Как быстро охладить салон машины в жару. Способы охлаждения салона автомобиля Как сделать чтобы в машине было прохладно

Вконтакте

09.06.2018, 22:30 14182 0 Ассамблея Автомобилистов

Летняя жара является серьёзным испытанием, как для самого авто, так и для его владельца, поэтому вопрос как организовать охлаждение салона автомобиля летом, является всегда актуальным.

Способы охлаждения салона автомобиля

Езда в жару в городских пробках, поездки за город, автопутешествия во время летных отпусков – во всех этих и других случаях комфорт не только делает езду приятной, но и уберегает от получения теплового удара.

Итак, что же делать, чтобы охлаждение автомобиля в жару было эффективным? Для начала следует условно разделить эту проблему на три части. Первая – как не допустить перегрева салона. Вторая – как правильно использовать штатный кондиционер. И наконец, способы охлаждения салона автомобиля своими руками.

1. Профилактика перегрева

Правильная парковка

Существует несколько простых правил как не допустить перегрев. Прежде всего, речь идёт о выборе правильного места парковки. Лучше если местом стоянки автомобиля будет подземный паркинг. Там и температура гораздо ниже, чем наверху и подъезд идеальный.

Однако в подавляющем большинстве случаев этот совет остаётся нереализованным, ведь подземные парковки это пока ещё редкость. Тем более если речь идёт, например, об автопутешествии в Крым.

Более приемлемый вариант парковаться под навесом, а если его нет, то в тени деревьев или зданий. При этом надо учитывать, что солнце движется и там, где несколько часов назад была тень, сейчас может оказаться солнцепёк.

Любая даже самая незначительная тень хорошо спасает от перегрева и создаёт отличные условия для комфорта во время дальнейшей езды.

Солнцезащитные экраны и многое другое

Часто случается, что тень поблизости отсутствует, к примеру, на парковке возле торгового центра, на остановке во время дальнего пути или на морском пляже. В этих случаях на помощь приходят специальные солнцезащитные экраны, которые цепляются на лобовое стекло. Они отражают солнечные лучи, создавая внутри авто тень и не давая ему сильно нагреваться.

В тех случаях, когда предполагается длительная стоянка, для исключения перегрева лучше использовать специальные чехлы, которые надеваются на автомобиль. Они и от солнца спасут, и не дадут перегреться, и уберегут лакокрасочное покрытие авто от выгорания.

Если салон уже перегрет...

Неприятная ситуация, когда салон авто настолько перегрет, что за руль взяться невозможно, кожаные сидения превратились в своеобразные печки, а воздух внутри как в хорошо растопленной сауне. В этом случае рекомендуется на несколько минут открыть все двери, чтобы перегретый воздух вышел. Существует даже так называемый «японский способ», который заключается в том, что открывается водительское окно, а затем несколько раз подряд открывается и закрывается дверь, расположенная по диагонали от водителя . Говорят метод очень действенный, и позволяет быстро снизить температуру воздуха внутри авто. А перегретый руль и торпеду можно протереть специальными чистящими влажными салфетками или просто мокрым полотенцем.

В качестве профилактических мероприятий можно использовать тонировку стёкол или шторки на окнах. Однако надо понимать, что на такие средства защиты от жары существуют строгие ограничения. Сегодня в продаже существует специальная термоплёнка на стёкла, но устанавливать её довольно сложно, даже в условиях автосервиса.

2. Использование штатного кондиционера

Казалось бы, что тут сложного – сел в автомобиль даже с перегретым салоном включил кондиционер на самую низкую температуру и дело с концом.

Однако надо понимать, что на самом деле всё не так просто. Если не побеспокоится о предварительном снижении температуры и сразу включить кондиционер на полную мощность, но из-за разности температур может треснуть лобовое стекло. Для того чтобы этого избежать следует перед поездкой открыть двери, выпустить горячий воздух, затем начать движение сначала при открытых окнах и только потом включить кондиционер и закрыть все окна.

