Что будет если в тормозную жидкость. Все, что нужно знать о закипании тормозной жидкости. Виды тормозных жидкостей и их совместимость

Когда в гидравлическом приводе тормозов жидкость не подтекает, внимания на нее, казалось бы, обращать не нужно. Однако от ее состояния зависит эффективность торможения и стабильность работы системы. Если, например, плохой антифриз или моторное масло лишь сокращают срок службы двигателя, то низкое качество тормозной жидкости может привести к аварии.

Общие сведения

Тормозная жидкость (ТЖ) состоит из основы (ее доля 93-98%) и различных присадок (остальные 7-2%).

Устаревшие жидкости, например "БСК", изготовлены на смеси касторового масла и бутилового спирта в пропорции 1:1. Основа современных, наиболее распространенных, в том числе отечественных ("Нева", "Томь" и РосДОТ, она же "Роса"), - полигликоли и их эфиры 1 . Гораздо реже применяют силиконы 2 .

В комплексе присадок одни из них препятствуют окислению ТЖ кислородом воздуха и при сильном нагреве, а другие - защищают металлические детали гидросистем от коррозии.

Основные свойства любой тормозной жидкости зависят от сочетания ее компонентов.

  • Температура кипения. Чем она выше, тем меньше вероятность образования паровой пробки в системе. При торможении автомобиля рабочие цилиндры и жидкость в них нагреваются. Если температура превысит допустимую, ТЖ закипит, и образуются пузырьки пара. Несжимаемая жидкость станет "мягкой", педаль "провалится", а машина не остановится вовремя.
  • Чем быстрее ехал автомобиль, тем больше тепла выделится при торможении. А чем интенсивнее замедление, тем меньше времени останется на охлаждение колесных цилиндров и подводящих трубок. Это характерно для частых длительных торможений, например в горной местности и даже на равнинном шоссе, загруженном транспортом, при резком "спортивном" стиле управления автомобилем.

Внезапное закипание ТЖ коварно тем, что водитель не может предугадать этот момент.

  • Вязкость характеризует способность жидкости прокачиваться по системе. Температура окружающей среды и самой ТЖ может быть от минус 40°С зимой в неотапливаемом гараже (или на улице) до 100°С летом в моторном отсеке (в главном цилиндре и его бачке), и даже до 200°С при интенсивном замедлении машины (в рабочих цилиндрах). В этих условиях изменение вязкости жидкости должно соответствовать проходным сечениям и зазорам в деталях и узлах гидросистемы, заданным разработчиками автомобиля.

Замерзшая (вся или местами) ТЖ может блокировать работу системы, густая - будет с трудом прокачиваться по ней, увеличивая время срабатывания тормозов. А слишком жидкая - повышает вероятность течей.

  • Воздействие на резиновые детали. Уплотнения не должны разбухать в ТЖ, уменьшать свои размеры (давать усадку), терять эластичность и прочность больше, чем это допустимо.

Распухшие манжеты затрудняют обратное перемещение поршней в цилиндрах, поэтому не исключено подтормаживание автомобиля. С усевшими уплотнениями система будет негерметичной из-за утечек, а замедление - неэффективным (при нажатии педали жидкость перетекает внутри главного цилиндра, не передавая усилие тормозным колодкам).

  • Воздействие на металлы . Детали из стали, чугуна и алюминия не должны корродировать в ТЖ. Иначе поршни "закиснут" или манжеты, работающие по поврежденной поверхности, быстро износятся, а жидкость вытечет из цилиндров либо будет перекачиваться внутри них. В любом случае гидропривод перестает работать.
  • Смазывающие свойства. Чтобы цилиндры, поршни и манжеты системы меньше изнашивались, тормозная жидкость должна смазывать их рабочие поверхности. Царапины на зеркале цилиндров провоцируют течи ТЖ.
  • Стабильность - устойчивость к воздействию высоких температур и окислению кислородом воздуха, которое в нагретой жидкости происходит быстрее. Продукты окисления ТЖ разъедают металлы.
  • Гигроскопичность - склонность тормозных жидкостей на полигликолевой основе поглощать воду из атмосферы. В эксплуатации - в основном через компенсационное отверстие в крышке бачка.

Чем больше воды растворено в ТЖ, тем раньше она закипает, сильнее густеет при низких температурах, хуже смазывает детали, а металлы в ней корродируют быстрее.

Классы тормозных жидкостей

В России нет единого государственного или отраслевого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей. Отечественные изготовители работают по собственным техническим условиям, ориентируясь на нормы, принятые в США и странах Западной Европы (стандарты 3 J1703, ISO(DIN) 4925 и FM VSS N116). Жидкости классифицируют по температуре кипения и вязкости, остальные их свойства близки.

