Как заменить шаровую своими руками. Проверка шаровой опоры

Шаровая опора относится к таким элементам подвески, про которые многие слышали, но так до конца не уверены, на сколько эта штука вообще нужна в конструкции. Нередко, от человека, приехавшего в автосервис приходится слышать подобное: “Посмотрите, пожалуйста, мою машину, а то я сейчас ехал, и попал в яму. Мне кажется, шаровую вырвало, теперь ездить страшно…”. Абсурдность данной ситуации заключается в том, что когда вырывает шаровую опору, — уже никто никуда не едет. Автомобиль, после этого происшествия, превращается в груду неподвижного железа, неспособного к самостоятельному передвижению.

В сегодняшней статье мы разберем вопросы, с которыми сталкиваются люди при диагностике и замене шаровых опор, а именно:

1. Что такое шаровая опора и для чего она нужна? Какие симптомы выхода из строя шаровой опоры?

2. Что ведет к повреждению шаровой опоры, и как ее проверить?

3. Как происходит выход из строя (вырывание) шаровой опоры?

4. Существуют ли хорошие недорогие шаровые опоры для Honda?

5. Ремонт шаровой опоры, на сколько это надежно?

Начнем по-порядку.

Что такое шаровая опора?

Шаровая опора, это элемент подвески автомобиля, представляющий собой металлический палец с шаром на одном конце, и резьбой на другом. Металлический шар находится в корпусе, наполненном специальным полимерным составом, в котором шар имеет возможность двигаться в нескольких плоскостях. Особо хочется отметить, что это движение, за счет полимерного наполнения, получается “беззазорным”, как следствие “безлюфтовым”, и, в случае с Honda, оно не требует периодического смазывания, поскольку является замкнутой. Снаружи шар защищен резиновым , который предотвращает попадание в узел грязи и влаги.

К обратной стороне пальца, с которой находится резьба, шаровая опора крепится к другому элементу подвески (как правило рычагу), обеспечивая взаимную подвижность двух элементов подвески за счет движения шара, не смотря на их соединение.

Вообще, для людей далеких от техники, можно объяснить конструкцию шаровой опоры ее сходством с суставом. По сути, это и есть механический аналог человеческого (например) сустава, позволяющего, опять же, например, руке двигаться практически в любой плоскости.

Для чего нужна шаровая опора?

На практике, чтобы было понятно, шаровая опора чаще всего располагается в районе поворотного кулака, элемента передней подвески автомобиля, к которому крепится собственно колесо. Подвижность поворотного кулака необходима для управления автомобилем (все повороты колес осуществляются непосредственно при участии ), поэтому шаровое соединение в этом узле является технически наиболее простым и корректным решением.

Стоит отметить, что в многорычажной схеме передней подвески располагаются, как правило, по две шаровых опоры с каждой стороны, — одна верхняя и одна нижняя. В системе МакФерсон, — шаровая опора одна, — нижняя. Существуют конструкции задней подвески Honda, в которых также присутствуют шаровые опоры (верхние).Конструктивной особенностью многорычажной подвески Honda является незначительная нагрузка на верхнюю шаровую, при сильном давлении на нижнюю.

В случае с МакФерсоном, в котором присутствует только одна шаровая, ситуация по нагрузке аналогична “нижней”. Это привело к тому, что в большинстве каталогов и мануалов появилось указание, о замене шаровой опоры только вместе с поворотным кулаком. В дальнейшем, после проведения тестов, были выпущены специальные бюллетени, подтверждающие возможность замены шаровой опоры в системе МакФерсон без замены поворотного кулака, и в продажу поступили собственно шаровые.

Еще одним местом расположения шаровой может быть нижний рычаг. Такая расстановка присутствует, например, на автомобилях Honda Fit (Jazz) и других, построенных на его базе. На самом деле, ничего принципиально уникального в этом нет, — это вариация на тему МакФерсона. В данном случае, Honda предлагает только один вариант замены шаровой опоры, — вместе с рычагом. Это дорого, но, к сожалению (или счастью) пока единственно правильный вариант. Почему мы так думаем? Читайте дальше.

Симптомы повреждения шаровой опоры.

Самым распространенным симптомом повреждения шаровой опоры является появление постороннего звука в подвеске, при преодолении неровностей на дороге. Слева или справа (в зависимости от поврежденной стороны) спереди появляется посторонний звук, который большинство автомобилистов определяют как “чакающий”. Звук, издаваемый поврежденной шаровой чаще всего напоминает глухой стук металлического предмета о пластмассу (что, по сути и есть шаровая опора).

