Можно ли смазывать цепь велосипеда моторным маслом. Чем лучше смазать цепь велосипеда? Купить смазку для цепи велосипеда в России можно

Среди велосипедистов довольно актуален вопрос: чем смазать цепь велосипеда. Правильно подобранная смазка обеспечивает адекватную работу трансмиссии велосипеда. Удачный выбор смазочного материала позволяет избежать ненужных проблем, таких как неправильное переключение передач, загрязнение системы, преждевременный износ деталей.

Вот шесть лучших лучей для велосипедной цепи

Восковая смазка, наиболее подходящая для горячих и сухих условий. Самоочищающаяся смазка для сухих или пыльных условий. Смажьте велосипед в гараже или на открытом воздухе. Пол, вероятно, будет немного грязным, поэтому тщательно накрывайте пол газетой, пластиком или чем-то подобным.

Какие участки цепи велосипеда нужно смазывать

Переверните велосипед вверх ногами. Поместите его посередине. Счистите грязь и грязь с зубчатых колес на заднем переключателе. Это лучше всего работает, если вы держите лезвие отвертки в боковом направлении против внешних частей зубчатого колеса и осторожно поворачивайте кривошипы. Старайтесь не допускать попадания высушенной грязи и грязи в цепь.

Чем лучше смазывать велосипедную цепь

Среди множества смазочных материалов пользуются:

  1. Специальными жидкими маслами, которыми можно смазывать все виды цепей, амортизационную систему, тормоза. Масло хорошо проникает в труднодоступные места, за счёт чего обеспечивается бесперебойная работа велосипедных деталей.
  2. Двухкомпонентными аэрозолями. Аэрозоль прекрасно подходит для любого переключателя, ею можно смазывать резьбы и тросики. При распылении обрабатываются труднодоступные участки, а излишек аэрозоли на поверхности удаляется тряпкой. За счёт керосина, содержащегося в аэрозоли, легко поддаются разъединению испорченные детали.
  3. Пластичными смазками. Этот вид используется не только в качестве смазочного материала, им также уплотняют все виды соединений.
  4. Смазками, содержащими кальций («Солидол», «Униол»). Допускается обрабатывать любые соединения и узлы. Кальций держится весьма продолжительное время на поверхности смазанной деталей, благодаря чему обеспечивается их слаженная работа.
  5. Смазками с литием из разряда пластичных видов – «Фиолом», «Литолом-24».

Все перечисленные смазочные материалы предназначены для быстрого и тщательного смазывания всех велосипедных элементов. Своевременное обслуживание велосипеда позволяет содержать в норме его трансмиссию.

Воск и смазка велосипедной цепи

При условии, что вы работаете в хорошо проветриваемом помещении, вы можете добавить средство для обезжиривания, такое как очиститель цитрусовых. Возьмите тряпку в ладонь и оберните ее вокруг цепи. Держитесь крепко. Несколько раз поверните рукоятки, удерживая тряпку вокруг цепи. Это лучше всего работает, если вы держите верхнюю часть цепи, ближайшую к сиденью. Вы заметите, что цепь становится намного чище!

Смажьте цепь. Отметьте одну ссылку с волшебным маркером, наклейкой или лентой, чтобы вы знали, с чего вы начали. Начиная с отмеченной ссылки, примените одну каплю смазки цепи к каждой ссылке. Лучше всего применять небольшое количество капель в каждом промежутке, где две линии перекрываются. Не используйте слишком много или это будет потрачено впустую, потому что вы все равно вытрите лишнюю смазку!

Чем хороша тефлоновая смазка для цепи велосипеда

Смазочный материал, в качестве основы которого используется тефлон, весьма распространённый и подходящий вариант. Тефлоном смазываются практически все виды цепей. Выражение Teflon произошло от разработчика DuPont, а химический термин – «политрафторэтилен» (PTFE). Тефлон отличается крайне низким коэффициентом трения относительно контактирующих твёрдых поверхностей велоцепи (пластин, роликов).

Дайте смазке опуститься. Когда вы смазали все ссылки, поверните кривошипы снова на полминуты или около того, чтобы убедиться, что смазка правильно установлена ​​внутри внутренней линии. Удалите излишки смазки снаружи цепи с помощью тряпки. Общее использование и вода вытесняют смазку, что приводит к ухудшению характеристик переключения и ускоренному износу.

