Каком случае эвакуатор забрать машину. Эвакуируют ли машину с вывернутыми колесами. Нарушения при эвакуации автомобиля, при которых эвакуатор забирает авто незаконно

Эвакуация - это неприятность с которой многим автовладельцам приходилось сталкиваться. Куда хуже принудительная эвакуация сотрудниками ГИБДД. Многим водителям хочется узнать за что могут эвакуировать автомобиль на штрафстоянку и выписать штраф. Ниже приведена информация, которая позволит разобраться в этом вопросе и не попасть на крупный штраф. Ведь эвакуацию тоже нужно оплачивать, вкупе со штрафом за нарушение, если оно было. Чаще всего водители попадаются на неправильной парковке, однако ещё есть масса причин, которые могут привести к принудительной эвакуации.

В целом случаи в каких эвакуируют автомобиль на штрафстоянку можно разбить на 2 блока:

  • отсутствие документов;
  • нарушение ПДД.

Отсутствие требуемой по ПДД документации - это тоже нарушение. Однако стоит рассмотреть этот вопрос отдельно, поскольку по нему есть некоторые нюансы.

К сведению! Полный перечень причин эвакуации приводится в ст. 27.13 КОАП РФ.

Отсутствие документов

ПДД предписан перечень необходимых документов, которые должны быть у водителя. Инспектор ГИБДД вправе потребовать их от водителя. В первую очередь нужно подтвердить право управления машиной, последняя тоже должна быть оформлена.

Инспекторы неизбежно эвакуируют машину на штрафстоянку, когда у водителя отсутствуют следующие документы:

  • водительское удостоверение или требуемая категория для управления транспортным средством;
  • которые подтверждают исправное техническое состояние авто;
  • которые указывают на право владения автомобилем или позволяют им пользоваться в отсутствие владельца.

Обратите внимание! К большегрузному авто должна быть лицензионная карточка с путёвкой, а также документы на перевозимый груз. Если груз тяжёлый с большими габаритами или опасный, то должно быть разрешение на перевозку. В ином случае большегруз ждёт эвакуация.

За неимением вышеупомянутых документов инспектор ГИБДД вправе высадить водителя , а автомобиль эвакуировать на штрафстоянку до выяснения обстоятельств. Если водитель не имеет права управлять транспортным средством, то забрать должен тот, кто имеет. Если же отсутствуют документы на авто, то в первую очередь инспекторы будут пытаться установить владельца.

Нарушение ПДД

В данной группе причин эвакуации машины на штрафстоянку стоит выделить 2 раздела. Первый - это, собственно, само нарушение ПДД. Второй — нарушение технических правил эксплуатации автомобиля.

Что касается технических правил, то эвакуировать машину могут при наличии следующих неисправностей:

  1. Неисправности тормозной системы, кроме поломки стояночного тормоза.
  2. Наличие неисправности в рулевом управлении.
  3. Нерабочее сцепление.
  4. Проблемы с системой освещения ночью.

Наличие данных поломок ставит под запрет передвижение на машине . Кроме того, передвигаться с данными неисправностями крайне опасно, поэтому не стоит испытывать судьбу и рисковать - эвакуируют авто.

Обратите внимание! Эвакуировать машину на штрафстоянку в таком состоянии инспекторы могут, только когда невозможно быстро устранить неисправность. Но сроки устранения неисправности нигде не регламентированы.

Также машину могут задержать и отправить на штрафную стоянку, если водитель не соблюдает ПДД:

  1. Нарушены правила остановки и стоянки. При этом неминуемо возникнет препятствие к передвижению других участников дорожного движения. Эвакуация призвана освободить дорогу от препятствия.
  2. Алкогольное или наркотическое опьянение. Что-то добавлять не стоит - в таком состоянии человек не способен управлять машиной.
  3. Отказ пройти медицинское свидетельствование. Если человек не хочет, чтобы его проверяли, значит, он употреблял спиртные или наркотические вещества.
  4. Неисполнение указаний сотрудников ГИБДД.

По данному разделу напрашиваются простые выводы. Если автомобиль сломан, то дальнейшее его самостоятельное передвижение по проезжей части влечёт опасность. Инспектор вправе эвакуировать машину, однако перед этим обязан предложить устранить неисправность на месте. Если устранить проблему не получилось, то транспорт увезут. Однако нигде конкретные сроки не прописаны. Тут скорее играет фактор лояльности инспектора ГИБДД.

Что касается отсутствия документов, тот тут ситуация однозначна. Если человек не имеет права управлять тем или иным транспортом, то он этого делать не должен. Документы на автомобиль и груз всегда нужно иметь при себе и забывать их не стоит.

Нарушение правил парковки - это самая распространённая причина эвакуации , особенно в больших городах. Там часто бывает некуда поставит автомобиль и ГИБДД этим одновременно пользуется и пытается навести порядок. Однако за такой порядок слишком велика цена в виде штрафов. Автолюбителям следует внимательно относиться к ПДД и не нарушать их. Тогда машину никогда просто так не эвакуируют.