Во время и после сильных морозов, шаровая опора может очень сильно скрипеть при движении автомобиля. Это вызвано тем, что смазка, имеющаяся в шаровой опоре, «уставшая» от порванного пыльника, замерзает при низких температурах.

Что ведет к повреждению шаровой опоры?

Самым главным врагом любого шарового соединения являются не дороги (если не ловить все ямы), и не время, а банальные влага и грязь, попадающие под защитный пыльник. Стоит сказать, что при целом пыльнике подобное практически невозможно, но, к сожалению, небольшой кусочек резины тоже имеет свой срок жизни. Случайно повредить его при езде очень трудно, — его расположение таково, что зацепить чем-то практически нереально. Чаще всего, разрыв пыльника происходит по причине банального износа (климат тут играет очень важную роль), или благодаря действиям человека, как то, разрыв инструментом при работе в узле (например при отсоединении нижнего рычага для замены сайлентблоков).

Своевременно замеченный разрыв пыльника, и последующая замена практически не отражаются на работоспособности детали. Езда же с подобным повреждением в течение длительного времени приводят к попаданию в шаровое соединение грязи и воды, которые, работая как абразив, вызывают коррозию шара и выбиваение полостей в полимерном наполнителе и на поверхности шара, что ведет к появлению люфта. Последний, в шаровой опоре, свидетельствует о необходимости срочной замены (или ремонта) детали. В противном случае, высока вероятность выхода из строя, и возникновение аварийной ситуации.

Как проверить шаровую опору?

Лучше всего проверять шаровую опору на целостность в условиях автосервиса, однако, при наличии собственного гаража с ямой, или подъемником, а также при достаточном количестве света, можно проверить и самостоятельно. Суть проверки заключается в следующем, — рабочая шаровая должна иметь целый пыльник и не должна иметь люфта на разрыв.

Поврежденный пыльник, если не имеется люфта, следует заменить сразу же, при обнаружении. Наличие люфта означает однозначную замену (ремонт) шаровой также в момент обнаружения. Передвижение на автомобиле с подобными повреждениями опасно!

Как происходит выход из строя (вырывание) шаровой опоры?

Чтобы понять, что происходит в случае обрыва шаровой, достаточно вспомнить ее назначение, — скреплять поворотный кулак с другим рычагом подвески. Обрыв разъединяет эту связь, в результате чего поворотный кулак начинает жить своей жизнью, управление им становится невозможным, и прикрепленное к нему колесо, как правило, выворачивается на внешнюю сторону, попутно повреждая крыло, а нередко и дверь автомобиля.



Выход из строя шаровой опоры чреват серьезными последствиями для кузова автомобиля, и вообще создает опасную ситуацию на дороге.

Чаще всего такие аварии происходят на минимальных скоростях, при трогании с места, так как именно в этот момент шаровая испытывает на себе максимальную (если не считать попадание в яму) нагрузку. Благодаря этому, несчастные случаи, при обрыве шаровой, случаются намного реже, чем могли бы быть, учитывая всю серьезность ситуации.

К сожалению, есть и редкие аварии, которые происходят на большой скорости, при попадании колеса в яму. В этом случае, от беды может спасти только стечение обстоятельств и мастерство водителя, поскольку автомобиль, с вывернутым в сторону колесом, в одно мгновение становится полностью неуправляемым.

Существуют ли хорошие недорогие варианты замены шаровых опор для Honda?

Не секрет, что для Honda, самые лучшие шаровые опоры, — это оригинальные Honda, у которых есть только один “маленький” минус, — высокая (под час даже чересчур) цена, которая может доходить до $150-200. Неудивительно, что многие автолюбители предпочитают сэкономить при замене шаровой, руководствуясь разными соображениями (“все равно скоро продавать”, или “у меня машине 10 лет, зачем ей такие дорогие запчасти”), кроме соображений практичности и безопасности. Давайте вместе попробуем разобраться, как можно сэкономить на замене шаровой опоры.

На рынке присутствуют множество разных производителей, предлагающих шаровые для Honda. Среди самых ярких, можно назвать 555, CTR, Febest, Masuma, которые предлагают свою продукцию по цене в 3-5 раз ниже, чем оригинальная новая шаровая от Honda. Что же можно сказать об их качестве?

