Фортунер или прадо что лучше. Тест-драйв Toyota Fortuner. Все, что вы хотели знать о младшем брате TLC Prado . Отличия Toyota Fortuner от Mitsubishi Pajero Sport

Автомобилистам, проживающим к востоку от Уральских гор, можно и не рассказывать про «Форчунер» (именно так произносится название). Там это имя знают еще по модели первого поколения 12-летней давности. Сегодня на «сером» рынке можно найти и современные варианты среди машин, ввезенных в Россию через Дальний Восток. А беглое знакомство с предложениями на побывавшие в употреблении Fortuner позволяет сделать вывод, что он, как и большинство «Тойот», неплохо держит цену с возрастом.

Впрочем, окончательные выводы о выгодности модели отложим до объявления цен на сертифицированные модификации нового внедорожника. Судя по всему, это случится совсем скоро.

Дух или дед?

Первое поколение модели, спроектированное для развивающихся стран, начали производить в 2005-м. Спустя три года - первое обновление. В 2011 - второе. А пару лет назад внедорожник фактически сделали заново. Именно Fortuner второго поколения должны легализовать в России.

Но вообще-то у Fortuner были предки. Первый простой и доступный внедорожник на базе выносливого пикапа Hilux Toyota произвела еще в 1981 году, назвав его Trekker. В тот же исторический период для некоторых стран, в том числе и для огромного рынка Северной Америки, выпустили разновидности 4Runner и Hilux Surf. Версию 4Runner 130, к слову, в конце восьмидесятых даже поставляли в Европу, откуда перегонщики активно везли его в Россию - у братков «чиста раннер» был почему-то на особом счету.

А когда подошел к концу жизненный цикл и второго поколения перечисленных вездеходов, к тому времени окончательно оформившихся как пятидверные SUV, модельные ветки разделились. 4Runner и Hilux Surf «переехали» на базу Land Cruiser Prado, а на основе Hilux для некоторых азиатских рынков сделали компактный и недорогой Sport Rider, выпускавшийся вплоть до 2004-го.

Запутались? Потерпите. Вскоре всё встанет на свои места. Здесь следует уяснить главное: новинка «Тойоты» идейно гораздо старше, чем кажется. И, что еще важнее, в техническом плане у Fortuner нет ничего общего с кроссоверами, хотя отдельные дизайнерские штрихи во внешности модели могут ввести в заблуждение.

В 2014 году выпуск Fortuner наладили в Казахстане в городе Костанай, но скромные объемы сбыта на местном рынке, несмотря на относительно невысокую, по российским меркам, стоимость модели, поставили под сомнение целесообразность продолжения производства

Папа отмыл раму

Современные внедорожники Toyota (с этого момента временно забываем про все кроссоверы с несущим кузовом) построены на трех разновидностях лестничных рам. Под самые крупные модели, предлагающие владельцу, помимо банальной вместительности, максимальный уровень ездового комфорта и престижный статус в обществе - мы говорим о Land Cruiser 200 или, например, о недоступном на российском рынке гигантском Sequoia, - подводится рама, имеющая внутреннее название Premium. Внедорожник поменьше - Land Cruiser Prado и вышеупомянутый 4Runner в его современном виде (официально в РФ не поставляется) наделен рамой типа Light Duty, которая спроектирована уже под другие критерии - максимальная проходимость на бездорожье, но комфорт легкового автомобиля. В распоряжении тойотовских инженеров также есть рама Heavy Duty, предполагающая предельную выносливость и многофункциональность в самых тяжелых условиях эксплуатации. Вот как раз она недавно и пережила глобальную модернизацию - стала, как утверждает Toyota, самой крепкой и высокотехнологичной в своем классе, положив начало новой платформе IMV (Innovative International Multi-purpose Vehicle).

«Инновационную» основу, как нетрудно догадаться, получил пикап Hilux нынешнего восьмого поколения (он уже пару лет продается в России) и Fortuner образца 2015 года. Конечно, с некоторыми отличиями, но о них чуть ниже.

Ставка на жесткость

Чтобы представлять, чем новый внедорожник Toyota собирается привлечь к себе клиентов, придется поговорить о технике. Например, рама. Простая и примитивная вещь, казалось бы. Но от нее зависит всё. Концепция IMV подразумевает, прежде всего, увеличение толщины и оптимизированное сечение поперечин, что придает конструкции большую жесткость как на кручение, так и изгиб. Также увеличивается число точек сварки, во всех соединениях силовых элементов достигается еще более высокая прочность, а все в сумме положительно влияет на управляемость и курсовую точность автомобиля. Вдобавок жесткая рама лучше «замыкает» на себе разновекторные нагрузки и тем самым повышает ездовой комфорт. Наконец, поскольку у всей основы заметно возрастает способность сопротивляться деформациям, инженеры могут усилить места креплений всех прочих частей автомобиля, использовать еще более крепкие кронштейны, элементы подвески и т.д. В плюсе - выносливость и безопасность.

