Поставка автомобиля по 223 фз. Закупка в электронной форме

Сколько вешать точно?

Закупка запасных частей автомобилей по правилам Закона № 223-ФЗ

Закупка запчастей - актуальный вопрос для каждой организации, на балансе которой есть автотранспорт. Заказчики, работающие по Закону № 223-ФЗ, должны быть при этом особенно внимательны, поскольку для них такая закупка подразумевает три дополнительных вопроса: формулировка предмета закупки, точное определение способа и формы закупки и установление объёма закупки.

Что закупаем?

Если на повестке дня стоит приобретение одной отдельно взятой детали или набора таких деталей, то с предметом закупки всё более или менее ясно - это товар определённого наименования с определёнными техническими характеристиками.

Но как правило запчасти фигурируют в составе более сложных контрактов. Так, заключаются договоры на техобслуживание автомобилей, которые помимо поставки нужных деталей подразумевают и работы по их установке. В эти же договоры может быть включено условие об оказании услуг по диагностике неполадок. В этом случае формулировка предмета закупки будет отталкиваться не от описания запчастей, подлежащих установке, а от описания того автомобиля, техобслуживание которого является предметом договора.

Проще говоря, перечень деталей в договоре техобслуживания автомобилей можно не приводить вовсе, и это не будет нарушением требований Закона № 223-ФЗ - при условии, что в закупочной документации и в проекте договора, в частности, точно описан автомобиль, который подлежит техобслуживанию, и перечень работ и услуг, входящих в это самое техническое обслуживание. Если же эти требования сформулированы расплывчато и неопределённо, то заказчику может быть вменено нарушение антимонопольного законодательства: жалобщик будет убеждать антимонопольную службу, что если бы требования были точны, то в этой закупке смог бы поучаствовать более широкий круг потенциальных поставщиков.

При этом в отличие от госзаказчика, субъект Закона № 223-ФЗ не связан ограничением п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, а значит он может указывать определенный товарный знак (марку) закупаемых деталей даже без обоснования их совместимости. Для заказчика, работающего по Закону № 223-ФЗ, указание на марку не считается необоснованным ограничением конкуренции - такое ограничение обосновано технологическими потребностями данного заказчика, и этого вполне достаточно, чтобы соответствовать норме п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. Первоначально Антимонопольная служба была против такого подхода, требуя оговорку об аналоге в закупочной документации по аналогии с системой госзаказа. Однако начиная с 2013 года заказчикам удаётся отстоять в суде своё право на указание марки. По мнению суда, Закон № 223-ФЗ не содержит прямого запрета на указание в документации о закупке на товарные знаки или наименование производителя, и таким указанием заказчик предъявляет ограничительное требование не к участникам закупки, а к товарам определенных производителей, что свидетельствует о том, что участник, подавший заявку, не ограничен в правах на заключение договора поставки, и такая возможность предусмотрена для неограниченного числа поставщиков (эта позиция сформулирована, в частности, в постановлениях Семнадцатого арбитражного апелляционного суда № 17АП - 213/2013-АК от 12.02.2013 и № 17АП-1205/2013-АК от 01.03.2013).


Закупка в электронной форме

Если при установлении требований к закупаемой продукции и участникам заказчик ограничен нормами антимонопольного законодательства, то при выборе способа проведения закупки запчастей он пока что ограничен лишь нормами собственного положения о закупках. При этом не стоит игнорировать нормы Постановления Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 - даже если закупка позиционируется как заключение договора на выполнение работ или услуг по техническому обслуживанию автомобилей, наличие в рамках такого техобслуживания поставки деталей и принадлежностей автомобиля автоматически относит такую закупку к перечню товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Можно, конечно, оспаривать распространение этой нормы на договор техобслуживания, но едва ли в этом случае помогут доводы о том, что закупаются не только запчасти - в данном случае важно, что и они закупаются тоже.

