Моторные масла, производимые в РФ, обозначаются по ГОСТ 17479.1-85. «Обозначение нефтепродуктов. Масла моторные».
Первая буква "М" означает, что масло является моторным . Основные показатели для классификации масел по ГОСТ 17479.1-85 - тип двигателя, эксплуатационные условия, форсирование двигателя, по которым масла разделяются на эксплуатационные группы, обозначаемые заглавными буквами:
· А - для нефорсированных двигателей;
· Б - для низкофорсированных двигателей;
· В - для среднефорсированных двигателей;
· Г - для высокофорсированных двигателей;
· Д - для высокофорсированных дизелей, работающих в тяжелых условиях эксплуатации;
· Е - для тихоходных дизелей, работающих на топливе с высоким содержанием серы (до 3,5%); масла этой группы на тракторах и автомобилях не применяются.
Вторым показателем является тип двигателя, который обозначается индексом, следующим за обозначением группы: для бензинового двигателя - 1 (например, Г 1), для дизельного - 2 (например, Г 2); когда масло подходит и для бензинового, и для дизельного двигателя индекс опускается (например, Г).
Для тяжелых условий работы нужны особые свойства масла. В частности, свойства масла улучшаются при введении присадок, поэтому содержание присадок в масле может служить некоторым показателем его качества и назначения (см. табл.1).
Группы масла и содержание присадок
Таблица 1
Автомобильные и тракторные дизели по условиям работы масла разделяются на три группы:
· двигатели первой группы работают в легких условиях, для них рекомендуется применять масла группы В;
· двигатели второй группы - режим работы средней тяжести, рекомендуется применять масла группы Г;
· двигатели третьей группы - режим работы тяжелый, рекомендуется применять масла группы Д.
Бензиновые (карбюраторные) автомобильные двигатели разделяются на две группы:
· двигатели с режимом работы средней тяжести, для них применяются масла группы В;
· двигатели с тяжелым режимом работы, для них применяются масла группы Г.
В маркировке масел по ГОСТ 17479.1-85 после буквы назначения масла (М - моторное), следует цифровой символ класса вязкости, численное значение которого приблизительно равно вязкости масла (в мм 2 /с или в сантиСтоксах (сСт) * при температуре 100 °С) – 6; 8; 10 и т.д., или Зз/8; 4з/6 и т.д. Буквенный индекс «з» указывает, что в масло введены загустители, увеличивающие индекс вязкости масла (уменьшающие зависимость вязкости масла от температуры ), т.е. масло может применяться как всесезонное. Далее следует буква (А, Б, В и т.д.), обозначающая степень форсирования двигателя, с индексом (1 или 2), указывающим тип двигателя, (бензиновый, дизельный).
(*1мм 2 /с = 1 сСт -сантиСтоксу).
Примеры полного обозначения масел:
· масло М-10-Г 2 - моторное (М) сезонное масло с вязкостью (при температуре 100°С) примерно 1ОсСт (10), предназначенное для высокофорсированных (Г) дизельных (2) двигателей;
· масло М- 6з/10-В -моторное (М), всесезонное масло (6з/10), вязкость которого повышена (при температуре 100°С) с 6 сСт (6) введением загустителей (з) до 10 сСт (10), предназначенное для среднефорсированных (В) бензиновых и дизельных двигателей (без индекса);
· масло М - 8 - В 2 Г 1 - моторное (М), вязкость которого (при температуре 100°С) 8 сСт (8), предназначенное для среднефорсированных (В) дизельных (2) и высокофорсированных (Г) бензиновых (1) двигателей.
