Дух экстаза. История знаменитой статуэтки. История создания эмблемы Rolls-Royce Терпение и труд

Вконтакте

09.12.2016, 17:17 25935 0 Александра Александра

Откуда пришло веяние устанавливать на капот автомобиля фигурку в качестве эмблемы? Возможно это еще с тех времен, когда самую выступающую часть кораблей украшали рострами - носовые фигурами. Для корабля это был очень важный элемент. Даже в древнем Риме победители в качестве трофея снимали с поверженных кораблей ростры, символизирующие защиту или благосклонность богов.
Вот так и фигурки на радиаторах стали позиционировать, как некий оберег или самовыражения владельца. Как бы там ни было, но во все времена существовала мода украшать автомобили носовыми скульптурками, маскотами. Однако Генри Ройс, презирал это увлечение и приходил в бешенство, когда встречал машины своей марки с фигуркой на капоте.

Первая фигурка на капоте Rolls-Royce появилась в 1911 году.

По заказу барона Монтегю его товарищ, скульптор Чарльз Робинсон Сайкс изготовил статуэтку под названием «Silver Ghost», что в переводе означает «Серебряный призрак».

Барон был известным, красивым и состоятельным. Он был энтузиастом автомобильной техники и близким другом Чарльза Роллса и инженера Фредерика Ройса - основателей компании Rolls-Royce.

У барона Монтегю был любимый автомобиль и любимая женщина. Так он и придумал разместить на капоте своего Rolls-Royce женскую фигурку, моделью для которой выбрал красивейшую девушку, свою секретаршу и любовницу – Элеонору Веласко Торнтон.

И вот на улицах Лондона появился автомобиль с прекрасной статуэткой в виде полуобнаженной женщины с откинутыми назад руками в развевающемся от ветра одеянии . Многие не оценили поступка и сочли его легкомысленной прихотью барона.

Жон Монтегю был представителем высшего света Англии. На своем Rolls-Royce он возил короля Эдуарда, и именно его автомобиль с двойным «R» первым в истории марки въехал в ворота английского парламента.

Позже скульптурка настолько пришлась по вкусу создателям Rolls-Royce, что они попросили разрешения у барона на использование маскота для украшения всех автомобилей, производимых компанией. За свою столетнюю историю статуэтка обрела множество разных имен. Среди них - «Дух экстаза», «Дух восторга», «Серебряная леди», «Эмили», «Летящая леди» и даже одно забавное прозвище «Элли в ночнушке».

Сначала «Дух экстаза» предлагалась как опция, а позднее - серийно для всех «роллс-ройсов», хотя Генри Ройс недолюбливал подобные «безделушки». Позже сам согласился, что скульптура «Дух экстаза» достойна автомобиля под его именем, но до конца своих дней всё же ездил без каких-либо фигурок на радиаторе, считая, что они нарушают гладкость линии и силуэт автомобиля.

Каждая фигурка «Дух экстаза» делалась вручную. Литьё выполняли в соответствии с тысячелетним «принципом утраченной формы». По этой технологии, официально называемой «литьём по выплавляемым моделям», нужно разрушить форму, чтобы достать заготовку. Это объясняет тот факт, почему ни одна фигура не является точной копией другой. До 1951 года внизу каждого из уникальных экземпляров красовалась монограмма Чарльза Сайкса. Первые фигурки, лично подписанные Сайксом, и сегодня принадлежат к престижным объектам коллекционирования. Первые статуэтки были вылиты из баббита, позже - из бронзы и хромированной нержавеющей стали, но по специальному заказу изготавливались фигурки из серебра, золота и даже из калённого стекла с подсветкой. Все фигурки полировались вручную молотыми черешневыми косточками.

Существовало несколько модификаций фигурки, одна из которых, «коленопреклонённая», выпускалась с 1934 года. Это было связано с тем, что по мусульманским законам женщина не имела права идти впереди мужчины.

Возвращаясь к истории Элеонор и барона, скажем, что их роман был недолгим. В 1915 году влюбленные решили посетить Индию, выбрав для путешествия корабль «Персия».

