Разрезная шестерня грм ваз 2109. Установка распредвала и разрезной шестерни

Распредвал ВАЗ 2109 является одной из основных деталей узла двигателя, поэтому очень важно поддерживать его работоспособность. Задача распредвала заключается в том, чтобы обеспечивать правильную последовательность срабатывания клапанов во время цикла образования горючей смеси. Эта деталь крайне редко становится причиной поломок в девятке, но все же изредка приходится проверять ее состояние. Рассмотрим, как правильно разобрать узел и добраться до распредвала, а также, что следует делать, если возникли проблемы с этой деталью.

Конструкция узла двигателя

Замена распредвала на ВАЗ 2109 требуется крайне редко в силу того, что это одна из самых крепких деталей в конструкции. Сам по себе распределительный вал — это изделие из цельного металла с набором кулачков, поэтому большинство нагрузок ему не страшны.

Однако при определенных условиях вал может получить механические повреждения либо деформации. Чаще всего это столкновения и аварии, реже — перегрузки. В таких случаях его понадобится просто заменить на новый вместе с другими поврежденными деталями.

Вместе с распредвалом нередко проверяют еще 2 детали: сальник и шестеренку. Сальник — резинометаллическая манжета, которая защищает вал от попадания на него посторонних жидкостей, влаги и грязи. Если он поврежден либо деформирован, это приведет к некорректной работе распредвала.

Шестеренка связана при помощи цепной передачи с коленвалом, что обеспечивает взаимную работу 2-х механизмов. Она также может быть повреждена, что вызовет сбои в работе двигателя.

Изредка проблемой становится постель, в которой размещена деталь. Если туда попадает жидкость, грязь, пыль, масло, то это может повлиять на работоспособность распредвала.

Первые признаки неисправностей

При техосмотре проверяем выше перечисленные детали, если двигатель стал работать со сбоями.

На ВАЗ 2109 инжектор и на моделях с карбюратом проблемы будут иметь схожий характер: распредвал стучит. Стук может раздаваться в момент запуска двигателя на холодную, а потом прекращаться, либо не прекращаться вовсе. Вот что может стать причиной такого явления:

  1. Возник осевой люфт распредвала, из-за чего тот бьется внутри механизма.
  2. Износ кулачков либо подшипников.
  3. Дефекты постели распредвала.
  4. Неисправность системы подачи топлива, что приводит к детонации и стуку. Из-за этого будут плавать обороты на ходу машины.
  5. Наличие повреждений у детали: погнута шейка, лопнула опора, износ сальника. Если проблема в сальнике, может возникнуть течь масла. Датчик уровня масла будет показывать постоянное убывание жидкости.
  6. Использование некачественной технической жидкости. Обычно замена масла помогает решить проблему.

По характеру стука довольно трудно определить, откуда он исходит. Если стук не прекращается после прогревания двигателя, это последняя возможность обнаружить поломку и вовремя ее устранить. Если самостоятельно не решаетесь разобрать узел, отвезите автомобиль в мастерскую, там вам смогут поменять все неисправные детали узла за несколько часов.

Как добраться до распределительного вала?

Чтобы добраться до распредвала ВАЗ 2109, понадобится демонтировать несколько деталей. Вооружитесь следующими инструментами:

  • шестигранник;
  • гаечный ключ на 13 или аналог с накидной головкой;
  • сменная головка на 10;
  • рукоятка трещотки.

Для начала работ обесточьте свою «девятку», отключив АКБ. Затем нужно поставить поршень первого цилиндра в положение верхней мертвой точки.

Теперь демонтируем устройства, которые помешают проводить работу, в следующем порядке:

  1. Воздушный фильтр.
  2. Бензонасос.
  3. Трамблер.
  4. Займемся шестеренкой. Скиньте с нее ремень ГРМ и оцените ее состояние. Установка разрезной шестерни понадобится, только если старая имеет визуальные дефекты: сколы, повреждения, деформации. Если все в порядке, просто снимите ее, открутив крепление. Не забудьте забрать шпонку, не потеряйте ее.
  5. Демонтируйте корпус привода, на котором размещается трамблер.
  6. Теперь путь к корпусу распределительного вала свободен.
  7. Снимайте все крепления корпуса, их всего 10 штук.
  8. Далее вытаскивайте шпильки крепления. Когда все шпильки были извлечены, можно снять корпус.
  9. А вот и распределительный вал. Теперь его можно извлечь из постели и осмотреть.

Замена распредвала ВАЗ 2109 потребуется, если он погнут, либо кулачки повреждены. Новый обойдется примерно в 1000 рублей. Установка распредвала производится в обратной последовательности. Соблюдайте порядок затяжки болтов на корпусе, чтобы часть узла была собрана нормально и все детали заняли свое положение. Более конкретную информацию о том, как нужно выполнить затягивание, можно найти в руководстве пользователя к автомобилю.

Органы правопорядка стали следить за прямоточные глушители. В связи с этим применение верховых распредвалов в России стало весьма затруднительным. Можно заиметь серьёзные проблемы с полицией. Именно поэтому тема низовых моторов сейчас очень актуальна.

Сегодня мы рассмотрим установку распредвала . На изображении вы видите уже подготовленный ГБЦ. На нём расточены каналы, лёгкие Т-образные клапана, бронзовые втулки, прокладка ГБЦ от Приоры.


Как правило, производители распредвалов указывают объём впускного клапана четвёртого цилиндра ВМТ. На нашем распредвале этот показатель равен 2,3 мм. То есть на верхней мёртвой точке, когда у нас всё выставлено, четвёртый клапан на впускном цилиндре должен быть открыт на 2,3 мм. Для измерения мы будем использовать микрометр. Совершенно обычный, советский микрометр . Штангенциркуль использовать не рекомендуем.

