Действия водителя при ослеплении пдд. Что делать, если вас ослепили дальним светом. Какие внешние световые приборы Вы должны использовать при движении в темное время суток на освещенных участках дорог населенного пункта

Дальний свет должен быть переключен на ближний:

  • В населенных пунктах, если дорога освещена;
  • При встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 м до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;
  • В любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.

При ослеплении водитель должен включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.

Какие внешние световые приборы Вы должны использовать при движении в темное время суток на освещенных участках дорог населенного пункта?

Ответ на билет ПДД . В населенных пунктах Правила предписывают Вам использовать при движении в темное время суток на освещенных участках дорог только фары ближнего света . Движение с включенными габаритными огнями запрещено, так как они недостаточно хорошо обозначают Ваше ТС для других участников движения. Фары дальнего света, учитывая его ослепляющее воздействие на других водителей, использовать также запрещено.

Двигаясь в темное время суток вне населенного пункта с дальним светом фар, Вы догнали движущееся впереди Вас транспортное средство. Ваши действия?

Ответ на билет ПДД . Поскольку дальним светом фар могут быть ослеплены не только встречные водители, но и водители, движущиеся в попутном направлении (через зеркало заднего вида), Правила предписывают вам переключать свет на ближний во всех случаях, когда возможно ослепление.

Обязаны ли Вы переключить дальний свет на ближний, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого?

Ответ на билет ПДД . Принимая во внимание возможность изменения угла наклона светового потока в зависимости от профиля дороги, нагрузки и других факторов, Правила обязывают Вас при встречном разъезде переключить дальний свет на ближний на расстоянии более 150 м до ТС, если водитель встречного ТС периодическим переключением света фар покажет необходимость этого.

Как Вы должны поступить при ослеплении Вас дальним светом фар встречных или попутно движущихся транспортных средств?

Ответ на билет ПДД . При ослеплении водитель на некоторый период (до полной адаптации глаз) теряет возможность объективно оценивать ситуацию на дороге, и поэтому Правила предписывают вам конкретный порядок действий, безопасный для других участников движения: включить аварийную световую сигнализацию, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.


Безопасное передвижение автомобиля в ночное время обеспечивается собственной системой освещения. Для лучшего кругозора водитель использует дальний свет фонарей. Каждый автомобилист знает, но почему-то не выполняет предписание регламентирующее выключение дальнего света при приближении встречного автомобиля менее чем на 150 метров. Такое пренебрежение правилами может спровоцировать аварию, так как ослепленному фарами водителю очень тяжело сориентироваться на дороге.

Что делать при ослеплении дальним светом

Человеческий глаз неспособен мгновенно переключатся от яркого света к полной темноте и наоборот. Для восстановления зрительных способностей потребуется не менее 10 секунд. Для машины, двигающейся по дороге со скоростью 80 километров в час – это длительный промежуток времени, за который может произойти серьезная авария.

Не всегда ослепление на дороге происходит специально, срабатывает обычная усталость, забывчивость и нерадивость. Также у водителя могут быть неправильно отрегулированы фары ближнего света. Взаимное уважение и культура поведения на дороге помогут избежать аварийных ситуаций.


Если на встречу движется автомобиль с включенными фонарями дальнего освещения и не собирается их переключать, попробуйте следующий метод: прикройте один глаз, а вторым внимательно наблюдайте за автотрассой. После того как машина «нарушителя» проехала мимо приоткройте глаз и зажмурьте ослепленный. Этот способ прекрасно работает и дает возможность спокойно продолжать дальнейшее движение по дороге.

Не обязательно, что человек за рулем специально не выключает дальний свет, он может просто забыть переключиться. Напомните ему, просто помигайте фарами, в большинстве случаев это срабатывает.

Но если встречная машина не прореагировала на вашу просьбу, следует снизить скорость движения или даже остановиться, прижавшись к обочине, оставив включенным ближний свет.

Бывает, что происходит ослепление при обгоне, когда первый водитель смотрит в зеркало заднего вида. «Ослепшему» водителю следует снизить скорость перемещения и уйти в сторону от обгоняющей машины иначе столкновения можно просто не избежать.

Для водителей, попавших под воздействие дальнего света фар, существуют конкретные правила дорожного движения: «Нужно снизить скорость, не меняя траекторию движения, при этом обязательно включение аварийной сигнализации».


Новичку на дороге сложно будет выполнить такие действия вслепую. Особенно если до предполагаемого поворота осталось несколько десятков метров и на ощупь в него войти невозможно. Вовремя включенная аварийная сигнализация, предупредит остальных водителей, и даже резкое снижение и прекращение движения спасет машину от столкновения. Конечно, если водитель успел запомнить участок дороги, то лучше свернуть на обочину и там прекратить движение, так как середина скоростного шоссе не лучшее место для восстановления зрительных способностей.