3. Охлаждение салона автомобиля без кондиционера

Безусловно, в автомобилях без кондиционера охлаждать салон в жару гораздо сложнее. Однако существует несколько способов, которые реально помогают.

Использование испарения воды и дополнительный вентилятор

Самый простой способ – побрызгать в слоне водой из пульверизатора, а на дефлекторы обдува повесить мокрые полотенца. В этом случае вода, испаряясь под направленной струёй воздуха, будет понижать температуру, и приносить приятную прохладу. Можно приобрести дополнительный автомобильный вентилятор. Эффективность его невысока, но по утверждению многих водителей со стажем он хорошо помогает переносить высокие температуры. Существуют вентиляторы, работающие от солнечных батарей, которые «выгоняют» горячий воздух на парковках. Сегодня можно даже купить портативный кондиционер, работающий от прикуривателя. Он состоит из вентилятора, который гонит воздух через влажный внутренний фильтр.

В качестве охлаждения салона автомобиля своими руками часто советуют использовать пластиковые бутылки со льдом, отдельные кубики льда в различных ёмкостях, охлаждающие элементы для термосумок. Безусловно, такое охлаждение авто будет экономичным, а вот о его эффективности можно поспорить.

Заканчивая летний трудовой день и направляясь после напряжённой работы к автомобилю, стоявшему всё это время на улице, нужно быть готовым к тому, что температура в салоне достигла небывалых значений. Палящее солнце сделало свою работу и сейчас машина больше напоминает баню на колёсах, чем простое средство передвижения. Ехать в таких условиях кажется невозможным, поэтому необходимо как можно быстрее охладить салон.

Дальновидные водители учитывают возможные неприятности , которые сулит им летний зной, ещё до начала рабочего дня. Наиболее удачным из них удаётся оставить своё транспортное средство в тенёчке и таким образом защитить от перегрева. Но, к сожалению, теневых мест на всех не хватает и кому-то приходится довольствоваться тем, что осталось. Они-то и страдают от перегрева. На самом деле, охлаждение салона можно произвести довольно быстро. На это уйдёт не более пяти минут. Конечно, моментально достичь желанной прохлады вам не удастся, однако сделать так, чтобы нахождение в замкнутом пространстве не вызывало дискомфорт, вполне возможно. Как же этого достичь?

Самый простой вариант – распахнуть все двери и таким образом устроить сквозняк. Метод эффективен даже в безветренную погоду. В таких условиях охлаждение не произойдёт, но зато быстро выйдет весь горячий воздух и, как следствие, снизится общая температура. Потребуется на это от пяти до десяти минут.

Впрочем, если вы можете сесть на горячее сидение, охладить салон автомобиля естественным способом можно и в процессе движения. Для этого придётся открыть окна, расположенные по отношению друг к другу по диагонали. Правда, способ может спровоцировать возникновение простуды, поскольку водитель окажется на сквозняке.

Ещё один способ охлаждения салона подразумевает использование вспомогательных устройств. Например, для этой цели отлично подойдёт штатный кондиционер. Правда с момента запуска двигателя до эффективной работы системы кондиционирования пройдёт какое-то время. Задействовать кондиционер рекомендуется лишь после того, как холостые обороты двигателя опустятся до нормальных. В противном случае несколько увеличится нагрузка на агрегат.

Как вариант, желающим после окончания трудового процесса быстро сесть за руль и убраться восвояси, можно посоветовать ещё один действенный метод охлаждения салона автомобиля. Примерно за час до отбытия домой переставьте машину в тень или хотя бы приоткройте её окна. Этого времени будет достаточно для того, чтобы горячий воздух вышел, а вы смогли бы сразу сесть за руль и благополучно отправиться домой.