Большинству автомобилистов доводилось столкнуться с не самой приятной из процедур - принудительной отбуксировкой (эвакуацией) транспортного средства с отправкой на штрафстоянку. Чаще всего правила данного действия оказываются не вполне понятными, как и правомерность их с точки зрения закона. Поэтому очень часты вопросы: на каких основаниях возможна принудительная эвакуация транспортных средств, требуется ли за это платить и сколько конкретно? И что вообще делать водителю, внезапно обнаружившему отсутствие на месте собственного автомобиля?

В этой статье мы попытаемся ответить на основные вопросы, касающиеся данной процедуры.

Что говорит закон об эвакуации транспортных средств?

Главный нормативный акт, на основе которого городские власти разрабатывают собственные документы по теме, - Кодекс об административных правонарушениях. Далее речь идет о принятом со ссылкой на него законе номер 195-ФЗ, вышедшем в декабре 2001 года. Если в качестве примера взять нашу столицу, конкретно для нее имеются и другие нормативные документы - закон № 42 от 11.07.2012 (устанавливает порядок процедуры погрузки машины на эвакуатор и транспортировки его на территорию стоянки, а также правила, по которым производится ее возврат и возмещение денежных расходов). Затем - Распоряжение № 35-Р департамента экономической политики (сентябрь 2013 года), в нем перечислены суммы оплаты подобных действий. А также - Постановление № 216-ПП (апрель 2013 года) правительства Москвы.

В регионах существуют собственные нормативные документы, содержащие всю информацию об эвакуации транспортных средств. Положения их более или менее совпадают, и ориентироваться следует на главный из них - КоАП РФ.

Ситуации, когда авто эвакуировать можно

Вот список тех случаев, когда задерживать автомобиль и принудительно увозить на штрафстоянку разрешает закон согласно статье 27.13 КоАП:

1. Случай отсутствия при управлении авто водительского удостоверения.

2. Использование транспортного средства с тормозами, находящимися в неисправном состоянии.

3. Если машина управляется водителем, лишённым прав или вовсе их не имеющим.

4. Установлено нахождение водителя в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического).

5. Игнорирование владельцем машины разметки либо дорожных знаков, говорящих о запрете стоянки или остановки.

6. Если авто припарковано на проезжей части и служит помехой для движения прочих транспортных средств. То же самое относится к случаям парковки на расстоянии менее 5 метров от пешеходного перехода.

7. Если не соблюдаются правила перевозки тяжеловесных либо крупногабаритных грузов.

8. Если с нарушением перевозятся опасные грузы.

9. В случае подозрения на алкогольное опьянение и отказа водителя от прохождения медосвидетельствования (при требовании такового сотрудником ГИБДД).

10. Когда после совершения ДТП водитель употребил алкоголь либо наркотики до момента прохождения такого освидетельствования.

Список данных оснований эвакуации транспортного средства можно считать исчерпывающим. То есть прочие нарушения не влекут за собой принудительного увоза и в данном случае не рассматриваются.

Общие правила процедуры

Регламент их определён достаточно четко и не подразумевает каких-либо отклонений. транспортных средств состоит в следующем.

Обязанность задержавшего авто сотрудника ГИБДД - составить в двух экземплярах соответствующий протокол, расписаться в нём должны водитель и полицейский. Если же владелец отказывает служителю закона в подписи, проставляется отметка, фиксирующая факт данного отказа. Обязательные условия составления протокола - наличие понятых либо фиксация процедуры с помощью видеосъемки.

1. Место и дату с точным временем его составления.

2. Чётко указанное основание акта эвакуации транспортных средств со ссылкой на статью КоАП РФ.

3. Полное указание звания, должности, фамилии с инициалами того сотрудника ГИБДД, который составляет и подписывает протокол.

4. Все необходимые сведения об авто и водителе.

5. Данные о том органе власти, чьим сотрудником является задержавший машину полицейский.

6. Если задержание происходит при водителе, обязательно составление описи личных и ценных вещей, обнаруженных в машине на момент составления протокола. Следует также описать все имеющиеся неполадки и повреждения машины на текущий момент.

О чем еще нужно помнить

Помимо правил заполнения протокола водителю в данной ситуации следует знать, что:

1. Необходимо опечатать все места, через которые доступен вход в автомобиль.

2. Правила эвакуации транспортных средств, их хранения и размеры платы могут различаться на территории отдельных субъектов федерации, так как те наделены полномочиями устанавливать их самостоятельно. И потому местные законы следует изучить особенно внимательно. Это касается не только родного города, но и территорий, по которым планируются дальние поездки.

3. Срок задержания начинает отсчитываться с того момента, когда был составлен протокол.

Сколько же стоит эвакуация?

Оцениваются подобные услуги (эвакуация и последующее хранение авто на штрафстоянке) по-разному в каждом регионе. Решают это территориальные органы власти. В Москве тарифы на эвакуацию транспортных средств перечисляет уже упомянутое выше распоряжение номер 35-Р. Приведем для примера несколько цифр из данного документа:

1. Если автомобили относятся к категории А или В и мощность двигателя не превышает 80 л. с., вам предстоит уплатить сумму в 3000 руб.

