SFW - приколы, юмор, девки, дтп, машины, фото знаменитостей и многое другое. Первый в роду "захаров" Модель выпускалась в нескольких модификациях

Брюссель. 1958 год. Международная выставка автомобильной техники. Среди новинок, выставленных для широкого просмотра и оценки экспертов, отмечен грузовик ЗиЛ 157, выпущенный на Московском автомобильном заводе им. Сталина.

Грузовик ЗиЛ 157 с его техническими характеристиками настолько понравился и запомнился, что, претерпев ряд модификаций, впоследствии он отправился покорять иноземное бездорожье и непроходимые леса. До сих пор ЗиЛ 157 работает на лесозаготовках в Финляндии под пристальной заботой благодарных капиталистов.

ЗиЛ 157 по бездорожью

Экскурс в историю ЗиЛ 157

Этот грузовик не участвовал в войнах с белофиннами, германцами и японцами. Но Красная Армия всегда испытывала большую потребность в универсальном грузовике с повышенной проходимостью. Имеющийся на то время ЗиС 151, перестал удовлетворять требованиям по мощности, скорости и проходимости. Армии нужна была новая, более проходимая и выносливая машина.

Тяжёлый ЗиС с 90, 92 и 95 л/с, со спаренными задними колёсами на одном мосту, страдающим перегревом мотором, потреблением 50-ти (плюс/минус 5) литров на 100 км был отголоском разработок с оглядкой на трофейные и американские технологии. Ещё осенью 1946 года был собран первый прообраз нового ЗиЛ 157 с тремя односкатными мостами. Но тогда победила идея скопировать «Студебекер», что отбросило советских конструкторов минимум на одно десятилетие назад.

Опытный образец ЗиС 151-1, или ЗиЛ 157 образца 1946 года

Но к 1958 году конструкторскому бюро под руководством А.М.Кригера удалось не только убедить руководство страны и армии в превосходстве своего детища над ЗиС 151, но и воплотить отечественные новаторские идеи, ранее оставляемые без внимания.

Предшественник оставил много разработок для нового ЗиЛ 157. Их было, откуда брать. Ведь ещё осенью 1946 года во время испытаний на полигоне шестиколёсный прототип будущего вездехода переиграл американца по всем параметрам. С 1958 по 1978 год ЗиЛ 157 собирали в Москве, а в 1978 году наладили его производство на автомоторном заводе на Урале, где он сходил с конвейера вплоть до 1994 года.

Технические параметры армейского вездехода ЗиЛ 157 6х6

Таблица 1. Характеристики двигателя ЗиЛ 157.

Двигатель, тип бензиновый, карбюраторный, четырёхтактный
Блок чугунный
Головка алюминиевая
Расположение цилиндров рядное
Кол-во цилиндров, шт. 6
Расположение клапанов нижнее
Цилиндр, диметр мм 101.6
Поршень, диаметр мм 100 (после модернизации детали поршневой группы установлены с 130-го двигателя)
Ход поршня, мм 114.3
1/5/3/6/2/4
Объём, см3
Мощность, макс., л/с 104 ((после модернизации – 110)

ЗиЛ 157 комплектовался бензиновым мотором, но дизельный двигатель Д245-12С может быть установлен при замене задних опор двигателя на кронштейны от ЗиЛ 130/131. Но при всей совместимости дизельного мотора — со штатной коробкой, ЗиЛ 157 получит дополнительную вибрацию.

Таблица 2. Подвеска и мосты ЗиЛ 157.

Подвеска передняя полуэллиптическая рессора с телескопическими амортизаторами
Подвеска задняя балансирная на полуэллиптических рессорах
Мосты, шт. 5 планетарные, с полуосями и дифференциалами (после модернизации усилили кожухи)
Привод карданный
Карданы, шт. 5 (1 – от МКП к раздатке, 2 – к передней оси, 3 – к средней оси, 4,5 – к задней оси через подшипниковый узел)
Клиренс передней оси, м 0.31
Клиренс средней и задней осей, м 0.35
Рулевой механизм червячный, глобоидальный, с тремя гребнями на ролике
Передаточное число 23.5
Очерёдность движения цилиндров 1/5/3/6/2/4
Объём, см3 5,38 (5,559 после модернизации)
Мощность, макс., л/с 104 (после модернизации – 110)

Таблица 3. Общие характеристики ЗиЛ 157.

Система смазки центробежный фильтр
Карбюратор К-88АЖ (после модернизации появилась обновлённая головка)
Система зажигания контактно-транзисторная
Катушка зажигания Б-114
Прерыватель-распределитель Р 21-10 (установлен вместо обычного трамблёра после модернизации)
Свеча А-10
Генератор Малогабаритный 17.3701
Стартер СТ 230-4 (высоко оборотистый, повышенной мощности)
Аккумулятор 6 СТ-90
Марка бензина А-66 (после модернизации А-72)
Расход топлива, макс., на 100 км, л 42 (для 36-41 км/ч – 38,5 л, после модернизации за счёт замкнутой вентиляции картера, улучшенных уплотнений помпы, маслонасоса и коленчатого вала)
Пробег на основном баке, км 510
Заправочный бак, л 150 (после модернизации добавлен ещё 1 на 65л)
Радиатор трубчатый, крыльчатка с 6-ю лопастями
Жидкость охлаждения антифриз
Тормоза барабанные, пневматические (торможение плавное, остановка без рывков)
Тормозной путь, м 29 (для движения 50 км/ч)
Уклон движения, макс. 28 градусов
Глубина брода, м 0.65

На фото схема кузова с габаритами


Таблица 4. Грузоподъёмность ЗиЛ 157.

