Платные дороги в Европе: стоимость и порядок оплаты проезда. Платные дороги в европе

Если Вы собираетесь в автопутешествие по Европе в первый раз, то Вам в том числе необходимо знать и про платные дороги, про разработку маршрута, парковки и многое другое.

«В большинстве европейских стран (за исключением Болгарии и Румынии) оплата требуется только при движении по скоростным автомагистралям. Если вы не торопитесь и хорошо понимаете, как избежать выезда на такие дороги (как правило, они обозначены соответствующими знаками), то приобретать виньетку не обязательно. Однако случайная ошибка или невнимательность могут обернуться штрафом, который многократно превышает стоимость легального проезда. В таких странах как Греция, Испания, Италия, Польша, Франция, Хорватия (и еще некоторых) для сбора платежей обустроены специальные пункты с шлагбаумами, что исключает штрафы, но также требует аккуратности при выборе экономичного маршрута.»

Дорожные сборы оплачиваются с помощью виньетки(в разных странах это происходит по разному)либо наличными или кредитными картами. Виньетка для автобана – это наклейка на лобовое стекло, на которой указывается время её действия, при контроле сразу видно, оплачен ли дорожный сбор.

Слово виньетка (Vignette) – французского происхождения, обозначало раньше в т.ч. этикетку на винной бутылке, позднее приобрело ещё ряд значений. В наше время это слово используется в основном как синоним слова «наклейка».

Для начинающих автопутешественников оплата дорог это совершенно непривычная процедура, поэтому опишем более подробно этот процесс. Когда вы подъезжаете к платной автодороге, вы видите «турникеты», то есть туннели для машин. Вы должны проехать в тот туннель, над которым горит зеленый сигнал и нарисована легковая машина. Когда вы въезжаете, перед вами закрывается шлагбаум, и вы должны нажать на зеленую кнопку и получить что-то вроде пропуска - это полоска бумаги с магнитной лентой, на которой автоматически указывается время вашего въезда, место въезда на платную дорогу. Этот талон вам понадобится для оплаты услуг при выезде с автодороги. В случае потери талона вам грозит заплатить по самому высокому тарифу за проезд.

Когда вы съезжаете с дороги, там вы увидите похожий пункт пропуска машин, где вы должны будете оплатить услуги, это может быть сделано либо наличными, либо кредитной картой. В случае использования кредитной картой вы должны въехать в туннель, над которым стоят символы автомашины и кредитной карты.

Существуют также туннели, в которых оплата производится автоматически, не принимается служащим пункта пропуска. В этом случае вы должны при въезде в туннель вставить в щель для талонов полученный вами в начале пути талон, после этого на табло высветится стоимость вашего проезда и откроется специальный монетоприемник. Рядом обязательно будет «банкнотоприемник» и «картоприемник» для кредиток.

Освобожденные от лишних денег, через несколько мгновений вы сможете продолжить вою дорогу

Вывод прост - выезжая, помните, что надо обязательно взять деньги на платные автодороги.

И - удачи вам!

Автор материала : Нелла Цветова

Дорожный сбор называется MAUT.

Важно! Никогда не пытаться въехать в ворота без шлагбаума, обозначенные крупной пиктограммой «t» - они предназначены для местных, имеющих специальный телепасс(электронную карту) - у нас его нет.

Собираясь в путешествие по Европе на автомобиле, помимо расходов на бензин, стоит также обязательно учитывать, что большинство скоростных автомагистралей здесь платные. Что касается стоимости, то она, скорее, невысокая, учитывая при этом предоставляемое качество дорог.

Впрочем, не во всей Европе дороги платные, во многих странах путешествовать можно абсолютно бесплатно. Да и сама стоимость от страны к стране разнится, так, например, самой дорогой в этом плане является Франция, где стоимость каждого проеханного километра составляет 6,5 центов.

В Европе система оценки стоимости ведется по-разному, включая в себя три основных способа:

  • Использование Виньеток, то есть оплаты свободного проезда в течение определенного времени.
  • Оплата за каждый проеханный по платной дороге километр.
  • Плата за проезд определенных участков пути, например, мостов или тоннелей.

Использование виньеток является самой современной, хорошо продуманной, удобной, доступной и, в то же время, не повсеместно распространенной системой оплаты проезда по платным дорогам. Она представляет собой наклейку, которая крепится на лобовое стекло, в некоторых странах она называется также «стикер».

Особенности использования

Купить такую наклейку можно на любой приграничной заправке, продаются они также повсеместно в киосках или супермаркетах. Такая наклейка дает право передвигаться по дорогам страны в течение определенного времени: 10 дней, 14 дней, одного месяца, 6 месяцев или года, в каждой стране сроки предусмотрены свои.

Крепится такая наклейка на лобовое стекло автомобиля, в каждой стране место будет разным, узнать, куда конкретно клеить, можно спросив на той же заправке, или посмотрев на соседние машины. Контроль осуществляется с помощью систем видеофиксации, которые распложены на всех платных дорогах. Как правило, учитываются они только при проезде на автомагистрали, а по дорогам общего пользования можно ездить абсолютно бесплатно.