Небывалая жара, установившаяся этим летом в России, нанесла ощутимый ущерб владельцам старых транспортных средств, двигатели которых имеют водяное охлаждение. То и дело можно увидеть, как на окраине дороги стоит подержанная «тройка» или «пятерка» ВАЗ с открытым капотом, из-под которого валит белый пар. Не меньше проблем усиливающееся с каждым годом пекло доставляет тем, чьи машины не оборудованы климатическими системами – кондиционерами и климат-контролями. Им точно не позавидуешь: езда с открытыми окнами от жары особо не спасает, зато приносит другие неприятности: шум, вонь выхлопных газов, и, что самое печальное, повышенный расход топлива.

Конечно, езда с включенным кондиционером или климат-контролем тоже влияет на топливный «аппетит» автомобиля, который во многом сопоставим с повышенным расходом двигателя машины, у которой во время движения открыты все окна. Но у кондиционированн ого автомобиля есть свои неоспоримые преимущества – тот же климатический комфорт в салоне. Правда, создать этот самый комфорт нужно с умом, ведь неправильное пользование климатической системой может привести к ее поломке, так и к проблемам со здоровьем у пассажиров авто. Сегодня мы дадим несколько советов, как правильно пользоваться кондиционером в автомобиле.

На фото: кнопка включения/выключения кондиционера

Каждый уважающий себя автолюбитель, заботящийся об исправном состоянии и своего «железного коня», накануне сезонов проводит диагностику всех систем – в том числе и климатической. Осенью мы проверяем работу , весной – кондиционера. Не зря в апреле-мае интернет пестрит объявлениями о скидках на диагностику кондиционеров – ее рекомендуется проводить два раза в год, весной и осенью.

Что включает в себя диагностика кондиционера? Перво-наперво, проверку уровня фреона – вещества, ответственного за охлаждение воздуха, поступающего в салон из кондиционера. Если этот уровень меньше нормы, то это чревато как плохим охлаждением воздуха, так и выходом из строя частей охлаждающей установки – компрессора, конденсора (радиатор кондиционера) и напорной магистрали. Причина таких неприятностей – разгерметизация системы кондиционировани я, которая может наступить в результате образования микротрещин на корпусе конденсора или трубок, по которым течет смешанный со специальным маслом, выполняющим смазывающую функцию для трущихся деталей системы, фреон.

Специалист проверяет всю систему, и при обнаружении очагов разгерметизации принимает решение о замене вышедших из строя деталей. Это – серьезные последствия, диагнозом которых становится падение уровня фреона. Но есть и другие причины. Фреон – газ, и как все подобные вещества, он испаряется естественным путем. Так что падение уровня фреона может быть продиктовано сроком службы автомобильного кондиционера без его дозаправки. Помимо проверки уровня фреона, нужно следить и за тем, чтобы на испарителе не образовывались грибки. Эту проблему выдает неприятный запах при включении кондиционера – пахнет мокрой собакой. В сервисных центрах эту проблему устраняют при помощи дезинфекции испарителя и смены фильтров кондиционера.

Провести такие операции можно и самостоятельно. В любом случае, советуем вам не игнорировать рекомендации автопроизводител ей по обслуживанию автомобильных кондиционеров и регулярно диагностировать их состояние.

Допустим, климатическая система вашего автомобиля исправна и лето вы встречаете во всеоружии. Но мало иметь исправный автомобильный кондиционер – важно правильно им пользоваться. Особенно в сильную жару. Приведем несколько простых правил, которые сделают поездку в автомобиле с кондиционером максимально комфортной.

Проветриваем автомобиль. Не следует включать кондиционер сразу же, как только заведете двигатель, особенно если машина стояла на солнце, а в салоне образовался «Ташкент». Первым делом открываем в авто все окна и минут 10 проветриваем салон. После этого окна закрываем, и включаем вентилятор кондиционера сначала на «единичку», установив указатель температуры в среднее положение, а по истечении нескольких минут – на «двойку», повернув тумблер датчика температуры на максимум. Охлаждать салон лучше не на стоянке, а в движении – поступающий внутрь салона воздух извне на скорости облегчит задачу кондиционера по созданию комфортной температуры. Также важно при охлаждении салона, особенно если температура за бортом выше +25 градусов, не направлять холодный воздух на стекла – из-за резкого перепада температур, в стекле могут образоваться микротрещины, которые со временем перерастут в большие трещины.

