Аналоговые тахографы вне закона! Срок действия аналоговых тахографов с шайбой по закону Зачем нужны тахографы

Согласно внесенным изменениям в приказ Минтранса №273 с 1 июля 2016 владельцам грузовых транспортных средств необходимо перейти на цифровые тахографы. И, похоже, на этот раз сроки вступления в силу новой нормы законодательства сдвигаться не будут. Насколько готовы перевозчики к нововведениям? И, собственно, к чему им готовиться в связи с наступлением "дня Х"? Мы поговорили с экспертами, чьи точки зрения на предстоящие изменения, мягко говоря, не совпадают.

Краткая история вопроса

Одной из наиболее часто встречаемых причин смертности на дорогах является усталость водителя. А наиболее тяжелые ДТП связаны с усталостью водителей-профессионалов, управляющих транспортными средствами категорий N3 - весом свыше 12 тонн.

Для решения данной проблемы, начиная с 2009 года, Правительством РФ был принято ряд мер, в том числе направленных на внедрение контроля за режимом труда и отдыха водителей:

В 2009 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 года началось внедрение нового типа тахографа, переход с аналоговых на цифровые тахографы.

В 2010 - 2011 годах началось массовое производство тахографов в рамках 720 Постановления Правительства РФ.

В 2013 году были введены дополнительные требования к тахографам в соответствии с 36 Приказом Минтранса при обязательном соблюдении 720 Постановления Правительства РФ. Введена прямая ответственности за отсутствие тахографа.

В 2015 году вступил в действие регламент Таможенного союза, с утвержденным переходным периодом до 01 июля 2016 г.

Отметим, что приказ Министерства транспорта РФ №36 "Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами" содержит требования по оснащению автобусов и грузовых автомобилей, совершающих коммерческие перевозки, тахографами нового поколения, использующих средства криптографической защиты информации (СКЗИ).

Предполагалось, что установка тахографов будет происходить в несколько этапов. С 1 апреля 2014 года тахографами с СКЗИ должны быть оснащены грузовые автомобили, перевозящие опасные грузы, с 1 июля 2014 года - автобусы и грузовики массой более 15 тонн, с 1 сентября 2014 года грузовики массой от 12 тонн, с 1 апреля 2015 года - грузовики с массой от 3,5 до 12 тонн.

Для транспортных средств, уже оснащенных средствами контроля режимов труда и отдыха, был предусмотрен срок обязательного оснащения новыми тахографами - 1 января 2018 года.

Однако, затем сроки установки цифровых тахографов были перенесены - и "точкой отсчета" стало 1 июля 2016 года.

Прежде всего, надо оговориться, что для перевозчиков, осуществляющих международные перевозки и для перевозчиков, осуществляющих исключительно внутренние перевозки, требования к тахографам с 1 июля будут различны.

Для перевозчиков, осуществляющих международные автоперевозки, обязательными являются требования договора ЕСТР (Международное Соглашение, касающееся экипажей транспортных средств, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров). В этом случае перевозчики обязаны соблюдать следующие нормативные акты: ТР ТС 018/2011; ЕСТР; 127 ФЗ; 195 ФЗ; 196 ФЗ; 197 ФЗ. Аналоговые тахографы для международных перевозчиков разрешены.

Для перевозчиков, осуществляющих исключительно внутренние перевозки, обязательными являются требования законодательства РФ, в которых предусмотрен иной тип тахографа, не совместимый с ЕСТР. Технические требования к этому типу тахографов изложены в Приказе Минтранса № 36, а порядок оснащения - в Приказе Минтранса №273. В этом случае перевозчики должны соблюдать следующие нормативные акты: ТР ТС 018/2011; 195 ФЗ; 196 ФЗ; 197 ФЗ; Постановление Правительства РФ 1213; Приказы Минтранса № 36, № 273, № 15, №348 (вносящий изменения в Приказ №273).

Важно отметить, что эксплуатация транспортных средств с аналоговыми тахографами для автоперевозчиков, осуществляющих внутренние рейсы, не запрещена и не может быть запрещена в соответствии с действующим законодательством, вплоть до утилизации транспортного средства. Хотя некоторые перевозчики считают, что эксплуатация таких транспортных средств с 1 июля будет запрещена. Это не так.

Источником недоразумения в данном вопросе стало письмо ФБУ Росавтотранс от 10.02.2016, в котором говорилось:

Однако, позднее, рассказывает Геннадий Линник, директор по взаимодействию с органами государственной власти и общественными организациями ООО "АТОЛ ДРАЙВ", 29.02.2016 авторы данного письма разместили на сайте Росавтотранса дополнение к предыдущему письму, в котором подробно изложили правовую основу оснащения транспортных средств тахографами. Согласно этому письму, запрет на эксплуатации транспортных средств с аналоговыми тахографами не вводится приказом Минтранса №348, однако

За отсутствие технического средства контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, не обеспечивающих регистрацию информации на картах тахографа, изготовленных в виде пластиковой карты с электронным носителем информации и соответствующих требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение N 1 к приказу Минтранса России N 36), или требованиям ЕСТР (далее - аналоговые контрольные устройства)" на транспортных средствах категорий N2,N3,M2,M3, выполняющих внутрироссийские перевозки с 1 июля 2016 года сотрудниками контрольно- надзорных органов будет применятся санкция статьи 11.23 КоАП.

Иными словами, хотя сами транспортные средства, оснащенные аналоговыми тахографами, под запрет не подпадают, за отсутствие цифровых тахографов с СКЗИ автоперевозчиков, выполняющих внутрироссийские перевозчики, с 1 июля могут оштрафовать, - заключает Г. Линник.

Тахограф как объект технического регулирования

Ни один орган государственной власти не имеет права требовать замены аналогового тахографа, если он имеет или имел сертификат соответствия на момент его производства / установки, отвечающий законодательным требованиям, а значит безопасный в эксплуатации, - утверждает Максим Сухомлинов, директор сервисной службы ГК Надежный контакт.