Полный привод в Fortuner реализован по схеме Part-Time - передняя ось подключается жестко. Но ручных манипуляций рычагами не потребуется - управляет системой электронный селектор через исполнительный механизм

В ход пошли даже маленькие хитрости. Например, чтобы поперечины не служили «плугом» при преодолении особо крупных неровностей и не страдали при ударах о валуны, им придали закругленный профиль. А геометрия рамы в целом продумывалась так, чтобы снять какие-либо ограничения по применению подвесок с теми или иными характеристиками - с комфортными настройками, например, с увеличенной грузоподъемностью или максимальной артикуляцией колес. И в том числе - другого типа. В частности, у восьмого Hilux сзади листовые рессоры, а у «второго» Fortuner задний мост подвешен на пятирычажной конструкции и винтовых пружинах.

Fortuner перерос предшественника по ряду показателей. Габаритная длина выросла на девять сантиметров, хотя колесная база стала короче на символические пять миллиметров. Кузов раздался вширь, но на такую же величину (15 мм) понизился в росте, который, впрочем, и так остался довольно внушительным (1835 мм). Изменившиеся пропорции позволили сделать салон Fortuner семиместным. Однако более выраженная однообъемность вряд ли ограничит внедорожные способности автомобиля, ведь он обладает дорожным просветом в 225 мм. И не исключено, что для российских моделей это значение еще подкорректируют.

На только что прошедшей презентации, где присутствовал и корреспондент портала , японцы кое-что рассказали о новом автомобиле - сделали это грамотно и убедительно. Вы хотели настоящих внедорожников без всяких там недосказанностей? Не вызывающих бесконечные споры о том, несущий у них кузов или все-таки интегрированная рама? Так вот, их есть у нас.

Полный привод с жестко подключаемой передней осью, понижающая передача, блокировка заднего дифференциала, дорожный просвет 225 мм и, конечно же, фетишизированная рама типа Heavy Duty. Главным конкурентом назначен Mitsubishi . Вот правда цену не объявили. Все довольны, все аплодируют.

Однако же, стенания по чему-то безвозвратно утраченному не всегда равнозначны желанию это утраченное вернуть. На самом деле, любителей настоящих беспримесных внедорожников мало - просто они, как в том анекдоте, очень грамотно расставлены. А что касается обычного автовладельца, то нужен ли ему столь бескомпромиссный - большой вопрос.

Если хотя бы раз в неделю не выбираться на жесткое бездорожье, то каждодневно терпеть невыразительную динамику, посредственную управляемость, ватный руль, солидный расход топлива, клевки носом при торможении и заваливания набок при поворотах - все это сильно смахивает на мазохизм. Хваленый выглядит форменным издевательством над горожанином XXI века, поскольку во включенном состоянии он не способен обеспечить адекватную верткость на улицах, а в выключенном делает ставший заднеприводным автомобиль совершенно беспомощным перед наледью и снеговыми наносами.

К дизельному мотору мощностью 177 л. с. и крутящим моментов 450 Нм претензий вроде как нет: его способностей худо-бедно хватит, чтобы протащить машину и по городским улицам, и по свежевспаханному полю - только вот кому туда охота лезть? По поводу же бензинового 163-сильного агрегата моментально возникает ассоциация с улиткой - не Джеймсом Мэем, а крайне неторопливым моллюском. Между прочим, Mitsubishi , которого прочат в основные конкуренты «Форчунеру», оснащен постоянным полным приводом с блокировкой заднего дифференциала.

Вероятно, найти свою аудиторию в России новичок все-таки может, но ее размер находится в прямой зависимости от цены. Если Toyota забудет о том, что она «почти премиальный» бренд и вставит в прайс-лист вменяемые цифры, то вполне возможно, что машину будут покупать. Например, при цене до 1 000 000 рублей Fortuner вполне сможет отобрать клиентуру у отечественного УАЗ - который, заметим кстати, конструктивно и является истинным конкурентом «японцу».

А если без ерничества, то ситуация действительно непростая. Официальный «старший брат» внедорожника - Land Cruiser Prado стоит 1 997 000 рублей в бензиновом варианте и 2 978 000 в дизельном. Примем к сведению, что 81% продаж приходится-таки на машины с дизелем. В то же время за Mitsubishi Pajero Sport, работающем на тяжелом топливе, просят 2 399 000 рублей. Таким образом, если Fortuner сделать достаточно доступным, он сможет увести покупателей у конкурента, но одновременно подорвет позиции

Рамный Toyota Fortuner в России ждали давно. Первое поколение было близко, но не укусишь: машину делали в Казахстане, а в России не пускали. Вторая генерация от 2015 года к нам приехала с опозданием, задержавшись на адаптацию и сертификацию под наш рынок. Чего дождались в итоге? Сейчас расскажем.