Какую ТЖ нужно применять в автомобиле, решает его изготовитель. Как правило, жидкости класса ДОТ 3 предназначены для относительно тихоходных машин со всеми барабанными тормозами или дисковыми спереди. ТЖ с улучшенными эксплуатационными характеристиками, соответствующие требованиям ДОТ 4, рассчитаны на современные автомобили с повышенными динамическими качествами. Такие машины допускают частые резкие разгоны и интенсивные замедления, и у них преимущественно диcковые тормоза на всех колесах. Жидкости класса ДОТ 5 применяют редко, в основном на дорожных спортивных автомобилях. Тепловые нагрузки на ТЖ у них соизмеримы с возникающими в гидросистемах специальных гоночных машин.

Жидкости "БСК" и "Нева" (марок А и Б) не отвечают современным требованиям по температурам кипения, а "БСК" - еще и по низкотемпературным свойствам. Она замерзает уже при минус 20°С.
Особенности эксплуатации тормозных жидкостей

Поглощение воды из атмосферы свойственно ТЖ на полигликолевой основе. При этом температура их кипения снижается. FM VSS нормирует ее лишь для "сухих", еще не набравших влагу, и увлажненных, содержащих 3,5% воды, жидкостей - т.е. ограничивает только предельные значения. Интенсивность процесса поглощения не регламентирована. ТЖ может насыщаться влагой сначала активно, а потом - медленнее. Или наоборот. Но даже если значения температуры кипения у "сухих" жидкостей разных классов сделать близкими, например к ДОТ 5, при их увлажнении этот параметр вернется на уровень, свойственный каждому классу. Впрочем, при лабораторных испытаниях изготовители ТЖ, как правило, строят кривые изменения температуры кипения. Для каждой жидкости они свои.

ТЖ нужно периодически заменять, не дожидаясь когда ее состояние приблизится к опасному пределу. Срок службы жидкости назначает автозавод, проверив ее характеристики применительно к особенностям гидросистем своих машин.

Проверка состояния жидкости. Объективно определить основные параметры ТЖ можно только в лаборатории. В эксплуатации - лишь косвенно и не все.

Самостоятельно жидкость проверяют визуально - по внешнему виду. Она должна быть прозрачной, однородной, без осадка. Кроме того, в автосервисах (преимущественно крупных, хорошо оснащенных, обслуживающих иномарки) специальными индикаторами оценивают ее температуру кипения. Поскольку жидкость в системе не циркулирует, в бачке (место проверки) и в колесных цилиндрах ее свойства могут быть разными. В бачке она контактирует с атмосферой, набирая влагу, а в тормозных механизмах - нет. Зато там жидкость часто и сильно нагревается, и ее стабильность ухудшается.

Однако даже такими ориентировочными проверками пренебрегать не стоит, иных оперативных способов контроля нет.

Совместимость. ТЖ с разными основами несовместимы друг с другом, они расслаиваются, иногда появляется осадок. Параметры этой смеси будут ниже, чем у любой из исходных жидкостей, причем влияние ее на резиновые детали непредсказуемо.

Основу ТЖ изготовитель, как правило, указывает на упаковке. Российские РосДОТ, "Неву", "Томь", равно как и иные отечественные и импортные полигликолевые жидкости ДОТ 3, ДОТ 4 и ДОТ 5.1, можно смешивать в любых пропорциях. ТЖ класса ДОТ 5 основаны на силиконе и несовместимы с другими 4 . Поэтому стандарт FM VSS 116 требует окрашивать "силиконовые" жидкости в темно-красный цвет. Остальные современные ТЖ, как правило, желтые (оттенки от светло-желтого до светло-коричневого).

Для дополнительной проверки можно смешать жидкости в пропорции 1:1 в стеклянной емкости. Если смесь прозрачна и осадка нет, ТЖ совместимы.

Замена. Добавление свежей жидкости при прокачке системы после ремонта не восстанавливает свойства ТЖ, поскольку почти половина ее практически не меняется. Поэтому в сроки, установленные автозаводом, жидкость в гидросистеме нужно заменять полностью. Последовательность и особенности этой операции, например прокачка с работающим двигателем, зависят от конструкции системы (типа усилителя, антиблокировочных устройств и т.п.) и известны специалистам сервисных станций. Часто такая информация есть в руководстве по эксплуатации автомобиля.

На отечественных автомобилях жидкость заменяют одним из следующих двух способов.

  • Полностью сливают старую ТЖ, открыв все клапаны (штуцеры) выпуска воздуха и осушив систему. Затем заполняют бачок свежей жидкостью и закачивают ее, нажимая на педаль. Клапаны последовательно закрывают при появлении из них ТЖ. Потом удаляют воздух из каждого контура (ветви) гидропривода.
  • Недостаток такой методики - необходимость окончательной (контрольной) прокачки системы. Кроме того, на каждый клапан нужно надеть отводящий шланг, опустив другой его конец в подходящую емкость5 - вытекающая ТЖ может повредить шины и краску на деталях подвески, тормозов, колес. Зато новая жидкость гарантированно не смешивается со старой, а часть вышедшей при прокачке свежей ТЖ, дав ей отстояться для удаления воздуха и профильтровав, можно снова применять.
  • Вытесняют сменяемую ТЖ свежей, постоянно доливая ее в бачок главного цилиндра и не допуская осушения системы. Для этого по очереди прокачивают каждый контур, пока свежая жидкость не покажется из клапана.
  • В этом случае воздух в гидропривод не попадает, но не исключено, что часть старой ТЖ останется в нем, поскольку неопытному человеку трудно отличить ее от новой. Кроме того, жидкости нужно больше, чем при прокачке предыдущим способом. Часть ее, выпущенная из системы, смешана со старой и непригодна для применения.