Свою точку зрения эксперт аргументирует, отсылая к п. 65 таблицы 4 приложения 1 Технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза" (ТР ТС 018/2011), который вступил в действие на территории Российской Федерации с 01 января 2015 года.

Исходя из этого документа, на тахограф в полной мере распространяются требования ФЗ-184 "О техническом регулировании", в частности процедура подтверждения соответствия действующему законодательству. На основании статьи 20 Федерального закона №184 "О техническом регулировании", подтверждение соответствия заключается в процедуре сертификации. Результатом процедуры подтверждения соответствия действующему законодательству является сертификат соответствия.

Так как на основании п. 65 приложения 10 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза (ТР ТС 018/2011), тахограф является компонентом транспортного средства, то и соответствовать он должен требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза (ТР ТС 018/2011), что должно подтверждаться Сертификатом соответствия ТР ТС. Все сертификаты соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств подлежат обязательному учету и находятся в свободном доступе на сайте Росакредитации.

Таким образом, объясняет М. Сухомлинов, в соответствии с ч.1 статьи 54 Конституции РФ: "Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет", - то есть все тахографы имеющие на момент их производства/установки сертификаты соответствия действующему законодательству, даже после окончания срока действия самого сертификата остаются "в законе". Наиболее распространенные аналоговые тахографы 1324 и 1318 имеют или имели действующий сертификат соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств. Более того, эти тахографы внесены в Реестр средств измерений, что позволяет осуществлять на них Государственную поверку, что в свою очередь, дает юридическую значимость их показаний, а это, в соответствии с ФЗ -102 "Об обеспечении единства измерений", позволяет таким тахографам участвовать в государственном контроле. Таким образом, как было сказано выше, Минтранс РФ не запрещает эксплуатацию транспортных средств с аналоговыми тахографами. Минтранс РФ не может своими нормативными правовыми актами нарушать закон, резюмирует эксперт, такого не бывает.

Поэтому, настаивает М. Сухомлинов, Минтранс просто рекомендует переоснастить только те транспортные средства с аналоговыми тахографами, на которых стоят тахографы, не имеющие сертификата соответствия. К таким тахографам относятся TGK-100, 1319, 1314 и т.п.

Однако и владельцам таких тахографов я бы не рекомендовал спешить с заменой и таких тахографов, - продолжает М. Сухомлинов. - 16 октября 2015 года Правительство РФ издало Постановление №1108. В нем определяются органы исполнительной власти и их полномочия в области соблюдения требований Технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза". Напоминаем, что тахограф является компонентом транспортного средства, а следовательно находится в сфере влияния этого Технического регламента.

Органом, осуществляющим контроль в области безопасности колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации (а следовательно и их компонентов) теперь является Министерство внутренних дел, в частности ГИБДД. Таким образом Министерство транспорта РФ не может предъявлять обязательные требования к транспортным средствам находящимся в эксплуатации, а равно и к их компонентам, в частности тахографам. Этот факт подтверждается и статьей 4 пунктом 3 ФЗ-184 О техническом регулировании:

Важно обратить внимание на следующую терминологическую тонкость, - продолжает М. Сухомлинов. - Приказ Минтранса №348 требует оснастить тахографами до 1 июля 2016 года те транспортные средства, у которых были установлены не аналоговые тахографы, а "аналоговые контрольные устройства". То есть тахографы, которые не имели и не имеют сертификата соответствия одному из Технических регламентов о безопасности колесных транспортных средств.

Таким образом, аналоговые тахографы в принципе не подлежат обязательной замене. Ни один орган государственной власти не имеет права требовать замены аналогового тахографа, если он имеет или имел сертификат соответствия действующим на момент его производства / установки законодательным требованиям, а значит безопасных в эксплуатации. Приказы Минтранса № 36, 273 , 348 носят исключительно рекомендательное значение в части технических требований, - заключает М. Сухомлинов.

В подтверждение своей позиции М. Сухомлинов приводит решение Арбитражного суда Магаданской области от 13 мая 2016 года по делу между УГАДН Магаданской области и ПАО "Магаданэнерго" о тахографах, несоответствующих требованиям 36 приказа Минтранса 13 мая 2016 года:

Это первое в своем роде, в рамках которого было подробно разобрано все законодательство в области тахографии. Суд признал, что наличие блока криптозащиты в тахографе носит исключительно рекомендательное значение и не является обязательным.

Действительно, ПАО "Магаданэнерго" обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным пункта 5 предписания Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 01-16/47 от 11.11.2015, в котором указано, что предприятие эксплуатирует транспортные средства для перевозки грузов и пассажиров, оснащенные тахографами модели Continental-VDО1381, не соответствующими установленным требованиям. К участию в деле в качестве третьего лица, была привлечена компания ООО "Торгмонтаж- Плюс", которая осуществляла установку тахографов на транспорт ПАО "Магаданэнерго".

По итогам дела требования заявителя, Публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго", удовлетворили. Предписание Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 01-16/47 от 11.11.2015 признали недействительным в части пункта 5.

ПП РФ № 1213 от 23.11.2012, Приказы Минтранса РФ № 36 от 13.02.2013 и № 273 от 21.08.2013, предъявляющие требования к тахографам, были признаны носящими исключительно рекомендательный характер, в том числе в части наличии в тахографе блока криптозащиты СКЗИ.

