Когда платится утилизационный сбор. Утилизационный сбор на автомобили — кто уплачивает и в каких ситуациях. Что за зверь такой

Обязанность уплаты сбора по утилизации регламентируется законодательным актом «Об отходах производства». Автовладельцам следует знать о том, что такое утилизационный сбор, и каким образом он оплачивается. Платеж, уплачиваемый в пользу государства, направляется на принятие мер по охране экологии от вредоносного влияния от использования техники. Закон, принятый в 1998 году, определяет порядок уплаты, в каких ситуациях возможны льготы, освобождающие от данного платежа.

Основные положения по оплате утилизации

Цель ввода утилизационного сбора связана с созданием более выигрышных условий для производителей отечественных марок и удорожанием автомобилей, пришедших из-за рубежа. В результате оплаты утилизационного сбора, машина иностранного производства становится дороже, а ее владельцу требуется нести дополнительные расходы в процессе растаможивания и уплаты за будущую утилизацию.

Внесение данного платежа фактически обеспечивает право автовладельца на выполнение в случае необходимости бесплатной утилизации авто. Сбор подлежит уплате не только за готовые транспортные единицы, но и прицепы к ним и шасси иностранного производства.

Обязанность оплаты в отношении российских граждан устанавливается на основании п.3 ст.24.1 ФЗ №89. Положения федерального закона устанавливают, кто уплачивает данный сбор:

  • когда автомобиль был куплен в иностранном государстве с дальнейшим ввозом его в РФ силами самого автовладельца;
  • в документах на приобретенный автомобиль не стоит отметка об уплате сбора в силу освобождения прежнего владельца от уплаты сбора, либо уклонения от платежа с нарушением закона.

ВАЖНО! Плата за утилизацию представляет собой однократный платеж, таким образом, за один автомобиль не придется платить дважды.

Частный автовладелец должен оплатить утилизацию только в том случае, если сам производитель данного сбора не перечислял.

Случаи освобождения от оплаты

В большинстве случаев обязанность по внесению сбора в бюджет налагается на производителя отечественных машин, либо компанию, занимающуюся импортом автомобилей. В связи с этим, многим автомобилистам незнакомо понятие утилизационного сбора.

Освобождение от платежа подтверждается особой отметкой, которая проставляется в паспорте ТС. Если закон позволяет не уплачивать данный сбор, в ПТС вносят сведения об основаниях для освобождения от платежа.

Льготы по утилизационным отчисления могут быть назначены в следующих ситуациях:

  1. Если транспортное средство ввозится в пределы Российской Федерации в качестве собственности человека, участвующего в госпрограмме для переселенцев, беженцев, людей, возвращающихся из зарубежных стран на постоянное место жительство в Россию.
  2. При условии использования транспортной единицы в личных целях, без извлечения дохода, если возраст ТС превышает 30 лет. В машине установлен родной двигатель, кузов, рама.
  3. ТС принадлежит консульству, дипломатическому представительству, организациям международного значения, а также сотрудникам данных учреждений, либо их членам семей.

Оплата УС — важное условие для регистрации машины, что значит риск отказа в принятии документов на постановку авто на учет в Госавтоинспекции. Это вынуждает покупателей обращать внимание на наличие отметки в ПТС об уплате сбора. Если перечисление не производилось прежним владельцем, сбор будет взыскан с нового собственника.

На видео об утилизационном сборе

Определение суммы платежа

Сделать расчет суммы предстоящего платежа можно с помощью общей формулы с применением коэффициента, устанавливаемого по данным из Перечня, принятого Постановлением Правительства №1291 в 2013 году. Для определения величины платежа, необходимо базовую ставку умножить на коэффициент, определяемый с учетом возраста, габаритов, массы автомашины и мощности двигателя.

Данные для определения базовой ставки, берут согласно типа ТС:

  • автомобили в рамках категории «В», используемые в личных целях – 20 тысяч рублей;
  • авто коммерческого назначения в рамках категории «В», а также грузовики и автобусы – 150 тысяч рублей.

Перечисление организуется путем передачи заполненных документов в отделение ФНС по месту регистрации.

1 сентября 2012 года стал днем, когда в России был установлен сбор на утилизацию автотранпортных единиц. Сегодня введение и применение данного акциза является неотъемлемой частью процедуры купли-продажи не только автомобилей, но и различного рода спецтехники. В данной статье мы расскажем о том, что же такое утилизационный сбор, что означает запись, которая считается особой отметкой, как он высчитывается и чьей обязанностью является его уплата.