Если честно, — ничего хорошего. Общее (а, не, заметьте, разовое единоличное) наблюдение за шаровыми опорами разных производителей, в течение нескольких лет, выдает достаточно грустную картину, — детали ходят, но не отличаются стабильностью.

Шаровая опора от компании Honda имеет однозначный ресурс соотносимый с ресурсом пыльника, который составляет не менее 80 000 тысяч км. На практике встречались экземпляры эксплуатируемых автомобилей, чей пробег достигал 150 000 км, при отсутствии необходимости замены детали. Замена пыльника позволяет продлить срок эксплуатации шаровой фактически еще на один равный срок.

В случае, с дубликатными шаровыми опорами, ресурс пыльника нередко был больше ресурса самого шарового соединения. То есть обрывы происходили буквально через несколько дней после проверки подвески автомобиля на станции, где отмечалась целостность резиновой детали.

Безусловно, мы знаем отзывы о 20 000 км, 30 000 км, а иногда даже 40 000 км безопасного пробега дубликатной нижней шаровой, но к сожалению, это, в общей массе редкость. Чаще, подобная шаровая требовала замены гораздо раньше 15 000 км.

В нашей практике также присутствуют случаи, когда обрыв дубликатной шаровой опоры происходил через несколько метров(!!!) после начала эксплуатации. Самым показательным моментом был обрыв шаровой на Honda CR-V при выезде ее через порог автосервиса, на котором была произведена замена этой самой детали. При этом клиент был неоднократно предупрежден мастером о нестабильном качестве производителя шаровой опоры.

Кроме того, многими “пострадавшими” отмечена общая особенность выхода из строя дубликатных шаровых, — чаще всего, они “умирают” молча, — не “крякая”, не “скрипя”, не “чакая”, то есть не издавая никаких звуков, и не давая шанса “поймать” ее до того, как она вывалится из соединения. Все это позволяет нам сделать однозначный вывод, — установки дубликатных нижних шаровых опор лучше избегать .

С верхними шаровыми, присутствующими в многорычажной подвеске, ситуация иная. Из практики отмечено, что замена верхних шаровых опор на дубликатные, как правило, не приводит к неприятным последствиям. Причина тому, — конструкция подвески Honda, в которой верхняя шаровая играет роль “поддерживающей” детали, не имеющей сильной нагрузки. Главной причиной выхода из строя верхней шаровой все мастера однозначно определяют “длительную эксплуатацию с разорванным защитным пыльником”, а в целом, верхняя шаровая нередко “ходит” в два раза дольше, чем сайлентблоки, стоящие на том же рычаге.

К сожалению, компанией Honda не предусмотрен выпуск верхних шаровых опор отдельно от рычага, на котором они расположены. Это ведет к увеличению стоимости ее замены (поскольку приходится покупать целый рычаг), что очень не нравится автолюбителям, эксплуатирующим подобные автомобили (правда, их практически все прекратили выпускать после 2001 года). В данном случае замена оригинальной шаровой опоры на дубликатную могла бы иметь смысл, если бы не одно обстоятельство, — малая площадь посадки шаровой. Не каждый мастер может “посадить” новую дубликатную шаровую в старое посадочное место, и нередко новая дубликатная шаровая “для надежности” прихватывается сваркой по месту крепления, что ведет к повреждению полимера внутри шаровой опоры, и ускоренному выходу из строя самой шаровой. Использование сварки при креплении шаровой недопустимо!

Правда, с верхними рычагами есть другой выход, — существует возможность приобрести дубликатный рычаг в сборе, вместе с сайлентблоками и шаровой, внешне, почти не отличающимися от оригинала. Как показывает опыт, подобные заменители ведут себя достаточно неплохо, но они касаются только верхней части передней подвески!

Но что же делать, если нижняя шаровая повреждена, а сэкономить очень хочется? Есть два варианта. Первый, — попробовать поискать контрактный (то есть бывший в употреблении) узел (например поворотный кулак, или нижний рычаг) с целой шаровой.

Привезенный из Японии (а не снятый с погибшей на дорогах России машины) узел может быть практически новым (не смотря на ужасный внешний вид), и хотя сейчас шансов на это становится все меньше, они все еще существуют. Так, в нашей практике имеются случаи приобретения контрактных поворотных кулаков менее чем за $30, которые, будучи установленными в сборе (то есть, шаровая ($80), ступичный подшипник($80), тормозной диск ($110) суппорт ($150) (цены даны за новые оригинальные запчасти)), прослужили без нареканий более 80 тысяч км.

