Регулировка ручного тормоза. Как регулировать ручной тормоз

Ручник, или стояночный тормоз, присутствует в каждом автомобиле и является необходимым элементом системы безопасности. Бывают случаи, когда он не выполняет свою функцию полностью или частично. В любом случае эту неисправность необходимо как можно быстрее устранить.

Причины возникновения неисправности

Рычаг ручника ВАЗ 2110 в кожаном чехле

Рассмотрим принцип работы стояночного тормоза (ручника) на автомобиле ВАЗ 2110.

Он довольно прост. Одним из основных его элементов является специальный трос. Когда водитель натягивает ручку стояночного тормоза, то происходит натяжение этого тросика, которое равномерно распределяет своё воздействие на тормозные колодки каждого колеса автомобиля. В процессе эксплуатации происходит изнашивание накладок задних тормозных колодок, растягивания тросика, а в результате возникает необходимость в регулировке или ремонте ручника. Также очень часто водители, особенно начинающие, ездят с поднятым ручником, что приводит к преждевременному изнашиванию троса ручника. Если своевременно водитель не проведёт профилактику или ремонт этого механизма, то автомобиль может самостоятельно начать движение с места или будет притормаживать движение, вплоть до остановки, на подъёме.

Внешний вид троса стояночного тормоза на автомобиле ВАЗ 2110

Регулировку ручника можно выполнить не только в автосервисе, но и своими руками в домашних условиях. Но сначала необходимо ознакомиться со схемой ручного стояночного тормоза, чтобы знать основные её элементы для настройки данной системы.

Схема ручника на ВАЗ 2110

На этой схеме цифрами обозначены следующие элементы:

1 - кнопка, которая фиксирует рычага ручника;
2 - рычаг ручного тормоза;
3 - защитная накладка;
4 - тяга ручника;
5 - уравнитель троса;
6 - регулировочная гайка;
7 - контргайка;
8 - трос;
9 - защитная оболочка троса

Первые шаги регулировки

Чтобы приступить к регулировке ручника, необходимо убедиться в наличии и доступности одного из трёх элементов: подъёмника, смотровой ямы или эстакады.

Эстакада – вид инженерного сооружения, которое предназначается для прокладки дороги или коммуникаций над землёй.

Самодельная эстакада для регулировки ручника на ВАЗ 2110

В домашних условиях чаще всего доступной является только смотровая яма. Если же не получается воспользоваться ни одним из перечисленных условий, то можно обойтись своеобразными опорными козлами, которые представляют собой жёсткую конструкцию, устанавливаемую под заднюю часть кузова, после её приподнятия домкратом. Кроме того, необходимо подготовить два гаечных ключа размером «13», а также пассатижи.

Теперь необходимо:

  • опустить рычаг стояночного тормоза в крайнее нижнее положение;

Один из этапов регулировки - опустить рычаг ручника


  • начать заворачивать регулировочную гайку и продолжать до тех пор, пока не натянется тросик ручника или немного не ослабится, если он перетянут;
  • во время закручивания регулировочной гайки нужно придерживать пассатижами шток в механизме ручника.

Это ещё не всё, так как осталось несколько пунктов для выполнения полной настройки ручного тормоза.

Заключительные шаги по настройке

  • продолжать вращение регулировочной гайки, пока мы не убедимся, что у рычага тормоза полный ход составляет примерно 3 щелчка (эту операцию удобно выполнять вдвоём – один человек вращает гайку, а второй проверяет ручник);
  • после проверки рабочего хода нужно затянуть контргайку, удерживая ключом регулировочную гайку;
  • теперь необходимо проверить, не перетянут ли тросик ручника: рычаг стояночного тормоза опускается вниз, приподнимаются домкратом задние колёса и прокручиваются руками – они должны вращаться равномерно, без задержек;
  • если ход рычага всё ещё большой, то продолжаем заворачивать регулировочную гайку (или отворачивать, если трос перетянут) и регулярно проверять ход ручника, пока он не будет составлять 3 щелчка, а тормозные колодки не будут мешать вращению колёс.

