Как продлить жизнь старому аккумулятору. Используйте оригинальное зарядное устройство. Основные правила эксплуатации АКБ

Каждый раз при выходе из строя аккумулятора, его владельцы думают о том, что было бы неплохо продлить жизнь АКБ. Ведь постоянные траты на покупку аккумуляторной батареи не нравятся никому. В последнее время часто встречаются случаи, когда владельцы автомобилей выбрасывают отработавший аккумулятор через 2-3 года эксплуатации. Конечно, в целом качество продукции на рынке оставляет желать лучшего, но при должном уходе жизнь среднестатистического аккумулятора должна быть примерно 5-7 лет. Как добиться такого результата и увеличить срок эксплуатации аккумулятора автомобиля.

Все прекрасно понимают, что для долгой и нормальной работы какого-либо устройства за ним требуется регулярный уход. Это относится не только к аккумуляторным батареям, но и к любой другой технике. Производители современных аккумуляторов часто заявляют о том, что их модели не требуют обслуживания в течение всего срока жизни АКБ. Их так и называют — необслуживаемые.

Но для того чтобы не менять аккумулятор каждые два года, все равно нужно следить за ним и обслуживать по мере необходимости. Также важно знать причины, уменьшающие срок службы аккумулятора, и не допускать их при эксплуатации.

Контрольно-тренировочный цикл

Выше говорилось о необходимости периодически проводить контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) для аккумулятора. Опытные специалисты говорят, что для продления срока жизни АКБ эту процедуру необходимо проводить раз в год. В чём же она заключается?

Такой цикл включает в себя полную зарядку, контролируемый разряд аккумулятора. После этого батарея снова полностью заряжается. Перед проведением КТЦ аккумулятор снимается с автомобиля. Проводится полная зарядка, после которой замеряется плотность электролита. Для этого существует ареометр. Стоимость в магазинах около 100 рублей. Требуемое значение 1,27 гр./куб. см. Если плотность выше этого значения, то в банки доливают дистиллированную воду, а когда ниже – готовый электролит (предварительно нужно выбрать старый).

После полной зарядки проводится контролируемый разряд. Для этого собирается схема разрядного устройства.

Для этого потребуется реостат с сопротивлением 4-6 Ом, а также амперметр и вольтметр для контроля процесса разрядки. Процесс разрядки проводится, в так называемом 10 часовом режиме. В этом случае ток устанавливается, как 9 процентов от ёмкости батареи. К примеру, для аккумулятора 62 А-ч это значение составит примерно 5,6 ампер. Этот ток разряда нужно поддерживать до тех пор, пока напряжение на аккумуляторе не упадёт до 10,3 вольт. Дальнейшее снижение напряжения не рекомендуется. Если замерить время падения напряжения до 10,3 вольт и умножить его на ток разряда, то вы получите реальную ёмкость вашего аккумулятора. Если нет возможности собрать разрядное устройство, можно просто параллельно подключить к АКБ автомобильную лампочку подходящей мощности, а ток и напряжение контролировать при помощи мультиметра.

После разряда аккумулятора, сразу ставьте его на зарядку. Ток зарядки при этом должен быть не выше 10 процентов от номинальной ёмкости аккумулятора. В процессе зарядки напряжение на клеммах АКБ не должно превышать 15,5-16 вольт. Некоторые опытные аккумуляторщики рекомендуют заряжать аккумулятор 12 часов током 10 процентов от номинальной ёмкости, а затем снизить в два раза и оставить ещё на 12 часов. Так, батарея наберёт максимальную ёмкость. Если регулярно проводить такой контрольно-тренировочный цикл, то можно существенно продлить жизнь автомобильному аккумулятору. Здесь стоит отметить, что такой цикл не рекомендуется делать для кальциевых АКБ. Для них глубокий разряд не рекомендуется. Несколько таких разрядов и их можно отправлять на .
Если вас беспокоит вопрос, а , можете прочитать статью по указанной ссылке.

Обслуживать или платить?

Как видите, ничего особенно сложного в регулярном обслуживании аккумулятора нет. По крайне мере, визуально контролировать состояние аккумулятора и уровень электролита может каждый. В случае отклонения от нормы можно обратиться к специалистам за помощью на ранней стадии какой-то проблемы, а не в запущенном состоянии.