Но сначала разберемся с двумя важными моментами. Первое - как, собственно, правильно произносится название Fortuner? Toyota здесь категорична: никаких "Фортунеров", "Фортьюнеров", "Фотунеров" и прочих вариаций! В России используется английское произношение слова Fortuner, и звучит оно как "Форчунер", с ударением на первый слог.

Почему только так, а не иначе, доступно объяснено в нашей рубрике "Лет ми спик". Кстати, некоторые российские острословы уже прилепили к машине прозвища "Ворчун" и "Фартовый" (Fortuner - от слова Fortune, "фортуна")…

Второй момент - генеалогия. Вопреки частому заблуждению, ни первое (2005-2015 годы), ни второе поколение Fortuner (с 2015 года) не используют платформу Land Cruiser Prado! В основе "Форчунера" и прошлого, и нынешнего - более выносливое рамное шасси и агрегаты пикапа Hilux соответствующих генераций.

Хотя у платформ есть и отличия, само собой. Колесная база у нынешнего Fortuner (2745 мм) на 340 мм короче, чем у текущего поколения Hilux. Отличаются и подвески. Амортизаторы у Fortuner уже другие, с более комфортными настройками. А вместо рессор сзади - более мягкие пружины, стабилизатор поперечной устойчивости и другая кинематика с 4 продольными реактивными тягами и одно поперечной.

Toyota заявляет Fortuner как автомобиль для тех, кто не хочет переплачивать за Prado, и планирует активно использовать машину как внедорожник и "экспедиционник". Дорогущий и навороченный Prado вне дорог гробить жалко, страховка Каско на него стоит, как чугунный мост, и покупают его чаще как "статусмобиль", а не землеройный снаряд. А стоящий ступенькой ниже Fortuner - это как раз та самая упрощенная и более утилитарная альтернатива, без лишнего пафоса и понтов.

Кроме этого, у внедорожников отличия по кузовам, разные интерьеры и уровни оснащение (Fortuner проще). Например, камеры кругового обзора, вентиляция передних кресел, 3-зонный "климат", задняя пневмоподвеска, адаптивный и внедорожный круиз-контроль, функция автоторможения, контроль полосы и усталости водителя, система выборов внедорожных режимов MTS есть у Prado, но более утилитарному "Форчунеру" они не положены от слова "совсем".

У Prado - постоянный полный привод с межосевым "самоблоком" Torsen (его можно заблокировать принудительно), тогда как у Fortuner передний мост жестко подключается водителем (схема part-time) только на скользких поверхностях. Принудительная блокировка заднего межколесного дифференциала есть у обоих внедорожников.

Габариты тоже разные: Prado на 45 мм длиннее, на 30 мм шире и на 60 мм выше, чем Fortuner. Еще у Prado колесная база на 45 мм длиннее и колея на 50 мм шире. Клиренс у Fortuner больше (225 мм против 215), но у Prado круче угол въезда (32 градуса против 29), а по углу съезда - паритет (25 градусов).

Не совсем. Под капотом поставляемых в Россию Fortuner - полностью новый 2,8-литровый турбодизель 1GD-FTV, который в 2015 году дебютировал на текущем поколении пикапа Hilux, и в том же году прописался на Prado. Кстати, есть у него и 150-сильный младший брат 2GD-FTV объемом 2,4 л, но Fortuner с таким движком в Россию пока не продают, хотя он есть на других мировых рынках.

У топового дизеля объемом 2,8 л - прямой 5-ступенчатый впрыск топлива с давлением 2200 бар, быстрее набирающий обороты турбокомпрессор с изменяемой геометрией и цепь в приводе ГРМ. Отдача — 177 л.с. и 450 Нм крутящего момента, тогда как у 3-литрового предшественника была 171 "лошадь" и 360 Нм. Новый дизель отвечает нормам Евро-5, для чего в выпускном тракте в дополнение к катализатору установлен сажевый фильтр. Коробка передач под российский рынок - только 6-ступенчатый автомат.

С новым дизелем и АКПП Fortuner поехал резвее и тише, чем было с 3-литровым предшественником. Без откровений, но уверенно тянет с места и ускоряется со средних скоростей и оборотов, реже требует переключений "вниз", выезжая за счет увеличенного крутящего момента. И на педаль газа дизель теперь тоже реагирует пошустрее, чем было. Можно еще подстегнуть двигатель и КПП, нажав кнопку Power Mode возле селектора коробки - она делает реакции на газ острее.

На трассе при активном ускорении напор дизеля уже ожидаемо спадает, хотя и тут обгоны давались без проблем. Кстати, в коробке по-прежнему не ручной режим, а традиционные для Toyota диапазоны. То есть цифра при "приборке" показывает не ступень, а диапазон переключений — например, с первой по третью. Что до трассовых оборотов двигателя, то на 6-й передаче и 2000 об/мин спидометр показывает почти 120 км/час.