Меры безопасности при работе с ТЖ

Хранить любую жидкость нужно только в герметично закрытой емкости, чтобы она не контактировала с воздухом, не окислялась и не набирала из него влагу или не испарялась.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

В гидросистемах применяют резиновые уплотнения на основе натурального и синтетического каучука. Последний хорошо выдерживает высокие температуры, но такую резину разрушают минеральные масла, бензин и керосин. Поэтому при ремонте узлов системы промывать или смазывать манжеты, и даже металлические детали, нужно только свежей чистой тормозной жидкостью.

  • Тормозные жидкости "Нева", "Томь" и РосДОТ - горючие, а "БСК" - легковоспламеняющаяся. Курить при работе с ними запрещено.
  • ТЖ ядовита - даже 100 см3 ее, попавшие внутрь организма (некоторые жидкости пахнут спиртом и их можно принять за алкогольный напиток), могут привести к смерти человека. В случае заглатывания ТЖ, например при попытке откачать часть ее из бачка главного цилиндра, нужно немедленно вызвать рвоту (см. нашу справку). Если жидкость попала в глаза, необходимо промыть их струей воды. И в любом случае - обратиться к врачу.

НАША СПРАВКА

Рвоту можно вызвать выпив (на выбор):

  • столько воды, сколько примет организм (как правило, 2-2,5 л);
  • 3-4 стакана мыльной воды;
  • стакан теплой воды, в которой разведена чайная ложка сухой горчицы.
  • Выбирать нужно ТЖ, рекомендованную автозаводом.
  • Упаковка жидкости должна быть герметичной. При легком сдавливании с боков она пружинит.
  • Мембрана под крышкой предпочтительнее из фольги - такая не пропускает воду и свидетельствует о солидности изготовителя.

Редакция благодарит к.т.н. Е. М. Вижанкова и с.н.с. Г. И. Матросову, специалистов 25-го ГосНИИ Минобороны России, за помощь в подготовке материала.

_____________________________________

1 Полигликоли и их эфиры - группа химических соединений на основе многоатомных спиртов. У них высокая температура кипения и хорошие низкотемпературные свойства.
2 Кремний-органические полимерные продукты. Их вязкость мало зависит от температуры, они инертны к различным материалам, работоспособны в диапазоне температур от минус 100 до 350°С.
3 SAE - Общество автомобильных инженеров (США), ISO (DIN) - Международная организация по стандартизации, FM VSS - Закон о мерах безопасности (США).
4 Жидкости класса ДОТ 5.1, не содержащие силикона, иногда обозначают, как ДОТ 5.1 NSBBF, а силиконовые ДОТ 5 - ДОТ 5 SBBF. Аббревиатура NSBBF означает "non silicon based brake fluids" ("тормозная жидкость, не основанная на силиконе"), а SBBF - "silicon based brake fluids" ("тормозная жидкость, основанная на силиконе").
5 Так же нужно поступать и при удалении воздуха из системы или ее контура. Помимо повреждений деталей, брызги жидкости, вытекающей под давлением из клапана, могут попасть в глаза.

По материалам сайта www.zr.ru

Вы уже знаете основные особенности тормозной жидкости. Знаете, что это жидкость должна оставаться сухой, не должна кипеть и замерзать. Во второй части мы рассмотрим каждый из основных параметров подробно.

Кипение

Обычно температура кипения замеряется для "сухой" и "влажной" жидкости отдельно. Делают это для того, чтобы можно было построить температурный график на всем периоде возможной эксплуатации жидкости. Для теста в жидкость добавляют всего 3,5% воды, но этого достаточно для того, чтобы спроецировать поглощение воды из воздуха. При нагреве и охлаждении жидкости замеряется ее вязкость, как правило, для замеров берут средний диапазон температур от -40 до +100 градусов Цельсия. В этот период укладываются практически все современные стандарты: FMVSS № 116 , ISO 4925 , SAE J 1703 и т.д. В реальных условиях рабочая температура ТЖ может достигать пределов от -50 до 150 градусов Цельсия.

Как будет заметно закипание жидкости?

