Как одевается ремень грм на ваз. Выявление дефектов и монтаж нового ремня. Инструменты и приспособления для работы

Ремень ГРМ в автомобилях применяется для проведения синхронизации между коленвалом и распредвалом в процессе их работы. При всей своей надёжности и долговечности он, как и любой иной узел авто, нуждается в периодическом осмотре и диагностировании. Своевременность выполнения подобной процедуры позволит вам избежать достаточно неприятной участи – проведения капремонта двигателя вашей машины. При этом стоит отметить, что операция эта вполне может быть выполнена даже в домашних условиях. Давайте разберём подробнее, как произвести замену устройства на автомобилях ВАЗ 2109 и что для этого потребуется.

Периодичность замены и её преждевременное проведение

Согласно заверениям производителя, замена должна быть выполнена примерно через 40 тысяч километров пробега. Хотя здесь следует учитывать целый ряд факторов и износ шестерён в том числе. Да и качество запчастей и комплектующих способно в значительной мере повлиять на продолжительность рабочего ресурса. Как показывает практика, реальный пробег, после которого нужно всерьёз задуматься о замене этого элемента составляет порядка 25 тысяч километров пути.

Кроме этого, ремень подлежит обязательной замене и при наличии следующих факторов:

  • Имеются потёки масла непосредственно на ремне;
  • Имеют место следы чрезмерного износа или потёртости на поверхности;
  • Повреждены зубцы;
  • На поверхности появились нитки или началось её расслоение.

Инструменты и приспособления для работы

Для того чтобы заменить ремень ГРМ потребуется следующее:

  • Комплект автомобильных ключей;
  • Монтажка или обычная большая отвёртка;
  • Съёмник для стопорных колец;
  • Ключ для регулировки натяжения ремня.

Инструкция по замене

Все работы по замене ремня на автомобилях серии 21099 необходимо проводить в таком порядке:



Заключение

Вот и всё, операция по замене ремня ГРМ на автомобиле ВАЗ 2109 успешно завершена. Осталось лишь произвести пробный запуск двигателя и убедиться что всё в полном порядке. Как вы видите, ничего сложного в этой процедуре нет и её вполне можно выполнить самостоятельно, получив при этом не только моральное удовлетворение от проделанной работы, но и финансовую экономию.

Ремень (цепь) газораспределительного механизма (ГРМ) выполняет важную функцию в работе двигателя. Он соединяет валы мотора, и от его целостности и натяжения напрямую зависит процесс запуска движка. Поэтому замена ремня ГРМ на ВАЗ 2109 - мероприятие, к которому следует отнестись ответственно. С одной цепью рекомендуется проезжать не более 50 000 км.

Но если вы подозреваете, что ремень ГРМ повредился раньше, не стоит игнорировать эту поломку. В противном случае есть риск приблизить капитальный ремонт двигателя. Заменить эту связующую деталь своими руками совершенно нетрудно. В руководстве по эксплуатации описан алгоритм действий при демонтаже старой цепи, а также показано, как выставить новый ремень ГРМ на ВАЗ 2109. Понадобится определённый инструмент и ответственный подход к делу.

  1. Кривошипно-шатунный механизм (КШМ).
  2. Газораспределительный механизм (ГРМ).

Без каждого из них двигатель не сможет выполнять свою главную функцию - воспламенять горючую смесь в цилиндрах и выпускать отработанные газы. Строение КШМ не зависит от того, какой элемент стоит на ВАЗ 2109, карбюратор или инжектор. Кривошипно-шатунный механизм состоит из 4 цилиндров, в каждом находится по 1 поршню. Под давлением поршень толкает шатун, и таким образом вращается коленчатый вал.

Вращательное движение коленвала впоследствии превращается в полезную работу - вращение колес, и машина едет. Это самый важный процесс в работе автомобиля. Можно повредить множество агрегатов, но машина продолжит ехать. Без процесса сгорания в цилиндрах ВАЗ 2109 не то, что не доедет, даже не заведётся.

Механизм распределения газов при этом выступает в роли вспомогательного процесса. Но именно эта система открывает клапана и позволяет смеси попасть в камеру сгорания. Распределительный вал вращается и кулачками толкает коромысла. Последние соединяются при помощи пружин с клапанами: впускным и выпускным. В цилиндре происходят процессы сгорания при огромных температурах. А клапан - та самая деталь, от которой зависит герметичность цилиндра. Поэтому точность вращения распредвала также напрямую влияет на сгорание топлива в камере.

Шкивы коленвала и распредвала ВАЗ 2109 - это детали в виде шестерёнок, связанные в замкнутую цепь резинометаллическим зубчатым ремнем (цепью). Насечки цепи расположены на внутренней плоскости. Главная её задача заключается в том, чтобы поддерживать соотношение скоростей вращения валов.

