Чем знаменит генри форд. Что сделал изобретатель Генри Форд: биография, годы жизни, достижения и новые машины на каждый день

Генри Форда обычно считают создателем «отрасли отраслей» XX в. И человеком, благодаря которому промышленная революция достигла кульминационной точки развития. Его компания осуществляла производство и сборку практически всех узлов выпускавшихся автомобилей, используя постоянно движущуюся ленту главного сборочного конвейера и многочисленные снабжающие её деталями вспомогательные линии, а также применяя принцип вертикальной интеграции взаимодействующих между собой подразделений. Деньги и усилия людей расходовались таким образом, чтобы обеспечивать значительные объёмы производства: начиная с 1914 г.

Генри форд родился 30 июля 1863 г. В штате Мичиган на ферме отца вблизи посёлка Диборн. Соединённые Штаты Америки.

Семья Фордов - идеальная находка для нравоучительных жизнеописаний - жила трудовой жизнью, наслаждаясь скромным, тяжело дававшимся достатком.

Генри провёл всё детство на ферме, где помогал родителям, а также начал получать образование в сельской школе Дирборна в штате Мичиган.

Помимо Генри в семье было ещё шестеро детей.

Ещё в юношестве, в возрасте двенадцати лет, Генри соорудил небольшую мастерскую, в которой он проводил всё своё свободное время. Спустя несколько лет, Генри уже создал свой первый двигатель, который работал на паровой тяге.

Когда кому-нибудь из детей дарили заводную игрушку, юные Форды пищали в шесть голосов: "Только не давайте Генри!" Они знали, что тот разберет ее до винтика, а после сборки половина деталей окажутся лишними. Этот светлый образ встает из воспоминаний самого Форда: в одной руке юный Генри держал раскуроченный будильник, в другой - отвертку, а маленький фонарик, единственный источник света, сжимал коленями.

В 1879 году ему исполнилось шестнадцать лет, и в один прекрасный день он, не сказав никому ни слова, сложил узелок и отправился в Детройт. Отшагав девять миль, Генри снял там комнату и устроился подмастерьем в механическую мастерскую помощником машиниста.

В 1887 году он, отправившись на конгресс в Атлантик Сити, где встречаются специалисты в области электротехники, знакомится там с уже известным и богатым на тот момент Томасом Эдисоном, с которым он долго общается и рассказывает ему о своих наработках и идеях в области создания новых двигателей. бизнес менеджер форд управление

Помощников Форда поражало то, что Генри, всегда экономивший на зарплате рабочих, с началом Великой депрессии (1929 - 1932 гг.) увеличил зарплату вдвое. А у домашних Генри были свои причины для беспокойства: то, как он обращался со своим единственным сыном Эдселом, не поддавалось никаким объяснениям.

Эдсел всегда был хорошим мальчиком: он получал только отличные оценки, слушался папу, был почтителен к его сотрудникам и очень хотел возглавить "Форд мотор" - словом, делал то, что ему было положено. Генри не захотел отпустить сына на Первую мировую - и Эдсел явился на призывной пункт и потребовал дать ему бронь как организатору военного производства; Генри с подозрением относился к высшему образованию - и отличник Эдсел сразу после школы пришел в корпорацию Форда, в 21 год он получил место в совете директоров. Эдсел на лету ловил папины указания и часами пропадал в конструкторском бюро: отец сделал самую надежную машину в мире, он же мечтал сделать самую красивую.

В конце тридцатых годов Эдсел начал жаловаться на боли в животе. Ему прописали бариевую диету, но он считал себя утонченным человеком и не захотел лечиться таким способом. Когда врачи диагностировали рак желудка, делать что-либо было уже поздно. Форду-младшему вырезали половину желудка и попросили домашних приготовиться к худшему, но Генри решил, что медики по обыкновению занимаются ерундой. Он был совершенно уверен, что со своими проблемами сын может справиться сам: его секретарь передал Эдселу пространный меморандум, в котором Генри изложил все свои претензии. Отец велел ему больше работать, предписывал разорвать отношения со «слюнтяями» из богатых семей Детройта, предлагал подружиться с хорошими, надежными, проверенными людьми, список которых Генри приложил к своему письму. Оно заканчивалось пафосным призывом: "Восстанови здоровье, сотрудничая с Генри Фордом!" - на этой фразе Эдсел разрыдался, написал заявление об отставке и уехал домой.

Генри так и не поверил, что его сын при смерти; во время похорон старший Форд выглядел не столько сломленным, сколько растерянным. Идя за гробом, он твердил: "Ничего не поделаешь, нужно больше работать".

Гарри Беннет, новая правая рука Генри, стал исполнительным директором "Форд мотор" Он начинал свою карьеру моряком, потом стал профессиональным боксером, а затем попал к Форду в телохранители, приглянулся ему и сумел выбиться на самый верх. Менеджером Беннет оказался никчемным: вместе с окончательно выжившим из ума Генри они почти довели компанию до банкротства: под натиском конкурентов продажи "Форд мотор" падали с каждым годом.

Генри активно выживал из ума - в последнее время старик часто отзывал в сторону малознакомых людей и делился с ними сокровенным: "Знаете, я уверен, что Эдсел не умер!" Он становился все более управляемым, и власть в семье переходила к женщинам. Старик становился все более странным, ему очень хотелось отпраздновать столетний юбилей, но судьба не захотела оказать Форду старшему последней милости. Он умер в 1947 году в возрасте 84 лет. Свекровь и невестка заключили временный союз.

"Форд мотор" до сих пор принадлежит наследникам основателя. Но Форды больше не управляют компанией - дела вершат наемные менеджеры.

Внука Генри по настоянию родных назвали Генри II. Он еще не умеет читать и не знает, что его фамилия написана на десятках миллионов машин.

ОСНОВНОЙ ВКЛАД ГЕНРИ ФОРД

· Хотя Форду часто приписывают изобретение сборочных линий и налаживание высокоэффективного массового производства, большинство из его идей и практических инноваций, обеспечивших процветание и известность и предпринимателю и компании, были известны в течение многих десятилетий, а иногда и веков. Кроме двигателя внутреннего сгорания и автомобиля как такового эти изобретения и идеи включали в себя методы научного менеджмента, требующие изучения трудовых движений. А также планомерное применение заработной платы как стимула к труду; использование взаимозаменяемых деталей; планирование и стандартные процедуры контроля над запасами, выпуском продукции и ведением бухгалтерского учёта; применение сборочных и производственных линий; и даже непрерывно движущееся конвейерное производство.