Страны, где используются виньетки и цены на них

  • Австрия: 10 дней – 8,7 евро, 2 месяца – 12,7 евро, годовая – 33,6 евро. Штраф за отсутствие – 120 евро.
  • Швейцария: 2 месяца – 33 евро, 14 месяцев – 83 евро. Штраф за отсутствие – 163 евро.
  • Чехия: 10 дней – 13 евро, 1 месяца – 17 евро, 1 год – 51 евро. Штраф за отсутствие от 150 евро до 15 000 евро.
  • Словакия: 10 дней – 10 евро, 20 дней – 14 евро, 1 год – 50 евро. Штраф за отсутствие от 100 до 500 евро.
  • Словения: 7 дней – 15 евро, 30 дней – 30 евро, 1 год – 110 евро. Штраф за отсутствие – от 300 до 800 евро.
  • Болгария: 7 дней – 5 евро, 1 месяц – 13 евро, год – 34 евро. Штраф за отсутствие – 100 евро.
  • Венгрия: 10 дней – 10 евро, 1 месяц – 15 евро. Штраф за отсутствие – 48 евро.
  • Румыния: 7 дней – 3 евро, 30 дней – 7 евро, 90 дней – 13 евро, 1 год – 28 евро. Штраф за отсутствие – от 60 до 120 евро.
  • Молдавия: 7 дней – 4 евро, 15 дней – 8 евро, 30 дней – 14 евро, 90 дней – 30 евро, 180 дней – 50 евро.

Участки дорог со специальной оплатой

В других странах Европы, где практикуется оплата передвижения по автомагистралям, распространена оплата за проезд по отдельным участкам дороги. Как правило, это автобаны, мосты или тоннели.

Особенности использования и оплаты

Чтобы оплатить проезд, специальных карт покупать не нужно. На пунктах контроля, которые расположены перед началом платного участка, каждому въезжающему выдается магнитная карточка или уже готовый чек, которые необходимо будет оплатить при выезде с платного участка дороги. Вариантов оплаты масса: наличными, картой, а в Норвегии, например, можно даже оплатить проезд позже на любой заправке, если в данный момент у водителей денег нет.

Платные дороги Италии

В Италии каждый километр пройденного пути составит порядка 5-8 евро. При въезде на платный участок дороги находятся специальные терминалы, которые огорожены шлагбаумами. При въезде водитель забирает магнитную карту, а при выезде наличными или карточкой оплачивает пройденный километраж.

Платные дороги в Польше

В Польше есть три платных участка, расположенных на трассах А1, А 2 и А4. В зависимости от длины участка, проезд по ним может составлять от 30 до 8 златых, а система оплаты построена достаточно оригинально: половину суммы нужно заплатить при въезде, а оставшуюся часть при выезде.

Платные дороги во Франции

Во Франции самые дорогие автодороги, при том, что действуют они на основных автомагистралях страны, направляющихся от Парижа к Марселю и Лиону. Стоимость проезда составляет порядка 6,5 сентов за километр, оплату можно произвести на пунктах контроля наличными или картой.

Платные дороги в Сербии

В Сербии всего две платных автодороги. Проезд по трассе Е70 разбит на 20 участков, каждый из которых можно оплатить отдельно, стоимость километра составляет 6,5 евро. Проезд по трассе Е75 осуществляется на нескольких платных участках, километр на которых стоит от 2 до 3 евро.

Платные дороги в Хорватии

Платными в Хорватии являются участки автодорог А1 – А9, а также тоннель на трассе D76. Стоимость проезда за каждый участок фиксированная и составляет от 20 кун за тоннель до 181 кун за участок Загреб-Сплит.

Платные дороги в Македонии

В Македонии одни из самых низких цен за проезд по платным автодорогам. Всего в стране 4 таких участка, проезд по которым составляет от 0,8 до 1,5 евро.

Платные дороги в Норвегии, Швеции и Дании

В Норвегии почти все дороги платные, а вот в Швеции и Дании наоборот, платными участками являются только мосты. В Норвегии проезд по участку от Гетебора до Осло составит около 20 крон, а оплатить все передвижения можно позже на заправках. В Швеции и Дании плата берется только за проезд через мосты, составит она от 20 до 90 евро, в зависимости от типа и размера автомобиля.

Платные дороги в Испании и Португалия

В Испании много платных дорог, но вот плата за проезд фиксированная и составляет около 10 евро за 100 километров. В Португалии все дороги, кроме автобанов Лиссабона и Порто платные.

Ирландия и Англия

В Англии есть только один платный участок дороги неподалеку от Бирмингема, а вот в Ирландии с недавних пор платными стали сразу несколько автомагистралей, цена за 1 километр при передвижении по ним составит порядка 1,9 евро.

Страны, где нет платных дорог

К счастью, в Европе есть множество стран, где платных дорог не существует, и можно свободно кататься по всей стране, заботясь только о качестве бензина и любуясь открывающимися по обеим сторонам дороги видами. Впрочем, иногда в них могут встречаться небольшие платные участки, хотя, скорее, это исключение из правил. Такими странами являются: Германия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Андора, Кипр, Эстония, Латвия, Литва, Финляндия, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Монако.

Как ездить по Европе, не платя за дороги

По Европе можно путешествовать и не платя деньги за использование дорог. Во-первых, путешественник избавлен от этого в том случае, если берет машину напрокат на территории европейской страны. Как правило, стоимость виньетки уже включена в стоимость аренды, а поскольку приобретена она на год минимум, то и в целом, получится сэкономить на проезде.

Кроме того, большинство платных дорог в Европе дублируется бесплатными. Бесплатные дороги менее хорошего качества, ездить по ним больше чем 60-70 километров в час не получится. Впрочем, если вы никуда не торопитесь и хотите поближе познакомиться со страной, такой вариант будет даже лучше, поскольку со скоростных автобанов ничего толком разглядеть не получится.

В этой короткой заметке, собрана и систематизирована информация о платных дорогах во всех странах континентальной Европы, а также о принципах их оплаты, с целью дать представление об общей ситуации с оплатой дорог в Европе.

Более подробная информация о самом процессе оплаты дорог (в зависимости от способа их оплаты), приведена в отдельных заметках (ссылки ниже).

Не секрет, что многие дороги в Европе платные, (но далеко не все, и не во всех странах) . Помимо платы за дороги, в некоторых странах взимается дополнительная плата за проезд по отдельным мостам и туннелям, (но тоже не по всем).