На ходу в дизельном Prado будет потише: у Fortuner характерное дизельное рычание больше прорывается в салон, особенно на высоких оборотах при активном разгоне и обгоне. Что до расхода топлива, то с нами в колонне катался дорестайлинговый дизельный Prado. В режиме город-трасса-бездорожье по бортовому компьютеру у Fortuner получилось 12,5-13,1 л/100 км, у Prado - 13,4-14,1 л/100 км. Топливный бак у Fortuner 80 л, у Prado - 87.

В цифрах динамики Fortuner также быстрее Prado: максимальная скорость 180 км/час против 175, а разгон до 100 км/час у дизельного "Форчунера" занимает 11,2 сек против 12,7 у "Прадо". Откуда такая разница, если моторы, коробки и даже главные пары (3,9) у обоих внедорожников одинаковые? Более крупный дизельный Prado тяжелее: снаряженная масса у него 2235-2500 кг, в зависимости от комплектации, тогда как Fortuner весит 2215-2260 кг. К слову, вес буксируемого прицепа с тормозами у обоих внедорожников одинаков и составляет 3 т.

В тестах внедорожников журналисткая братия часто пишет, что мол, этой бы машине - да резину "позубастее". В Toyota эти призывы явно услышали и переобули тестовые машины, поставив вместо штатной шоссейной резины более "злые" покрышки Goodyear Wrangler Duratrac АТ в серийном размере 265/60 R18 (такие положены топовой комплектации "Престиж", которая и была на тесте). А поскольку гонять нам предстояло по обледенелым дорогам, эту резину еще и ошиповали.

Спору нет, на таких "лаптях" Fortuner и смотрится круче, и на бездорожье резина цепляется и "гребет" не в пример штатной, и на камнях меньше опасаешься проколов из-за более толстой боковины и развитого протектора. Но такие колеса очень увесисты, и выросшие неподрессоренные массы сразу отразились на том, как машина едет. Зато ясно, к чему надо готовиться будущему владельцу, который захочет поставить на Fortuner более внедорожную резину.

А готовиться надо к более грубому и тряскому ходу, чем у Prado, хотя это и не должно удивлять. На трассе Fortuner нормально держит прямую, адекватно управляется и тормозит, предсказуемо кренится, а резина шумит меньше ожидаемого. Но в том числе и из-за тяжелых колес Fortuner транслирует средние и крупные дефекты полотна на руль, сиденья и кузов в виде тычков и вибраций, встряхивает задних седоков на "лежачих полицейских".

На грейдерах и грунтовках тоже надо "наваливать" с оглядкой. Пока под колесами более-менее ровно - все нормально, можно ехать резво. Но если попасть в крупную яму, то вместе с ударами в руль легко словить и жесткий пробой передней подвески, что у нас случалось не раз и не два.

Если выбоины и промоины идут чередой, то на хорошем ходу подвеска не успевает отрабатывать ход тяжелых колес - и дрожащий всем телом Fortuner начинает "плыть", особенно кормой. Тут надо не зевать и ловить его рулем, потому что система стабилизации не спешит вмешиваться в процесс и позволяет корме заметно уехать в сторону. Чтобы пожалеть машину и пассажиров, при таких раскладах надо либо сбавлять ход, либо сбрасывать давление в шинах, чтобы смягчить ход.

А Fortuner даже в дорогих комплектациях дешевле, особенно если сравнивать дизельные версии внедорожников! И тогда расклад очевиден. Рестайлинговый 5-местный Land Cruiser Prado с дизелем 2,8 л стоит от 2 922 000 рублей, а 7-местный вариант с этим мотором - уже 4 026 000 рублей! На этом фоне дизельный Fortuner стоит 2 599 000 рублей за комплектацию "Элеганс" и 2 827 000 рублей за "Престиж". То есть уже на старте Fortuner на 323 000 рублей дешевле Prado. И даже в топовой версии он все равно на 95 000 рублей дешевле, чем базовый дизельный вариант его старшего собрата.

Как уже отмечалось выше, у Fortuner проще оснащение, чем у более "премиального" Prado, но оно все равно неплохое. Уже в базе есть "зимний" пакет, куда входят подогревы руля, передних сидений, зеркал, зоны парковки "дворников", догреватель дизеля с дополнительным электроотопителем салона, а также потолочные воздуховоды для задних пассажиров.

В стартовую цену также включены светодиодные противотуманки и фары (ближний/дальний), подножки, 1-зонный "климат" и второй кондиционер для задних рядов, охлаждаемый/обогреваемый бардачок, круиз-контроль, кожаный мультируль с подрулевыми "лопастями", сервопривод стекол и складных зеркал, камера заднего вида с датчиками парковки, сенсоры света и давления в шинах и мультимедийная система с 7-дюймовым экраном и 6 колонками. За безопасность отвечают 7 подушек, системы стабилизации автомобиля и прицепа, ассистент старта в гору.