Однако Форд действительно разработал системы производства, сборки и транспортировки, оказавшиеся беспрецедентными по своей мобильности и размерами и предвосхитившие появление в конце XX в. Методов «точно вовремя». Главная мечта Генри Форда о массовой автомобилизации населения была, по сути, чисто американской, основанной на его симпатиях к равенству, мобильности, изменениям, реализму, прямоте и простоте.

  • · В 1908-м он создал "форд Т" - машину всех времен и народов, с незначительными изменениями выпускавшуюся вплоть до 1928 года. Легкая, компактная, дешевая, простая: фермеры ездили в ней за покупками, бутлегеры перевозили контрабандное виски, гангстеры удирали от полицейских - и все они не могли нахвалиться "фордом Т".
  • · Написал несколько книг, которые стали культовыми для многих владельцев бизнеса и поклонников в мире.
  • · Создатель одного из первых благотворительных фондов, основанных промышленниками.
  • · Стал лауреатом премии от Американского института нефти за заслуги перед страной и обществом.

К пятидесяти годам Форд превратился в мультимиллионера, а его машина стала одним из национальных символов Америки. После этого он навсегда отказался от изобретательства: "форд Т" должен был остаться его шедевром. Самым сильным качеством Г. Форда как создателя автомобильной индустрии США было понимание значения «производительности». Одним из основных результатов этого понимания было желание Г. Форда обеспечить своей компании максимально возможную автономность, другим - вера в возможность «изобилия для всех» или в соответствии с его девизом: «Высокие зарплаты для создания крупных рынков». Он не был изобретателем массового производства (хотя и во многом его символизировал), повременного контроля над запасами, вертикальной интеграции, слегка грубоватой, но эффективной версии маркетинговой концепции, крупной автомобильной компании в качестве мультинациональной корпорации, управления человеческими ресурсами или корпоративной филантропии. Но он сумел первым практически реализовать некоторые из этих идей, значительно усовершенствовать другие и эффективно объединить большинство из них вместе.

Однако его основным достижением было то, что он сделал автомобиль массовым средством передвижения американцев и при этом способствовал повышению благосостоянию населения и избавлению миллионов людей от необходимости тяжелого физического труда. Он также опередил своё время в том, что ставил интересы покупателей и рабочих выше интересов акционеров.

Генри Форд действительно являлся одним из великих менеджеров 20 века. Вся его тяжёлая жизнь, борьба с ней, все его недостатки, которые он пытался превратить в преимущества, все его упорство и умение добиваться цели явились прекрасной продукцией его фирмы, известной во всём мире.

Я считаю, что великим менеджером может называться только тот, кто добился именно того, чего он хотел, принеся при этом пользу народу.

Можете вы выполнить что-либо или уверены, что не можете, - в обоих случаях вы правы ” / Генри Форд

Изучение биографий успешных людей не ставит перед собой целью скопировать их модель поведения. Вы, мой уважаемый читатель, должны понимать, что именно ваша индивидуальность делает вас достойным успеха.

Герой нашей сегодняшней статьи, Генри Форд, так говорил по этому поводу: «Все машины Форда совершенно одинаковы, но не существует двух совершенно одинаковых людей». Основная задача каждого человека – найти свою искру индивидуальности и «не давать ей погаснуть – это ваше единственное подлинное основание для того, чтобы играть важную роль».

Но, подобно тому, как молоток служит идеальным инструментом для забивания гвоздей, некоторые качества человека и методы решения задач столь эффективны, что такие «инструменты» стоит взять на вооружение.

Именно о них и пойдет сегодня речь.

Генри Форд, легендарный бизнесмен ХХ века, организатор поточно-конвейерного производства и «отец» автомобильной промышленности, родился 30 июля в 1863 году на ферме недалеко от Дирборна, штат Мичиган.

Его семья была вполне зажиточной, но, как отмечал Форд, «в хозяйстве было слишком много труда, сравнительно с результатами». Образование, оставлявшее желать лучшего, Генри получил в церковной школе. Уже взрослый Форд, составляя важные договоры, по-прежнему допускал ошибки. Однажды он подаст в суд на газету, обозвавшую его «невежественным», и на обвинение в необразованности ответит: “Если мне … нужно было бы ответить на ваши дурацкие вопросы, мне стоило бы только нажать кнопку в кабинете, и в моем распоряжении появились бы специалисты с ответами”.

Не безграмотность Форд считал недостатком, а нежелание применять ум в жизни: «Самая трудная вещь на свете - это думать своей собственной головой. Вот, наверное, почему так мало людей этим занимаются».

12-летним мальчишкой Генри впервые увидел локомобиль. Встреча с экипажем с мотором произвела на Форда огромное впечатление и с этого начались его попытки сконструировать движущийся механизм. Родители не одобряли его увлечение механикой и мечтали видеть Генри добропорядочным фермером. В 17 лет, когда он поступил учеником в механическую мастерскую, они считали его «почти погибшим».

Через 4 года Форд возвращается домой, и совмещает дневную работу на ферме с ночными бдениями над очередным изобретением.

В 1887 году он женится на дочери фермера Кларе Брайант, с которой и проживет всю свою жизнь. Через 4 года у пары рождается сын Эдсел. Клара была умной и спокойной женщиной, ставшей настоящей помощницей неутомимому Генри. Как-то на вопрос журналистов, хочет ли он прожить еще одну жизнь, Форд ответит так: «Только если можно снова жениться на Кларе”.

Для облегчения работы на ферме, Форд придумывает молотилку зерна, работающую на бензине. Патент на это изобретение Форд продает Томасу Эдисону, и тот приглашает Генри в свою компанию. Однако и там, на должности главного инженера, Генри по-прежнему больше всего привлекают машины.

Он был просто одержим идеей создать автомобиль, доступный всем. Форд правильно полагал, что: «сами по себе идеи ценны, но всякая идея в конце концов только идея. Задача в том, чтобы реализовать ее практически». В 1893 году, в свободное от работы время, Форд конструирует свой первый автомобиль.

Руководство компании не одобряет опытов Форда и советует от них отказаться. Но Генри остается верен своей идее превратить авто из предмета роскоши в средство передвижения, и, полный надежд на будущее, уходит со службы: «Если у тебя есть энтузиазм, ты можешь совершить все, что угодно. Энтузиазм – это основа любого прогресса».