Вес, кг 5540
2140
Нагрузка на средние и задние колёса, кг 3400
Полный вес, кг 8700
Грузоподъёмность, макс., кг 5000 (по твёрдому покрытию)
3000 (по мягкому грунту)
Масса прицепа, макс., кг 5000 (по твёрдому покрытию)
3600 (по мягкому грунту)
Поворотный радиус, м 11,2-12

Основные усовершенствования двигатель получил после переноса производства на Урал в 1978 году. Последние пять лет даже устанавливался гидроусилитель. Новые ступицы получили 8, а не 6 болтов.


В цельнометаллической кабине ЗиЛ 157 присутствует спартанский комфорт. Двойное пассажирское сиденье, дополнительный радиатор с крыльчаткой для отопления салона и лобового стекла. Управления системами вынесено в кабину и на панель приборов — ножное переключение света фар, амперметр, манометры тормозного пневмопривода и системы смазки, кран давления в шинах, рычаги лебёдки, люка вентиляции, КПП, переднего моста, раздатки, и др.

Модельный ряд ЗиЛ 157

За свою славную биографию автомобиль ЗиЛ 157, которого в народе прозвали «Колун», дважды претерпевал модификацию – в 1961 и в 1978 гг. В результате реализации смелых инженерных идей появился довольно длинный модельный ряд.

Модели 1958 года:

  • ЗиЛ 157 – основная модель.
  • ЗиЛ 157В –тягач седельный.
  • ЗиЛ 157Г – модель с защитным экраном против радиопомех и средств радиолокационного обнаружения.
  • ЗиЛ 157Е – модель с дополнительным топливным баком.
  • ЗиЛ 157Э – модель для стран участниц Варшавского договора.
  • ЗиЛ 157Ю – модель для тропиков с усовершенствованной системой охлаждения и радиатором большего объёма.

Модели 1961 года:

  • ЗиЛ 157К – модифицированный.
  • ЗиЛ 157КВ – тягач седельный, модифицированный.
  • ЗиЛ 157КГ — модель с защитным экраном против радиопомех и средств радиолокационного обнаружения, а также с дополнительной герметичностью электрического бортового оборудования, модифицированная.

Модели 1978 года:

  • ЗиЛ 157КД — модифицированный.
  • ЗиЛ 157КДВ — тягач седельны, модифицированный.

На службе армии и народного хозяйства

За всё время было собрано 797 934 единицы ЗиЛ 157. Кем ему только не приходилось быть, какой только груз на нём не приходилось перевозить! На базе основных моделей были выпущены и пожарная машина (с увеличенной кабиной для команды пожарных, баком для четырёх с половиной тонн воды и телескопической лестницей), и автомобиль экстренного электроснабжения, и машина-спасатель для техники (с лебёдкой и мощным бампером для вытягивания любой техники, даже на гусеничном ходу), и передвижные командные пункты, и спецмашины радиоразведки.

Модификации ЗиЛ 157

Самосвал о выаодлооддддддддддддддддддддддддддддд

Хорошо потрудился ЗиЛ 157 в инженерно-строительных и сапёрных войсках. Его шасси перевозили буровые установки, понтонные переправы и комплекты для наведения мостов.

Зенитные и ракетные комплексы, установки залпового огня тоже устанавливались на его добротные «плечи».


ЗиЛ 157 с системой залпового огня

Тягач седельный ЗиЛ 157 очень широко применялся в народном хозяйстве, особенно на заготовке леса для транспортировки кругляка с участка вырубки, где в принципе нет дорог. Геологи, нефтяники, спасатели, фермеры, лесники, строители, колхозники – это далеко не полный перечень благодарных поклонников ЗиЛ 157.

Конечно, нельзя не упомянуть, что самым распространённым вариантом ЗиЛ 157 была модель с тремя откидывающимися деревянными бортами для перевозки для перевозки грузов и людей. Его борта были собраны из доски 800х200 и крепились кронштейнами к деревянной платформе, что облегчало общую конструкцию.

Все варианты военного и гражданского оборудования на кузове ЗиЛ 157 отличались высокой надёжностью, неприхотливостью и высокой скоростью развёртывания.

Зил 157 для путешествий где угодно в армии и жизни

Новый ЗиЛ 157 требовал специально разработанных шин. Они стали шире, 12,00-18, имели меньше кордовых сдоёв, а с внутренней стороны имелось несколько слоёв мягкой резины. Это давало возможность двигаться на приспущенных колёсах. Впервые применили централизованное управление давлением в колёсах посредством компрессора. Водитель мог управлять процессом из кабины и даже на ходу изменять давление вверх и вниз в зависимости от покрытия дороги.

Максимальное давление в 2,8 кг/см2 позволяло двигаться по твёрдому покрытию при 60 км/ч. При движении по перепаханным полям и девственному лесу давление в шинах снижалось до 2,0 кг/см2, а по песку и по целине после обильных ливней – до 1кг/см2 на максимальной скорости 20 км/ч. Скоростное ограничение 10 км/ч применялось для движения по болотистым и заснеженным местам с давлением 0,5/0,7 кг/см2.

ЗиЛ 157 с внешним расположением системы подкачки шин (до модернизации)

Кроме того, глубокий направленный протектор снижал риск пробуксовки, а компрессор позволял двигаться даже с проколотой по бездорожью шиной. После модернизации в 1961 г. система подкачки перебралась с внешней стороны колёс на внутреннюю, а с 1978 г. ЗиЛ 157 имел максимальное давление в колёсах 3,5 кг/см2 для предельного скоростного движения на 65 км/ч.

За 36 лет, с 1958 по 1994, было выпущено 797 тысяч 934 машины ЗиЛ 157.

Если бы не 109 л/с, что стало недостаточно для новых армейских агрегатов и установок, этот легендарный полноприводный вездеход до сих пор бы выпускался.