После окончания регулировки системы следует проверить её работу. Для этого нужно водителю поставить свой автомобиль на участок дороги с уклоном от 23% и поднять рычаг стояночного тормоза. Если машина надёжно фиксируется на дороге и не движется, то это означает, что работы были проведены правильно.

Видео-инструкция по регулировке

Если оборвался трос ручного тормоза

Встречаются случаи, когда одной регулировкой стояночного тормоза не обойтись. Такое бывает довольно редко и преимущественно на старых автомобилях – обрыв троса ручного тормоза. Тросик со временем изнашивается и уже не в силах выдерживать нагрузку автомобиля, и в какой-то момент обрывается. Иногда обрыв происходит и на новых авто, подвергающихся слишком интенсивной эксплуатации, для которой не предусмотрена их тормозная система. Чаще всего тросы просто соскакивают или наконечники троса, закреплённые в барабанах, перетираются колёсными болтами, также это происходит просто по причине износа задних барабанных тормозов.

Трос следует менять не только в крайнем случае, когда он порвался, но и в качестве профилактики его последующего обрыва в таких случаях:

  • трос ручника с трудом перемещается в оболочке даже после его смазки;
  • наконечники троса ослаблены (приходится регулярно подтягивать трос);
  • нити троса стали растягиваться, что в конечном итоге приведёт к его обрыву.

Замена троса. Пошаговая инструкция

Операция по замене троса ручника, так же, как и регулировка ручника, может быть выполнена самостоятельно. Замена происходит более сложно, но какие-то профессиональные навыки, инструменты или оборудование здесь не требуются. Надо не забыть про помощника, который в этом случае необходим водителю, чтобы с силой натягивать трос для корректной установки уравнителя.

Замена троса стояночного тормоза состоит из выполнения следующих операций:

1. Опустить рычаг ручника вниз до упора;

2. Снять тормозной диск колеса, со стороны которого происходит замена троса;

Снимаем тормозной барабан колеса

3. Снять глушитель с его подушек подвески, а также резонатор с задней подвески;

Снимаем глушитель с подушки подвески

4. Опустить вниз выхлопную систему;

5. Открутить контргайку (1) и регулировочную гайку (2);

Откручиваем контргайку, регулировочную гайку

6. Снять уравнитель (4) с тяги (3).

После этого приступаем к следующим действиям:

7. Из уравнителя вынимаем наконечник старого троса;

Из уравнителя извлекаем наконечник троса

8. Также наконечник вынимаем из оболочки кронштейна, который расположен на нижней части кузова;

Отгибаем скобы крепления троса ручника

10. Снимаем заднюю тормозную колодку и отсоединяем наконечник троса от рычага;

Снимаем тормозную колодку и отцепляем наконечник троса

11. Обращаем взгляд на задний мост – там находится держатель троса, закреплённый гайкой, затяжку которой необходимо ослабить;

12. Аккуратно вынимает трос сперва из держателя, потом из кронштейна, и далее из тормозного шипа;

Вынимаем трос из тормозного щита Вынимаем трос из кронштейна на кузове Ослабляем гайку держателя троса

13.Приступаем к установке нового троса, соблюдая обратный порядок указанных здесь действий.

При установке троса обязательно обратить внимание на его расположение в кронштейне – только крест-накрест! После установки троса необходима его правильная натяжка и регулировка, что было поэтапно описано выше.

Видео замены тросика ручного тормоза

Как видно из этого описания, выполнение указанных работ несложное и доступное практически любому водителю, который, не обращаясь в СТО и экономя значительную сумму на этом, хочет качественно и своими руками установить новый трос ручника или произвести настройку стояночного тормоза.

Стояночный тормоз – составляющая часть автомобильной тормозной системы. Его предназначение – предотвращение самопроизвольного движения транспортного средства при парковке. Ручник используют в экстремальных случаях – к примеру, при отказе тормоза. Без ручника трудно тронуться на дороге с уклоном. Как видим, стояночный тормоз – полезный механизм. Поэтому поддерживайте ручник в рабочем состоянии и регулярно проводите диагностику, подтягивайте и регулируйте его.