В этой ситуации заказчику нужно лишь не забывать о том, что способ закупки выбирает он сам согласно своему положению о закупках. Ведь Постановление № 616 требует от заказчика закупать детали автомобиля посредством электронных закупок, однако такой закупкой не обязан быть электронный аукцион. Тем более если предметом закупки является не отдельная деталь, а именно техобслуживание, то заказчику целесообразно выбрать в качестве способа закупки электронный запрос предложений, который можно провести оперативно, но при этом сравнить не только цены, но и качество работ потенциальных поставщиков. Даже Антимонопольная служба признаёт, что Закон № 223-ФЗ не устанавливает минимальных сроков публикации извещения о проведении закупки с использованием неторговых способов (запроса цен, запроса предложений и т.п.) - это подтверждено, например, решением Санкт-Петербургского УФАС по делу № Т12-43/13 от 28.03.2013.

Выбирая способ закупки, заказчик должен представлять, по какому принципу он будет в итоге определять победителя. При проведении аукциона или запроса котировок единственным критерием выбора победителя будет являться цена: за деталь, за партию деталей или за техобслуживание автомобиля, в зависимости от того, что определено в качестве предмета закупки. Если заказчик рискнул выбрать именно такой способ, то необходимо максимально подробно описать требования к детали или перечень работ, причём с детализацией того, что именно подразумевает каждый пункт этого перечня. Если такие требования будут сформулированы недостаточно точно, то недобросовестный поставщик сможет демпинговать, просто выискивая в закупочной документации «лазейки», позволяющие ему сэкономить на качестве (за время действия ушедшего в историю Закона № 94-ФЗ эта схема была многократно отработана). При этом если заказчик допустит в формулировке подробных требований субъективизм, то он рискует быть обвинённым в «заточке» документации под конкретного поставщика.

Проведение закупки с помощью конкурса или запроса предложений позволяет ориентироваться не только на цены потенциальных поставщиков, но и на качество запчастей или работ. Здесь уже важно не столько сформулировать исчерпывающие требования к качеству, сколько определить критерии и порядок сопоставления предложений потенциальных поставщиков. Для этого заказчику сперва нужно будет установить те ключевые аспекты, по которым будет проводиться сравнение: гарантийный срок службы детали, страна её производства, скорость выполнения ремонта и готовность гарантировать длительную работу отремонтированного узла автомобиля. Цена в этих критериях может вообще не фигурировать - в этом случае начальная цена будет указывать лишь предельный лимит финансирования, заложенный заказчиком на годовое техобслуживание автомобиля, о чём подробнее будет сказано ниже. Установив критерии сравнения, заказчик должен определить удельный вес каждого из них и порядок присвоения баллов при оценке критерия (например, за гарантию в полгода может присваиваться 1 балл, за годовую гарантию - 5 баллов и т.д.). Участник закупки, набравший наибольшее суммарное количество баллов, становится победителем. Разумеется, критерии и порядок оценки в обязательном порядке указываются в закупочной документации (ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Очевидно, что многокритериальное сравнение больше подходит для закупки техобслуживания, а сравнение по цене - для закупки типовых запчастей (торговаться поставщики будут за цену отельной запчасти или за цену всей партии в зависимости от того, что заказчик определил в качестве единицы закупаемой продукции). И в первом, и во втором случае заказчик помимо порядка оценки заявки (по цене или по совокупности критериев) устанавливает и требования к самим поставщикам, дабы в заявке не участвовали те из них, которые этим требованиям не соответствуют. И вновь не лишне будет напомнить о том, что требования эти не должны необоснованно ограничивать конкуренцию, а должны быть направлены лишь на обеспечение эффективности закупки и на то, чтобы её победителем стал лучший из участников.

Сколько вешать точно?

Как правило, техобслуживание автомобиля «съедает» более 100 тыс. рублей не только за год, но даже за несколько месяцев. Это означает, что независимо от способа закупки, даже если это закупка у единственного поставщика, заказчик всё равно обязан публиковать сведения о такой закупке согласно требованиям ст. 4 Закона № 223-ФЗ. В частности, при закупке запчастей необходимо опубликовать соответствующую строчку в плане закупок, извещение о закупке и закупочную документацию.

При заполнении этих документов неизбежно встаёт вопрос: как правильно сформулировать предмет, а тем более объём закупки, если заранее неизвестно, что сломается и сколько всего потребуется для устранения поломки?