В этом случае реально продлить срок жизни аккумулятора до 5-7 лет. Если же у достаточно средств, чтобы менять аккумулятор, как расходник типа масла и фильтров, то можете не «заморачиваться» с обслуживанием. Тогда срок жизни аккумулятора автомобиля составит 2-3 года. Снимите старый, поставите новый и поедете дальше.

Опубликовано в

Мобильные устройства давно вошли в нашу жизнь и уже кажутся неотъемлемой частью нашего повседневного быта. Таким же привычным занятием стал поиск свободной розетки для подключения зарядного устройства мобильника, планшета или ноутбука. IT.TUT.BY собрал несколько простых рекомендаций, следование которым поможет продлить жизнь аккумулятору вашего мобильного телефона.


Сегодня литий-ионные (Li-Ion) и литий-полимерные (Li-pol) аккумуляторы являются самыми распространенными в мобильных устройствах.Они обладают целым рядом преимуществ по сравнению с устаревшими аккумуляторами на основе никеля.

Немного истории

Первые работы по литиевым аккумуляторам вел Гилберт Ньютон Льюис еще в 1912 году. Однако, первые серийные литиевые источники тока появились только в 1970 году. Попытки усовершенствовать их продолжались и в 80-е годы, но обеспечить достаточный уровень безопасности не удавалось: во время зарядки температура поднималась до точки плавления лития, что приводило к бурной реакции и взрыву. В 1991 году в Японии пришлось вернуть большую партию литиевых аккумуляторов, после того, как человек получил ожоги лица от подобного взрыва.

Из-за природной неустойчивости лития ученые решили обратиться к исследованию неметаллических литиевых аккумуляторов, использующих ионы этого химического элемента. Хоть плотность энергии литий-ионных аккумуляторов немногим меньше, чем у литиевых, они являются самыми безопасными по химическому составу из всех существующих. Это помогло им стать и самыми популярными. Первый литий-ионный аккумулятор выпустила в 1991г. компания SONY. С тех пор в мире ежегодно производится около двух миллиардов литий-ионных аккумуляторов.

Принцип работы литий-ионного аккумулятора


Эксплуатация

Современные литий-ионные батареи обладают рабочим напряжением 3,6-3,7 В. Рабочий ресурс до потери 20% ёмкости составляет от 500 до 1000 рабочих циклов заряда/разряда. У литиевых источников питания неплохая сохранность - саморазряд составляет всего 7-10% в год. Известный "эффект памяти" у этого типа аккумуляторов фактически отсутствует.

В процессе эксплуатации необходимо понимать, что энергия батарейки используется для работы всех компонентов мобильного устройства. Так, работа процессора, приемника, дисплея, подсветки, Wi-Fi, GPS, Bluetooth, FM-приемника и фонарика "съедают" заряд аккумулятора. Чем больше потребителей энергии будет включено, тем быстрее разрядиться источник питания. Если хотите реже заряжать батарею, отключайте ненужные внутренние потребители, настраивайте более редкие обновления приложений, отключайте интернет соединение, когда вы им не пользуетесь и т. д.


Время автономной работы одного и того же телефона в сетях 3G меньше, чем в сетях 2G. Дело в том, что в 3G используется принципиально другой способ упаковывания информации для передачи по радиоканалу, который требует существенно больших вычислительных ресурсов и непрерывного приема сигнала базовой станции.

Зарядка Li-ion аккумулятора выполняется в комбинированном режиме. Сначала при постоянном токе до достижения 70-80% ёмкости (40-60 минут), далее при постоянном напряжении до достижения 100% ёмкости (процесс может занять 40-80 минут). Так, мобильник достаточно включить на зарядку на полчаса для того, чтобы получить 70% ёмкости аккумулятора. При этом никаких негативных последствий для батареи не будет.

Срок службы литий-ионных аккумуляторов при условии правильной эксплуатации составляет 2-3 года. Чтобы продлить их жизнь, необходимо соблюдать несколько простых правил.


Li-ion аккумуляторы очень "не любят" низкие и высокие температуры, поэтому старайтесь не пользоваться телефоном на сильном морозе. Не стоит заряжать аккумулятор, побывавший на морозе до тех пор, пока он не прогреется до положительной по Цельсию температуры — это важное требование безопасности эксплуатации литий-ионных аккумуляторов. При зарядке аккумулятор может нагреваться, но телефон сам временно прекратит зарядку, чтобы дать батарее остыть. Использование же мобильного телефона при высокой влажности может привести к окислению контактов батареи.

