Как поставить на учет самоделку. Самодельные автомобили теперь можно ставить на учет в гибдд — российская газета

Самодельные машины явление довольно редкое, но, тем не менее, встречающееся в нашей жизни. Между тем, на них распространяются стандартные , которые требуют регистрировать любое транспортное средство. Только после этого самодельный автомобиль можно использовать на дорогах общего пользования без каких-либо ограничений. Стоит отметить, что российское законодательство для «самоделок» допускает регистрацию только тех единиц, которые обладают массой не более 3,5 тонн. Остается только узнать, как зарегистрировать авто, сделанное своими руками.

Порядок действий при регистрации самодельного автомобиля

При регистрации автомобиля необходимо соблюдать определенный порядок действия. Так, требования по кузову выдвигаются специалистами испытательной лаборатории, которые и выдают итоговое заключение. Существуют строгие ограничения по параметрам, поэтому согласовать их лучше еще до того момента, когда вы начнете строить самодельный автомобиль. С требованиями можно познакомиться в автотранспортном НИИ, которое в дальнейшем и проведет испытания готового образца с выдачей сертификата.

Самодельный автомобиль ЮНА

Каждая деталь машины должна иметь документ о законном владении, например, чек о покупке, старого авто или справку о снятии машины с учета (для хлама используемого в качестве донора).
После получения протокола испытаний дорога лежит в Институт безопасности дорожного движения. Здесь самодельную машину проверят на соблюдение существующих норм безопасности и возможность использования авто на дорогах совместно с другими участниками движения. Вместе с предоставлением машины потребуется представить полученный ранее протокол испытаний. Процесс сертификация происходит в течение месяца с момента подачи соответствующей заявки в институт.

Следующим этапом является поход в МРЭО, где должна быть получена справка о том, что автомобиль не имеет идентификационного номера. Данная справка требуется для предоставления в бюро судебных экспертиз, которое выдает постановление, предписывающее Для этого придется представить три документа:

  • Заключение специалистов Института БДД
  • Заключение экспертов МРЭО
  • Российский общегражданский паспорт владельца авто

Только после этого сотрудниками ГИБДД машине будет присвоен идентификатор и набит номер. Вот теперь можно ехать в МРЭО и . Стоит отметить, что на каждом этапе предусмотрена оплата государственной пошлины, что в итоге выливается в приличную сумму. В выданном техпаспорте в графе марка автомобиля будет написано «самодельный».

Как видим процедура регистрации подобного автомобиля длительная по времени и весьма затратная, при этом, не зная заранее как регистрировать подобные авто, можно запросто запутаться и потратить еще больше времени, денег и сил.

Самодельный автомобиль ЛАУРА

Регистрация самодельного прицепа

Процесс регистрации самодельных прицепов для машины имеет несколько важных отличий. Во-первых, от владельца требуется наличие фаркопа, к которому требуется приложить квитанцию о его покупке. Во-вторых, требуется предоставление сотрудникам ГИБДД техпаспорта на автомобиль, который будет использоваться в качестве тягача для данного прицепа.

Немного истории о самодельных автомобилях

Развитие самодельного автомобилестроения началось в Советском Союзе под влиянием массовости производства, когда отечественный автопром выпускал ограниченное количество моделей общего пользования. В результате, машин с определенной специализацией в продаже не было, что вынуждало советских граждан, особенно в сельской местности, идти на разного рода ухищрения. Наиболее распространенным вариантом производства самодельных машин было строительство пикапов, так как в личное пользование получить грузовик не представлялось возможным. Своими руками делали даже машины-амфибии, используемые на охоте или в удаленных регионах с неразвитой дорожной сетью и регулярными паводками.

Видео о самодельных автомобилях СССР:

Встречались и поклонники эстетической стороны вопроса, создававшие привлекательные внешне авто. Подобные машины становились частыми гостями различных выставок, и имели возможность ездить по дорогам.
До 80-х годов прошлого года никаких ограничений на регистрацию подобных авто не существовало, и даже после их появления требования были весьма мягкими и большинство «Кулибиных» либо укладывалось в установленные рамки, или легко обходило их вполне законным путем.

Запрет на самоделки

Ситуация с самодельными машинами изменилась в 2005-м году, когда вышедшие поправки в законодательство полностью запретили на территории страны регистрацию транспортных средств, построенных не в заводских условиях. Официальной причиной назвалось требования формирования единых стандартов, но фактически в стране боролись с иностранными «конструкторами», когда в страну ввозились под видом запасных частей разобранные автомобили, собираемые на месте в качестве самодельных.