Однако, многим такой вариант приобретения может быть не по силам (нет доступа к качественным деталям), или не по нраву («зачем я буду платить за старые запчасти»), поэтому есть еще один вариант, — ремонт шаровой опоры.

Ремонт шаровой опоры, на сколько это надежно?

На самом деле, многие автолюбители недооценивают этот способ ремонта, и, как показывает практика, напрасно. Хороший мастер, имеющий правильное оборудование и материалы способен восстановить ресурс шаровой опоры за вдвое (а иногда и втрое) меньшую стоимость, чем новая!

Например, в Новосибирске существуют, как минимум, пара мастеров, разработавших свою, действительно уникальную технологию восстановления шаровых опор, после которой шаровая опора становится практически вечной, значительно превышая ресурс не то что дубликатной, а даже новой, оригинальной шаровой! И это, зачастую, дешевле, чем покупать новую.

Конечно, восстановление шаровой, это процесс требующий высокой ответственности, и обращаться по этому вопросу стоит только к проверенному мастеру. Делать эту операцию самостоятельно, без специальной подготовки и знаний мы крайне не рекомендуем!

Резюме.

Надеемся, нам удалось понятно рассказать Вам об особенностях шаровых опор Honda и их замене. Следует отметить, что данные, присутствующие в статье касаются только Honda. На сколько нам известно, конструктивные особенности других автомобилей, например Toyota, несколько иные, и нагрузка на шаровые там распределяется по-другому, поэтому советы, данные в этой статье, тойотоводам могут и не помочь, а то и могут навредить.

По нашему мнению, лучшим вариантом замены шаровых опор в автомобиле остаются оригинальные шаровые опоры от компании Honda, или… ремонт их у профессионального мастера. Вариант с покупкой контрактных шаровых вместе с узлом, к сожалению (или к счастью) уходит в прошлое. Имеющиеся на рынке дубликатные запчасти, пока нельзя назвать качественной заменой оригинальной продукции.

Менять опору на оригинальную стоит, если цена за шаровую составляет в пределах $70-80. Во-первых, это не на столько высокая цена за качественную деталь, во-вторых, в этом случае Вы можете сэкономить на стоимости замены, произведя ее самостоятельно (конечно, при наличии технической возможности).

Обращение к мастеру, ремонтирующему шаровые, можно порекомендовать владельцам тех автомобилей, в которых оригинальная шаровая не является отдельной деталью, а поставляется только с рычагом. В этом случае, выгода от работы мастера будет очевидной.

Остается добавить только одно, прежде чем записываться к мастеру, который будет восстанавливать шаровые опоры на Вашем автомобиле, постарайтесь поискать отзывы о нем. Все-таки, выбирая этот путь, Вы доверяете свою безопасность человеку, не имеющему гарантий Honda. Но, нередко, это не мешает ему быть настоящим профессионалом.

Хонда водам.ру

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Еще интересные статьи

Вконтакте

Самостоятельная проверка шаровых опор

Ни одна конструкции подвески современного автомобиля, не обходится без применения шаровой опоры. Данный шарнир, используется как правило в подвеске передней оси машины, но бывают случаи и заднего применения.

Назначение шаровой опоры

Шаровая опора- это шарнирный элемент, соединяющий нижний рычаг подвески, с поворотным кулаком. Служит для фиксации и вращения во всех плоскостях поворотного кулака. Является одним из главных вращательных элементов в повороте управляемых колес.

Что из себя представляет ее конструкция

В основе шаровой опоры, стоит палец с шариком на конце, крепко завальцованным в корпус опоры. Между шариком пальца и корпусом, находится тефлоновая прослойка и специальная смазка. С верхней стороны шаровой опоры имеется завальцовка, которая фиксирует шариковый палец в корпусе, а поверх нее идет пыльник, предотвращающий утечку смазки и препятствующий попаданию абразивных частиц.

Что обычно выходит из строя

Основные симптомы неисправностей

1. При движении автомобиля по прямой дороге, появляется увод в сторону, а также ухудшение устойчивости и управляемости.