За проезд по городам в Европе, плата нигде не взимается , но там другая беда: плата взимается за парковку (причем, практически повсеместно).

Данная информация может быть полезна как автотуристам, планирующим поездку в Европу на своем автомобиле, так и людям, планирующим поездку по Европе на арендованном авто. Везде далее, речь идет о легковых автомобилях.

Но прежде, чем начать рассказ, пара слов о платных дорогах в Европе в общем.

Сколько стоят платные дороги в Европе

Вопрос: «сколько стоят платные дороги в Европе» — крайне некорректен. И внятного ответа на него дать невозможно в принципе, во всяком случае, не задав уточняющих вопросов: в каких странах Европы? Для какой машины (размер, масса, высота в районе передней оси, количество осей)? В какой сезон года?

Почему так, вы поймете дочитав данную заметку до конца, здесь же, опишу ситуацию кратко.

Дело в том, что для Европы нет единых тарифов (как и вариантов) оплаты дорог. Каждая страна устанавливает размер платы за дороги самостоятельно. В некоторых странах, все дороги вообще бесплатны, например.

Для понимания вами общего масштаба затрат на платные дороги в Европе, приведу информацию из личного опыта поездок. Плата за дороги по маршруту Брест — Лиссабон — Брест (7200 км), составит сумму порядка 300 евро, при использовании магистралей.

Но здесь же, опять, возможны варианты. Какими дорогами планируете пользоваться в поездке: магистралями или обычными? Через какие страны проложите маршрут?

Пойдете по этому маршруту севером (через Германию и Бельгию, в которых все дороги бесплатны) — будет чуть дешевле. Пойдете югом (через Австрию, Италию) — будет чуть дороже, ибо стран с бесплатными магистралями на том маршруте нет.

При этом, никто не мешает вам использовать альтернативные (то есть бесплатные) дороги — они там тоже есть в изобилии, в любой стране. Ради бога! Будет еще дешевле, если не совсем бесплатно. Но время в пути, при использовании бесплатных дорог, увеличится существенно, раза в полтора.

Тарифы за оплату дорог также разнятся от страны к стране. Польшу от Бреста до границы с Германией (680 км) можно проехать примерно за 20 евро. Такое же расстояние по Франции (например, от Парижа до Тулузы), обойдется вам уже в 50 евро. Причем, в обоих случаях, это можно сделать и бесплатно.

Самые дорогие дороги во Франции, Италии, в общем, в западной Европе. Самые дешевые в восточной Европе и на Балканах (кроме Греции — там дорого кататься). Но при этом, почти всегда (кроме Болгарии и Румынии) есть бесплатная альтернатива.

Поэтому, как видите, на вопрос о том, сколько стоят платные дороги в Европе — однозначно ответить невозможно. Для ответа на него, надо считать конкретный маршрут, чтобы понять, сколько будет составлять плата за дороги в Европе.

Что нужно для проезда по платным дорогам в Европе

Что нужно для проезда по платной дороге? Автомобиль. Ну, и если дорога не оплачена предварительно с помощью виньетки (см. ниже), то банковская карта и/или немного наличных денег.

Ну как «немного». Смотря где ездить. Поездка по скоростным магистралям по маршруту Париж — Мадрид, обойдется вам порядка 100 евро. Но можно доехать и за 10 евро, просто будет дольше. Намного.

Если оплата за дороги в данной стране предусматривается с помощью виньетки, то, соответственно, перед выездом на платную дорогу нужно приобрести виньетку.

Дороги в Европе всегда можно оплатить банковской картой (во всех странах, где предусмотрена оплата за пройденное расстояние), что гораздо удобнее, чем оплачивать их наличкой, особенно, если речь идет о странах, имеющих валюту отличную от евро: Польша, например, или Балканские страны.

А больше и ничего не нужно. Ну, можно еще перед поездкой посмотреть правила дорожного движения в странах Европы, а также, чем они отличаются от ПДД РФ:

И их основные отличия от ПДД в России — в заметке сведены воедино все отличия (по всем странам Европы), от ПДД принятых в России (их не так уж и много, кстати).

Еще можно немного поинтересоваться темой, с какой скоростью можно ездить по дорогам там, чтобы не получать за это штрафы, и на какие значения скорости полиция настраивает камеры контроля скорости (радары), в различных странах Европы:

Также, можно сразу поинтересоваться размерами штрафов за нарушения ПДД в Европе, хотя, это бесполезная трата времени. Если что, то полицейский вам все расскажет на месте:

В ту же заметку добавлены общие (субъективные) описания впечатлений автора, от поездок по этим странам, может, кому-то пригодится подобная информация.

Стоит ли платить за дороги в Европе

Если в процессе перемещения по Европе нужно быстро и с минимумом усилий попасть из одного пункта в другой — то платить за дороги однозначно стоит . Затраченные на перемещение по платным дорогам деньги — окупаются сторицей.

Если в процессе поездки ставится задача как можно глубже окунуться в местную жизнь, посмотреть по сторонам, насладиться пейзажами, то лучшезаранее запланировать маршрут поездки так, чтобы он пролегал по обычным дорогам (не по магистралям).

Местные (второстепенные) дороги во всех странах Европы(кроме Болгарии и Румынии) — всегда бесплатны.

Можно ли не платить за дороги в Европе

Если нет желания платить за дороги, то можно и не платить. В Европе полно бесплатных (альтернативных) дорог, используйте их для перемещения.

Для этого, нужно при вводе маршрута в навигатор включить опцию «избегать платных дорог» («исключить платные дороги» и т.п. — в каждом навигаторе она может называться немного по-разному).