Утилизационный сбор (УС) – это особый вид акциза, необходимость внесения которого отражена в Законе «Об отходах производства и потребления» №89 (пункт 1, статья 24-1).

Он представлен в виде единоразового платежа, нацеленного на гарантированную переработку автомобиля после разрушения.

Это значит, что тем самым государство заботится об окружающей среде, обязывая завод-изготовитель или покупателя заранее оплатить будущие работы по утилизации ТС.

ВНИМАНИЕ! В паспорте транспортного средства в поле «Особые отметки» должна стоять запись в которой написано об оплате данного сбора.

Однако отсутствие данной информации не всегда может являться поводом для беспокойства. Причин неуплаты сбора может быть несколько:

  • Паспорт на российский либо импортный автомобиль был выдан до 1 сентября 2012 года. Необходимость уплаты данного платежа при покупке и владении таким транспортным средством отпадает.
  • Авто ввозится на территорию РФ из-за границы силами покупателя. На него же и ложиться ответственность за оплату сбора.

Есть еще одна причина, встречающаяся не так часто. Предыдущий владелец каким-либо образом смог обойти необходимость уплаты сбора. В свою очередь данная ответственность ложиться на покупателя, так как информацию о наличии долга по сбору будут проверять при постановке на учет.

Еще можно столкнуться с такой ситуацией, когда выдан новый ПТС взамен утилизированного. Это делается тогда, когда записей в старом паспорте уже очень много и новые просто не помещаются.

Кто должен платить и сколько?

Вопрос о том, за кем закрепляется обязательство по внесению данного сбора, сводится к тому, каким образом автомобиль был приобретен и оказался в России.

К примеру, рядовой гражданин, приобретающий ТС, должен оплатить сумму сбора в следующих случаях:

  1. При импорте автомобиля из-за пределов страны и дальнейшем прохождении всех процедур, связанных с импортом.
  2. Приобретая автомобиль у лица, избежавшего данного взноса в обход закона, либо у освобожденного от уплаты УС (например, консульства или иностранной компании).

Величина сбора равняется базовой ставке, помноженной на коэффициент, который складывается из целого ряда параметров.

СПРАВКА! Правительство РФ выпустило постановление от 26 декабря 2013 года № 1291, в котором указана вся информация об сборе на утилизацию.

В сегодняшний день в России сумма базовой ставки УС составляет:

  • 20 тысяч рублей – для автомобилей легкового типа, применяемых в личных целях;
  • 150 тысяч рублей – для коммерческого автотранспорта и спецтехники.

С начала 2014 года утилизационный сбор является обязательным для всех остальных видов транспорта, в том числе квадроциклов, что однозначно также привело к повышению цен на них. нужно проследить за тем, чтобы после оплаты в ПТС поставили печать об утилизации.

Какая ответственность, если он не уплачен?

От уплаты УС также освобождаются некоторые группы лиц и организации:

  • дипломатические представительства и иностранные компании, а также их работники и члены семей;
  • лица, участвующие в специальных программах, например, переселение соотечественников из-за границы, и их транспортные средства;
  • владельцы ТС, произведенных более 30-ти лет назад, и сохранившие оригинальные несущие детали кузова.

Если вы не относитесь к одной из данных категорий граждан, а утилизационный сбор по какой-то причине не оплачен, могут возникнуть серьезные проблемы. Первой и самой главной станет проблема невозможности постановки на учет ТС.

Платить УС все равно придется, а затягивание решения данной проблемы чревато штрафными санкциями, а при повторном обнаружении и лишением права управления автомобилем сроком до 90 дней, в соответствии со статьей 12.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Возможно ли вернуть обратно в случае ошибки?

Говорить о восстановлении утилизационного сбора можно только в тех случаях, когда данный платеж был совершен в связи с ошибкой, например, в случае повторной оплаты. Конечно такие ситуации являются редкостью, однако и о них следует рассказать.

Для получения денежных средств необходимо обратиться с заявлением в соответствующие органы, получившие сбор, а именно:

  1. Таможенная служба – в случаях с импортированными ТС.
  2. Налоговая инспекция – для российских автомобилей.

ВАЖНО! Гражданину РФ дается 3 года для обращения за ошибочно уплаченным УС.