В топовой версии добавлены автоматические стеклоподъемники, сервопривод двери багажника с памятью, электронастройка кресла водителя, отделка салона смесью натуральной и синтетической кожи, бесключевой доступ в салон с кнопочным запуском мотора, а также ассистент спуска с горы.

По поводу приезда Fortuner в Россию уже плачет своими задними фонарями его главный конкурент в лице Mitsubishi Pajero Sport, хотя по цене он дешевле. Так, 5-местный дизельный MPS (2,4 л, 181 л.с. и 430 Нм) в России можно купить с 6-ступенчатой МКПП, отдав 2 249 900 рублей за машину 2018 года выпуска. Дизельные варианты с 8-ступенчатым автоматом Aisin - от 2 499 990 до 2 899 990 рублей за 2018 год (2017 год на 50 000 рублей дешевле). Во всех версиях есть полный привод Super Select II и жесткая блокировка заднего дифференциала.

По оснащению Pajero Sport в чем-то поинтереснее тойотовского внедорожника. В нем, в зависимости от комплектации, можно получить адаптивный круиз-контроль, камеру кругового обзора, контроль "слепых" зон и выезда с парковки, систему смягчения лобовых столкновений, омыватель фар, 2-зонный климат и подогрев заднего дивана (в дополнение к же имеющемуся подогреву руля и передних кресел). Fortuner всего этого лишен.

Действительно, для нового Fortuner на некоторых рынках (например, в Арабских Эмиратах или Южной Африке) предлагается 4-литровый бензиновый V6 серии 1GR-FE. Но не в России: у нас такой мотор положен только более престижному Land Cruiser Prado, где этот двигатель теперь развивает "налоговые" 249 л.с.

Кстати, Prado с двигателем V6 дороже дизельной версии, а в год на него приходится всего около 10% российских продаж. Логично, что для нашего рынка в Toyota не хотят ставить на более утилитарный Fortuner непопулярный двигатель, накручивая этим его и без того немалую цену. И попутно создавая лишнего конкурента Prado. Маркетинг, одним словом.

Дизельный Fortuner с 6-ступенчатой механической КПП, доступный на ряде мировых рынков, в России мы пока не увидим. Но в феврале у нас уже начали принимать заказы на "Форчунеры" с бензиновым 4-цилиндровым мотором 2TR-FE объемом 2,7 л и отдачей 166 л.с. и 245 Нм. И базовая версия с этим мотором как раз имеет 5-ступенчатую "механику".

Кроме механической коробки, бензиновый внедорожник имеет и 6-ступенчатый автомат. Производство таких Fortuner для России стартует в Таиланде в феврале, "живые" машины появятся к весне.

Как и ожидалось, бензиновый Fortuner оказался дешевле и своего дизельного варианта, и обновленного Land Cruiser Prado с таким же 2,7-литровым мотором. Так, Fortuner с МКПП обойдется в 1 999 000 рублей за версию "Стандарт", то есть минимум на 250 000 рублей дешевле "Прадика". В базе — фронтальные и коленная подушки, кондиционер, тканевый салон, стальные 17-дюймовые штампованные диски, галогеновые фары, ручки дверей в цвет кузова, датчик света, зеркала с обогревом и электроприводом, блокировка заднего межколесного дифференциала, система курсовой устойчивости и стабилизации прицепа, начальная аудиосистема с Bluetooth и третий ряд сидений.

Бензиновый Fortuner с автоматом — это 2 349 000 рублей, то есть на 299 000 рублей дешевле Prado с такой же комбинацией. Тут уже есть 17-дюймовые легкосплавные колеса, противотуманки, задние датчики парковки с камерой заднего вида, кожаный мультируль с обогревом, боковые подушки и шторки безопасности, подогрев передних сидений, медиасистема с 7-дюймовым экраном и 6 динамиками, багажные рейлинги на крыше.

По внешнему сходству Fortuner уже по традиции сравнивают с Prado. Если рассматривать только по внешним критериям, сходство довольно близкое, но это касается почти всех автомобилей из новой линейки внедорожников марки. Достаточно обратить внимание на Hilux или RAV4. Подробнее, в чем состоят отличия и сходства Fortuner и Prado.

Внешность машины довольно «агрессивная», но привлекательная и гармоничная для внедорожника. Дизайн передней части сразу же привлекает внимание: узкие фары с полосами ходовых огней, хромированная решетка радиатора, брутальный широкий бампер сложной формы, маловыраженные арки, пороги с подножками, диски на 17 или 18 д.

