Выставление зажигания 402. Распределитель зажигания. повышению внутреннего сопротивления

Устанавливаем коленчатый вал в положение, соответствующее углу опережения зажигания 5°. Для этого на двигателе ЗМЗ-402 совмещаем среднюю метку на его шкиве с приливом на крышке блока (окончание такта сжатия первого цилиндра).
Для двигателя УМЗ-4215…

…выставляем первую метку на шкиве против штифта на крышке распределительных шестерен.

Если датчик-распределитель не снят с двигателя, то такт сжатия первого цилиндра определяем, сняв крышку распределителя...

Бегунок должен стоять против внутреннего контакта крышки, соединенного проводом со свечой первого цилиндра.


В противном случае выворачиваем свечу первого цилиндра. Закрыв отверстие бумажной пробкой, вращаем коленчатый вал. Вытолкнувший пробку воздух укажет на начало такта сжатия.

Ключом «на 10» ослабляем винт октан-корректора…

…и устанавливаем его шкалу на нулевое деление (середина шкалы).

Ключом «на 10» ослабляем винт крепления пластины октан-корректора…

…и, поворачивая корпус датчика-распределителя, совмещаем «метки» (красную риску на роторе и стрелку на статоре). Удерживая датчик в таком положении, затягиваем винт.


Убедитесь, что бегунок расположен против контакта крышки первого цилиндра и проверьте правильность подсоединения высоковольтных проводов остальных цилиндров - считая против часовой стрелки с первого цилиндра в порядке 1-2-4-3.
Рекомендуем дополнительно проверить правильность момента зажигания на ходу автомобиля. Для этого, двигаясь на четвертой передаче с постоянной скоростью 50-60 км/ч, резко нажмите на педаль «газа». Если при этом детонация (по звуку она похожа на стук клапанов) проявится кратковременно - на 1-3 с - момент зажигания выбран правильно. Продолжительная детонация указывает на чрезмерный угол опережения зажигания, уменьшаем его октан-корректором на одно деление. Отсутствие детонации требует увеличения угла опережения зажигания, после чего нужно повторить проверку.

Движок ЗМЗ 402 является одним из товаров русской авто индустрии, обширно применяющийся в автомобилестроении. Этими силовыми агрегатами оснащались отдельные модели автомобилей Волга, УАЗ, Газель. Для обеспечения обычной работоспособности мотора на машине является верно выставлено зажигание . Дальше вы узнаете, как происходит установка трамблера на 402 движке и что следует учесть при выполнении задачки.

Чтоб верно произвести настройку и регулировку зажигания ЗМЗ 402, следует знать некие аспекты о работе агрегата. На таких моторах установленный бесконтактный распределитель, дополненный генератором управляющих сигналов и смонтированным регуляторами опережения - вакуумным и центробежным (создатель видео - smotri Vidik).

Распределитель предназначен для выполнения определенных функций:

  • определяет момент возникновения искры;
  • передает сигналы высочайшего напряжения по цилиндрам агрегата, беря во внимание порядок их работы.

Для правильного рассредотачивания импульсов употребляется бегунок, установленный на шкиве механизма. Бегунок оборудован резистором и предназначен для угнетения помех. Коммутаторное устройство делает функцию размыкания цепи обмотки катушки зажигания, преобразовывая управляющие сигналы от регулятора в сигналы тока на КЗ.

Читайте так же

Чтоб верно установить зажигание на 402 движок, нужно учесть свойства позволяющей вести бухгалтерский учет (софт), выставленные ниже:

Как выставить зажигание на 402 двигатель карбюратор.

  • порядок функционирования цилиндров - поначалу 1-ый, потом 2-ой, позже 4-ый и 3-ий;
  • ротор распределительного элемента крутится против часовой стрелки;
  • на центробежном устройстве угол опережения от 15 до 18 градусов;
  • на вакуумном устройстве } миф показатель от 8 до 10 градусов;
  • свободный ход на СЗ обязан не свыше 0.8 мм;
  • показатель сопротивления резистора ожидается от 5 до 8 кОм;
  • параметр сопротивления СЗ должен варьироваться в районе 4-7 кОм;
  • в обмотке статора уровень сопротивления обязан менее 0.45 и даже не наименее 0.5 кОм.

Зажигание на 402 двигателе.

Выставляем верно привод трамблера. Регулируем зажигание , видео гражданам без автонавыков. Все очень просто.

Разобранный трамблер для ЗМЗ

Как самостоятельно установить зажигание ?

Как делается установка зажигания на ЗМЗ 402? Коленвал нужно поставить в положение, которое соответствует углу опережения в 5 градусов.