Предостерегу только от использования платных дорог, в случае если за них не заплачено. Штрафы там за это драконовские — сотни, а в некоторых случаях и тысячи евро.

В абзаце выше, имеются в виду страны, где плата за дороги осуществляется по времени, т.е. с использованием виньетки (см. ниже), а не за пройденное расстояние. В странах, где виньетки не используются, вы случайно не попадете на платную дорогу, увидите шлагбаумы и всё такое.

Например, в Чехии, штраф за движение по автомагистралям с недействительной или неправильно прикреплённой виньеткой составляет от 5000 крон (примерно 185 евро) при оплате на месте, и до 100000 крон (3700 евро) при рассмотрении дела в суде.

Есть только две страны, где обязательно придется платить за дороги — это Болгария (там не всегда есть бесплатная альтернатива) и Румыния — там вообще все автомобили, использующие любые дороги за городом, оплачивают дорожный сбор в обязательном порядке.

Впрочем, плата за использование дорог там смешная, так что, можно и заплатить. Если вас это совсем (принципиально) не устраивает, то можно туда не ехать на автомобиле.

В чем разница между платными и бесплатными дорогами Европы

Платные дороги (автомагистрали) , обеспечивают очень быстрое (средняя скорость 100-105 км/ч без нарушения ПДД), комфортное и безопасное перемещение на автомобиле из одной точки в другую.

Магистрали в Европе зачастую имеют по три полосы движения в каждую сторону, (минимум — две), и на них нет проблем с обгоном. Также, там имеются «отбойники» на разделительной полосе, широкая асфальтированная обочина и качественные покрытие и разметка.

Описанное выше, относится к 99,9% платных дорог. Но, бывает, иногда едешь по платной дороге, и думаешь: «Не понял. А за что с меня деньги-то взяли?». Справедливости ради отмечу, что такая ситуация встречалась мне только на Балканах.

Но есть один минус. Перемещаясь по платным дорогам, вы не увидите практически ничего (имею в виду: виды, местную жизнь и т.п. вещи). Зато ехать по ним очень удобно.

Бесплатные дороги обеспечивают перемещение со средней скоростью 60-70 км/ч, и быстрее ехать по ним не получится(не нарушая правил) . Комфорт и безопасность на них относительные.

Как правило, эти дороги имеют по одной полосе в каждую сторону (изредка по две), на них бывают проблемы с обгоном (если дорога загружена), и они проходят через все населенные пункты, встречающиеся на пути (а их там много, и ограничение скорости в них — 50 км/ч).

Зато, при перемещении по бесплатным дорогам очень хорошо видна местная жизнь, так сказать «с изнанки» (осторожнее, от близкого знакомства с этой реальностью, могут слететь с глаз розовые очки: «вот-у-них-в-Европе-то-все-хорошо»), особенно, при движении по третьестепенным дорогам, т.е. по тем, где ездят только местные.

Также, на местных дорогах удобно останавливаться практически везде, где вам заблагорассудится (на магистралях это категорически запрещено), хотя, отмечу, что таких шикарных (широких) обочин, как в России, вы мало где найдете в Европе. Ширина обочины (на второстепенных дорогах) 0,5-1 метр — норма во многих странах.

Качество покрытия, как платных, так и бесплатных дорог в Европе достаточно хорошее (в подавляющем большинстве случаев), но на платных оно все же еще лучше, чем на бесплатных.

Более подробно , рассказано в отдельной заметке, (а особенности там есть).
— описаны в отдельной заметке. В ней отмечены общие особенности (отличия) организации дорожного движения в европейских странах от РФ, там же есть и раздел, посвященный описанию дорог и знаков в Европе.

Варианты (принципы) оплаты дорог в Европе

В Европе есть два варианта оплаты дорог (в тех странах, в которых вообще предусмотрена оплата за их использование).

Варианты оплаты дороги в Европе, предусматривают два общих принципа оплаты: плата за пройденное расстояние, или оплата за время использования дороги.

В разных странах есть различные вариации этих видов оплаты, но в конечном итоге, все сводится к этим двум принципам: платишь или за время, или за пройденное расстояние.

Оплата за пройденное расстояние (в тех странах, где применяется), выполняется на специальных пунктах оплаты, расположенных прямо на магистрали, или на съезде с нее. Оплата может быть выполнена как вручную (т.е. наличными или банковской картой), так и дистанционно, с помощью транспондера.

Оплата за время использования дорог (в странах, где используется такой вид оплаты), выполняется с помощью заблаговременной покупки так называемой «виньетки», после чего дороги используются без ограничений, в течение оплаченного периода времени.

В некоторых странах (в Польше, например), способы оплаты дорог различаются для различных видов транспорта. Владельцы легковых автомобилей могут оплачивать дорогу как мануально (т.е. вручную), подъехав к шлагбауму и расплатившись, так и с помощью транспондера, а вот водители грузовиков (автомобилей массой более 3,5 тонн), для оплаты дорог обязаны использовать только транспондер.

Но все это — частности. Ситуация с оплатой (способом оплаты, вариантами оплаты) дорог, с классификацией автомобилей для оплаты дорог, с порядком оплаты — регулируется в каждой стране Европы отдельно, на уровне внутреннего законодательства. Какой-то единой, общеевропейской системы оплаты дорог нет (пока, во всяком случае).

Карта платных дорог Европы

Единой (по всем странам) карты платных дорог в Европе — нет в природе.

Во всяком случае, ее нет в актуальном состоянии (ниже расскажу почему).

Если вас интересует карта платных дорог, то ищите эту информацию (карту) по каждой конкретной стране, которую вы собираетесь посетить, отдельно. Причем, желательно, ищите ее не на форумах, а в первоисточнике.