2. Возможен повышенный износ шины, со стороны неисправного шарнира. Как правило, начинает усиленно стачиваться внутренняя часть колеса.

3. Может появиться стук при проезде неровностей, отдающий в сторону нижнего рычага подвески.

Как самому проверить состояние и исправность шаровых опор.

Для того, чтобы самостоятельно провести диагностику, состояния вращательных опор поворотного кулака, достаточно прежде всего, знать их устройство и принцип работы. А именно это, позволит вам понимать все тонкости проведения работ.

Способы диагностики своими силами и без подъемника

2. Открыть капот, положить руку на чашку стойки и сильно покачать машину раза 2-3. Появление импульсных ударов в чашку, будет «звоночком» о возможных неисправности в подвеске. (принцип данного метода, схож с слушаньем рельсов, в ожидании поезда)

3. Поднять колесо домкратом до свободного состояния, поставить дополнительный упор под автомобиль с целью безопасности. После чего возьмите руками колесо в крайней верхней и нижней части и произведите его покачивание в горизонтальной плоскости (одной рукой к себе другой от себя). Если почувствуете люфт или стук в подвеске, вероятнее всего неисправна шаровая опора.

Будьте внимательны люфт колеса во всех плоскостях, может быть причиной изношенных подшипников ступицы, но разница в колебаниях в данном случае, должна быть значительно меньше.

4. Снять колесо на поддомкраченном автомобиле. Используя монтажную лопатку или широкую плоскую отвертку, приложите ее в место крепления рычага к поворотному кулаку. Путем механического воздействия, очень аккуратно проверти состояние люфта. Если люфта нет и пыльник в целом состоянии, значит шаровая опора в исправном состоянии.

Интересный факт

Диагностику шаровых опор, удобно делать в момент межсезонной переобувки шин, когда автомобиль находится на домкратах в подвешенном состоянии, вы можете проверить люфт в опорах без особых усилий.

Средний срок службы шаровых опор

Большую разницу на ресурс эксплуатации данных опор, оказывает качество дорожного покрытия и стиль вождения автомобилиста. Также не маловажную роль, играет высота профиля резины, что неоднократно было установлено. У автомобилей с низким профилем резины , срок исправной работы шаровых опор, в среднем короче в 2-3 раза, чем у машин с средним и высоким профилем резины, а связано это, в основном со слабым гашением колес, ударов от неровностей дороги, которые в свою очередь передаются на детали и узлы подвески. Среднестатистическим принято считать ресурс шаровых опор в 65-90 тысяч км. , а на «низком» профиле, редкий случай когда удается отъездить 35 тысяч.км.

Очень важным аргументом хотелось бы отметить тот факт, что шаровые опоры в конструкции автомобиля, служат одним из главных элементом безопасности в вождении транспортного средства. Настоятельно рекомендуется, производить их диагностику и своевременный ремонт, используя только проверенных и качественных производителей.

Большинство автомобилистов наверняка слышали о шаровой опоре, но как она выглядит и где ее место в конструкции автомобиля не имеют представления. Целью настоящей статьи является ознакомление людей с устройством шаровой опоры, диагностикой ее неисправности и возможностью ее ремонта, для чего рассмотрим ряд вопросов:

1. Как устроена шаровая опора и ее назначение в конструкции авто? Как выявить неисправность шаровой?

2. Причины, приводящие к выходу из строя шаровой, и методы ее проверки.

3. Экстремальный момент - отрыв опоры.

4. Возможен ли ремонт (реставрация) шаровой? И насколько он надежен?

Как устроена шаровая опора?

Шаровой опорой называется очень важная деталь автомобиля, входящая в конструкцию подвески. Она состоит из металлического пальца с шарообразным концом с одной стороны и резьбой с другой, а также корпуса, заполненного полимером, в котором выполнено шарообразное гнездо. Своим шарообразным концом палец вставляется в гнездо корпуса без зазоров, что исключает малейшие люфты, однако палец при этом получает возможность перемещаться в разных плоскостях. На соединение корпус-палец надевается резиновый пыльник для предотвращения попадания пыли и грязи внутрь этого узла.

Резьбовым концом шаровая опора вставляется в соответствующее отверстие другой части подвески — рычага и, с помощью гайки, крепится к нему. За счет движения шарообразного конца в гнезде корпуса обеспечивается их взаимная подвижность. Стоит добавить, что бывают шаровые и без резьбового соединения.