Металл кузова устойчив к ржавлению. Фонари пластиковые, но, как показывает практика, долго не мутнеют. Из минусов – невысокая защита покрашенного корпуса от царапин, наносимых летящими из-под колес камешками и песком. Этот недостаток легко исправить, достаточно наклеить защитную пленку на подверженные царапинам детали.

Салон Fortuner по-японски выдержан: сложная угловатая форма центральной консоли, практичная, аккуратная панель приборов, эргономичный руль, квадратные задние сиденья. Материалы отделки салона: кожа, металл, пластик и небольшие деревянные вставки.

В салоне могут разместиться до семи человек. Но владельцы Fortuner отмечают, что комфортно разместиться на «задах» могут только дети, простором эти места не отличаются.

Не в обиду другим маркам, но Prado – самый распространенный на российских дорогах внедорожник . Разрабатывался он на универсальной для производителя платформе. Машина вышла стильной и роскошной, ставка на европейское ателье, занимавшееся дизайном кузова, оправдала себя: массивные пороги, вертикальные «стопари», широкие фары и бампер, – получился настоящий «мужской» автомобиль.

Prado – внедорожник на раме, что обеспечивает прочность конструкции и высокую уверенность на бездорожье. Из минусов можно назвать низкую защиту рамы от ржавчины на стыках сварки. Поэтому владельцы рекомендуют сразу же обработать проблемные места специальными составами.

Касательно салона нареканий практически нет. Качественная кожа, металл и пластик служат долгими годами. Из минусов отметим со временем мутнеющее лобовое стекло и сбои в работе системы контроля климата.

Общие черты Fortuner и Prado

Несмотря на то, что обе машины построены на разных базах, у них много общего. Это касается как внешности, так и внутренних технических характеристик. Сам за себя говорит тот факт, что Fortuner максимально взаимозаменяем запчастями от Prado , которые широко распространены.

И первый, и второй автомобиль имеют рамную компоновку с независимой подвеской и полным приводом. На гравийке они отлично «сглаживают» неровности. Но из-за высокого центра тяжести на скорости машины имеют особенность заваливаться. Эта «болезнь» у них общая.

Отличия и характеристики Fortuner и Prado

  1. Фортунер имеет дизельный мотор на 2,8 литра (177 лошадки). Прадо в базе имеет бензиновый двигатель на 2,7 л. и 173 лошади.
  2. Крутящий момент Фортунер – 450 Нм , Прадо – 241 Нм .
  3. Фортунер отлично набирает скорость, до сотни время разгона составляет 10,8 с., максимальная скорость доходит до 180 км/час. У Прадо характеристики ТТХ не плохие, но не столь выдающиеся, как у конкурента. Учитывая массу этого внедорожника, разгон и ресурс несколько ниже, чем у Фортунер.
  4. По количеству расхода топлива Фортунет так же превосходит своего соперника, 11 литров на сотню километров по асфальту, вне города показатель снижается до 7,3 литров. Прадо же отличает недоработанная система картера вентиляции, быстрое загрязнение оборудования, что в итоге приводит к увеличению расхода топлива.
  5. Шаровые опоры на Фортунер приходят в негодность к 280 тыс. км пробега, к этому же времени может понадобиться и замена сальника задней полуоси. Прадо в этом смысле более уязвим, шаровые опоры и резинки рычагов потребуют ремонта уже к 250 тысячам км. Чаще у Прадо страдает передняя подвеска.
  6. Тормоза на Фортунер дисковые на обеих осях. Средний срок замены колодок составляет 90 тыс. км. Рулевые наконечники отличаются долговечностью, их не требуется менять долгие годы. У Прадо тормозные колодки тоже не плохие, но из-за высокого веса машины их приходится менять чаще. А вот наконечники у Прадо – самое слабое место. Их приходится менять часто, так как ресурс их работы невелик.
  7. По ценовой категории машины мало отличаются, если ориентироваться на новые версии. Однако, в России Прадо уже «живут» довольно давно, и можно найти автомобили первых лет выпуска по цене 750-800 тыс. рублей . Более свежие модели (от 2009 года) стоят примерно 1,7-1,9 млн. рублей . Фортунер же добрался до нашего рынка сравнительно недавно, поэтому цена на автомобиль составляет в среднем 2,6 млн. рублей .

Fortuner или Prado: что выбрать?

По своему статусу Фортунер занимает нишу несколько ниже, чем Прадо. Но несмотря на это, выглядит несколько современнее. Если брать во внимание сравнение по технической части, то и для города, и для бездорожья этот автомобиль заметно выигрывает по своей долговечности.

По ценовому критерию оба автомобиля находятся примерно на одном уровне. Выбирая Фортунер, важно помнить и о цене содержания этого автомобиля. Значительной статьей расходов на ремонт может потребовать турбина на дизельном двигателе и рычаги подвески.