После такого обозначения марки масла могут быть дополнительные индексы, характеризующие специальные свойства, состав или назначение масла. Например, в обозначении марки масла М-8-Г 2 (к), буква «к» означает, что масло предназначено для высокофорсированных дизельных двигателей автомобилей КамАЗ и тракторов К-701 (это «зимнее КамАЗовское»масло); М-10-Г 2 к- «летнее КамАЗовское»масло; в обозначении марки М- 10-Г (и), буква «и» означает, что в масло введены импортные присадки; в обозначении марки М - 8-В 2 (т), буква «т» означает, что масло пригодно и для трансмиссии ; в обозначении марки М-10-Д(м),буква «м» означает, что масло малозольное. Масла М-8-Д(м)и М-10-Д(м)оптимизированы для применения в двигателях с турбонаддувом.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
2. Обозначение моторных масел состоит из групп знаков, первая из которых обозначается буквой М (моторное) и не зависит от состава и свойств масла; вторая - цифрами, характеризующими класс кинематической вязкости; третья - прописными буквами и обозначает принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам.
3. В зависимости от кинематической вязкости моторные масла делят на классы (табл. 1). Для всесезонных классов (обозначение дробью) указывают принадлежность к одному из зимних (числитель дроби) и одному из летних (знаменатель дроби) классов.
При классификации моторных масел в соответствии с международными требованиями следует использовать таблицу приложения 4.
Таблица 1
Класс вязкости |
Кинематическая вязкость, мм 2 /с (сСт), при температуре |
|
18 °С, не более * |
||
Не менее 3,8 |
||
Св. 5,6 до 7,0 включ. |
||
» 7,0 » 9,3 » |
||
» 9,3 » 11,5 » |
||
» 11,5 » 12,5 » |
||
» 12,5 » 14,5 » |
||
» 14,5 » 16,3 » |
||
» 16,3 » 21,9 » |
||
» 21,9 » 26,1 » |
||
» 7,0 » 9,3 » |
||
» 5,6 » 7,0 » |
||
» 7,0 » 9,3 » |
||
» 9,3 » 11,5 » |
||
» 9,3 » 11,5 » |
||
» 11,5 » 12,5 » |
||
» 12,5 » 14,5 » |
||
» 9,3 » 11,5 » |
||
» 12,5 » 14,5 » |
||
» 14,5 » 16,3 » |
* Определяется по номограмме до введения в действие стандарта на определение динамической вязкости при температурах ниже 0 °С.
4. В зависимости от области применения моторные масла делят на группы А, Б, В, Г, Д, Е (табл. 2).
Таблица 2
Группа масла по эксплуатационным свойствам |
|||
Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели |
|||
Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников |
|||
Малофорсированные дизели |
|||
Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений |
|||
Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений |
|||
Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению |
|||
Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений |
|||
Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых чем для масел группы Г 1 |
|||
Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений |
|||
Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел групп Д 1 и Д 2 . Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами |
|||
Индекс 1 присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 - для дизелей. Универсальные моторные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в бензиновых двигателях одного уровня форсирования (обозначаемые одинаковой буквой, табл. 2), индекса в обозначении не имеют. Универсальные моторные масла, принадлежащие к разным группам, должны иметь двойное обозначение, в котором первое характеризует качество масла при применении в дизелях, второе - в бензиновых двигателях.
Примеры обозначения моторных масел:
В - универсальное масло для среднефорсированных дизельных и бензиновых двигателей;
М-4 3 /8-В 2 Г 1 ,
где М - моторное масло, 4 3 /8 - класс вязкости (табл. 1),
В 2 Г 1 - масло для использования как в среднефорсированных дизелях (В 2), так и в высокофорсированных бензиновых двигателях (Г 1);
М-14-Д (цл20),
т - трансмиссионное масло.
(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).
4.1. Группу моторных масел устанавливают при разработке новых масел, постановке их на производство и сертификации товарных масел по результатам моторных испытаний, предусмотренных табл. 3.