В 1899 году он становится совладельцем «Детройтской автомобильной компании», но в 1902 году из-за разногласий уходит и оттуда.

Но если уж Форд замахнулся превратить миллионы простых пешеходов в гордых владельцев авто, то на выбранном пути ничто не может ему помешать:

«Когда кажется, что весь мир настроен против тебя, помни, что самолёт взлетает против ветра!»

За рулем своего изобретения, Форд объезжает потенциальных клиентов. Но новый «фордмобиль» не пользуется спросом, и обыватели дразнят Генри «одержимым с Бегли-стрит». Но разве он сдается? Нет. Форд в очередной раз демонстрирует свой подход к жизненным неудачам, считая их «возможностью начать заново, но уже более мудро». Он полагал, что честная неудача не унизительна, а унизителен страх перед неудачей. С ним трудно не согласиться.

Ведь вряд ли на свете есть человек, у которого все и всегда получается с первого раза. Упорство, решительность и настойчивость – вот качества настоящего борца. «Гораздо чаще люди сдаются, чем терпят поражение », – так считал Генри Форд.

В 1902 году он делает своему автомобилю потрясающую рекламу – за рулем своей машины в автогонках он опережает чемпиона Америки! Ай да Генри! Лучшую пиар-компанию сложно и придумать, а уж Форд, как никто другой, понимает значимость рекламы: «Если бы у меня было 4 доллара, 3 из них я отдал бы на рекламу».

Кто же не любит быть рядом с победителем? Вскоре клиентура Форда стала расти. За счет привлечения инвесторов, Генри в 1903 году основывает компанию имени себя – Ford Motor Company.

Все усилия он бросает на создание универсального автомобиля, простого, надежного и дешевого. В то время идея «машины для всех» была многим не понятна, массовый автомобиль являлся чем-то фантастическим, как сейчас, к примеру, «массовый самолет». Однако все это Генри мало волнует, ведь он верит, что «все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор».

Форд упрощает конструкцию автомобиля, стандартизирует его детали и механизмы. Он первый в мире внедряет конвейер в производство машин. Это инновационное решение в мгновение ока выводит его в лидеры автопрома, и оставляет конкурентов далеко позади.

И хотя конвейер использовали в XIX веке и до него, когда мы говорим «конвейер» – подразумеваем именно Генри Форда, человека, который достиг с его помощью своей мечты и небывалого успеха.

В 1908 году с выпуском модели «Форд-Т» к компании приходит удача. «Форд-Т», разработанный Генри самостоятельно, не отличался дорогой отделкой, но был практичен и стоил намного дешевле автомобилей конкурентов. За рулем переделанного в санитарный фургон «Форда-Т» ездил сам Эрнест Хемингуэй.

Продажи «Форда-Т» приносят огромную прибыль, ведь девизом Форда всегда было «дешево и хорошо», а не «дешево и плохо»: Качество – это делать что-либо правильно, даже когда никто не смотрит.

В 1909 году «Форд-Т» стоит 850$, в 1913 году – 550$. В 1914 году компания отмечает выпуск 10-миллионного «Форд-Т». В то время 10% всех автомобилей в мире составляли именно эти машины.

В том же 1914 году Генри Форд решает повысить зарплату рабочим до 5$ в день. Он полагал, что:

«Если вы требуете от кого-нибудь, чтобы он отдал свое время и энергию для дела, то позаботьтесь, чтобы он не испытывал финансовых трудностей ».

Наверно, главный секрет Форда кроется не столько в новшествах на производстве, сколько в человечном отношении к ближнему: «Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его и со своей точек зрения».

Именно на предприятии Форда впервые в США рабочие получают 8-часовую смену, 6-дневную рабочую неделю и оплачиваемый отпуск. «Человек, придумавший выходной», дополнительно вознаграждал некурящих и непьющих работников.

Люди выстраивались в очередь, чтобы получить работу у Форда. Он же при подборе персонала оценивал лишь готовность работать:

«Мне всё равно откуда пришёл человек – из тюрьмы Синг-Синга или Гарварда. Мы нанимаем человека, а не историю».

Вопросов с текучестью кадров не возникало, хотя дисциплина на фабрике была жесткой. «Время не любит, когда его тратят впустую» , – говорил Форд, не позволяя расслабляться ни себе, ни рабочим. Он был убежден, что: «Только два стимула заставляют людей работать: жажда заработной платы и боязнь ее потерять».

На своем предприятии Форд внедрял принцип “поменьше административного духа в деловой жизни и побольше делового духа в администрации”.

Решив, что бумажное делопроизводство тормозит процесс выпуска машин, Форд на своем заводе – гулять так гулять! – упразднил статистику. В компании Форда отсутствовали производственные совещания, не велась лишняя документация и не было связей между отделами.

Тем временем, благодаря Генри Форду, все больше и больше людей обзаводилось 4-колесным другом. Его рабочие, получая приличную зарплату, покупали «Форд-Т», и вскоре рост продаж принес такую прибыль, что Форд выкупает все доли акционеров компании.

«Кто должен быть боссом?» – все равно, что спрашивать: «Кто должен быть тенором в этом квартете?» Конечно, тот, кто может петь тенором» , – заявлял г-н Форд, теперь уже полноправный хозяин фирмы.

К началу 1920-х годов Генри Форд продавал машин больше, чем все его конкуренты вместе взятые; из 10 покупаемых в США машин, 7 были его производства. Именно в это время он получает титул «автомобильного короля».

Форд вкладывает деньги в покупку других заводов, рудников, угольных шахт, и всего того, что требуется для выпуска машин. Таким образом, «владелец заводов, газет, пароходов» создает целую империю, независимую от внешней торговли.

При этом преуспевающий промышленник не зацикливается на долларах, именно ему принадлежит фраза:

«Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, а в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни».

В 1922 году Форд выпускает автобиографическую книгу «Моя жизнь, мои достижения», написанную ярко и образно.

Однако спокойно дожить до пенсии, пожиная плоды прошлых успехов, Генри Форду не дают ни конкуренты, ни покупатели. Продажи самого доступного авто начинают падать.

Создатель «Форда-Т» полагал, что «если однажды купили, то и всегда покупать будут». Однако люди захотели разнообразия, а Форд мог предложить лишь «автомобиль любого цвета, если этот цвет – черный».

Компания General Motors предоставила покупателям разные модели автомобилей, и побила конкурентное преимущество Форда – доступность – продавая машины в кредит.

