Новая змейка на автодроме — как правильно выполнить упражнение? Змейка на автодроме - как выполнить ее правильно

В данной статье мы рассказываем об одном из упражнений на площадке во время сдачи экзамена на водительское удостоверение в ГИБДД — оно называется «змейка». Упражнение «змейка» вызывает довольно много трудностей у начинающих водителей. Причем в некоторых ситуациях ученики даже не понимают того, в какой момент они сбили фишку. Змейка — это упражнение средней сложности.

Упражнение змейка на автодроме

Площадка для данного этапа представляет собой полосу дороги, состоящей из 4-х одинаковых секций. Длина каждой секции равна 1.5 длинам автомобиля + 0.5 метра, ширина — длине автомобиля.
При выполнении необходимо проехать через все секции площадки по траектории, напоминающей перемещение змеи (отсюда и название).

Выполнение упражнения состоит из 3 действий:
1. Подъехать к линии «Старт», остановиться, поставить коробку передач в нейтральное положение и зафиксировать автомобиль на «ручник».
2. После разрешающей команды инспектора (экзаменатора) начать движение и пересечь площадку по траектории, приведенной на рисунке выше.
3. Подъехать к линии «Стоп», остановиться, поставить коробку передач в нейтральное положение и зафиксировать автомобиль на «ручник».

После этого инспектор ГИБДД или экзаменатор сообщит вам о выполненном задании, и вы сможете поехать к следующему упражнению.

Однако, не всегда «змейка» проходит гладко. И вот за что вам могут начислить штрафные баллы:

1. Сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки — сразу несдача экзамена (5 штрафных баллов).
2. Пересек линию «СТОП» — также сразу прекращение экзамена и несдача.
3. При выполнении упражнения двигатель автомобиля заглох — 3 штрафных балла.
4. Не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе — 3 штрафных балла.
5. Не включил стояночный тормоз после остановки перед линией «СТОП» — 3 штрафных балла.

Как правильно выполнить упражнение змейка?

Для движения по «змейке» старайтесь не пользоваться педалью газа. Работайте одним сцеплением и педалью тормоза. Как правило, мощности всех современных автомобилей достаточно, чтобы двигаться с минимальной скоростью на одном сцеплении.
При таком управлении автомобиль будет медленно и равномерно ехать по змейке, а Вам останется только крутить руль. Крутить руль при этом нужно быстро, но не суетиться. Смотрите на фишки и на дорогу. Не торопитесь. Если чувствуете, что не успеваете «вписаться» в очередной вираж, придержите машину педалью тормоза или даже полностью остановитесь. Остановка на пару секунд не является ошибкой. Но учтите, что если автомобиль не оборудован усилителем руля, то крутить его на неподвижной машине очень сложно, а женщинам это будет сделать практически невозможно. Да, да! В глубоких провинциях и сельской местности до сих пор экзамены принимаются на российской классике: ВАЗ 2106 и им подобным.

Видеоинструкция по выполнению упражнения «змейка»

Ошибки и проблемы при выполнении «змейки».
Чаще всего кандидаты в водители не могут сдать «Змейку» из-за сбитой фишки, которые объезжает автомобиль. По этой причине «змейка» становится камнем преткновения для 90% сдающих.

Пересечения ограничительных линий — тоже частая ошибка, однако в данной ситуации есть небольшая вероятность, что экзаменатор может даже не заметить нарушения. Всё-таки площадь упражнения большая, а автомобиль частично перекрывает обзор.

Остальные нарушения, как правило, прощают. Во-первых, их тяжело увидеть, а во-вторых, они не так критичны.

Безукоризненно сдать экзамен по практическому вождению получается не у всех курсантов автошколы. Волнение и недостаток тренировок могут отдалить получение вожделенных водительских прав на неопределенное время. Пройти это испытание получается лишь у тех, кто основательно готовился к нему, и не только на тренировочном полигоне. Рассмотрим в деталях правильное выполнение упражнений на автодроме.

Общие положения

Как известно, практический экзамен по управлению автомобилем следует после благополучной сдачи теоретической части. В настоящее время на учебном полигоне курсантами автошкол отрабатывается пять известных упражнений:

  • въезд в бокс задним ходом,
  • разворот,
  • змейка,
  • эстакада,
  • параллельная парковка.