Устанавливать момент необходимо так:

  1. На силовом агрегате совмещаем среднюю риску на его валу на крышке ГБЦ, другими словами в момент окончания такта сжатия на 1 цилиндре.
  2. Если трамблер не был демонтирован с агрегата, такт сжатия на 1 цилиндре есть вариант выявить методом открытия его крышки. Нужно, чтоб бегунок установили напротив внутреннего контакта, который подключен средством кабеля к свече. Если найти так сжатия не выходит, производят демонтаж СЗ, установленной в первом цилиндре. После такого факта отверстие потребуется закрыть ветошью, а лучше - бумагой. Коленвал необходимо начать крутить, в тот момент, когда картонная пробка будет выбита воздушным потоком, начнется такт сжатия.
  3. Сейчас пригодится ключ гаечный на 10 - благодаря его использованию нужно незначительно ослабить болт октан-корректора, при всем этом сам винт выкручивать нет нужды.
  4. Дальше, следует выставить его шкалу на нулевой показатель, это примерно середина шкалы.
  5. После выполнения этих действий с помощью гаечного ключа на 10 нужно ослабить болт, который фиксирует пластинки октан-корректора.
  6. Сейчас необходимо провернуть корпус трамблера таким макаром, чтоб были совмещены метки. А именно, идет речь о красноватой метке, расположенное на роторе, кроме того риске на статоре. Когда установка привода устройства будет завершена, трамблер нужно одной рукою задерживать в данном положении, 2-ой рукою закручивается болт.

Читайте так же

1. Выставьте метки. 3.5. Установите шкалу на ноль. 3. Совместите метки распределителя.

Некоторые выставляют зажигание стробоскопом. Время от времени выставление момента зажигания не дает результатов - движок продолжает троить и работать не на полную мощность. Причина заключается в неработоспособности распределителя в общем. Делему может решить подмена либо ремонт трамблера.

Видео «Пошаговая установка трамблера на ЗМЗ 402»

Регулировка момента зажигания двигателя ЗМЗ-402

Страничка 1 из 2.4

На движке типа ЗМЗ0-402 установлен датчик-распределитель зажигания (1908.3706) – бесконтактный, с датчиком (генератором) управляющих импульсов и интегрированным вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания.

Двигатели ЗМЗ–402 и ЗМЗ–4021 оборудованы бесконтактной системой зажигания, состоящей из транзисторного коммутатора, распределителя зажигания типа 19.3706, катушки зажигания типа Б116 или Б116–01, свечей и высоковольтных и низковольтных проводов.

Датчик-распределитель зажигания (1908.3706) – бесконтактный, с датчиком (генератором) управляющих импульсов и встроенным вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания.

Датчик-распределитель выполняет две функции: задает момент искрообразования и распределяет импульсы высокого напряжения по цилиндрам в соответствии с порядком их работы.

Для этого служит бегунок, надетый на вал датчика-распределителя. В бегунке установлен помехоподавительный резистор*.

На части датчиков вместо резистора установлена крышка с центральным угольным контактом.

Коммутатор (1313734) размыкает цепь питания первичной обмотки катушки зажигания, преобразуя управляющие импульсы датчика в импульсы тока в катушке зажигания.

Снятие

1. Отвернуть гайки 1 и отсоединить низковольтные провода от клемм катушки 3.

Отсоединить высоковольтный провод 4 от катушки зажигания.

Отвернуть гайки 2 и снять катушку 3 (рис. 2).

Проверка

1. Катушки зажигания Б116 и Б116–01 проверяют на стенде мод. К–295.

Катушка должна обеспечивать бесперебойное искрообразование на разряднике с зазором 7 мм при частоте вращения валика распределителя зажигания не менее 2500 мин –1 .

Осмотреть катушку. Если на пластмассовой крышке есть сколы, трещины, следы прогревания или вытекания масла, катушки заменить.

Проверить сопротивление первичной обмотки катушки зажигания, для чего подсоединить омметр между клеммами низкого напряжения.

Омметр должен показать сопротивление 0,48–0,72 Ом.

Затем проверить сопротивление вторичной обмотки, подсоединив омметр между высоковольтной клеммой и клеммой «К» катушки.

Омметр должен показать сопротивление 13 200–19 800 Ом. Если измеренные параметры отличаются, катушку необходимо заменить.

Коммутатор системы зажигания

Транзисторный коммутатор типа 131.3734 или 90.3734 установлен на левом брызговике за аккумуляторной батареей.

Он преобразует управляющие импульсы датчика Холла в распределителе зажигания в импульсы тока в первичной обмотке катушки зажигания.

Так как коммутатор во время работы выделяет большое количество тепла, необходимо периодически очищать корпус коммутатора от грязи и пыли и не закрывать его посторонними предметами.

Проверка

1. Снять коммутатор с автомобиля, отвернув две гайки крепления и отсоединив провода.

2. Собрать схему, показанную на рисунке 3, на подходящей металлической пластине.

Наконечник провода 5 высокого напряжения закрепить на расстоянии 6–7 мм от пластины.