Однако, Г. Линник обращает внимание на следующее существенное обстоятельство:

Прежде всего, нет никакого противоречия с Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011, так как порядок оснащения устанавливается нормативно правовыми актами Российской Федерации, государство рассматривает средства контроля за соблюдением водителями режимов движения как один из важнейших элементов обеспечения безопасности дорожного движения". Вот выдержка из ТР ТС 018 /2011 п. 14: "Конструкция выпускаемых в обращение транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров, категорий N2 и N3, осуществляющих коммерческие перевозки грузов, должна предусматривать возможность оснащения (штатные места установки, крепления, энергопитания) техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами). Оснащение указанной аппаратурой транспортных средств осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза. Требования настоящего пункта не применяются в отношении транспортных средств, указанных в статье 2 Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР)".

Приказ Минтранса №36 был зарегстрирован Минюстом, и вступил в силу, - продолжает Г. Линник. - В соответствии со статьей 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации норма приказа Минтранса №36 может быть оспорена и признана незаконной только Верховным судом Российской Федерации. Решение Арбитражного суда Магаданской области от 6 мая 2016 года по делу № АЗ7-66/2016 не является оценкой законности приказа Минтранса №36. Таким образом, только Верховный суд РФ может признать приказ №36 не соответствующим нормам законодательства. Частью 3 статьи 4 Закона о техническом регулировании прямо предусмотрена возможность издания федеральными органами исполнительной власти актов в сфере технического регулирования, то есть предполагается, что требования технических регламентов не являются исчерпывающими и требования к продукции могут быть изложены в том числе и в иных актах. Производители тахографов с блоками СКЗИ получили Сертификаты соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011. Таким образом, водители и юридические лицы, транспортные средства которых не будут к 1 июля 2016 года оснащены соответствующим оборудованием (а это тахографы с СКЗИ для автоперевозчиков, осуществляющих внутренние перевозки) могут быть оштрафованы на сумму от 1 до 3 тысяч рублей для граждан и от 5 до 10 тысяч рублей для должностных лиц.

Заключительное слово экспертов

Максим Сухомлинов:

Минтранс, предъявив в своем приказе №36 требования технического характера (наличие в объекте технического регулировании тахографе блока криптозащиты), превысил свои полномочия. Полномочия в области технического регулирования принадлежат Минпромторгу. В ФЗ 184 "О техническом регулировании" в главе 4 пункте 3 прямо написано - Органы исполнительной власти могут издавать нормативные документы в области технического регулирования только рекомендательного характера. А Минюст приказ №36 регистрирует как обязательный.

В результате в течение последних трех лет транспортники оснащали и переоснащали свои автомобили тахографами, с избыточными, необязательными требованиями, теряя миллионы рублей, что никак не отразилось на безопасности дорожного движения в целом. Итак результат на сегодня. По данным ФБУ Росавттранс с 2013 год по март 2016 года установлено чуть меньше 400 000 тахографов с СКЗИ. По данным ГИБДД того же периода - аварийность по оговоренным категориям транспорта не снизилась. Приказ Минтранса №36 может носить только рекомендательный характер, и, значит, аналоговые тахографы не подлежат обязательной замене.

Геннадий Линник:

Прежде всего замечу, что ГИБДД как раз, наоборот, заявляет, что по оговоренным категориям транспорта аварийность снизилась и призывает оснащать тахографами с СКЗИ транспортные средства физических лиц, по которым статистика показывает рост аварийности.

В последнее время всё чаще можно встретить пребывающих в волнении владельцев грузовых транспортных средств. Они думают о том, как бы заменить тахограф шайбовый срок действия которого вот-вот истекает. Ведь говорят, что если этого не сделать, то ждут огромные штрафы. Всех интересует вопрос, до какого года действует шайбовый тахограф?

Для многих автовладельцев есть лишь один факт – тахограф должен быть. Этого прямо требует закон РФ «О безопасности движения». Но какое именно устройство устанавливать и в какие сроки, что делать, если уже стоит аналоговый тахограф и можно ли обойтись без него, если перевозки не носят массовый характер – всё это остаётся покрытым туманом. На самом деле этот туман легко развеять, если внимательно вчитаться как в нормы законов, так и в правительственные постановления.

Все слышали о таком приборе, как чёрный ящик. С его помощью регистрируется всё, что происходит на борту самолёта: технические характеристики, куда он летит, как ведут себя пилоты. В итоге этот прибор позволяет анализировать работу сотрудников авиакомпании, следить за соблюдением ими трудовых норм и при этом знать, как самолёт себя «чувствует» технически. Или выявить причины крушения, если таковое случится.

Для автомобилей также был разработан свой аналог чёрного ящика, носящий официальное название средства контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. Проще это устройство называют тахографом.

С помощью тахографа можно точнее фиксировать скорость и пробег авто. Он позволяет проследить за тем, насколько точно водитель соблюдал трудовой режим. Отдыхал ли он положенное время. И, конечно, какой по массе груз перевозила машина.

Устройство является довольно небольшим. Оно может быть установлено как производителем транспортного средства, так и в специализированной мастерской.

На сегодняшний день в России используется два вида тахографов:

  • аналоговый, он же шайбовый тахограф;
  • цифровой.

Первый из них долгое время был наиболее массовым вариантом на просторах РФ, но в связи с новыми требованиями законодательства, постановившими, что нужно запрещать его использование с определённого срока, он всё больше заменяется цифровым. Шайбовыми такие приборы назвали из-за того, что все данные датчиков записываются на специальную круговую диаграмму – шайбу – с присутствующими на ней изначально данными о водителе.

Переход на цифровые аналоги связан с тем, что они лучше защищены от внешнего вмешательства. В частности, этому способствует наличие блока средства защиты криптографической информации (СКЗИ).

Благодаря такому модулю, корректировка записанной информации становится практически невозможной, ведь он:

  • регистрирует и проверяет цифровую подпись;
  • шифрует уже записанные данные;
  • согласует их с временным штампом для исключения корректировки времени передачи информации.

Единственный недостаток блока СКЗИ в том, что срок его работы не может быть больше трёх лет.