Вопреки расхожему мнению, батарею не следует разряжать до выключения мобильного устройства. Эта процедура называется "глубокий разряд" и она может полностью вывести из строя ваш аккумулятор. При осуществлении глубокого разряда в литий-ионных аккумуляторах протекают необратимые химические процессы, которые влекут за собой потерю работоспособности. Почему батарея не выходит из строя при непроизвольном полном разряде, например, если вы просто забыли зарядить телефон? Дело в том, что в любой Li-ion батарее существует контроллер, который следит за тем, чтобы разряд батареи не достиг критически низкого уровня, и вовремя размыкает цепь электропитания. Если в определённый момент этот контроллер не сработает, батарея станет непригодной.

В случае, если новый аккумулятор уже через несколько месяцев после использования начинает существенно терять ёмкость, вероятнее всего контроллер разряда работает некорректно. Основываясь на показателях напряжения и внутреннего сопротивления батареи, устройство может делать ошибочные выводы о ёмкости аккумулятора и "выключать" его гораздо раньше достижения критической точки. В таких случаях имеет смысл произвести калибровку батареи. Это обычная процедура для большинства современных устройств. Смысл ее состоит в исправлении накопившихся в контроллере ошибок путём произведения полного цикла заряда и разряда батареи, которую не рекомендуется производить чаще одного раза в 1-3 месяца. Калибровка также поможет более точно отображать на дисплее оставшийся заряд батарей.

Рекомендуется использовать оригинальные аккумуляторы от производителя сотового телефона. Так как функции системы управления батареей для мобильников сильно урезаны, а зарядом руководит система подзарядки мобильного телефона, то аккумулятор от стороннего производителя проработает меньше, так как система подзарядки не знает особенностей не оригинальных аккумуляторов.

Литиевые аккумуляторы стареют, даже если они не используются, а просто лежат на полке. Хранить отсоединённый аккумулятор лучше всего с уровнем заряда в пределах 40-50%. Не стоит забывать, что аккумулятор является расходным материалом и имеет ограниченный срок годности. Постепенная "просадка" заряда неминуема, и время работы устройства от такой батареи со временем будет уменьшаться. Не имеет смысла покупать аккумулятор "про запас" или слишком увлекаться "экономией" его ресурса. При покупке новой батареи обязательно обратите внимание на дату изготовления, чтобы знать, сколько времени этот источник питания уже провел на складе. В случае, если с момента изготовления прошло более двух лет, лучше воздержитесь от покупки, так как более половины своего ресурса аккумулятор уже "пролежал".

«Если за аккумулятором нормально ухаживать, никакая пуско-зарядка не нужна», - так считают многие водители со стажем. И рациональное зерно в этих рассуждениях есть. Любая техника, в том числе и АКБ, имеет определенный срок службы.

Если устройство работает на износ, да еще и в плохих условиях - ничего хорошего от него не жди. Результаты всегда плачевны. Это и севший в самое неподходящее время аккумулятор, и его полный выход из строя. Если разрядившуюся батарею еще можно зарядить, то испорченную - только выбрасывать. И так каждый год или, в лучшем случае - полтора-два. В общем, прогнозируемая жизнь автомобильной батареи сокращается в 2-3 раза.

Невероятно, но многие автомобилисты считают нормальным явлением ежегодную замену аккумулятора. Они считают, что это и есть срок его жизни - один год. Такой подход - грубейшая ошибка. Ведь современная батарея не настолько плоха, чтобы так ею разбрасываться. При хорошем уходе она прослужит 5-7 лет, никак не меньше. При этом будет на отлично выполнять все свои функции:

  • Обеспечивает своевременный запуск мотора.
  • Создает энергетический запас. Накопленная энергия дает возможность бесперебойно работать всем дополнительным приборам даже в том случае, когда основную мощность потянул на себя запущенный двигатель.
  • Если мотор заглох, служит единственным источником энергообеспечения в автомобиле. Хотя, в таком режиме, она долго не потянет - сильно снижаются характеристики.
  • Аварийное электропитание для фар, габаритных огней и т.д. Ведь надо же как-то безопасно транспортировать машину к ближайшей СТО, если генератор отказал.