Таблица 3
Определяемое свойство |
Группа масла |
Метод испытания |
||||||
1. Образование отложений: |
||||||||
По ГОСТ 20991 |
||||||||
По ГОСТ 20994 |
||||||||
2. Антиокислительные свойства |
По ГОСТ 20457 или методу ИКМ-40Р (загущенные масла) или по методике Питтер W-1 |
|||||||
3. Коррозионная активность |
Метод ИКМ-40К или по методике Питтер W-1 |
|||||||
или по методу Д-245К |
||||||||
По ГОСТ 20303 |
||||||||
метод Д-240 |
||||||||
метод Д-245 |
Примечания:
1. Проведение испытаний по данному показателю обозначено знаком «+».
2. Моторные свойства для масел групп Д, Д 1 , Е, Е 1 , Е 2 не нормируются до завершения работ по установлению их эксплуатационных характеристик (после чего вышеуказанные группы масел будут включены в таблицу).
(Измененная редакция, Изм. № 3).
5. Соответствие обозначений моторных масел по настоящему стандарту принятым в нормативно-технической документации и зарубежным классификациям приведено в приложениях 1 - 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное
Соответствие обозначений моторных масел по настоящему стандарту принятым в нормативно-технической документации
Обозначение масла по настоящему стандарту |
Принятое обозначение масла |
Нормативно-техническая документация |
МТЗ-10П(М-6 3 /10Б 2) |
||
М-16ИХП-3(М-16В 2) |
||
М-10-Г 2 (цс) |
||
ТУ 38.401-58-21 |
||
М-8-Г 2 (ки) |
||
М-10-Г 2 (ки) |
||
М-14-Г 2 (цс) |
||
М-16-Г 2 (цс) |
||
М-10-Д 2 (цл 20) |
||
М-14-Д 2 (цл 20) |
||
М-14-Д 2 (цл 30) |
||
ТУ 38.401-58-21 |
||
М-6/14-Д 2 (м) |
||
ТУ 38.401-58-98 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное
Ориентировочное соответствие классов вязкости моторных масел настоящего стандарта классификации SAE J 300 JUN 87
Класс вязкости |
Класс вязкости |
||
ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2. (Измененная редакция, Изм. № 2, 3).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Справочное
Ориентировочное соответствие групп моторных масел по эксплуатационным свойствам
ПРИЛОЖЕНИЯ 3. (Измененная редакция, Изм. № 3).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Справочное
Классы SAE по вязкости для моторных масел
Классы SAE по вязкости |
Вязкость (см. примечание 1), мПа?с, при температуре, °С, макс. |
Температура прокачиваемости (см. примечание 2), °С, макс. |
Вязкость (см. примечания 3 и 4), мм 2 /с, при 100 °С |
Не менее 3,8 |
|||
Св. 5,6 до 9,3 включ. |
|||
» 9,3 » 12,5 » |
|||
» 12,5 » 16,3 » |
|||
» 16,3 » 21,9 » |
|||
» 21,9 » 26,1 » |
Примечания:
1. Динамическую вязкость определяют по методу ASTM D 2602 «Метод определения кажущейся вязкости моторных масел в диапазоне от минус 40 °С до 0 °С на имитаторе холодного пуска (CCS).
2. Для определения предельной температуры прокачиваемости моторных масел SAE 0W, 20W, 25W используют метод ASTM D 3829 или СЕС L-32-T-82.
Для определения предельной температуры прокачиваемости моторных масел SAE 5W, 10W и 15W используют метод ASTM D 4684.