Дело в том, что карта платных дорог любой страны — «живая», т.е. информация об участках дорог, за которые предусматривается оплата, а также о тарифах и способах оплаты этих участков, постоянно изменяется. Не каждый день, конечно, но достаточно регулярно.

Поэтому, составлять для вас общую карту платных дорог по всей Европе, да еще и поддерживать ее потом в актуальном состоянии, специально никто не будет. Это довольно сложно, и никак не окупается.

А вот найти карту платных дорог по конкретной стране, гораздо проще, ибо создание и поддержание в актуальном состоянии этой карты — прямая обязанность соответствующего (отвечающего за дороги) местного ведомства.

Подсказка: при поиске такой карты, желательно использовать поисковые запросы на национальном языке той страны, для которой выполняется поиск. То есть, искать нужно не «карта платных дорог Польши», а «mapa płatnych dróg Polski» — результат будет куда лучше. Ну и гуглопереводчик вам в помощь.

Вышеописанный способ — далеко не самый продуктивный при подготовке к поездке в Европу. Есть гораздо более простые решения, например, сервис для расчета платы за дороги в Европе от компании «Мишлен». Ссылка на заметку с описанием использования этого сервиса, будет дана ниже.

Здесь же, могу предложить вашему вниманию только общую карту, описывающую ситуацию с вариантами оплаты дорог в Европе, для того, чтобы можно было представить общую ситуацию с оплатой дорог наглядно.

Распределение стран Европы по принципам оплаты дорог выглядит так, как это показано на рисунке ниже:

Зеленым цветом, на карте обозначены станы, где нет платных дорог (т.е. все дороги — бесплатны).
Красно-коричневым цветом обозначены страны, где оплата производится за время использования дорог (виньеткой).
Желтым цветом — страны, где плата взимается за пройденное расстояние.
Желтым с зеленой штриховкой обозначена Белоруссия — там не взимается плата за проезд с легковых автомобилей, зарегистрированных в ЕАЭС.

Если говорить о ситуации с оплатой дорог в Европе в общем, то в Европе:

  • 18 стран, где дороги полностью бесплатны;
  • 9 стран, где взимается плата за время использования дорог (оплата виньеткой);
  • 15 стран (не считая РФ и РБ), где используется принцип оплаты за пройденное расстояние.

Мелкие островные государства, такие как Кипр и Мальта, в расчет не приняты. Напомню, что в данной заметке, речь идет только о легковых автомобилях.

Страны Европы, в которых дороги бесплатные

Ниже приведен перечень европейских стран, в которых не взимается плата за использование дорог. Следует отметить, что при этом в этих странах может взиматься плата за использование отдельных элементов дорожной инфраструктуры: мостов, тоннелей и т.п.

В Европе восемнадцать стран, в которых не взимается плата за использование дорог:

  1. Албания;
  2. Андорра;
  3. Бельгия;
  4. Германия;
  5. Исландия;
  6. Дания;
  7. Латвия;
  8. Литва;
  9. Лихтенштейн
  10. Люксембург;
  11. Монако;
  12. Нидерланды;
  13. Сан-Марино;
  14. Украина;
  15. Финляндия;
  16. Черногория;
  17. Швеция;
  18. Эстония.

Также, дороги бесплатны в следующих странах: Азербайджан, Армения, Грузия, но строго говоря, эти страны находятся в Азии.

Оплата дорог в Европе, за время их использования (виньеткой)

Оплата дорог по времени использования подразумевает, что платится некая сумма (дорожный сбор, дорожный налог — назовите как хотите), и в обмен появляется право неограниченного использования платных дорог в данной стране, но в течение ограниченного (оплаченного) периода времени.

Остальные дороги в этих странах — бесплатны!

Период, который будет оплачен, выбирается пользователем при покупке виньетки. Как правило, варианты предусматривают выбор периода оплаты от нескольких дней (7-10 дней — в зависимости от страны), одного месяца, и одного года.

Подтверждением оплаты дороги служит виньетка, бумажная (которая наклеивается на стекло) или электронная (которая подразумевает наличие чека об оплате в качестве подтверждения).

Единственная страна Европы, которая без вариантов требует плату за дороги сразу за весь год, (даже если планируется находиться там всего один день, или несколько часов) — это Швейцария. На сегодня эта плата составляет около 37 евро .

Стоимость же виньетки в других странах, где применяется этот способ оплаты дорог, колеблется в районе 10 евро за минимальный срок использования. По факту — от 3 евро (Румыния) до 15 евро (Словения).

Стоимость виньетки зависит также от массы автомобиля, от его размеров и т.п. На прицеп иногда нужна дополнительная виньетка, иногда нет (от страны к стране).

Подробно о том, что такое виньетка, где ее брать, какие они бывают, сколько она стоит (по странам) и какие есть особенности оплаты в различных странах — рассказано в отдельной заметке.

Страны Европы, в которых оплата производится за время использования дорог (виньеткой)

К странам Европы, которые взимают плату за дороги по сроку их использования, относится всего девять стран:

  1. Австрия;
  2. Чехия;
  3. Словакия;
  4. Швейцария;
  5. Словения;
  6. Венгрия;
  7. Румыния;
  8. Молдавия;
  9. Болгария.

Причем, в этом списке Болгария и Румыния стоят особняком. В Румынии — все дороги за городами платные (впрочем, плата символическая) — т.е. любой человек, въезжающий на территорию этой страны на автомобиле, должен оплатить дорожный сбор.

В Болгарии — официально дорожный сбор не платится, но по факту, проложить маршрут только по бесплатным дорогам — не получится (во всех остальных странах — это возможно). То есть, виньетку там покупать придется однозначно.

Оплата дорог за пройденное расстояние

Это классический вариант оплаты, который с недавнего времени начал применяться и у нас, в России. Принцип простой: сколько километров проехал по факту по платной дороге — за столько и заплати.