Проверка исправности ручника

Самую простую диагностику исправной работы стояночного тормоза провести под силу каждому автолюбителю. Выберите участок дороги с уклоном 23–25%. Остановитесь, включите нейтральную передачу и затяните ручник. Если автомобиль не двигается после отпускания педали основного тормоза, то ручник работает.

Как пользоваться ручником

На заметку. Работники сервисов технического обслуживания автомобилей рекомендуют проверять работу стояночного тормоза минимум 1 раз в месяц.

При затяжке рычага стояночного тормоза обратите внимание на количество щелчков храпового механизма. При исправном состоянии ручника должно быть от двух до четырёх щелчков. Если их меньше, то надо отпустить привод стояночного тормоза. Иначе подтягиваем. Рассмотрим пошагово регулировку ручника на примере автомобиля Лада Калина.

Пошаговая инструкция регулировки привода стояночного тормоза

Проводить регулировку удобно на смотровой яме или эстакаде. Лучше её делать с помощником. Понадобятся такие инструменты: два рожковых ключа на 13, вороток, удлинитель, головки на 10 и 13, средство WD-40.

В автоспорте ручник помогает ввести автомобиль в управляемый занос. Тут необходимы определённые навыки и умения.

Снять глушитель с резиновых подушек и отвести в сторону

Чтобы добраться до механизма регулировки ручника, надо сначала снять глушитель с резиновых подушек и отвести его в сторону. Над средней частью резонатора находится защита. Её необходимо снять. Защита крепится 4 болтами, откручиваем их с помощью воротка и головки на 10.

Открутить защитный экран над центральной частью резонатора. Он крепится 4 болтами с головкой на 10

Подтягиваем стояночный тормоз


Ослабляем привод ручника

Если при опущенном ручнике колёса вращаются с трудом, то надо ослабить привод стояночного тормоза.

  1. Опустить рукоятку стояночного тормоза вниз.
  2. Отпустить контргайку.
  3. Открутить гайку на тяге рычага, натяжение троса уменьшится.
  4. Проверить, как вращаются колёса. Если они вращаются свободно, то затянуть контргайку.

Проверка работы после регулировки

После замены тормозных тросов, барабанных колодок и регулировки привода стояночного тормоза проводят проверку и корректировку работы ручника.

Автомобиль установить на эстакаде или смотровой яме. Порядок корректировки разделим на 2 этапа. На первом этапе проверяем работу стояночного тормоза в незатянутом состоянии .

  1. Вывесить задние колёса.
  2. Опустить рычаг ручника вниз.
  3. Покрутить руками задние колёса, если колодки трутся о тормозной барабан, то надо отпустить привод стояночного тормоза.
  4. Освободить контргайку на тяге рычага. Открутить на несколько оборотов гайку на тяге рычага.
  5. Повторить пункты 3, 4 и добиться, чтобы колёса начали свободно вращаться без постороннего шума.

Второй этап: проверка работы ручника

  1. Затянуть рычаг на 4 щелчка, попробовать покрутить колёса. Если они крутятся свободно, то надо подтянуть привод ручника.
  2. Освободить контргайку.
  3. Затянуть гайку на тяге на несколько оборотов.
  4. Бросить рычаг стояночного тормоза и снова затянуть на 3–4 щелчка.
  5. Покрутить поочерёдно колёса. Полная фиксация в правильно отрегулированном стояночном тормозе происходит на 4 щелчке.
  6. Повторить пункты 3–5, если ручник срабатывает на 5 щелчке и выше.

После регулировки затянуть контргайку. Установить защитный экран и подвесить глушитель на резиновые подушки.

При эксплуатации автомобиля не пренебрегайте стояночным тормозом. Его исправность позволить повысить безопасность езды и поможет избежать неприятностей на дороге или парковке. Проверяйте ручник каждый месяц. Если появились неисправности, устраняйте их как можно быстрее.