2. Транспортное средство категории B, обладающее мощностью в пределах 80-250 л. с., "потянет" на штраф в размере 5000 руб. Это не относится к грузовым автомобилям.

А хранение?

Плата за парковку на специализированной стоянке для рассчитывается посуточно и равна для авто категории А пятистам руб., для ТС категорий B или D (до 3,5 тонны разрешенной массы) - тысяче рублей, при массе более трех с половиной тонн (а также при категории C или Е) - двум тысячам. Сутки хранения негабаритного транспорта обойдутся владельцу в 3000 руб.

По закону при начислении оплаты учитываются сутки полностью. Кроме того, следует помнить, что оплата услуг эвакуатора и хранения авто на стоянке не отменяет одновременного положенного за нарушение штрафа в органы ГИБДД.

Как это происходит

Как правило, ситуация выглядит так: припарковав, допустим, автомобиль в месте, которое считается неположенным, водитель отправляется по собственным делам. В это время "на сцену" выступает наряд полиции, сотрудниками которого факт нарушения ПДД фиксируется документально. Ими же вызывается соответствующая служба. Эвакуация "брошенного" транспортного средства происходит быстро, и, вернувшись, водитель не может понять, где машина и куда звонить.

Если владельцу довелось явиться до момента увоза эвакуатором его авто (даже если машину уже погрузили на платформу, но движение в сторону штрафстоянки пока не началось), закон дает право снятия и возврата транспортного средства. Затем инспектором оформляется протокол нарушения ПДД с выпиской штрафа. Уплатив его на месте, водитель возвращает себе право вернуться к управлению собственным автомобилем.

Как еще можно избежать отправки на спецстоянку?

Существуют следующие варианты:

1. Вы вызываете эвакуатор самостоятельно и отправляете его вместе с погруженным автомобилем в собственный гараж. В данном случае вам предстоит оплатить лишь услуги по договору эвакуации транспортного средства.

2. Если собственнику-водителю инспектором запрещено садиться за руль, попробуйте найти желающего помочь вам и переправить авто своим ходом (допустим, на буксире).

3. Некоторые из поломок либо неисправностей можно попытаться устранить непосредственно на месте.

Как быть, когда эвакуатор с погруженным на него автомобилем пришёл в движение? Остановить его водитель права уже не имеет. То есть придется забирать машину уже со стоянки, и лишь получив соответствующее разрешение инспектора, которым был произведен арест ТС.

Когда отправляться за машиной

Самое главное в такой ситуации - срочно добыть официальную информацию об адресе отправки вашего железного друга. Наиболее легкий вариант - когда нужные данные удаётся получить сразу же на месте у инспектора ГИБДД. Он же оформляет и разрешение, касающееся возврата машины. В этом случае вам хотя бы не предстоят долгие выяснения, кем машина была задержана и отправлена на штрафстоянку и в какое из отделений ГИБДД вам отправляться решать вопрос.

Возврат авто

Если разрешение в руках, можно ехать за машиной. Для оформления возврата автомобиля от водителя требуется наличие при себе ряда определенных документов, а именно:

1. Протокола о задержании, в котором проставлена отметка о разрешении на возврат.

2. Пакета всех необходимых документов на машину.

3. Водительского удостоверения.

4. Личного документа (паспорта).

Заплатить за услуги по эвакуации транспортных средств и за хранение можно прямо на специализированной стоянке. Покончив с формальностями, можете забирать машину. Принимая автомобиль, убедитесь, что все вещи на месте, а на самой машине отсутствуют следы повреждений, возможных при неправильной или неаккуратной процедуре перевоза.

Новый порядок эвакуации транспортных средств

С июня 2015 года на территории нашей страны началось действие новых правил, касающихся процедуры автомобильной эвакуации. Положения, содержащиеся в них, несколько улучшают ситуацию с правами рядовых водителей. Какие же именно изменения содержит данный документ?

1. Вызвав эвакуатор и оформив все необходимые документы, инспектор ГИБДД обязан не покидать места происшествия до момента, пока платформа вместе с погруженным авто не начнет движение. Вернувшийся к данной минуте водитель имеет право на немедленную разгрузку эвакуатора, после чего вывоз автомобиля невозможен. Дело ограничится выпиской штрафа с обязанностью немедленной оплаты. Его размер составляет 1500 руб. повсеместно и 3000 руб. - в городах федерального значения.

2. Нарушение инспектором вышеуказанного требования влечет удержание с него административного штрафа в сумме 20 000 руб., что прописано в статье 12.35 КоАП.

3. С августа 2015 года вводится дополнительное уточнение - производить эвакуацию можно лишь тогда, когда дорожному знаку сопутствует табличка "Работает эвакуатор". Если такой информации не имеется, акт вывоза признается незаконным. Данное новшество помимо этого сопровождается правилом, обязывающим работников ГИБДД предупреждать об установке подобных табличек за 20 дней путем публикации предварительной информации. Кроме того, все сведения такого рода обязаны содержаться на официальных сайтах органов, контролирующих дорожную ситуацию.