2. Устанавливаем корректный режим охлаждения . Не рекомендуется долгое время ездить в авто, кондиционер которого работает на максимуме – так недолго и ангину подхватить. Поэтому после достаточного охлаждения воздуха в салоне лучше установить скорость вентилятора на «двойку» или «единичку», а также повысить температуру.

3 . Устанавливаем оптимальную температуру в салоне . Медики говорят, что самая комфортная температура в салоне автомобиля – 20-22 градуса. Поэтому, чтобы избежать простудных заболеваний, после достаточного охлаждения интерьера, лучше установить указанную выше температуру (если кондиционер не цифровой, а механический – то выставить указатель температуры на средние деления), а обдув направить на ноги.

4 . Правильно регулируем приток воздуха в салон . Если охладить воздух в салоне автомобиля нужно быстро, то включаем режим внутренней циркуляции воздуха.

Таким образом, в интерьере образуется замкнутое пространство, ограничен доступ горячего воздуха извне, и салон быстрее охлаждается. Такой способ часто применяют, когда авто стоит на стоянке или если температура воздуха вне автомобиля выше 25 градусов.

5 . Следим за направлением холодного воздуха . Автомобильные производители не зря оснастили воздуховоды «шторками»-дефле кторами, при помощи которых можно регулировать направление потока воздуха и его интенсивность. При кондиционировани и важно настроить все дефлекторы так, чтобы охлажденный воздух равномерно распределялся по салону.

Приведенные рекомендации в большей части подойдут для владельцев автомобилей, оснащенных механическими кондиционерами. Автоматические климатические системы обучены регулировать все параметры автономно, без участия водителя.

Когда на улице жара за +30 °C, даже в движущейся по трассе машине под потоками горячего воздуха ощущаешь себя как в сауне, если кондиционера нет или он отказался работать. Стоя в пробках при таких условиях, можно запросто получить тепловой удар. Достаётся и самому автомобилю, который весь день, пока вы на работе, парится на парковке под палящим солнцем. Салон нагревается до такой степени, что невозможно сесть на сиденье и дотронуться до руля - они просто раскалённые… На самом деле, спасение есть. Давайте рассмотрим, как охладить салон автомобиля без кондиционера.

Операция «Воздух» на парковке

Главное - не оставлять машину в таком виде без присмотра

Как ни старайся, внутри машины, не оснащённой кондиционером, не будет холоднее, чем снаружи. Но если удаётся поддерживать в салоне такую же температуру, как и на улице, это уже большое достижение.

Максимально приблизят к этой цели следующие нехитрые приёмы:

  1. На парковке ищите тень - по возможности не оставляйте авто под прямыми лучами солнца. Если тени нет, поставьте машину задом к солнцу. Какое-то время это спасёт салон от нагрева. Если у вас есть солнцезащитная шторка, паркуйтесь, наоборот, передом к солнцу и укрывайте шторкой приборную панель.
  2. Независимо от наличия тени приспустите все боковые стекла примерно на 1 см для циркуляции воздуха в салоне - через щели горячие потоки будут выходить наружу, а внутрь будут заходить более прохладные уличные. Этот вариант, конечно, подходит, только если вы уверены, что оставляете машину в безопасном месте.
  3. Перед тем как садиться в салон, на несколько минут распахните все двери и опустите стекла - температура внутри быстро уравняется с наружной.
  4. Горячий руль протрите влажной ветошью - испаряющаяся влага заберёт лишние градусы и остудит баранку.

Важно! В машине всегда, особенно летом, должна быть пятилитровая канистра, наполненная водой. Много места она не займёт, а в экстренной ситуации выручит. Например, в жару нелишним будет смочить и лицо, и даже волосы.