Назначение шаровой опоры

Конструктивно шаровая опора расположена в системе поворотного кулака, являющегося частью передней подвески транспортного средства, на которую крепится колесо. Шаровая опора обеспечивает поворотному кулаку подвижность, необходимую для выполнения, при воздействии на рулевой механизм, поворотов автомобиля. В связи с этим, применение шаровой опоры в подобных узлах будет оправданным и разумным.

В конструкции многорычажной передней подвески присутствуют две шаровые опоры — верхняя и нижняя — с каждой стороны автомобиля (всего четыре, но бывает и шесть и восемь).

Передние подвески системы Макферсон имеют только одну нижнюю шаровую опору с каждой стороны авто.

Признаки износа шаровой

К наиболее явным признакам неисправности шаровой опоры можно отнести посторонний звук в подвеске во время передвижения автомобиля по неровному полотну дороги. Звук этот можно охарактеризовать как «чавкающий», что свойственно соударению металлических элементов конструкции о пластмассу.

Зимой в морозную погоду при движении машины можно услышать также скрип, издаваемый шаровой опорой. Такое возможно в случае порванного защитного пыльника, так как через трещины в резине внутрь шаровой опоры попадает влага и это способствует замерзанию смазки.


Причины, приводящие к выходу ее из строя

Шаровая опора по своему устройству весьма долговечна и ей, в общем-то, не страшны дороги (если конечно это не полоса препятствий) и время. Однако основными разрушающими факторами этого узла являются вода и грязь. Проникновение воды и грязи становится возможным при повреждении всего лишь вроде бы незначительной детали — защитного пыльника. Повредить его во время движения практически не возможно в силу его расположения. Чаще всего на пыльнике появляются мелкие трещины, образующиеся со временем (старение резины) или под воздействием климатических условий. Не следует исключать человеческий фактор — случайный разрыв инструментом, используемым при ремонте передней подвески.

Если вовремя выявить разрыв пыльника или наличие трещин от старения резины и заменить его, то на работе шаровой опоры это не отразится. Продолжительная же езда с поврежденным пыльником позволяет воде и грязи попасть внутрь опоры, что приводит к излишнему абразивному трению шарообразного наконечника о полимерный наполнитель и образованию полостей, как на поверхности шара, так и в полимере. Это в свою очередь способствует появлению люфта — явления весьма опасного и требующего принятия срочных мер по замене или ремонту шаровой опоры. Пренебрежение указанными действиями может привести к негативным последствиям вплоть до аварии.

Методы проверки шаровой опоры

Лучшим местом, где можно квалифицированно выявить возможные неисправности шаровой опоры будет автосервис. Однако проверка передней подвески возможна и в условиях личного гаража при наличии смотровой ямы или подъемника и при достаточном освещении.

Проверка опоры заключается в выявлении целостности пыльника и люфта на разрыв. В случае если при поврежденном пыльнике отсутствует люфт, требуется заменить только пыльник. При наличии люфта замена шаровой опоры обязательна в момент обнаружения. Ни о каком движении транспортного средства в таком состоянии речи быть не может — это опасно!

Экстремальный момент - вырывание шаровой при движении

Для понимания того, что происходит в момент обрыва шаровой опоры, следует припомнить ее функцию, заключающуюся в соединении поворотного кулака с нижним или верхним рычагом подвески. При обрыве связь разъединяется и в итоге у поворотного кулака остается только одна точка опоры и появляется возможность перемещаться в нескольких плоскостях, что практически делает управление машиной невозможным. Это приводит к тому, что колесо выворачивает во внешнюю сторону с неизбежным повреждением крыла и, возможно, дверей.

Иногда вырывание происходит при попадании колеса в яму в условиях высокой скорости движения. В такой ситуации от негативных последствий может уберечь только интуиция и опыт водителя, поскольку вывернутое колесо не позволяет нормально управлять автомобилем.

Возможен ли ремонт (реставрация) опоры? И насколько он надежен?

Нередко автовладельцы пренебрегают ремонтом шаровой опоры, предпочитая ему замену. Однако квалифицированный мастер, при наличии соответствующего оборудования и материалов в состоянии восстановить узел потерявший работоспособность. Причем затраты на ремонт вдвое, а то и втрое меньше чем на замену.

Шаровая опора, прошедшая ремонт, становится более износоустойчивой, и чаще всего имеет ресурс даже больше, чем новая. А это значит, что ремонт однозначно дешевле покупки новой опоры.