При нагреве и последующем закипании в ТЖ начнут образовываться пузырьки газа. Часть жидкости при этом будет вытиснута в бачок главного тормозного цилиндра и ее место займет газ. В системе появится газовая пробка. Кто прокачивал тормоза, тот знает, как это выглядит для водителя. Педаль тормоза становится мягкой и перемещается без каких-либо ощутимых усилий. На ваши действия автомобиль естественно не реагирует и продолжает ехать, как и прежде.

Почему закипает тормозная жидкость?

Лень, забывчивость, вода. Вода на протяжении всего оставшегося текста будет основным врагом, хоть и косвенным относительно человеческого безрассудства.

В тормозной системе большинства автомобилей всего 1000мл жидкости. Добавив в нее 2% воды, а это не много ни мало 20мл от объема, мы понизим температуру кипения на 70 градусов. Если взять, к примеру, DOT-4 , то закипать он будет при 150-160 градусах. Можете мне поверить. В городе вы этого не заметите, а вот экстренное торможение на трассе… извините, тут гарантий нет. Хорошо, если дело будет зимой и ТЖ замерзнет. В этом случае вы сможете узнать о неполадке заблаговременно. Вязкость жидкости резко возрастет и вам будет крайне трудно дождаться срабатывания тормозов.

Замерзла тормозная жидкость?

Причина там же - вода. Не своевременная замена. «Я ее лет пять не менял и все нормально» - лишняя и не уместная философия.

Но и это еще не все. Достаточно жесткие условия эксплуатации ТЖ, ее неизбежное старение, приводит к тому, что компоненты жидкости начинают окисляться выделяя при этом не самые спокойные соединения. Раковины и выщерблины на рабочих поверхностях элементов тормозной системы это не следы какого-либо механического воздействия, а результаты химических реакций. Продукты окисления ТЖ великолепно разъедают металлы. Причем самый продолжительный тест на реакцию составляет всего 120 часов при 100 градусах Цельсия. Так что при определенных условиях не пройдет и года, как автомобиль потребует ремонта - дорогого ремонта .

После всего перечисленного можно, наверное, не упоминать о том, что вода есть ржавчина, но, тем не менее, это факт.

Как избежать проблем?

Да по большому счету легко. Стоимость обслуживания тормозной системы приемлема в абсолютном большинстве случаев. Я специально не пишу каких-либо цен, ибо времена идут, цены меняются, а в этом вопросе проблемы все те же что и 30 лет назад.

Правила эксплуатации простые.

Если вы чего-то не знаете о тормозной системе своего автомобиля - замените жидкость сразу после покупки авто. Далее повторяйте это каждые пару лет. В обычных условиях более частая замена не требуется.

Езда по лужам и пр. Через цилиндры тормозной системы вода не проникнет в жидкость, ну если конечно вы не припаркуетесь на ночь по пороги в воде. Основная зона поражения это бачок и его крышка. Как мы уже видели в первой части, в крышке есть отверстие. Оно хоть и не большое, но на мойку высоким давлением не рассчитано.

Что еще может ускорить замену жидкости. Сырые районы эксплуатации, большие перепады температур, которые неизбежно будут вызывать образование конденсата на стенках и крышке бачка. В некоторых вопросах надо подходить индивидуально.

Как оценить состояние тормозной жидкости?

Да ни как! Нет. Понятно, что она должна быть чистой, прозрачной и без осадка… но в большинстве случаев сам бачок не даст это выяснить, а даже если вы и найдете ее таковой, то это ничего не скажет о том сколько воды она уже впитала. Хорошие люди сделали прибор-анализатор при помощи которого можно узнать все о состоянии ТЖ, но стоимость прибора такова, что его не только нет смысла покупать в личное пользование, но иной раз будет дешевле поменять жидкость, чем оплатить стоимость подобного теста на станции. Хотя если предложат за небольшую цену, соглашайтесь, это точно не будет лишним.

Особенности.

Смешивать тормозную жидкость можно только внутри класса, например DOT-4.

DOT-4 и DOT-5 смешивать нельзя .

Доливка жидкости в систему. Давайте так. Доливать жидкость в систему имеет смысл только в том случае, если она начала уходить в дороге и вам просто надо добраться до дома. Если жидкость уходит, то надо искать причину при первой же возможности, т.к. тормоза отказывают мгновенно, ничего угадать не получится.

Долить - освежить. Это вообще не вариант. ТЖ не восстанавливает своих свойств при добавлении свежей жидкости. В этом случае это не более чем напрасная трата денег.

Хранить жидкость можно только в герметичной емкости. Без доступа воздуха, без перепада температур, без доступа влаги. При ее ассортименте и стоимости проще не хранить. Так. Прикупить в дорогу на всякий случай, ну а возить постоянно в багажнике вообще не стоит.

Если вы решите поработать с ТЖ самостоятельно, вам необходимо накрепко запомнить несколько вещей.

Курить при работе с жидкостью нельзя. Запрещено. Опасно.

ТЖ ядовита. Это практически самая опасная жидкость в машине. Кроме этого она агрессивна. При попадании в глаза обильно промывайте их водой и сразу не откладывая, обратитесь к врачу.