При себе владелец авто должен иметь паспорт гражданина РФ, ПТС на транспортное средство, документ с доказательством оплаты УС прежним владельцем и квитанцию. Не лишним будет подготовка копий данных документов заранее. Бланк на возврат денежных средств вы можете получить и заполнить уже на месте. Ответа по вашему заявлению следует ждать в течение месяца.

Отметка «Приняты обязательства по утилизации»

В ПТС, выпущенных с 1 сентября 2012 по 31 декабря 2013, можно встретить отметки «Приняты обязательства по утилизации» с номером соответствующем реестре, которые не нуждаются в расшифровке. Данная запись гласит о том, что изготовитель берет на себя ответственность по переработке данного автомобиля, а соответственно, покупатель уже не должен вносить данный платеж отдельно.

В данной ситуации необходимо проверить, включен ли данный производительно в реестр компаний, участвующих в утилизации. Если компания, принявшая на себя ответственность, более не состоит в данном списке, владельцу автомобиля следует иметь в виду, что при постановке ТС на учет в ГИБДД возникнут проблемы.

Как выглядит отметка в ПТС можно увидеть на фото:

Итоги

Как мы видим, с момента введения сбора за утилизацию автотранспорта данный ситуация с ним волнует покупателей не меньше, чем в момент его принятия. Как правило, вопросы начинаю возникать при покупке подержанных транспортных средств либо при их импорте собственными силами.

В связи с необходимость уплаты данного акциза, единицы автотехники сильно прибавили в цене, что не могло сказаться на покупательской способности населения. Так или иначе данный сбор является обязательным к уплате, а откладывание решения данного вопроса только увеличивает размер итоговой суммы.

Добрый день, уважаемый читатель.

Сегодня речь пойдет о введении утилизационного сбора на автомобили с 1 сентября 2012 года. Соответствующие изменения законодательства регламентируются , который вступает в силу уже в конце этой недели.

В этой статье будут рассмотрены самые интересные для рядового автомобилиста вопросы, касающиеся утилизационного сбора на автомобили.

Что такое утилизационный сбор на автомобили?

Говоря простым языком, утилизационный сбор - это платеж в пользу государства, который должен выплачивается при покупке автомобиля. Используется же этот платеж спустя некоторое время, когда нормальная эксплуатация становится невозможной и требуется его утилизация.

Сразу же хочу заметить, что рассматриваемый сегодня Федеральный закон многие вопросы регламентирует лишь в общем виде. Конкретные же детали должно определить правительство РФ. По этому поводу будет выпущен отдельный нормативный правовой документ - Постановление правительства.

1. За каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности.

Итак, утилизационный сбор направлен на обеспечение экологической безопасности.

В каких случаях утилизационный сбор платить не нужно?

Рассмотрим ситуации, в которых утилизационный сбор на автомобиль платить не нужно:

6. Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:

ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;

которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;

с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;

которые произведены, изготовлены организациями, принявшими на себя (в порядке и на условиях, которые определены Правительством Российской Федерации) обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств;

которые ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и имеют статус товаров Таможенного союза. Утилизационный сбор в отношении транспортных средств, предусмотренных настоящим абзацем, не уплачивается при соблюдении условий, определенных Правительством Российской Федерации;

которые указаны в части 1 статьи 12 2 Федерального закона от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны до 1 апреля 2016 года.

Думаю, расшифровывать каждый из подпунктов более подробно не имеет смысла. Этот пункт пригодится нам в дальнейшем при рассмотрении нового Федерального закона.

Размер утилизационного сбора

Размер утилизационного сбора, пожалуй, больше всего интересует отечественных автолюбителей. Тем не менее решение этого вопроса возложено на плечи Правительства, которое пока что никаких разъяснений не выпустило:

4. Порядок взимания утилизационного сбора, в том числе порядок его исчисления, уплаты и возврата уплаченных сумм этого сбора, а также размеры утилизационного сбора устанавливаются Правительством Российской Федерации . Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Федеральный закон определяет лишь факторы, которые будут влиять на размер утилизационного сбора :

5. При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.

Кто должен платить утилизационный сбор?

Еще один интересный вопрос: "Кто должен платить утилизационный сбор?".

3. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:

осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;

осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;

приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым, третьим и седьмым пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.