Для последующего получения водительских прав нужно правильно выполнить три упражнения, выбранные экзаменующим лицом. Чаще всего, упражнение «эстакада» является обязательным номером практического экзамена на автодроме.

С 1 сентября 2016 года планируется ввести несколько новых упражнений: новая змейка, повороты на 90 градусов, проезд регулируемого перекрестка.

Ошибки в вождении сопровождаются начислением штрафных баллов от трех до пяти, которые присуждаются отдельно за каждое выполненное упражнение. Если количество баллов от пяти и больше, экзаменатор говорит курсанту «до свидания», делая получение заветных прав возможным только после удачной переэкзаменовки.

На тренировках нужно правильно понимать и исполнять все указания инструктора по практической езде. Опыт в обучении водительскому ремеслу у него огромный, поэтому имеет смысл записывать все его уроки – это наверняка пригодится.


Стандартные упражнения

Выполнение упражнений на автодроме начинаются на стартовой линии. Для этого нужно аккуратно подъехать к полосе, ни в коем случае не нарушая ее, поставить рычаг КПП в нейтральное положение и поднять ручник. Действия в начале движения производятся в обратном порядке. Трогаясь, нужно переключить КПП и только потом опустить ручной тормоз.

Упражнение считается выполненным после постановки машины на стояночный тормоз у финишной линии. Следует помнить, что правильность выполнения этих нехитрых операций бдительно отслеживается экзаменатором. Желательно сразу отработать эти действия до автоматизма, не задумываясь в каждом конкретном случае.

Горка (эстакада)

Пресловутая «эстакада», или упражнение горка на автодроме, имеет важнейшее значение в освоении водительских навыков. Суть упражнения состоит в отработке правильной последовательности действий при начале движения вверх по наклонной плоскости или, иначе говоря, в гору.

Алгоритм действий несложен, но требует умения «чувствовать машину» по положениям педалей газа и сцепления. Правильные шаги необходимо делать в соответствии с показаниями тахометра на приборной панели автомобиля.

Итак, выжимаем педаль сцепления и переводим ручку КПП в первое положение. Не бросая сцепления, правой ногой начинаем плавно увеличивать обороты мотора педалью газа. Когда стрелка тахометра приблизится к отметке три тысячи оборотов, медленно отпускаем сцепление. Обороты начнут падать и при достижении показаний чуть больше одной тысячи, фиксируем положение педали сцепления примерно в среднем положении. Опускаем ручной тормоз вниз и начинаем движение, регулируя скорость движения педалью газа.

Въезд в бокс (гараж)

Упражнение гараж на автодроме заключается в отработке навыков езды задом в ограниченном размерами пространстве. Суть состоит в практическом умении пользоваться зеркалами заднего вида и развитии глазомера с навыками ориентирования. Последовательность действий несложная, но требует предельной концентрации внимания.

Начав движение, останавливаемся при достижении правым зеркалом или колесом правого ограничителя гаража. Затем останавливаемся и выкручиваем руль влево до предела. Продолжаем двигаться до появления левого ограничителя габаритов бокса в зеркале. Останавливаем машину, ставим руль в положение «колеса прямо».

Подключаем заднюю передачу и начинаем подъезжать к «воротам» кормой. При достижении задней правой дверцей ограничителя с левой стороны бокса — останавливаемся. Выкручиваем рулевое колесо вправо и продолжаем медленное движение. Поглядывая в зеркала, выставляем машину параллельно боковым «стенам» гаража и останавливаемся. Ставим руль в положение «прямо» и въезжаем в бокс.

Змейка

Упражнение змейка особой сложностью не отличается и обычно никаких затруднений у будущих автомобилистов не вызывает. Суть задания состоит в том, что нужно проехать по извилистой траектории, не задев флагштоки и не пересекая боковые ограничительные линии. Самый простой способ избежать недоразумений при выполнении этого задания – не использовать педаль газа совсем. То есть, получается своеобразное движение автомобиля только на сцеплении.

Разворот

Несколько сложнее будет правильно выполнить упражнение на автодроме, которое называется разворот. В этом случае потребуется развернуться на сто восемьдесят градусов в стесненных условиях. Алгоритм действий простой, но требует постоянного контроля габаритов автомобиля и разворотной площадки.