При включении выключателя 4 амперметр 1 должен показать ток в пределах 6–7 А, а через 1–3 с ток должен снизиться до 0.

В момент выключения выключателя 4 между наконечником провода 5 высокого напряжения и пластиной должна проскакивать искра (возможно постоянное искрение).

В противном случае коммутатор 3 неисправен и подлежит замене.

На двигателе типа ЗМЗ0-402 установлен датчик-распределитель зажигания (1908.3706) – бесконтактный, с датчиком (генератором) управляющих импульсов и встроенным вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания.

Датчик-распределитель выполняет две функции: задает момент искрообразования и распределяет импульсы высокого напряжения по цилиндрам в соответствии с порядком их работы.

Для этого служит бегунок, надетый на вал датчика-распределителя. В бегунке установлен помехоподавительный резистор*.

Коммутатор (1313734) размыкает цепь питания первичной обмотки катушки зажигания, преобразуя управляющие импульсы датчика в импульсы тока в катушке зажигания.

Регулировка момента зажигания

Устанавливаем коленчатый вал в положение, соответствующее углу опережения зажигания 5°.

1. Для этого на двигателе ЗМЗ-402 совмещаем среднюю метку на его шкиве с приливом на крышке блока (окончание такта сжатия первого цилиндра).

2. Для двигателя УМЗ-4215 выставляем первую метку на шкиве против штифта на крышке распределительных шестерен.

3. Если датчик-распределитель не снят с двигателя, то такт сжатия первого цилиндра определяем, сняв крышку распределителя бегунок должен стоять против внутреннего контакта крышки, соединенного проводом со свечой первого цилиндра.

В противном случае выворачиваем свечу первого цилиндра.

Закрыв отверстие бумажной пробкой, вращаем коленчатый вал. Вытолкнувший пробку воздух укажет на начало такта сжатия.

4. Ключом «на 10» ослабляем винт октан-корректора

5. Устанавливаем его шкалу на нулевое деление (середина шкалы).

6. Ключом «на 10» ослабляем винт крепления пластины октан-корректора

7. Поворачивая корпус датчика-распределителя, совмещаем «метки» (красную риску на роторе и стрелку на статоре).

Удерживая датчик в таком положении, затягиваем винт.

Убедитесь, что бегунок расположен против контакта крышки первого цилиндра и проверьте правильность подсоединения высоковольтных проводов остальных цилиндров – считая против часовой стрелки с первого цилиндра в порядке 1–2–4–3.

После того как вы все сделали, проверьте правильность установки момента зажигания на ходу автомобиля.

Заводим двигатель, прогреваем и когда уже переключили на четвертую передачу при скорости 50 – 60 км/час, резко нажимаем на газ. Если при этом детонация (по звуку она похожа на стук клапанов) проявится кратковременно – на 1–3 с – момент зажигания выбран правильно.

Продолжительная детонация указывает на чрезмерный угол опережения зажигания, уменьшаем его октан-корректором на одно деление.

Отсутствие детонации требует увеличения угла опережения зажигания, после чего нужно повторить проверку.

Техническая характеристика системы зажигания

Порядок работы цилиндров

Направление вращения ротора распределителя

против часовой стрелки

Угол опережения зажигания max, град:

центробежный регулятор

вакуумный регулятор

Зазор свечи зажигания, мм

Сопротивление резистора бегунка*, кОм

Сопротивление наконечника свечи, кОм

Сопротивление центрального контакта крышки*, кОм

Сопротивление обмотки статора, кОм

* На части датчиков вместо резистора установлена крышка с центральным угольным контактом.

В общем случае диагностирование системы зажигания проводят в следующей последовательности:
проверка первичной цепи (цепи низкого напряжения);
проверка временных и угловых параметров электронного коммутатора и датчика-распределителя;

проверка угла опережения зажигания;


проверка вторичной цепи (цепи высокого напряжения).

Проверка первичной цепи системы зажигания

Диагностирование первичной цепи системы зажигания проводят по напряжению на клемме "К" катушки зажигания (Uк), подключенной к батарее, и по напряжению на клемме катушки зажигания (U), подключенной к электронному коммутатору (рис. 3).

Диагностический параметр U характеризует падение напряжения на силовом транзисторе коммутатора.

На режиме самостоятельного холостого хода двигателя (n = 550...650 мин-1) напряжение Uк должно быть в пределах 12,2...13,9 В, а падение напряжения U= 1,3...1,7 В.

Установить частоту вращения коленчатого вала двигателя 2000...3000 мин-1. Напряжение Uк должно быть 12,8...14,1 В, а падение напряжения U = 1,3...1,7 В.