Сразу же после начала производства полноприводного армейского грузовика ЗИС-151 на Московском автозаводе им. И.В.Сталина (с 1956 года им. И.Д.Лихачёва) началась разработка его усовершенствованного варианта ЗИС-157. Работы возглавил главный конструктор А.М.Кригер. В конструкции было решено применить односкатную ошиновку задних колёс, колёса увеличенного диаметра, систему регулирования давления в шинах (от БТР-152). Впервые в мире на серийном автомобиле применена система, расчитанная на многократное повторение цикла спуск-подкачка. Специально для ЗИС-157 были разработаны новые многослойные износостойкие покрышки. Запасное колесо решено было решено оставить одно и разместить его горизонтально, благодаря чему стало возможным сдвинуть грузовую платформу вперёд и укоротить раму. Такое решение привело к более рациональному распределению полной массы по осям, что также улучшило проходимость.

В 1956 году были изготовлены 2 прототипа, отличавшиеся внешним подводом воздуха к шинам (на серийных подвод осуществлялся через ступицу) и облицовкой капота. Прототип седельного тягача не имел системы подкачки шин. Опытные образцы на испытаниях показали лучшую проходимость по сравнению с ЗИС-151. Серийное производство под обозначением ЗиЛ-157 началось 18 сентября 1958 года. В том же году на Всемирной выставке в Брюсселе автомобиль был удостоен Гран-При.

ЗиЛ-157 имеет капотную компоновку. Кабина цельнометаллическая трёхместная с V-образным ветровым стеклом. Часть машин оснащалась круглым люком в крыше. Кузов деревянный с задним откидным бортом, оборудован откидными скамейками, 5 дугами и тентом. На ЗиЛ-157КД поздних выпусков устанавливался кузов ЗиЛ-131. Для увеличения проходимости применены полный привод, короткие передний и задний свесы, односкатная ошиновка, система регулирования давления в шинах (от 0,5 до 3,5 кгс/см2), равная колея всех мостов. Силовая установка состояла из 6-цилиндрового рядного карбюраторного нижнеклапанного двигателя ЗиЛ-157 (ЗиЛ-157К, ЗиЛ-157КД). Сцепление однодисковое сухое. Коробка передач пятиступенчатая с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах. Раздаточная коробка двухступенчатая, выполнена по двухвальной схеме. Главная передача одноступенчатая коническая со спиральными зубьями. К каждому мосту вёл свой карданный вал. Передний мост отключаемый, оснащён шарнирами равных углоых скоростей тпа "Бендикс-Вейсс". Передняя подвеска зависимая на продольных полуэллиптических рессорах, задняя - балансирная. Рабочий тормоз барабанный на все колёса с раздельным пневматическим приводом. Система подкачки шин получала сжатый воздух от 3 ресиверов тормозной системы. До 1968 года подвод воздуха к каждому колесу оснащался индивидуальным краном. Часть машин оборудовалась лебёдкой для самовытаскивания (устанавливалась в передней части, тяговое услилие 5 тс) с приводом от реверсиной двухступенчатой коробки отбора мощности. Для привода оборудования могла устанавливаться вторая коробка отбора мощности.

В основном ЗиЛ-157 поставлялся в Советскую Армию. Он перевозил личный состав, различные грузы, на его шасси монтировались различное оборудование и системы вооружения. На аэродромах бортовой грузовик мог применяться в качестве тягача. Применялся он и в гражданских организациях. В процессе производства конструкция постоянно дорабатывалась. На шасси ЗиЛ-157 было разработано и освоено в производстве множество специализированных автомобилей.

В связи с постановкой на конвейер автомобиля ЗиЛ-131 было решено перенести производство семейства ЗиЛ-157 на Уральский автомоторный завод (Свердловск-65). Первые ЗиЛ-157К уральской сборки пошли с конвейера в 1968 году, но сборка на ЗиЛе из задела деталей продолжалась стендовым методом до середины 70-х годов. Официально снят с производства в 1992 году, однако сборка из задела деталей продолжалась до 1994 года. Всего изготовлено 797934 автомобиля всех модификаций.

Модификации автомобиля:

ЗиЛ-157 - базовый. Отличался двигателем мощностью 104 л.с. Выпускался в 1958-1961 годах.
ЗиЛ-157В - седельный тягач на базе ЗиЛ-157. Отличался 2 топливными баками по 150 л., расположением запасного колеса вертикально за кабиной. Выпускался в 1958-1962 годах.
ЗиЛ-157Г - с экранированным электрооборудованием.
ЗиЛ-157Е - шасси для спецавтомобилей.
ЗиЛ-157ЕГ - шасси с экранированным электрооборудованием.
ЗиЛ-157К - модернизированный. Отличался двигателем мощностью 109 л.с., однодисковым сцеплением, коробкой передач и тормозной системой от ЗиЛ-131. Выпускался в 1961-1978 годах.
ЗиЛ-157КВ - седельный тягач на базе ЗиЛ-157К. Выпускался в 1962-1978 годах.
ЗиЛ-157КГ - с экранированным электрооборудованием.
ЗиЛ-157КЕ - шасси на базе ЗиЛ-157К.
ЗиЛ-157КД - модернизированный. Доработан двигатель (применён ряд деталей двигателя ЗиЛ-130), установлены новые водяной насос, стартер, генератор переменного тока, контактно-резисторная система зажигания. Грузоподъёмность увеличена до 5000 кг (по грунту 3000 кг). Разработан на УАМЗе. Выпускался в 1978-1992 годах.
ЗиЛ-157КДВ - седельный тягач на базе ЗиЛ-157КД.
ЗиЛ-157КДЕ - шасси на базе ЗиЛ-157КД.
ЗиЛ-157КЭ - экспортный вариант ЗиЛ-157К.
ЗиЛ-157КЮ - экспортный тропический.
ЗиЛ-157Л - опытный с гидроусилителем руля.
ЗиЛ-157Ю - экспортный тропический. Отличался отсутствием отопителя кабины и предпускового подогревателя.
ЗиЛ-165 - опытный с кабиной и оперением ЗиЛ-130.
ЗиЛ-ММЗ-4510 - самосвал на базе ЗиЛ-157КД. Выпускался с 1989 года.