После начала движения нужно прижиматься как можно плотнее к правой линии, но не наезжая на нее. Примерно посередине останавливаемся и крутим рулем вправо. Продолжаем двигаться, и подъезжаем к противоположной ограничивающей линии. Останавливаем машину и включаем рычаг КПП в положение задняя передача. Двигаемся кормой, пока не получится нормально вывернуть колеса для поворота влево. Продолжаем движение прямо к финишной черте и вовремя останавливаемся.

Параллельная парковка

Выполнение учебного упражнения парковка на автодроме особых затруднений у обучающихся обычно не вызывает. Действия несложные и призваны развить в начинающих автолюбителях навыки правильной парковки. Суть упражнения в том, что нужно проехать немного вперед, а затем задним ходом заехать на воображаемое парковочное место в виде кармана.

Правильный алгоритм действий состоит из нескольких этапов. Начав движение вперед и прямо, останавливаем машину при достижении задним колесом ограничителя кармана справа. После остановки выкручиваем руль вправо и устанавливаем рычаг КПП в положение «задний ход». Двигаемся назад до появления в зеркале дальнего углового флагштока. Останавливаемся и фиксируем руль в положении «колеса прямо». Продолжаем двигаться задом, пока колесо автомобиля не переедет пунктирную линию. После этого выравниваем машину и въезжаем в карман.

Конечно, правильное выполнение стандартных упражнений на автодроме дается не сразу. Исключения в виде особо одаренных личностей бывают, но редко. Чаще всего — это люди, обладавшие практическими навыками вождения еще до начала обучения в автошколе.

Основной массе курсантов следует учиться навыкам вождения «настоящим образом», не ограничиваясь официальными часами занятий на автодроме. Возможно, кому-то понадобятся дополнительные занятия для отработки автоматизма правильных действий, а кому-то достаточно будет видеоуроков, которых сегодня в сети великое множество.

Не нужно забывать, что отрабатывать свои навыки в управлении автомобилем гораздо лучше на учебном полигоне и на чужой машине, чем рисковать в реальной дорожной ситуации и на своей машине.

Видео: Новые упражнения на автодроме

Добрый день, уважаемый читатель.

В первую очередь хочу обратить внимание на то, что начиная с 1 сентября 2016 года упражнение, рассматриваемое в данной статье, заменено на упражнение " ". Так что если Вы сдаете экзамены сейчас, то можете упражнение змейка не изучать. Сразу же переходите к .

Итак, в очередной статье серии "Сдать автодром с полпинка" я расскажу вам об упражнении змейка . В отличие от рассмотренных ранее упражнений, змейка вызывает трудности гораздо чаще. Причем в некоторых ситуациях кандидат в водители не может понять даже того, в какой момент он сбил вешку. Таким образом, змейка - это упражнение средней сложности.

В данной статье я открою секретную методику выполнения упражнения "змейка", и после подробного изучения приведенной информации Вы сдадите его наверняка.

Упражнение змейка на автодроме

Площадка для упражнения змейка представляет собой прямоугольник, состоящий из 4х одинаковых секций. Длина каждой секции равна 1.5 длинам автомобиля + 0.5 метра, ширина - длине автомобиля.

При выполнении необходимо проехать через все секции площадки по траектории, напоминающей перемещение ползущей змеи (отсюда и название - "змейка" ).

Что нужно сделать:

  1. Подъехать к линии "Старт", остановиться.
  2. Пересечь площадку по траектории, приведенной на рисунке выше.
  3. Подъехать к линии "Стоп", остановиться.

Таблица штрафных баллов для упражнения "Змейка":

Как правильно выполнить упражнение змейка?

Для начала дам Вам один совет , который существенно упростит сдачу этого упражнения, да и остальных тоже.

Для движения по "змейке" не нужно пользоваться педалью газа. Вам нужно просто отпустить педаль сцепления перед линией "старт", и снова на нее нажать при подъезде к линии "стоп".

При таком подходе автомобиль будет стабильно и равномерно ехать по змейке, а Вам останется только крутить руль. Согласитесь, это удобно и не сложно. Если Ваша машина не едет только на сцеплении из-за технических особенностей, то проблем при выполнении упражнения будет больше.