Как наказать невежливого водителя

Обидно, когда автомобилист сигналами фар просить встречную машину переключится на ближний свет, а та не реагирует. Водитель понимает, что его сейчас ослепят и желает отомстить. Неплохой способ вендетты – резкое включение дальнего света при приближении «нерадивого» водителя. Конечно, встречный автомобилист надолго запомнит этот «урок». Подобное действие может спровоцировать аварию. Особенно неприятно если столкновение произойдет с машиной «водителя-мстителя».

Наказание водителя не приведет ни к чему хорошему. Если человек просто забыл переключиться, моргните ему несколько раз своим дальним светом, если это не помогло, то никакая «наука» не сработает. Такой водитель беспокоиться только о своем комфорте, а на остальных участников движения ему просто наплевать. Поэтому в первую очередь побеспокойтесь о своей безопасности и примите все необходимые меры для избегания аварийной ситуации.

Методов борьбы с ослеплением на самом деле не так уж мало, как может показаться на первый взгляд. Не все они однозначны, не все работают, но выбрать что-то по вкусу, думаю, сможет каждый.

Самое сильное ослепление происходит, когда другой водитель едет с дальним светом фар. При наличии других машин на дороге использовать его невежливо, небезопасно и, наконец, попросту запрещено (п. 19.2 ПДД). Но раз уж вы попали в такую ситуацию, надо минимизировать риск. Встречному водителю об ослеплении необходимо просигнализировать периодическим включением дальнего света на своей машине, едущему сзади - включением аварийной сигнализации с одновременным плавным снижением скорости, как того требуют Правила. Если он не выключит иллюминацию, то как минимум вас обгонит.

1. Проблема во мне?

Иногда автомобилисты жалуются, что встречные машины слишком часто едут с дальним светом. Скорее всего, проблема в вас. Проверьте регулировку фар, выкиньте на помойку нештатный ксенон или светодиодные лампочки, которые часто устанавливают в обычные галогеновые фары. Таким образом вы и сами не будете нарушать ПДД, и перестанете вынуждать других это делать.

2. Шторки, тонировка и зеркало с автозатемнением

Однако и ближний свет других автомобилей не избавляет от проблемы на 100%. Для попутных машин есть несколько возможных решений. Первое есть в распоряжении всех без исключения современных машин - салонное зеркало с переключателем положений день/ночь или с автоматическим затемнением. Очень эффективный инструмент, надо заметить. Дополнительно можно затонировать заднее стекло или повесить на него шторку. Правила этого не запрещают. Самозатемняющиеся боковые зеркала - привилегия премиальных моделей. Но при их отсутствии можно чуть изменить положение зеркальных элементов, снизив степень ослепления. Наступит день, и вы их за секунды вернете в правильное положение.

3. Пора заменить лобовое стекло

Оцените состояние своего ветрового стекла. Старое и затертое дает блики и напрягает глаза. С таким вам будут мешать все встречные без исключения. Менять «лобовик» недешево, но это ваша безопасность. Могут помочь и менее затратные меры. Например, волшебным образом улучшает зрение покупка новых щеток стеклоочистителя. Или вообще бесплатный рецепт: протрите стекло изнутри. Если вы курите в машине, удивитесь количеству грязи на нем. Жирная пленка тоже дает блики и ухудшает видимость.

4. Игры разума

Все проделанное не помогает? Есть советы и на такой случай. Первый и главный - не смотреть на встречные фары. Переведите взгляд на правую обочину. Если вдоль нее нарисована разметка, это прекрасный ориентир, с дороги не съедете. О внезапной опасности вам подскажет боковое зрение. Но для безопасности, конечно, стоит сбросить скорость до момента разъезда и быть готовым резко затормозить.

Еще до появления встречной машины (о приближении которой подсказывает «зарево» от фар) можно зажмурить один глаз и открыть его после разъезда. Таким способом защитите его от ослепления и будете видеть им в полную силу. Рецепт действенный, но только для пустой трассы. При большом потоке моргать устанете! Хотя, с другой стороны, это уже превращается в неплохой способ борьбы со сном.

5. Очки водителя

Помогают и очки водителя с желтыми поляризационными линзами. Только покупать нужно не первый попавшийся на глаза экземпляр, а заведомо качественный. Иначе вместо пользы получите быстро устающие глаза и головную боль. А при частом использовании плохих очков недолго и зрение испортить.