3. Кинематическую вязкость определяют в капиллярном вискозиметре по методу ASTM D 445.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. (Введено дополнительно, Изм. № 3).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1 . РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
2 . УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20.12.85 № 4380
Изменение № 3 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 15 от 28.05.99)
Наименование государства |
Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика |
Азгосстандарт |
Республика Беларусь |
Госстандарт Беларуси |
Республика Казахстан |
Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизская Республика |
Киргизстандарт |
Республика Молдова |
Молдовастандарт |
Госстандарт России |
|
Республика Таджикистан |
Таджикгосстандарт |
Туркменистан |
Главная государственная инспекция Туркменистана |
Республика Узбекистан |
Узгосстандарт |
Госстандарт Украины |
3 . ВЗАМЕН ГОСТ 17479-72
4 . ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Номер пункта, приложения |
|
ГОСТ 6360-83 |
Приложение 1 |
ГОСТ 8581-78 |
|
ГОСТ 10541-78 |
|
ГОСТ 12337-84 |
|
ГОСТ 20303-74 |
|
ГОСТ 20457-75 |
|
ГОСТ 20991-75 |
|
ГОСТ 20994-75 |
|
ГОСТ 23497-79 |
Приложение 1 |
ГОСТ 25770-83 |
|
ТУ 38.101264-72 |
|
ТУ 38.101265-88 |
|
ТУ 38.101277-85 |
|
ТУ 38.1011278-89 |
|
ТУ 38.401-58-21-91 |
|
ТУ 38.401-58-98-94 |
|
ТУ 38.401595-86 |
|
ТУ 38.401682-88 |
|
ТУ 38.401699-88 |
|
ТУ 38.401-938-92 |
5 . Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 11.12.91 № 1931
6 . ИЗДАНИЕ с Изменениями № 1, 2, 3, утвержденными в декабре 1987 г., декабре 1991 г., августе 1999 г. (ИУС 3-88, 3-92, 11-99)
Российские моторные масла классифицируются согласно ГОСТ 17479.1-85 . Основное разделение по вязкости. Также масла делятся на группы по их назначению и эксплуатационным свойствам.
Обозначение состоит из знаков:
- Всегда буква М - обозначает что масло М оторное;
- Цифры, характеризующие вязкость;
- Буквы обозначают принадлежность к группе по свойствам масла.
Классы вязкости масел ГОСТ 17479.1-85
По вязкости масла делятся на классы. Всесезонные классы обозначаются дробью у которой числитель - зимний класс, а знаменатель - летний.
В таблице буква з
рядом с цифрой обозначает зиму. Лето не обозначается буквой.
Класс вязкости | Кинематическая вязкость, мм при температуре | |
---|---|---|
+100°С | не более -18°С | |
3з | не менее 3,8 | 1250 |
4з | » » 4,1 | 2600 |
5з | » » 5,6 | 6000 |
6з | » » 5,6 | 10400 |
6 | от 5,6 до 7,0 включительно | - |
8 | » 7,0 » 9,3 » | - |
10 | » 9,3 » 11,5 » | - |
12 | » 11,5 » 12,5 » | - |
14 | » 12,5 » 14,5 » | - |
16 | » 14,5 » 16,3 » | - |
20 | » 16,3 » 21,9 » | - |
24 | » 21,9 » 26,1 » | - |
3з/8 | » 7,0 » 9,3 » | 1250 |
4з/6 | » 5,6 » 7,0 » | 2600 |
4з/8 | » 7,0 » 9,3 » | 2600 |
4з/10 | » 9,3 » 11,5 » | 2600 |
5з/10 | » 9,3 » 11,5 » | 6000 |
5з/12 | » 11,5 » 12,5 » | 6000 |
5з/14 | » 12,5 » 14,5 » | 6000 |
6з/10 | » 9,3 » 11,5 » | 10400 |
6з/14 | » 12,5 » 14,5 » | 10400 |
6з/16 | » 12,5 » 14,5 » | 10400 |
Группы масел по их назначению ГОСТ 17479.1-85
Прописная буква, в названии масла обозначает принадлежность к той или иной группе по свойствам.