Теперь поговорим о том, как правильно выполнить упражнение змейка .

1. Подъезжаем к линии "старт", останавливаемся. Лучше подъехать к линии под прямым углом, т.к. это упростит объезд первой фишки.

2. Отпускаем педаль сцепления до конца. Начинаем двигаться. Руль не повернут.

3. В положении 2 (см. рисунок), т.е. когда фишка будет в середине левой передней двери автомобиля, нужно повернуть руль влево до конца (поворачиваем настолько быстро, насколько можем).

4. В положении 3 (см. рисунок), когда правый передний угол автомобиля будет на одном уровне с вешкой, которую объезжаем, крутим руль вправо до конца (тоже как можно быстрее).

5. В положении 4, когда левый передний угол автомобиля будет на одном уровне с объезжаемой вешкой крутим руль влево до конца.

6. В положении 5 поступаем так же, как и в пункте 4.

7. В положении 6 (выберите место самостоятельно, где будет удобнее) крутим руль влево настолько, чтобы подъехать к линии "стоп". Нажимаем сцепление, едем к линии "стоп" по инерции.

8. Останавливаемся у линии "стоп".

Упражнение сдано.

Инструкция по выполнению упражнения змейка

Специально для читателей сайт разработана инструкция по выполнению упражнения змейка в формате pdf.

Ошибки и проблемы при выполнении змейки:

Варианты, при которых можно не сдать "Змейку": сбить вешки, которые объезжает автомобиль.

Для избежания данной проблемы нужно, чтобы автомобиль двигался равномерно. В нашем случае это достигается тем, что мы не пользуемся педалью газа, а движемся на сцеплении. Если в середине упражнения нажать сцепление, то можно зацепить вешку (из-за замедления автомобиля).

Нарушения 1 и 2 из таблицы выше допускать не следует, а остальные никто и не заметит.

В следующей статье будет рассмотрена качественная сдача очередного упражнения ().

Спасибо за внимание! Удачи на дорогах!

Татьяна-2

У меня при выполнении этого упражнения возникла такая проблема: я слишком близко прохожу от фишки. Не задеваю, но проезжаю плотно, почти в притык. Никак не могу понять, может я рано закручиваю руль, или кручу его на большее количество оборотов?

Татьяна , это нормально, т.к. площадка для упражнения имеет ограниченный размер.

Людмила-3

Здравствуйте. Мой инструктор требует, чтобы в положении 2 (на уровне первой вешки) я поворачивала руль всего на один поворот. Кроме того, перед заездом на змейку он требует пользоваться ручником (т.е. сначала ставить на ручник, затем снимать с него). Учитывая, что это третье занятие и на нем я впервые услышала, как пользоваться ручником, я постоянно путалась в ручнике, сцеплении и количестве поворотов руля... Это было бы смешно, если бы он не орал на меня дурниной, включая фразы: "Вам пять лет надо учиться" и "Вам лучше сразу продать свою машину". Теперь у меня следующее занятие аж через неделю (из-за новогодних праздников) и я просто в ужасе. Тем более, что не могу (пока) вспомнить, после постановки на ручник отпускать сначала сцепление, затем тормоз или наоборот. Поверьте, для моего инструктора даже это является поводом к воплям.

Я бы однозначно отказывался бы от такого инструктора, который ОРЕТ и оскорбляет.

Во-вторых, раз стандартных уроков вам не хватает, то помните как в школе, те кто не успевает со всеми, берут дополнительные занятия. И/или выполняют дополнительные домашние задания. Я думаю, что в газете бесплатных объявлений висит не одно такое объявление...

В-третьих, упражнение "Змейка" не подразумевает использование "ручника". Может он вас так заранее к эстакаде готовит, но судя по описанию ему это не удается.

Спасибо за ответ

Добрый день! Мой инструктор учит делать змейку с постоянным надавливанием/отпусканием сцепления. Из-за того что у меня не получается всегда плавно поднять педаль сцепления ((слишком быстро поднимаю) выезжаю за линию упражнения,и соответственно не выполняю упражнение, а здесь советуют выполнять без сцепления. Так как же правильно?