К 1927 году продажи «Форда-Т» настолько снизились, что Форду угрожало разорение. «Доброжелатели» предвкушали крах бизнесмена, но Форд не сдался и на этот раз. Ведь если вчерашние убеждения себя не оправдали, это лишь повод придумать что-то новое: «Они есть повсюду – эти странные люди, которые не знают, что вчера – это вчера, и которые каждое утро просыпаются с прошлогодними мыслями в голове».

Новый взгляд на сложившуюся ситуацию – это тот метод решения задач, которому не стоит пылится в багаже современного человека.

На своем примере Форд показал, что позитивное мышление работает и приносит результаты. Если ты уверен, что удача к тебе придет, так оно и будет: «Размышления о будущем, желание сделать больше, приводят ум в такое состояние, когда кажется, что нет ничего невозможного».

Форд приостанавливает производство и распускает почти всех рабочих, а сам работает над созданием очередного автомобиля. В 1927 году он представляет новую модель «Форд-А» (прототип советской «Победы»), выгодно отличающуюся от существующих по техническим характеристикам и внешнему виду.

Форд опять выходит победителем. Он до 30-х годов руководит компанией, а после передает дела своему сыну, но опять возвращается на пост главы фирмы после его смерти в 1943 году.

Генри Форд ушел из мира в возрасте 83 лет, там же, где и родился – в провинциальном городке Дирборн.

В настоящее время созданная им компания является 4-й в мире по объёму выпуска автомобилей за весь период существования.

Генри Форд, воплотивший «американскую мечту», видел свою миссию в том, чтобы улучшить быт людей, ведь для него автомобили были не только машинами, но большим – источником радостей. И когда журналисты спрашивали его, чего может желать такой богатый человек, Форд отвечал им так:

“Я хотел бы улучшить мир тем, что в нем живу” .

Достойный ответ, над которым нам всем можно задуматься.

Форд Генри. Henry Ford. Биография.