4. Процедура эвакуации объявляется незаконной и тогда, когда нарушение состоит в отсутствии у водителя удостоверения. Обязанности инспектора теперь - проверка по базе наличия такового и наказание забывчивого автовладельца штрафом в 500 руб. Если же права отсутствуют в принципе либо водитель лишен их по суду, применение эвакуатора законно и оправдано.

5. Новые правила содержат и момент, не относящийся непосредственно к эвакуации. Речь идет об отдельных водителях, незаконно украшающих собственную машину табличкой "Инвалид". Подобное нарушение карается штрафом того же размера - 500 руб. Если же наблюдается парковка в специальном месте для инвалидов, штраф увеличивается десятикратно - до 5000 руб.

Если вы в какой-то момент отправляетесь на место парковки и не обнаруживаете там собственное авто, не исключена вероятность банального угона. В данной ситуации в первую очередь следует позвонить по телефону 02.

Помните, что большинство случаев вызова эвакуатора сотрудниками полиции связано с неправильной или незаконной парковкой в зоне действия знака, запрещающего ее.

Порядок эвакуации транспортных средств позволяет забрать машину непосредственно с эвакуатора лишь до тех пор, пока не поставлена подпись в протоколе о задержании, а также в акте приема автомобиля. Если же данные документы уже скреплены автографом водителя, визита на штрафстоянку избежать не удастся. Поэтому лучше всего проявлять максимум внимания при собственных действиях.

Нестандартные ситуации

Автомобили с находящимися в салоне людьми эвакуации не подлежат. В случае отказа пассажиров покинуть машину инспектор полиции может оформить дополнительный протокол, указав причиной нарушения неповиновение органам ГИБДД.

Порой возникают ситуации из разряда спорных. Автомобиль может неожиданно прийти в неисправность, и водитель оставляет его в неподобающем месте (в зоне действия запрещающего знака). На стекло машины им прикрепляется записка о том, что автомобиль неисправен, с указанием промежутка времени, через который возможен вывоз машины. Если сотрудники ГИБДД всё же оформят отправку на штрафную стоянку, возможно обращение в суд. Тогда, предъявив документы, доказывающие реальную неисправность машины, вы не только выиграете дело, но и получите компенсацию за нанесенный ущерб.

Многие слышали о том, что введены новые правила эвакуации, но мало кто знает детали. Мы собрали ответы на все вопросы по теме. С какого момента де-юре начинается процесс эвакуации? Что должно быть на руках у водителя эвакуатора? И как вас должны предупреждать о грядущей установке знаков, запрещающих остановку? Тонкостей очень много.

19 июня 2015 года вступил в силу долгожданный Федеральный закон от 08.06.2015 № 143-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», который существенно меняет правила работы эвакуаторных служб и уточняет порядок перемещения припаркованных с нарушениями автомобилей на штрафстоянку.

Туманное прошлое

Доселе в вопросе платной эвакуации автомобилей было много белых пятен. Ряд не нашедших отражения в законе нюансов неизбежно приводил к конфликтам между автовладельцами и водителями эвакуаторов.

Что именно считать моментом эвакуации авто? Когда фактически составляются протоколы о задержании транспортного средства? Как понять, что автомобиль действительно мешает полноценному движению? Дискуссия не утихала с момента введения процедуры платной эвакуации. Законопроект, касающийся этой щекотливой темы, претерпел множество изменений, прежде чем, наконец-то, смог дать ответы на многие спорные вопросы и превратиться в Федеральный закон № 143-ФЗ от 08.06.2015.

Главный спорный вопрос касается момента начала эвакуации. А точнее, когда наступает та секунда, после которой вернуть себе машину прямо на месте нарушения уже нельзя? Существовавший в законе пробел по этому вопросу лишь подливал масла в и без того пылающее пламя. Каждый решал проблему по-своему. Кто-то вступал в горячую полемику с дорожной инспекцией и даже лично с водителем эвакуатора, а наиболее отважные закрывались в салоне своих машин. Небезызвестный герой Ютуба Константин Алтухов по прозвищу «Паркмен», например, просидел в своем пикапе почти сутки. В общем, с этим что-то нужно было делать.

Два золотых правила

С принятием нового закона причин для конфликтов должно стать меньше, поскольку теперь совершенно определенно сказано: под началом процедуры эвакуации нужно понимать старт движения эвакуатора.

До тех пор, пока погрузчик стоит на месте, у водителя есть возможность оплатить штраф, а затем самостоятельно отогнать автомобиль с места незаконной парковки. Более того, если водитель эвакуатора отказывается вернуть машину, он вынужден будет заплатить штраф, составляющий 20 000 рублей. Почему? А потому, что в связи с изменениями, внесенными в статью 12.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), водители эвакуаторов включены в число должностных лиц, несущих административную ответственность за незаконное нарушение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию.

Картинка выглядит справедливой. Но как все это будет реализовано на практике? Существует же гипотетическая возможность сперва быстренько погрузить автомобиль на эвакуатор, пока водителя еще нет, проехать несколько метров, фиксируя процесс на видео, и лишь потом составить протокол? Эвакуатор тронулся, процесс пошел, а стало быть, машину забрать уже невозможно. Но, слава богу, законодатель предвидел такую ситуацию.