Операция «Мокрый обдув» в движении

Допустим, на парковке вы салон остудили - сели, поехали. До первого светофора. А там - нескончаемые пробки. Давайте спасаться!

  1. Опускайте все стекла. Снаружи так или иначе прохладнее.
  2. Включайте холодный обдув, а на дефлекторы повесьте мокрую тряпку (повторим, вода и несколько чистых тряпок у вас есть априори). За периодическое смачивание ветоши и смену на дефлекторе может отвечать пассажир. Хотя в пробке вы и сами прекрасно с этим справитесь. Проходящий через мокрую ткань воздух из дефлекторов будет остывать, увлажняться и принесёт облегчение.
  3. На трассе, если боитесь сквозняков, опускайте стекла только с одной стороны - левой или правой.
  4. Мокрая ветошь на дефлекторах поможет и в движении на большой скорости.

Портативный кондиционер для машины

Портативный кондиционер - прекрасный вариант для водителей большегрузов

Для его установки не нужно прокладывать трубки и устанавливать какие-то дополнительные устройства, блоки и прочие вещи. Такой кондиционер устанавливается на крышу машины и реально охлаждает салон. Но этот вариант больше подходит для грузового транспорта. В легковую машину за эти же деньги лучше установить штатный кондиционер.

Автомобильный кондиционер от прикуривателя

Кондиционер от прикуривателя займёт в автомобиле чуть больше места, чем, скажем, смартфон

Такой кондиционер, по сути, представляет собой вентилятор на обычной воде без заправки фреоном. Мотор гонит влажный воздух с сырого тканевого фильтра, а влага, испаряясь на лопастях фильтра, охлаждает салон.

Обычный автомобильный вентилятор

Кто-то скажет, что вентилятор просто гоняет горячий воздух, но на безрыбье и он сгодится

Это, конечно, дедовский метод, но вполне жизнеспособный. 12-вольтовый вентилятор, который ставят на приборную панель или крепят над лобовым стеклом, а то и к нему при помощи присоски, так или иначе облегчит состояние, гоняя воздух.

Термоплёнка на стекла

За термоплёнку придётся выложить немалую сумму, но результат того стоит

Правильно это называется - атермальная тонировка. Неплохой вариант, но нанести ее не так просто. Поэтому подходит он только для тех, кто готов раскошелиться не только на саму пленку, но и на услуги специалиста. Зато эффект получится потрясающий.

Видео: Кондиционер в машине своими руками

Панацеи для спасения от жары при отсутствии кондиционера, конечно, нет. Но если использовать приведённые выше рекомендации, можно существенно снизить последствия летнего зноя.

- Гиви! Давай откроем окно - жарко!

- Нэт! Пусть думают, что у нас кандыцыонэр!

Анекдот советских времен

Когда-то, будучи в одной из жарких и при этом нищих стран, я обратил внимание на местные Жигули, которых там было довольно много. Почти у всех была общая черта: рулевое колесо, а также торпедо, были обтянуты каким-то мехом - эдакий тюнинг на местный манер. Смотрелось, честно говоря, весьма убого.

Впрочем, вскоре до меня дошло, что от африканского «тюнинга» есть реальная польза. Ведь машина, постоявшая на солнцепеке, порой раскаляется так, что схватиться за баранку просто невозможно. Можно долго спорить о том, какой цвет автомобиля даст при этом пару градусов бонуса, но какая принципиальная разница, скажем, между 60 и 70 градусами?

Лучше зададим более насущный вопрос: как побыстрее проветрить такую машину?

Страшилка

Дело даже не только в раскаленной баранке. Опасно еще и то, что нагретый салонный пластик частенько норовит снабдить наши легкие какой-нибудь гадостью - от брома и бензола до свинца и хлора. И чем выше температура, тем нам с вами хуже. Про детей и говорить нечего.

Что делать?

Рекомендации применять автозапуск отбросим сразу - у меня, к примеру, такой опции нет и не будет… А те, у кого она есть, и без наших подсказок умеют дистанционно пускать мотор и, соответственно, кондиционер. Нажал кнопочку минут за десять «до того» - и милости просим в охлажденный салон.