Пожалуй, каждый из подпунктов следует рассмотреть несколько подробнее:

1. Утилизационный сбор должны уплачивать лица, которые ввозят транспортные средства из-за границы. Например, если Вы решите купить автомобиль в Германии, а затем перегнать его на родину, то в дополнение к таможенным пошлинам Вам придется уплатить и утилизационный сбор.

То же самое касается и организаций, которые ввозят в Россию автомобили, произведенные за рубежом.

2. Также утилизационный сбор будет уплачиваться и лицами, которые производят автомобили на территории РФ. Например, речь идет о расположенных на территории РФ автозаводах.

3. Этот пункт, пожалуй, самый интересный. Вам придется заплатить утилизационный сбор, если Вы покупаете автомобиль:

  • У участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников.
  • У дипломатического представительства или консульского учреждения, международной организации.
  • Помещенный под таможенную процедуру свободной таможенной зоны до 1 апреля 2016 года.
  • У лица, которое в нарушение установленного порядка не уплатило утилизационного сбора.

Хочу обратить внимание, что неуплата утилизационного сбора приведет к тому, что на автомобиль не будет выдан паспорт транспортного средства (ПТС):

7. Паспорта транспортных средств выдаются только на транспортные средства, в отношении которых уплачен указанными в пункте 3 настоящей статьи лицами утилизационный сбор или принято предусмотренное абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи обязательство, и транспортные средства, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается в соответствии с абзацами вторым - четвертым, шестым и седьмым пункта 6 настоящей статьи.

Это, в свою очередь, приведет к тому, что автомобиль будет невозможно поставить на учет, т.е. его невозможно будет использовать.

Нужно ли уплачивать утилизационный сбор за имеющиеся автомобили?

Итак, пожалуй самый волнующий для водителей вопрос: "Нужно ли уплачивать утилизационный сбор за автомобили, которые уже находятся в Вашей собственности?":

2. Действие положений статьи 241 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции настоящего Федерального закона) не распространяется на колесные транспортные средства, на которые паспорта транспортных средств выданы до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Итак, если ПТС для Вашего транспортного средства выдан до 1 сентября 2012 года, то утилизационный сбор Вам уплачивать не нужно .

В этой статье были рассмотрены основные особенности уплаты утилизационных сборов. Если у Вас остались какие-то вопросы, задайте их на форуме pddclub.ru .

Удачи на дорогах!

Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 30.08.2012 N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств"

С 1 сентября 2012 г. в составе обязательных платежей появился новый утилизационный сбор. Отныне без его уплаты в большинстве случаев невозможно получить паспорт транспортного средства (ПТС).

Что такое утилизационный сбор

Понятие утилизационного сбора появилось в российском законодательстве в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Благодаря Федеральному закону от 28.07.2012 N 128-ФЗ в Законе об отходах появилась новая статья - ст. 24.1 "Утилизационный сбор".
Данный сбор уплачивается "в целях обеспечения экологической безопасности" за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в РФ или произведенное (изготовленное) в РФ. Соответственно, те организации и предприниматели, которые осуществляют деятельность по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты потребительских свойств теми транспортными средствами, в отношении которых был уплачен утилизационный сбор, будут получать за счет средств федерального бюджета компенсацию затрат, связанных с данной деятельностью.

А плата с собственников (владельцев) транспортных средств, в отношении которых был уплачен утилизационный сбор, при передаче отходов утилизирующим организациям и предпринимателям взиматься уже не будет: это запрещено п. 9 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ.
Без уплаты утилизационного сбора невозможно будет получить ПТС (кроме случаев освобождения от уплаты сбора, упомянутых в п. 7 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ). Наложен запрет и на регистрацию транспортного средства, в отношении которого не уплачен законодательно установленный сбор. Соответствующие изменения были внесены и в п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".

Исключений из состава колесных , за которые придется платить сбор, не так уж много, и все они прямо поименованы в п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ. В категорию освобождаемых от сбора попали, например, автомобили, ввозимые в РФ в качестве личного имущества беженцами, вынужденными или добровольными переселенцами, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями и т.д. К числу "льготируемых" относятся также старые автомобили (с года выпуска которых прошло не менее 30 лет, при определенных условиях). Не придется платить сбор и в случае, если автомобили произведены (изготовлены) организациями, принявшими на себя в установленном порядке обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств.

Действие новой ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ об утилизационном сборе не распространяется на те колесные транспортные средства, на которые ПТС были выданы до 1 сентября 2012 г. , то есть до даты вступления этого Закона в силу.