В результате настоящие автолюбители оказались в сложном положении. Они не бросили занятия любимым делом, и продолжали конструировать самые разнообразные самодельные автомобили, демонстрируя их на выставках, но не имея возможности самостоятельно перемещаться по дорогам, вынуждены были использовать для перемещения машин эвакуаторы.

На видео самодельный автомобиль SPACER:

Только позднее запрет был отменен, и появилась возможность оформлять подобные авто для использования на дорогах общего пользования.

Как зарегистрировать авто самодельной сборки было описано выше. Скажем только, что государство после введения обязательной сертификации нашло способ борьбы с «конструкторами», используя термин «малая серия», фактически один автомобиль. То есть, собрать несколько машин у мошенников не получится, так как второй экземпляр сертификацию уже никогда не пройдет.

Самодельный спорткар из Украины:

А как в Европе

Стоит отметить, что европейцы со всей серьезностью относятся к самодельным машинам, и для них используется стандартная процедура регистрации, как и для всех новых серийных моделей. В процессе проверки проверяется качество:

  • Тормозной системы
  • Безопасность стекол и зеркал
  • Управляемость и устойчивость машины
  • Уровень шумов
  • Уровень вредных выбросов от двигателя
  • Наличие и соответствие системы освещения

Процесс сертификации в России можно и не пройти. В таком случае регистрировать машину в ГИБДД откажутся. Подобное решение можно обжаловать через суд, но лучше просто исправить недостатки в конструкции машины.
Главное стоит понимать, что процесс регистрации зачастую занимает значительно больше времени и сил, чем создание самого транспортного средства, поэтому придется запастись терпением.

Регистрация автомобиля в МРЭО ГИБДД – обязательная процедура для всех автовладельцев, которые собираются хотя бы раз выехать на своей машине на дороги общего пользования. С авто, приобретенным в автосалонах или с рук, все понятно, а вот как зарегистрировать самодельный автомобиль, знают немногие изобретатели. Об особенностях и порядке этого процесса расскажем далее.

Когда нужна регистрация ТС

На самом деле далеко не каждому под силу создать полноценный самодельный автомобиль. Во-первых, это технически достаточно сложно – необходим опыт и большие знания по части устройства автомобиля. Во-вторых, немалую роль играет финансовая составляющая, т.к. запчасти стоят денег, если они, конечно, не завалялись у будущего конструктора в гараже. Если человек сам собрал автомобиль и собирается на нем чистить снег или участвовать в гонках, где разрешены такие ТС, то на учет ставить необязательно, т.к. участвовать в общественном дорожном движении он не будет.

Если изобретатель появится на такой машине на улице города или трассе без свидетельства о регистрации, и его остановят сотрудники ГИБДД, то проблем не миновать: авто заберут на штрафстоянку с запретом на эксплуатацию, а хозяина ждет наказание в соответствии с КоАП РФ.

Поэтому важно помнить, что регистрация самодельного автомобиля в случае участия в дорожном движении по дорогам общего пользования строго обязательна. Неисполнение предписания карается по закону.

Необходимые для регистрации документы

Для того чтобы зарегистрировать самодельный автомобиль, кроме паспорта гражданина РФ и водительского удостоверения, потребуется еще ряд документов, для получения которых придется потратить немалые деньги. В перечень входят:


Порядок действий, которые необходимо совершить, чтобы ездить на собранном авто по дорогам страны, довольно длинный. Рассмотрим по порядку.

Сертификация и тестирование

Нужно найти с помощью сайта Ростехрегулирования или ГИБДД ближайший к хозяину пункт сертификации. Необходимо позвонить в пункт сертификации заранее, договориться о времени, чтобы далее согласовать со службой эвакуации авто на точную дату и время. Т.к. сертифицируют такие автомобили по упрощенной схеме, как малосерийные, то процесс будет все-таки более быстрым, нежели с конвейерными машинами. Особое внимание при сертификации автомобиля, по данным Ростехрегулирования, уделяется следующим параметрам:


После этого самодельный автомобиль будут тестировать на специальной площадке, проверяя его ходовые и технические характеристики. В некоторых городах есть особые научные площадки, предназначенные для таких испытаний. После проведения сертификации и экспертизы владельцу самодельного автомобиля выдадут заключение, в котором указывается одобрение или неодобрение этого типа транспортного средства. При получении одобрения такое свидетельство не имеет срока давности.