Само собой разумеется, что сам процесс восстановления опоры это ответственная операция, поэтому нужно вдумчиво относиться к выбору мастера. Производить же эту операцию самому, без соответствующих знаний, оборудования и подготовки не следует.

Подвеска является одним из самых важных узлов транспортного средства. За ее состоянием необходимо постоянно следить, потому что поломка даже самого маленького элемента подвески способна стать огромной проблемой. Именно шаровая опора является одной из небольших, но крайне необходимых деталей подвески. Как и все элементы транспортного средства, иногда она нуждается в замене. Несомненно, вы можете прибегнуть к помощи профессионалов и произвести замену шаровых опор на СТО. Однако, данное мероприятие вполне выполнимо и в условиях гаража, для чего автовладельцу понадобится немного времени, терпения и специальный съемник для шаровых опор.

Шаровой опорой называют очень важный элемент транспортного средства, который входит в конструкцию подвески. Он соединяет рычаг подвески и ступицу управляемого колеса.

Главной задачей шаровой опоры является обеспечение возможности поворота ступицы с первичным горизонтальным положением колеса при вертикальном перемещении.

Изначально шаровые опоры монтировали лишь на переднеприводные автомобили, благодаря чему колеса поворачивались вокруг вертикали. Однако с момента создания шаровой опоры многое в ее конструкции изменилось.

Шаровая опора сделана в виде конусовидной формы со сферическим либо грибообразным наконечником, который может вращаться и сразу раскачиваться в корпусе опоры на углы. Корпус крепится болтами или запрессовывается к рычагу.

В современных узлах, как правило, применяется неразборная конструкция, где корпус завальцовывается после установки пальца. Пластиковые либо другие вкладыши помещаются между пальцем и корпусом. Работают они подобно подшипнику скольжения и способны обеспечить вращение с незначительным усилием. Для отечественных автомобилей используются другие шаровые опоры, которые называют разборными. Люфты в них устраняют при помощи подтяжки крышки.

Как правило, все компоненты шаровой опоры созданы из стали. Для снижения трения между соприкасаемыми поверхностями, поверхность сферического углубления покрывают полимерами, к примеру, пластмассой. Однако существуют шаровые опоры, в которых полимерное покрытие отсутствует (как правило в отечественном транспорте).

назначение шаровой опоры автомобиля

Шаровая опора обеспечивает надежное и жесткое крепление, сохраняя, при этом, ограниченную подвижность рычагов касательно колесной ступицы. Когда водитель двигается на автомобиле, у передних колес две функции — обеспечивать движение транспортного средства по дороге и обеспечивать возможность маневрирования (повороты вправо, влево). Чтобы правильно двигаться и маневрировать, колеса должны правильно располагаться относительно дороги, то есть, свободно катиться вперед и назад, ровно стоять, легко управляться при помощи руля, а также, прочно крепится к оси. Для удовлетворения данных требований была разработана подвеска, в которой ступицу управляемого колеса и рычаги подвески соединяют шаровые опоры.

В конструкцию многорычажной передней подвески входит две шаровые опоры — нижняя и верхняя — с каждой стороны транспортного средства (всего четыре, однако бывает еще шесть и восемь).

Причины поломки шаровых опор

В процессе эксплуатации шаровые опоры подвержены очень серьезным нагрузкам. Зависимо от конструкции подвески и места их установки, опоры выдерживают постоянные удары при движении по неровной дороге, а также, несут на себе огромную часть всей массы транспортного средства. Основной причиной в нарушении корректной работы шаровой опоры является износ соприкасающихся поверхностей, который способен привести к увеличенному зазору в расстоянии от корпуса к пальцу. Как итог — палец и вращается, и болтается в корпусе.

Если износ чрезмерно сильный, даже не большие нагрузки на опору способны привести к выходу пальца из корпуса. Как результат — опора может не удержать колесо, и транспортное средство попросту рушится на асфальт.