Группа | Рекомендуемая область применения | |
---|---|---|
А | Нефорсированные бензиновые и дизельные двигатели.||
Б | Б1 | Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, высоких температур, в результате чего в них накапливаются отложения, а также ржавеют подшипники. |
Б2 | Малофорсированные дизельные двигатели. | |
В | В1 | Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, при которых часто окисляется масло и образуются все типы отложений. |
В2 | Среднефорсированные дизельные двигатели с повышенными требованиями к антикоррозионным и противоизносным свойствам моторных масел. Способность масла блокировать образование высокотемпературных отложений. | |
Г | Г1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых условиях, вследствие которых масло окисляется, образуя ржавчину и все виды отложений. |
Г2 | Высокофорсированные дизельные двигатели с умеренным наддувом или вовсе без наддува, работающие в условиях при которых образуются высокотемпературные отложения. | |
Д | Д1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, ещё более тяжелых, чем двигатели масел группы Г1. |
Д2 | Высокофорсированные дизельные двигатели с наддувом, работающие в тяжелых условиях. Также это двигатели у которых топливо требует масло с высокой нейтрализующей способностью, малой склонностью к образованию разных отложений, также с противоизносными и антикоррозионными свойствами. | |
Е | Е1 | Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в условиях ещё более тяжелых, чем двигатели для масел групп Д1 и Д2. Повышенная рассеивающая способность и лучшими противоизносные свойства |
Е2 |
Пример использования ГОСТ 17479.1-85
Пример этикетки моторного масла. Обозначение М-14В2 соответственно обозначает: Масло - летнее, 14 класс вязкости, предназначено для среднефорсированных дизельных двигателей.
Масло М-14В2 по своим свойствам соответствует SAE 40 .
Соответствие ГОСТ 17479.1-85 и SAE
ГОСТ 17479.1-85 | SAE |
---|---|
3з | 5W |
4з | 10W |
5з | 15W |
6з | 20W |
6 | 20 |
8 | 20 |
10 | 30 |
12 | 30 |
14 | 40 |
16 | 40 |
20 | 50 |
24 | 60 |
3з/8 | 5W-20 |
4з/6 | 10W-20 |
4з/8 | 10W-20 |
4з/10 | 10W-30 |
Наш интернет-магазин специализируется на продаже автомобильных масел. Мы сотрудничаем только с проверенными поставщиками. Исключены подделки. Доставка масла возможна в любую точку России.
Дата введения 01.01.87
1. Настоящий стандарт устанавливает классификацию и обозначение моторных масел, применяемых в автомобилях, тракторах, тепловозах, сельскохозяйственной, дорожной, судовой и другой технике.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
2. Обозначение моторных масел состоит из групп знаков, первая из которых обозначается буквой М (моторное) и не зависит от состава и свойств масла; вторая - цифрами, характеризующими класс кинематической вязкости; третья - прописными буквами и обозначает принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам.
3. В зависимости от кинематической вязкости моторные масла делят на классы (табл. 1). Для всесезонных классов (обозначение дробью) указывают принадлежность к одному из зимних (числитель дроби) и одному из летних (знаменатель дроби) классов.
При классификации моторных масел в соответствии с международными требованиями следует использовать таблицу .
Таблица 1
Класс вязкости |
Кинематическая вязкость, мм 2 /с (сСт), при температуре |
|
100 °С |
18 °С, не более* |
|
Не менее 3,8 |
1250 |
|
»»4,1 |
2600 |
|
»»5,6 |
6000 |
|
»»5,6 |
10400 |
|
Св. 5,6 до 7,0 включ. |
||
»7,0»9,3» |
||
»9,3»11,5» |
||
»11,5 »12,5 » |
||
»12,5 »14,5 » |
||
»14,5 »16,3 » |
||
»16,3 »21,9 » |
||
»21,9 »26,1 » |
||
3 3 /8 |
»7,0»9,3 » |
1250 |
4 3 /6 |
»5,6»7,0 » |
2600 |
4 3 /8 |
»7,0»9,3 » |
2600 |
4 3 /10 |
»9,3»11,5 » |
2600 |
5 3 /10 |
»9,3»11,5 » |
6000 |
5 3 /12 |
»11,5 »12,5 » |
6000 |
5 3 /14 |
»12,5 »14,5 » |
6000 |
6 3 /10 |
»9,3»11,5 » |
10400 |
6 3 /14 |
»12,5 »14,5 » |
10400 |
6 3 /16 |
»14,5 »16,3 » |
10400 |
* Определяется по номограмме до введения в действие стандарта на определение динамической вязкости при температурах ниже 0 °С.