Форд Генри (Ford, Henry) (старший) (1863 - 1947)
Форд Генри . Henry Ford.
Биография
Американский инженер, промышленник, изобретатель. Один из основателей автомобильной промышленности США, основатель "Форд мотор компани" (Ford Motor Company), организатор поточно-конвейерного производства. Генри Форд родился 30 июля 1863, на ферме, располагавшейся недалеко от Дирборна, штат Мичиган (США). "Существует легенда, что мои родители были очень бедны и им приходилось туго. Они были, правда, небогаты, но о настоящей бедности не могло быть и речи. Для мичиганских фермеров они были даже зажиточны. Мой родной дом и теперь еще цел и вместе с фермой входит в состав моих владений. [...] Важнейшим событием моих детских лет была моя встреча с локомобилем, милях в восьми от Детройта, когда мы однажды ехали в город. Мне было тогда двенадцать лет. Вторым по важности событием, которое приходится на тот же самый год, были подаренные мне часы. [...] Этот локомобиль был виной тому, что я погрузился в автомобильную технику. [...] Когда я ездил в город, карманы у меня всегда были набиты всяким хламом: гайками и обломками железа. Нередко мне удавалось заполучить сломанные часы, и я пробовал их чинить. Тринадцати лет мне удалось в первый раз починить часы так, что они ходили правильно. С пятнадцати лет я мог чинить почти всякие часы, хотя мои инструменты были весьма примитивны. [...] Я никогда не мог особенно заинтересоваться фермерской работой. Я хотел иметь дело с машинами. Мой отец не очень сочувствовал моему увлечению механикой. Он желал, чтобы я стал фермером. Когда я семнадцати лет окончил школу и поступил учеником в механическую мастерскую Драйдока, меня считали почти погибшим." (Генри Форд, "Моя жизнь, мои достижения", 1922)
В 1879 (в 16 лет) получил место ученика машиниста в Детройте. Закончив обучение, занимался установкой и ремонтом паровых двигателей на паровозах, несколько лет работал механиком в различных компаниях. В эти же годы подрабатывал ремонтом часов (потом это превратилось в его хобби на всю жизнь) и самостоятельно изучал механику и инженерное дело. "31 мая 1921 года Общество Автомобилей Форда выпустило автомобиль № 5 000 000. Теперь он стоит в моем музее, рядом с маленькой газолиновой тележкой, с которой я начал свои опыты и которая в первый раз пошла весной 1893 года к моему великому удовольствию. [...] Та маленькая старая тележка, несмотря на свои два цилиндра, пробегала двадцать миль в час и выдерживала, при своем резервуаре всего в 12 литров, полных шестьдесят миль." (Генри Форд, "Моя жизнь, мои достижения", 1922) С 1893 - главный инженер "Эдисон ильюминейтинг компани" (Электрической компании Томаса Эдисона, создателя электрической лампочки). В 1892 - 1893 создал свой первый автомобиль с 4-тактным двигателем внутреннего сгорания (марка "Форд"). В 1899 уволился с должности главного инженера, чтобы полностью посвятить себя созданию собственной автомобильной компании в Детройте. В 1899 - 1902 - главный инженер "Детройт отомобил компани". Компания обанкротилась, и Форд решил завоевать репутацию для своих автомобилей участием в автогонках: ему удалось стать очень популярным автогонщиком.
В 1903, с помощью группы финансистов, основал "Форд мотор компани" (Ford Motor Company). Генри Форд получил 25,5% акций. Уставный капитал составил 150 тыс. долларов, из которых наличными удалось получить только 28 тыс. Тем не менее, спустя всего месяц был выпущен первый автомобиль компании. В 1905 финансовые партнеры Форда не согласились с его намерением выпускать дешевые автомобили, т.к. спросом пользовались дорогие модели, держатель основного пакета акций Александр Малколмсон продал свою долю Форду, после чего Генри Форд стал обладателем контрольного пакета и президентом компании (был президентом компании в 1905 - 1919 и в 1943 - 1945). В 1908 Форд впервые в мире начал выпуск массового дешевого автомобиля - появилась "Модель Т" (Ford Model T) и в первый же год корпорация "Форд" смогла продать 10 тыс. автомобилей этой модели. Прежде чем появилась "Модель Т", было создано 8 других моделей, отличительной особенностью которых была их небольшая цена. Главной целью Генри Форда стало превращние автомобиля из предмета роскоши в предмет первой необходимости. "Когда появилась "Модель Т", большинство автомобилей в США стоили от 1100 до 1700 долларов, а цена автомобилей люкс доходила до 2500 долларов. И тут появляется вполне приличный фордовский автомобиль модели "Т" по цене всего 825-850 долларов... А для тех лет 400 долларов разницы - огромные деньги. В среднем работающий в США получал тогда 100 долларов в месяц. ... Прежде автомобиль считался игрушкой только для богатых... благодаря Форду человек, работающий на заводе или фабрике по 40 часов в неделю, впервые получил возможность купить новый автомобиль." (Из интервью с редактором американского журнала "Карз энд Партс" Бобом Стивенсом). Продажу на территории США осуществляла впервые созданная дилерская сеть: в 1913 - 1914 годах у Форда насчитывалось 7 тыс. таких дилеров, не только продававших, но и ремонтировавших "Модель Т". К 1914 году число проданных автомобилей модели "Т" достигло 250 тыс., что составило около 50% всего автомобильного рынка США тех лет. К 1927 году, когда "Модель Т" была снята с производства, число проданных автомобилей этой серии достигло 15 миллионов. За всю историю мировой автомобильной промышленности больше было продано только знаменитых "Жуков" немецкой корпорации "Фольксваген".
С целью осуществления жесткого контроля, создал полный цикл производства: от добычи руды и выплавки металла до выпуска готового автомобиля. В 1914 ввел самую высокую в США минимальную заработную плату - 5 долларов в день, допустил рабочих к участию в прибылях компании, построил образцовый рабочий поселок, но вплоть до 1941 не разрешал создавать профсоюзы на своих заводах. В 1914 заводы корпорации начали работать круглосуточно в 3 смены по 8 часов каждая, вместо работы в 2 смены по 9 часов, что позволило обеспечить работой дополнительно несколько тысяч человек. "Повышенная зарплата" в 5 долларов не была гарантирована каждому: рабочий должен был тратить свою зарплату разумно, на содержание семьи, если же он пропивал деньги, его увольняли. Эти правила сохранялись в корпорации вплоть до периода Великой Депрессии.
В январе 1928 появилась новая "Модель А". Нововведением стало устанавливаемое при сборке защитное ветровое стекло, ставшее с тех пор обязательным элементом автомобиля. Стекло могло быть цветным и 17 конфигураций. На всех 4 колесах были установлены тормозные колодки и гидравлические амортизаторы. Хотя новая модель понравилась и покупателям, и дилерам, прежние позиции Форда как безоговорочного лидера автомобильной промышленности восстановить уже не удалось: к 1940 году на долю корпорации приходилось уже менее 20% рынка США.
Сотрудничество с Россией началось в 1909, когда в Санкт-Петербурге, а затем в Москве, Одессе и прибалтийских портовых городах были открыты сбытовые конторы компании. В 1913 первым внедрил конвейер в процесс производства. В 1919, по инициативе Советского бюро в Нью-Йорке, Форд заключил сделку о продаже Советской России тракторов "Фордзон". Несмотря на враждебное отношение к большевизму, Форд пожертвовал своими политическими воззрениями во имя достижения предпринимательского успеха в Советской России. СССР превратился в самого крупного зарубежного покупателя тракторов Форда. По утверждениям самого Генри Форда, его компания поставляла в СССР 85% всех грузовых автомашин, легковых автомобилей и тракторов (в общей сложности с 1921 по 1927 СССР приобрел более 24 тыс. тракторов "Фордзон", сотни легковых и грузовых автомашин). 31 мая 1929 с компанией Форда был подписан договор о технической помощи Советскому Союзу в строительстве автозаводов сроком на 9 лет. Для строительства завода полного цикла был избран Нижний Новгород (будущий Горьковский автомобильный завод, ГАЗ). По соглашению производственная мощность завода должна была обеспечивать выпуск 100 тыс. грузовых и легковых машин ежегодно; советские автостроители могли пройти стажировку на заводе Форда в Дирборне, под Детройтом. Со своей стороны, советское правительство брало на себя обязательство закупить в течение 4 лет продукцию компании Форда на общую сумму 4 млн. долл. 1 февраля 1930 из ворот Автосборочного завода № 1 вышла первая советская "полуторка". В мае 1931 под Нижним Новгородом был заложен завод полного цикла, а в январе 1932 он начал выпускать продукцию. В 1935 действие соглашения было прекращено по обоюдному согласию, т.к. СССР стал выпускать машины собственного производства. Всего за период с 1929 по 1936 между советскими организациями и Фордом было подписано контрактов на сумму, превышающую 40 млн. долларов.
Перед началом второй мировой войны стал поклонником Гитлера, выпускал газету, в которой печатались антисемитские статьи, в 1938 принял от фюрера награду. В 1936, совместно с сыном Эдселом (Edsel Bryant Ford), создал Фонд Форда (Ford Foundation; в настоящее время является самым крупным американским филантропическим фондом; финансовые активы фонда на конец 1999 составляли около 12 млрд. долларов). В 1945 году Генри Форд ушел с поста президента своей корпорации. В 1945 пост президента компании занял внук Генри Форда - Генри II (Henry II), родившийся в 1917. Умер Генри Форд-старший в возрасте 83 лет, 7 апреля 1947 года, в Дирборне.
Среди книг Генри Форда - "Моя жизнь и работа" (My Life and Work,1922, перевод на русский язык - 1924; до 1927 в СССР переиздавалась семь раз), "Сегодня и завтра" (Today and Tomorrow, 1926, перевод на русский язык - 1927), "Движение вперёд" (Moving Forward, 1931). Книги, написанные Фордом, неоднократно издавались и переиздавались в СССР, рекомендовались руководителям советских промышленных предприятий в качестве учебного пособия и студентам вузов в качестве учебника. В СССР, в серии "Жизнь замечательных людей", была издана книга о Форде.
__________
Источники информации:
Генри Форд. "Моя жизнь, мои достижения". М.: Финансы и статистика, 1989Энциклопедический ресурс www.rubricon.com (Энциклопедия российско-американских отношений, Англо-русский лингвострановедческий словарь "Американа", Большая советская энциклопедия)
Радио Свобода ("Генри Форд и первый автомобиль для миллионов")
Проект "Россия поздравляет!" - www.prazdniki.ru

Этого человека зачастую называют одним из ведущих промышленников Соединенных Штатов, который на корню изменил весь принцип сборки автомобилей. На заре двадцатого века про Генри Форда мало что было известно. Он создал знаменитую Model T, которая планировалась к массовому выпуску как автомобиль «для людей». Форд желал максимально удешевить конструкцию, чтобы она стала доступна всем, и у него это получилось.