Получение паспорта транспортного средства

Оформить ПТС можно только в том случае, если хозяин авто, т.е. его создатель, сможет предъявить подтверждения того, что собирал он, а все детали приобретены законно. Здесь могут помочь фото и видеозаписи с процесса создания чертежей и сборки, а также документы купли-продажи и снятия с учета, если в основе самодельного авто лежит старый автомобиль, ранее зарегистрированный в МРЭО. Если документально подтвердить способы приобретения деталей не представляется возможным (например, они были где-то найдены или их просто отдали), то придется писать заявление по форме с описанием обстоятельств.

На этом этапе владельца могут отправить в бюро судебных экспертиз, особенно если на кузове, двигателе, шасси нет идентификационных номеров. В бюро машину проверяют и выдают справку о том, что автомобилю можно присваивать номер. Для этого необходимо будет проехать в ГИБДД. Там VIN набьют на металлическую пластину, которую установят под капотом. После этого можно претендовать на получение паспорта автомобиля.

Получение свидетельства о регистрации и номеров

Перед тем как зарегистрировать ТС, конечно, необходимо оформить страховой полис. Это делается в том же порядке, что и с остальными машинами, необходимо только предъявить все собранные документы. Далее, со всем пакетом бумаг (в дополнение еще нужны оплаченные квитанции, оплату можно произвести на месте) владелец может направиться в МРЭО ГИБДД для получения свидетельства о регистрации ТС с присвоением ему гос. номеров. самодельного автомобиля проходит примерно в том же режиме, что и всех других машин.

Весь процесс регулируется соответствующим законом Ростехрегулирования. Поэтому перед началом действий необходимо внимательно его изучить и собрать все необходимое, а также самостоятельно проверить автомобиль на соответствие заявленным требованиям. Без сертификации и других разрешений зарегистрировать самодельный автомобиль не получится, а поэтому не удастся и поездить на нем по дорогам общего пользования на законных основаниях.

Цена вопроса

Чтобы зарегистрировать самодельный автомобиль, придется потратить немалую сумму. В общей сложности процедура может обойтись владельцу в 150 000 – 200 000 руб. Сюда входит:

  1. Сертификация, которая стоит около 75 000 руб., хотя точная стоимость зависит от региона и конкретной модели собранного авто.
  2. Плата за услуги эвакуатора, т.к. до места прохождения тестов машину можно перевозить только на нем.
  3. Госпошлины, которые потребуется оплатить за получение свидетельства о регистрации и номеров.
  4. Оплата ПТС и страхового полиса.

Время чтения: 6 минут

Если вам удалось самостоятельно собрать машину, это свидетельствует об умении и таланте. Однако, чтобы эксплуатировать своё творение по дорогам общего пользования наравне с заводскими транспортными средствами, важно знать, как поставить на учет самодельный автомобиль в 2019 году. Это сложная, но выполнимая задача, если машина отвечает всем требованиям Росстата.

Регистрация автомототранспортных средств

Для передвижения по дорогам общего пользования в России любой автомобиль или мотоцикл должен состоять на регистрационном учёте в ГИБДД. Невыполнение этого требования является серьёзным нарушением и служит основанием для наложения административного взыскания на собственника транспортного средства.

В этих документах должны быть указаны:

  • тип транспортного средства;
  • базовое ТС, которое было взято за основу самодельного автомобиля;
  • экологический класс;
  • сведения об изготовителе;
  • год изготовления ТС.

Процедура регистрации самодельного автомобиля

Успешное прохождение сертификации самодельного автомобиля ещё не означает, что его поставят на учёт в ГИБДД в день обращения, как это бывает с серийными заводскими ТС. У машины ещё нет VIN-кода, без которого регистрационные действия не осуществляются.

Постановление об отсутствии VIN-кода

ГИБДД не имеет полномочий присваивать идентификационные номера транспортных средств, поэтому при обращении в МРЭО вам выдадут постановление об отсутствии VIN-кода. Для его получения необходимо подтвердить легальное происхождение автомобиля.

Проверка в Бюро судебных экспертиз

Для установления юридической чистоты транспортного средства его направляют в Бюро судебных экспертиз. Эксперты должны проверить автомобиль и выдать направление на присвоение VIN-кода.