Спасибо за ответ

Чем медленнее машина едет, тем больше времени остаётся на маневрирование и тем точнее езда. Возможно, на учебной машине холостой ход двигателя настроен повыше и ученики с трудом успевают переложить руль из одного положения во второе. Но при этом Вам приходится часть внимания переносить на управление сцеплением. Ещё неизвестно, что лучше. Попробуйте выполнить упражнение без работы сцеплением.

Продолжая знакомство с задним ходом, перейдем к следующему упражнению, которое нужно выполнить, - к змейке задним ходом. Если у вас получается качественно выполнять разворот, вы контролируете скорость движения, правильно вращаете руль и попадаете по педалям, то со змейкой задним ходом все будет совсем просто.

Итак, исходное положение для выполнения змейки задним ходом такое же, как и для разворота, - правым или левым бортом (по выбору) на уровне заднего бампера к последней в ряду фишке (рис. 2.89а, b). Допустим, вы подъезжаете правым бортом к фишками выставляете автомобиль задним бампером напротив последней в ряду фишке. Автомобиль должен располагаться параллельно ряду фишек, а расстояние от фишки до борта машины составляет те самые примерно 30 сантиметров. Если при этом вы посмотрите в правое наружное зеркало, то увидите там целый ряд фишек, в то время как в левом зеркале фишки будут отсутствовать (рис. 2.89с). В центральном же зеркале в этот момент будут видны все фишки, кроме первой от автомобиля.



Рисунок 2.89 Исходное положение для выполнения змейки задним ходом такое же, как и для разворота, - правым или левым бортом (по выбору) на уровне заднего бампера к последней в ряду фишке. В правом наружном зеркале будет виден целый ряд фишек, в то время как в левом зеркале фишки будут отсутствовать.

Давайте вспоминать. Когда мы с вами делали разворот, то выворачивали руль до упора с тем расчетом, чтобы машина как можно скорее развернулась на угол 90 градусов с минимальным радиусом разворота. Когда же мы выполняли змейку передним ходом, то при входе в первый поворот делали один поворот руля, а на выходе из змейки - уже полтора-два оборота (рис. 2.90) - это связано с тем, что вход в первый поворот происходит из параллельного фишкам положения автомобиля, а при последующем маневрировании, из-за того что автомобиль нужно было сначала выровнять, фактический угол поворота увеличивался вдвое.


Рисунок 2.90 Когда мы с вами делали разворот, то выворачивали руль до упора с тем расчетом, чтобы машина как можно скорее развернулась на угол 90 градусов с минимальным радиусом разворота. Когда же мы выполняли змейку передним ходом, то при входе в первый поворот делали один поворот руля, а на выходе из змейки - уже полтора-два оборота, поскольку для дальнейшего маневрирования автомобиль нужно было сначала выровнять.

Исходя из этого, при начале движения по змейке задним ходом (рис. 2.91а, b), я бы рекомендовал для входа в первый поворот делать также один оборот руля. Таким образом, на рассматриваемом нами примере после включения заднего хода буквально на первых сантиметрах движения автомобиля нужно сделать один оборот руля вправо (рис. 2.91с).




Рисунок 2.91 При начале движения по змейке задним ходом рекомендуется для входа в первый поворот делать один оборот руля.

После этого машина начинает двигаться по дуге (рис. 2.92а, b), и в какой-то момент времени, наблюдая в правом зеркале за фишкой № 2 (рис. 2.92с) (фишка № 1 нас не интересует - автомобиль изначально стоял рядом с ней на уровне заднего бампера, а значит, объедет её в любом случае), мы провожаем эту фишку взглядом за пределы правого зеркала (при этом фишка № 1 в этом зеркале по прежнему видна).




Рисунок 2.92 Машина начинает двигаться по дуге, и в правом зеркале постепено исчезает из вида вторая в ряду фишка.

Как только фишка № 2 пропала в правом зеркале, нужно срочно перевести взгляд в левое зеркало. При этом, не изменяя положение руля, мы выжимаем педаль сцепления, поскольку половину пути автомобиль уже прошел. Позволяя автомобилю по инерции продолжать движение по дуге (рис. 2.93а, b), мы дожидаемся, пока фишка № 2 не покажется в левом наружном зеркале (рис. 2.93с). Это означает, что автомобиль повернулся достаточно, чтобы войти в первый карман змейки, а значит, продолжать дальнейшее движение по дуге не имеет смысла, то есть нужно срочно вернуть руль в центральное положение (повернуть на один оборот, соответственно, влево). Таким образом автомобиль может доехать на прямых колесах до фишки № 2, поравнявшись с ней задним бампером по левому борту.