Технические харктеристики (ЗиЛ-157К)

Тюнинг автомобиля ЗиЛ-157:

И в качестве бонуса рассказ парня, служившего на "Захаре" (лишние подробности опускаю):

Но потом я «Крокодила» вполне зауважал. «Дубовый» до невозможности. Истинно военная техника – надежная и выносливая, как бронебойная болванка. Помнится один случай.

Свернулись, поехали, а точка была в глухом лесу. Только тронулись – плотный снегопад, метель, темно как в погребе, ни зги не видать. Карту я сразу в бардачок засунул по причине ненадобности: от одного дерева другого не видно, какая тут карта! И азимут тоже. Магнитный компас обычный, андриановский, без дефлектора, в железной кабине от него толку нет. Гирокомпас на петляние между деревьями, толчки и тряску на ухабах скоро обиделся и упорно показывал «цену на дрова в бухте Тикси». Ехали интуитивно.

«Во-во, влево возьми! Еще, еще! Во, вот так, пока можно! » Лес поредел, а машину начало бросать, трясти и швырять, как будто мы в овраг ухнули. Только уж очень глубокий что-то. И колеса вроде как не в воздухе крутятся, понемногу продвигаемся, куда надо. Долго так култыхались; наконец, впереди сквозь метель что-то зачернело и – все, мы на трассе! Но где, куда теперь? Ага, вон 6-е КПП «Дикой дивизии». Километров на 7 промазали от расчетной точки выхода. Но теперь – направо, и до своих все по хорошей дороге.

К слову, «Дикая дивизия» - это танковая учебная дивизия «Десна». Тогда она подчинялась непосредственно министру обороны, а порядки там были и в самом деле дикие. Но что нам до них? Однако же – с КПП выбегает капитан с пистолетом, прапор, тоже с пистолетом, и пара курсантов. Хорошо хоть, что «курсам» на КПП автоматов не дают, а то они там до того задрочены, что и до беды недолго.

Капитан с прапором машут, останавливают. Выходим, документы показываем, объясняем. Ведут нас в их будку, звонят нашим, те удостоверяют. Вроде отпускают, но капитан спрашивает: «Почему, товарищ старший сержант, здесь выехали? Вам же (тычет в нашу же карту) нужно было вот по проселку вот здесь вырулить!» - «С дороги сбились, товарищ капитан! Погода, видите, какая. А водитель (тут я незаметно, но крепко наступаю Жоре на сапог) неопытный, года еще не прослужил.» - «Водитель неопытный… Да как же вы, … вашу мать, там вообще проехали!» - «Да что там такого, товарищ капитан, во имя Дембеля Святого, что там ездить нельзя? Нам что теперь, срочно антидот вкалывать и в санчасть бежать?»

Капитан внезапно успокаивается и тусклым голосом поясняет: «Не надо вам антидот. И в санчасть не надо. Вы по диагонали пересекли испытательный танковый полигон. Не учебный, испытательный. Он рассчитан и оборудован так, чтобы там танк побыстрее на части развалился. Связисты, … вашу мать.» Жора философски пожимает плечами: «Так то ж танк. А у нас – «Захар».

"ЗИЛ 157" (фото автомобиля представлены на странице), мощный грузовик, который выпускался в советское время на с 1958 по 1991 год. Машина обладала характеристиками полноприводного вездехода, и поэтому серийный выпуск был ориентирован на обеспечение автотранспортом Вооруженных сил Советского Союза. При этом какое-то количество "ЗИЛ 157" использовалось в народном хозяйстве.

Усовершенствования

В 1961 году модель была модифицирована и получила индекс "ЗИЛ 157К". В новой версии автомобиль выпускался до 1978 года, затем его производство перенесли на Уральский автозавод (УАМЗ), но уже под маркой "ЗИЛ 157КД". Новая машина отличалась от прежней более совершенной коробкой передач, надежным однодисковым сцеплением, хорошей осевой балансировкой с равномерным распределением нагрузки, а также телескопическими амортизаторами. Ходовые качества модифицированной модели также улучшились, скорость возросла с 60 до 65 километров в час. Обновленная версия некоторое время была недоступна для ознакомления, "ЗИЛ 157", фото которого нигде не публиковались, был засекречен, как и любая военная техника того времени.

Представлял собой деревянную платформу, покрытую продольными металлическими ребрами, предохраняющими от истирания. Борта собирались из деревянных пластин, толщиной 20 и шириной 80 миллиметров. Для прочности продольная конструкция усиливалась поперечными брусками с металлическими кронштейнами. Передний борт крепился неподвижно, а боковые и задний откидывались, тем самым полностью открывая платформу кузова. Таким образом, загрузка и выгрузка военного и любого другого имущества проводилась легко и быстро.

Из армии в народное хозяйство

Автомобиль "ЗИЛ 157КД" выпускался до 1991 года, при этом характеристики автомобиля не менялись, все технические параметры полностью отвечали требованиям эксплуатации. А поскольку в 1966 году на заводе имени Лихачева началось производство армейского вездехода то поставки "ЗИЛ 157КД" в Вооруженные силы СССР частично прекратились. Машина все больше использовалась в гражданском строительстве, в колхозах, совхозах и лесном хозяйстве. Надежный, неприхотливый автомобиль повышенной проходимости стал незаменимым помощником в самых различных сферах.

Модель "ЗИЛ 157В", без кузова, был особенно удобным транспортом на лесозаготовках. Мощные тяговые характеристики позволяли использовать машину для перевозки длинномерных бревен.

Технические характеристики

Параметры основных узлов и агрегатов "ЗИЛ 157" отвечали самым высоким требованиям того времени. Поскольку машина выпускалась для Советской Армии, для ее производства не жалели средств. Таким образом, "ЗИЛ 157", характеристики которого не нуждались в усовершенствованиях, собирали на конвейере по классической схеме, годами не меняя технологии.