Поэтому вопрос установки и замены устройств контроля над режимами работы и отдыха водителей автомобилей, задействованных в этом бизнесе, стал для многих настоящей головной болью. Не в последнюю очередь это произошло из-за путаницы, созданной различными толкованиями действующих подзаконных актов.

Использование тахографов и выбор их правильных моделей регулируется рядом законодательных и подзаконных актов РФ. Главным документом, обязывающим автовладельцев, является закон «О безопасности дорожного движения». Согласно статье двадцатой, все юридические лица и физические лица-предприниматели, должны оснастить свои транспортные средства, задействованные в коммерческих перевозках, приборами контроля режимов труда и отдыха.

При этом тахографы сами по себе должны соответствовать Техническому регламенту о безопасности колёсных транспортных средств, который начал действовать вслед за Постановлением правительства №720 от 10 сентября 2009 года. Именно в этом регламенте определены необходимые для устройства технические характеристики, которые позволяют ездить с ним по отечественным дорогам. Регламент является обязательным для исполнения документом, как это определено Федеральным законом «О техническом регулировании».

Но далеко не только этот Регламент в настоящее время регулируют техническую сторону использования данных приборов.

В 2013 г. Министерство транспорта издало два приказа, касающиеся данной темы:

  1. Первый из них, под №36, изданный 13 февраля 2013 г. и имеющий длинное название «Об утверждении требований к тахографам …», установил предельный срок действия устаревших аналоговых тахографов с шайбой, даже если они соответствуют Регламенту от 2009 г.
  2. Второй приказ, №273, подписанный в конце августа 2013 г., ввёл в действие «Порядок оснащения транспортных средств тахографами». В последнем был получен окончательный ответ на вопрос, нужно ли менять шайбовый аналоговый тахограф на цифровой, точно определена процедура замены. По сути это действующая инструкция.

Хотя, с точки зрения закона «О техническом регулировании», оба приказа рекомендательные (в отличие от обязательной силы Регламента), они, по сути, легли в основу нынешней системы взаимоотношений между перевозчиками и государством.

Владельцам всех ли транспортных средств, задействованных в перевозках, нужно устанавливать тахографы? И распространяется ли требование по установке приборов на тех, кто занимается некоммерческими перевозками? Эти вопросы можно очень часто увидеть на всевозможных форумах автовладельцев и на разных специализированных ресурсах. Так что же по этому поводу говорит уже помянутое законодательство?

В соответствии с приказом №36 Минтранса РФ от 13 февраля 2013 года, тахографы обязаны устанавливать владельцы таких транспортных средств:

  • грузовых автомобилей категории N2: к этой категории относятся грузовые транспортные средства, чья масса превышает 3,5 т, но не больше 12 т.
  • грузовых автомобилей категории N3: то есть грузовиков, чья масса превышает 12 т.
  • транспортных средств для пассажирских перевозок категории M2: в таких автобусах должно быть, помимо водительского, не более восьми мест для пассажиров, а масса не должна превышать 5 т.
  • транспортных средств для пассажирских перевозок категории M3: то есть автобусов, способных перевезти больше восьми человек и чья масса превышает 5 т.

При этом не имеет значения, применяются ли данные автомобили для коммерческих перевозок или для некоммерческих. Например, автобус категории М2, подвозящий работников на предприятие каждое утро на бесплатной основе, всё равно должен быть оснащён прибором контроля.

Государство установило разные предельные сроки установки тахографов для разных типов транспортных средств.

Существует такой порядок:

  1. До 1 апреля 2014 года их нужно было установить на машины категорий N2 и N3 массой более 3,5 т, задействованные в перевозках опасных грузов.
  2. До 1 июля 2014 года – на автобусы двух вышеуказанных категорий, имеющие более восьми сидений, не задействованные в регулярных городских и пригородных перевозках, а также на грузовые автокатегории N3, занимающиеся междугородними перевозками, весом более 15 т.
  3. До 1 сентября 2014 года – на грузовики категории N3 массой более 15 т, занимающиеся перевозками неопасных грузов между населёнными пунктами.
  4. До 1 апреля 2015 года – на грузовиках категории N2 любой массы, занимающихся перевозкой неопасных грузов.

Из этого перечня видно, что всё же не от всех авто, задействованных во внутренних перевозках, требуется наличие какого-либо тахографа. Например, не нужны эти приборы автомобилям ритуальных служб. Нет надобности устанавливать их и владельцам сельскохозяйственной техники или какой-либо другой спецтехники, передвижных лабораторий, военных авто и авто специальных служб, задействованных в оперативной деятельности. Ездить без тахографов по отечественным дорогам вполне спокойно могут и дома на колёсах.

Избежать установки тахографа, если ваше транспортное средство попадает под одну из вышеуказанных категорий, нельзя. Наказание – административная ответственность перед законом. Причём она носит довольно ощутимый характер – в виде крупного штрафа, который налагается как на водителя, так и на владельца авто.

В соответствии со статьёй 11 Административного кодекса, выезд на линию без устройства или при наличии в нём неисправностей, его умышленное повреждение или фальсификация данных влекут за собой штраф в размере:

  • 1-3000 рублей для физических лиц;
  • 5-10000 рублей для должностных лиц.

Нарушение водителем условий работы, зафиксированное прибором карается штрафом от 1 до 3 тыс. рублей.

Избежать штрафа за пользование неисправным устройством можно лишь в том случае, если неисправность была обнаружена уже на линии.

Типы тахографов, подлежащих установке

Итак, мы разобрались с тем, на какие транспортные средства необходимо устанавливать в обязательном порядке средства контроля и какими правовыми актами это регулируется. Но какого же типа тахограф должен стоять на транспортном средстве для того, чтобы он целиком соответствовал законодательству?

Как уже было отмечено выше, новый Порядок, утверждённый Минтрансом в 2013 г., произвёл некоторые изменения по сравнению с действующим с 2009 г. Техническим регламентом. С момента вступления в силу минтрансовского Приказа №36 происходит постепенная замена шайбовых тахографов на цифровые с блоком СКЗИ, которая должна завершиться в течение 5 лет.