Избегайте толстых смазочных масел. Более тонкое масло будет смываться раньше, но оно будет намного дальше внутри линии. Поверните кривошипы во время капания смазки на цепи до насыщения, но не капайте. После работы смазки, держите тряпку на цепи, вращая кривошипы. Это очистит вашу цепь, удалив лишнюю смазку.

Помимо велосипедов, тефлоновую смазку применяют к более сложным и требовательным механизмам. Для лучшего проникновения в труднодоступные участки тефлон разводится маслом или растворителем в соответствии с условиями эксплуатации механизма (сухие, пыльные или мокрые дороги).

Смазывать цепь толстым слоем целесообразно при влажных условиях, поскольку вода не смоет защитное средство сразу. Однако для сухих условий толстый слой способствует быстрому накоплению грязи, что отрицательно скажется на слаженной работе механизма. Если езда предполагается по сухой и пыльной дороге, лучше покрыть цепь тонким слоем смазки. Умеренное количество смазки предполагает сравнительно меньшее прилипание дорожной пыли, чем толстый слой.

Мы справляемся со скользким предметом выбора цепного смазочного материала. Выбор смазки сводится к погоде и темпераменту. Любое трение или сопротивление внутри цепи может повлиять на эффективность использования вашей мощности. Чтобы ограничить трение между цепью и остальной частью трансмиссии, необходимо нанести смазку. Исследования показали, что сам тип смазки мало влияет на эффективность чистой цепи.

Реальная ценность смазки заключается в том, чтобы заполнить промежутки, которые в противном случае были бы заполнены грязью и грязью - вещи, которые увеличивают трение и снижают эффективность. Итак, если тип смазки неважен для эффективности, почему так много выбора?

Плюсы и минусы восковой смазки

Восковой смазкой пользуются преимущественно любители чистоты, которые передвигаются больше по сухим дорогам. Смазанная цепь воском имеет вполне эстетичный вид.

  • Плюсы применения восковой смазки. Поскольку воск способен защитить цепь от налипания грязи, частая чистка механизма не требуется. При сухой погоде защитный слой сохраняется в течение нескольких месяцев. Когда возникнет необходимость в обслуживании цепи, покрытие начинает слетать хлопьями.
  • Минусы использования воскового покрытия. При эксплуатации велосипеда во влажной среде смазывать цепь нужно довольно часто. Кроме этого, воском довольно сложно обработать труднодоступные участки. Для путешествий в сырую погоду предпочтение лучше отдать масляным смазкам, хорошо проникающим внутрь цепи.
Совет. Чтобы хорошо промазать цепь, её необходимо предварительно хорошо почистить с помощью специальной машинки либо вручную. Смазка цепи производится исключительно предназначенными для этого материалами, но никак не подсолнечным или машинным маслом. При выборе биоразлагаемых смазочных материалов не придётся контактировать с химией.

Какие участки цепи велосипеда нужно смазывать

Цепь смазывается двумя способами: аэрозольным и капельным. Аэрозоль удобна в применении, но всё же правильным способом считается капельная обработка механизма. Цепь смазывается в местах:

Правильно устанавливаем велосипедную цепь

Но быстрый взгляд на ваш местный магазин велосипедов покажет широкий спектр смазок на выбор. Мокрый, сухой, воск, керамика - это всего лишь несколько различных предлагаемых типов. Итак, какой смазкой вы должны выбрать? Несмотря на кажущуюся бесконечную разницу, цепную смазку можно разделить на две простые категории - «влажную» и «сухую».

Ранние бренды использовали что-то вроде моторного масла для автомобилей. Его консистенция сбрасывала основные спреи-смазки, которые в основном предназначались для вытеснения воды. Но многие велосипедисты на трассе с гоночной трассой взяли восковые цепи в сковороде. Секретные формулы, смешанные на кухне, часто приводили к тому, что цепочки окунались в навязчивые восковые смазки на ночь.

  • трения заклёпок о внутренние пластины;
  • соприкосновения внутренних и внешних пластин между собой;
  • внутри ролика для его свободного вращения вокруг собственной оси.

Поскольку цепь нуждается во внутренней смазке, а не внешней, целесообразно воспользоваться капельным способом. Потребуется терпение, чтобы закапать все сочленения звеньев. В свою очередь, распыление аэрозолю значительно сокращает время.