Автомобиль оснащался двигателем средней мощности и трансмиссией с пятью карданными валами, один из которых соединял раздаточный агрегат с коробкой передач, еще два передавали вращение на передний и средний мосты. Четвертый и пятый карданные валы соединяли средний мост с задним, через промежуточный подшипниковый узел.

Шины

Колеса "ЗИЛ 157" имели глубокий протектор направленного действия, практически исключающий пробуксовку. Впервые в отечественном автомобилестроении на грузовик была установлена система подкачки, регулирующая Проколы и небольшие пробоины в колесах уже не влияли на ход машины, компрессор автоматически закачивал необходимое количество воздуха, компенсируя недостаток давления. С водительского места также можно было включать механизм подкачки.

Шины "ЗИЛ 157", кроме всего прочего, были рассчитаны на движение по снежной целине или заболоченной местности. Для этого нужно было снизить давление до 0,7 атмосфер. Колеса оседали, их поверхность становилась шире. После прохождения сложного участка, шины вновь накачивались до нормального давления в 2,8 атмосфер.

Система охлаждения

Блок цилиндров "Зил 157" с "рубашкой" закрытого типа. По контуру циркулировала охлаждающая жидкость. Радиатор был трубчатой конструкции, оснащенный вертикальными жалюзями. Шестилопастная крыльчатка вентилятора обеспечивает дополнительное охлаждение.

К конструктивным недостаткам системы охлаждения автомобиля "ЗИЛ 157" можно отнести чувствительность двигателя к низкой температуре. При минус 10 градусах приходилось применять специальные утепляющие кожухи для моторного отсека, поскольку система охлаждения не поддерживала нужную температуру. Впоследствии термостат был доработан, но термокожухи по-прежнему входили в комплектацию машины.

Двигатель "ЗИЛ 157"

  • рабочий объем цилиндров - 5 559 см/3;
  • тип - бензиновый, карбюраторный;
  • максимальная мощность - 109 л.с.;
  • число цилиндров - 6, расположение рядное;
  • диаметр цилиндра - 101,6 мм;
  • - 6,2;
  • охлаждение - антифриз;
  • материал - блок цилиндров чугунный, головка блока цилиндров алюминиевая;
  • режим работы - четырехтактный;
  • порядок работы цилиндров 1-5-3-6-2-4;
  • топливо А-66, А-72.

Трансмиссия

Механическая коробка передач, пятиступенчатая:

  • модель 151;
  • переключение - напольное рычажное.

Передаточные числа:

  • пятая передача (прямая) - 0,81;
  • четвертая передача - 1,00;
  • третья передача - 1,89;
  • вторая передача - 3,32;
  • первая передача - 6,24;
  • задний ход - 6,70.

Коробка раздаточная, двухступенчатая:

Передаточные числа:

  • первая передача - 2,44;
  • вторая передача - 1,24;
  • главная передача ведущих мостов - одинарная, 6,67.

Габаритно-весовые характеристики

  • полный вес 10 190 кг;
  • длина 6 684 мм;
  • высота: полная, с тентом 2 915 мм, без тента 2 360 мм;
  • ширина 2 315 мм;
  • передняя колея 1 755 мм;
  • задняя колея 1 750 мм;
  • база колесная 3 665 + 1 120 мм;
  • дорожный просвет (клиренс) - 310 мм.

Модификации

За время производства "ЗИЛ 157" было создано одинадцать базовых модификаций, которые выполняли определенные задачи. Кроме того, существовали автомобили специального назначения:

  • с танком для воды, емкостью 4,5 тонны, выдвижной лестницей и двойной кабиной для личного состава;
  • автомобиль с аварийно-генераторной установкой для снабжения электроэнергией временно обесточенных объектов.
  • модели с усиленным передним бампером для буксировки методом толкания;
  • автомобили, оснащенные лебедкой, предназначенные для вытаскивания застрявшей колесной и гусеничной техники;
  • базовая модель "ЗИЛ 157", выпуск 1958 года;
  • седельный тягач "157В";
  • базовая модель с 1961 года, "157К";
  • седельный тягач с 1961 года, "157КВ";
  • базовая модель с 1978 года, "157КД";
  • седельный тягач с 1978 года, "157КДВ";
  • тропический вариант с расширенной системой охлаждения и объемным радиатором, "157Ю";
  • экспортная модель "157Э";
  • модель с защищенным оборудованием, экранированная - "157Г";
  • модель с экранированным, защищенным оборудованием с 1961 года - "157КГ";
  • модель специализированная с двойными топливными баками, общим объемом 300 литров - "ЗИЛ 157Е".

Всего было выпущено 797 934 автомобиля всех модификаций "короля бездорожья", как в народе называли "ЗИЛ 157".

Новый двигатель

Базовая модель 1978 года "157КД" оснащалась двигателем, унифицированным с мотором автомобиля "ЗИЛ 130". Была повышена степень сжатия с 6,2 до 6,5. Поршневую группу - гильзы цилиндров, поршни, комплект компрессионых колец, пальцы шатунные полностью позаимствовали у двигателя "130". Систему смазки кардинально изменили, масло теперь очищалось в центробежном фильтре.

Мощность водяного насоса была значительно повышена, установлен принципиально новый генератор переменного тока, малогабаритный, эффективный агрегат. Штатный стартер заменили на высокооборотистый, повышенной мощности. Обычный трамблер уступил место контактно-транзисторной системе зажигания. Обновленный двигатель устанавливался на "ЗИЛ 157КД" в Уральском филиале ЗИЛа.