Автовладельцам больше не имеет смысла устанавливать аналоговые устройства, ведь их всё равно придётся заменить. Лучше сразу ставить те, что соответствуют требованиям приказов № 36 и 273. Конечно, такие приборы стоят дороже, чем аналоги старых моделей, но при этом перевозчик избежит каких-либо проблем с контрольными органами.

До какого года действует шайбовый тахограф, соответствующий требованиям ЕСТР? Нормы действующего законодательства, как уже было отмечено выше, предусматривают различный переходной период для разных типов тахографов, которые можно встретить на автомобилях, ездящих по отечественным дорогам.

Многие перевозчики ещё до вступления в силу нового порядка успели установить на свои транспортные средства аналоговые контрольные приборы, которые при этом полностью соответствовали требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), подписанного в Женеве в 1970 г. Существует ли переходной период для них?

В соответствии с упоминаемым уже приказом Министерства транспорта РФ №273 от 21.08.2013, для такого рода автомобилей также установлен переходной период, во время действия которого ставить тахограф со СКЗИ не было обязательно. Нормы приказа позволяли продолжать использовать установленный ранее тахограф старого образца до 1 января 2018 года.

Такое аналоговое устройство, впрочем, должно было в обязательном порядке оснащено возможностью регистрации информации на пластиковых картах с электронным носителем информации, которые бы соответствовали требованиям ЕСТР или Приказу Минтранса №36.

Что делать, если тахограф установлен до вступления в силу нового порядка

Но ведь не всегда тахографы, установленные ранее, ставились автовладельцами с расчётом на то, что их транспортные средства будут задействованы в международных перевозках. Поэтому далеко не все стремились к сертификации устанавливаемых приборов на предмет соответствия требованиям ЕСТР.

Неужели для перевозчиков, ориентированных на внутренний рынок, законодательство не предусмотрело никакого переходного периода?

Для них Порядком тоже был предусмотрен переходной период в том случае, если тахографы были установлены до вступления документа в силу.

  1. Как уже было отмечено выше, новый порядок вступил в силу 1 апреля 2013 года, а это значит, что аналоговые контрольные устройства, оснащённые пластиковыми картами с электронным носителем информации для её регистрации, если они были установлены мастерской до этой даты, можно было не менять ещё пять лет. Но с 1 января нового года переходной период и для них завершился.
  2. На отечественных дорогах всё ещё можно встретить и автомобили, которые оснащены старыми моделями тахографов. Их отличительной чертой является то, что они не оснащены пластиковыми картами с электронным носителем, обеспечивающими регистрацию информации. Это значит, что подобные приборы не соответствуют не только требованиям ЕСТР, но и нормам Приказа №36 Министерства транспорта РФ.

Но государство установило некоторые послабления и для владельцев транспортных средств с подобным, устаревшим, оборудованием. Им разрешили ездить, не меняя такие средства контроля на более новые, до 1 июля 2016 г.

Большинство транспортных средств, задействованных в перевозках, в наше время оснащены терминалами ГЛОНАСС или GPS. Это позволяет следить за передвижением автомобиля и облегчает ему навигацию. Вместе с тем владельцы часто считают, что оснащение своего авто таким терминалом освобождает их от необходимости устанавливать тахограф. Но это ошибочное мнение.

Дело в том, что спутниковые навигаторы, несмотря на то, что позволяют достаточно точно фиксировать передвижение самих транспортных средств, не выполняют основную функцию тахографов – они не контролируют соблюдение водителем режимов труда и отдыха. Соответственно, к сожалению, наличие спутникового навигатора никак не освобождает от необходимости ставить такой прибор.

Где же устанавливают тахографы, соответствующие нормам законодательства? Один из главных вопросов, который волнует автовладельцев, вынужденных столкнуться с необходимостью замены старых тахографов или установкой новых состоит в том, где же можно законно это сделать? Кто имеет право заниматься такой деятельностью?

Заниматься установкой приборов контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха имеют право лишь мастерские, числящиеся в перечне, который составляет орган, осуществляющий тахографический контроль, – Росавтотранс. Мастерской, для того чтобы попасть в этот перечень, нужно обратиться в региональное отделение регулирующего органа с заявлением о включении в него, к которому приложить требуемые законодательством документы.

Росавтотранс также регистрирует новые модели карт тахографов и блоков СКЗИ для них. Разработчику, чтобы его модель попала в перечень, нужно опять же обратиться с заявлением, к которому прилагаются копии всех необходимых документов. Автовладельцы, в свою очередь, могут проверить наличие модели в перечне на сайте Росавтотранса.

Стоит подчеркнуть, что разработка и установка блоков СКЗИ лицензируется в несколько ином порядке. Она находится в ведении ФСБ. Если разработчик в Москве или Подмосковье, то для получения лицензии ему нужно обратиться в Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России, а в регионах – в территориальный орган ФСБ. Владельцам транспортных средств, в свою очередь, при установке нового тахографа с блоком СКЗИ стоит обратить внимание на наличие такой лицензии.

Из всего вышеперечисленного делаем несколько простых выводов, которые помогут уберечь владельца транспортных средств, задействованных в грузоперевозках, от большинства проблем с контролирующими органами:

  1. Если вы владелец машин, относящихся к категориям N2, N3, M2, M3 и занимающихся регулярной перевозкой грузов, то наличие тахографа на них является для вас обязательным.
  2. Если у вас стоит аналоговый тахограф или тахограф, соответствующий требованиям ЕСТР, то его необходимо заменить на цифровой с блоком СКЗИ до 1 января 2018 г.
  3. Если вы занимаетесь пассажирскими перевозками по регулярным маршрутам или владеете спецтехникой, то на такие машины устройство устанавливать не нужно.