Конкретные виды и категории транспортных средств, в отношении которых нужно уплачивать утилизационный сбор, с соответствующими размерами сборов, а также Правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора (наряду с некоторыми другими Правилами) утверждены комментируемым Постановлением Правительства РФ от 30.08.2012 N 870, которое также начало действовать 1 сентября 2012 г.

Кто должен платить

В соответствии с Законом N 89-ФЗ плательщиками сбора являются лица, которые:

  • ввозят транспортные средства в РФ;
  • осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории РФ;
  • приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абз. 2, 3 и 7 п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ, или у лиц, которые не заплатили утилизационный сбор в нарушение установленного порядка.

По первому основанию фактически платить сбор придется любому импортеру, то есть тем физическому лицу, индивидуальному предпринимателю или организации, которые приобретают транспортное средство за рубежом и осуществляют его ввоз в Россию.

Исключение составляют случаи ввоза в РФ с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, имеющих статус товаров Таможенного союза, при соблюдении Правил и условий, утвержденных тем же Постановлением N 870.

Например, не придется платить утилизационный сбор российской организации, приобретающей у белорусской или казахской фирмы автомобиль, который эта фирма ранее ввезла, скажем, из Германии или из Японии, при условии, что автомобиль ввозится в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. При этом достаточно будет уплатить ввозные таможенные пошлины по применяемым на территории Республики Беларусь и Республики Казахстан ставкам, отличным от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза (утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 55).

Однако необходимо учесть, что, как разъяснялось в Телетайпограмме ФТС России от 05.09.2012 N ТФ-975, утилизационный сбор не уплачивается только за транспортные средства, поименованные в указанном Решении Совета ЕЭК N 55, ввозимые с территорий Республики Беларусь и Республики Казахстан и помещенные на территориях этих государств под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с 23 августа 2012 г.

По второму основанию плательщиками взноса являются все производители автомобилей, которые изготавливают их на территории РФ. Правда, и для них есть альтернатива: они могут принять на себя обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами при утилизации "их" автомобилей. Это значит, что при покупке изготовленного в России автомобиля непосредственно у организации-производителя покупателю не нужно беспокоиться об уплате сбора. Хотя, конечно, сумма сбора будет заложена в цену автомобиля и по большому счету конечным "плательщиком" станет покупатель, как и, например, в случае с НДС.

И наконец, по третьему основанию плательщиком может стать любой покупатель автомобиля на территории РФ. А это значит, что при покупке в России транспортного средства у любого лица, не являющегося его производителем, после 1 сентября 2012 г. необходимо проверять статус продавца, а также факт уплаты им утилизационного сбора.

К примеру, покупатель автомобиля на территории России однозначно должен уплатить утилизационный сбор, если продавцом (предыдущим собственником) является консульство иностранного государства, дипломатическое представительство, международная организация, пользующаяся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, либо физическое лицо, являющееся сотрудником консульства, диппредставительства, международной организации (или член семьи такого сотрудника).

Кто и как рассчитывает

Согласно Правилам, утвержденным Постановлением N 870, взимать утилизационный сбор поручено органам ФТС России . Но рассчитывать сумму сбора должны сами плательщики . Для подтверждения правильности расчета нужно представить пакет документов в таможенный орган. Это может быть таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства в связи с его ввозом в РФ, либо таможня, в регионе деятельности которой находится место регистрации (место жительства) плательщика (если декларирование не осуществляется).

В пакет документов включаются:

  • заполненный и подписанный плательщиком расчет утилизационного сбора по форме, предусмотренной Приложением N 1 к Правилам;
  • копия одобрения типа транспортного средства, копия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
  • платежные документы об уплате утилизационного сбора.

Таможенники должны проверить правильность расчетов и дождаться поступления уплаченного сбора по соответствующему КБК. Только после этого в бланке ПТС проставляется отметка об уплате утилизационного сбора (или об основании его неуплаты в соответствии с п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ). Плательщику сбора выдается приходный ордер (в настоящее время это таможенный приходный ордер (ТПО)) (Телетайпограмма ФТС России от 31.08.2012 N ТФ-963).

Сведения об уплате утилизационного сбора передаются таможенниками в МВД и в Минсельхоз России.

При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (п. 5 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ).

В Перечне видов и категорий транспортных средств, утвержденном Постановлением N 870, выделены пять групп. Они соответствуют классификации, предусмотренной Приложением N 1 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720).