"ЗИЛ 157", дизель

В период производства вездехода, дизельных силовых установок, которые выпускались бы в промышленном масштабе, не существовало. Поэтому в СССР все грузовики оснащались только бензиновыми моторами. Однако на "ЗИЛ 157" в принципе можно установить дизельный двигатель марки Д245-12С, для этого не нужно ничего переделывать, все крепления по стыковке мотора и коробки предач легко адаптируются. Необходимо только срезать задние штатные опоры и наварить кронштейны от "ЗИЛ 130" или "ЗИЛ 131". Однако при установке дизеля нужно быть готовым к ощутимой тряске всей машины, это единственный минус от такой модернизации.

Мосты

Автомобиль "ЗИЛ 157", независимо от модификации, оснащается тремя однотипными ходовыми агрегатами. Это планетарные, полуосевые мосты, с дифференциалами. Передаточные числа шестерен идентичные для всех трех балок. Кронштейны крепления рассчитаны на элиптические рессоры, хотя подвеска может быть и маятниковой с пружинами и гидравлическими амортизаторами.

Достаточно жесткие условия эксплуатации "ЗИЛ 157", мосты которого испытывают основную нагрузку, заставили конструкторов искать решения, повышаюшие надежность подвесок автомобиля. Была разработана схема, достаточно простая и надежная, которая предусматривала установку гидравлических амортизаторов.

Все полуоси автомобиля стыкуются с чугунными барабанами, которые являются частью достаточно эффективной тормозной системы "157". Колодки из универсального материала "фередо" работали безупречно. Машина практически никогда не оставляла следы от протектора на дороге, остановка была плавной и без рывков, которые обычно сопровождают торможение большегрузных автомобилей.

Ремонт автомобиля

Несмотря на простоту конструкции и высокий ресурс, "король бездорожья" иногда ломается. Однако нынешним владельцам вездехода волноваться не стоит, запчасти "ЗИЛ 157"есть в продаже в достаточном количестве. В советский период, параллельно с производством автомобилей, особенно грузовых, работали заводы по выпуску ремонтных комплектов. И, как правило, запасные части производились в огромных количествах, намного превышающих потребность. Это были издержки планового хозяйства, но именно благодаря им сегодня можно купить практически все, что нужно для ремонта автомобиля.

ЗИЛ-157 – одна из моделей грузовых автомобилей, выпускаемых на Заводе имени Лихачева. Первые модификации машины появились в 1958-ом году. Тогда модель использовалась как для гражданских нужд, так и для армии. При этом в классическом виде автомобиль просуществовал всего 4 года, после чего был заменен на более «свежую» модификацию, отличающуюся иным распределением нагрузки по осям (ЗИЛ-157К). В 1978-го года выпуск грузовика перенесли на Уральский автомоторный завод, а сама модель стала называться ЗИЛ-157КД. В таком виде она продержалась на конвейере до 1994-го года.

ЗИЛ-157 отличался высокой проходимостью и массово применялся в лесхозах и колхозах, где особенно ценился большой объем кузова и неприхотливость модели.

Предшественником ЗИЛ-157 был ЗИС-151. Именно его кабину и перенесли в модель, сделав незначительные изменения. Всего за годы выпуска было собрано почти 798 тысяч данных автомобилей.

В отличие от основного конкурента того времени (ГАЗ-63) модель имела кузовные борта с возможностью открытия с трех сторон, что облегчало погрузку (разгрузку). Особую популярность ЗИЛ-157 получил в советской армии, что и объяснило его массовое распространение.

Видео


Модель унаследовала от ЗИС-151 сложную трансмиссию, дополненную карданными валами:

  1. на средний;
  2. промежуточный;
  3. задний (два) и передний мосты.

ЗИЛ-157 оснащался колесами увеличенного размера. На данной модели впервые была использована система централизованного регулирования давления в шинах. Благодаря этому водитель мог с рабочего места контролировать давление в шинах (по выбору или сразу во всех). Специальный компрессор позволял двигаться при пробоинах в колесах. На заболоченной местности или снежной целине водитель мог понижать давление. Правда, в этом случае сокращался и ресурс шин.

Технические характеристики ЗИЛ-157, несмотря на то, что модель появилась еще в советское время, остаются актуальными и сейчас. Грузовик используется на Алтае, Крайнем Севере, Средней Азии и на Украине. Причем ключевым преимуществом модели становится именно высочайшая проходимость.

Главным недостатком автомобиля является отсутствие гидравлического усилителя руля, но на популярности грузовика на отечественном рынке это сказывается несущественно.

Модель выпускалась в нескольких модификациях:

  • ЗИЛ-157 – стандартная версия;
  • ЗИЛ-157В – классический седельный тягач;
  • ЗИЛ-157К – базовый вариант с 1961-го года;
  • ЗИЛ-157КВ – базовый седельный тягач с 1961-го года;
  • ЗИЛ-157Ю – тропическая модификация;
  • ЗИЛ-157Г – модель с экранированным оборудованием;
  • ЗИЛ-157КГ – версия с экранированным оборудованием, поступившая в серию в 1961-ом году;
  • ЗИЛ-157Э – экспортная модификация;
  • ЗИЛ-157Е – специальный вариант, оборудованный двумя бензобаками общей емкостью 300 л;
  • ЗИЛ-157КД – базовая версия с 1978-го года;
  • ЗИЛ-157КДВ – базовый седельный тягач с 1978-го года.

Технические характеристики

Габаритные параметры ЗИЛ-157:

  • длина – 6684 мм;
  • высота – 2360 мм (2915 мм – модификации с тентом);
  • ширина – 2315 мм.

Дорожный просвет автомобиля равняется 310 мм, радиус поворота – 11000 мм.

Снаряженная масса грузовика составляет 5540 кг. При этом на заднюю тележку приходится 3140 кг, на переднюю – 2400 кг. Полный вес машины равняется 10190 кг. Несмотря на довольно большую массу, автомобиль может разгоняться до 65 км/час.