Так, водитель эвакуатора должен иметь на руках копию протокола о задержании транспортного средства, без нее он уехать на штрафстоянку не может.

То есть де-факто не получится быстро загрузить машину, а лишь потом оформить протокол. На процедуру оформления уйдет время, которого водителю может хватить, для того, чтобы прибежать на место, забрать авто и избежать волокиты со штрафстоянкой.

Должностные лица (в данном случае инспектор ГИБДД или, к примеру, МАДИ в столице), составившие протокол о задержании транспортного средства, должны присутствовать на месте задержания до начала движения автомобиля эвакуатора и, конечно, отдать протокол не только правонарушителю, но и, собственно, лицу, которое исполняет решение о задержании автомобиля, то есть водителю эвакуатора.

Благодаря этому нововведению есть объективная возможность в любую секунду до тех пор, пока эвакуатор не тронулся с места, попросить уполномоченное лицо переписать протокол, сделать в нем отметку и вернуть машину. Эта мера позволит избежать вариантов, при которых инспектор мог покинуть место эвакуации, а пришедший автовладелец уже был не в силах повлиять на ситуацию, так как водитель эвакуатора не имеет права переписывать сей документ и делать в нем пометки самостоятельно.

Итак, еще раз: процесс эвакуации начинается в момент отъезда эвакуатора с места нарушения, и в эту самую секунду у водителя должен быть на руках заполненный и подписанный инспектором ГИБДД протокол о нарушении.

Если вы пришли, а вашу машину грузят на эвакуатор, водитель обязан прервать погрузку и вернуть вам ваше имущество. Если он отказывается выполнять это требование – по возможности запишите процесс погрузки на видео. Если рядом находится инспектор ГИБДД, он обязан представиться и сообщить вам номер жетона (абзац 1 статьи 20 Приказа МВД от 02.03.2009 №185). Все эти данные вы потом сможете представить при подаче искового заявления в суд (о том, как это правильно делать, мы ).

Частные случаи

Забытые права

Задерживать машину и эвакуировать ее в этом случае инспектор теперь не имеет права: в новой редакции Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ), за это предусмотрен штраф в размере 500 рублей.

Сотруднику Госавтоинспекции достаточно достоверно установить личность водителя для того, чтобы затем оперативно выяснить с помощью ведомственных информационных баз наличие или отсутствие у автовладельца права на управление машиной и, в частности, факта лишения этого права на основании решения суда. Раньше машину могли на полных основаниях увезти на штрафстоянку, хотя достаточно было просто уточнить по рации, есть у гражданина Иванова Ивана Ивановича права на самом деле или нет. В очередной раз скажем Госдуме «спасибо» за приведение законодательства в соответствие с современными реалиями.

Машина зарегистрирована за границей

В отношении временно ввезенных в Российскую Федерацию транспортных средств закон более категоричен и суров. В случае отсутствия у водителя такого автомобиля документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза (с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз), законом введен не только штраф в размере 500 рублей, но и задержание такого транспортного средства.

Это очередная мера по борьбе с иностранцами (чаще всего – мигрантами с Кавказа и Средней Азии), которые ранее успешно покупали в Литве машины по доверенности и без всяких пошлин ввозили их в Россию. Теперь, судя по всему, все эти автомобили пустят на запчасти или попытаются сделать из них «конструкторы», перебив номера кузова.

Машина стоит на месте для инвалидов

Наказание за это нарушение ужесточено. Отныне придется не только заплатить штраф 5000 рублей, но и проехать на штрафстоянку, ибо эвакуация, не применявшаяся за это нарушение ранее, теперь введена.

Кроме всего прочего, не получится теперь и воспользоваться льготами инвалидов, повесив соответствующий значок «Инвалид» на автомобиль. За незаконную установку на транспортное средство опознавательного знака «Инвалид», а также за незаконное управление им установлен внушительный штраф в размере 5000 рублей с конфискацией знака.

Знак «Работает эвакуатор»


Но главную новинку закона, друзья, я оставила нам «на сладкое». Хорошие новости для водителей: мало того, что «утащить» машину смогут только при наличии особого знака, вас еще и обязаны об этом заранее предупредить!

Согласно дополнению к статье 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» не позднее чем за 20 дней до установки ряда дорожных знаков или нанесения разметки граждане информируются о введении соответствующего запрета и (или) изменении схемы организации дорожного движения, а также о причинах принятия такого решения. Информирование должно осуществляться посредством интернет-ресурсов и/или информационных табло, размещенных в общедоступных местах вблизи от места установки соответствующих дорожных знаков или нанесения разметки.

Правда, законом не определено, где же искать эту информацию. Конечно, вполне вероятно, что дело ограничится повсеместной установкой знаков с эвакуатором, а информирование будет выполнено в виде публикации пресс-релизов на сайте какого-нибудь городского комитета или департамента.

Что не сделано?

Одна из спорных ситуаций касается установки знаков «Остановка запрещена». Вспомните: сколько есть тихих улиц, где остановка запрещена по неведомой причине! И сколько есть загруженных мест, где такой знак явно просится, но его не ставят год за годом… Хорошо бы иметь внятную мотивацию, при каких условиях запрет на парковку необходим.