Конечно, можно попытаться сослаться на то, что в отличие от Технического регламента 2009 г., приказы Минтранса носят лишь рекомендательный характер, не менять аналоговый тахограф на цифровой. Но, вероятнее всего, это закончится длительной судебной тяжбой с контролирующими органами. Стоит ли это финансовых затрат и времени – решать только владельцу транспортного средства.

Аналоговые тахографы уже практически полностью вышли из употребления в Российской Федерации. На основании последних изменений с начала 2015 года все категории транспортных средств, выполняющих различные рейсы по нашим дорогам, а также и за пределами границ, должны быть оснащены либо тахографами с блоком СКЗИ, либо цифровыми тахографами, которые соответствуют регламенту и сроку действия Европейского Союза.

Исключение делается только для автомобилей, которые были оснащены аналоговыми тахографами до 2010 года.

При этом само устройство должно быть подключено к одометру, и должна быть сделана калибровка. Оно не должно иметь никаких технических неисправностей.

Стоит также отметить, что данный вопрос регулируется тремя нормативными актами и на данный момент нет единства относительно того, обязательно ли переходить на цифровой тахограф в срок с 1-го апреля 2015 года или можно пользоваться аналоговым до 1-го января 2018 года.

Как бы там ни было, большинство юристов рекомендует сменить аналоговые тахографы на СКЗИ. Особенно это важно для водителей, которые осуществляют рейсы внутри России - в товаро-транспортных накладных указывается маршрут следования, без выезда за границы РФ.

На сегодняшний момент допускается использование (но не установка) двух моделей аналоговых тахографов:

  • KIENZLE 1318;
  • KIENZLE 1324.

Именно эти две модели внесены в официальный список Минтранса Российской Федерации.

Если у вас установлено подобное устройство, необходимо проводить его калибровку. Калибровка проводится:

  • максимум через два года после предыдущего осмотра;
  • в тех случаях, если ремонтировали коробку перемены передач, вносили изменения в конструкции транспортного средства, проводился ремонт датчика скорости и самого контрольного прибора;
  • проводилась замена дисков и шин, приведшая к изменению радиуса колес;
  • часы отстают или спешат более, чем на 20 минут.

Стоимость работ по калибровке составляет в среднем 3 тысячи рублей. После их проведения вы получаете: сертификат, калибровочную таблицу и пломбировочный комплект.

По завершению работ аналоговое устройство является полностью пригодным к использованию на территории Российской Федерации, стран СНГ и ЕС. Специалисты также проверяют, соответствует ли установленный тахограф требованиям российского законодательства и имеется ли он в списке Минтранса.

В случае, если устройство является устаревшим, вам будет предложено заменить его цифровым .

Особенности инструкции по применению

Для того чтобы данные с тахографа отображали актуальную информацию и в срок, водитель обязан знать инструкцию по применению:

  • указывать на тахокарте ФИО;
  • указывать населенные пункты, в которых карта изымалась из устройства;
  • километраж на момент начала и окончания рабочего дня;
  • пробег.

Понятно, что такой тип тахографа уступает цифровым аналогам, возможности которых значительно расширены. Владелец компании, в которой автопарк оснащен цифровыми тахографами с блоком СКЗИ, может контролировать передвижение водителей в реальном времени, благодаря наличию модуля ГЛОНАСС. В срок до 2018 года использовать аналоговые тахографы будет запрещено по всей территории России.

Зимой 2015 года в законодательстве Российской Федерации появились новые изменения, касающиеся грузовых и пассажирских перевозок. Со 2 декабря 2015 в силу вступил Приказ Министерства транспорта Российской Федерации №348. Он обязывает всех владельцев транспортных средств категорий N2, N3, M2, M3 заменить тахографы, соответствующие евростандарту, на приборы, оборудованные системой криптозащиты информации – СКЗИ. У многих эта поправка вызывает множество вопросов. Водители и владельцы транспортных компаний хотят знать, законны ли аналоговые тахографы с шайбой, каков срок их действия и до какого времени можно с ними ездить без риска получить штраф. На эти вопросы постараемся подробно ответить в нашей статье.

Надо ли менять аналоговый тахограф с шайбой на цифровой и почему

До вступления приказа в силу, приборы с шайбой были законно установлены на автомобили и автобусы, произведенные в странах европы ранее 2006 года. Попытки по их замене начались в 2014 году, так как аналоговые приборы обладают большим количеством недостатков:

  • нет возможности проверить, в законные ли сроки было установлено устройство;
  • такие тахографы очень часто барахлят и быстро выходят из строя;
  • очень легко обмануть систему и внести ложные сведения в аппарат, так как шайба заполняется водителем вручную, он может написать любую дату и время;
  • для изменения данных о скорости и расстоянии достаточно установить на счетчик магнит или отключить питание устройства.

Такие устройства ненадежны, они не обеспечивают в полной мере безопасность дорожного движения и контроль за водителем. Но в нашей стране не нашлось много желающих переоснастить транспортное средство цифровым оборудованием. Поэтому в России последовали примеру Европы. Там запрет на аналоговые тахографы существует на государственном уровне уже около 10 лет.

На данный момент существует лишь несколько случаев, в которых можно ездить с данным прибором:

  • транспортное средство используется для транспортировки грузов и пассажиров за границей;
  • аналоговое устройство в автомобиле установил завод-изготовитель;
  • если это автобус, в котором более двадцати сидячих мест;
  • для грузовиков, грузоподъемностью более пятнадцати тонн;
  • контролирующее оборудование было установлено ранее 8.11.13
  • владелец прибора с шайбой приобрел лицензию международного перевозчика.