С планом особых проблем не возникает: и в отношении объёма, и в отношении начальной (максимальной) цены согласно Постановлению Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 можно указывать не точную цифру, а лишь сведения. Сведениями, в частности, являются и слова «в зависимости от возникновения потребностей», «по факту поломки» и т.п. В плане требуется указать ещё месяц и год исполнения договора - но даже если договор техобслуживания заключается на весь год, то в качестве месяца вполне допустимо указать декабрь (последний месяц действия договора), поскольку именно в этом месяце данный договор будет считаться окончательно исполненным.

Сложнее обстоит дело с надлежащей формулировкой извещения о закупке запчастей и закупочной документации, ведь в обоих документах необходимо указывать уже точной объём закупаемой продукции (п. 3 ч. 9 и п. 3 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Как указать этот объём, если он заранее неизвестен и вообще зависит исключительно от событий, которые ещё только должны произойти после заключения самого договора? На нормы новой статьи 429.1 Гражданского кодекса РФ о рамочном договоре в этом случае сослаться не получится, поскольку Закон № 223-ФЗ является специальным законом по отношению к Гражданскому кодексу и может конкретизировать его требования - вот он и конкретизирует, обязывая заказчика заранее опубликовать объём нужной ему продукции.

И всё же к конструкции рамочного договора прибегнуть придётся, только сделать это необходимо так, чтобы не войти в прямое противоречие с императивными требованиями Закона № 223-ФЗ (а требование об указании объёма именно оперативно, и нормой положения о закупках его отменить нельзя). Опытные заказчики в этом случае указывают предельный, максимально возможный объём продукции, которая может потребоваться по данному договору - и одновременно в проект договора включаются условия о том, что во-первых отдельные поставки в рамках этого объёма осуществляются исключительно по заявкам заказчика, а во-вторых договор прекращает своё действие после наступления определённой даты без взаимных претензий, даже если предельный объём заказчиком не выбран. Или пролонгируется, но на тех же условиях: поставка по заявке и возможность завершения до полного исчерпания.

Отдельные заявки во исполнение такого рамочного соглашения обособленными закупками не считаются именно потому, что при проведении закупки на заключение этого рамочного соглашения были указаны все сведения, предусмотренные ст. 4 Закона № 223-ФЗ. А вот если реально выбранный объём не совпадёт с предельным, указанным в закупочной документации, - а на практике чаще всего именно так и происходит, - то важно не забыть опубликовать соответствующие сведения на официальном сайте www/zakupki.gov.ru. Соблюдение этого нехитрого требования ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ делает изменение объёма закупки абсолютно легальным. Кстати, изменение это может быть не только в сторону уменьшения, но и в сторону увеличения, если реальные поломки вдруг превысили все прогнозируемые уровни.

И, наконец, возвращаясь к деталям автомобилей, что лучше указывать в таких квазирамочных контрактах в качестве предельных объёмов? Это зависит, как было сказано в самом начале статьи, от того, что именно указано в качестве предмета закупки. Если закупаются лишь отдельные запчасти, которые потом будут устанавливаться сотрудниками заказчика, то в закупочной документации и спецификации целесообразно перечислить весь спектр деталей, которые могут понадобиться в течение срока действия договора, и указать предельный объём потребностей в каждой разновидности деталей. Разбивать закупку на отдельные лоты по каждому виду деталей, разумеется, не стоит, а вот включить в договор условие о возможности подачи заказчиком заявки на поставку лишь отдельных наименований из спецификации нужно обязательно.

Если же предметом закупки всё же является именно техническое обслуживание автомобилей, то при описании объёма закупки нужно будет указать технические характеристики каждого автомобиля, их количество, весь спектр работ, который теоретически может понадобиться при их поломке, а также требования к деталям, которые будут использоваться при выполнении таких работ. В этом случае именно объём работ будет объёмом закупки, но, как и в случае с товаром, необходимо предусмотреть условие о возможности подачи заявки лишь на отдельные позиции из предусмотренного в договоре перечня работ.

