будут прописаны инструкции в отношении использования последнего на краю котлована, или на болотистом, сыпучем грунте.

Как правило, основа автомобиля выполняется на базе хорошо известного грузовика. К примеру, КамАЗ пройдёт практически всюду. Вряд ли стоит напоминать о том, что манипуляторы активно используются на лесозаготовке.


Наше знакомство с автокраном КС-35714К на шасси КамАЗ-53215 состоялось на площадке компании «Автодин», любезно предоставившей автокран для теста. При осмотре техники возник вопрос: если что-то случится с двигателем и потребуется добраться до него, надо будет поднять кабину. Однако над кабиной расположена стрела крановой установки, и в транспортном положении крюк крана натянут через тросы переднего бампера. Получается, что, если двигатель не работает, нельзя, опустив трос подъема, приподнять стрелу и сдвинуть ее вбок, чтобы поднять кабину. Специалисты компании «Автодин» нас успокоили: оказывается, для таких случаев справа на раме шасси предусмотрен ручной гидравлический домкрат.

Убедившись, что состояние автокрана соответствует всем требованиям для его перегона, мы сели за руль и направились к месту нашей постоянной работы – на автополигон. Сразу остановимся на особенностях вождения автокрана в сравнении с обычным автомобилем. КамАЗ-53215 в бортовом или самосвальном исполнении на сегодняшний день – обычный грузовой автомобиль, с которым легко управляется любой водитель. Выбор скорости прохождения поворотов на дорогах, при съезде с них, а также при разворотах – дело привычное, тем не менее в управлении автокраном есть свои особенности. Дело в том, что масса крановой установки обычно соответствует полной грузоподъемности шасси, на котором она установлена. Центр тяжести такой конструкции существенно выше, чем у обычного груженого автомобиля, поэтому при движении по дорогам следует соблюдать особую осторожность и выбирать меньшую скорость для маневров, чем на простом грузовике на таком же шасси. Правила дорожного движения именно потому и ограничивают скорость движения подобной спецтехники на дорогах. В соответствии с этим шасси, предназначенные для установки крановой и другой техники с подобными ограничениями, имеют соответствующие доработки, понижающие скорость движения.

Вид кабины крана сбоку

По дороге на автополигон мы обратили внимание на особенности шасси КамАЗ-53215. Во-первых, максимальная частота вращения ограничена 2 000 мин -1 . Во-вторых, передаточное отношение редукторов задних мостов шасси такое, что максимальная скорость на высшей пониженной передаче не превышает 60 км/ч, а на повышенной – 70 км/ч. В остальном передвижение по дорогам на КС-35714К не отличается от передвижения на КамАЗ-53215 с грузом 11 т без прицепа. Масса крановой установки составляет почти 11 т, что соответствует максимальной грузоподъемности шасси, на котором она установлена.

В режиме имитации городского движения машина напоминает груженый КамАЗ-53215 без прицепа, причем из-за более высокого передаточного отношения редукторов заднего и среднего мостов ее динамические качества даже несколько лучше. Расход топлива на установившихся режимах 40 и 50 км/ч вполне приемлемый, но этот показатель и не особенно важен для автокрана.

На полигоне, установив на кран измерительную аппаратуру, мы занялись тщательным изучением его технической характеристики. Несмотря на скромную грузоподъемность – 16 т, у крана вполне приличные возможности. Трехсекционная выдвижная телескопическая стрела длиной 8...18 м с легким решетчатым дополнительным гуськом длиной 8 м позволяет поднимать грузы на высоту до 25 м и работать при достаточно большом горизонтальном вылете – до 18 м. Возможность выдвижения секций стрелы с грузом на крюке позволяет выполнять монтажные работы в стесненных условиях.


Кабина, как и на всех современных кранах, оснащена удобным электронным помощником, позволяющим устанавливать на рабочем месте необходимые ограничения допустимых перемещений груза с учетом уменьшения грузоподъемности, при увеличении вылета во время перемещения груза. Все это существенно облегчает работу крановщика.

Крановая установка оснащена устройством, без которого сегодня органами надзора за грузоподъемными механизмами запрещается эксплуатация автокранов. Речь идет о механизме, не допускающем подвод стрелы к линиям электропередачи на расстояние менее допустимого. Для удобства установки крана на выдвижные опоры сзади на раме шасси, около рычагов управления выдвижными опорами, установлен уровень, поскольку для работы крана необходимо обеспечить горизонтальное положение опорно-поворотного устройства. Перевод автокрана из транспортного в рабочее положение занимает немного времени. Процедура проста, и основное время уходит на установку опорных площадок на нижнюю часть гидроцилиндров выдвижных опор. Далее поворотом рукоятки управления к гидронасосу, работающему от коробки отбора мощности КП шасси, подключаем рычаги управления выдвижными опорами, одним нажатием соответствующего рычага выдвигаем опоры из рамы и, опустив на землю, приподнимаем шасси и по уровню устанавливаем горизонтальное положение опорно-поворотного устройства.