(Измененная редакция, Изм. № 3 ).
4. В зависимости от области применения моторные масла делят на группы А, Б, В, Г, Д, Е (табл. 2).
Таблица 2
Группа масла по эксплуатационным свойствам |
||
Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели |
||
Б 1 |
Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников |
|
Б 2 |
Малофорсированные дизели |
|
В 1 |
Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений |
|
в 2 |
Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений |
|
г 1 |
Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению |
|
г 2 |
Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений |
|
Д 1 |
Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых чем для масел группы Г 1 |
|
Д 2 |
Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений |
|
Е 1 |
Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел групп Д 1 и Д 2 . Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами |
|
Е 2 |
Индекс 1 присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 - для дизелей. Универсальные моторные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в бензиновых двигателях одного уровня форсирования (обозначаемые одинаковой буквой, табл. 2), индекса в обозначении не имеют. Универсальные моторные масла, принадлежащие к разным группам, должны иметь двойное обозначение, в котором первое характеризует качество масла при применении в дизелях, второе - в бензиновых двигателях.
Примеры обозначения моторных масел:
М-8-В 1 ,
где М - моторное масло, 8 - класс вязкости (),
В 1 - масло для среднефорсированных бензиновых двигателей;
М-6 3 /10-В,
где М - моторное масло, 6 3 /10 - класс вязкости (),
В - универсальное масло для среднефорсированных дизельных и бензиновых двигателей;
М-4 3 /8-В 2 Г 1 ,
В 2 Г 1 - масло для использования как в среднефорсированных дизелях (В 2), так и в высокофорсированных бензиновых двигателях (Г 1);
М-14-Д(цл20),
где М - моторное масло, 14 - класс вязкости (),
Д - масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, цл 20 - масло может быть использовано в циркуляционных и лубрикаторных системах смазки и имеет щелочность около 20 мг КОН/г;
М-4 3 /8-Д(т),
где М - моторное масло, 4 3 /8 - класс вязкости (),
Д - масло для высокофорсированных дизелей с наддувом,
т - трансмиссионное масло.
(Измененная редакция, Изм. № 2, 3 ).
4.1. Группу моторных масел устанавливают при разработке новых масел, постановке их на производство и сертификации товарных масел по результатам моторных испытаний, предусмотренных табл. 3.
Таблица 3
Определяемое свойство |
Группа масла |
Метод испытания |
||||||
в 1 |
в 2 |
г 1 |
г 2 |
д 2 |
||||
1. Образование отложений: |
||||||||
при высоких температурах |
По ГОСТ 20991 |
|||||||
при низких температурах |
По ГОСТ 20994 |
|||||||
2. Антиокислительные свойства |
По ГОСТ 20457 или методу ИКМ-40Р (загущенные масла) или по методике Питтер W-1 |
|||||||
3. Коррозионная активность |
Метод ИКМ-40К или по методике Питтер W-1 |
|||||||
или по методу Д-245К |
||||||||
4. Моющие свойства |
По ГОСТ 20303 |
|||||||
метод Д-240 |
||||||||
метод Д-245 |
Примечания:
1. Проведение испытаний по данному показателю обозначено знаком «+».
2. Моторные свойства для масел групп Д, Д 1 , Е, Е 1 Е 2 не нормируются до завершения работ по установлению их эксплуатационных характеристик (после чего вышеуказанные группы масел будут включены в таблицу).
(Измененная редакция, Изм. № 3 ).