Если ТЖ была проглочена. Вызывайте рвоту сразу, любыми методами и, не откладывая, направляйтесь в ближайшую больницу. То, что легенды говорят о том, что ее во времена сухого закона пили, не даст вам ни шанса. Там имеет место сложный способ приготовления . Для того, чтобы поставить под угрозу жизнь взрослого человека достаточно 100 миллилитров жидкости. Причем именно под угрозу с реанимацией и всем подобным.

Из тонкостей.

При работе с элементами тормозных систем, манжеты, пыльники, уплотнители - не промывайте их бензином и керосином. Эти резинки сделаны из чистого каучука и не способны выдержать, без последствий, подобную мойку.

В заключение хочется затронуть еще один момент.

В России нет стандарта для производства тормозных жидкостей. Есть только набор технических условий, применяя которые каждый делает что хочет. Ну, или то, что получается. Я не советую применять отечественные жидкости в иноземных системах. Та статистика, которая складывается из опыта, не утешительна. Протекают иномарки на нашей тормозухе.

Одна из важных для нормальной эксплуатации автомобиля жидкостей – тормозная. О том, для чего нужна эта жидкость, с какой периодичностью она требует замены и какие именно тормозные жидкости применять для оптимальной работы тормозной системы машины – в нашей сегодняшней статье.

Роль тормозной жидкости в «организме» авто

Тормозная система, отвечающая за своевременную остановку автомобиля и потому играющая важную роль для безопасности пассажиров машины, не может работать без тормозной жидкости (ТЗ). Именно она выполняет главную функцию тормозной системы – передает через гидравлический привод усилие от нажатия педали тормоза к тормозным механизмам колес – колодкам и дискам, вследствие чего происходит остановка автомобиля. Поэтому еще в автошколах начинающим автолюбителям настоятельно рекомендуют периодически проверять уровни четырех сервисных жидкостей: , очистителя стекол и тормозной жидкости, от которых зависит оптимальная эксплуатация машины.

Состав и свойства тормозных жидкостей

Основой химического состава большинства тормозных жидкостей является полигликоль (до 98%), реже производители используют силикон (до 93%). В тормозных жидкостях, которые использовались на советских автомобилях, основа была минеральной (касторовое масло со спиртом в соотношении 1:1). Использовать такие жидкости в современных автомобилях не рекомендуется из-за их повышенной кинетической вязкости (густеют при -20°) и низкой температуры кипения (не менее 150°).

Оставшиеся проценты в полигликолевых и силиконовых ТЗ представлены различными присадками, улучшающими характеристики основы тормозной жидкости и выполняющими ряд полезных функций как то защита поверхностей рабочих механизмов тормозной системы или предотвращение окисления ТЗ в результате воздействия на нее высоких температур.

Мы не зря подробно остановились на химическом составе используемых в автомобилях тормозных жидкостей, так как многих автолюбителей интересует вопрос – «можно ли смешивать ТЗ с разными химическими основами?». Отвечаем : минеральные жидкости для тормозной системы категорически не рекомендуется смешивать с полигликолевыми и силиконовыми. От взаимодействия минеральной и синтетической основ этих жидкостей могут образовываться сгустки касторового масла, которые забивают магистрали тормозной системы, а это чревато неисправностями тормозной системы. Если смешать минеральную и полигликолевую ТЗ, то эта «адская смесь» впитается в поверхность резиновых манжет деталей гидропривода тормозов, что приведет к их набуханию и потере герметизации.

Полигликолевые ТЗ хотя и имеют сходный химический состав, и могут быть взаимозаменяемым и, но смешивать их в одной тормозной системе все же не рекомендуется. Дело в том, что каждый производитель ТЗ может изменять состав присадок на свое усмотрение, и их смешение может привести к ухудшению основных эксплуатационных характеристик рабочей жидкости – вязкости, температуры кипения, гигроскопичности (способность поглощать воду) либо смазывающих свойств.

Силиконовые тормозные жидкости запрещается смешивать с минеральными и полигликолевыми, так как в результате рабочая среда засоряется выпавшими в осадок химическими веществами, что приведет к засорению магистралей тормозной системы и выходу из строя узлов тормозного цилиндра.

Классификация тормозных жидкостей

Сегодня в большинстве стран мира действуют единые стандарты тормозных жидкостей, известные как DOT (по названию ведомства, их разработавшего — Department of Transportation – Министерство Транспорта Соединенных Штатов Америки) – такую маркировку можно часто встретить на упаковках с тормозными жидкостями. Она означает, что продукт произведен в соответствии с регламентными федеральными стандартами по безопасности автомобилей FMVSS № 116 и может быть использован в тормозных системах легковых и грузовых автомобилей в зависимости от технических характеристик этих транспортных средств. Помимо американского стандарта, тормозные жидкости маркируют в соответствии с принятыми в ряде европейских и азиатских стран нормами (ISO 4925, SAE J 1703 и прочими).

