Правила буксировки прицепа легковым автомобилем. Несколько советов по безопасной буксировке прицепа

В документах водителя сегодня не найдешь категорию «Е». Она была распределена на несколько дополнительных в 2013 году, потому что были приняты поправки в закон «О безопасности дорожного движения». Как теперь быть тем, кто желает водить автомобиль с прицепом и сталкивается с этим довольно часто? Не отказываться же от поездок на дачу и на природу. Главное — внимательно изучить законодательную базу.

Законодательная база

Переживают в основном водители легковых автомобилей, иногда использующие прицеп при передвижении, — это путешественники, дачники. Их опасения вполне оправданы, ведь штраф придется заплатить немалый за отсутствие в правах нужной категории, кроме этого, инспектор отгонит автомобиль на штрафстроянку.

На сегодняшний момент насчитывается 16 категорий, разрешающих управлять транспортом различного типа. Пять из них, BE, CE, C1E, DE, D1E, предназначены исключительно для автомобилей с прицепами. Поговорим о них подробнее. Точнное описание вышеперечисленных категорий описано в таблице:

Категория Краткое описание Масса автомобиля Масса прицепа
BE Легковой транспорт и небольшие грузовики, количество пассажирских мест не более 8-ми До 3,5 тонн Свыше 750 килограмм
CE Грузовой автотранспорт Свыше 7,5 тонн Свыше 750 килограмм
C1E Грузовой автотранспорт средних габаритов От 3,5 тонн до 7,5 тонн Свыше 750 килограмм
DE Автобусы с числом пассажиров выше 16-ти Свыше 750 килограмм
D1E Автобусы с числом пассажиров от 8-ми до 16-ти Свыше 750 килограмм

Большое значение в этом вопросе имеет именно вес прицепа. От его массы зависит, сможет ли водитель управлять автомобилем без дополнительной категории.

Когда категории B достаточно?

В некоторых случаях можно управлять автомобилем с прицепом, имея в документах лишь категорию «В». Определимся с классификацией прицепной техники:

  • О1 — прицепы легкие, масса которых может достигать, но при этом не превысит 750 кг;
  • О2 — средние прицепы от 750 и до 3500 килограмм;
  • О3 — тяжелая техника с массой до 10 тонн;
  • О4 — сверхтяжелые прицепы свыше 10 тонн.

Одно из основных правил гласит: если прицеп соответствует категории О1, то получение дополнительной категории от водителя не требуется , даже если общая масса автопоезда выше той, что указана в основной категории. Это касается как прав категории «В», так и «С», «D». То есть загвоздка кроется именно в массе прицепа. Это первый и основной случай, второй случай описан ниже.

Примеры расчета

Рассмотрим несколько примеров расчетов:

Пример 1 . Допустим, водитель управляет автомобилем марки BMW X3 2,5i с прицепом марки КМЗ 8284 21 (ОАО «Курганмашзавод»). Есть два параметра:

  • масса прицепа — до 750 килограмм;
  • максимальная масса именно этого автомобиля — 2240 килограмм.

Для того, чтобы сесть за руль, достаточно категории «В». Полная масса автопоезда нас в этом случае не интересует, тем более, она менее 3,5 тонн. Прицепная техника относится к категории легких (О1), категорию «ВЕ» получать не нужно.

Пример 2 . Водитель хочет сесть за руль автомобиля Toyota LC 100 с прицепом ЛАВ-81011 (производство ООО «Вектор»). Два важных параметра:

  • максимальная масса автомобиля — 3260 килограмм;
  • прицепа — 700 килограмм.

Суммируем обе цифры и получаем, что общая масса автопоезда превышает 3500 килограмм, однако, вес прицепа минимальна, что позволяет не получать дополнительную категорию и пользоваться только «В».

Категория «В» позволяет управлять легковым автомобилем с прицепом, масса которого выше 750 килограмм, но при этом максимальная масса автопоезда не должна превышать допустимые 3,5 тонны. Это второй вариант возможности управлять автомобилем с прицепной техникой.

В каких случаях необходима категория «ВЕ»?

Для управления автомобилем с прицепом категории О2 и выше нужно учиться, вновь сдавать на права для категории «Е» к той, что уже имеется. При этом не допускаются даже к обучению лица, у которых основная категория получена совсем недавно: опыт вождения должен быть не меньше года.

Есть еще одно исключение, о котором важно помнить: прицеп может быть выше 750 килограмм, но если масса всего автопоезда не превышает допустимых 3,5 тонн, то категория «ВЕ» не нужна. Для этого достаточно прав с отметкой «В».

Ответственность за отсутствие открытой категории

Каждый водитель знает об ответственности за езду без открытой категории. Она приравнена к езде без прав. Сумма штрафа составляет от 5000 до 15000 рублей. Но и это еще не все. Тем, кто рискует, в один прекрасный момент получит сразу комплекс наказаний:

Наказание достаточно серьезное, поэтому стоит заранее понимать ответственность. Все штрафы и иные наказания регулируются соответствующими статьями Административного Кодекса.