Для этих пяти групп ТС предусмотрены базовые ставки для расчета сбора, а также коэффициенты, дифференцированные:

  • в зависимости от "возраста" (для новых транспортных средств и транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более трех лет), а также
  • по иным признакам в зависимости от разновидности транспортного средства (исходя из объема двигателя либо массы транспортного средства).

В случае если дата выпуска (дата изготовления) транспортного средства не может быть подтверждена документально, год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере колесного транспортного средства, при этом 3-летний срок исчисляется начиная с 1 июля года изготовления.

Базовая ставка утилизационного сбора для первой группы, в которую входят транспортные средства категории M1, равна 20 тыс. руб., а для остальных - 150 тыс. руб.

Причем для транспортных средств первой группы, ввозимых физическими лицами для личного пользования, установлены максимально низкие коэффициенты, поэтому за новый автомобиль (коэффициент 0,1) "частнику" придется заплатить всего 2 тыс. руб., а за подержанный (если его "возраст" превышает 3 года, коэффициент 0,15) - 3 тыс. руб.

А вот предпринимателям, ввозящим транспортное средство или приобретающим его у лица, которое ранее этот сбор не уплачивало, придется платить более существенные суммы.

Например, организация ввозит новый автомобиль категории M1 с объемом двигателя 1800 куб. см. За такую машину придется уплатить утилизационный сбор в размере 26 800 руб. (20 000 руб. x 1,34).

А если организация в октябре 2012 г. ввозит автобетоносмеситель, выпущенный в 2008 г., ей придется заплатить аж 1 950 000 руб. (150 000 руб. x 13).

Своеобразная "льгота" предусмотрена в отношении транспортных средств категорий N1, N2 и N3, полная масса которых превышает 12 тонн, которые помещаются под таможенный режим временного ввоза в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.03.2003 N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок". В отношении указанной категории ТС применяется коэффициент, равный 0,25.

Поэтому, например, если организация ввозит новое транспортное средство категории N1, N2 или N3, полная масса которого составляет 18 тонн, и собирается использовать его исключительно для внутренних перевозок грузов по России, ей надо заплатить сбор "по полной программе" в размере 220 500 руб. (150 000 руб. x 1,47).

Если же точно такое же транспортное средство соответствует нормам Постановления N 147, помещается под таможенный режим временного ввоза и используется для международных перевозок товаров, сумма сбора будет в четыре раза меньше, а именно 55 125 руб. (150 000 руб. x 1,47 x 0,25).

Как учитывать

ФТС России в Информации от 31.08.2012 сообщило реквизиты для уплаты утилизационного сбора:

банк получателя - ОПЕРУ-1 Банка России, г. Москва 701;

БИК 044501002;

счет N 40101810800000002901;

получатель - Межрегиональное операционное УФК (ФТС России);

ИНН 7730176610, КПП 773001001;

ОКАТО 45268595000.

При заполнении расчетных документов особое внимание необходимо обратить на обязательное заполнение следующих полей :

  • (104) - показатель кода бюджетной классификации в соответствии с бюджетной классификацией РФ (КБК 153 1 12 08000 01 6000 120 "Утилизационный сбор");
  • (107) - восьмизначный код осуществляющего администрирование платежа таможенного органа (в соответствии с классификацией таможенных органов в РФ).

Но, безусловно, прежде чем перечислять сумму исчисленного утилизационного сбора, необходимо перепроверить реквизиты, ведь они могут меняться.

Утилизационный сбор хоть и является обязательным платежом, но не относится к налогам. Согласно п. 1 ст. 51 БК РФ утилизационные сборы представляют собой неналоговые доходы федерального бюджета.

Поэтому в бухгалтерском учете расчеты по уплате утилизационного сбора следует отражать на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" , а не на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Для покупателя (импортера) транспортных средств в случаях, когда обязанность платить взносы возлагается законом именно на него, перечисление суммы утилизационного сбора является необходимым условием для того, чтобы получить ПТС и зарегистрировать транспортное средство. Значит, уплата данного сбора является одним из видов затрат, непосредственно связанных с приобретением объекта основных средств, которые подлежат включению в первоначальную стоимость транспортного средства в соответствии с п. 8 Положения по бухгалтерскому учету " " ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н). Следовательно, покупатель (импортер) должен отразить начисление утилизационного сбора записью по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" и кредиту счета 76.