Переключив гидронасос той же рукояткой на работу механизмов, управляемых из кабины крановщика, занимаем в ней место. Проблем с работой крановой установки – никаких. Все операции, а именно подъем и опускание груза тросом, подъем и опускание стрелы крана, изменение длины стрелы и поворот кабины крана со стрелой, управляются соответствующими рычагами, причем скорость выполнения операции пропорциональна величине перемещения соответствующего рычага управления. На рычаге управления подъемом-опусканием груза есть кнопка ускоренного режима работы, что существенно упрощает операции по позиционированию крюка при захвате груза. При определении часовых расходов топлива работа крановой установки велась с грузом массой 2 т, что позволило проверить и максимальную длину стрелы, и предельный вылет, допустимый с таким грузом.

Несколько слов об электронном помощнике, установленном в кабине крана. Расположив кран на площадке для тестирования, сначала задали предельные углы поворота кабины со стрелой: с одной стороны поворот стрелы ограничен углом здания, с другой – высоким столбом освещения. Далее ограничили предельный вылет груза от оси поворотного устройства и задали предельный опрокидывающий момент при работе с выдвижными упорами. Теперь можно работать, не оглядываясь на все ограничения. Все это существенно облегчает труд и снижает утомляемость крановщика.


Педалью управления подачей топлива двигателя шасси, расположенной в кабине крана, можно обеспечить два фиксированных режима работы по оборотам. К этому можно добавить лишь одно замечание: отбор мощности от двигателя ограничен 40%. Речь идет о работе с предельными по массе грузами. Но и с небольшими грузами могут возникнуть проблемы, если работать на частоте вращения, близкой к холостому ходу: мощности двигателя может не хватить при подъеме такого груза, и тогда он начинает работать «враскачку», меняя обороты. Рано или поздно возникнут осложнения, особенно если вспомнить, что опорные плиты могут опираться на грунт и продавливать его, а значит, кран может упасть. Во избежание подобных случаев в кабине крановщика справа от сиденья расположен второй уровень, показывающий степень горизонтальности опорно-поворотного устройства крана, следить за которым необходимо во время работы.

Сегодня все чаще встречаются краны с управлением типа джойстик, существенно облегчающим работу, однако неплохо и комфортно можно работать и на нашем кране. И все же хотелось бы видеть у наших производителей результаты последних достижений в области систем управления крановой техникой. Тем не менее при такой стоимости кран КС-35714К производства ОАО «Автокран» уже нашел свое место на рынке подобной техники.

Редакция благодарит компанию «Автодин», любезно предоставившую технику для теста.






Грузоподъемные крановые механизмы любого типа управляются или из специальной кабины рабочим крановщиком, или с земли оператором. В последнем случае работа всех крановых механизмов контролируется при помощи проводного или дистанционного пульта.

При правильном управлении краном должно обеспечиваться его плавное (без рывков) движение, равномерное перемещение и точная остановка в месте приёма – выгрузки груза. Именно правильное управление всеми крановыми системами, к которым относятся механизмы передвижения самого крана и стреловой тележки, механизмы подъема груза и изменения вылета стрелы, обеспечивает заданную производительность и гарантируют безопасность работы.

Управление из кабины проводится или при помощи рычагов командоаппарата или специальной рукояткой, напоминающей ручку управления истребителем или обычный игровой джойстик.

При рычажном управлении, направление движения рычага соответствует направлению перемещения груза. Скоростные режимы перемещения груза не регулируются. Исключение составляют некоторые образцы портальных, башенных строительных и специализированных монтажных кранов. Управление крановыми механизмами, несмотря на общий для всех их принцип работы, зависит от типа и модели крана и имеет свою специфику.

Все тонкости и нюансы управления приводятся в инструкции по эксплуатации. Кроме того, за рычаги грузоподъёмного устройства никогда не будет допущен человек, не имеющий специальной профессиональной подготовки. Однако существуют ряд общих требований к обеспечению работы грузоподъёмных средств всех типов, которые должен знать и выполнять каждый оператор.

Реверсивное переключение любого механизма можно проводить только после окончания перемещения груза или крановой конструкции. Если не соблюдать это требование, то переход рабочего режима из прямого в противоположный вызывает значительные динамические нагрузки. Динамические (инерционные) нагрузки – наиболее частая причина обрыва грузового каната и нарушения работоспособности крановых агрегатов и узлов. При возникновении аварийной ситуации отключение механизмов должно проводиться аварийным выключателем, который отсоединяет от электросети не только привод крановых устройств, но и всю систему управления, включая командоаппараты.

Остановка крана при помощи путевых выключателей недопустима. Некоторые строительные монтажные башенные краны имеют специальный режим «точной установки», при котором скорость опускания (подъема) имеет пониженное значение. Использование этого режима рекомендуется в строго оговоренных случаях – при установке блока или изделия на свое место с повышенной точностью.