Компании вскоре поняли, что вместо того, чтобы нагревать воск, чтобы расплавиться на цепочке, воск можно расплавить в растворителе. Когда это применяется, растворитель испаряется, оставляя только воск или «сухую» смазку. Влажные смазки используются в любых погодных условиях, но на самом деле выходят на первый план, когда они осенью и зимой катаются на воде, так как они устойчивы к воде, поэтому не смываются, ездя через лужи или в ливне.

Большинство мокрых смазок обеспечит эффективную смазку для более чем 100 миль езды с одним приложением. Если вы ездите в зимние месяцы, мокрая смазка будет сопротивляться коррозии солей. Влажные смазочные материалы также действительно хороши в снижении шума трансмиссии.

Внимание! При аэрозольном способе смазывается не только цепь, но и другие участки, совершенно не нуждающиеся в этом. Смазка на тормозных дисках, ободках, тормозных колодках способствует излишнему загрязнению этих элементов и нарушению трансмиссии.

В качестве компромиссного решения можно использовать двухкомпонентную смазку, которая разводится растворителем. Процесс нанесения смазки занимает мало времени, а масло хорошо проникает внутрь цепи.

Как вручную смазывать велосипедную цепь

Смазка велоцепи выполняется в несколько этапов:

  • Переключение цепи непосредственно на средние звёздочки. Должна образоваться прямая линия. Устраняется грязь тряпкой.
  • Нанесение смазки предпочтительным способом: аэрозолю или капанием со шприца (бутылки).
  • Обработка смазкой каждого валика и ролика цепи с обеих сторон. Одновременно против часовой стрелки необходимо вращать педали.
  • Вращение педалей производится несколько минут на одинаковой скорости. За это время смазочный материал проникнет внутрь валиков цепи.
  • Устранение излишков смазки. Заляпанные звёзды, рама, колёса и другие элементы протираются чистой тряпкой. Смазанной должна быть лишь внутренняя часть роликов и валиков. Наружная смазка чревата дополнительным налипанием пыли.

Как пользоваться машинкой для чистки велосипеда

Машинная чистка хороша тем, что нет необходимости в съёме цепи.

Недостатком является то, что липкая природа мокрого масла может притягивать грязь, которая, если ее оставить на месте, может работать как шлифовальная паста для быстрого изнашивания компонентов. Он также окисляется, и если его оставлять до конца, он становится густым черным гулом. Использование влажной смазки должным образом требует регулярного обезжиривания и очистки вашей трансмиссии.

В сухих, весенних и летних условиях вы хотите использовать более легкую смазку, как правило, «сухую» смазку на основе воска. Сухие смазки гораздо чище использовать и привлекают меньше грязи, даже при повторном применении. Это делает их намного лучше в сухих или пыльных условиях, особенно внедорожных или на гравийных дорожках.

Помните! Цепь очищается преимущественно растворителем. Некоторые предпочитают уайт-спирит. Другие пользуются керосином. Допустимо воспользоваться хорошим моющим средством. Бензином пользоваться крайне нежелательно, т. к. этот продукт растворяет последующую смазку.
  • Первый шаг предполагает завод цепи непосредственно в машинку. Станок заблаговременно следует наполнить до середины роликов промывочным раствором. Норма жидкости составляет примерно 50 мл.
  • Теперь обеспечивается плавное вращение педалей. Одновременно придерживается машинка и, непосредственно, велосипед. Если процедура проходит в жилом помещении, лучше защитить пол кусочками ткани или бумагой.
  • Очищенная цепь просушивается. Затем наносится смазка.

По сути, принцип работы машинки для чистки велосипеда несложный. Стоимость станка варьируется от демократичной до более высокой.

Однако даже легкий дождевой душ вымывает сухую смазку с цепи и менее прочен; 80-мильная поездка в сухих условиях может привести к резкому сокращению смазки. Как отмечает Нэш, ценность - проблема - в бутылке мокрого смазочного масла, 100% формулы смажут. В сухом смазочном растворе часть формулы является растворителем, который просто помогает в применении.