Однако в случае, если импортером транспортного средства является торговая организация, которая не собирается сама использовать данные автомобили, а приобретает их для последующей перепродажи, ввозимые транспортные средства представляют собой не основные средства, а товары. Но все равно суммы утилизационных сборов должны формировать стоимость как одна из разновидностей затрат, непосредственно связанных с их приобретением (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н)). В такой ситуации составляется запись по дебету счета 41 "Товары" и кредиту счета 76.

Пример. Организация, основным видом деятельности которой является оптово-розничная торговля автомобилями, ввозит в РФ с территории Германии новые легковые автомобили с объемом двигателя 1600 куб. см.
Сумма утилизационного сбора за каждый автомобиль составляет 26 800 руб. (20 000 руб. x 1,34).
Предположим, что в октябре 2012 г. всего ввезено 10 автомобилей по контракту с немецкой фирмой-производителем, условия поставки - DDU Москва (то есть все расходы по доставке, страхованию в пути, а также по уплате необходимых таможенных платежей уже заложены в цену товара и оплачиваются фирмой-поставщиком). Контрактная стоимость одного автомобиля составляет 40 тыс. евро.
Для упрощения примера предположим, что оплата за полученные автомобили была произведена сразу после их получения, также в октябре 2012 г., а установленный Банком России официальный курс евро составил:
- 39,98 руб. - на дату получения автомобилей (перехода права собственности на автомобили к российской фирме - покупателю);
- 40,50 руб. - на дату оплаты (списания средств с валютного счета в адрес иностранного поставщика).
При ввозе автомобилей были уплачены:
- таможенная пошлина - 3 998 000 руб. по ставке 25% от таможенной стоимости (согласно ЕТТ ТС - 25%, но не менее 1,25 евро за 1 куб. см объема двигателя, но в данном случае первая величина (25% от таможенной стоимости) получается значительно больше);
- таможенный сбор за таможенное оформление - 30 000 руб.;
- ввозной НДС по ставке 18% - 3 598 200 руб. ((40 000 евро x 10 шт. x 39,98 руб. + 3 998 000 руб.) x 18%) (в расчет налоговой базы принимается таможенная стоимость и таможенная пошлина, но не учитывается таможенный сбор).
Один из автомобилей приобретен организацией в качестве служебного, то есть он будет использоваться самой торговой организацией при осуществлении ее деятельности и, значит, представляет собой основное средство, которое подлежит регистрации в ГИБДД и постановке на баланс в составе внеоборотных активов. А остальные девять автомобилей куплены для последующей перепродажи, то есть представляют собой товары.
При постановке служебного автомобиля на учет в ГИБДД уплачены государственные пошлины в размере 1800 руб.
В описанных условиях бухгалтер торговой организации составляет следующие записи:
Дебет 76 Кредит 51
- 3 998 000 руб. - уплачена таможенная пошлина;
Дебет 76 Кредит 51
- 30 000 руб. - уплачен таможенный сбор;
Дебет 68 Кредит 51
- 3 598 200 руб. - уплачен ввозной НДС;
Дебет 08 Кредит 60
- 1 599 200 руб. (40 000 евро x 1 шт. x 39,98 руб.) - отражена стоимость автомобиля, приобретаемого в качестве служебного;
Дебет 08 Кредит 76
- 399 800 руб. (1 599 200 руб. x 25%) - включена в первоначальную стоимость приобретаемого служебного автомобиля таможенная пошлина;
Дебет 08 Кредит 76
- 3000 руб. (30 000 руб. : 10 шт.) - включена в первоначальную стоимость приобретаемого служебного автомобиля соответствующая часть таможенного сбора за таможенное оформление;
Дебет 19 Кредит 68
- 359 820 руб. ((1 599 200 руб. + 399 800 руб.) x 18%) - начислен ввозной НДС, относящийся к служебному автомобилю;
Дебет 68 Кредит 19
- 359 820 руб. - предъявлен к вычету НДС по служебному автомобилю;
Дебет 08 Кредит 76
- 26 800 руб. - включена в первоначальную стоимость приобретаемого служебного автомобиля сумма утилизационного сбора;
Дебет 76 Кредит 51
- 26 800 руб. - перечислена сумма утилизационного сбора;
Дебет 68 Кредит 51
- 1800 руб. - уплачены государственные пошлины в связи с регистрацией служебного автомобиля в ГИБДД;
Дебет 08 Кредит 68
- 1800 руб. - включена в первоначальную стоимость приобретаемого служебного автомобиля сумма государственных пошлин;
Дебет 01 Кредит 08
- 2 030 600 руб. (1 599 200 + 399 800 + 3000 + 26 800 + 1800) - введен в эксплуатацию приобретенный служебный легковой автомобиль по первоначальной стоимости;
Дебет 41 Кредит 60
- 14 392 800 руб. (40 000 евро x 9 шт. x 39,98 руб.) - приняты к учету девять автомобилей, приобретенных для последующей перепродажи, квалифицируемых в качестве товаров;
Дебет 41 Кредит 76
- 3 598 200 руб. (14 392 800 руб. x 25%) - включена таможенная пошлина в покупную стоимость автомобилей, приобретенных для последующей реализации;
Дебет 41 Кредит 76
- 27 000 руб. ((30 000 руб. / 10 шт.) x 9 шт.) - включена в покупную стоимость автомобилей, приобретенных для последующей реализации, соответствующая часть таможенного сбора за таможенное оформление;
Дебет 19 Кредит 68
- 3 238 380 руб. ((14 392 800 руб. + 3 598 200 руб.) x 18%) - начислен ввозной НДС, относящийся к автомобилям, приобретенным для перепродажи;
Дебет 68 Кредит 19
- 359 820 руб. - предъявлен к вычету НДС по автомобилям, приобретенным для перепродажи;
Дебет 41 Кредит 76
- 241 200 руб. (26 800 руб. x 9 шт.) - включена в покупную стоимость автомобилей, приобретенных для последующей реализации, сумма утилизационного сбора;
Дебет 76 Кредит 51
- 241 200 руб. - перечислена сумма утилизационного сбора;
Дебет 60 Кредит 52
- 16 200 000 руб. (40 000 евро x 10 шт. x 40,50 руб.) - оплачены автомобили;
Дебет 91-2 Кредит 60
- 208 000 руб. ((16 200 000 руб. - (1 599 200 руб. + 14 392 800 руб.)), или (40 000 евро x 10 шт. x (40,5 руб. - 39,98 руб.))) - списана курсовая разница (в связи с изменением курса Банка России на дату фактической оплаты поставленных автомобилей по сравнению с курсом, действовавшим на дату их принятия к учету и возникновения задолженности перед иностранным поставщиком).