Обладатели машин без автозапусков обычно предлагают перед поездкой открыть одно окно, а затем 5–6 раз открыть-закрыть противоположную дверь. На улице воздух не настолько раскаленный, а потому такая «продувка» может быть полезной.

Впрочем, в движении автомобиль остынет гораздо быстрее. Поэтому придется заняться раскаленным рулём и, иногда, сиденьем. Перегревшуюся баранку проще всего протереть чистой мокрой тряпкой - испаряющаяся вода очень быстро сделает свое дело. А вот всякими салфетками для рук лучше не пользоваться: если рулевое колесо вдруг станет липким, то эффект будет сродни больному зубу: язык постоянно будет его ощупывать. По себе знаю: липкий руль доводит до бешенства.

То же относится и к раскаленному сиденью, хотя и в меньшей степени. Но если вы собираетесь ехать с пляжа - в плавках или купальнике, то в этих случаях обычно сразу вспоминают про тряпочные чехлы…

Тронувшись с места, надо постараться побыстрее прогнать горячий воздух наружу. Тут, понятное дело, помогут боковые окна - откройте их хотя бы на несколько минут. Любопытно, что многие советуют открывать не все окна, а по диагонали - дескать, при таком раскладе проветривание ускорится. Ну не знаю, насколько это верно - впрочем, нужно верить в народную мудрость. Хотя, если электропривод имеется только на передних дверях, то про диагонали можно забыть: никто в здравом уме не полезет назад крутить ручки стеклоподъемников. Кстати, в хэтчбеках проветриванию очень даже способствует открытая задняя дверь. Как известно, они и вымораживаются быстрее.

Если в машине нет кондиционера - а такое, поверьте, встречается, - то вы уже сделали все, что могли. Правда, в Сети попался забавный совет положить на пол кусок сухого льда, но это, конечно же, очень странный совет. Во-первых, это вредно. А во-вторых - в каком супермаркете это продается?

Если же машина оборудована кондеем, то уже через несколько минут вы почувствуете облегчение. Но в любом случае в первые минуты движения окна надо открыть - пусть пекло быстрее улетучивается наружу. Главное - не забыть закрыть их обратно, иначе от кондиционера особого толка не будет.

Еще страшилки

Иногда включение кондиционера в нагретой машине приводит к растрескиванию ветрового стекла вследствие резкого перепада температур. Такое бывает нечасто, но все же случается. Поэтому не направляйте ледяной поток сразу на стекло - пусть оно сперва слегка остынет.

Не заставляйте свой кондиционер обеспечивать вам запредельно низкую температуру. Вместо теплового удара при этом можно заработать что-то ангиноподобное. В жару это случается сплошь и рядом.

Советы из серии «Чтобы этого не случилось» всегда звучат немножко банально. Дескать, ставьте машину в тень или на подземную парковку, используйте солнцезащитные шторки, применяйте отражающие экраны. Все эти советы, в общем-то, правильные, но немножко избитые. И не всегда реализуемые - ну где мне взять на пляже подземную парковку?

А вот что совсем просто сделать, так это завести привычку возить с собой канистру с чистой водой. Пятилитровка много места не съест. И неважно, что в горячей машине она нагреется - для протирки руля, сидений и даже, извините, собственной физиономии она вполне подойдет. Кстати, последнее обстоятельство очень важно: в жару крайне желательно время от времени устраивать себе водные мини-процедуры: протирать лицо, шею, руки - а лучше и ноги!

Еще в жару надо больше пить. И не ту дрянь, о которой сразу все подумали, а самую обыкновенную воду. Где взять? Ну, мне кажется, что это решаемый вопрос.

И еще - насчет нагретого салона. Чистая машина любого цвета нагревается меньше, чем грязная. Надеюсь, с этим никто не будет спорить.

Счастливого пути и крепкого здоровья!