Выбирая же Прадо, нужно учитывать гораздо больший список возможных поломок, однако по стоимости ремонта и замены деталей Прадо заметно выигрывает. Рынок запчастей для этого автомобиля настолько широк, что конкуренция продавцов заметно влияет на стоимость деталей, которые продаются на «каждом углу».

За семьсот километров по направлениям Южного Урала, которые я проехал на новом внедорожнике Toyota Fortuner, мне считанные разы встречались автомобили дороже полумиллиона. А если учесть, что стоит Fortuner от 2,6 млн рублей, то жить ему у нас в основном в крупных городах. Насколько он уместен на асфальте?

Это Land Cruiser Prado, только подешевле? Ведь тот после рестайлинга подорожал на 50-200 тысяч рублей - если вы, как я, хотите версию с блокировкой ­заднего дифференциала, то готовьте три миллиона триста тысяч! А Fortuner на 700 тысяч дешевле. Хотя и блокировка, и силовой агрегат здесь точно такие же: турбодизель 2.8 (177 л.с.) и шестиступенчатый «автомат».

Более того, в марте следующего года в России появится антикризисный Fortuner с бензиновым двигателем 2.7 (163 л.с.) и оснащением попроще. Надеюсь, что цену удастся снизить до двух миллионов трехсот тысяч.

Но пока у всех Форчунеров - климат-контроль, обогрев руля, семь подушек ­безопасности, электропривод двери багажника. А еще много подстаканников, два небольших отсека в передней панели, удобный слот для смартфона и розетка для пассажиров второго ряда, в спинках передних кресел крючки... Добавить бы еще обогрев заднего дивана. И места бы сзади побольше - все же колесная база здесь на 45 мм короче, чем у Prado.

Багажник незатейлив, хоть и просторен. Висящие на стенках кресла третьего ряда легко снять и оставить в гараже. Но ни подполья ­(вместо него под днищем закреплена ­запаска), ни шторки. Спасибо за розетку и свет.

У двери багажника медленный электропривод, а сам отсек незатейлив, отдельных ниш и органайзеров здесь нет. Зато объем приличный, сиденья третьего ряда можно снять с помощью инструмента. В кровать салон не трансформируется, но переночевать на природе при сложенных задних креслах вполне возможно

За рулем мне не понравилось. Да, привычного для рамных автомобилей ощущения, что сидишь на полу, не возникает, однако кресло простовато, его подушка коротковата - и не хватает нормального поясничного подпора. Руль регулируется по вылету и по высоте, но диапазоны невелики. Мультимедийная система как у новой Короллы, без единой физической кнопки, - поэтому проще управлять «музыкой» с руля. Зато все остальные переключатели огромные, в том числе и шайба режимов трансмиссии 2Н-4Н-4L.

Стоп, 2H-4H? Да, чуть ли не ключевое отличие от Prado - это отсутствие межосевого дифференциала. В российском офисе Тойоты ничтоже сумняшеся разрешают ездить с жестко подключенным полным приводом где угодно. Но в инструкции-то тем временем четко указано, что использовать режим 4H можно лишь в условиях, которые допускают пробуксовку колес!

Ключевые клавиши скомпонованы на центральном тоннеле: выбор режимов силового агрегата, блокировка заднего дифференциала и отключение системы стабилизации

Тем не менее я поверил на слово нашим - и врубил передок на сухом асфальте. Как и у пикапа Hilux, в переднем редукторе здесь установлен датчик температуры, и в случае перегрева на панели загорится предупреждающая пиктограмма. Но за полсотни километров масло так и не нагрелось до срабатывания сигнализатора. Сколько я за это время израсходовал лишнего топлива из-за циркуляции мощности в жестко замкнутой полноприводной трансмиссии, как этот пробег отразился на износе шин и редукторов - вопросы открытые.

И несмотря на то, что Fortuner легче, чем Prado, субъективно тот даже динамичнее. Дождемся полноценных замеров на полигоне, но первые прикидки показывают, что разгон до 100 км/ч у дизельного Форчунера занимает 15 секунд. Ужас-ужас? Нет, в городе Fortuner пусть и неспешен, однако вполне предсказуем, а шестиступенчатый «автомат» работает медленно, но мягко.

А на трассе Fortuner превращается в Ворчунера: каждый обгон проходит под громкий аккомпанемент дизеля. А хочется не только шума, но и тяги. Однако если ехать с постоянной скоростью и не поднимать стрелку тахометра выше двух тысяч оборотов, то ворчания не заметишь.

Но расход ­дизтоплива не принимать во внимание не выйдет: суммарно на асфальте и грунтовках у меня получилось 14 л/100 км. С учетом 80-литрового бака запас хода не превышает 550 километров - маловато для потенциального экспедиционника.