Шкив коленвала в диаметре вдвое меньше шкива распредвала, а это значит, что за один оборот распределительного вала коленчатый делает два. Сохранять точное соотношение этих частот - «обязанность» цепи ГРМ. Для этого она должна быть исправна и точно выставлена.

Подготовка к замене

Подготавливается замена ремня ГРМ ВАЗ 2109 путем обеспечения доступа к нему. Для этого нужно разобраться, какие элементы составляют привод ГРМ. Он состоит из:

  • шкива коленвала;
  • шкива распредвала;
  • ролика-натяжителя;
  • ремня газораспределения;
  • шкива водяной помпы;
  • задней крышки.

Главные элементы привода имеют метки ГРМ на ВАЗ 2109: отметки на шкивах валов, на задней крышке. А на уровне крышек масляного насоса и задней защитной крышки расположены отметки в виде насечек. Совпадение соответствующих меток означает правильно выставленные фазы распределения газов. Выступ на шкиве распредвала должен совпасть с насечкой на задней крышке, а отметка на коленвале соответствует углублению на крышке масляной помпы (насоса).

После того как машина проехала 15000 км на одном ремне, обязательно нужно осмотреть состояние ГРМ. После 50 000–60 000 км ремешок вырабатывает свой ресурс и подлежит замене. Для того чтобы удобно было поменять цепь, обеспечим полноценный доступ к приводу газораспределения. Для этого нужно заехать на смотровую яму, открыть капот, поставить авто на домкрат и снять переднее правое колесо. Машину необходимо закрепить ручным тормозом и включить передачу.

Понадобятся следующие инструменты: накидные ключи на 17, 19; гаечный ключ на 15; специальный ключ, чтобы выставлять натяжной ролик; плоская отвертка большого размера.

Выявление дефектов и монтаж нового ремня

У ВАЗ 2109 замена ремня ГРМ начинается с демонтажа крышки (кожуха) привода ГРМ. Она демонтируется откручиванием трёх болтов, начиная с боковых. При этом следим за втулками. Из-за выпавшей втулки ремень проскакивает или его может заклинивать. Теперь, чтобы добраться до шкива КВ, демонтируем шкив привода генератора, открутив центральный болт крепления. Далее следует выставить поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку. Устанавливать его нужно, подтягивая болт шкива коленвала до момента, когда выступ на шкиве распредвала совпадет с насечкой на крышке ГРМ.

Кроме этих меток, проверяем выступ на коленвале и прорезь на шкиве масляной помпы. Также нужно убедиться, что метка на маховике и центральная прорезь в смотровом окне картера сцепления находятся на одной оси. Для этого с центрального отверстия картера снимаем крышку.

Болт на КВ захватываем ключом на 17, отверткой «заклиниваем» вал от вращения. После демонтажа шкива, при помощи ключа на 15 послабляем фиксацию натяжного ролика. Проворачиваем ролик, уменьшая натяжение цепи ГРМ. Снимаем старый ремень со всех роликов и проверяем его на наличие дефектов:

  • износа зубьев;
  • трещин;
  • порезов;
  • складок;
  • расслоения.

Из-за таких повреждений сползает ремень ГРМ и фазы газораспределения нарушаются. После этого продолжаем выявлять дефекты.

Чтобы натянуть ремень ГРМ на ВАЗ, начинаем со шкива коленвала. В зависимости от года выпуска ВАЗ 2109, новый ролик фиксируется по-разному. В «старших» моделях затянуть ролик можно одной контргайкой, а у новых «девяток» для этого предусмотрены два регулировочных отверстия. Нужно вставить винты в эти отверстия, между ними закрепить отвертку и регулировать натяжение. В любом случае вращать ролик нужно строго против часовой стрелки.

Натяжение должно быть таким, чтобы движением двух пальцев цепь поворачивалась не более, чем на 90 градусов. Проверять угол поворота желательно на вертикальном отрезке между шкивами валов. Если натяжение в норме, проверяем еще раз совпадение меток распредвала, маховика и коленвала с соответствующими насечками.

Когда натяжка ремня ГРМ ВАЗ 2109 закончена, метки совпадают, собираем всё в обратной последовательности. Затягиваем все крепления и надеваем защитную крышку привода ГРМ, не забывая о втулках, которые не должны выпасть из пазов. Всё, на этом установка ремня ГРМ на ВАЗ 2109 завершена.

Для многих автолюбителей замена ремня ГРМ на ВАЗ 2109 и 21099, знакома не понаслышке. Происходит это по причине необходимости производить эту работу регулярно. Производитель рекомендует заменять детали привода раз в 75000 километров. Но, на практике лучше делать это раз в 40-50 тысяч. Особенно это касается шестнадцати клапанных двигателей. Связано это с особенностями моторов, а также не слишком высоким качеством запасных деталей. Сама работа максимально простая. Что позволяет производить ее даже в полевых условиях, при необходимости. Проведя эту работу один раз, больше никаких сложностей у вас с ней не возникнет.