Рисунок 2.93 Дожидаемся, пока фишка № 2 не покажется в левом наружном зеркале. Это означает, что автомобиль повернулся достаточно, чтобы войти в первый карман змейки. Теперь нужно срочно вернуть руль в центральное положение (повернуть на один оборот, соответственно, влево), чтобы выровнять колеса.

После того как автомобиль поравнялся с фишкой № 2 задним бампером (рис. 2.94а, b), получилось, что автомобиль преодолел первый карман змейки и теперь может объезжать и фишку № 2 для въезда во второй карман змейки, который на этот раз находится слева от автомобиля. В отличие от начала движения (как и в случае змейки передним ходом), на этот раз угол поворота будет вдвое большим, а значит поворачивать руль влево нужно на полтора-два оборота (рис. 2.94с).




Рисунок 2.94 После того как автомобиль поравнялся задним бампером со второй фишкой (необходимое условие для объезда препятствия задним ходом, помните?), он может объезжать фишку № 2 для въезда во второй карман, который на этот раз находится слева от автомобиля. В данном случае угол поворота будет вдвое большим, а значит поворачивать руль влево нужно на полтора-два оборота.

Машина начнет поворачивать влево, по дуге объезжая фишку № 2 и въезжая во второй карман змейки. В какой-то момент времени автомобиль становится в положение, параллельное ряду фишек (рис. 2.95а, b), при этом в левом зеркале появляется фишка № 3 (рис. 2.95с).




Рисунок 2.95 В какой-то момент времени автомобиль становится в положение, параллельное ряду фишек, при этом в левом зеркале появляется фишка № 3.

Поскольку автомобиль продолжает движение по дуге (рис. 2.96a, b), в один из следующих моментов времени фишка № 3 пропадает из левого зеркала (рис. 2.96c). Это сигнал к тому, что нужно перевести взгляд в правое зеркало и встретить фишку № 3 уже в нем.




Рисунок 2.96 Автомобиль продолжает движение по дуге, в один из следующих моментов времени фишка № 3 пропадает из левого зеркала. Фишка №2, которая по-прежнему видна в левом зеркале, нас уже не интересует, поскольку автомобиль объедет её в любом случае, а фишку №3 мы встречаем взглядом в правом зеркале.

Как только автомобиль расположился таким образом, что в правом зеркале появилась фишка № 3, это говорит о том, что машина уже сориентировалась во второй карман (рис. 2.97a, b) и настало время прекратить дальнейшее движение по дуге, вернув руль в центральное положение (соответственно, вправо на те самые полтора-два оборота (рис. 2.97с) - сколько накрутили до этого, на столько же и вернули).




Рисунок 2.97 Как только автомобиль расположился таким образом, что в правом зеркале появилась фишка №3, необходимо вернуть руль в центральное положение - повернуть вправо на те самые полтора-два оборота.

Обратите особое внимание
При движении задним ходом очень важно помнить, на какое количество оборотов был повернут руль в ту или иную сторону, чтобы точно вернуть его в центральное положение. Принцип простой: занял у товарища десять рублей, верни ему столько же...
Еще одна распространенная ошибка при выполнении змейки задним ходом - когда человек поворачивает руль вправо, он затем возвращает его поворотом влево, но затем почему-то у него возникает идея повернуть руль снова вправо. Человеку кажется, что, вращая руль влево, он поворачивает влево, хотя на самом деле происходит просто выравнивание. Для того чтобы этой путаницы не было, нужно четко усвоить алгоритм: поворот вправо - выровнял, следующий поворот влево - выровнял. Поворот и последующий возврат руля в центральное положение - действия, связанные с одним поворотом автомобиля. Причем все это должно производиться без взгляда на руль.

Дальнейшее движение по змейке задним ходом полностью аналогично уже описанному. Неспешными подталкивающими движениями, благодаря работе педали сцепления («подтолкнул» автомобиль - поджал педаль сцепления), выбирая минимальную скорость движения, вы можете успевать контролировать все зеркала.