Как правило, неисправности, возникающие в достаточно примитивной системе стояночного тормоза, происходят по вине неопытного водителя, забывающего при трогании с места привести рычаг в исходное положение. Хотя на приборной панели горит лампочка (должна гореть), которая сигнализирует как раз о том, что автомобиль стоит на «ручнике», случаи не выключения тормоза далеко не редки. В результате становится необходимой регулировка ручного тормоза, так как постоянная готовность его к работе очень важна с точки зрения безопасности.

Назначение ручника

Стояночный или ручной тормоз предназначен для удержания автомобиля на месте во время длительной стоянки. Он также используется для аварийного, экстренного торможения во время движения и в качестве притормаживающего устройства, если использование основного, ножного, затруднено. Это может иметь место, когда, например, надо одновременно «газовать» и при этом удерживать автомобиль от скатывания.

Устройство ручника

Стояночная тормозная система довольно проста по устройству. Она состоит из тормозных механизмов задних колес, определенных для данного класса автомобиля, и механического привода.

Механический привод включает в себя:

  • рычаг «ручника», расположенный в кабине рядом с водительским креслом на осевой диаметральной линии;
  • передний и задний приводные тросы.

Задний трос своими концами включен в рычаги ручного привода тормозных колодок. На месте перехода переднего троса в задние участки расположен уравнитель с регулировочной гайкой, контргайкой и оттяжной пружиной. Через эту пружину наконечник переднего троса прикреплен к кронштейну на корпусе кузова. Пружина постоянно возвращает уравнитель в исходное положение и ослабляет тросы при отпускании рычага ручника. Именно здесь производится регулировка стояночного тормоза.

Неисправности стояночного тормоза

Как правило, неисправности сводятся к тому, что ручник просто напросто не держит машину и необходимо лишь отрегулировать (подтянуть) его. С такой проблемой постоянно сталкиваются владельцы отечественных автомобилей.
Вторая наиболее часто встречающаяся неисправность стояночного устройства — не горит, или же наоборот, постоянно горит лампочка стояночного тормоза.

Регулировка, или как подтянуть стояночный тормоз

Как уже было сказано, механический привод ручника включен в те же тормозные колодки задних колес, которые приводятся в действие и основными, гидравлическими тормозами автомобиля. Поэтому мы не будем касаться неисправностей, имеющих место в самом барабане – тормозном механизме задних колес. Ведь в противном случае не работали бы основные.


Итак, если не работает стояночный тормоз, есть необходимость его отрегулировать. Для этого нам понадобятся гаечный ключ на 13, пассатижи и эстакада или смотровая яма.

Произведите следующие последовательные действия:

  1. поставьте автомобиль на смотровую яму или загоните на эстакаду;
  2. поднимите «ручник» на 2 щелчка;
  3. спуститесь под днище, ослабьте контргайку уравнителя;
  4. заворачивайте регулировочную гайку до натяжения тросика;
  5. затяните контргайку.

А если регулировочная гайка уже не натягивает трос? Это может иметь место на старых, долго эксплуатируемых автомобилях. В этом случае требуется его замена, так как от времени трос уже предельно вытянулся. Необходимо менять трос также при наличии признаков сильного износа, чтобы он не оборвался в самый неподходящий момент.

Не горит (горит постоянно) лампочка ручника

Тут сложно дать общую рекомендацию, в каждом отдельном случае необходимо найти электросхему для автомобиля, и уже по ней попытаться устранить возникшую неисправность. И если в первом случае лампочка могла просто перегореть, то при постоянном ее горении возможны замыкания в электросистеме, повлекшие за собой нарушение в индикации на панели приборов.

Проверка состояния

По окончании работ, проверьте, насколько хорошо держит ручник. Для этого поставьте машину на склоне и оттяните на себя рычаг до фиксации. Убедитесь, что лампочка горит. Попробуйте подтолкнуть автомобиль. Стояночный тормоз должен надежно удерживать вашу машину на месте. В случае необходимости можно ещё подтянуть трос.

Эти действия желательно совершать регулярно, чтобы внезапный отказ не застал врасплох. Начиная движение, всегда обращайте внимание на панель приборов, и, трогаясь, убедитесь, что лампочка (датчик включения ручника) не горит.