Если система электроснабжения автомобиля находится в исправном состоянии, а напряжение Uк ниже нормы, то первичная цепь системы зажигания обладает повышенным переходным сопротивлением: от зажима "+" батареи до клеммы "К" катушки зажигания (см. рис. 3). Для обнаружения плохого контакта в соединениях первичной цепи надо измерить напряжение от клеммы "К" катушки зажигания до зажима "+" аккумуляторной батареи. Большая разность напряжения между последующими точками укажет на неисправный участок первичной цепи.

Если падение напряжения U выше нормы, проверить надежность соединения электронного коммутатора с "массой".

Проверка временных и угловых параметров электронного коммутатора и датчика-распределителя

В электронных системах зажигания нормируется время накопления энергии th в катушке зажигания, т.е. время протекания первичного тока. Этому времени соответствует определенный угол поворота валика датчика-распределителя "а". К угловым параметрам также относятся отклонение угла "а" по цилиндрам двигателя (дельта "а") и асинхронизм искрообразования "у".

При частоте вращения коленчатого вала двигателя 1000±100 мин-1 время накопления энергии должно находиться в пределах 5,5...8,5 мс, что соответствует углу поворота валика датчика-распределителя "а" = 16...26°. Изменение угла "а" по цилиндрам двигателя не должно превышать 3°. Асинхронизм искрообразования не должен быть больше 3°.

При увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя до 2000...3000 мин-1 время накопления уменьшается до 3,5...5 мс, а угол "а" увеличивается до 32...45°. Параметры дельта "а" и "у" не должны превышать 3°.

Если время накопления энергии в катушке зажигания не соответствует нормативным значениям или соответствующий угол поворота датчика-распределителя остается неизменным при изменении частоты вращения коленчатого вала двигателя, то неисправен электронный коммутатор.

Причинами, вызывающими увеличение параметров дельта "а" и "у", могут быть следующие неисправности:
неисправность вакуумного или центробежного регуляторов;
износ деталей привода распределителя;
ослабление крепления датчика-распределителя;
износ шарикоподшипников датчика-распределителя.

Проверка и регулировка угла опережения зажигания

Данная проверка проводится с помощью стробоскопа. При необходимости протирают или обозначают мелом контрольные метки на двигателе для лучшей видимости (рис. 4).

Запустить двигатель и установить частоту вращения холостого хода (n = 550...650 мин-1). Отсоединить трубку вакуумного регулятора. Осветить контрольные метки на двигателе осветителем стробоскопа. При этом в результате стробоскопического эффекта вращающиеся метки 2, 3 и 4 будут казаться неподвижными. Поворачивая ручку регулятора стробоскопа, совместить вращающуюся метку ВМТ 2 с ребром-указателем 1 на крышке распределительных шестерен (см. рис. 4). Начальный угол опережения зажигания (УОЗ) должен быть 5...12° у двигателей с системой рециркуляции отработавших газов и 2,5.8,5° у двигателей без системы рециркуляции отработавших газов.

Если начальный УОЗ не соответствует норме, произвести его установку. Для этого, поворачивая ручку регулятора стробоскопа, установить на его индикаторе нормативное значение начального УОЗ. Осветить метки на двигателе и, поворачивая корпус датчика-распределителя, предварительно ослабив болт крепления пластины октан-корректора к приводу, добиться совмещения подвижной метки 2 с ребром-указателем 1. Для увеличения УОЗ корпус распределителя следует повернуть против часовой стрелки, а для уменьшения - по часовой стрелке. После установки начального УОЗ необходимо проверить частоту вращения холостого хода двигателя и при необходимости выполнить регулировку системы холостого хода карбюратора.

Осветить метки на двигателе. Плавно увеличивать частоту вращения коленчатого вала и зафиксировать частоту, при которой вращающаяся метка 2 плавно без рывков сдвинется относительно ребра-указателя 1, что свидетельствует о начале работы центробежного регулятора. Центробежный регулятор датчика-распредилителя должен вступить в работу при частоте вращения коленчатого вала 400...700 мин-1.

Установить частоту вращения коленчатого вала 1000 мин-1 и осветителем стробоскопа добиться совпадения контрольных меток 1 и 2 на двигателе. Считать показание угла с индикатора стробоскопа. Вычитая из полученного показания значение начального УОЗ, определить УОЗ, создаваемый центробежным регулятором. При частоте вращения коленчатого вала 1000 мин-1 УОЗ, создаваемый центробежным регулятором, должен быть 9...15°. Повторить проверку при частоте вращения коленчатого вала 2000 мин-1. В этом случае УОЗ, создаваемый центробежным регулятором, должен быть 22...28°.

Присоединить трубку вакуумного регулятора. Установить частоту вращения коленчатого вала двигателя 3000 мин-1 и осветителем стробоскопа добиться совпадения контрольных меток 1 и 2 на двигателе. Зафиксировать показание суммарного УОЗ с индикатора стробоскопа.