Грузоподъемность ЗИЛ-157 зависит от дорожного покрытия. Для грунтовых дорог показатель составляет 2500 кг, для дорог с твердым покрытием – 5000 кг. Автомобиль при полной загрузке преодолевает брод глубиной 850 мм.

Расход Топлива

В сравнении с предшественником показатель расхода топлива у ЗИЛ-157 удалось существенно сократить. В зависимости от условий потребление уменьшилось на 7-22%. На 100 км пути автомобилю требуется порядка 40 л топлива. Полный бак (150 л + 60 л) позволяет модели проехать до 510 км.

Двигатель

ЗИЛ-157 несколько раз совершенствовался, получая новые силовые установки. Изначально грузовик комплектовался 6-цилиндровым блоком с алюминиевой головкой. При рабочем объеме в 5,5 литра мотор развивал мощность в 104 л.с. Максимальный крутящий момент данного агрегата составлял 334 Нм. Дополнительно двигатель имел радиатор, осуществляющий его охлаждение посредством 6-лопатного вентилятора. Также ЗИЛ-157 получил модернизированный сальник коленвала и масляный насос, что улучшило смазочную систему. Продолжительность службы силовой установки удалось увеличить за счет улучшения подвески агрегата.

Зимой автомобиль требовал особенного ухода, поскольку система охлаждения вела себя довольно капризно. В некоторых случаях на радиатор приходилось надевать кожухи-утеплители.

Фото

Устройство

ЗИЛ-157 оборудуется 5-ступенчатой коробкой передач с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах. Для раздаточной коробки свойственна 2-вальная схема конструкции. Одноступенчатая главная передача оборудована спиральными зубьями. Мосты автомобиля заметно отличаются от предшественника ЗИС-151. Передний мост дополнен шарнирами «Бендикс-Вейсс» с равными угловыми скоростями. По желанию водитель мог отключить его. Каждый мост имеет карданный вал, а тормозная система рассчитана на все колеса и дополнена пневматическим приводом.

Кабина ЗИЛ-157 получила ряд усовершенствований, добавляющих комфорта в работе оператора. Благодаря укороченным сопкам сила удара, передающаяся на руль от колес при движении грузовика, заметно сократилась. Улучшенные амортизаторы добавили автомобилю плавности хода. Конструкторы не забыли о комфорте передвижения в зимнее время. Водяной радиатор с электрическим мотором поддерживал нормальную температуру в салоне машины даже в сильные морозы. Кабина также оснащалась дополнительной системой обдува стекол.

Водительское кресло, отличающееся удобной посадкой, получило возможность регулировки. За годы производства кабина ЗИЛ-157 претерпела несущественные изменения, сохранив первоначальные характеристики. Она представляла собой цельнометаллическую конструкцию и позволяла свободно разместиться водителю и двум пассажирам. На крыше находился круглый люк.

Полноприводная система и односкатная ошиновка существенно увеличивали проходимость модели. Неслучайно автомобиль долгое время использовался для военных нужд.

ЗИЛ-157 являлся отличной базой для установки различных модификаций кузовов, имеющих стандартное и строго специализированное назначение. Это добавляло модели универсальности и в итоге сделало ее одной из наиболее распространенных в СССР. На шасси грузовика монтировали разнообразные цистерны, ремонтные мастерские, фургоны, снегоуборочное оборудование, лестницы и прочие установки. Наибольшую популярность получили версии с бортовыми кузовами.

По характеристикам ЗИЛ-157 долгое время оставался среди лидеров рынка. Однако современному автомобилестроению они уже не соответствуют. Модель ушла в прошлое, но полностью ее использование не завершилось. В регионах автомобиль продолжают применять. Особенно ценится способность грузовика покорять труднодоступные районы.

Цена нового и б/у

В настоящее время приобрести новый ЗИЛ-157 не представляется возможным. Производство модели завершилось довольно давно. При этом даже на рынке б/у автомобилей предложений с данным грузовиком не так много. Однако они отличаются небольшой ценой. Версии 1980-1985-го года можно приобрести за 50000-80000 рублей. Модели 90-х годов обойдутся в 120000-150000 рублей.

Арендовать ЗИЛ-157 также вряд ли удастся.

Аналоги

В настоящее время аналогов у модели ЗИЛ-157 не так много. К ним с некоторой натяжкой можно отнести грузовые автомобили МАЗ-5243 и ГАЗ-66.

Именно тогда на заводе имени Сталина в Москве велись работы по созданию трехосного грузового автомобиля с полным приводом, предназначенного для армии. Главным конструктором проекта был А. М. Кригер.

История появления

Толчком к началу работ над новинкой послужили выявившиеся недостатки основного на тот момент автомобиля подобного класса ЗИС-151. Этот образец и послужил базовой платформой, воплотившей в себе все конструкторские замыслы, которые ранее не находили применения.

ЗИС-151 прародитель ЗИЛ-157

В первую очередь это коснулось применения всех мостов с одинаковой колеей и односкатными колесами, что существенно повысило проходимость машины и привело к сокращению механических потерь. Кроме этого, снижение количества колес позволило обойтись наличием всего одной запаски (располагалась под платформой) и сделать машину легче и компактнее.

Новые колеса

При разработке новой модели от шинной промышленности потребовалось разработать новые шины, которые допускали бы движение автомобиля при пониженном давлении. Задание было выполнено, и появилась шина, обладающая повышенной эластичностью, полученной снижением числа слоев корда, увеличением ширины профиля и использованием внутренних слоев из мягких сортов резины.

Конечно, новые шины при низком давлении имели ограничение по скорости (до 10 км/час) и пониженную износостойкость, но снижение давления на грунт давало ощутимое повышение проходимости автомобиля.

Централизованная система изменения давления в шинах управлялась с водительского места и допускала управление давлением во время движения автомобиля.