Хотя при формулировке сведений о начальной (максимальной) цене можно ограничиться фразой «начальная (максимальная) цена не определена», любой заказчик вправе указать её точное значение. И в этом случае крайне важно, чтобы это значение соответствовало тому, что заказчик определил в качестве единицы закупаемой продукции - отдельную деталь, партию таких деталей или техобслуживание конкретного автомобиля? Если заказчик указывает начальную (максимальную) цену за отдельную деталь, то ему придётся разбивать закупку на лоты, дабы в каждом из них указать ту начальную цену, которая соответствует данной разновидности детали. Если закупается партия различных деталей, то достаточно будет указать начальную цену именно за партию, а уже в документации при необходимости указать предельные значения цен за единицу тех или иных деталей, в эту партию входящих. Если же единицей закупаемой продукции является техобслуживание одного автомобиля, то в качестве начальной (максимальной) цены логичнее всего указать предельный лимит, установленный на годовое ТО данного автомобиля: этот лимит и будет служить пределом исчерпания квазирамочного договора, который будет подписан по итогам такой закупки.

Закупка автомобиля по 223 ФЗ может проводиться не только в форме торгов, т.к. цена транспортного средства не ограничена определенными рамками и может быть любой.

Однако, если выбран именно этот способ, закон устанавливает серьезные требования. Заказчика, который их не соблюдает, ждут серьезные штрафы.

В положении по 223 ФЗ обязательно должна быть следующая информация о закупке:

    на что они распространяются;

    ее сумма;

    какие товары приобретаются;

    план проведения.

Существует один важный момент, приобретение машин напрямую у завода-изготовителя или через прямых дилеров происходит только через электронный аукцион.

Техническое задание по закупкам автомобилей

Согласно 223 ФЗ, количество товара и его характеристики должны содержаться в извещении о закупке, но учитывая то, что этот документ всегда публикуется вместе с другими, закон допускает отхождения от этого правила. Например, количество товара и его характеристики могут быть прописаны в тендерной документации, а именно — в техническом задании. Как правило, именно в этом документе содержится вся информация о предмете торга, которую должен знать участник конкурса.

Примерное содержание ТЗ на закупку автомобиля по 223 ФЗ:

    назначение транспорта;

    условия оплаты;

    цена транспортного средства и ее составляющие: страхование, налоги, таможенные пошлины и т.д.;

    технические условия: примерные размеры, вес, характеристики двигателя, объем потребляемого топлива, тип кузова и т.д.;

    сроки поставки автомобиля;

    год выпуска (не ранее…, не позднее…);

    требования к поставщику;

    условия поставки.

Важный пункт и для заказчиков, и для поставщиков — цена машины, она должна включать в себя все затраты на транспортировку ТС до места, страхование, растаможивание и т.д. Это необходимое условие, заказчик принимает решение о выборе поставщика на основании конечной цены, которую он предлагает.

Чтобы не возникло проблем с ФАС, необходимо правильно составить ТЗ для тендера.

Нельзя указывать конкретные характеристики, марку или параметры машины.

Например, если в тендерной документации указать, что длина приобретаемого транспортного средства должна быть ровно 4,5 метра, у заказчика вполне могут возникнуть проблемы с ФАС. Почему? Потому что, если вы не можете обосновать требования, скорее всего, Федеральная Антимонопольная Служба посчитает это ограничением конкуренции.

Таким образом, главное — не указывать точные параметры.

Совет: если вам нужен автомобиль, длиной 4 метра, в техническом задании нужно уточнить, что допускается отхождение от нормы в определенных пределах (например, 20 см в любую сторону). А если закупки проводятся на ТС определенной марки, указать, что допускаются ее аналоги.

Основное требование 223 ФЗ к техзаданию это его обоснованность. Как уже приводился пример выше, если ТЗ будет составлено под параметры определенного транспортного средства, ФАС может расценить это как искусственное ограничение конкуренции и может назначить штраф за подобные действия.

Требования, выставляемые поставщику ТС в рамках закупки 223-ФЗ

    Он должен быть официальным представителем (дилером или дистрибьютором) завода-изготовителя ТС.

    Поставщик должен предоставить сертификат и договор с производителем, а так же аналогичные документы.

    У компании должны отсутствовать признаки банкротства.

    Отсутствие действующих судебных разбирательств по заключенным ранее контрактам.

    Отсутствие просроченных долгов перед любыми бюджетами или внебюджетными фондами.

Это список формальных требований к поставщикам, которые не ограничивают конкуренцию ни в рамках 44 ФЗ, ни в 223 ФЗ.