По управляемости в обычных режимах криминала нет: Toyota неспешно, но адекватно реагирует на действия рулем, ожидаемо кренится и никаких трудностей не создает. Есть даже нормальное реактивное действие. Однако в экстренных ситуациях удивила свободная настройка системы стабилизации: если на Prado или пикапе Hilux при резком перестроении она сразу гасит скорость и порой даже мешает вернуться на свою полосу, то здесь никакого вмешательства в развивающийся занос! Пока не корректируешь рулем, электроника молчит.

А если совместить торможение с маневром «объезд», то хорошо заметны растормаживания. Так что в нештатных ситуациях на асфальте Fortuner не лучший помощник.

И как выключить этот «массаж»? Еще на городских заплатках Fortuner начинает усердно потряхивать пол и сиденья, заметны вибрации от крупных колес, пружинная ­задняя подвеска проходит «лежачих полицейских» жестче передней, на трассе ко всему этому прибавляется танец рулевой колонки. А на самых крупных асфальтовых ямах с острыми краями передняя подвеска срабатывает до отбойников. Увы, в этом Fortuner куда больше похож на Mitsubishi Pajero Sport, нежели на комфортный Prado.

Кстати, Fortuner роднит со Спортом еще и происхождение: оба собирают в Таиланде в основном для азиатских рынков. А российский для Форчунера самый морозный, поэтому у машин для нашей страны другой хром наружной отделки, крупнее бачок омывателя, а в систему отопления встроен электроподогреватель на 0,5 кВт.


Дороги в Азии, кстати, тоже так себе. Но нашу российскую гребенку Fortuner явно не любит и смело делится своим мнением с пассажирами: тряска, удары, вибрации. На ­заднем приводе под присмотром системы стабилизации Toyota часто требует коррекций рулем, а в полноприводном режиме стабильна - однако поворачивает не слишком охотно. Расцветает машина лишь на грунтовке: там, где нет острых ям и коротких волн, мчит словно на воздушной подушке!

А еще Fortuner любит настоящее бездорожье. Под металлической защитой поддона двигателя я намерил 225 мм - неплохо. Свесы аккуратные, воздухозаборник выведен в правое крыло. «Автомат», правда, при использовании пониженного ряда работает неоптимально: долгие паузы между переключениями мешают аккуратно дозировать тягу. И учтите, что вместо честного ручного режима у Тойоты традиционно лишь диапазоны. То есть позиция 3 - это не третья передача, а все ступени не выше третьей.

Двигатель прикрыт толстой металлической защитой, небольшой лист закреплен на раздаточной коробке, но поперечина рамы перед ней может стать якорем в колее

Ну а система стабилизации имитирует межколесные блокировки явно хуже, чем у Mitsubishi: с ее помощью Fortuner едет рывками. Поэтому лучше сразу активировать механическую блокировку ­заднего дифференциала, вместе с которой выключаются все системы помощи, в том числе и АБС. Тогда Toyota ползет по сложному рельефу уверенно и контролируемо. На крутом спуске можно активировать отдельного ассистента - который, в отличие от остальных электронных помощников Форчунера, работает отлично: очень пригодился на обледенелых предгорьях ­Южного Урала.

Ход задней зависимой подвески гигантский. При диагональном вывешивании имитация межколесных блокировок работает ­грубо - лучше воспользоваться механической блокировкой ­заднего дифференциала

Под днищем беспокойство вызывают только проводка задних датчиков АБС, которую можно повредить в колее, и поперечина рамы перед раздаточной коробкой. А внедорожному тюнингу способны помешать довольно тесные арки, в которых штатные шины размерности 265/60 R18 стоят почти вплотную.

Резюме? Появление еще одного настоящего внедорожника на российском рынке я приветствую. Но позиционирование у Форчунера странное: городская оболочка, сельская начинка и столичная цена. Для внедорожья выгоднее купить пикап Hilux, а на все случаи жизни лучше подойдет Land Cruiser Prado с постоянным полным приводом.

Поэтому 2 млн 850 тысяч рублей за Prado в комплектации Комфорт мне видятся куда лучшим вложением, чем та же сумма за Fortuner, пусть и с лучшим оснащением. Тем более что отказаться от «тайского массажа» на неровной дороге в ­Форчунере-Ворчунере, увы, не ­выйдет.


Паспортные данные
Автомобиль Toyota Fortuner
Размеры, мм
длина 4795
ширина 1855
высота 1835
колесная база 2745
колея передняя/задняя 1545/1555
Снаряженная масса, кг 2215
Полная масса, кг 2735
Двигатель дизельный, с турбонаддувом
Расположение спереди, продольно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд
Рабочий объем, см³ 2755
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 177/130/3400
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 450/1600-2400
Коробка передач автоматическая, 6-ступенчатая
Привод полный, с подключаемым приводом передних колес
Передняя подвеска пружинная, независимая, на двойных поперечных рычагах
Задняя подвеска зависимая, пружинная
Максимальная скорость, км/ч 180
Емкость топливного бака, л 80
Топливо дизельное