Но все они классифицируют тормозные жидкости по двум параметрам – их кинематическая вязкость и температура кипения. Первый отвечает за способность рабочей жидкости циркулировать в магистрали тормозной системы (гидроприводе, трубках) при крайних эксплуатационных температурах: от -40 до +100 градусов Цельсия. Второй – за предотвращение образования паровой «пробки», которая образуется при высоких температурах и может привести к не срабатыванию педали тормоза в нужный момент. При классификации ТЗ по температуре кипения различают два ее состояния – температура кипения жидкости без примесей воды («сухая» ТЗ) и температура кипения жидкости, содержащей до 3.5% воды («увлажненная» ТЗ). «Сухая» температура кипения тормозной жидкости определяется по новой, только что залитой рабочей жидкости, которая не успела «набрать» воды и потому обладает высокими эксплуатационными характеристиками. «Увлажненная» температура кипения ТЗ относится к рабочей жидкости, которая эксплуатируется на протяжении 2-3 лет и содержит в своем составе определенное количество влаги. Подробнее об этом – в разделе «Сроки эксплуатации тормозных жидкостей». В зависимости от этих параметров все тормозные жидкости делят на четыре класса.

DOT 3. «Сухая» температура кипения у этой тормозной жидкости составляет не менее 205°, а «увлажненная» — не менее 140°. Кинематическая вязкость такой ТЗ при +100° — не более 1.5 мм²/с, а при -40 – не менее 1500 мм²/с. Цвет этой тормозной жидкости – светло-желтый. Применение: предназначена для использования в автомобилях, максимальная скорость движения которых составляет не более 160 км/час, в тормозной системе которых использованы дисковые (на передней оси) и барабанные (на задней оси) тормоза.

DOT-3

DOT 4. «Сухая» температура кипения у этой тормозной жидкости составляет не менее 230°, а «увлажненная» - не менее 155°. Кинематическая вязкость такой ТЗ при +100° - не более 1.5 мм²/с, а при -40 – не менее 1800 мм²/с. Цвет этой тормозной жидкости – желтый. Применение: предназначена для использования в транспортных средствах, максимальная скорость движения которых составляет до 220 км/час. В тормозной системе таких автомобилей установлены дисковые (вентилируемые) тормоза.

DOT 5. «Сухая» температура кипения у этой тормозной жидкости составляет не менее 260°, а «увлажненная» — не менее 180°. Кинематическая вязкость такой ТЗ при +100° — не более 1.5 мм²/с, а при -40 – не менее 900 мм²/с. Цвет этой тормозной жидкости – темно-красный. В отличие от указанных выше ТЗ в составе DOT 5 основой является силикон, а не полигликоль. Применение: предназначена для использования на специальных транспортных средствах, работающих в условиях экстремальных для тормозных систем температур, а потому на обычных легковых автомобилях не используется.

«Сухая» температура кипения у этой тормозной жидкости составляет не менее 270°, а «увлажненная» — не менее 190°. Кинематическая вязкость такой ТЗ при +100° — не более 1.5 мм²/с, а при -40 – не менее 900 мм²/с. Цвет этой тормозной жидкости – светло-коричневы й. Применение: предназначена для использования в тормозных системах спортивных гоночных автомобилях, в которых температуры рабочих жидкостей достигают критических величин.

Плюсы и минусы тормозных жидкостей

Все указанные выше тормозные жидкости имеют свои достоинства и недостатки. Для удобства укажем их в приведенной ниже таблице:

Класс ТЗ Достоинства Недостатки
DOT 3
  • Невысокая стоимость
  • Агрессивно воздействует на ЛКП авто
  • Разъедает резиновые тормозные прокладки
  • Обладает повышенной гигроскопичность ю (активно поглощает воду), что приводит к коррозии узлов тормозной системы
DOT 4
  • Умеренная по сравнению с DOT 3 гигроскопичность
  • Улучшенные температурные показатели
  • Агрессивно воздействует на ЛКП
  • Хоть и умеренно, но поглощает воду, что приводит к коррозии узлов тормозной системы
  • Высокая, по сравнению с DOT 3 стоимость
DOT 5
  • Не портит ЛКП
  • Обладает низкой гигроскопичность ю (не поглощает воду)
  • Оптимально воздействует на резиновые детали тормозной системы
  • Нельзя смешивать с другими ТЗ (DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1)
  • Может вызывать локальную коррозию в местах скопления влаги
  • Низкая компрессия (эффект «мягкой» педали тормоза)
  • Высокая стоимость
  • Не подходит для большинства транспортных средств
DOT 5 .1
  • Высокая точка кипения
  • Низкая степень вязкости при воздействии низких температур
  • Совместимость с резиновыми деталями тормозной системы
  • Высокая степень гигроскопичности
  • Агрессивно воздействует на ЛКП автомобиля
  • Относительно высокая стоимость

Когда менять тормозную жидкость?