Отсоединить трубку вакуумного регулятора. Если при этом частота вращения коленчатого вала двигателя снизится, то вакуумный регулятор работоспособен. Если же частота вращения не изменится, то вакуумный регулятор неисправен или имеют место неплотности трубки вакуумного регулятора и ее соединителей, засорение отверстий в карбюраторе или в трубке вакуумного регулятора.

Вновь установить частоту вращения коленчатого вала двигателя 3000 мин-1 (без вакуумного регулятора) и с помощью осветителя стробоскопа добиться совпадения контрольных меток 1 и 2 на двигателе. Считать показание с индикатора стробоскопа, которое должно быть на 15...21° меньше суммарного УОЗ при данной частоте вращения с вакуумным регулятором. Угол поворота коленчатого вала двигателя, равный 15...21°, - есть максимальный УОЗ, создаваемый вакуумным регулятором.

При частоте вращения коленчатого вала двигателя 3000 мин-1 УОЗ, создаваемый центробежным регулятором, должен быть 26...31°.

Если характеристика центробежного регулятора не соответствует нормативным данным, то необходимо подобрать новые пружины грузиков или заменить распределитель.

Характеристику центробежного регулятора приводят в норму путем подгибания стоек подвески пружин:
до 1300 мин-1 по коленчатому валу - подгибают стойку тонкой пружины;
свыше 1300 мин-1 - подгибают стойку толстой пружины.

Для уменьшения УОЗ, создаваемого центробежным регулятором, необходимо увеличивать натяжение пружин, а для увеличения УОЗ - уменьшить натяжение пружин. Тонкая пружина центробежного регулятора должна иметь в исходном состоянии предварительный натяг, так как отсутствие натяга приводит при работе двигателя на малой частоте вращения к произвольному изменению УОЗ.

При необходимости характеристику вакуумного регулятора регулируют подбором регулировочных шайб между пружиной и штуцером вакуумного регулятора.

Кроме того, при проведении данной проверки можно выявить следующие неисправности. Если осветитель стробоскопа работает с пропусками вспышек, а показания частоты вращения вала двигателя на индикаторе стробоскопа нестабильны, то имеют место пропуски зажигания в 1-м цилиндре из-за неисправности свечи зажигания, обрыва провода высокого напряжения 1-го цилиндра, пробоя крышки распределителя, неисправности катушки зажигания, плохого контакта датчика-распределителя, катушки зажигания или электронного коммутатора с "массой", а также из-за наличия загрязнений на элементах вторичной цепи системы зажигания.

Если положения контрольных меток 2, 3 и 4 на демпфере крутильных колебаний двигателя нестабильны, то возможны следующие причины:
износ деталей привода датчика-распределителя;
износ втулок и валика распределителя;
неисправность вакуумного или центробежного регулятора;
неисправность шарикоподшипников датчика-распределителя.

Проверка вторичной цепи системы зажигания

Проверку вторичной цепи системы зажигания проводят по пробивному напряжению между электродами свечи зажигания, длительности и напряжению горения дуги в искровом промежутке свечей . Пробивные напряжения свечей зажигания в режиме холостого хода двигателя (n = 550...650 мин-1) должны быть 8...14 кВ и отличаться друг от друга не более, чем на 3 кВ.

Установить частоту вращения коленчатого вала 2000...3000 мин-1.

Пробивные напряжения свечей зажигания должны быть 5...9 кВ.

Если пробивные напряжения во всех цилиндрах выше нормы, то возможны следующие неисправности:
перегорание помехоподавительного резистора в бегунке распределителя (пробивные напряжения не уменьшаются при увеличении частоты вращения коленчатого вала; двигатель на повышенной частоте вращения работает неустойчиво или останавливается);
перегорание контактного уголька в крышке распределителя, его зависание или отсутствие;
недосыл центрального провода высокого напряжения в гнездо крышки распределителя или в гнездо катушки зажигания ;
обрыв центрального провода высокого напряжения;
большое падение напряжения в распределителе (окисление или подгорание гнезд в крышке распределителя, загрязнение бегунка распределителя, износ электрода бегунка или боковых электродов крышки распределителя);
бедная смесь (в том числе из-за подсоса воздуха);
износ электродов или большой зазор между электродами свечей зажигания .

Исправность помехоподавительного резистора в бегунке распределителя определяют омметром. Сопротивление резистора должно быть 5,0...6,2 кОм.

Помехоподавительное сопротивление контактного уголька должно быть 8...13 кОм.
Падение напряжения в распределителе определяют путем закорачивания на корпус по очереди всех свечей зажигания. Если падение напряжения больше 4 кВ, то возможны следующие неисправности:
окисление или подгорание гнезд в крышке распределителя;
загрязнение или износ электрода бегунка распределителя;
износ боковых электродов крышки распределителя;
обрыв провода высокого напряжения свечи зажигания.