Основными признаками износа шаровых опор являются:


Увеличение зазора появляется в результате следующих факторов:


Самостоятельная диагностика шаровой опоры

Чтобы узнать, в каком состоянии находится шаровая опора необходимо:


Ремонт шаровых опор автомобиля

Существует ряд способов ремонта шаровой опоры. Для большинства иномарок замена опоры с рычагом является недешевым удовольствием, потому что стоит этот рычаг немало. Также существуют автомобили с многорычажными подвесками. Стоимость работ для нижнего рычага довольно высокая, а для верхнего — вдвое больше. Поэтому большинство автовладельцев предпочитает ремонт шаровой опоры, нежели замену, так как стоит он в два раза дешевле. Помимо этого, отремонтированная шаровая опора становится более износоустойчивой и, как правило, имеет больший ресурс выработки, нежели новая опора.

Для восстановления шаровых опор используют следующие технологии:


замена нижней и верхней шаровой опоры

Процесс замены нижней и верхней опоры не имеет никаких отличий. Из инструмента вам будут нужны:


При замене шаровой опоры сначала необходимо смазать новую опору литолом, для чего следует снять пыльник и нанести на палец оптимальное количество смазки. После этого одеваем пыльник обратно.


Срок службы опоры, зачастую, зависит от массы факторов и в среднем составляет от 15 до 120 тыс. километров. Жизнь шаровой опоры способна сократить даже минимальная трещинка в пыльнике. Сквозь нее в шарнир может проникать вода, песок и грязь. Чтобы предотвратить поломку шаровой опоры, следует контролировать состояние резинового защитного чехла. Желательно делать это на эстакаде либо смотровой яме.

Чтобы шаровые опоры дольше прослужили, нужно осторожно ездить по разбитому дорожному покрытию и вовремя менять поврежденные пыльники. Не забывайте, что любые механизмы и узлы транспортного средства требуют регулярного ухода и ремонта. Больше информации о замене шаровых опорах вы можете узнать из данного видео.

Шаровая опора была разработана задолго до появления первого автомобиля. Говоря проще, это шарнир, который вращается во всех плоскостях. К его недостаткам можно отнести ограниченность хода, а также некоторую недолговечность. Она, как правило, становится причиной некачественного материала. К сожалению, это касается и отечественного автопрома. Зачастую на коробке задекларировано до 30 000 - 40 000 ресурса, но шаровая опора начинает стучать уже через пару тысяч.

Кроме того, нельзя обвинить одного конкретного производителя, поскольку продукты одной и той же компании существенно отличаются по показанным результатам. В классической независимой используется по две шаровые опоры с каждой стороны. Они обеспечивают ход подвески и служат для того, чтобы колеса могли поворачивать. Стоит помнить, что такая схема применима только для поскольку при использовании поперечной балки шаровые заменены шкворнями.

Шаровая опора является самым уязвимым «органом» передней подвески, даже амортизаторы имеют больший ресурс работы. Кстати, износ первой существенно его снижает. Да и не только его, кроме этого, страдают все резинотехнические изделия, которые применены в подвеске. Так что следить за их состоянием обязательно. К сожалению, пока шаровая опора не застучит, ее никак не продиагностировать без разборки, что, собственно, и мешает.

Но не стоит откладывать лишь потому, что «хороший стук должен себя проявить». Это значит, что она может вылететь в самый неподходящий момент. Хорошо, если произойдет это летом в населенном пункте и на малой скорости. Даже при таких условиях ушибы неизбежны. Нижняя шаровая опора страдает больше всего, потому что на нее приходится почти вся масса автомобиля. При проваливании в яму она разгружается, а под действием пружины «выдергивается» в обратную сторону.

Такой сценарий рано или поздно вызывает износ, потому что возникает эффект наковальни, который выдержит не каждая марка стали. К сожалению, современные производители халатно относятся именно к этому аспекту производства, что и приводит к преждевременному выходу из строя. Шаровая опора ВАЗ стоит, как правило, 300 рублей, замена всех обойдется в 1200, притом, что работы выполнять придется самому. А время, возможно, даже травмы. Если учесть ресурс работы, то менять их приходится по два раза за сезон, в зависимости от режимов эксплуатации.

Хочется развеять миф о том, что шаровые опоры изнашиваются только на отечественных автомобилях. Дело в том, что большинство деталей производится по лицензии, а значит, они могут быть изготовлены в России или за рубежом. Например, во Франции имеется завод, который занимается поставками запчастей для «классики», помимо этого, они производятся еще для 27 марок мира. Качество зависит не от не от производителя, не от страны, в которой стоит завод, а от металла, из которого изготовлена та или иная запчасть. Для использования большинства из них самым важным является именно этот фактор. Но у каждого свое мнение.