Дополнительные категории, однако, не всегда остро необходимы при вождении. Существуют определенные правила распределения. Например, если у водителя открыта категория «В», то инспектор не имеет право накладывать штраф за отсутствие категории «М».

Тем водителям, что часто используют средние и тяжелые прицепы, нужно помнить, что категории «СЕ» и «DE» старшие по отношению к «С1Е» и «D1E». Водители, имеющие в правах старшую категорию, имеют право управлять транспортными средствами младшей подкатегории. Инспектор не будет накладывать штраф и отстранять гражданина от вождения.

Помимо всех вышеперечисленных положений водитель должен помнить о том, что существуют и буксировочные стандарты для каждого конкретного автомобиля. Не стоит превышать массу прицепа в этом отношении.

Транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством - легковым автомобилем, грузовым автомобилем, трактором, мотоциклом и другими транспортными средствами. Прицеп для легкового автомобиля называют легковой прицеп и автоприцеп. Прицепы предназначены для перевозки различных грузов. По своему назначению прицепы для легковых автомобилей различаются как грузовые , прицепы-дачи , специализированные прицепы для перевозки различной техники . Автоприцепы для перевозки техники имеют широкий спектр применения: , гидроциклов, снегоходов, яхт, катеров, автомобилей и т.д.

Снаряженная масса прицепа - его собственная масса без груза, то есть масса прицепа, включая необходимые запчасти, такие как запасное колесо (если прицеп им комплектуется), исключая перевозимый груз.

Разрешенная максимальная масса прицепа (полная масса) - масса снаряженного транспортного средства с грузом, установленная предприятием-изготовителем транспортного средства в качестве максимально допустимой.

Разрешенная максимальная масса состава , то есть тех транспортных средств, которые сцеплены между собой и движутся как одно целое, называется сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в этот состав.

Среди всего разнообразия различных максимальных масс принято выделять легкие и тяжелые классы прицепов.

Важная информация :

Управление автомобилем с прицепом имеет ряд существенных отличий от обычного вождения.

  • Большая масса снижает как разгонную, так и тормозную динамику. Это необходимо учитывать при торможении и выполнении обгонов.
  • Недопустимо превышать максимальную скорость , указанную в технической документации прицепа. Согласно ПДД максимальная скорость легкового автомобиля с прицепом вне населенных пунктов на автомагистралях не должна превышать 90 км/ч, на остальных дорогах - 70 км/ч.
  • Не следует использовать прицеп не по назначению. ПДД запрещают перевозку людей на грузовом прицепе или в прицепе-даче.
  • Тормозить надо плавно, независимо от того, порожний прицеп или груженый. Рывки при торможении, особенно при прохождении поворотов, могут спровоцировать занос прицепа или автомобиля и их "складывание". Поэтому перед поворотом снижать скорость лучше заранее, а сам поворот проходить "внатяг".
  • Увеличенные габариты усложняют перестроение в потоке, маневрирование и парковку в городских условиях.
  • При поворотах колеса прицепа движутся по меньшему радиусу, чем колеса автомобиля. Это следует учитывать при прохождении крутых поворотов.
  • На больших скоростях прицеп подвержен раскачиванию из стороны в сторону. Снизить его можно, уменьшив массу прицепа, увеличив длину дышла или снизив скорость.
  • Наиболее сложным является (смотри " " )

    При обслуживании прицепа особое внимание следует уделять узлу сцепки. Причиной стука в области ТСУ может быть люфт между узлом сцепки и сцепным шаром. Если нет индикатора износа, то люфт определяется на соединенном с автомобилем прицепе резким вертикальным раскачиванием дышла.

  • С 2017 г водительских категорий стало больше. Предыдущие изменения в приказе МВД РФ № 365 произошли в январе 2014, и вот, три года спустя, было принято решение снова изменить внешний вид удостоверения водителя (а он определяется именно этим приказом). Документы старого образца действительны до срока, указанного в них. Между тем новость об изменениях всколыхнула форумы: автомобилистов интересует, смогут ли они водить спокойно с удостоверениями прежнего образца и, если у них категория B, можно ли ездить с прицепом, как прежде.

    Те, кто давно отучился в автошколе, несколько затрудняются с документами нового образца и пунктами, которые теперь в них числятся. Например, с теми параграфами, которые пришли на смену единой группе В. А ведь под нее подпадало все, что соответствовало характеристикам легкового транспортного средства.

    Что изменилось в 2017

    Число подкатегорий увеличилось, и теперь для вождения авто с прицепным устройством появилось отдельное пояснение. Важно определить, можно ли водить автомобиль со старыми правами или пора отправиться в ГИБДД и в экстренном порядке открывать новую категорию для внедорожника или привычного «Ланоса».