В итоге: он продал тысячи и даже сотни тысяч экземпляров авто, а бренд продолжает существовать, и неплохо себя чувствовать в наши дни. Немногие знают, каким путем удалось прийти к столь высоким результатам. Каким он был человеком, как сложилась его судьба и что стало подоплекой успеха – эти и другие вопросы о Форде мы рассмотрим сегодня.

Неутомимый Генри Форд: биография всеобщего любимчика

Автомобили, которые гордо несут на капоте имя своего создателя и «прародителя», встречается практически на каждой улице любого города нашей страны и всего мира. Кто такой Генри Форд, ответит практически каждый второй. В начале двадцатого века ему удалось круто развернуть историю в новом направлении. Он подарил людям простой в управлении, надежный и красивый, мощный, а главное – недорогой автомобиль. Именно благодаря идеям этого человека конвейер стал неотъемлемой частью любого производства, а на автомашины стали смотреть, как на привычное средство передвижения.

Интересно

С раннего детства маленький Генри обожал разбирать всяческие механизмы на составные части. В возрасте двенадцати лет он получил в подарок от отца карманные часы, которые стали толчком в его становлении как механика и изобретателя. Мальчишка разобрал подарок и научился чуть ли не с закрытыми глазами собирать механизм. После этого он на несколько лет стал «дежурным» мастером по починке хронометров для всех фермеров в округе.

Генри Форд — икона автомобилестроения

История Генри Форда проста и неказиста, но чтобы достойно пройти свой путь, ему пришлось приложить множество усилий. Родители видели в нем продолжателя своего фермерского дела, потому ему пришлось рано покинуть отчий дом. Сельское хозяйство юный изобретатель уважал, но предпочитал ограничиться использованием его плодов. Будучи выходцем «из народа», он умудрился произвести настоящую революцию в промышленности и заработать себе имя кропотливым и тяжелым, но честным трудом.

Наследие Форда богато и разнообразно. Он проявил неординарные научные познания для правильной организации труда. Восьмичасовой рабочий день, оплата по часам, а не согласно выполненным работам, два выходных при пятидневной рабочей неделе – за все это следует благодарить «дедушку Генри». Разумное использование кадров, разделение труда и конвейерная лента, соединяющая все этапы производства – все это было им обдумано и даже воплощено в жизнь.

В начале двадцатого века возникло даже понятие – фордизм – социально-экономическое течение, взращенное поклонниками на идеях этого великого человека. Основным принципом нового направления являлась высокая заработная плата. Она должна была позволить рабочим купить ту продукцию, которую они производят. По мнению Генри, это было основной благосостояния общества в целом, без «уравниловки» с обществом потребления.

Появление на свет и первые годы будущего автомагната

Уильям Форд женился на простой девушке Мари, тоже дочке фермера. Тридцатого июля тысяча восемьсот шестьдесят третьего года она произвела на свет младенца, которого было решено назвать Генри в честь дедушки. С ранних лет отец пытался внушить отпрыску любовь к сельскому хозяйству. Но сколько старик не бился, мальчишка вел себя на ферме, словно принц крови, приглашенный туда по странной случайности. Он делал все с неохотой из-под палки, а цыплят и коров, за которыми ему часто приходилось следить, искренне и люто ненавидел.

Таская тяжелые ведра для матери, Генри с раннего детства стал задумываться о механизации труда. Конечно, подобных терминов тогда он еще не знал. Однако разобраться, насколько проще один раз сделать водопровод, чем постоянно носить воду, большого ума не нужно. Мальчик посещал обычную сельскую школу и особых успехов в учебе не делал. В книге самого Форда описывается момент, когда он впервые увидел локомобиль, направляясь с отцом с рынка домой. Испускающая клубы пара, рычащая огромная машина произвела на него неизгладимое впечатление. Самое главное – он знал, где она была сделана, и решил, что обязательно будет там работать.

Юность изобретателя

Отец желал, чтобы парнишка стал фермером, но «ковбойское» будущее ничуть не привлекало будущего механика. Что сделал Генри Форд, чтобы добиться своего? Он положил в сумку две большие краюхи хлеба, бутыль с молоком, насколько заработанных за ремонт хронометров долларов, и пешком отправился навстречу судьбе – в Детройт на фабрику, где выпускали вагончики для конки. На тот момент ему едва исполнилось шестнадцать, а механизмы уже «безоговорочно слушались» малейшего мановения его пальца. Другие рабочие позавидовали смекалке юноши и подставили его. Он уволился и перешел на завод братьев Флауэр, где делали корабли.

По ночам парню приходилось чинить чужие часы, иначе зарплаты не хватало даже на оплату жилья, не говоря уже о питании. Тогда отец решил в последний раз попробовать вернуть сына на путь фермерства. Он отдал ему сорок акров земли совершенно безвозмездно в обмен на обещание больше никогда не произносить слово «машина». Хитрый Генри землю взял, слово дал, но не выполнил. Он выстроил на подаренном участке уютный домик, женился, а потом неожиданно сбежал, чтобы поступить на завод «Электрической компании Эдисона» (Edison Illuminating Company). Сперва он был просто рабочим, затем стал инженером-механиком, а потом и главным инженером всего большого производства.

Управление собственной компанией

Пока приходилось трудиться в разных местах, где нужна была грубая физическая сила, молодой человек вынашивал в голове идею о создании самоходной коляски или безлошадного экипажа индивидуального типа. Годы Генри Форда неуклонно приближались к тридцати, когда в сарае за домом он собрал и даже запустил свое первое творение – Ford Quadricycle. Спустя три года, доведя свою машину до идеала, в девяносто шестом он представил ее Томасу Эдисону, который пришел в восторг от изобретения.

Стоит узнать

Еще проживая на ферме, подаренной отцом, Генри Форд собрал из подручных средств специальную молотилку для зерна, которая работала на бензине. После знакомства с Эдисоном, он решил продать ему патент на это изобретение. Таким образом, удалось выручить достаточно средств на создание собственной, новой компании.