В любой другой ситуации на вопрос, в законе ли аналоговый тахограф В России, ответ существует только один: нет, его использование противоречит законодательству РФ. Теперь все перевозчики обязаны эксплуатировать устройства с блоком СКЗИ для грузопассажирских транспортировок по России. Если руководитель транспортной компании решит обмануть закон и приобретет лицензию на международные перевозки, при этом занимаясь внутрироссийскими, его ждет штраф. При первой же проверке путевого листа выяснится, в каких пунктах находилось ТС. Ответственное лицо будет вынуждено заменить прибор на цифровой, а также может получить штраф.

Срок действия тахографов с шайбой

Официальный срок замены бортового контролирующего оборудования в Российской Федерации – до 1 июля 2016 г. К этому времени все приборы, в которых информация хранилась в на шайбе, необходимо демонтировать, а вместо них установить новые – цифровые. Они обеспечивают надежную защиту информации от взлома и предотвращают возможность подделать данные о передвижении, режиме труда и отдыха водителя. Доступ к информации в цифровых тахографах осуществляется с помощью специальных ключей – электронных карт с индивидуальным PIN-кодом. Это перекрывает доступ к данным для третьих лиц.

Так как официально использование данных моделей после 1.07.16 незаконно, их эксплуатация приравнивается к отсутствию контролирующего устройства. Водитель может быть оштрафован на сумму от 1 до 3 тыс. рублей, а должностное лицо – 5-10 тыс.

Во сколько обойдется замена

Средняя цена современного бортового прибора СКЗИ – 35 тыс. руб. Также стоит помнить, что вся информация, хранящаяся в блоке СКЗИ находится в юрисдикции ФСБ. Поэтому такое устройство требует покупки специальной лицензии, также его необходимо активировать. Стоимость активации в среднем составляет 15 тыс. руб.

Как установить цифровой тахограф

Способы установки для устройств разных видов несколько варьируются:

В формате радиомагнитолы

Нужно лишь произвести замену оборудования и откалибровать.

В виде спидометра

Помимо основных работ необходимо будет также установить спидометр с шиной CAN. Это нужно для предотвращения расхождений в показаниях приборов.

Устройства 1319 или EGK 10

Для них также нужно заменить существующий спидометр на устройство с CAN-шиной.

Как начать пользоваться цифровым тахографом

Правильная установка и эксплуатация контролирующего прибора включает в себя следующие этапы:

Заполнить бланк активации

В него вносят данные о транспортном средстве, организации и водителе. Очень важно верно указать всю информацию, иначе понадобится покупка дополнительного блока СКЗИ. При помощи активации связывают следующие элементы:

  • транспортное средство;
  • тахограф;
  • блок СКЗИ;
  • данные о владельце.

Зарегистрироваться

Все данные передаются в Росавтотранс, там же владелец получает сертификат.

Установить оборудование

Важно доверить этот этап лицензионным мастерским. Они, как правило, и являются производителями тахографов. Не стоит обращаться в сомнительные организации, предлагающие сильно заниженные цены на установку. Прибор, установленный не по нормативам правильно работать не будет.

Пройти обучение

Обычно при замене аналогового тахографа на цифрового у водителей не возникает проблем. У этих устройств довольно простой интерфейс, к тому же к нему прилагается подробная инструкция. Для тех, кому самостоятельно сложно разобраться с управлением есть два варианта:

  • обучение через интернет: просмотр наглядных материалов, видеоинструкций и уроков;
  • обучение в компании: живая презентация для сотрудников, объяснение принципов работы устройства, ответы на интересующие вопросы.

Напоследок нужно отметить, что замена – это необходимое и обязательное мероприятие. Оно призвано оградить вас от проблем с законом и повысить безопасность всех участников дорожного движения.

Тахограф и Закон

ВНИМАНИЕ!!!


На каком транспорте и когда :

В первую очредь необходимо понимать, что в соответствии с Трудовым Кодексом РФ тахограф может быть применим только в случае возникновения отношений Работодатель - сотрудник. Таким образом, если транспортное средство принадлежит частному лицу и он осуществляет перевозку в собственных целях, без коммерции, на такое т/с устанавливать тахограф не требуется.

Оснащению тахографами подлежат все транспортные средства категорий N2, N3, M2, M3 впервые зарегистрированные до 1 января 2015 года, осуществляющие коммерческую перевозку и зарегистрированные на юридичесих лиц или индивидуальных предпринимателей. (ст 8(1) Технического решламента о безопасности колесных транспортных средств технического регламента, утвержденного Постановлением правительства № 720 от 10 сентября 2009 года). Данный технический регламент не отменен, а остановлено его действие во времени, он как и в прошлом, так и в настоящее время распространяется на транспортные средства зарегистрированные впервые до 01 января 2015 года, даты вступления в силу Технического регламента Таможенного сСоюза 018/2011.

А вот с транспортными средствами, впервые зарегистрированными после 01 января 2015 года не все просто. Поясняем. Дело в том, что после вступления в силу 01 января 201 года Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза 018/2011, который имеет статус Международного документа и преобладает над внутренним законодательством, все порядки оснащения, утвержденные приказами Минтранса №36 и 273 с изменениями и дополнениями с юридической точки зрения утратили силу. А п. 14 ТР ТС 018/2011 предписывает определить порядок оснащения в соответствии с нормативными актами Членов Таможенного союза. Но в связи с тем, что после 1 января 2015 года не было выпущено ни одного нормативного правового акта, касающегося Порядка оснащения тахографами (изменения в 36 и 273 считаться таковыми не могут), получается что требований к автомоблям впервые зарегистрированным после 01 января 2015 года в области оснащения их тахографами не существуе. При этом необходимо учесть, что тахограф это объект технического регулирования, а политикой в одласти технического регулирования, согласно Положению, является Минпромторг. Следовательно Порядок оснащения транспортных средств, на который ссылается п.14 ТР ТС 018/2011 должен быть утвержден только Минпромторгом, а не Минтрансом. У Минтранса нет на то полномочий, а следовательно его порядки оснащения не имеют юридической силы.