Реализуется он в разных странах немного по-разному (где-то платишь при въезде на платный участок, где-то — после его проезда), но суть остается одинаковой: оплата взимается за столько километров, сколько пройдено по платной дороге.

Цены на такой вариант существенно разнятся от страны к стране (где-то дороже, где-то дешевле). Стоимость проезда по дороге зависит от жадности компании производящей обслуживание данного участка трассы, и от типа автомобиля (грузовики и автобусы платят больше, например).

Поэтому, учесть в какую сумму обойдется проезд по платным дорогам Европы, порой достаточно сложно, но вполне возможно.

Как правило, при использовании этого принципа оплаты существует два варианта расчета за проезд: один из них — плата непосредственно наличными (или банковской картой) при проезде пункта приема оплаты, второй вариант — оплата дистанционная, через транспондер (приемопередатчик, если по-простому).

Дистанционной оплатой вы вряд ли будете пользоваться в простой туристической поездке (во всяком случае, не рекомендую, если только транспондер уже не стоит, например, на арендованном автомобиле). Оплата дорог с помощью транспондера, больше подходит для местных.

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТРАНСПОНДЕРА ДЛЯ ОПЛАТЫ ДОРОГ В ЕВРОПЕ

Почему транспондер не очень хорош в обычной туристической поездке? Всё просто.

Для использования транспондера, надо сначала найти пункт, где можно получить этот транспондер (внеся за него залог), затем завести отдельный счет и положить на него деньги (впрочем, это все делается в одном месте). Пункты эти, зачастую (но не всегда) располагаются на въезде на платные участки дорог.

И потом, каждый раз при проезде пункта оплаты, с этого счета будет списываться некая сумма. Счет придется периодически пополнять (надо еще разобраться как, впрочем, ничего особо сложного, там, конечно, нет).

А по окончании поездки, транспондер нужно будет сдать, чтобы вернуть залог, уплаченный за него. И это в каждой стране Европы (которая проезжается по магистралям за несколько часов). Единого транспондера «на всю Европу» — нет в природе. Нужно вам все это? Сомневаюсь.

Тем более, что в подавляющем большинстве стран (если не во всех), тарифы одинаковы, т.е. использование транспондера не даст вам никакой экономии в деньгах.

Этот способ имеет только один плюс: не нужно останавливаться при проезде через пункт оплаты. Но в Европе этот плюс несущественен.

В точках оплаты дорог существует, как правило, от 5 до 20 (и более) ворот для проезда (зависит от загруженности магистрали), поэтому, очередей там длинных нет, а если они и случаются в часы пик, то движутся довольно быстро.

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что транспондер для оплаты дорог в Европе — не самое лучшее решение для автотуриста , поэтому, на этом способе останавливаться подробно не буду. Тем более, что в каждой стране — свои правила.

Суть способа описана выше, и этого достаточно, а про турецкий вариант использования этого способа, будет написано отдельно, как и про оплату некоторых дорог в Португалии.

В основном, при туристических поездках используется первый вариант оплаты — оплата наличностью или картой непосредственно на пункте оплаты (во всяком случае, я бы рекомендовал вам использовать именно его).

Конкретному описанию процесса оплаты дорог в Европе, (как все это будет выглядеть на практике, с фотографиями и подробными пояснениями), посвящена отдельная заметка:

Страны Европы, в которых применяется принцип оплаты дорог за пройденное расстояние

Всего в континентальной Европе пятнадцать стран, где берут плату за дорогу за пройденное расстояние по платной дороге:

  1. Босния и Герцеговина;
  2. Великобритания;
  3. Греция;
  4. Ирландия
  5. Исландия
  6. Испания;
  7. Италия;
  8. Македония;
  9. Норвегия;
  10. Польша;
  11. Португалия;
  12. Сербия;
  13. Турция;
  14. Франция;
  15. Хорватия.

Турция в этом списке стоит несколько особняком: оплата там взимается за пройденное расстояние, но по способу оплаты, она ближе к странам где используется виньетка.

На этом, заметку посвященную общему описанию состояния с платными дорогами в Европе я закончу. Более подробную информацию по использованию каждого варианта оплаты, можно посмотреть в отдельных заметках.

Все способы оплаты дорог, которые могут встретиться вам в Европе — крутятся вокруг вышеперечисленных. Ничего сложного в оплате дорог в Европе нет, стоит только разобраться с этим один раз.

Собираясь в автопутешествие по Европе и планируя предстоящие расходы, важно вспомнить и про платные дороги.

Нельзя сказать, что проезд по дорогам Европы стоит совсем уж безумных денег, скорее наоборот, в принципе это совсем не дорого, особенно если учесть качество самих дорог. Лично я согласился бы платить, лишь бы такие дороги появились хотя бы в ближайшем Подмосковье....

Платные автодороги - можно ли их избежать?

Формально платных дорог совсем немного, если брать в процентах. На сегодняшний день (статья написана осенью 2014 года) больше всего платных дорог находится в Хорватии и составляет 3,33% от общего числа дорог страны. В Сербии - 2,71%, в Швейцарии - 2,68%, в Италии - 1,16%, в Словакии - 1%.

Менее 1% от общего числа дорог платные автострады имеют Франция (0,83%), Греция и Белоруссия по 0,74%, Чехия , Испания и Норвегия - 0,63%. Менее 0,2% платных дорог существуют в Турции, Венгрии, Ирландии, Австрии и Польше.

Но на данную статистику не стоит обращать внимания....

Почему? Да, во Франции всего 0,83% процента платных дорог, но это все самые главные большие автодороги, которые пересекают всю страну и на эти 0,83% приходится не менее 50%, а то и более всего трафика.