Организация компании «Ford Motor»

Уже к девяносто девятому году Генри выкупил часть акций «Детройтской автомобильной компании» и стал ее фактическим совладельцем. Однако другие собственники не разделяли его идеи и будущего в создании «автомашины для народа» не видели. Они считали, что следует заниматься более существенными и дорогостоящими проектами, а не «маяться чепухой». Мужчина настойчиво обходил все «круги ада». Он лично объезжал на первом авто Ford A всех потенциальных клиентов, но в итоге получил только обидное прозвище «сумасшедший с Бегли-стрит».

На заре нового века удается сделать своему творению действительно великолепную рекламу. На самоходной тележке он принял участие в автогонках и умудрился серьезно опередить чемпиона Америки. В своей книге впоследствии он напишет, что имей он на то время четыре доллара, три отдал на бы на рекламную кампанию. Появляются инвесторы и просто желающие поддержать идею – «машины Генри Форда для всех». После этого изобретатель уходит из компании, выводит свои средства. В 1903-м изобретатель организовывает совершенно новую фирму – «Форд Мотор Компани», существующую и в наши дни.

В тысяча девятьсот третьем году разразился скандал – на изобретателя Генри Форда и его компанию подал в суд за нарушение авторских прав Дж. Б. Селден. За двадцать лет до этого он якобы запатентовал изобретение «автомобиль», но так и не сделал ни единого работающего экземпляра. Тяжба продлилась восемь лет, после чего властями было официально признано, что истец не может требовать никаких компенсаций ввиду того, что Форд применил совершенно иной тип конструкции двигателя.

Все время, пока тянулись суды, Форд ни на секунду не прекращал выпуска своей продукции, уверяя потребителей в безопасности приобретения авто. В восьмом году с конвейера сошли первые экземпляры новой модели Ford T, которая стала его визитной карточкой на долгие годы.

Через два года Генри завершает строительство нового предприятия «Хайленд парк». Это был настоящий скачок в автопромышленности, так как новая фабрика отличалась отличным освещением и высокопроизводительной вентиляцией, что позволяло значительно повысить продуктивность. Именно на этом заводе впервые был внедрен конвейер, который позволил значительно сократить трудозатраты на изготовление каждого элемента конструкции.

После того, как грянула Первая мировая, Форд пытался вразумить европейцев и даже поехал туда лично, но наткнулся на непонимание и насмешки. Возможно, именно по этой причине к семнадцатому году, когда у нас уже вовсю бушевала революция, заводы пацифиста Генри Форда стали выполнять военные заказы. Конвейер позволял быстро преобразовывать производство, потому теперь тут выпускали противогазы, машины скорой помощи и даже двигатели для самолетов, субмарин и легких танков.

Генри объявил, что вся прибыль от госзаказа будет возвращена в казну страны, это добавило ему популярности и авторитета среди сограждан. Доподлинно неизвестно, выполнил ли он обещание, но впечатление сумел произвести, уж в этом он точно знал толк. В двадцать пятом году была создана новая компания Ford Airways, где стали выпускать самолеты. Самой прославленной стала модель Ford 3-AT Air Pullman.

Видение управления глазами Форда

При организации труда на собственных предприятиях Форд руководствовался в первую очередь эффективностью. Ему принадлежит также так называемая идея капитализма благосостояния (welfare capitalism). Все шаги при этом были направлены на значительное улучшение условий жизни сотрудников, чтобы снизить текучесть кадров максимально, а в идеале – убрать совсем. Удержание обученных сотрудников стало основной задачей нового видения организатора.

  • К четырнадцатому году простой рабочий его завода не мог получать менее пяти долларов в день, что сегодня приблизительно равняется ста двадцати американским «рублям».
  • Рабочая неделя сперва была сокращена до сорока восьми часов, а потом и до сорока ровно. В итоге получились привычные нам пять рабочих дней с двумя выходными.
  • Форд полностью упразднил статистику на своих предприятиях, не желая вести лишнюю документацию. Он максимально сократил администрацию, устранил связи между отделами, а всем уволенным «бюрократам» предложил вернуться к станку.

Он ввел специальные надбавки к зарплате, тем самым как бы разделяя прибыль меж всеми сотрудниками. Однако впоследствии «вылезли» и неприятности. Выпущенный в начале семидесятых Ford Pinto оказался чуть ли не самым худшим авто года. Безопасность пассажиров и водителя при его разработке практически не учитывалась, что привело почти к двум сотням смертей. В итоге, после длительного разбирательства, машина была отозвана, а потом и вовсе снята с производства. Но на то время успехи Генри Форда были налицо – тогда каждый желал трудиться на его автомобильном заводе, а у отдела кадров выстраивались километровые очереди.

Против профсоюзов и конвейер ненависти

Несмотря на такое лояльное отношение к людям, создавать профессиональные союзы работников на предприятии он не позволял долгое время. Те желали сократить производительность, чтобы обеспечить количество рабочих мест, а он не признавал подобного подхода к делу. Активным помощников в борьбе с профсоюзами стал Гарри Беннет – безжалостный представитель гангстерского мира, служивший у Форда телохранителем. Он решал неудобные вопросы тихо и кардинально, создав целую армию головорезов, которые и расправлялись с неугодными.

Впрочем, моральные аспекты дела интересовали его хозяина чуть ли не в последнюю очередь. Именно его подручные расправились с участниками голодного марша в Детройте в тридцать втором. Он создал штурмовые отряды, которые устроили кровавое побоище с десятками раненых на River Rouge в тридцать седьмом. Только в сорок первом году после пресловутой сидячей забастовки на том же предприятии основатель Форд решил сменить гнев на милость и уволили Беннета. Поговаривали, что послушал он не доводы разума, а любимую супругу, которая опасалась за безопасность семьи.

В восемнадцатом году Форд приобрел издание (газету) под названием The Dearborn Independent. В ней начиная с 20-го года стали печататься статьи явно антисемитского содержания, хотя на тот момент мало кто обратил на это внимание. Но через годик широкий резонанс в обществе и прессе заставил мужчину принести публичные извинения. Но раскаялся ли Генри? Все время зарождения нацизма, и его тотального развития магнат оказывал мощнейшую поддержку пресловутой НСДАП, а его портрет был замечен на стене в кабинете самого Гитлера. В итоге завод в Пуасси стал снабжать вермахт автомашинами, авиадвигателями и тракторами в сороковом году. Более подробно об этом рассказывает писатель Нейл Болдуин в своем произведении «Генри Форд и евреи: конвейер ненависти».