Одним, словом, без АКБ автомобиль не поедет, поэтому она должна вселять уверенность. Не стоит ее недооценивать и, тем более, намеренно сокращать ей жизнь. Лучше задуматься, а как продлить срок эксплуатации аккумулятора до тех самых вожделенных пяти, или даже - десяти! лет? Да и возможно ли это? Вполне реально, если вы не станете лениться и будете соблюдать семь нехитрых правил.

1. Никаких резких перепадов температуры.

Изменить температуру окружающей среды - не в ваших силах. Автомобиль то и дело попадает в ситуации «то слишком горячо - то крайне холодно». Но защитить свою АКБ вы вполне сможете. Для этого устройство необходимо изолировать. В новых, современных машинах, производитель уже позаботился об изоляции. Он заботливо поместил прибор в изоляционный корпус. Несколько слоев изоляции не допускают критических показателей температуры и ее резких перепадов. Если машина старая, то нужно приобрести специальный изолирующий комплект отдельно. При покупке обращайте внимание на размеры - он должен поместится в ваш батарейный отсек.

2. Недозаряд и перезарядка - основные враги емкости

Автоматическое зарядное устройство - лучший выбор автомобилиста по той простой причине, что оно само контролирует степень заряда. При достижении нужного показателя, самостоятельно отключается. То есть, наблюдать за процессом зарядки, нет надобности. Но, если используемое ЗУ не оснащено такой функцией, не отвлекайтесь и внимательно следите за его работой. Есть опасения перезаряда. Он непременно «посадит» ваш аккумулятор в дальнейшем.

Следует остерегаться и недозарядки. Как правило, она возникает при езде на короткие дистанции. То есть, если часто ездить по пробкам (а в большом городе это неизбежно), то прибор не заряжен на полную. Несколько таких недозарядок, и ваша АКБ утратит емкость. Поэтому чаще измеряйте напряжение - одно должно быть не ниже 12,6 Вольта. Если показатель вольтажа в норме, а недозаряд все-таки есть, то убрать проблему поможет замена регулятора напряжения. Часто меняют не полностью. А частично - щетки, контактные кольца. Недорого и эффективно.

3. Отключайте при длительном простое машины

Загнали машину в гараж - дайте ей отдохнуть. Выключите потребителей электроэнергии: свет, магнитола. Все это ненужные утечки электричества. Плотно закройте дверцу - ведь даже эта мелочь способна к утру посадить батарею. А если стоянка надолго (несколько дней или того больше), то батарейку лучше вообще отключить. Зачем тратить заряд, если можно сохранить показатели к следующей поездке? Сделать это очень просто - нужно лишь отсоединить одну клемму.

4. Чистота и сухость продлевают жизнь

Корпус нужно периодически очищать и протирать. Он должен быть чистым и сухим. Мокрые подтеки электролита грозят опасностью короткого замыкания. Удаляют их чистой салфеткой или хлопчатобумажной тряпкой. Поскольку электролит - это кислота, то лучше всего ее протереть раствором пищевой соды или нашатыря. Делать данные манипуляции нужно аккуратно, чтобы не повредить крышку. При уборке осмотрите - нет ли коррозии на клеммах и отверстиях для вентиляции. Если ржавчина появилась, - чистой водой не обойдетесь, нужно специальное антикоррозийное средство. После чистки проверьте крепления контактов. Если они ослаблены - подтяните.

5. «Насиловать» стартером - медленно убивать

Подобные ситуации возникают, в основном, зимой. Отрицательная температура - и вот вам проблема: остывшая машина не хочет заводиться. Пусковой ток должен возникнуть в момент поворота ключа в замке зажигания, после чего проворачивается стартер. Но на морозе стартер, как бешеный, крутит вхолостую, а маховик не цепляет. Водитель начинает щелкать зажиганием, надеясь зацепить. Но, чем сильнее холода, тем больше этих щелчков. А ведь каждый из них, практически, убивает аккумулятор. Рано или поздно, он попросту откажет. Чтобы этого не случилось, запомните несколько важных нюансов:

  • Непрерывное вращение стартера должно составлять не больше 15 секунд.
  • Перерыв между попытками - не меньше минуты.
  • Перед включением зажигания разогрейте машину - включите дальние фары на 10 секунд.
  • Выжимайте сцепление полностью, чтобы коробка передач и двигатель разомкнулись. Тогда стартер не станет проворачивать шестерни в вязком масле, загустевшем на морозе.