Так же, на свое усмотрение, заказчик может включить другие, более субъективные условия: например, опыт работы поставщика на конкретном секторе рынка или наличие положительных отзывов потребителей.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

  • Подлежат ли исполнению банком обязательства должника-владельца счета по требованиям кредиторов 1-3 очереди?
  • Руководитель ООО был осужден по ст. 173.1. УК РФ. Какие последствия для сделок, заключенных данным руководителем?
  • Какие особенности приема на работу по совместительству иностранца, с патентом на работу по конкретной профессии?
  • Необходимо ли в учреждении утверждать положение о пропускном режиме?
  • Вправе ли ГБУ для оказания госуслуг закупать другие услуги, если их использование не предусмотрено техрегламентом?

Вопрос

Государственное автономное учреждение планирует осуществить закупку автомобиля по 223-ФЗ. Согласно постановлению правительства РФ от 21.06.2012 №616, данная закупка осуществляется в электронной форме. Но согласно абз. 3 п.2 постановления, кроме осуществления данной закупки у единственность поставщика.
1) Следовательно, если учреждение закупает автомобиль у единственного поставщика (в соответствии с положением о закупке) то закупка осуществляется не в электронной форме? Верно?
2) Если преференции товарам российского происхождения при закупке автомобиля (укажите нормативную базу) по 223-ФЗ?
3) Укажите нормативные документы, касающиеся покупки иностранных автомобилей или сборки автомобилей в РФ.
4) Какие нюансы данной закупки необходимо учесть учреждению, чтобы не было правонарушений. Требования каких нормативных документов нужно учесть при подготовке документации, кроме Положения о закупке и 223-ФЗ.

Ответ

Первое. Да, если в соответствии с положением закупка осуществляется у единственного поставщика, то проводить закупку в электронной форме не надо ( Постановления Правительства РФ от 21.06.2012 № 616).

Второе. Преференции в рамках Федерального закона от 18.07.2011 г. в настоящее время не предусмотрены.

Третье. Запрет на закупку иностранных автомобилей отсутствует. Специальных актов, которыми регулируется именно закупка иностранных автомобилей, нет.

Четвертое. Учитывать необходимо антимонопольные требования, которые зачастую нарушаются. Так, например, заказчик стремятся закупить автомобиль конкретной марки, чем ограничивают конкуренцию. При проведении закупки можно дополнительно руководствоваться Стандартом закупочной деятельности ФАС РФ .

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Предприятие намерено приобрести автомобиль, способ закупки - запрос котировок в электронной форме. Предпочтения - автомобиль Toyota Corolla. Каким образом прописать в документации о закупке требования к объекту закупки, чтобы не ограничить конкуренцию и вместе с тем избежать поставки более дешевого и менее качественного аналога?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Cогласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров,работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-Ф З) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

  1. информационная открытость закупки;
  2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: - установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В силу ч. 2 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной систем е такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством РФ.

Внимание:

Так, согласно пп. 4 п. 1 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. № 932, план закупки товаров (работ, услуг) формируется заказчиком по форме согласно приложению в виде единого документа в электронном формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра, и содержит следующие сведения:

  • минимально необходимые требования, предъявляемые к закупаемым товарам (работам, услугам), предусмотренным договором, включая функциональные, технические, качественные характеристики и эксплуатационные характеристики предмета договора, позволяющие идентифицировать предмет договора (при необходимости).

Таким образом, при описании объекта закупки (при подготовке документов по запросу котировк и в электронной форме) целесообразно использовать информацию в отношении этого товара, указанную в размещенном на официальном сайте плане закупок.

Отметим, что Закон № 223-ФЗ не содержит иных требований к правилам описания объекта закупки.

Вместе с тем, в ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении запроса котировок запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Поэтому если в описании объекта закупки указана, например, марку, модель автомобиля или иной показатель, который однозначно определяет, что поставщик должен поставить только "конкретный" автомобиль и никакой другой, тогда предлагаем использовать в отношении такого показателя фразу "или эквивалент". При этом необходимо будет указать параметры эквивалентности таким образом, чтоб под заявленные требования к товару попали 2 и более автомобиля.

Также при составлении описания объекта закупки можно использовать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указывать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Также при составлении описания объекта закупки можно использовать стандартные показатели, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании.

Необходимо установить требование о том, что поставляемый товар должен быть новым товаром.