30 ноября германская подводная лодка атаковала судно. Последствия оказались трагическими: судно стало стремительно тонуть. Экипажу не хватило времени даже спустить на воду шлюпки. На корабле находился 501 человек, и 330 не успели спастись. Барона Монтегю спасло чудо, а Элеонора Торнтон погибла. Но Имя Элеонор, благодаря барону, останется в истории навсегда, а ее облик теперь неразрывно связан с легендарным автомобилем.

Столетиями любовь определяла развитие мирового искусства. За каждым шедевром стоит недосказанная история чувств, и у каждого она своя. Образы муз, окруженные таинственным ореолом, увековечены в произведениях литературы, живописи и музыки. И лишь одной было суждено обрести бессмертие в легендарном символе самой роскошной марки в мире.

В начале позапрошлого столетия лорд Монтегю, любитель роскошных автомобилей, основатель и редактор журнала «The Car Illustrated», поручил скульптору-модернисту Ч. Сайксу изготовить маскот для его Rolls-Royce. Моделью для талисмана стала личный секретарь лорда, превосходная Элеанора Торнтон, которая обладала красотой, интеллектом, характером, но социальный статус которой не позволял ей выйти замуж за лорда. Их чувства были полны страсти и не нуждались в словах и объяснениях, поэтому архитектор, вдохновлённый глубиной чувств мезальянса, воплотил образ Элеаноры в бронзовой статуэтке, робко приложившей пальчик к губам в знак тайны, связывающей судьбы помощницы и богатого лорда…

Элеанора Торнтон (слева) и Чарльз Сайкс (в центре)

Эту статуэтку, названную «Шёпот», Ч. Сайкс доработал в 1911 году, подарив ей еще больше динамичности, грации и вместе с тем новое имя. С этого момента она стала украшать капот каждого автомобиля Rolls-Royce. «Летящая леди», или «Дух экстаза» ─ таким стало новое имя талисмана. Однако сама мисс Торнтон не дожила до всемирной славы.

Элеанора Торнтон

Решившись на романтичный побег с возлюбленным, Элеанора трагически погибла при кораблекрушении у берегов Крита в 1915 году. Предполагалось, что лорд Монтегю также утонул, однако он выжил и с большим удовольствием наслаждался чтением своего некролога в «The Times». Лорд Монтегю сохранил в сердце воспоминания о своей Элеаноре, а ее образ обрел бессмертие в статуэтке «Летящей леди», воплотившей эту трагичную и прекрасную историю любви.

С тех пор «Дух экстаза» стала символом марки, музой, вдохновившей дом Rolls-Royce на уникальные творения. В честь столетия талисмана марка заказала у известного художника Джона Ранкина серию из ста фоторабот, раскрывших новое видение легендарного образа.

Фото из серии «Дух Экстаза», фотограф Джон Ранкин

А в прошлом году Rolls-Royce решила оживить «Летящую леди» в автомобиле будущего. Так, Элеанора стала искусственным интеллектом и голосом нового концепта беспилотного Rolls-Royce 103 EX, а вместе с тем надежным помощником каждого владельца Rolls-Royce. Позже дом Rolls-Royce отдал дань «Духу экстаза» в короткометражном фильме, в котором оскароносная Кейт Уинслейт от лица «Летящей леди» рассказала о захватывающей истории зарождения марки.

Сегодня статуэтка «Дух экстаза» является одним из самых узнаваемых символов в мире, воплотивших в себе красоту, роскошь и дань вечной любви, безмолвно указывая путь каждому клиенту Rolls-Royce.

Ни одна не является столь же ценной и желанной кроме статуэтки Rolls-Royce, которая красуется на капоте. Именно поэтому инженеры компании защитили знаменитую эмблему с крыльями от потенциальных злоумышленников, которые захотят ее украсть.

Каждый автомобиль Rolls-Royce в стандартной комплектации, начиная с 1920 года, поставляется с эмблемой на капоте, которая сделана из нержавеющей стали. Но в качестве опции эту эмблему можно заказать с напылением 24-каратного золота. Также по желанию заказчика эмблема Rolls-Royce может быть сделана из других материалов - например, из матового кристалла.