Сроки работы тормозной жидкости напрямую зависят от ее химического состава.

Минеральная ТЗ в силу своих химических характеристик (низкой гигроскопичности, хороших смазывающих свойств) обладает довольно продолжительными сроками эксплуатации (до 10 лет). Но при попадании в жидкость воды, например, в случае разгерметизации тормозной системы, ее свойства изменяются (падает температура кипения, повышается вязкость), и она уже не может выполнять свои функции, что может привести к выходу из строя тормозов. Рекомендуется периодический осмотр (раз в год) тормозной системы и состояния жидкости, которое можно определить в лабораторных условиях.

Полигликолевая ТЗ обладает средней либо высокой степенью гигроскопичности, а потому проверка ее состояния должна проводиться два раза в год. Оценить состояние полигликолевой ТЗ можно визуально: если жидкость потемнела или в ней заметны осадки, то нужно провести ее полную замену. В год такая ТЗ способна абсорбировать до 3% влаги. Если этот показатель превысит 8%, то температура кипения тормозной жидкости может упасть до 100°, что приведет к закипанию ТЗ и выходе из строя всей системы тормозов. Автомобильные производители рекомендуют менять тормозную жидкость на основе полигликолей через каждые 40 тысяч километров или каждые 2-3 года. Обычно такую тормозную жидкость полностью меняют во время установки новых внешних тормозных механизмов (колодки и диски).

Силиконовая ТЗ отличается долговечностью эксплуатации, так как ее химический состав более устойчив к внешним влияниям (попаданию влаги). Как правило, замену силиконовых тормозных жидкостей проводят по истечении 10-15 лет с момента заливки в тормозную систему.

Динамика жидкостей в тормозной системе автомобиля

Вы мчитесь вниз по длинной прямой, нажимаете на педаль тормоза, но того, что должно произойти не происходит, педаль вяло проваливается до полика, и автомобиль неуправляемый вылетает за поворот… Мгновения и в лучшем случае автомобилю потребуется ремонт, в худшем… Даже говорить не хочется. Единственный вопрос, который хочется задать бедолаге, пережившему подобный финал: Когда ты в последний раз менял тормозную ?

Гидролиния заполненная тормозной жидкостью является важнейшим элементом, посредником между вашей ногой и тормозными колодками, и, как правило, она выполняет свою работу идеально. При «гражданском» использовании автомобиля, тормозная жидкость не теряет своих свойств в течение нескольких лет.

Совершенно иное дело, когда используется на более интенсивных скоростях. Любители погонять от светофора к светофору или автовладельцы имеющие возможности использовать своих железных коней на треке должны помнить несколько важных нюансов. Современная тормозная жидкость, какая бы она ни была качественная имеет свои уязвимости.

Почему закипает тормозная жидкость?


Во-первых, химический состав тормозной жидкости изменяется при перегреве под воздействием многочисленных интенсивных торможений. Если ее вовремя не сменить, свойства жидкости многократно ухудшатся и она больше не сможет выполнять свои важные функции.

Также жидкость гигроскопична, что означает ее способность поглощать водяные пары из атмосферы. Вода понижает температуру кипения жидкости. Закипевшая жидкость выделяет газ. Если в тормозной линий появились пузырьки газа- вы потеряете тормоза, педаль уйдет в пол.

Продолжительность «жизни» тормозной жидкости зависит от того, на чем вы едете, как вы едете, и даже где вы едете. Мощный, тяжелый в жарком и влажном климате на треке может приговорить тормозуху за один гоночный уик-энд. Тогда как MX-5, в сухих и прохладных погодных условиях может продержаться гораздо дольше. В условиях стритрейсинга ситуация ненамного лучше. Сколько было написано историй о перегретых тормозах на тяжелых и мощных седанах, и хорошо, если эти истории заканчивались не трагически.

Каждый раз после покатушек перезаливать новую тормозную жидкость, прокачивая тормоза, конечно же, бренд, да и визуальная проверка расширительного бачка ни к чему не приведет, там может не быть пузырьков, воздух может скопиться в других частях тормозной системы.

Как предотвратить закипание тормозной жидкости?


Ваш автомобиль и ваш стиль вождения подскажут, что залить в тормозную магистраль. Стандартные DOT 3 или 4 подходят для большинства обычных спокойных водителей. Если вы испытываете тормоза на прочность, осаживая машину с большой скорости до нуля, вам стоит присмотреться к жидкости с повышенной точкой кипения, таким как ATE Typ 200 (190 °C) или Castrol React SRF Racing (270 °C). Жидкости действительно хорошие, но есть пару нюансов, их непросто достать в России, может, придется заказывать из-за рубежа и они стоят совсем не дешево. Castrol, например, обойдется в $78, примерно 6000 рублей.

ВАЖНО! Некоторые тормозные жидкости категорически нельзя смешивать! Пример- DOT 5, обладая высокой точкой кипения, этот вид тормозной жидкости нельзя перемешивать с менее стойкими к перегреву жидкостями для тормозов.