Стояночный тормоз, среди автолюбителей его еще именуют ручным тормозом, любого легкового автомобиля — узел достаточно важный и необходимый. Поддерживать и проверять его работоспособность необходимо постоянно и не реже чем каждые 30 000 км, ну, и, конечно, при малейшем подозрении на снижение эффективности его работы. В качестве профилактических мер выступают проверка всех его механизмы на предмет целостности, а также регулировка ручного тормоза.

А для того, чтобы выполнить этот осмотр и регулировку, нужно хотя бы более ли менее понимать работу основных элементов стояночной тормозной системы своего авто.

Устройство и принцип работы ручного тормоза.

В большинстве случаев данная система приводиться в действие ручным рычагом, расположенным между передними двумя сидениями автомобиля, сразу за рукояткой переключения передач. Так вот, этот самый рычаг через систему тросов приводит в действие задние тормозные колодки, которые и блокируют задний мост автомобиля, делая его неподвижным. Следовательно, проводя осмотр, необходимо проверить:

  1. работоспособность самого рычага — он должен подниматься, фиксируюсь в верхнем положении;
  2. целостность приводимых в действие этим рычагом тросов;
  3. наличие блокировки задних колес при соблюдении названных выше пунктов.

Стояночная тормозная системы:

  1. рычаг привода стояночного тормоза в сборе с кронштейном
  2. ось тяги
  3. защитный чехол
  4. стопорная скоба
  5. уравнитель троса
  6. шайба
  7. регулировочная гайка
  8. контргайка
  9. оболочка троса
  10. ось рычага
  11. рычаг ручного привода колодок
  12. шайба
  13. разжимная планка колодок

Проверка ручного тормоза.

Для проверки торможения на каждом колесе их следует вывесить над землей либо, как вариант, съездить на стенд испытания тормозной системы, где помимо эффективности работы стояночной тормозной системы заодно проверите и общую работоспособность тормозов.

По результатам проверки и испытания действия стояночной тормоза в случае его полной работоспособности рекомендую отметить время (пробег) такого проведения, затем можно забыть об этой проверке на какой-то период. При выявлении неисправности либо недостаточного усилия в стояночной тормозной системе нужно обязательно выполнить ремонт либо регулировку, приведя тормоза в порядок.

Сам ремонт досконально рассматривать не будем, так как в каждом автомобиле есть свои особенности, и здесь лучше поможет сервисная книга по ремонту каждого конкретного авто.

Как подтянуть ручной тормоз?

Что же касается регулировки стояночного тормоза, то здесь в целом процедура унифицирована для большинства автомобилей. В первую очередь она начинается с подсчета, на скольких щелчках происходит фиксирование ручного тормоза. В идеале их должно быть 3-4. Если это не так, то посредством регулировки будем стремиться достичь данного показателя.

Итак, вывешиваем заднюю ось автомобиля так, чтобы была возможность беспрепятственно вращать колеса данной оси и переходим к следующему этапу. Нам необходимо найти регулировочный винт натяжения тросов привода стояночной тормозной системы. Он чаще всего объединён с уравнивающей планкой, к которой крепятся тросы, идущие к каждому из задних колес. Расположение данного узла возможно как в салоне автомобиля в районе самой рукоятки стояночного тормоза, под элементами обшивки, которые временно придется демонтировать, так и снаружи — под днищем автомобиля.

Когда найдете узел регулировки, ослабьте фиксирующую гайку. Затем затяните рычаг ручного тормоза до уровня 1-2 щелчков. После этого регулировочным винтом утягивайте тросы до того момента, пока не появится тормозное усилие на каждом из задних колес.

Отпускам рычаг, колеса после этого должны вращаться без наличия тормозного усилия. Опять затягиваем рычаг до максимально возможного усилия (в идеале — 3-4 щелчка). Колеса должны стать неподвижными. Если все так, то процедура регулировки ручного тормоза завершена. Теперь нужно зафиксировать регулировочную гайку фиксирующей и установить на место элементы обшивки, в случае если проводился их демонтаж.