Поэтому, если Вы собираетесь в страну, где существуют платные дороги, Вы обязательно (99%) будете за них платить, так как платные дороги - самые быстрые и удобные.

У каждой платной дороги обязательно имееется дублер, бесплатная дорога, но без навигатора в этом никак не разобраться. И скорость движения по бесплатному дублеру будет не превышать 60 км в час, а протяженность бесплатного дублера значительно больше. Простой пример - платная дорога будет пересекать горный перевал через туннель, а бесплатная пойдет серпантином. Разумеется, через туннель быстрее и короче.

Платные автодороги в Европе - сколько это стоит и как работает

Самой совершенной системой оплаты дорог считается австрийская система. Там продается право пользования платными автодорогами десятидневного срока действия, что, несомненно, очень экономно для туристов. В настоящее время стоимость "виньеты", а именно так называется карта на право пользования автодорогами Австрии, составляет около 8 евро за десять дней. Данную виньеты необходимо купить на любой бензокалонке, расположенной на границе с Австрией и наклеить на лобовое стекло автомобиля.

Что важно - если вы берете автомобиль напрокат в самой Австрии , то никакая виньета вам не нужна, в стоимость проката автомобиля уже включена оплата дорог. А вот если вы взяли автомобиль в соседней стране, например, в Германии или в Чехии и едете в Австрию или транзитом через Австрию, ОБЯЗАТЕЛЬНО остановитесь на любой бензоколонке, немного не доезжая границы с Австрией (10-15 км) и купите виньету. Штраф за ее отсутствие - 120 евро.

Как правило, рядом со скоростными автомагистралями всегда находятся бесплатные, альтернативные дороги, но без GPS навигатора в них очень сложно разобраться и скорость движения по данным бесплатным дорогоам редко превышает 60 км в час.

Но если вы никуда не торопитесь и у вас есть практически любой современный GPS навигатор, выберете маршрут и включите функцию "избегать платных дорог". Лично я пользовался данной функцией в Испании и Австрии, просто для того, чтобы навигатор уводил меня с шумных автобанов, я не спеша ехал по маленьким дорожкам и любовался открывавшимся мне видами, так как двигаясь по автобану со скоростью более 100 км в час, толком ничего и не увидишь. Только учитывайте, что бесплатные дороги очень часто действительно очень узкие, в горах это всегда серпантин и скорость движения редко превышает 60 км в час.

Развязки платных дорог устроены таким образом, что въехать или покинуть трассу, минуя КПП (контрольно-пропускной пункт) просто невозможно. КПП - это достаточно широкий участок дороги, на котором расположено множество турникетов. Часть их них предназначены для легкового автотранспорта, часть - для грузового и остальные турникеты - для проезда по специальным картам. Собственно, сам процесс въезда занимает не более 10-15 секунд. Водитель, подъехав к турникету и не выходя из машины, из окна нажимает на кнопку турникета, после чего автомат выдает магнитную карточку и шлагбаум поднимается. При выезде с трассы кассир считывает с магнитной карточки информацию о пройденном расстоянии и принимает плату. О подобных КПП извещают указатели. Во Франции они называются "Peage", а в Италии - "Alt Stazione".

В странах, где взимается годовой сбор, подтверждением оплаты служат этикетки, наклеенные на внутренней поверхности лобового стекла. Они распространяются в приграничных пунктах обмена валют и называются либо стикерами (по англ. sticker), либо виньетами (по франц. vignette). Причем, этикетку необходимо покупать на каждый конкретный автомобиль: переклеивать с одной машины на другую, во-первых, не принято, а во-вторых, практически невозможно из-за специально сделанных разрезов, которые при попытке отдирания от стекла обязательно порвутся.

Самыми дорогими являются платные автодороги Франции, где средняя стоимость проезда исчисляется 0,12 евро за километр. Проезд маршрутом Реймс-Шамони, длина которого составляет 623 километра, обойдется в 47 евро. Мзду за использование автобана в Германии взимают только с грузовых машин, которая в среднем составляет 0,15 евро за километр. Для легковушек проезд по магистралям бесплатный.

В Норвегии платный проезд существует при въезде в Осло и другие крупные города. Большие туннели и автострады почти все платные. Если путь лежит к Осло со стороны Гётеборга, то плата будет 2 раза по 20 крон. Если же маршрут продлевается дальше на Kristiansand, то платить еще придется неоднократно.

Как уже отмечалось, в Словакии оплата проезда подтверждается наличием на лобовом стекле автомобиля наклейки, которую можно купить на любой заправке. Причем, вторая часть этикетки должна быть сохранена. Семидневная поездка по Словакии оценивается в 150 крон или 150 рублей или 4 евро. Также есть возможность объезда платной части дороги. Но надо быть готовым, мягко говоря, к неудовлетворительному состоянию дороги и существует вероятность случайного въезда на платную дорогу, не заметив указатель платной дороги, что грозит штрафом.

В Италии протяженность платных дорог исчисляется 5600 километрами. Оплата производится непосредственно на магистралях в специализированных пунктах оплат. Обходится это примерно в 4 евро каждые 100 километров пробега. При выезде с автобана необходимо проявить внимательность: есть турникеты, которые принимают только кредитные карточки и турникеты, реагирующие на специальный пейджер. Опытные водители советуют выбирать ворота, на которых изображены монетки: около 200 километров можно сэкономить, проехав проселками. На более длительное расстояние «петляние» очень утомительно. Уж лучше не пожалеть 5 - 6 евро.

В Испании оплата также происходит на магистралях в пунктах оплат и стоит в среднем 3 евро на каждые 100 километров. В Испании платными являются только скоростные дороги, которые также можно объехать. Но бесплатные дороги достаточно плохи. Относительно узкие по ширине, они проходят через многочисленные прибрежные городки с неизменными пробками. И поэтому скорость движения не будет превышать 70 км/ч.
В Норвегии власти применяют мудрый подход к автомобилистам. Оплата также производится в специализированных пунктах, но если денег нет, то выдается чек, который нужно будет оплатить на заправке ESSO в следующий раз.