5. Соответствие обозначений моторных масел по настоящему стандарту принятым в нормативно-технической документации и зарубежным классификациям приведено в приложениях 1-.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное
Соответствие обозначений моторных масел по настоящему стандарту принятым в нормативно-технической документации
Обозначение масла по настоящему стандарту |
Принятое обозначение масла |
Нормативно-техническая документация |
М-8-В |
М-8В |
ГОСТ 10541 |
М-4 3 /6-В 1 |
М-4 3 /6В 1 |
ГОСТ 10541 |
М-6 3 /10-В |
М-6/10В |
ГОСТ 10541 |
М-5 3 /10-Г, |
М-5 3 /10Г 1 |
ГОСТ 10541 |
М-6 3 /12-Г, |
М-6 3 /12Г 1 |
ГОСТ 10541 |
М-20-А |
МС-20П |
ТУ 38.101265 |
М-16-Б 2 (т) |
МТ-16П |
ГОСТ 6360 |
М-8-А(т) |
Мт-8П |
ТУ 38.101277 |
М-6 3 /10-Б 2 |
МТЗ-10П(М-6 3 /10Б 2) |
ГОСТ 25770 |
М-14-Б 2 |
М-14Б |
ТУ 38.101264 |
М-10-В 2 |
М-10В 2 |
ГОСТ 8581 |
М-8-В 2 |
М-8В 2 С |
ТУ 38.401595 |
М-10-В 2 (с) |
М-10В 2 С |
ГОСТ 12337 |
М-14-В 2 |
М-14В 2 |
ГОСТ 12337 |
М-14-В 2 (з) |
М-14В 2 3 |
ГОСТ 23497 |
М-16-В 2 |
М-16ИХП-3(М-16В 2) |
ГОСТ 25770 |
М-20-В 2 |
М-20В 2 |
ГОСТ 23497 |
М-20-В 2 (ф) |
М-20В 2 Ф |
ГОСТ 12337 |
М-10-Г 2 (цс) |
М-10Г 2 ЦС |
ГОСТ 12337 |
М-8-Г 2 |
М-8Г 2 |
ГОСТ 8581 |
М-10-Г 2 |
М-10Г 2 |
ГОСТ 8581 |
М-8-Г 2 (к) |
М-8Г 2 к |
ГОСТ 8581 |
М-10-Г 2 (к) |
М-10Г 2 к |
ГОСТ 8581 |
М-10-Г 2 (у) |
М-10Г 2 У |
ТУ 38.401-58-21 |
М-8-Г 2 (ки) |
М-8Г 2 КИ |
ТУ 38.1011278 |
М-10-Г 2 (ки) |
М-10Г 2 КИ |
ТУ 38.1011278 |
М-14-Г 2 (цс) |
М-14Г 2 ЦС |
ГОСТ 12337 |
М-14-Г 2 |
М-14Г 2 |
ГОСТ 12337 |
М-16-Г 2 (цс) |
М-16Г 2 ЦС |
ГОСТ 12337 |
М-20-Г 2 |
М-20Г, |
ГОСТ 12337 |
М-10-Д 2 (м) |
м-10дм |
ГОСТ 8581 |
М-8-Д 2 (м) |
М-8ДМ |
ГОСТ 8581 |
М-14-Д 2 (м) |
М-МДМ |
ТУ 38.401682 |
М-10-Д 2 (цл20) |
М-10ДЦЛ-20 |
ГОСТ 12337 |
М-14-Д 2 (цл20) |
М-14ДЦЛ-20 |
ГОСТ 12337 |
М-14-Д 2 (цл30) |
М-14ДЦЛ-30 |
ГОСТ 12337 |
М-16-Д 2 (р) |
М-16ДР |
ГОСТ 12337 |
М-4/8Г(рк) |
М-4 3 /8ГРК |
ТУ 38.401699 |
М-8-Г 2 (У) |
М-8Г 2 У |
ТУ 38.401-58-21 |
М-6/14-Д 2 (м) |
М-6/14ДМ |
ТУ 38.401-938 |
М-14-Г 2 (к) |
М-14Г 2 К |
ТУ 38.401-58-98 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное
Ориентировочное соответствие классов вязкости моторных масел настоящего стандарта классификации SAE J 300 JUN 87
Класс вязкости |
Класс вязкости |
||
3 3 /8 |
5W-20 |
||
4 3 /6 |
10W-20 |
||
4 3 /8 |
10W-20 |
||
4 3 /10 |
10W-30 |
||
5 3 /10 |
15W-30 |
||
5 3 /12 |
15W-30 |
||
5 3 /14 |
15W-40 |
||
6 3 /10 |
20W-30 |
||
6 3 /14 |
20W-40 |
||
6 3 /16 |
20W-40 |
ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2. (Измененная редакция, Изм. № 2, 3 ).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Справочное