Если пробивные напряжения во всех цилиндрах ниже нормы, возможны следующие неисправности:
зазоры между электродами свечей зажигания ниже нормы;
переобогащенная смесь (неисправен карбюратор);
неправильная установка УОЗ;
недостаточная компрессия во всех цилиндрах двигателя;
прогар крышки распределителя, пробой на "массу" крышки катушки зажигания или бегунка распределителя (пробивные напряжения свечей ниже нормы при частоте вращения коленчатого вала 2000...3000 мин-1).

Если пробивные напряжения в отдельных цилиндрах отличаются более чем на 3 кВ, возможны следующие неисправности:
разные зазоры между электродами свечей зажигания (у свечи с большим зазором между электродами пробивное напряжение выше);
обрыв или недосыл свечного провода высокого напряжения (пробивное напряжение выше нормы при n = 2000...3000 мин-1);
нагар на тепловом конусе свечи зажигания (низкое пробивное напряжение);
пробой между боковыми электродами крышки распределителя (высокое пробивное напряжение);
перегорание помехоподавительного резистора в наконечнике свечи или в самой свече (высокое пробивное напряжение);
недостаточная компрессия в одном из цилиндров (низкое пробивное напряжение);
бедная смесь в одном или нескольких цилиндрах, вызванная подсосом воздуха (высокое пробивное напряжение);
установлены свечи зажигания с разными калильными числами. Значение длительности горения дуги в диапазоне частот вращения коленчатого вала двигателя от самостоятельного холостого хода до 2000...3000 мин-1 должно быть 1,1...2,5 мс.

Если значения длительности горения дуги во всех цилиндрах ниже нормы, то возможны следующие неисправности:

износ электродов или большой зазор между электродами свечей зажигания; перегорание помехоподавительного резистора в бегунке распределителя;
перегорание или отсутствие контактного уголька в крышке распределителя;
пониженное напряжение на клемме "К" катушки зажигания;
дефектная катушка зажигания.

Если значения длительности горения дуги во всех цилиндрах выше нормы, то возможны следующие неисправности:
малая величина зазора между электродами свечей зажигания. Значения напряжения горения дуги в диапазоне частот вращения коленчатого вала двигателя от самостоятельного холостого хода до 2000...3000 мин-1 должны находиться в пределах 1,1...2,1 кВ.

Если значения напряжения горения дуги во всех цилиндрах выше нормы, то возможны следующие неисправности:
недосыл или повышенное сопротивление центрального провода высокого напряжения;
износ электрода бегунка или боковых электродов крышки распределителя;
перегорание помехоподавительного резистора в бегунке распределителя;
перегорание или отсутствие контактного уголька в крышке распределителя.

Если значения напряжения горения дуги во всех цилиндрах ниже нормы, то возможны следующие неисправности:
черный нагар на тепловом конусе свечей зажигания (переобогащенная смесь);
прогар крышки распределителя;
малая величина зазора между электродами свечей зажигания.

Если параметры горения дуги в отдельных цилиндрах выходят за нормативные значения, то возможны следующие неисправности:
дефектная свеча зажигания (маленькая длительность и высокое напряжение горения дуги в режиме самостоятельного холостого хода двигателя);
нагар на тепловом конусе свечи зажигания (низкое пробивное напряжение на любой частоте вращения коленчатого вала, высокое напряжение горения дуги в режиме холостого хода, большая длительность горения дуги при n = 2000 мин-1);
перегорание помехоподавительного резистора в наконечнике свечи зажигания или в самой свече (высокое пробивное напряжение и маленькая длительность горения дуги на любой частоте вращения коленчатого вала, высокое напряжение горения дуги в режиме холостого хода двигателя);
большой зазор между электродами свечи зажигания (высокое пробивное напряжение и напряжение горения дуги в режиме холостого хода, маленькая длительность и низкое напряжение горения дуги при n = 2000 мин-1);
маленький зазор между электродами свечи зажигания (большая длительность и низкое напряжение горения дуги в режиме холостого хода, высокое напряжение горения дуги при n = 2000 мин-1);
пробой крышки распределителя между боковыми электродами (высокое напряжение горения дуги в режиме холостого хода);
перебои в искрообразовании в отдельном цилиндре (высокое пробивное напряжение при n = 2000 мин-1, маленькая длительность и высокое напряжение горения дуги в режиме холостого хода). При перебоях в искрообразовании осветитель стробоскопа работает с пропусками вспышек, если датчик 1-го цилиндра присоединен на свечной провод проверяемой свечи зажигания. Причиной перебоев в искрообразовании может быть искаженная форма импульсов электронного коммутатора.

Если значения пробивных напряжений и напряжений горения дуги индицируются со знаком "+", то это указывает на неправильную полярность подключения катушки зажигания (немаркированный вывод подключен к аккумуляторной батарее, а клемма "К" - к электронному коммутатору).