Последние два совета на себе не испытывал, ибо выглядят они неоднозначно. По Сети гуляет рекомендация включать салонный свет, чтобы глаза не так резко реагировали на встречные фары. В теории все логично: зрение привыкает к свету, и появившееся яркое пятно фар окажется для него не столь раздражающим. Но как ехать по абсолютно темной трассе с горящим в машине плафоном, я представить себе не могу. Это отвлекает и ограничивает видимость дополнительными бликами в стеклах. На мой взгляд, это гораздо более опасный расклад, чем встречные фары. Можно купить специальный ночной светильник, разместить его на потолке - мера окажется эффективной. Но штатный потолочный плафон для борьбы с ослеплением не годится.

В Сети также встречается рекомендация наклеить на стекло непрозрачную изоленту примерно в том месте, где обычно оказывается встречная машина. Не советую! Это серьезное ограничение обзора через ветровое стекло. К тому же взаимное расположение автомобилей меняется. Придется «изолировать» слишком большой сегмент, иначе рецепт вовсе бесполезен.

А вот совет купить машину повыше бесполезен: дальнобойщиков легковушки слепят не меньше, чем всех остальных.

Для улучшения видимости водители используют дальний свет фар на загородных дорогах. Его используют, когда нет встречных или попутных машин. При приближении переключаются на ближний. Что делать, если навстречу едет автомобиль с дальним светом и не собирается его отключать.

Что делать?

Есть один проверенный способ, который накажет забывчивого автолюбителя. Когда он приблизился, то необходимо резко включить дальний свет. Это проучит его от такого поведения на дороге и он выключит лампы. Иногда бывает, что встречный водитель просто забыл его выключить. Как правило, однократное моргание фарами - как раз говорит ему об этом.

Данное поведение может быть ошибочным. Например, у автолюбителя в фарах стоят плохие лампочки, которые засвечивают «встречку». Или неправильно отрегулированы фары, просели пружины и другие причины - тогда при включенном ближнем свете будет казаться, что Вас ослепляют. Просто моргните , адекватные водители сразу поймут в чём дело.

Бывает другая категория автолюбителей и у каждого есть свои способы борьбы. Конечно, мифы про сброшенные бутылки на крыши машин или другие способы, которые могут повредить имущество всего лишь миф, а если применяются, то в самых крайних мерах. Например у дальнобойщиков имеется дополнительный источник фар, который намного мощнее лампочек обычной легковушки. После такое точно вспомнишь про элементарные правила этики на дороге.

Как быстро восстановить зрение?

Например, навстречу едет автомобиль с дальним светом и не собирается его выключать. Для этой ситуации есть старый «дедовский» способ. Нужно закрыть один глаз, а после проезда этого «индивидуума» открыть его. Секундная задержка не повлияет на безопасность, а Вам будет легче.

Не стоит забывать, что встречный автолюбитель мог забыть переключить дальний свет. Тогда следует напомнить ему, «моргнуть» пару раз. Как правило, после этого водители в 90 процентах случаев переключаются на ближний.

Еще создается впечатление включенного дальнего света у «встречки», когда например установлен псевдоксенон или неправильно отрегулированы фары - они могут светить выше чем положено. Также, если перегорела лампочка в правой фаре, то левая станет светить ярче, что также создаст дискомфорт для встречных водителей. Бороться с данными автолюбителями - бесполезно.

Многие водители жалуются на плохое зрение при ночном вождении. Есть советы от бывалых, что нужно положить ломтик лимона под язык, чтобы вернуть остроту. Но виноваты в этом плохое зрение. Когда днём нормально видно, а ночью нечёткая картинка. Попробуйте примерить плюсовые очки. Если картинка улучшиться, то можно их одевать только при езде ночью на машине.

Автоматический переключатель

Иногда хочется «врубить» дальний свет фар, но не мешать ни попутным, ни встречным водителям. Вы скажите: это мечта и нереально? Нет, ведь автомобильные инженеры разрабатывают новые системы для облегчения жизни обычному водителю.

Они создали новую систему управления световым потоком. Если включены фары, и вы приблизитесь к встречному или попутному автомобилю, то система самостоятельно изменит направление светового потока. Т.е. фары будут освещать только ту часть дороги, на которой нет ближайших автомобилей. А зону, где находятся другие автомобили, будет просто «затемнять». Это позволит увидеть обстановку на дороге на несколько десятков метров, и не ослепить других водителей.

Как работает?

Система управления световым потоком бездействует, на ближайшем расстоянии автомобилей нет.

Световой поток меняет направление при приближении встречной машины.

При появлении попутного авто световой поток также меняет направление.

В данной системе важен не алгоритм работы, а сами фары. Хотя обычными их трудно назвать, скорее это видеопроекторы, которые моделируют освещение на дороге. А следит и подает сигналы о приближении автомобилей видеокамера, которая установлена на зеркале заднего вида в салоне.

Система может не только регулировать световой поток фар, но и заглядывать за поворот или освещать обочину, если заметит там человека. В общем, все сделано для удобства и безопасности.