Классы SAE по вязкости |
Вязкость (см. примечание 1), мПа·с, при температуре, °С, макс. |
Температура прокачиваемости (см. примечание 2), °С, макс. |
Вязкость (см. примечания 3 и 4), мм 2 /с, при 100 °С |
3250 при-30 |
Не менее 3,8 |
||
3500 » -25 |
»»3,8 |
||
3500 » -20 |
»»4,1 |
||
3500 » - 15 |
»»5,6 |
||
4500 » - 10 |
»»5,6 |
||
6000 » - 5 |
»»9,3 |
||
Св. 5,6 до 9,3 включ. |
|||
»9,3»12,5» |
|||
»12,5 »16,3» |
|||
»16,3 »21,9» |
|||
»21,9 »26,1» |
Примечания:
1. Динамическую вязкость определяют по методу ASTM D 2602 «Метод определения кажущейся вязкости моторных масел в диапазоне от минус 40 °С до 0 °С на имитаторе холодного пуска (CCS).
2. Для определения предельной температуры прокачиваемости моторных масел SAE 0W, 20W, 25W используют метод ASTM D 3829 или СЕС L-32-T-82.
Для определения предельной температуры прокачиваемости моторных масел SAE 5W, 10W и 15W используют метод ASTM D 4684.
3. Кинематическую вязкость определяют в капиллярном вискозиметре по методу ASTM D 445.
4. Некоторые изготовители двигателей рекомендуют также пределы вязкости, измеренной при температуре 150 °С и скорости сдвига 10 6 с -1 .
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 . (Введено дополнительно, Изм. № 3 ).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20.12.85 № 4380
Изменение № 3 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 15 от 28.05.99)
Наименование государства |
Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика |
Азгосстандарт |
Республика Беларусь |
Госстандарт Беларуси |
Республика Казахстан |
Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизская Республика |
Киргизстандарт |
Республика Молдова |
Молдовастандарт |
Российская Федерация |
Госстандарт России |
Республика Таджикистан |
Таджикгосстандарт |
Туркменистан |
Главная государственная инспекция Туркменистана |
Республика Узбекистан |
Узгосстандарт |
Украина |
Госстандарт Украины |
3. ВЗАМЕН ГОСТ 17479-72
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Номер пункта, приложения |
|
ГОСТ 6360-83 |
Приложение 1 |
ГОСТ 8581-78 |
То же |
ГОСТ 10541-78 |
|
ГОСТ 12337-84 |
|
ГОСТ 20303-74 |
|
ГОСТ 20457-75 |
|
ГОСТ 20991-75 |
|
ГОСТ 20994-75 |
|
ГОСТ 23497-79 |
Приложение 1 |
ГОСТ 25770-83 |
То же |
ТУ 38.101264-72 |
|
ТУ 38.101265-88 |
|
ТУ 38.101277-85 |
|
ТУ 38.1011278-89 |
|
ТУ 38.401-58-21-91 |
|
ТУ 38.401-58-98-94 |
|
ТУ 38.401595-86 |
|
ТУ 38.401682-88 |
|
ТУ 38.401699-88 |
|
ТУ 38.401-938-92 |
5. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 11.12.91 № 1931
6. ИЗДАНИЕ с Изменениями № 1, 2, 3, утвержденными в декабре 1987 г., декабре 1991 г., августе 1999 г. (ИУС 3-88, 3-92, 11-99)