Теперь вы знаете, что использовать, вот как его использовать. Регулярное, правильное применение смазки - важный процесс, обеспечивающий бесперебойную и эффективную работу вашего велосипеда. Тип смазки, который вы выбираете для использования, сводится к нескольким факторам, связанным с тем, где и когда вы едете. Если вы стараетесь регулярно чистить велосипед и часто ездите в сложных условиях, то для вас правильный выбор смазки.

Принцип работы практически одинаковый, разница заключается лишь в дополнительных функциях.

  • Как наносить смазку на цепь?

Велосипедисты часто интересуются, какое следует применять масло для смазки цепи. Цепь является одной из важных частей различных сложных механизмов. Во время работы создается трение, способствующее быстрому износу контактирующих частей со звездами. Поэтому любой цепи следует обеспечить должный уход. Это позволит не допустить ее преждевременного износа. Рекомендуется регулярно ее чистить и смазывать. Смазку выбирают с учетом погодных условий и продолжительности поездки. Если вы во время езды услышите скрип, то лучше смазать цепи немедленно.

Мой взгляд: Энди Верралл Менеджер курсов по обслуживанию, Один Про Велоспорт

Тем не менее, для обычного ленивого или честного велосипедиста, сухой смазочный материал всегда будет предпочтительным вариантом. Самое важное для меня - ежедневная очистка трансмиссии с помощью обезжиривателя, тщательно высушивая ее, чтобы удалить всю влагу, прежде чем снова использовать смазку.

Таким образом, трансмиссия намного эффективнее, и вы получаете дополнительную жизнь из всей системы, а также без потери мощности от всадника. В каждом шкафу для велосипедов должен быть как влажный, так и сухой смазкой. Сухие смазки предназначены для сухих условий и чистых цепей.

Смазку для велосипедной цепи выбирают с учетом погодных условий и продолжительности поездки.

Какие бывают смазочные материалы?

Смазка для цепей представлена на рынке в 3 разновидностях:

Смазка для цепей представлена на рынке в 3 разновидностях: 1 – для влажной погоды; 2 – для сухой погоды; 3 – на основе воска.

Спрей-смазка велосипедной цепи

Мокрые смазки можно использовать весь год, предлагать лучшую ценность и иметь наибольшую долговечность. Мокрый или сухой, часто возникает вопрос, сколько времени и усилий вы хотите внести. В любом случае, убедитесь, что вы используете смазку - ваша цепь поблагодарит вас за это!

Смазка от производителя велосипедных комплектующих

Выбор смазки для велосипеда, которая соответствует вашим конкретным потребностям, заставит вашу цепь изнашиваться преждевременно. Есть несколько вещей, которые следует учитывать при выборе смазки или цепи, включая потенциальные погодные условия, ландшафт и использование.

  1. Для влажных условий среды. Данный продукт останется после завершения процесса смазывания на цепи. Он подходит для поездок зимой. Отдайте ему предпочтение, если собираетесь отправиться в путь в дождливую погоду. Это прекрасный вариант, когда приходится преодолевать водные преграды. У смазки имеются и недостатки. На звеньях цепи оседает пыль, и к ним пристают мелкие частицы грязи. Поэтому износ цепей увеличивается. Кроме того, от такой смазки трудно очистить велосипед.
  2. Для сухих условий среды. При нанесении продукта он не остается на внешней поверхности. Смазка является оптимальным вариантом для поездок, когда на улице сухо. Этот вид смазочного материала отталкивает пыль. Главное – наносить масло правильно. Рекомендуется делать это за несколько часов до поездки, тогда смазка успеет полностью высохнуть. Так как она быстро вымывается, ее приходится наносить снова, если заехал в лужу или попал под дождь.
  3. На основе воска. Такое цепное масло подходит для езды в сухую погоду. При его использовании на цепи остается защитный слой. Благодаря применению восковой смазки грязь не притягивается к поверхности и ее не требуется часто чистить. Продукт идеален для тех велосипедистов, которые не выезжают в сырую погоду и любят содержать все свои вещи в образцовом порядке. Смазка легко продержится на цепи в течение нескольких месяцев. После этого она сама отстает от поверхности в виде хлопьев. Продукт нецелесообразно использовать в грязных или мокрых условиях. Основным компонентом смазки является воск, поэтому внутри звенья не так хорошо смазываются, как при использовании масляных смазок.