По некоторым данным стоимость некоторых эксклюзивных эмблем составляет около 10,000 долларов. Естественно в связи с такой ценностью, эмблема Rolls-Royce является уязвимой перед потенциальными преступниками. К сожалению, до 2003 года кражи эмблем фиксировались по всему миру.

Но начиная с 2003 года начала оснащать некоторые модели автомобилей защитным механизмом препятствующей краже эмблемы.

Так на модели Phantom 2003 года установили пружинный механизм, который автоматически при прикосновении к эмблеме убирает ее под капотное пространство. В итоге украсть эмблему становится практически не возможно.

Для водителей внутри машины для управления эмблемой предусмотрена специальная кнопка, которая позволяет, как поднимать, так и опускать эмблему. В итоге эта мера защиты что знаменитая и легендарная "Леди с крыльями" не попадет в чужие руки.

Благодаря пружинному механизму в основании современная версия «Духа экстаза» при малейшем контакте с препятствием «уезжает» вниз, чтобы не нанести пешеходу травм. Уберечь элегантную леди от клептоманов помогает кнопка в салоне - стоит ее нажать, и фигурка спрячется в недрах капота

Символом британской королевской марки автомобилей Rolls-Royce является «Дух Экстаза» - склонившаяся вперёд богиня Ника. Эта статуэтка украшает абсолютно все модели марки, являясь их неотъемлемым атрибутом с 1923 года. Несмотря на то, что торговая марка Rolls-Royce и логотип в виде совмещённых букв RR принадлежат компании BMW, права на «Дух Экстаза», в соответствии с условиями продажи компании в 1998 году, остались за концерном Volkswagen. Сейчас статуэтки производят на заводе Polycast Limited в Саутгемптоне, отдельно от автомобилей.

Наклонившись чуть-чуть вперед, как бы сопротивляясь набегающему порыву ветра, она олицетворяет скорость и красоту. Фигурку изваял английский скульптор Чарльз Сайкс (Charles Sykes) в 1911 году.

Первоначально символ Rolls-Royce назывался «Олицетворение скорости». Также статуэтку называют «Летящая леди». Кроме того, статуэтка имеет шутливое прозвище «Элли в ночнушке». Моделью для статуэтки, выполненной английским скульптором Чарльзом Сайксом, послужила Элеанора Веласко Торнтон. Торнтон была секретарём и любовницей Джона Дугласа-Скотта-Монтегю, второго барона Монтегю-Белью. Он был энтузиастом автомобильной техники и другом Чарльза Роллса и инженера Фредерика Ройса - основателей компании Rolls-Royce.

Великобритания. Саутгемптон, Англия. Работник Polycast Limited Томас О’Донохью держит пылающую форму для статуэток. (REUTERS/Stefan Wermuth)

Первоначально статуэтку выливали из баббита, позднее - из бронзы и хромированной нержавеющей стали, но по специальному заказу изготавливаются фигурки из серебра и золота. Фигурка полируется вручную молотыми косточками черешни.

Существовало несколько модификаций фигурки, одна из которых, «коленопреклонённая», выпускалась с 1934 года. Это было связано с тем, что стоящая фигурка отвлекала водителя от дороги.

Великобритания. Саутгемптон, Англия. Томас О’Донохью у печи. (REUTERS/Stefan Wermuth)

Стоимость этой удивительной статуэтки на бампере автомобиля «Роллс-Ройса» составляет 5000 долларов США.

Про статуэтку всегда ходили легенды. Многие, например, верили, что «Дух» отливают из чистого серебра. Поэтому неудивительно, что статуэтку часто похищали грабители. Но это в прошлом. У нынешнего «Фантома» фигурка механизирована. Когда владелец покидает машину, статуэтка скрывается в недрах радиаторной решетки. При ударе «Дух» тоже моментально прячется - на случай, если автомобиль наедет на пешехода.