Итог: Залив качественную тормозную жидкость, в экстремальных условиях использования вы сможете избежать непредвиденных ситуаций с отказавшими тормозами. Тщательно изучите инструкцию применения и техническую документацию, прежде чем переходить на более стойкую тормозную жидкость, некоторые из видов DOT смешивать НЕЛЬЗЯ! Также тех. документация поможет вам определится с интенсивностью замены тормозной жидкости.

Не используйте жидкость из уже открытой бутылки, помните про ее гигроскопичность.

И . После водителя это, пожалуй, одна из самых важных систем во всем автомобиле.

Жидкость, как нам известно, вещество текучее. Тормозная жидкость, как и все технические жидкости автомобиля, не являются исключением. С той лишь разницей, что утечка тормозной жидкости, равно как и любой другой технической жидкости, грозит как минимум – выходом из строя какого-нибудь агрегата, а как максимум…аварийной ситуацией во время движения.

Контроль уровня тормозной жидкости

Именно по этой простой причине, чтобы постоянно визуально контролировать уровень тормозной жидкости, а также моторного масла и антифриза, вы должны ежедневно перед началом движения из гаража, заглядывать под капот автомобиля. Таким образом, вы сможете наблюдать, сколько тормозной жидкости в системе, и гарантировать себе относительную безопасность во время движения.

Визуальный контроль уровня тормозной жидкости осуществляется по заливному бачку. На нем существуют отметки: «min» и «max». Самый оптимальный вариант – это уровень жидкости между отметками. Если же он стал снижаться к отметке min, то значит, у вас где-то течёт тормозная жидкость и необходимо срочно приступать к выявлению места утечки. Предварительно протестируйте систему. Долив тормозную жидкость проследите, уходит ли она, и с какой быстротой.

Одновременно с визуальным контролем, с периодичностью раз в полгода-год, нужно проводить проверку качественного состава тормозной жидкости. Такая проверка производится . Периодичность проверки зависит от режима эксплуатации вашего автомобиля.

При визуальном наблюдении за уровнем ТЖ, обращайте внимание и на наличие отложений на внутренних стенках бачка. Если вы наблюдаете грязевые отложения, каких-либо посторонних частиц или капель воды, то это ещё один «звонок» в пользу замены тормозной жидкости.

Характерные причины утечки тормозной жидкости

Если во время визуальной проверки уровня по бачку, вы заметили, что у вас уходит тормозная жидкость, приступаем к выявлению утечки. При чём, заметьте, что в случае утечки тормозной жидкости, не обязательны явные её следы, как, например, в случаях с утечкой моторного масла или при .

Итак, низкий уровень тормозной жидкости может быть следствием:

  • Чрезмерного износа тормозных колодок
  • Износ манжет главного тормозного цилиндра (при этой неисправности тормозная жидкость может попадать в вакуумный усилитель). В этом случае трудно сразу визуально определить наличие утечки ТЖ.
  • Износ манжет тормозных цилиндров колес (в этом случае при снятии колеса можно заметить следы от утечки).
  • Дефект в системе тормозных шлангов, трубок

Тщательная дефектовка всей тормозной системы просто необходима. Особенно она нужна в зимнее время года, когда все резино-технические изделия «дубеют» от низкой температуры. Этим самым, потратив время, вы обезопасите себя от закона «падающего бутерброда», когда тормоза откажут в самый ответственный момент.

После обнаружения места утечки тормозной жидкости, естественно требуется произвести ремонт (замену) вышедшего из строя узла, и полную .

Мнение эксперта

Руслан Константинов

Эксперт по автомобильной тематике. Окончил ИжГТУ имени М.Т. Калашникова по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Опыт профессионального ремонта автомобилей более 10 лет.

После ремонтных работ и полной замены тормозной жидкости следует обязательно сделать прокачку тормозной системы. Для этого можно обратиться в любой автосервис, но можно сделать самостоятельно, тем более процедура несложная, понадобится только помощник и соблюдение алгоритма прокачки (в какой последовательности покачиваются колёса). Если такой информации нет (иногда для разных моделей авто используются разные последовательности) начинать нужно с самого дальнего от главного тормозного цилиндра колеса, т. е. с правого заднего.

Если произошла утечка тормозной жидкости, не стоит пренебрегать этим, с неисправными тормозами эксплуатировать автомобиль запрещается, от этого зависит безопасность. Если в автомобиле предусматривается электронное контролирование уровня тормозной жидкости, не следует всецело полагаться на работу датчиков и периодически самостоятельно проверять уровень в бачке. В тех случаях, когда вышел из строя один или несколько элементов тормозной системы рекомендуется сразу их заменить, чтобы не провоцировать аварийные ситуации на дороге.

Удачи вам, при регулярной проверке тормозной жидкости. Пусть её уровень никогда не понижается на вашем автомобиле.