Только так вы облегчите запуск двигателя, а ресурс АКБ не понизится.

6. Надежное крепление

Внутри аккумулятора находятся пластины. Чем больше их активная масса, тем выше емкость и способность держать заряд. При тряске активная масса начинает осыпаться - емкость падает. Чтобы этого не произошло, убедитесь, что АКБ надежно закреплена. Крепления должны быть затянуты по максимуму. А во время движения, даже на полном ходу, не должны возникать никакие лишние вибрации - они укорачивают жизненный ресурс.

7. Восстановление - лучшая профилактика

Глубокого разряда допускать нельзя. Ведь при этом электролит начинает расслаиваться. Происходит неизбежная химическая реакция - кислота расщепляется на соль и воду. Соль плотным слоем оседает на пластинах. А оставшаяся вода не может выполнить нужные функции подачи энергии. Этот неприятный процесс называется сульфатацией - отложением солей. С помощью качественного зарядного устройства проводят десульфатацию. Зарядка разбивает соли малыми короткими токами. В идеале - проводить десульфатацию следует не тогда, когда батарейка «почти что умерла», а периодически, для профилактики.

С профилактической целью, чтобы батарея не разлагалась на соли, нужно раз в месяц подзаряжать ее хорошим зарядным устройством , желательно импульсным (так называемой «умной» зарядкой), используя невысокий ток зарядки - 1-2 Ампера. Также проверяйте плотность и уровень электролита. Он не должен быть ниже кромок пластин, а на 1 см выше. Нормальная плотность составлять 1,28 г/см.куб. Если показатель сильно ниже - началось отложение солей.

Указанные выше советы просты, но в то же время дееспособны. Помимо них, возьмите себе за правило, заглядывая под капот, осматривать сразу и батарею - хотя бы внешне. Ее вид сразу подскажет вам - в порядке она или уже требует обслуживания. На корпусе не должно быть трещин, вздутий, потемнения изоляции, подтеков из банок. Если хоть что-то из перечисленных признаков появилось - не откладывайте лечение на потом. Устраняйте неисправности своевременно - это залог того, что ваша АКБ прослужит верой и правдой несколько лет.

Каждый автолюбитель знает, что аккумулятор не вечный и его нужно периодически заменять. Срок эксплуатации достигает обычно 3-4 года. У кого-то он выходит из строя намного раньше, а у кого-то - позже. Данный аспект зависит от многих факторов, но зачастую все проблемы случаются из-за ошибок автовладельцев. Если бережно относится к батарее, то она может работать и 8 лет. Как же можно увеличить срок её службы? Всё просто! Достаточно прислушиваться к элементарным рекомендациям производителя. Но для начала нужно разобраться, от чего портится аккумулятор и почему он заставляет шофёров в мороз заводить машину с толкача.

На самом деле АКБ может работать плохо по различным причинам. Они так или иначе связаны с халатным отношением к автомобилю. Это могут быть ошибки водителя или неисправности машины, которые нужно вовремя выявлять. Также на срок службы влияет производитель. Купив АКБ за 1000 рублей, вы не получите ту мощность, которую получили бы за 3000 рублей. Поэтому стоимость тоже играет важную роль. В конце концов может просто попасться заводской брак. Но если вы уверены в надёжности, то вот несколько причин связанных с эксплуатацией, которые гробят любой АКБ.

Сильная разрядка аккумулятора

Самое пагубное влияние на батарею оказывает глубокая разрядка. Обычно такое случается очень редко. Дело в том что аккумулятор постоянно заряжается от генератора и при работающем двигателе сесть сам по себе не может (даже при всех включённых приборах). Но если в системе электропитания какие-то проблемы, то разрядка гарантирована.

Чаще всего из строя выходит реле, проводка или сам генератор. В этом случае у водителя обязательно загорится индикатор Check Engine или не будет работать датчик зарядки. Посадить аккумулятор можно и при исправных элементах электропитания. Например, пытаясь многократно запускать мотор в холодную погоду. Как правило, наибольшую нагрузку оказывает именно эта процедура. Не зря по правилам эксплуатации автомобиля производители советуют давать отдых аккумулятору после попытки пуска.