Опытный образец ЗИС-Э157 с установленной внешней системой контроля давления шин

Еще одним плюсом данной системы явилось то, что она позволяла продолжать движение грузовика с поврежденной отдельной шиной, компенсируя потери воздуха в ней непрерывной подкачкой. Через некоторое время после запуска ЗИЛ-157 в серийное производство, система подкачки была изменена с внешней схемы на схему с внутренней стороны колеса, тем самым увеличилась надежность автомобиля в целом.

Двигатель ЗИЛ-157

При эксплуатации грузовиков ЗИС-151 проявились недостаточные для буксировки прицепа тяговые характеристики, двигатели страдали перегревом, расход топлива был повышен. Кроме этого мотор не обладал удовлетворяющей потребителей надежностью. Это было учтено при разработке нового автомобиля, и грузовик получил усовершенствованную силовую установку.

Новая головка из алюминиевого сплава, которую установили на рядный шестицилиндровый блок с рабочим объемом 5,55 литра, позволила увеличить степень сжатия на 0,2 единицы. Установка в комплекте с новой головкой измененного карбюратора позволила получить от обновленного мотора при 2600 оборотов в минуту 104 лошадиные силы и крутящий момент 334 Н/м.

В системе охлаждения появился новый радиатор, воздух через который прогонялся шестилопастным вентилятором, таким образом, проблема перегрева была решена. Система смазки была улучшена путем введения в конструкцию нового масляного насоса и сальников коленвала новой конструкции.

Кроме этого были изменены уплотнения в водяном насосе и устроена схема вентиляции картера замкнутого цикла, силовой агрегат был установлен на новой подвеске. Проделанные работы способствовали увеличению надежности автомобиля, и расход топлива ЗИЛ-157 снизился в зависимости от условий движения на 7 – 22%.

За все время выпуска автомобиля, его двигатель модернизировался еще два раза. Так в 1961 году была увеличена до 109 лошадиных сил мощность и установлено однодисковое сцепление взамен двухдискового узла. В 1978 году в серию пошел автомобиль с унифицированным по некоторым агрегатам с двигателем ЗИЛ-130 мотором.

Трансмиссия

На автомобиль изначально устанавливалась пятиступенчатая коробка передач, где пятая передача была повышающей, но после 1961 года ее убрали. Взятая за основу раздаточная коробка от зис-151 получила износостойкие шестерни, новые сальники и принудительное включение. Карданная передача подверглась полной переделке, на среднем мосту была закреплена промежуточная опора для кардана заднего моста. Кожухи полуосей ведущих мостов были значительно усилены, были установлены ступицы колес и тормоза новой конструкции, колеса стали крепиться на восьми шпильках.

Кабина и эргономика

В кабине предыдущей модели водитель не мог рассчитывать на комфортную работу, посадка была неудобной, отопитель отсутствовал, вентиляция была плохая. Кроме этого руки водителя были подвержены ощутимым ударам, передающимся от колес. На новом грузовике конструкторы постарались если не избавиться от недостатков полностью, то хотя бы частично повысить эргономику кабины и рулевого управления.

По официальным данным машина выпускалась без гидроусилителя, тем не менее, есть очевидцы, которые утверждают, что в середине 80-х годов в войска была отгружена партия машин с установленным усилителем в заводском исполнении.

Для этого, оказалось, достаточно установить радиатор отопителя с крыльчаткой и дополнительным выводом подогретого воздуха на лобовое стекло, сделать качественные уплотнения и снабдить кабину регулируемым сиденьем.

Справа видны рычаги контроля давления шин

Для улучшения работы рулевого управления укоротили сошки и ввели в конструкцию телескопические амортизаторы.

Краткие технические характеристики ЗИЛ-157

Автомобиль мог перевозить до 5 тонн груза по дорогам, имеющим твердое покрытие, и вдвое меньше при езде по грунтовым дорогам. Полная масса машины достигала 10,23 тонны, а масса прицепа 3,6 т. Длина автомобиля равнялась 6684, ширина 2090 и высота 2360 миллиметров, при этом размер грузовой платформы был 3570х2090 мм.

Колесная база составляла 4225, а клиренс 310 миллиметров. Колея передних колес была 1775 мм, а задних 1750 мм. Автомобиль мог разгоняться до 65 километров в час и расходовать при этом 42 литра бензина на 100 километров (запаса горючего хватало на 510 км).

Глубина преодолеваемого брода составляла 85 сантиметров, а максимальный для движения уклон 28 градусов.

Грузовик на службе в армии

Существовала масса вариантов армейского исполнения машины, предназначенных для разных родов войск. Самыми известными из них можно назвать модификации ЗИЛа для установок залпового огня серии ”БМ” (БМ -13НМ, БМ-14М и БМ-24), имевшие между собой несущественные различия.

Инженерные службы снабжались передвижными буровыми установками ПБУ-50 и БГМ, которые использовались войсковыми пунктами водоснабжения для поиска воды и бурения скважин или колодцев глубиной около пятнадцати метров. Кроме того установки использовались и при выполнении других работ по инженерному обеспечению войск. Установки на базе ЗИЛ отличались малым временем приведения в рабочее положение и высокой надежностью.

Кроме буровых установок, инженерно-саперные подразделения снабжались комплектом мостостроительных средств, так же расположенным на шасси ЗИЛ-157, и системой малого автодорожного моста МАРМ. Грузоподъемность такого моста составляла 50 тонн, а располагался он на прицепе, буксируемом седельным тягачом. Помимо этого в распоряжении саперов имелось еще несколько комплектов для наведения мостов и понтонных переправ, транспортировавшихся на ЗИЛе.

БМ-13М (Катюша) на базе ЗИЛ-157

Вообще 157й был очень востребованной у военных машиной и кое-где используется и по наши дни, а сколько их еще стоит на складах Минобороны – трудно сосчитать. Это говорит о том, насколько удачной и надежной была конструкция машины. Недаром ее считают легендой отечественного автопрома.