Особенности двигателя


Замена ремня ГРМ на ВАЗ 2109 и 21099 не отличается. Небольшие технические отличия не влияют на процесс замены. Количество клапанов влияет на последствия ременного обрыва. На поршнях восьми клапанных силовых агрегатов находятся выемки, что исключает возможность встречи с ним клапанов. Шестнадцати клапанный двигатель не имеет такой особенности, поэтому следует своевременно менять привод.

При подборе деталей просто необходимо обращать внимание на год выпуска машины. На авто до 1990 года выпуска использовались ремни другой формы. Поэтому, крайне необходимо учитывать год выпуска вашего авто.



Что потребуется?


Для этой работы нужен минимальный набор инструментов. Все необходимое имеется в каждом гараже:
  • Набор ключей;
  • Сменный ремень и ролик;
  • Длинная шлицевая отвертка;
  • Ключи для поворачивания натяжника;
  • Свечник.



Замена


Все этапы производятся на территории ровной площадки. Машину необходимо закрепить ручником, под задние колеса подкладывают противооткатные упоры. Переднюю часть авто поддомкрачивают. Под машину ставят подпорку, и демонтируют правое колесо. После чего, можно приступать к самой работе:
  • Для начала нужно снять правый подкрылок. Вообще, достаточно открутить несколько винтов спереди, не демонтируя его целиком;
  • Снимается защитный кожух ремня;
  • Снимаем ремень генератора;
  • Выставляем привод ГРМ по меткам. Если этого не сделать, то есть риск повредить конструкцию. Для этого поворачиваем шкив распредвала по ходу стрелок, для совмещения метки на нем и двигателе. Снимаем заглушку с картера сцепления, для этого ее поддевают отверткой. Проверяются совпадения меток маховика и картера;
  • На инжекторных моделях снимается ;
  • Демонтируется шкив генератора. Его заклинивают отверткой, и откручивают накидным ключом;
  • Ослабляется гайка натяжного ролика. После чего, следует провернуть его, добиваясь наименьшего ременного натяжения;
  • Снимите ремень;
  • Открутите полностью гайку, крепящую ролик, снимите его. Также необходимо снять дистанционную шайбу.
  • Рекомендуется, заменяя ремень ГРМ, монтировать другой ролик.
  • Ставим новый ремень;
  • Ставим ролик, но не затягиваем. В отверстия наживляют 2 болта и, вклинив между ними жало отвертки, проворачиваем ролик по ходу стрелок, добиваясь максимального ременного натяжения. Затягивается гайка, крепящая его;
  • Перед установкой шкива генератора, обязательно проверьте расположение отметок шкива коленчатого вала. Если все совпадают, то нужно поставить шкив, и затянуть гайку;
  • После проведения всех работ, проверните двигатель по ходу стрелок несколько раз. Проверьте положение меток, они должны совпадать.
Статья по теме " ".

Проверка ременного натяжения . Для продления срока годности ремней крайне важно регулярно контролировать их натяжение. При необходимости подтягивают. Наилучшим считается натяжение, когда взятый двумя пальцами ремень можно повернуть менее чем на 90°. В противном случае его натягивают.




Какой ремень выбрать?


От качества ремня во многом зависит срок его службы. Опытные автолюбители не рекомендуют приобретать для 2109 этот расходник отечественного производства. Как правило, они рвутся задолго до указанного производителем срока службы. Что чревато серьезной поломкой двигателя. Особенно на модификациях

Как осуществляется замена ремня ГРМ ВАЗ-2109, вы узнаете из данной статьи. Также будет приведено описание механизма газораспределения, выяснено, для каких целей он необходим.

Что такое ГРМ?

Итак, для начала стоит узнать, для чего необходим узел газораспределения. Все вы знаете, что при работе двигателя происходит несколько циклов. Пожалуй, можно выделить два: циклы впуска и выпуска. Осуществляются они при помощи клапанов, которые приводятся в движение распределительным валом. Все клапаны делятся на две категории — впускные и выпускные. Исходя из названия, можно определить их назначение. Первые открывают подачу топливовоздушной смеси в камеру сгорания, а вторые осуществляют отвод отработанных газов в выпускной коллектор.

Достаточно просто происходит замена ремня ГРМ ВАЗ-2109. 8 клапанов имеется в системе. Но самое главное в этом механизме — ременный привод, о котором идет речь в данной статье. Он имеет с внутренней стороны зубья, которые входят в зацепление со шкивами распределительного вала, коленчатого, жидкостной помпы. Изнутри ремень армированный. Всего есть несколько слоев. Несмотря на эластичность, он очень прочный, выдерживает большие нагрузки, имеет очень высокий срок службы. Стоит отметить, что ресурс ремня газораспределительного механизма составляет примерно два года. При условии, что в год вы проезжаете не более 30 тысяч километров.