Горящий индикатор Check Engine сигнализирует о проблемах с аккумулятором

Чрезмерная зарядка

Не менее пагубной является и неправильная зарядка. На фирменной этикетке написан ток, при котором должен протекать данный процесс. Это значение необходимо соблюдать, иначе 2-3 цикла и батарею можно выкинуть. Часто водители специально увеличивают ток, для того чтобы быстрее её зарядить. Это самая глупая ошибка, поскольку для эффективности нужно именно время.

Чем дольше ваш аккумулятор будет заряжаться при малом токе, тем продуктивнее будет отдача. Если его увеличить, то начнётся излишнее кипение, что вызовет деформацию свинцовых пластин. Из-за этого с них может осыпаться активная масса. Оптимальный ток при зарядке будет колебаться в пределах от 3 до 6 ампер, в зависимости от мощности батареи.

Заряжать аккумулятор необходимо малым током и длительный период времени

Выход из строя элементов подзарядки

При непрерывной эксплуатации автомобиля (особенно ночью) большая нагрузка идёт на генератор. В нём есть важная деталь - реле тока, которое регулирует напряжение при зарядке. В исправном состоянии для системы 12В оно должно быть не выше 14 Вольт. В случае повышения напряжения, из электролита начнёт испаряться вода. Общий уровень жидкости упадёт, и оголятся пластины. От пересыхания с них будет постепенно обваливаться обмазка. Тогда аккумулятор может замкнуть или работать в половину своего потенциала.

Чтобы избежать данной практики, в автомобилях предусмотрены датчики зарядки, по которым можно отследить состояние аккумулятора. Но не во всех машинах они стоят. Например, в современных иномарках эта система регулируется автоматически и в случае проблем, просто отключается, чтобы не вызвать замыкание.

Долив электролита

Когда аккумулятор уже долго эксплуатируется, часть электролита испаряется. В идеале пустоту нужно снова заполнить. Тогда водители покупают кислоту, смешивают её с водой и получают таким образом электролит. Осталось только залить его в батарею, совершив грубую ошибку . Когда испаряется жидкость, концентрация кислоты повышается. Добавив в остатки новую, вы смешаете их, нарушая соотношение.

Доливать электролит в аккумулятор категорически нельзя!

Это приведёт к плохой работе активного вещества. Полностью зарядить аккумулятор станет невозможно, и он не будет работать во всю мощность. Кроме того, появляется риск окисления пластин. Если такое случится, то АКБ можно сразу нести в утилизацию.

Доливать электролит в аккумулятор можно лишь точно зная нужную плотность и сделав точно такую же плотность новой жидкости. В иных случаях придется либо полностью слить электролит и залить новый, либо заменить аккумулятор.

Раздутие аккумулятора от мороза

Небрежное отношение к батарее в зимнюю пору года также приводит к её негодности. Если она заряжена, то ничего не случится. Но часто бывает, что, выйдя на улицу зимой, владельцы производят несколько неудачных попыток пуска мотора. Этими действиями аккумулятор сажается в ноль, и электролит превращается в воду. Как известно, вода на морозе замерзает и увеличивается в объёме. От этого стенки и свинцовые пластины АКБ могут раздуться и полопаться. Тогда можно даже не пытаться его восстанавливать.

Вздутый на морозе аккумулятор не подлежит восстановлению

Но, если с виду не наблюдаются выпуклости с трещинами, то можно попробовать зарядить. Делать это нужно при очень малом токе (1-2 ампера), соответственно, процедура растянется не на один день.

Короткое замыкание (КЗ)

Бывают и такие случаи, что при ремонте под капотом автомобиля собирается куча ключей. В неразберихе есть вероятность того, что один из инструментов попадёт на клеммы, замкнув их. Тогда аккумулятор сильно пострадает.

Но это далеко не единственный способ КЗ. Достаточно перетереться проводке об корпус. В этом случае возможен даже и пожар. «Почему?» - спросите вы. Ведь напряжение небольшое - всего 12 Вольт. Но для автомобильной батареи больше важна сила тока. Она и является причиной пожара при коротком замыкании. Это место начинает раскаляться до красна и поджигает всё вокруг себя. Если кто не знал, то АКБ способен даже расплавить электрод и сварить металл, как сварочный аппарат. Именно благодаря большому току он крутит мощный стартер и заводит мотор. Эта процедура разряжает батарею на 90%, по отношению к другим электроприборам.