Если значения пробивных напряжений во всех цилиндрах индицируются со знаком "+" и они значительно ниже нормы, а напряжения горения дуги имеют знак "-", то неисправен электронный коммутатор.

Техническое состояние катушки зажигания, помехоподавительных резисторов в свечах зажигания или в свечных наконечниках и высоковольтных проводов можно определить с помощью омметра.
Сопротивление первичной обмотки катушки зажигания, измеренное омметром между клеммой "К" и немаркированным выводом, должно быть 0,65...0,79 Ом.

Сопротивление вторичной обмотки, измеренное омметром между немаркированным выводом и высоковольтным гнездом катушки зажигания, должно быть 15,6...16,5 кОм.*
Сопротивление помехоподавительных резисторов в свечах зажигания и свечных наконечниках должно быть 5,0...6,2 кОм.

Сопротивление между наконечниками центрального провода высокого напряжения должно быть не более 500 Ом. Сопротивление свечных проводов должно быть не более: 1-го цилиндра 900 Ом, 2-го - 700 Ом, 3-го и 4-го - по 520 Ом.

Диагностирование системы зажигания при отказе пуска двигателя

Особый случай: двигатель легко пускается, но при возвращении ключа зажигания в положение "I" ("Зажигание") двигатель немедленно глохнет. Причиной является неисправность выключателя зажигания (при включенном зажигании отсутствует напряжение на контакте "15/1"
*У ранее выпускаемых катушек Б116 с трансформаторной связью между обмотками сопротивление вторичной обмотки измеряется между корпусом и высоковольтным гнездом .
и не работают контрольно-измерительные приборы на автомобиле).

Основными причинами, вызывающими отказ пуска двигателя по вине системы зажигания, могут быть:
неисправность первичной цепи;
неисправность вторичной цепи;
неправильная установка начального УОЗ.
Выявление причины отказа пуска двигателя целесообразно вести с проверки цепей системы зажигания. При этом возможны следующие случаи при включенном зажигании.

Приборы на автомобиле не работают, отсутствует напряжение на клеммах катушки зажигания (Uк=D U=0).

Возможны следующие неисправности:
неисправен выключатель зажигания;
обрыв в проводке электрической цепи от вывода "К" катушки зажигания до аккумуляторной батареи;
ослабление крепления или окисление контактов проводов;
перегорание плавкой вставки на 60 А.

Для обнаружения места обрыва в цепи необходимо с помощью вольтметра или контрольной лампы определить напряжения от вывода "К" катушки зажигания до клеммы "+" аккумуляторной батареи (см. рис. 3).

Приборы на автомобиле работают, напряжения на клеммах катушки зажигания, равные приблизительно напряжению батареи, устанавливаются не позднее, чем через 3 с после включения зажигания (Uk=D U > U бат)

В этом случае отказ пуска двигателя может быть вызван межвитковым замыканием первичной обмотки катушки зажигания. Сопротивление такой обмотки будет меньше 0,6 Ом.

Если первичная обмотка катушки зажигания исправна, необходимо проверить:
состояние магнитоэлектрического датчика;
на обрыв черный провод между датчиком-распределителем и электронным коммутатором (см. рис. 3);
состояние электронного коммутатора;
на обрыв провода между катушкой зажигания и коммутатором (см. рис. 3).

Техническое состояние магнитоэлектрического датчика и обрыв проводов определяют с помощью омметра.
Сопротивление обмотки датчика должно быть 280...470 Ом.
Если магнитоэлектрический датчик и провода исправны, проверить электронный коммутатор. Для этого отсоединить высоковольтный провод от центрального вывода крышки распределителя и присоединить его к искровому разряднику или к запасной свече зажигания, корпус которой надежно соединен с "массой" двигателя. Включить зажигание и соединить дополнительным проводом выводы "+" и "Д" коммутатора. В момент отсоединения дополнительного провода между электродами искрового разрядника или запасной свечи должна проскакивать искра. Если искры нет, то коммутатор неисправен.

Приборы на автомобиле работают, напряжение на клемме "К" катушки зажигания равно напряжению батареи Uк » Uбат, а напряжение на немаркированном выводе катушки равно нулю (D U=0).

В первичной обмотке катушки зажигания имеется обрыв. Сопротивление такой обмотки, измеренное омметром, равно "бесконечности".

Приборы на автомобиле работают, напряжения Uк » Uбат, а D U

. В этом случае неисправен электронный коммутатор из-за пробоя выходного транзистора.

Если первичная цепь системы зажигания находится в исправном состоянии, то проверяют вторичную цепь на наличие искрообразования на свечах зажигания. Прежде всего надо осмотреть высоковольтные провода, свечи зажигания, катушку зажигания и крышку распределителя. Они должны быть сухими и чистыми. Работоспособность вторичной цепи можно проверить при по мощи высоковольтного искрового разрядника или запасной свечи зажигания, корпус которой надежно закреплен с "массой" двигателя.