Второй явно упущенный момент касается разнообразных организаций, которые по своему желанию и при наличии административного ресурса могут спокойно перегораживать проезжую часть «столбиками» и «заборчиками», не давая парковаться «простым смертным». Сейчас эти загородки считаются частной собственностью, которую нельзя изъять просто так.

В общем, законодателю еще есть над чем работать, но положительная динамика наметилась. Для тех же, кто хочет разобраться во всех тонкостях процедуры эвакуации, мы приготовили сравнительную таблицу изменений.

P.S.: помимо «эвакуационных» моментов пакет поправок содержит еще и норму, устанавливающую штраф за езду без шлема на мопеде, по аналогии с мотоциклом, так что «скутеристы» потихоньку включаются в правовое поле.

Сравнительная таблица изменений, внесенных Федеральным законом от 08.06.2015 № 143-ФЗ в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и в статью 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного движения, касающихся вопросов эвакуации автомобилей:

При неправильной парковке автомобиля или нарушения ПДД машину могут забрать и отогнать на штрафстоянку. Эвакуация машины - это распространенная практика. Однако не все водители понимают правила принудительного отгона и условия, при которых его можно применять. Давайте разберемся, когда, вообще, законна эвакуация и что делать в том случае, если машину забрали не по правилам.

Когда производится эвакуация машины?

В статье №27 КоАП есть перечень нарушений, которые влекут за собой штраф и последующий вывоз автомобиля нарушителя:

  1. Нахождение за рулем лица, у которого нет прав управления транспортом.
  2. Если у автомобиля проблемы с тормозной системой.
  3. Нахождение за рулем водителя в алкогольном опьянении или в состоянии наркотического воздействия.
  4. Водитель при езде не принимает во внимание дорожные знаки, разметку на дороге.
  5. Остановка автомобиля на пешеходном переходе или на расстоянии менее 5 метров от него.
  6. Водителем не соблюдены условия транспортировки тяжелого или большого груза.
  7. Водитель перевозит опасный груз неправильно.
  8. Транспортное средство используется как передвижная конструкция для проведения рекламной кампании.

Отметим, что все эти пункты рассматривают конкретные случаи нарушений. Если забирают автомобиль на эвакуаторе, да еще и назначается штраф за эвакуацию машины по другой причине, то это можно считать нарушением и незаконным действием со стороны сотрудников ГИБДД.

Нарушение парковки

И хотя чаще всего автомобили нарушителей эвакуируют из-за стоянки в неположенном месте, не всякое нарушение правил дает право инспекторам изымать машину и переправлять ее на штрафстоянку. Предусмотрен размер выплат и перечень неправильных остановок, при которых автомобиль могут забрать:

  1. Во втором и последующих рядах право парковки имеют только двухколесные транспортные средства без прицепа. В случае парковки других средств владелец будет обязан уплатить штраф в размере 1500 рублей. В Москве и Санкт-Петербурге сумма может достигать 3000 рублей.
  2. Если водитель оставил свой автомобиль на трамвайных путях либо в месте, где автомобиль мешает движению других транспортных средств, то его могут вполне законно забрать эвакуационные службы. Водителю дополнительно придется заплатить штраф 1500 рублей либо 3000 в Москве.
  3. Автомобилисту, который оставил машину в тоннеле, придется заплатить 2000 рублей. В Москве и Санкт-Петербурге за это полагается штраф в размере 3000 рублей.
  4. Стоянка на пешеходном переходе и на расстоянии до 5 метров от него также запрещена. Владельцу транспортного средства придется заплатить одну тысячу рублей штрафа (3 тысячи для Москвы и Санкт-Петербурга). Также его машина может быть эвакуирована и отправлена на штрафплощадку. То же самое наказание возможно при
  5. Нельзя оставлять автомобиль на расстоянии менее 15 метров до За это также полагается эвакуация и 1000 рублей штрафа.
  6. Если машина припаркована таким образом, что мешает другим водителям, то за это полагается взыскание в размере 2000 рублей (3000 для Москвы и Санкт-Петербурга).
  7. Если водитель оставил машину под то ему придется заплатить 1500 рублей штрафа.

Все перечисленные случаи остановки транспорта вызывают затруднения для других водителей или пешеходов. Кроме того, они создают опасность на дорогах (как в случае со стоянкой автомобиля вблизи пешеходного перехода или в тоннеле). Поэтому отгон транспортного средства на штрафстоянку является правовым действием. Отдельно стоит упомянуть про знаки эвакуации машины, которые могут ставиться под знаком запрета остановки и стоянки. Остановившись в таком месте, можно практически гарантированно обеспечить отгон своего транспорта.

Иногда водитель видит, как его машину пытаются эвакуировать. Он может успеть на место нарушения до того момента, как автомобиль погрузят. В таком случае можно просто перегнать автомобиль в правильное место, но это не избавит от штрафа.