Присвоение идентификационного номера

Сегодня в России присвоением идентификационных номеров самодельным автомобилям занимается центр “Стандартизация и идентификация” при ФГУП НАМИ в г. Москве. Привозить сюда машину не нужно, даже самому приезжать нет необходимости. Достаточно оправить письмо-заявку на адрес электронной почты центра [email protected], где указать следующие сведения:

  • наименование и тип ТС;
  • год изготовления;
  • номер двигателя, шасси и кузова;
  • мощность, рабочий объём и тип двигателя;
  • разрешённую максимальную массу;
  • массу без нагрузки;
  • грузоподъёмность;
  • Ф.И.О. мастера-изготовителя.

Дополнительно к письму необходимо приложить:

  • чертёж общего вида ТС формата А4 или фотографии (вид спереди и сбоку) с указанием габаритных размеров;
  • ксерокопию 1,2 и 5 страницы паспорта изготовителя.

Через некоторое время вы получите свидетельство, в котором будет указан VIN-код самодельного транспортного средства.

Постановка на учет в ГИБДД

После проведения всех вышеперечисленных процедур регистрация самодельного автомобиля в ГИБДД становится реальной и вы сможете получить ПТС. Необходимо , оформить полис ОСАГО и выполнить стандартную процедуру регистрации, после которой вам должны выдать госномера и СТС.

Затраты на регистрацию самодельного автомобиля

Постановка на учёт в ГИБДД самодельной машины стоит гораздо дороже, чем регистрация серийной модели. Вам следует ориентироваться на следующие финансовые затраты:

  • Услуги центров сертификации – от 14 000 руб.
  • Проверка экспертами Бюро судебных экспертиз – от 10 000 руб.
  • Присвоение VIN-кода – от 3600 руб.
  • До центра сертификации машину нужно доставить на эвакуаторе, поскольку без регистрации в ГИБДД вы не можете ездить на ней по дорогам общего пользования. Стоимость перевозки в каждом отдельном случае будет разной, поскольку учитываются расстояние и рыночные цены логистических услуг в вашем регионе.
  • Техосмотр – от 400 до 800 руб.
  • Стоимость ОСАГО будет зависеть от стажа водителя, а также от наличия фактов ДТП по его вине. Без страховки регистрация автомобиля не осуществляется. Цена полиса составит около 4000 руб.
  • Выдача ПТС – 800 руб.
  • Выдача госномеров и свидетельства о регистрации ТС в ГИБДД – 2500 руб.

Таким образом, легализация самодельного транспортного средства – затея не из дешёвых, поэтому следует заранее оценить расходы.

Административная ответственность за езду без регистрации в ГИБДД

Если вы планируете использовать самодельный автомобиль для передвижения по просёлочным грунтовым дорогам, которых официально не существует, можете не ставить его на учёт в ГИБДД. В случае выезда на городские улицы или любые другие дороги общего пользования за езду на незарегистрированном транспортном средстве на вас могут наложить штраф:

  • от 500 до 800 руб.;
  • 5000 руб. или лишить водительского удостоверения на 1-3 месяца – при повторном нарушении.

Выводы

Целесообразна ли регистрация самодельного автомобиля, решайте самостоятельно. Вполне возможно, что процесс регистрации затянется и потребует гораздо больше сил и терпения, чем сборка машины. Никто не может гарантировать, что вы сможете сразу пройти сертификацию в Росстате. При наличии несоответствий действующим стандартам вам придётся их устранять и снова привозить своё творение на испытательный полигон. До финишной черты смогут дойти только самые стойкие и упрямые создатели самодельных машин.

Какова процедура регистрации самодельных автомобилей: видео

Среди автолюбителей найдётся немало умельцев, которые могут собственноручно собрать функционирующее транспортное средство из подручных материалов, старых автомобилей и запасных частей. При этом до недавнего времени ездить на таком автотранспорте по дорогам было невозможно, поскольку не существовало закона, разрешающего регистрацию самодельных моделей.

В наше время ситуация относительно самоделок изменилась – теперь любой мастер сможет зарегистрировать созданный своими руками транспорт, однако для осуществления данной процедуры согласно законодательству необходимо запастись деньгами и терпением.

До восьмидесятых годов минувшего столетия были времена, когда самодельное авто можно было эксплуатировать и без учёта, однако на сегодняшний день регистрация созданных своими руками автомобилей является обязательной процедурой.