Плохая установка и крепёж

Важным моментом является закрепление аккумулятора под капотом. Вообще для него есть специальное место с креплениями. Но, если человек в спешке куда-то собирался и заряжал накануне АКБ, то есть вероятность того, что он забыл его закрепить, либо закрепил недостаточно хорошо. Тогда на больших кочках батарея будет подскакивать, ударяясь о кузов автомобиля и все возможные механизмы. Из-за этого на корпусе могут появиться трещины, что вызовет течь электролита. Далее уменьшится его уровень и всё то же самое - пересыхают пластины и осыпается активная масса.

Автомобильный акккумулятор необходимо правильно устанавливать и хорошо закреплять на посадочном месте

Небрежное содержание аккумулятора

Самая банальная причина выхода из строя аккумулятора - это грязь под капотом. У 60% автомобилей АКБ замасленный и весь в пыли, из-за чего повышается риск замыкания электродов. Всё должно быть чисто, без масла и сырости.

Также необходимо проверить, закручены ли пробки, поскольку через них испаряется вода и пачкается поверхность батареи. Клеммы лучше смазать солидолом или вазелином, чтобы они не окислялись. Бережное отношение к АКБ заметно продлевает срок его службы.

Аккумулятор необходимо периодически чистить от грязи и пыли

Это далеко не все причины плохой работы аккумулятора. Их существует гораздо больше и все они связаны с невнимательностью автовладельцев. Стоит упомянуть ещё один важный момент. Если накопитель сильно посажен, заряжать необходимо малым током длительное время. Чтобы убедится в исправности АКБ, можно в процессе зарядки увидеть кипит он или нет. Внутри батарея разделена на банки. Если в каждой появляются пузырьки, то шанс на восстановление есть. Когда в одной из банок процесс выделения воздуха не наблюдается, скорее всего она замкнута и уже не работает. Не доводите аккумулятор до такого состояния и он долго будет вам служить.

Теперь вы знаете основные причины выхода из строя АКБ и более или менее ориентируетесь, что можно делать, а что нет. Но для закрепления, стоит знать основные правила ухода за источником питания, чтобы он не вышел из строя раньше времени. Это совсем нетрудные, но важные моменты:

  • Чистота. Прежде всего накопитель должен находится в чистом, хорошо закреплённом месте. Это нужно во избежание замыкания и появления трещин на корпусе за время эксплуатации. Электроды необходимо смазывать специальным составом, чтобы легко снимать клеммы, и чтобы они не окислялись;
  • Наличие жидкости. Необходимо периодически проверять уровень электролита в АКБ. Если он низкий, то доливать можно только дистиллированную воду. В случае доливки электролита, ситуация получится, как с моторным маслом - поменяется состав;
  • Правильная зарядка и разрядка. Аккумулятор нельзя сильно сажать. При зарядке необходимо соблюдать инструкцию, которую предоставил изготовитель. Обычно она пишется на этикетке сбоку;
  • Правильная эксплуатация при низких температурах. После длительной поездки или сильной нагрузки (в результате попыток пуска) батарею лучше снять и зарядить в тепле. Когда она севшая, электролит превращается в воду и замерзает. АКБ может раздуть, вследствие чего она потрескается. Заряженному накопителю мороз не грозит, поскольку электролит сохраняет почти все свои свойства (незначительно уменьшается плотность);
  • Внимание к автомобилю. Любой водитель должен различать севший аккумулятор от заряженного. Если на автомобиле тусклый свет или плохо работает стартер, то скорее всего батарея слабо заряжается. Своевременно делайте диагностику машины на СТО, чтобы исключить вероятность замыкания и выхода из строя какого-нибудь прибора.

Как бы это не было прискорбно, но у всего есть свой срок службы. Считается, что у аккумулятора он составляет порядка трех лет, после чего батарея отправляется на свалку, а ее место в автомобиле занимает новая АКБ.

Однако не спешите раньше времени прощаться со старым аккумулятором, поскольку существует несколько способов его реанимации. Именно с ними сегодня вас и хочется познакомить.

К наиболее распространенным и излюбленным большинством автовладельцев методам реанимирования аккумуляторов относят :
1. Продолжительный заряд АКБ малым током.
2. Заряд АКБ в дистиллированной воде.
3. Максимальные разряды АКБ малыми токами.

Согласитесь, название способов восстановления дают лишь поверхностные представления об их сути. Для достижения отличного результата требуется познакомиться с этими методами реанимирования АКБ поближе.