Каждый, кто хоть раз ездил за рулем ночью, знает, каким ослепляющим может быть свет фар. Достаточно, чтобы из-за подъема резко появился встречный автомобиль, как у водителя наступает временная слепота. Это явление довольно опасное, поскольку автомобилист продолжает движение, практически не контролируя происходящее на дороге. Неудивительно, что ПДД в таких случаях предписывают включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосы движения, снизить скорость и остановиться.

Но почему же свет встречных фар обладает столь негативным эффектом? Оказывается, есть несколько причин. Вам никогда не казалось, что современные фары светят гораздо ярче, чем раньше? Если да, то вы совершенно правы. Дело в том, что нынешняя светотехника изготавливается совершенно по другим технологиям. Если раньше в оптике применялись исключительно галогенные лампы, то в дальнейшем распространение получил еще и ксенон, а в последнее время – светодиоды. То есть почти с уверенностью можно сказать, что чем современнее машина, тем ярче светят её фары. Вроде бы это – однозначное достоинство, ведь темная дорога освещается лучше. Однако оказывается, у такого достижения есть и недостатки, ведь одновременно с распространением более ярких фар растет и количество ДТП из-за ослеплений. Например, по статистике полиции Великобритании только в 2014 году по этой причине в королевстве произошло минимум 320 ДТП - на 11% аварий больше, чем в 2010 году. А исследователи говорят, что на самом деле количество подобных инцидентов куда больше, просто в случае мелких аварий водители не обращаются в полицию.

"Мы получаем тысячи жалоб, - рассказывает Рой Милнес, активист движения Lightmare, борющегося за снижение уровня яркости автомобильных пар. – Проблема в том, что яркость фар намного превышает человеческую выносливость". С ним соглашается профессор-офтальмолог из Венского университета Петер Хайлиг. По его словам, резкий свет вызывает реакцию, схожую с получением болевых ощущений. "Из-за такого света в мозг посылается предупреждающий сигнал, говорящий: "Хватит!". Это можно сравнить с тем, как если вы вдруг неожиданно ударились суставом. Из-за этого можно вздрогнуть, или самопроизвольно закрыть глаза", - поясняет ученый. Правда ли современные лампы хуже тех, что были раньше? Профессор Хайлиг уверен, что так. "У яркого синего света гораздо выше сила излучения. То есть такая лампочка светит гораздо ярче галогенной, поскольку имеет более короткую длину волны", - отмечает он.

Демонстрация работы адаптивных фар

Одновременно ученые выяснили, что с возрастом у водителей растет и вероятность ослепления. Дело в том, что хрусталик и роговица глаза прозрачные не до конца. Поэтому яркий свет, проходя через них, так или иначе преломляется, в результате чего у человека возникает ослепление или размытое изображение. "Такой же эффект можно наблюдать, если попытаться посмотреть на яркий свет через запотевшее стекло, - рассказывает профессор-офтальмолог Джон Маршалл из Университетского колледжа Лондона. – Но чем старше вы становитесь, тем больше изменений происходит с вашими глазами, даже если вы абсолютно здоровы. Например, хрусталик и роговица становятся менее прозрачными. Отсюда и проблемы с ослеплением. Ночью ваш зрачок расширяется, чтобы впустить как можно больше света. А когда в глаза неожиданно бьет свет фар, вас ослепляет", - пояснил он.

Итак, фары нас слепят потому, что глаз не готов отреагировать на внезапный световой поток. Современная светотехника обладает гораздо большим ослепляющим эффектом, чем старая, а с возрастом вероятность получить временное ослепление в дороге увеличивается. Интересно, что при этом о данной проблеме водители знали еще на заре автомобилестроения. К примеру, впервые данный эффект был обнаружен еще в далеком 1927 году. Причем в разные годы с ослеплением пытались бороться. Например, в советское время у водителей была очень популярна установка "антифары" – специального устройства, создающего синеватый фон. Предполагалось, что благодаря этому глаза будут быстрее адаптироваться к свету от встречного автомобиля. Правда, эффективность данного устройства никогда не была доказана, и поэтому в итоге его просто перестали применять. Зато в последние лет 20 проблемой ослепления всерьез занялись мировые автопроизводители. Например, в наши дни на многих моделях применяются так называемые адаптивные фары, которые поворачиваются при повороте автомобиля, а также опускают лучи, при возникновении мощного встречного светового потока. Но, несмотря на продвинутость данной технологии, ученые указывают, что системе еще нужно отреагировать на появление встречного автомобиля, из-за чего вероятность ослепления остается. Есть еще матричные фары, отключающие часть секций. Они снижают риск ослепить водителей встречных машин почти до нуля. Но пока такая технология очень дорогая и применяется лишь на самых престижных моделях.