Порядок и правила эвакуации машин

Перед тем как автомобиль забирают, сотрудник ГИБДД должен составить и предъявить протокол о задержании транспорта. Он составляется в двух экземплярах с подписями обеих сторон ‒ служащим полиции и участником происшествия. При этом должны присутствовать свидетели, а в случае отсутствия таковых сам процесс должен быть снят на видео.

Проверка протокола

В документе должно быть указано время, место и причина отгона, а также статья из КоАП, которая и послужила основанием для проведения эвакуации. В протоколе прописывается должность сотрудника, его имя, фамилия, а также данные владельца автомобиля или водителя. Водитель имеет право потребовать от служащего ГИБДД перечислить в документе все вещи, которые находятся в салоне на момент эвакуации машины. К тому же можно описать повреждения и неисправности автомобиля, которые есть на данный момент.

Опечатка автомобиля

После того как документ будет оформлен, на транспортном средстве опечатываются все места доступа к машине (капот, двери, багажник). С этого момента ответственность за сохранность автомобиля возлагается на плечи специализированных организаций. В том случае, если будут какие-то новые повреждения на машине после возвращения ее к хозяину, то последний имеет право потребовать возмещение ущерба с компании, которая занималась перевозкой.

Стоимость эвакуации

Мы выяснили, во сколько штраф за отгон машину обойдется хозяину. Однако отдельно придется платить за услугу эвакуации автомобиля. Но цены зависят региона и местных властей. В Москве цены следующие:

  1. Машины категорий A и B (это мотоциклы и автомобили с двигателем мощностью до 80 лошадиных сил) эвакуируют за 3 тысячи рублей.
  2. Автомобили категории B с моторами мощностью 80-250 лошадиных сил уберут за 5 тысяч рублей.
  3. Машины категории B с моторами мощностью свыше 250 лошадиных сил эвакуируют за 7 тысяч рублей.
  4. Также забрать могут и машины категории D стандартных размеров. Стоимость эвакуации в данном случае может составить 27 тысяч рублей.

Также стоит учитывать и стоянку автомобиля на штрафплощадке. В среднем стоимость хранения автомобиля стандартного размера составляет 500 рублей в сутки. Водителям крупногабаритного транспорта придется заплатить 1000 рублей.

Незаконная эвакуация

Машина подлежит отгону на штрафплощадку в том случае, если своим присутствием мешает передвижению других автомобилей. Бывают случаи, когда автомобиль отгоняют с места, где нет никаких запрещающих знаков. В этом случае водитель может судиться и выиграть. На обжалование действий инспекторов владельцу машины дается 3 месяца.

Часто в суде сотрудники ГИБДД предоставляют снимки с мобильного телефона в качестве доказательств. Однако это слабые улики против автомобилиста.

Эвакуация автомобиля на штрафстоянку - весьма неприятная ситуация. К тому же, не всем понятны правила, на основании которых осуществляется эвакуация, и их законодательное происхождение. Когда возможна принудительная эвакуация транспортного средства? Нужно ли за нее платить, и если нужно, то сколько? Что делать, если вы не нашли свой автомобиль на прежнем месте? В этой статье мы ответим на все вопросы, связанные с отправкой авто на штрафстоянку.

Чем регламентирована принудительная эвакуация?

Для того чтобы разобраться в правилах эвакуации автомобилей и в своих правах в этой ситуации, необходимо знать, какими законодательными актами (федеральными и региональными) регламентируется принудительная эвакуация. К примеру, при изучении ситуации в Москве следует пользоваться нормативными источниками:

  • КОАП РФ (закон № 195-ФЗ от 30.12.2001).
  • Методические указания по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты, утв. приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.08.2016 № 1145/16.ПП Москвы от 09.04.2013 г. № 216-ПП.
  • Закон города Москвы от 11.07.2012 № 42, касающийся порядка перемещения транспортных средств на штрафстоянку, их возврата, а также оплаты расходов на их перемещение и хранение.

Вооружившись этими законами и нормативами, мы и будем разбираться с вопросами о принудительной эвакуации.

Не знаете свои права?

Когда допускается эвакуировать автомобиль?

Перечень ситуаций, при которых применяют в качестве наказания эвакуацию автомобиля на штрафстоянку, приведен в статье 27.13 КОАП РФ. Это:

  • Незаконное использование транспорта, зарегистрированного в иностранном государстве, для перевозок людей и грузов (статья 11.26)
  • Управление автомобилем человеком, который не имеет при себе документов, разрешающих управление (статья 12.3 ч. 1).
  • Управление автомобилем с неисправными тормозами (статья 12.5 ч. 2).
  • Управление автомобилем лицом, не имеющим такого права или лишенным его (статья 12.7 ч. 1-2).
  • Управление автомобилем нетрезвым водителем (статья 12.8, ч. 1, 3).
  • Игнорирование правил, обозначаемых дорожными знаками или разметкой, которые запрещают стоянку или остановку (статья 12.16 ч. 4-5).
  • Парковка или остановка на пешеходном переходе или на расстоянии менее 5 метров до него или на проезжей части, если это помешало движению других авто (статья 12.19 ч. 2, 3, 4, 6).
  • Несоблюдение правил крупногабаритной и тяжеловесной грузовой перевозки (статья 12.21.1 ч. 1-6).
  • Нарушение правил перевозки опасных грузов (статья 12.21.2 ч. 1).
  • Отказ от медицинского освидетельствования при подозрении на опьянение (статья 12.26).
  • Употребление алкоголя, наркотиков или психотропных веществ после ДТП до проведения медицинского освидетельствования (статья 12.27 ч. 3);
  • Использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции (ст. 14. 38 ч. 2).