В то время было модно украшать машины различными фигурками. Генри Ройс, однако, новое увлечение презирал и приходил в бешенство, когда встречал машины своей марки со статуэтками на капоте. Но в конце концов конструктора убедили, что лучше выпускать «фирменные» талисманы, чем наблюдать, как безгранична фантазия у владельцев Rolls-Royce.
Фигурка была разработана в феврале 1911 года и представляла собой девушку, чье платье порыв ветра развевает на руках-крыльях. Фигурку ждал мировой успех: на одном из престижных конкурсов она была признана лучшим талисманом в мире.

Входит в закрытый клуб автопроизводителей, которые до сих пор используют статуэтки для украшения передней части автомобиля. Возвышающаяся над фронтальной частью капота, фигурка «Дух экстаза» или как ее еще называют «Летящая женщина» - легендарный значок, изображающий крылатую женщину, летящую на встречу будущему. Небольшое произведение искусства привлекает внимание не только случайных прохожих и ценителей, но и воришек, которые не прочь поживиться ценной вещью. Как с воровством уникальной вещи справились английские инженеры, вы можете увидеть в данном видео:

Мы же расскажем немного иную историю, о которой вы вряд ли слышали раньше. Прототипом окрыленной богини победы Ники стала реальная женщина по имени Элеанора Веласко Торнтон.

В начале 1900-х годов, Джон Уолтер Эдвард Дуглас-Скотт-Монтегю, второй Барон Монтегю-Бьюли, заказал украшение на капот своего Роллс-Ройса английскому скульптору Чарльзу Робинсону Сайксу. Сайкс выполнил заказ, взяв за исходник натурщицу - некую Элеонору Торнтон, любовницу Монтагу.

Чтобы отразить тайну отношений, первый макет статуэтки, разработанный Сайксом, прикладывал к губам указательный палец и получил имя собственное: «The Whisperer», «Шепот». Это был талисман, который должен был оберегать автомобиль и владельца от неприятностей в дороге, и в жизни. Лорд настолько вдохновился идеей, что написал стихотворение о своем новом украшении:

Я — малютка, задорная фея,

Талисман постоянный в пути.

Подарю Вам счастливое время,

Но надёжность оставлю в чести.

По дорогам извилистой Роны

Сквозь эфирные волны ветров,

Мимо чар побережий лимонных

И гольф-клубов — везу седоков.

Успокою мечтой и улыбкой,

О любимой напомню подчас,

И помчу Вас навстречу ошибкам,

Или стану испытывать Вас.

Ваша храбрость понравится фее,

И под радостный шелест колёс

Я сольюсь воедино с весельем,

Что приносит мой серый «Роллс-Ройс»!

В гордом одиночестве фее пришлось ездить недолго. Автомобильные украшения были в ту пору в моде, а люди при больших деньгах могли заказать у лучших скульпторов копии статуэтки, которую они видели на Роллсе Монтегю. Так, тусовка любителей талисманов разрасталась, словно снежный ком. Это заметили даже в компании. Автопроизводителю не понравилось, что владельцы прибегают к «кустарщине» и делают непонятные «украшательства» на стороне, поэтому он попросил Сайкса, того же скульптора, который сделал оригинал, разработать талисман, который можно было бы устанавливать на все серийные автомобили.

Сайкс переделал « The Whisperer» в «Spirit of Ecstasy» , убрав поднятую руку и сделав ее такой, какой мы знаем ее сегодня, назвав ее «изящной маленькой богиней, Духом экстаза, которая выбрала дорожное путешествие своим высшим наслаждением и восторгом на носовой части автомобиля Rolls- Royce, чтобы упиваться свежестью воздуха, и музыкальным звуком ее развевающейся драпировки» .

К сожалению, Торнтон умерла вскоре после описываемых событий, в 1915 году. Она отправилась в путешествие и находилась на борту судна SS Persia, когда корабль был торпедирован немецкой подводной лодкой в Средиземном море. Началась Первая мировая война.

Иногда красивые сказки заканчиваются вполне в духе триллеров. В жизни так случается…