Лучше всего иметь в своем арсенале все 3 вида масел. Каждое из них обладает преимуществами в определенных условиях. Если вы в холодное время года не планируете пользоваться своим транспортным средством, тогда есть смысл использовать пластичную смазку для консервации цепи на время ее хранения. Это позволит сохранить цепь в хорошем состоянии.

Смазка для мотоциклов, которая остается влажной до касания до тех пор, пока она не смывается, известна как мокрый смазка. Этот тип смазки очень маслянистый, что делает его достаточно водонепроницаемым и идеально подходит для дождливой погоды. Однако он притягивает много грязи в сухих условиях, так что протрите снаружи своей цепи, чтобы вытащить лишнюю смазку перед поездкой. Есть несколько влажных смазок, которые слишком толстые, чтобы их можно было использовать на приводе, поэтому найдите тот, который достаточно жидкий, чтобы ваша цепь функционировала.

Вернуться к оглавлению

Как выбрать подходящую смазку?

Аэрозольная смазка подходит для дальней поездки, т.к. она не течет, а это позволяет сохранить рюкзак в чистом виде.

Велосипедистам не следует смазывать цепь той смазкой, которая не предназначена для велосипедов. Нельзя экспериментировать с подсолнечным или другим растительным маслом. Не подходит для этой цели и машинное масло, являющееся отработанным. Откажитесь от любых дешевых заменителей качественной велосипедной смазки. Масло для смазки цепей можно брать только от тех производителей, которые известны во всем мире, и использовать его строго по назначению. Если вы возьмете, например, WD-40, то это средство подходит исключительно для очистки цепи, а не для смазки.

Приводной смазочный материал, который продолжает смачиваться, остается сухим, прежде чем поездка называется сухой смазкой. Он изготовлен из тефлона или политетрафторэтилена и «впитывается» в цепь велосипеда, чтобы он не смазывался без влаги. Поскольку он сух, он не привлекает небольшие частицы, такие как влажная смазка. По этой причине это лучше для сухих сред, где ваша велосипедная цепь будет соприкасаться с большим количеством песка, пыли и грязи. При этом сухая смазка требует более частых применений, так как она так легко изнашивается.

Восковые смазки по существу очень сухие, и, как следует из названия, они очень восковые. В дополнение к смазке вашей трансмиссии, восковые смазки также помогают сохранить вашу цепь в чистоте. Тем не менее, причина в том, что он настолько чист, - это количество приложений, которые требуются. Восковая смазка либо должна быть смыта, либо она будет иметь возможность отслаиваться самостоятельно. Этот вид смазки длится недолго, когда используется во влажных или грязных условиях, но также оставляет наименьшее количество грязных остатков.

Оптимальным вариантом многие считают аэрозольную смазку. Производители выпускают ее в специальных баллончиках. Предназначение этого продукта – обработка всех элементов цепи, являющихся подвижными. Струя смазочной жидкости из специальной трубочки легко проникает даже в труднодоступные места. Аэрозоль рекомендуется брать с собой в дальнюю поездку. Во время транспортировки масло не течет, а это позволяет сохранить рюкзак в чистом виде. Но у аэрозольного баллончика имеется и существенный недостаток. Смазка одновременно распыляется на ободы и тормозные диски. Этот тип смазки в основном применяется в целях проведения качественного технического обслуживания.

Влажные смазки идеально подходят для дождливых, влажных условий. В отличие от сухих смазок, которые могут легко смываться под дождем, мокрые смазки будут прилипать к цепи и приводу. Однако имейте в виду, что мокрый смазочный материал может быстро «размазать» песок и песок.

Сухая смазка идеально подходит для сухих условий. Сухие смазки быстро ускоряются при дожде. С другой стороны, сухой смазочный материал идеально подходит в сухих условиях, так как он не будет привлекать столько грязи. В общем, заядлые байкеры предпочитают сухую смазку над мокрой, несмотря на то, что она требует большего времени нанесения и сушки. Используйте сухую смазку, по крайней мере, за три часа до поездки и регулярно повторите ее. Вы также можете использовать восковое масло для пыльного состояния, поскольку оно отталкивает грязь.

У жидкой смазки имеется дозатор, его называют также флакончиком-масленкой. У масла удобная упаковка. Средство предназначается для обработки цепи. У двухкомпонентной смазки есть растворитель и густое масло. Цепь смазывается, после чего растворитель испаряется. Масло в течение долгого времени остается на всех сочленениях. Такой вариант идеален для точечного применения. Однако требуется подождать несколько часов, чтобы полностью высох растворитель.