Указанный перечень исчерпывающий. Если ваш автомобиль эвакуировали или пытаются эвакуировать по другим основаниям, знайте: это незаконно.

Правила эвакуации автомобиля на штрафстоянку

  1. Перед тем как эвакуировать автомобиль, сотрудник ГИБДД обязан составить протокол о его задержании - обязательно в двух экземплярах. Протокол подписывается сотрудником и нарушителем. Если последний отказывается ставить свою подпись, в протоколе делается соответствующая запись. Составление протокола должно происходить при участии свидетелей или с использованием видеозаписи.
  2. В протоколе указываются: точное время, дата, место. Обязательно прописывается основание принудительной эвакуации автомобиля - одна из вышеприведенных статей КОАП. Также должны быть указаны фамилия и инициалы сотрудника, составившего протокол, и его должность. В протокол вносятся сведения об автомобиле и его владельце, а также об органе, который будет осуществлять задержание машины, и о его представителе. Если задержание автомобиля происходит в вашем присутствии, потребуйте внести в протокол информацию о наличии личных и ценных вещей в автомобиле, а также настаивайте на том, чтобы инспектор описал все имеющиеся на данный момент неполадки и повреждения автомобиля.
  3. Все места доступа в автомобиль опечатывают.
  4. Перемещение автомобилей на штрафстоянку, их хранение и оплата за эти действия регламентируются законами субъектов Российской Федерации. Единых норм и законов для всех регионов России сегодня не существует.
  5. Срок задержания начинает течь с момента составления протокола.

Стоимость эвакуации автомобиля на штрафстоянку

Как вы уже поняли, стоимость эвакуации автомобилей в различных российских городах и регионах не одинакова. В Москве она устанавливалась распоряжением Департамента экономической политики и развития Москвы № 35-Р от 09.09.2013 Приказом департамента 30.08.2016 № 83-ТР распоряжение признано утратившим силу. Тарифы, действующие в 2017 году, определены в приказе Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы от 29.12.2016 № 61-02-518/6. Давайте посмотрим, во сколько обойдется эвакуация машины в столице:

  • Одно транспортное средство, кроме грузового и негабаритного — 8 125,45 руб. Грузовые авто и негабаритный транспорт — 29 263,91 руб.

А хранение автомобиля на столичной штрафстоянке (за сутки) обойдется в 2 090,69 руб.

Обратите внимание, что, согласно закону Москвы № 42 от 11.07 2012, оплате подлежат только полные сутки нахождения автомобиля на штрафстоянке (статья 6 п. 2). Также помните о том, что оплата услуг по эвакуации и хранению вашего автомобиля не освобождает вас от уплаты штрафа за совершенное правонарушение.

Эвакуация автомобиля на штрафстоянку 2017-2018

Скажем прямо, что сегодняшняя ситуация с принудительной эвакуацией, по сравнению с предыдущими годами, усложняется. Увеличиваются штрафы, появляются новые основания задержания авто, отменяются положения, которые были удобны водителям.

В частности, еще совсем недавно действовало ПП № 759 от 18.12.2013, содержащее следующую оговорку: эвакуацию автомобиля на штрафстоянку осуществляют при невозможности устранения на месте причины, ставшей ее основанием. Например, ранее водитель, забывший документы дома, мог позвонить своим близким и попросить, чтобы ему их привезли. И инцидент считался исчерпанным. Теперь ПП № 759 отменено, и возможность устранения вами нарушений на месте очень спорна.

Есть и непонятные моменты. Так, из новой редакции КОАП исчезла норма о том, что нахождение автомобиля на штрафстоянке первые сутки должно быть бесплатным. Однако, как мы уже упоминали, есть московский закон № 42, который разрешает взимание оплаты только за полные сутки. Видимо, спорные ситуации придется разрешать в суде.

  1. Если вы, отлучившись с места парковки автомобиля, не обнаружили его по возвращению, есть очень большая вероятность, что его эвакуировали. Для того чтобы прояснить ситуацию, самое простое, что можно сделать - позвонить по телефону 02.
  2. Помните, что самая частая причина эвакуации - парковка в неположенном месте.
  3. До того как будет подписан протокол и акт передачи автомобиля, у вас есть небольшой шанс забрать его на месте. Если же акт подписан (даже в вашем присутствии), вам машину уже никто сразу не отдаст - придется ехать за ней на штрафстоянку.
  4. Эвакуировать автомобили с находящимися внутри людьми запрещено. Если вы или кто-то из пассажиров останетесь в салоне, эвакуации удастся избежать, однако это чревато другой ответственностью - за неповиновение сотрудникам полиции.