В Швеции и Дании проезд по магистралям бесплатный. Исключением является только мост Оресунд протяженностью 7,8 километра, стоимость проезда обойдется в 32 евро.
Бесплатно можно прокатиться по Украине, Эстонии, Латвии, Литве и Финляндии. Транзит по Белоруссии для россиян в течение суток обойдется в 4 евро, а если придется задержаться дольше, то это оценят в 12 евро.
Ну, и самая немудреная ситуация в Албании. Там магистраль одна и совершенно бесплатная.

Подводя итоги вышесказанного, остается лишь заметить, что, как ни выгадывая экономные маршруты путешествия, общая сумма на оплату проезда по европейским дорогам обычно составляет не более 3% от всех расходов. Так может не стоит тратить драгоценное время на поиски бесплатных дорог, а полноценно использовать это время и собственные силы на увлекательное путешествие.

Дополнительная информация:

  • онлайн продажа авиабилетов Аэрофлота на рейсы из Москвы и Питера;
  • при бронировании самостоятельных путешествий по Европе букинг гостиниц и кемпингов на русском языке будет незаменим;
  • билеты на "бюджетные" рейсы Germanwings из Москвы и Питера;
  • цены и скидки на аренду автомобилей в Европе Sixt и других прокатных компаний.

Одна из бед Европы совпадает с основной бедой России – это дороги, точнее оплата за них. Во многих странах Европы необходимо оплачивать пользование дорог, а именно приобретать так называемые виньетки.

Собираясь в автопутешествие по Европе, в отличие от автотуризма по России, нужно точно знать, где в каких странах необходимо приобретать эти самые виньетки. С каждым годом количество стран, где нужны виньетки все время увеличивается, уже даже и Германия поговаривает о введении оплаты для иностранцев за пользование автомобильными дорогами.

Что представляет собой виньетка? Это, как правило, небольшая наклейка, которая клеится на ветровое стекло, но в принципе ее можно и не клеить, а просто подсунуть её под стекло, но так чтобы она хорошо читалась с наружи. В некоторых странах в виньетку необходимо вписать гос. номер автомобиля.

Если номер автомобиля вписывает оператор, то обязательно проверьте правильность написания регистрационного знака.

О необходимости приобретения виньетки, как правило, указывается на информационном плакате при въезде в страну прямо на границе, приобрести ее можно, в основном на ближайшей АЗС или в киоске на границе.

Далее список стран, где необходимо приобретать виньетку: Молдавия, Чехия, Словакия, Румыния, Болгария, Словения, Венгрия, Австрия, и Швейцария. В Венгрии и Румынии действуют электронные виньетки, то есть вам выдается только чек, а за оплатой следят камеры.

В большинстве вышеперечисленных странах виньетки нужны только для проезда по магистралям, но учитывая, что вы, скорее всего, плохо ориентируетесь в этих странах, и не готовы плутать по второстепенным дорогам, то мы рекомендуем приобретать в обязательном порядке виньетки, и не трепать себе нервы (наверняка у вас есть, кто готов вам потрепать их).

Теперь по странам.

Молдавия.

Стоимость виньетки для легковых автомобилей 7 дней – 4 лей; 15 дней – 8 лей; 30 дней – 14 лей, 90 дней – 30 лей.

Чехия.

За виньетку в Чехии необходимо заплатить за 10 дней – 310 крон и 440 крон за 1 месяц. За проезд на мотоцикле плата не взимается.

Штраф за отсутствие виньетки составляет 5000 крон и при оплате на мете и может достигать до 500 000 крон при рассмотрении в суде.

Словакия.

Для легковых автомобилей виньетка на 10 дней стоит – 10 €; на год 14 € (для мотоциклов оплата не предусмотрена).

Румыния.

Стоимость виньетки в Румынии указана в Евро, при том что валюта в стране национальная, Лей. За семидневную виньетку придется заплатить 3 €; 30 дней – 7 € и 13 € за 90 дней.

Болгария.

Приобрести виньетку можно в специальных местах имеющих вывеску «ROAD CHARGING POINT» прямо на границе которые работают круглосуточно. Оплату принимают в €; $ и Болгарских левах.

Для легковых автомобилей стоимость виньетки: 7 дней – 5 €, 1 месяц – 13 €, мотоциклы освобождены от оплаты.

Штраф за отсутствие виньетки составит 300 Левов.

Словения.

В Словении цены на виньетки следующие:

для мотоциклов 7 дней – 7,50 €; 6 месяцев – 30 €;

Для легковых автомобилей 7 дней – 15 €; 1 месяц – 30 €;

Для микроавтобуса 7 дней – 30 €; 1 месяц – 60 €.

Прежде чем приклеить виньетку убедитесь, что она правильно прокомпостирована. По правилам не приклеенная в верхнем левом углу виньетка считается не действительной.

Венгрия.

Цена виньетки для мотоциклов и легковых автомобилей: 10 дней – 2975 Форинтов; 1 месяц 4780 форинтов.

Австрия.

Стоимость виньетки для легковых автомобилей 10 дней – 8,70 €; 2 месяца – 25,30 €, для автомобилей 5,00 € и 12,70 € соответственно. В случае отсутствия виньетки штраф на месте составит 120 € и может достигать до 3000 € в случае разбирательства в суде.

Швейцария.

В Швейцарии для легковых атомобилей предусмотрена всего одного вида виньетка которая действует с 1 декабря по 31 января и ее стоимость составляет 40 швейцарских франков.