Для серьезных велосипедистов, которые ездят на большие расстояния, рекомендуется использовать влажную смазку. Тем не менее, использование влажного смазочного материала также означает, что вам придется больше очищать свою трансмиссию, и если вы катаетесь в особенно пыльных или песчаных условиях, вы все равно должны использовать смазку для сухой цепи.

Если вы едете на велосипеде на короткое расстояние, чтобы работать каждый день, или если вы принимаете его только на выходные, вы должны подумать об использовании восковой смазки. Очень важно не переходить за борт при применении этого вида смазки, потому что слишком много будет гнать вашу цепь. Однако идеальное количество не только обеспечит бесперебойную работу вашего трансмиссии, но и останется чистым. Другими словами, если вы Неся свой велосипед до вашего офиса или на общественном транспорте, восковое масло не так сильно надета на вашу одежду, как на другие виды смазки.

Смазка для погодных условий с повышенной влажностью имеет прекрасный набор эксплуатационных свойств:

  • масло отталкивает грязь и воду;
  • это великолепное защитное средство;
  • практически не смывается;
  • продукт обладает адгезивными свойствами.

Смазку можно смело использовать в условиях высокой влажности или агрессивной среды.

Густое средство реализуется в банке или в тюбике. Маслом сложно промазать всю поверхность цепи, поэтому ее приходится снимать. Необходимо почистить с наружной стороны, что очень неудобно.

Неухоженная цепь не обеспечит велосипедисту желаемую плавность хода. Износ звездочек происходит гораздо быстрее. Цепь для мотоцикла или велосипеда стоит достаточно дорого, поэтому лучше избежать дополнительных затрат, если есть такая возможность.

Вернуться к оглавлению

Как наносить смазку на цепь?

Самыми распространенными способами нанесения смазочного средства на цепь являются следующие:

  • аэрозольный;
  • капельный.

Первый метод удобный, а второй правильный. Прежде всего необходимо определить участки, которые требуется смазать.

Сюда относятся места трения заклепок о внутренние пластины, соприкосновения этих пластин с внешними и участок внутри самого ролика, поворачивающегося вокруг своей оси.

Смазку рекомендуется наносить на внутренние части цепей. Капельный способ предполагает, что процесс смазывания займет много времени. Придется капать на все сочленения звеньев. На распыление аэрозоля требуются секунды. Однако когда аэрозольная пыль попадает на тормоза, велосипедист может получить серьезную травму. Если тормоза откажут во время быстрой езды, падения не удастся избежать.

Небольшое количество двухкомпонентной смазки поможет увеличить эффективность кручения велосипедных педалей. Основной рекомендацией перед нанесением нужной смазки служит очистка поверхности от грязи и пыли. Если велосипедист катался по лужам, то нет смысла сверху на цепь накладывать смазочное средство. Велосипед должен быть вымыт и избавлен от следов поездки на цепи при помощи чистки. И только после этого вы приступаете к процессу смазки. Следуйте указаниям производителя, чтобы работа не была выполнена зря. Если не дать маслу высохнуть, то не стоит рассчитывать на получение заявленных эксплуатационных свойств.

Для цепи мотоцикла не рекомендуется использовать смазку с большой вязкостью. Такое средство не будет долго держаться на прокладках цепи, которые рассохнутся и разрушатся. Более того, мотоциклист рискует испортить внешний вид мотоцикла и собственный тоже. Вязкая цепная смазка при движении «осядет» на одежде и транспортном средстве. Удалить их достаточно проблематично. Что касается кожаной куртки, то на выход ее уже нельзя будет надевать: пятна останутся. Смазывая цепь мотоцикла, следует помнить о том, что ролики со звеньями покрывать смазочным средством не рекомендуется: такая смазка будет только способствовать скорому изнашиванию элементов.

На автомобильном рынке сегодня много актуальных предложений. Есть особенные смазки для цепей. В них содержатся специальные добавки, благодаря которым снижаются затраты на техническое обслуживание. Велосипедную цепь нужно смазывать каждые 50-100 км. А для мотоцикла пробег может составлять не менее 500-1000 км. Очищается цепь от грязи исключительно с помощью специальных средств.