Все равно кем, главное — снова с Кларой: финал жизни миллиардера-самоучки

Несмотря на полуаскетичный образ жизни, а Форда мало интересовала материальная сторона его личного бытия, позаботиться о продолжении рода он не забыл. В его жизни была всего одна женщина и это – супруга. Когда журналисты спросили, кем бы он желал стать, если бы существовала реинкарнация, он ответил, что готов быть кем-угодно, лишь бы рядышком с Кларой.

Жена, сын и внук

Когда отец предложил юному Генри землю в обмен на изобретения, он согласился неспроста. В 1887 году он встретил дочку фермера Клару Брайант и без памяти влюбился. В том же году пара поженилась и поселилась на собственном участке в только что выстроенном домике. Однако приехав туда через несколько месяцев, отец Форда обнаружил уютное гнездышко покинутым: сын забрал жену, во всем его поддерживающую, и отправился искать лучшей судьбы на завод Эдисона.

В ноябре 1893-го у них родился первый и единственный ребенок Эдсел Брайант Форд, скончавшийся в сорок третьем от рака желудка. Но прежде чем отдать Богу душу, Эдсел успел тоже стать отцом. Его сынишка, Генри Форд II, взял в свои руки управление колоссальными мощностями фордовских заводов после окончания Второй мировой войны. Достижения Генри Форда младшего не уступают его прославленным предкам.

Причина смерти и похороны

В тысяча девятьсот сорок пятом году Генри Форд старший полностью отстраняется от дел, передав бразды правления своему внуку. Он всегда видел в этом мальчике потенциал, потому волноваться не стал и перепроверять его успехи тоже. В этот момент он решил вернуться в уютный домик в Дирборне, чтобы в тишине и покое дожить свой век.

Седьмого апреля сорок седьмого года в собственном поместье Fair Lane он скончался от инсульта (кровоизлияние в мозг). Говорят, что накануне он смотрел документальную кинохронику о зверствах нацистов, и она его так впечатлила, что он просто не смог этого пережить. Похоронили его скромно на местном кладбище.

Высказывания изобретателя

Лучшая в мире машина – это новая машина!

Физкультура и гимнастика является полной нелепицей. Здоровым она совершенно ни к чему, а больным даже противопоказана.

Из тех, кто начинал какое-либо дело, сдавшихся намного больше, чем по-настоящему побежденных.

Время не прощает, если его растрачивают впустую.

Любое дело можно делать лучше, чем оно делалось до этого.

Я никогда не скажу вам: «Сделайте это». Я говорю: «Мне интересно, сможете ли вы это сделать».

Кто такой Генри Форд?

Генри Форд это человек, который смог сделать жизнь многих людей в этом мире намного лучше, благодаря созданию хороших и недорогих автомобилей. Генри Форд первый человек, который придумал ленточный конвейер, благодаря которому наладил массовое производство автомобилей. В будущем ленточный конвейер Генри Форда был внедрен в промышленность. Генри Форд родился в Спрингфилде (штат Мичиган) 30 июля в 1863 году. Детство Генри прошло на ферме, где жили его родители. Он помогал семье и посещал обычную сельскую школу. Только благодаря своему интересу к технике, он смог стать популярным в мире промышленности.

Опыт Форда

Когда Генри исполнилось 12 лет, он оборудовал небольшой гараж и сделал мастерскую, где проводил большую часть своего времени. В этой мастерской он смог сконструировать свой первый паровой двигатель. В 1879 году Генри Форд переехал в Детройт, где устроился на работу помощником машиниста. После Генри Форд начал заниматься конструированием и ремонтом паровых двигателей. В 1888 году он женился на Кларе Браент и после этого получил должность управляющего на лесопильном заводе.

В 1891 году Форд стал инженером компании Edison Illuminating, а через два года был назначен главным инженером компании. Благодаря этому у Генри появилось больше свободного времени для своего хобби (разработка паровых двигателей).

Как появился первый автомобиль Ford?

Свой первый ДВС (двигатель внутреннего сгорания) Форд собрал на кухне у себя дома. Вскоре он решил поставить этот двигатель на раму с четырьмя велосипедными колесами. В 1896 году появилось транспортное средство, которое стало первым автомобилем Ford.

Первая компания Форда

Уволившись в 1899 году из компании Edison Illuminating, Генри Форд основал собственную фирму Detroit Automobile. Несмотря на то, что через год предприятие обанкротилось, Форд успел собрать несколько гоночных автомобилей. Форд сам принимал участие в автогонках и в октябре 1901 года сумел победить чемпиона Америки Александра Уинтона.

Компания Ford Motor

В 1903 году появилась новая компания — Ford Motor. Ее основателями были двенадцать бизнесменов из штата Мичиган во главе с Генри Фордом, который держал 25,5% акций предприятия и занимал должности вице-президента и главного инженера компании. Под автомобильный завод была переоборудована бывшая фургонная фабрика на Мэк Авеню в Детройте. Бригады, состоявшие из двух-трех рабочих, под непосредственным руководством Форда собирали автомобили из запчастей, которые изготавливались на заказ другими предприятиями. Первый автомобиль компании был продан 23 июля 1903 года. В 1906 году Генри Форд стал президентом и основным владельцем компании.

В 1908 году Генри Форд воплотил в жизнь свою мечту, выпустив модель «T» – надежный и недорогой автомобиль, который стал одной из самых массовых и популярных машин своего времени. Именно появление модели «Т» ознаменовало наступление новой эры в развитии личного транспорта. Автомобилем Форда было просто управлять, он не требовал сложного технического обслуживания и мог проехать даже по сельским дорогам.

Новое поколение

В 1919 году Генри Форд и его сын Эдсел выкупили акции предприятия у других акционеров за 105 568 858 долларов США и стали единственными владельцами фирмы. В том же году Эдсел унаследовал от отца пост президента компании, который он и занимал до своей смерти в 1943 году. После скоропостижной кончины сына Генри Форду вновь пришлось встать у руля компании.

Отставка

В сентябре 1945 года Генри Форд передал полномочия своему старшему внуку – Генри Форду II. В мае 1946 года Генри Форд старший был удостоен почетной премии за заслуги перед автопромышленностью, а в конце этого же года Американский институт нефти (American Petroleum Institute) вручил ему золотую медаль за заслуги перед обществом.

Конец эпохи Генри Форда

Генри Форд умер в возрасте 83 лет у себя дома в Дирборне 7 апреля 1947 года. Таким образом завершилась целая эпоха в истории компании Ford Motor, которая, несмотря на кончину своего основателя, продолжала активно развиваться.