    Опытные форумчане уверяют, что переживать не нужно, старые удостоверения обладают всеми основными параметрами. Для вождения автомобиля достаточно прав В, которые отныне выглядят так:

    В - для вождения легковых авто. . В1 - для управления трициклами и квадроциклами. . ВЕ - для легковых авто с прицепом.

    Права категории В

    Удостоверения «Б» разрешают водить машину весом менее 3500 кг с числом пассажирских мест не более 8-ми (без учета места водителя). Минивены, такие, как «Мицубиси Грандис» - все еще легковушки, и даже многие владельцы «ГАЗелей» спокойно существуют с удостоверениями «Б». Важно помнить, что для данных транспортных средств разрешенная максимальная масса (РММ) прицепа - 750 кг . Выдаются документы с 18 лет.

    Таким образом, прежний пункт остался практически привычным. Однако есть момент, более полно отражающий, какой прицеп можно буксировать с категорией B.

    Права ВЕ

    Подкатегория ВЕ распространяется на водителей, которые планируют снабдить транспорт прицепом весом более 750 кг . Если средство для грузоперевозки соответствует допустимым параметрам, менять права не придется.

    Какие еще прицепы попадают под категорию Б? Водителя не оштрафуют, если общая масса состава с прицепом, весящим более 750 кг, остается в пределах 3,5 тонн. Получать удостоверение ВЕ можно с 19 лет при условии, что водительский стаж - не менее 12 мес.

    Итак, мы разобрались, какой прицеп можно водить с категорией B. Осталось выяснить, как получить недостающее разрешение на случай, если необходима подкатегория ВЕ. Закон обязывает снова отправиться в автошколу, сдать экзамены и по их результатам стать обладателем нового удостоверения.

    В данной теме простым и лаконичным языком мы расскажем о том, как согласно ПДД производится буксировка механических транспортных средств, чего стоит опасаться и почему.

    Гибкая сцепка – когда возможна такая буксировка?

    Если так случилось, что есть автомобиль, который не может передвигаться сам, а его нужно доставить куда-то, прибегают к буксировке. Когда колеса целы и могут катиться, авто перемещают на своих «четырех», но на сцепке с другой машиной. В первую очередь, нужно определиться, какие бывают способы соединений между буксируемым (тем, кого тянут) и буксирующим (тем, кто тянет) транспортными средствами. Существует жесткая (металлическая штанга, треугольник с проушинами, визуально похожий на букву «А») и гибкая сцепки (трос, канат, лента) .

    Гибкая сцепка обязательно должна быть обозначена, минимум, двумя флажками в красно-белую полоску и размером 20х20 см. Помимо наличия определенной расцветки, флажки должны быть светоотражающими. Они нужны, чтобы трос было видно наверняка. Известны случаи, когда лихачи на велосипедах или мопедах пытались проехать между буксируемыми авто… Чем это закончилось, догадаться нетрудно. Когда же автомобиль не на ходу, и колеса его не могут катиться по проезжей части, прибегают к другим видам транспортировки.

    Буксировка транспортных средств – как оформить процесс?

    Существует буксировка с погрузкой двух передних колес машины на платформу эвакуатора или на специальное приспособление: двухколесный прицеп. Как гласят правила дорожного движения, в процессе поездки на гибком приспособлении для сцепления расстояние между авто или другими ТС может варьироваться в районе 4-6 метров. Жесткая сцепка ограничена 4 метрами. Если у буксируемого автомобиля существуют определенные неисправности, во время поездки обязательно должна быть активирована «аварийка».

    В крайнем случае, если «аварийка» неисправна, на бампер устанавливается знак аварийной остановки. Также важно и то, что в темное время дня должны гореть габариты, обычные фары или противотуманные.

    Если буксировка осуществляется на жесткой или гибкой сцепке, которую везут на сцепке, должен быть за рулем. Однако есть исключения. К примеру, если благодаря конструкции жесткого буксира движение автомобиля прямолинейно движению транспорта-тягача. Кроме того, никто, кроме водителя, не должен находиться в автомобиле, который тянут . То же правило касается и случаев с транспортировкой троллейбуса, автобуса, трамвая, грузовика, трактора.

    Буксировка прицепа – ПДД и нюансы

    Максимально допустимая скорость при буксировке автомобиля (независимо от того, в городской местности это происходит или за пределами ее) составляет 50 км/час. Отдельно нужно отметить и то, что если транспортное средство не в состоянии передвигаться со скоростью хоть чуть-чуть выше 40 км/ч по трассе, то такое движение является нарушением правил. Следует также обратить внимание на то, что запрещена транспортировка двух и более автомобилей. Исключение – буксировка прицепа легковым автомобилем, в данном случае прицепов может быть несколько.