В примере для наглядности по отдельности показано начисление таможенного НДС по ввозимым автомобилям (которые в дальнейшем используются по-разному), принятие начисленных сумм налога к вычету, а также перечисление суммы утилизационного сбора. На практике же обычно каждая из перечисленных операций отражается одной проводкой.

А для организаций, являющихся производителями транспортных средств (на территории РФ), уплата утилизационного сбора в отношении собственной продукции представляет собой неотъемлемую часть расходов на производство. Поэтому начисление утилизационного сбора у них должно отражаться записью по дебету счета 20 "Основное производство" и кредиту счета 76.

Подытожим

Уплачивать утилизационный сбор необходимо с 1 сентября 2012 г. Но если ПТС на транспортное средство был выдан до этой даты, платить этот сбор не потребуется (действие новой ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ об утилизационном сборе на такие транспортные средства не распространяется).

На практике платить утилизационный сбор придется:

  • всем импортерам, которые ввозят транспортные средства в РФ (за исключением отдельных случаев ввоза с территории государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС);
  • всем производителям транспортных средств, которые осуществляют их изготовление (производство) на территории РФ;
  • всем тем, кто приобрел транспортные средства в России у лиц, которые не заплатили утилизационный сбор в нарушение Закона либо по основаниям, предусмотренным в абз. 2, 3 и 7 п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ.

Рассчитать сумму утилизационного сбора нужно самостоятельно, а после его уплаты надо представить пакет документов в таможенные органы. Они должны проставить соответствующую отметку в ПТС. Расчет производится исходя из базовых ставок и коэффициентов, приведенных в Перечне видов и категорий транспортных средств, утвержденном комментируемым Постановлением N 870.

Порядок бухгалтерского учета сумм уплаченных утилизационных сборов зависит от конкретных обстоятельств, в частности от статуса плательщика и от квалификации соответствующих транспортных средств в качестве тех или иных объектов бухгалтерского учета (основных средств, товаров или готовой продукции).

Декабрь 2012 г.