Первый закон об обязательном учёте самоделок был принят в отношении автомобилей, которые имели мощность, превышающую 50 л.с. и размеры 1,8×4,7 м, поэтому многие использовали существующие ограничения в свою пользу и уходили от обязательной регистрации.

Следующим этапом стал запрет на сборку транспортных средств из запчастей от серийных автомобилей, поэтому на учёт таким моделям было не встать. В этот период было разрешено собирать транспортные средства из подручных деталей. В 2005 году самоделки оказались под запретом на регистрацию, и только 2 года назад учёт таких автомобилей стал обязательным – только благодаря ему можно использовать самодельный транспорт по назначению. Зарегистрировать при этом можно только модель, общий вес которой не превышает 3,5 тонны.

Зарегистрировать самодельный транспорт в МРЭО можно таким же путём, как и обычное серийное авто. Однако на этом этапе могут возникнуть сложности, так как у создателя вряд ли имеется технический паспорт на созданную модель.

Для получения техпаспорта необходимо подтверждение того, что авто было создано его хозяином, а все конструктивные составляющие приобретались законно. Иными словами, нужно предъявить договор о покупке автомобиля-основы. Такое ТС, в свою очередь, должно было сняться с регистрационного учёта, и об этом у создателя также должен быть соответствующий документ.

Этапы регистрирования самодельного авто

Чтобы узнать, как поставить на учет самодельный автомобиль, нужно рассмотреть все этапы процесса.

В первую очередь, для успешного прохождения процедуры регистрации, нужно получить специальный документ, который удостоверит соответствие созданного авто государственным стандартам – пройти сертификацию изделия.

О деталях проведения процедуры можно узнать из приказа Ростехурегулирования, принятого в 2014 г.

Сертификация авто

Перед проведением сертификации необходимо уточнить, где расположен пункт сертификации. Далее необходимо договориться о времени встречи и доставить на указанное место свой автомобиль. При этом следует знать, что запрещено доставлять до места сертификации авто своим ходом, поэтому для такого случая понадобится эвакуатор или машина с прицепом. Автомобиль будет сертифицироваться как транспортное средство малой серии по довольно упрощенному порядку.

В первую очередь сертификационная комиссия обратит внимание на следующие детали:

  • Соответствие собранной модели необходимым стандартам экологии (Евро-3 или 4);
  • Шумовой уровень автотранспорта;
  • Состояние всех важных систем автомобиля, а также его устойчивость, размеры, безопасность на трассе и т.п.

По результатам пройденной оценки владелец самоделки получит экспертное заключение в виде одобрения ТС, не имеющего срока давности. Помимо прочего, собранную модель будут тестировать на специально приспособленном треке.

После успешного завершения испытаний и прохождения тестов водителю будет выдано экспертное заключение – оно понадобится для следующего этапа регистрации.

Если на первоначальном этапе сертификат не был получен, водитель имеет право обращаться за ним повторно, однако при этом он должен предоставить чертежи, согласно которым были внесены изменения в конструкцию.

Что делать, если нет документов на установленные элементы?

Иногда случается так, что создатель не может подтвердить документами пути, по которым он получил запчасти и элементы. В этом случае необходимо написать соответствующее заявление, в котором будут указаны все обстоятельства. При этом желательно приложить к заявлению фотоотчёт, на котором будут изображены этапы сборки.

Если у транспортного средства отсутствуют идентификационные номера, то с большой вероятностью такая машина отправится на судебную экспертизу. Эксперты, в свою очередь, должны будут выдать справку о том, что автомобилю можно присвоить ИН.

Данная справка понадобится в отделении Госавтоинспекции, где ИН будет присвоен транспорту. Его набьют на специальную пластину из металла, после чего монтируют под капот. После того как номер будет присвоен, можно отправляться в МРЭО для получения государственного номера и СТС. Во время процедуры регистрации на все детали автотранспорта должно быть предъявлено право собственности на конструктивные детали автомашины.

Сколько стоит регистрация самодельной машины?

Наиболее дорогой этап – сертификация, цена на него может достигать 80 000 рублей.

При этом не последнюю роль для изменения цены играет географическое местоположение автолюбителя и конструкция авто. К этой сумме нередко прибавляется стоимость услуг эвакуатора или же другого способа доставки самодельного автотранспорта до места тестирования.

Во время регистрационной процедуры понадобится также оплатить государственную пошлину, ПТС, госномер и страховой полис. Как правило, общая цена процесса доходит до 200 000 руб.

Подведем итоги