Также необходимо помнить п. 74, где говорится в частности о том, что нельзя требовать наличия устройства, если оно не предусмотрено конструкцией, т.е. оно не указано в одобрении типа траснпортного средства (ОТТС). Таким образом, все транспортные средства, впервые зарегистрированные до 09 сентября 2010 года (даты вступления Тех регламента по ПП 720), в ОТТС которых не предусмотрен тахограф, тахографами оснащатся НЕ ОБЯЗАНЫ вообще .

Какой тахограф с тавить :

Любой , который имеет Сертификат соответствия хотябы одному из Технических регламентов о безопасности колесных транспортных средств (ПП 720 или Таможенного Союза) или декларацию соответствия.

Но обращаем внимание на дороговизну владения и большие сложности использования тахографов с СКЗИ. Об этом подробно .

Также необходимо знать, что большинство тахографов, которые установлены заводом-изготовителем транспортного средства, произведенного в Росиии, Белоруссии и Европе имеют подобные сертификаты соответствия и не подлежат замене до момента утилизации транспортного средства. Наличие сертификата можно проверить на официальном сайте Росстандарта и Росаккредитации.

Юридическое обоснование выбора тахографа:

С 01 Января 2015 года тахограф стал объектом технического регулирования - п. 65 Приложение 1 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза 018/2011.

Таки образом, на тахограф в полной мере распространяется действие Федерального закона № 184 О техническом регулировании. В частности ст. 20, где говорится что подтверждение соответствия действующему законодательству производтся исключительно в форме сертификации и декларации.

Таким образом соответствие тахографа действующему законодательству подтверждается Сертификатом соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств или декларацией. Сертификат соответствия подтверждает соответствие обязательным требованиям. Обязательные требования в соответствии со статьей 2 ФЗ -184 О техническом регулировании предъявляются только техническими регламентавми. ТР ТС также предъявляет обязательные требования к тахографу:

На основании выше изложенного видно, что требований о наличии блока сКЗИ в обязательных требования к тахографу отсутствуют.

Теперь по приказам Минтранса № 36 и 273. Они имеют рекомендательный характер по ряду причин. Первое это в связи с положениями главы 4 пункт 3 ФЗ 184 О техническом регулировании:

Это значит, что приказы Минтранса в отношении технических требований, в частности наличия блока СКЗИ (криптозащиты) носят исключительно рекомендательный характер.

И второе. В связ с тем, что тахограф является объектом технического регулирования, у Министерства транспорта нет полномочий определять политику в области технического регулирования, в том числе и порядок оснащения транспортом, потому что в соответствии с Положением такие полномочия предоставлены Минпромторгу РФ:

И на последок. Министерство транспорта не могут осуществлять контроль соответствия тахографа, так как тахограф являетя объектом техрегулирования, а обязаности по контролю таких объектов поручено Росстандарту и МВД (ГИБДД):

ИТОГ: Установка тахографа с СКЗИ носит исключительно рекомендательный характер. Это означает, что наличие тахографа с СКЗИ определяется Приказом Минтранса № 36, а именно той его частью, где устанавливаются технические требования к тахографу. Федеральный закон №184 от 27.12.2002 О техническом регулировании закрепляет норму о том, что технические требования к автокомпонентам, коим является тахограф, могут предъявляться только техническими регламентами. В данном случае это Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза, в котором о СКЗИ нет ни слова. Статья 4 пункт 3 ФЗ № 184 прямо указывает на то, что нормативные акты (приказ №36), изданные федеральным органом исполнительной власти (Минтрансом РФ) в области технического регулирования (наличие в тахографе СКЗИ) имеет исключительно рекомендательный характер. Также этот же закон (ФЗ-184) статьей 4 пунктом 5 закрепляет норму об использовании в первоочередном порядке международных соглашений, касающихся вопросов техрегулирования. В ситуации с тахографами такие соглашения есть. Основное из них - это Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза. Таким образом, обязательными техническими требованиями к тахографу являются требования Технического регламента Таможенного Союза, в контексте с Международным соглашением ЕСТР, а приказ Минтранса № 36 (в части, касающейся технических требований к тахографам, а именно наличие в нем блока криптозащиты СКЗИ) носит рекомендательный характер.

ВНИМАНИЕ!!! Тахографы, соответствующие требованиям ЕСТР и имеющие сертификат соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, установленные на транспортные средства НЕ подлежат замене, и разрешены к использованию на общих основаниях до утилизации транспортного средсва.

Административная ответственность (штрафы)

На территории России основным регламентирующим наличие тахографа на колесном транспорте документом является Федеральный закон №196 "О безопасности дорожного движения" с внесенными изменениями от 14.06.12г. В частности суть этого документа сводится к следующему:

Внесла изменения в Административный кодекс (статья 11.23), т.е. назначает наказание за:

Отсутствие (а равно за неисправный или наличие неустановленного образца) тахографа, использование тахографа несоответствующего установленным требованиям, неисправность, нарушение правил использования тахографа в размере от 1000 руб. до 3000 руб. на водителя, или на должностных лиц от 5000 руб. до 10000 руб.;

Нарушение водителем режима труда и отдыха в размере от 1000 руб. до 3000 руб. на водителя.

Также никто не отменял пункт 7.4 «Перечня неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобилей» , где за неисправный тахограф может грозить штраф и запрет на эксплуатацию транспортного средства, а для транспорта, перевозящего опасные грузы - помещение на штрафстоянку (ст 27.13 Административного Кодекас РФ)

Обращаем внимание на то, что режим труда и отдыха водителя автомобиля регламентирует Приказ Минтранса №15 от 20.08.2004 года (с последними изменениями).

Также необходимо помнить о ежегодном приказе Минздравсоцразвития , благодаря которому затраты на установку тахографа можно компенсировать за счет социального налога.