Совет
Змейка задним ходом - это учебное упражнение, поэтому очень важно, чтобы при его выполнении вы пользовались именно ЗЕРКАЛАМИ, а не оглядывались назад. Если ориентир уже потерян в зеркале и машина стоит под большим углом, чем того хотелось бы, тогда, конечно, нужно остановиться, обернуться, осмотреться и исправить ситуацию.

После того как змейка задним ходом начнет получаться уверенно и красиво, с минимальными углами относительно линии фишек и исключительно с ориентировкой по зеркалам, у обучаемого выработается следующий навык: он начинает видеть в зеркале не просто какое-то условное изображение, а конкретный ориентир на определенном расстоянии.

Как мы уже говорили, при выполнении змейки передним ходом у человека вырабатывается способность видеть на 180 градусов перед автомобилем. Когда же человек овладевает змейкой задним ходом, у него вырабатывается способность видеть одновременно и переднюю, и заднюю полусферы вокруг автомобиля (рис. 2.98), то есть теперь водитель контролирует уже практически все 360 градусов вокруг автомобиля (небольшие мертвые зоны легко компенсируются поворотом головы влево или вправо).


Рисунок 2.98 Когда человек овладевает змейкой задним ходом, у него вырабатывается способность видеть одновременно и переднюю, и заднюю полусферы вокруг автомобиля, то есть теперь водитель контролирует уже практически все 360 градусов вокруг автомобиля.

К слову сказать...
Если помните, при движении передним ходом существует правило «опережающего руления» - при входе в поворот руль вращается быстро, а затем, не доезжая 30 градусов до нужного направления, руль плавно возвращается обратно. Плавность нужна для того, чтобы была возможность контролировать «распускание» руля и аккуратно выходить на новую траекторию, направляя машину именно туда, куда хочется. При движении задним ходом это правило совершенно не подходит. Для поворота при движении задним ходом нужно быстро поворачивать руль в нужную сторону, а затем, ПО ФАКТУ достижения нужного направления (без всякого опережения) руль максимально быстро возвращается в исходное положение. Другими словами, в поворот руль крутится быстро, а из поворота - очень быстро. Это существенное отличие руления при движении передним и задним ходом.

Исходя из своего опыта, могу сказать, что на полноценное освоение змейки задним ходом обычно уходит более двух часов. Очень часто можно наблюдать, что у обучаемого благодаря некоторым подсказкам инструктора змейка задним ходом получается уже с первого раза. При этом создается иллюзия, что начинающий водитель уже всё понял. Если в этом случае сказать ему, что он большой молодец и уже умеет ездить задним ходом, после чего больше не возвращаться к этой теме, то это упражнение останется лишь мимолетным эпизодом обучения - вроде как-то пробовал, но в памяти не отложилось. Когда ученик проезжает змейку задним ходом второй, третий и последующие разы, где-то на пятом повторении приходит ощущение, что вообще ничего непонятно и в голове создается настоящий винегрет. И лишь после пятнадцатого-двадцатого повторения змейки задним ходом в голове постепенно всё начинает раскладываться по полочкам - поверьте мне, вы запомните этот навык на всю оставшуюся жизнь, никогда больше не перепутаете картинку в правом и левом зеркалах, никогда больше не повернете руль не в ту сторону, никогда больше не перепутаете педали. И только ради этого имеет смысл серьезно подойти к прохождению змейки задним ходом.

Совет
Можно придумать бесчисленное количество упражнений для практикования вождения: змейки растянутые, змейки плотные, змейки со смещением, различные габаритные дворики, развороты в три приема и т. д. и т. п. Я могу сказать одно: если вы практикуетесь на площадке ездить змейкой передним и задним ходом и при этом проезжаете эти упражнения не с мыслью сделать «на отвяжись», а выполняете всё максимально точно, пилотируя автомобиль по намеченной траектории, то после того, как вы выедете на дорогу в реальный поток, вы заметите, что ездить в потоке намного проще и понятнее. Поэтому не теряйте уверенность в своих силах, не ленитесь и поработайте над змейками передним и задним ходом от всей души - это обязательно принесет свои плоды.