Например, заказчик планирует приобрести легковой автомобиль. Существенными характеристиками для заказчика являются: тип, цвет кузова, количество дверей, комплектация, объем двигателя, длина кузова, максимальная мощность, экологичность топлива и емкость топливного бака, а также экономические составляющие - цена автомобиля и расход топлива.

Проведя анализ открытых источников, либо проведя запрос ценовых предложений и потенциальных поставщиков заказчик остановился на автомобиле "LADA Priora" седан 4 двери, исполнение:

Норма 1,6 л. 8-кл. (Евро-4), который удовлетворяет требованиям заказчика, как по цене, так и по техническим требованиям и эксплуатационным характеристикам:

  1. длина, мм 4350;
  2. максимальная мощность, кВт 72;
  3. расход топлива в смешанном цикле, л/100 км 7,2;
  4. емкость топливного бака, л 43;

Требования к опциям:

  1. кондиционер;
  2. климат-контроль;
  3. примерная цена 361 500 тыс. руб.

В данном случае, если заказчик укажет в аукционной документации товарный знак автомобиля, тогда ему следует указать в отношении этого требования слова "или эквивалент" и установить показатели эквивалентности.

Поэтому заказчику следует проанализировать какие автомобили других производителей, удовлетворяют требованиям заказчика, как по цене, так и по техническим требованиям и установить показатели эквивалентности так, чтобы не ограничивать количество участников размещения заказа и закупить товар соответствующего качества.

Например, под ценовые требования заказчика подпадают автомобили следующих товарных знаков:

Daewoo Nexia седан 1,6 л.
Длина, мм 4280 - 4482
Максимальная мощность, кВт 82,0 - 80,0
Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км 6,5 - 8,9
Емкость топливного бака, л 45 - 50

наличие подушки безопасности у водителя;
есть - нет кондиционер;
есть - есть климат-контроль.
есть - нет бензин АИ 95 АИ 92

  • Характеристики автомобиля Товарный знак Hyundai Accent седан 1,6 л.
  • Требования к опциям:
  • Примерная цена 381 700 тыс. руб. - 346 000 тыс. руб.

Автомобиль Daewoo Nexia, несмотря на самую низкую цену, по расходу топлива, его экологичности, а также из-за отсутствия отдельных опций не подходит под требования заказчика. Поэтому, в дальнейшем заказчик может установить требования к товару и показатели эквивалентности с учетом того, чтобы исключить поставку товара данной марки.

Определяем в аукционной документации требования к функциональным и качественным характеристикам автомобиля "LADA Priora" седан 4 двери, исполнение:

Длина, мм 4350;
Максимальная мощность, кВт 72;
Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км 7,2;
Емкость топливного бака, л 43;
Использование топлива АИ 95;

наличие подушки безопасности у водителя;
кондиционер;
климат-контроль.

  • Норма 1,6 л. 8-кл. (Евро-4) и иные показатели, связанные с определением соответствия товара потребностям заказчика:
  • Требования к опциям:
  • Цвет кузова белый или синий, год выпуска автомобиля - 2012.

Устанавливаем показатели эквивалентности, понимая, какой товарный знак может быть предложен.

Длина, мм не менее 4280;
Максимальная мощность, кВт не менее 72;
Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км не более 7,2;
Емкость топливного бака, л не менее 43;
Использование топлива не ниже АИ 95.

тип кузова - седан;
объем двигателя 1,6 л;
цвет кузова - белый или синий;
год выпуска автомобиля - 2012.

  • Минимальные и максимальные показатели эквивалентности:
  • Показатели эквивалентности которые не должны меняться:
  • требования к опциям:

наличие подушки безопасности у водителя;
кондиционер;
климат-контроль.

В итоге, в аукционе могут участвовать как поставщики продукции АвтоВАЗа, так и поставщики Hyundai Accent седан 1,6 л.

Исходя из ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования,предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При этом, следует обратить внимание, что практика применения Закона № 223-ФЗ показала, что заказчики при осуществлении своей закупочной деятельности проводят процедуры закупок без использования слов "или эквивалент". Однако, при проведении таких процедур, в случае возникновения вопросов со стороны контролирующих органов, заказчик обязан обосновать проведение именно такой закупки.