Для проверки катушки зажигания вынуть центральный провод высокого напряжения из гнезда крышки распределителя и присоединить его к электроду разрядника или к запасной свече. При использовании разрядника воздушный зазор между его электродами должен быть 7...10 мм. Если при вращении коленчатого вала двигателя стартером между электродами разрядника или запасной свечи наблюдается бесперебойное искрообразование, то катушка зажигания и центральный провод высокого напряжения исправны.

Если искры между электродами разрядника или запасной свечи нет или она не регулярна при зазоре менее 4 мм, то неисправна катушка зажигания (пробой изоляции, межвитковое замыкание или обрыв вторичной обмотки, течь масла) или имеет место обрыв центрального высоковольтного провода.

Сопротивление вторичной обмотки, измеренное омметром между немаркированным выводом и высоковольтным гнездом, с замкнутыми витками будет меньше 15,6 кОм. При наличии обрыва во вторичной обмотке катушки зажигания или высоковольтном проводе показания омметра будут равны "бесконечности".

Убедившись в исправности катушки зажигания и центрального высоковольтного провода, проверить состояние изоляции бегунка распределителя, помехоподавительного резистора бегунка и контактного уголька крышки распределителя. Для этого снять крышку распределителя и расположить наконечник центрального высоковольтного провода с зазором от электрода бегунка распределителя. Включить стартер: если в зазоре будет искрообразование, то бегунок распределителя неисправен (пробой изоляции). Отсутствие искры свидетельствует об исправности изоляции бегунка распределителя.

Проверить, нет ли заедания пружины контактного уголька в крышке распределителя, который должен свободно перемещаться в гнезде крышки. Измерить омметром сопротивление контактного уголька, которое должно быть 8...13 кОм. При зависании контактного уголька из-за износа или обнаружения следов выгорания производят его замену.
Убедившись в исправности бегунка распределителя, проверяют состояние крышки распределителя и свечных проводов высокого напряжения.

Для этого установить крышку распределителя с высоковольтными проводами на место и поочередно подсоединять к искровому разряднику или запасной свече высоковольтные провода, ведущие к свечам зажигания. При включении стартера наблюдать за искрообразованием в зазорах. Если искры нет при подключении всех свечных проводов, то неисправна крышка распределителя. Если искры нет при подключении одного или нескольких свечных проводов, то необходимо проверить с помощью омметра соответствующий провод высокого напряжения на обрыв.

Бесперебойное искрообразование при подключении всех свечных проводов свидетельствует об исправности крышки распределителя и свечных проводов. В этом случае необходимо проверить сопротивление помехоподавительных резисторов наконечников свечей зажигания. Сопротивление помехоподавительных резисторов должно быть 5,0...6,2 кОм.

Если свечные наконечники исправны, вывернуть все свечи зажигания и проверить их состояние. Состояние свечей зажигания определяют внешним осмотром . Свечи зажигания с черным влажным нагаром просушить, а затем очистить на пескоструйном аппарате, например, Э203.0. Измерить сопротивле ние помехоподавительного резистора, встроенного в свечу зажигания, которое должно быть в пределах 5,0...6,2 кОм.

Проверить и при необходимости отрегулировать с помощью круглого щупа зазор между электродами свечи зажигания, который должен быть 0,8...0,95 мм. Зазор регулируют подгибанием только бокового электрода.

Установить свечи зажигания на место обязательно с прокладкой. Полностью сплющенную прокладку заменяют.
При диагностировании системы зажигания в случае отказа пуска двигателя после проверки первичной и вторичной цепей при необходимости проверяют правильность установки момента зажигания. Данная операция проводится согласно инструкции по эксплуатации автомобиля и в статье не рассматривается.

По результатам диагностирования может возникнуть необходимость в профилактических, регулировочных и ремонтных работах для отдельных изделий системы зажигания, основные данные по которым приведены ниже.

Катушка зажигания

Сопротивление обмоток: первичной - 0,65...0,79 Ом; вторичной - 15,6...16,5 кОм.

Датчик-распределитель

Сопротивление помехоподавительного резистора в бегунке распределителя - 5.0...6,2 кОм.
Сопротивление контактного уголька в крышке распределителя - 8...13 кОм.
Сопротивление обмотки датчика - 280...470 Ом.
Момент затяжки болта крепления датчика-распределителя - 0,6...0,8 кГс.м.

Электронный коммутатор 131.3734

Силовой транзистор - КТ848А Микросхема - КР1055ХП1 или КС1055ХП1

Свечи зажигания

Зазор между электродами - 0,8...0,95 мм.
Момент затяжки свечи - 3,0...4,0 кГс.м.
Сопротивление встроенного помехоподавительного резистора - 5,0...6,2 кОм.

Наконечники свечей зажигания

Сопротивление помехоподавительного резистора - 5,0...6,2 кОм.