Ну, а проверить работоспособность стояночной тормозной системы, которая должна удерживать автомобиль, без поездок на диагностический тормозной стенд, можно следующим образом: затяните ручной стояночный тормоз, заведите машину, включите первую передачу и, не касаясь педали газа, плавно отпускайте сцепление. Если в результате данной процедуры двигатель мирно затихнет (заглохнет) — тормоз работает идеально. Если автомобиль начнет движение, то процедуру регулировки придется повторить, усилив натяжение тросов привода.

Видео по регулировке ручного тормоза

Стояночный тормоз (в обиходе водителей - ручник) - специальное устройство, обеспечивающее фиксацию автомобиля во время стоянки (на ровных или наклонных участках). Правильная регулировка стояночного тормоза исключает самопроизвольное перемещение машины, а активируется устройство путем подъема специальной ручки в верхнее положение.

Некоторые автолюбители не пользуются ручником, ошибочно считая, что его функцию способна выполнить 1-ая или 2-ая передача. Это не так, ведь при повышенной крутизне склона спасает только стояночный тормоз. Если своевременно не отрегулировать ручник, тросик, объединяющий ручку и тормозную систему, растягивается и перестает выполнять возложенные задачи. Вот почему эта система требуется периодической регулировки и ремонта. Ниже рассмотрим, как выполнить эту работу и заменить тросик.

Регулировка стояночного тормоза производится после проверки устройства. Частота выполнения такой манипуляции - раз в тридцать тысяч пробега. Для выполнения работы достаточно потянуть ручку механизма вверх, перевести селектор выбора скорости в позицию первой передачи, после чего плавно снять ногу с педали сцепления. Если мотор заглох, то система работает без сбоев. В случае движения автомобиля придется отрегулировать ручник или же поменять трос. Практика показывает, что чаще всего хватает и подтяжки.

Как выполнить регулировку: шаг за шагом

Найдите эстакаду или смотровую яму, ведь регулировка стояночного тормоза выполняется после получения доступа к нижней части машины. Изучите мануал к авто, для выяснения конструктивных особенностей стояночного тормоза. В некоторых моделях отрегулировать ручник удается только в условиях салона (смотрите полезное ниже) .

Для самостоятельной проверки действуйте так:

Вот и все. Рассмотренных процедур достаточно, чтобы отрегулировать ручник и проверить его работу.

Как поменять трос стояночного тормоза?

При невозможности регулировки тросика из-за растяжения или повреждения требуется его замена. Для этого действуйте так:

  • Загоняйте машину на яму (эстакаду).
  • Очищайте гайку и уравнитель от загрязнений.
  • Ослабляйте контрящую гайку и скручивайте ее. Аналогичные действия выполняйте с гайкой для регулировки.
  • Подвешивайте заднюю часть авто, для чего ослабляйте болты протяжки колес, поднимайте транспорт с помощью домкрата и подкладывайте опоры. Далее убирайте домкрат и демонтируйте колеса.
  • Снимайте барабаны тормозной системы, для чего скручивайте шпильки стопорения и сбивайте их молотком.
  • Демонтируйте заднюю колодку (к ней фиксируется наконечник ручного тормоза), а после - демонтируйте сам наконечник.
  • Скручивайте болт, при помощи которого оболочка тросика удерживается на задней подвеске.
  • Доставайте втулки уплотнения из оболочки троса, а после вытягивайте последний из отверстий.
  • Доставайте оболочку из кузовных фиксаторов, для чего выводите края тросика из уравнительной панели.
  • Ставьте новый трос путем возврата всех элементов по обратному алгоритму.

Регулировка стояночного тормоза делается при снижении эффективности устройства. Ресурс зависит от частоты применения. Существует мнение, что если не использоваться возможности ручника, он прослужит дольше. Наоборот, в такой ситуации устройство быстрее ломается из-за дефицита смазки, прилипания тросика и накопления грязи. По этой причине процесс перемещения ручного тормоза усложняется, что повышает нагрузку при его использовании. При снижении эффективности достаточно отрегулировать ручник или сделать замену тросика по алгоритму, описанному выше.