Как работают клапаны?

А теперь немного о функционировании клапанов. Система довольно простая, так как на "девятках" устанавливались только восьмиклапанные моторы. В каждом цилиндре находится по два клапана: один для впуска, столько же для осуществления выпуска. Следовательно, на четырех цилиндрах всего 8 клапанов. Они работают синхронно с кривошипно-шатунным механизмом. Эта синхронность обеспечивается тем, что коленчатый вал и распределительный вращаются равномерно. И замена ремня ГРМ ВАЗ-2109 (инжектор или карбюратор в топливной системе - неважно) происходит одинаково.

При повороте на 180 градусов коленчатого вала происходит ровно половина оборота распредвала. Но невозможно добиться правильной работы всего двигателя, если не произведена установка по меткам. Именно с помощью установки по меткам валов происходит синхронизация их работы. Благодаря этому клапаны открываются и закрываются своевременно, в такт с работой поршневой группы. О том, как произвести настройку распределительного и коленчатого валов, будет рассказано немного ниже.

Инструменты для проведения замены


Вам потребуется небольшое количество инструментов, вполне реально замену ремня привода газораспределительного механизма сделать в полевых условиях. Например, на двигателях с объемом 1,5 литра при обрыве ремня клапаны остаются невредимыми, так как под них имеются выемки в поршнях. Следовательно, установка другого ремня позволит заново завести двигатель и продолжить движение. Сделать это можно за несколько минут, если имеется в наличии домкрат, ключи на 10 и 17. Это все, замена ремня ГРМ ВАЗ-2109 (карбюратор или инжектор в системе впрыска, не имеет значения) может быть проведена с их помощью.

Хорошо, если у вас есть специальный ключ для натяжения ремня. С ним намного удобнее работать, но если такового нет, то можно воспользоваться двумя болтами и отверткой. Болты необходимо вставить в отверстия натяжного ролика. Отверткой производите поворот ролика в нужную сторону. Вот и все инструменты, которые вам потребуются. Конечно, при замене ремня необходимо сделать диагностику жидкостного насоса. Если он неисправен, придется раскошелиться и установить новый.

Подготовка к замене

А теперь приближаемся к процедуре замены. Если имеется необходимость, то лучше отключить минусовую клемму от аккумулятора. Причина для этого — необходимость в отодвигании генератора для снятия ремня. При помощи ключа на 10 необходимо выкрутить три болта, которыми крепится крышка из пластика к кронштейнам на двигателе. Собственно, доступ к ремню у вас имеется, но снять его не так просто. Вооружаетесь ключом на 17 и ослабляете крепление генератора, отодвигаете его в сторону радиатора.

Теперь снимаете ремень привода генератора, после этого необходимо под заднее левое колесо поставить упоры. А правую переднюю часть поднять при помощи домкрата. Следующий шаг — это выкручивание болта коленчатого вала. Сделать это довольно сложно. Зафиксировать коленчатый вал порой проблематично. Если у вас карбюраторный двигатель, задача упрощается. Достаточно вставить в отверстие на шкиве ключ или металлический стержень. Но если инжекторный мотор, необходима помощь напарника. Включаете пятую скорость, выжимаете педаль тормоза и удерживаете ее. В это время можно выкрутить болт коленчатого вала.

Снятие ремня и натяжение


Обратите внимание на то, что необходимо вместе с ремнем менять натяжной ролик. Чтобы снять ремень привода, вам потребуется при помощи ключа на 17 выкрутить гайку с ролика. Только после этого можно снять ремень. Перед установкой новых элементов внимательно посмотрите, совпадают ли метки на шкивах. Всего их три, одна из них находится на маховике. Вторую можно найти с обратной стороны коленчатого вала — на шкиве. И последняя располагается на шкиве распределительного вала.

Только лишь после совмещения всех меток можно устанавливать новый ремень газораспределительного механизма и производить его натяжку. Нормальное состояние ремня контролируется по степени проворачивания той его стороны, которая расположена ближе к радиатору. В идеале он должен провернуться на 90 градусов при не очень большом усилии. После завершения регулировок затяните гайку натяжного ролика и соберите весь узел в обратной последовательности.

Заключение

Теперь вы знаете, как производится замена ремня ГРМ ВАЗ-2109 своими руками. Сделать это несложно, по времени процедура занимает не более 20 минут. Если вдруг в дороге произошел обрыв ремня привода ГРМ, не отчаивайтесь, весь необходимый инструмент у вас всегда под рукой. Конечно, следует подстраховаться и всегда иметь с собой запасной ремень, пусть даже бывший в употреблении.