Стандартный валик убираем . Нужен новый. Два его кулачка должны располагаться вниз. Ставим его, закрепляем все затяжки по порядку. Всё. Дальше прокручиваем распредвал против часовой стрелки. До тех пор, пока пятачок внизу не начнёт свободно крутиться – должен появиться зазор.

Перед этим вы должны были отрегулировать клапана . 0,22 – впуск, 0,33 – выпуск.

Итак, прокрутили распредвал назад. Теперь нужно отрегулировать зазоры . В этом деле вам понадобится напарник, без него сделать это будет весьма сложно. Вооружитесь микрометром и выставьте зазор на пятачок. Согласно показанным измерениям микрометра нужно установить 2,3 мм. Для изменения зазора нужно крутить распредвал по часовой стрелке до тех пор, пока он не выйдет в ноль.


После этого нужно поставить разрезную шестерёнку . Часто спрашивают, как её ставить и что с ней вообще делать. Так вот, для начала нужно сделать пропил на месте метки, на подвижной и неподвижной части. Далее нужно накинуть ремень – получаем идеально выставленные зазоры.

Однако можно столкнуться с тем, что ремень не стыкуется с шестерёнкой . Если мы тянем ремень – будет уходить метка. Ослабьте болты и крепления – будет ход. Можно натягивать ремень и поставить его как нужно. Затяните болты обратно.


При настройке мотора также можно ослабить болты и повернуть распредвал по часовой стрелке не более, чем на 4 градуса. В результате впускные клапана будут чуть раньше открываться и закрываться. Эта настройка оптимальна для низовых моторов. Если же нужно подчеркнуть верха – поверните распредвал назад не 4 градуса.

Запускаем мотор . Работать он будет, скорее всего, неровно. Послушайте механические стуки. На видео двигатель работать правильно. Никаких посторонних звуков – отличная работа 8-клапанного образца!

Установка распредвала в этом случае не требует новых пружин. Распредвал ставится на стандартные системы . Однако для подъёма клапанов используются подпятники. Сёдла стачивать не нужно – это чревато потерей производительности. Такой порядок установки подходит для всех случаев, включая 16-клапанные моторы.

Если вы проводите такую работу в первый или второй раз , то мы настоятельно рекомендуем несколько раз проверить все зазоры, метки и всё остальное. В дальнейшем откалибровать мотор будет сложнее.

Что делать дальше?

Ездите на этом моторе ! Конечно, лучше отрегулировать мотор. Далее займитесь обкаткой всех механизмов. Суть в том, чтобы не газовать до 3-3,5 тысяч оборотов. После того, как проедете 1000 км просмотрите двигатель на предмет детонации. При необходимости откалибруйте мотор.

Вопрос о том, когда лучше работает мотор – при фазах, которые сдвинуты назад или вперед, не правомерен. Оптимальные характеристики агрегата обеспечивает соблюдение эффективных фаз газораспределения. Разрезная шестерня распредвала, которая пришла к нам из спорта, не ослабляя натяжения ремня, дает возможность изменить относительно коленвала положение распредвала. Применяется разрезная шестерня для настройки спортивных и тюнинговых распредвалов.

Разрезная шестерня на ВАЗ

Разрезная шестерня на ВАЗ 2108 обеспечивает более точную настройку фаз газового распределения. При замене распредвала заводского на тюнинговый необходима точная его настройка, т. к. углы, разворот кулачков, и другие его параметры отличаются от заводских. Регулируемый шкив распредвала служит для этих целей. С помощью микрометра (измерительного инструмента) осуществляется регулировка и точная установка значений перекрытия клапанов. Так как только точная настройка может обеспечить заявленные характеристики производителем распредвалов.

Поэтому, если вы всё же задумались над установкой разрезной шестерни на ВАЗ 2108, то должны понимать, что установку придется делать крайне аккуратно и без специальных знаний вам не обойтись. Так как придется заменить распредвал, и точно его настроить, для настройки распределительного вала необходим специальный инструмент микрометр.

Перед тем, как заняться тюнингованием своего автомобиля, пожалуйста, ознакомьтесь с информацией, данной в следующих пунктах:

Что необходимо знать:

производителем при производстве двигателя допускается довольно большое отклонение в размере деталей от данных на чертеже. За счет этого отклонения двигатели одинаковой модели могут отличаться друг от друга до
10 град. по КВ. В результате чего может возникнуть потеря мощности.
при установке валов от спортивных автомобилей с заводской шестерней значительно увеличится мощность. Обязательно нужно сделать настройку фазы газораспределения, мощность увеличится почти в 3%. Так как установка новых валов без настройки фаз газораспределения не имеет смысла.

Описание установки разрезной шестерни на ВАЗ

Нужно постараться одинаково отрегулировать, перекрытие клапанов, по меткам на шкивах. Поршень 4 и 1 цилиндра вставляем в ВМТ, затем устанавливаем ремень;
1. Устанавливаем индикаторы часового типа (3 шт.), и планку для них;
2. Устанавливаем перекрытия для индикатора, для чего определяем нулевые положения клапанов впуска и выпуска 4 цилиндра, а так же момент нахождения в верхней мертвой точке цилиндра;
3. Фиксируем болты шкивов, проворачивая на 1 оборот коленчатого вала, проверяем все настройки.
4. Все, двигатель готов, нужно только собрать и установить.
5. Если заводские настройки двигателя не оптимальны, нужно будет откорректировать положение валов по динамическим замерам.