Продолжительный заряд АКБ малым током

С помощью данного нехитрого способа можно вернуть жизнь только аккумулятору с незначительной и не застарелой сульфатацией пластин.

Для того, чтобы даровать вторую жизнь АКБ, вам необходимо:
1. Заполнить аккумулятор дистиллированной водой немного выше уровня.
2. Включить АКБ на заряд током нормальной величины (0,1 емкости аккумулятора).
3. Как только станет заметно газообразование в АКБ, следует на минут 20-30 отключить заряд.
4. После перерыва АКБ вновь необходимо подключить к току, только на этот раз уменьшенному в десять раз в сравнении с первоначальным, т.е 0,01 емкости АКБ.
5. Заметив усиленное газообразование на пластинах обеих полярностей, надо отключить АКБ от тока и сделать перерыв на 15-20 минут.

Четвертый и пятый этап восстановления аккумулятора следует повторить несколько раз . Порой, чтобы АКБ пришла в полную боевую готовность, требуется повторять указанные процедуры несколько дней подряд, прежде чем начать эксплуатировать аккумулятор на всю мощь.

Во избежание неудобств, связанных с работой аккумулятора, рекомендуем периодически проверять уровень электролита в АКБ (высота его слоя не должна быть менее 5 мм над верхними кромками пластин), а при необходимости можно добавить дистиллированной воды. Следите, чтобы в аккумулятор не попали какие-либо посторонние вещества. Следы окисления на аккумуляторных клеммах и проводах необходимо аккуратно удалять.

Заряд АКБ в дистиллированной воде

Если сульфатация АКБ глубокая, но не застарелая, то можно постараться восстановить аккумулятор следующим способом.
1. Разряжаем аккумулятор до напряжения 9 В.
2. Сливаем весь раствор электролита и заполняем аккумулятор дистиллированной водой. Ждем около часа.
3. После паузы в работе аккумулятор включаем на заряд. При этом напряжение тока на каждом зажиме аккумулятора ни в коем случае не должно превышать 11,5 В.
4. Постепенно увеличиваем заряд. После того, как удельный вес раствора был увеличен примерно до 1,1-1,12, необходимо довести зарядный ток до величины, равной 0,1 емкости АКБ.
5. Заряжать таким образом АКБ следует до тех пор, пока не будет заметно равномерное выделение газа на пластинах обеих полярностей.
6. После этого необходимо аккумулятор разрядить в течение полутора-двух часов током, равным 0,2 величины разрядного тока, соответствующего десятичасовому режиму разряда аккумулятора.

Пятый и шестой этап восстановления аккумулятора следует повторить несколько раз . После того, как удельный вес раствора не перестанет повышаться, следует довести уровень электролита до нормы и аккумулятор готов к эксплуатации.

Стоит отметить, что подобный метод довольно времязатратный, нередко, чтобы даровать аккумулятору вторую жизнь, могут потребоваться недели.

Реанимирование аккумулятора методом максимальных разрядов малыми токами

Метод восстановления АКБ, о котором сейчас пойдет речь, подходит для аккумуляторов с застарелой сульфатацией. Очевидно, что процесс будет долгим и трудоемким, однако он того стоит.

1. В первую очередь вам необходимо зарядить аккумулятор током, равным 0,2*Q (где Q — емкость аккумулятора).
2. После того, как напряжение достигло 12 В, зарядный ток следует снизить до величины, рассчитываемой по формуле 0,05*Q.
3. Заряд следует прекратить тогда, когда и напряжение, и вес электролита достигнут стабильных значений.
4. Дайте аккумулятору отдохнуть полчаса-час. После чего опять заряжайте его малым током, до тех пор пока он не «закипит».

Данный этап следует повторить несколько раз. О том, что пора прекратить процедуру, вы поймете тогда, когда электролит начнет закипать спустя несколько минут после начала зарядки .

После этого вам следует повторить первый этап работы, а через пару часов продолжить заряжать аккумулятор указанным способом. Для восстановления работоспособности АКБ вам может потребоваться повторить весь цикл работ до 8 раз.

Конечно, восстановление аккумулятора своими силами – это довольно долгий и трудоемкий процесс, однако приложив немного стараний вы сможете заметно продлить жизнь АКБ и сэкономить значительную сумму.