Учимся управлять автомобилем с акпп. Как пользоваться коробкой автомат

Учимся управлять автомобилем с акпп. Как пользоваться коробкой автомат

На сегодняшний день большинство водителей не представляет как бы они ездили на автомобиле, который не имеет автоматической коробки передач. Некоторые новички, приходят в ужас от одной мысли того, что придется постоянно переключать передачи вручную. Многие водители с большим стажем также давно поняли, что ездить с автоматической коробкой значительно удобнее. Несмотря на все это, людей мучает вопрос - как же правильно эксплуатировать коробку автомат? В данной статье именно об этом пойдет речь.

Режимы работы

Чтобы понять, как следует эксплуатировать коробку автомат, нужно разобраться с тем, какие существую режимы.

Сразу стоит отметить, что режимы «Р», «R», «D» и «N» являются обязательными в каждой коробке. Чтобы выбрать один из режимов, надо всего лишь переместить рычаг переключения передач в соответствующее положение. Отличие от механической коробки в том, что движение рычага происходит по одной линии.

Режим, который выбрал водитель, будет отображен на панели управления. Это дает возможность внимательно следить за дорогой и не отвлекаться, чтобы посмотреть на рычаг.

  1. «P» – паркинг. Используется во время длительной стоянки. Именно с паркинга желательно заводить автомобиль. Важно перед включением такого режима полностью остановить машину.
  2. «R» – используется для того чтобы двигаться задним ходом. Чтобы включить, нужно полностью остановиться.
  3. «N» – нейтральное положение. Когда рычаг находится на «нейтралке», крутящий момент не передается на колеса. Стоит использовать в период незначительных остановок.
  4. «D» – движение. Когда селектор находится в таком положении, машина едет вперед. Переключение передач выполняется самостоятельно. Водитель только жмет на педаль газа.

В авто, в которых установлена пяти - или четырехступенчатая коробка, селектор имеет несколько положений для движения вперед: «D», «D3», «D2», «D1». Эти цифры показывают верхнюю передачу.

  1. «D3» – «первые 3 передачи». Рекомендуется использовать в случаях, когда нет возможности двигаться без притормаживания.
  2. «D2» – «первые 2 передачи». Переводить рычаг в такое положение следует тогда, когда скорость движения меньше чем 50 км/ч. Чаще всего используется на некачественных дорогах.
  3. «D1» («L») – «только 1-ая передача». Используется в том случае, если максимальная скорость составляет 25 км/ч. Переводить рычаг в подобное положение стоит тогда, когда машина находится в пробке.
  4. «ОD» – «повышенная передача». В такое положение следует переходить, когда скорость достигает больше 75 км/ч, а выходить из него, когда скорость опускается ниже 70 км/ч. Повышенная передача дает возможность сократить расход топлива в моменты движения по автомагистралям.

Большая часть новых машин с автоматом имеют несколько вспомогательных режимов АКПП. К таковым можно отнести:

  1. «N» – стандартный, который используют во время обычной езды.
  2. «Е» – режим экономии топлива. Помогает автомобилю двигаться в таком темпе, который значительно сокращает расход топлива.
  3. «S» – спорт. Когда водитель переключается в этот режим, он может максимально использовать мощность мотора. Ничего удивительного в том, что расход топлива при этом режиме будет высоким.
  4. «W» – зимний. Его применяют в те моменты, когда нужно начинать движение со скользкого дорожного покрытия.

Конечно, существуют водители, которые не смогли привыкнуть к АКПП, учитывая все ее достоинства. Чтобы удовлетворить потребности этих людей, был создан режим «типтроник». По сути, он предполагает имитацию ручного управления. На коробке он реализован в виде паза для селектора, и обозначен знаками плюс и минус. Плюс дает возможность повысить передачу, а минус - понизить, соответственно.

Основные условия эксплуатации коробки автомат

Для того чтобы начать движение на машине, в которой установлена автоматическая коробка, следует выполнить действия в следующем порядке:

  • Нажать на педаль тормоза.
  • Селектор переместить в положение «драйв».
  • Снять с ручника.
  • Медленно отпустить тормоз. Автомобиль начнет потихоньку двигаться.
  • Нажать на педаль акселератора.
  • Чтобы снизить скорость, нужно бросить газ. Если нужна быстрая остановка, тогда обязательно нужно воспользоваться тормозом.
  • Чтобы тронуться после незначительной остановки, нужно просто перенести ногу с тормоза, на акселератор.

Основное правило использования АКПП - избегать резких маневров. Если постоянно их делать, это приведет к тому, что увеличится зазор между фрикционными дисками, а затем и в дифференциале. Все это приведет к тому, что машина будет дергаться во время каждого переключения передачи.

Опытные мастера считают, что автомату нужно давать кратковременный «отдых». Это означает, что машине нужно давать возможность несколько секунд двигаться на холостых оборотах. Стоит отметить, что даже в авто с мощным двигателем, резкие движения значительно снизят ресурс коробки.

На самом деле, этот момент весьма важен, ведь большая часть подобных коробок ломается именно зимой. Прежде всего это связано со значительным падением температуры и с тем, что машины часто буксуют на льду. Для того чтобы максимально обезопасить свой автомобиль от поломки, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Перед наступлением холодов проверить качество и уровень жидкости в коробке, и при необходимости заменить;
  • Обязательно прогревать авто, прежде чем начать движение;
  • Если авто застряло, не жать на газ в надежде выехать. Стоит попытаться понизить передачу (если есть такая возможность) или просто подтолкнуть;
  • Перед крутым поворотом использовать только пониженные передачи.

Чего не стоит делать

Чего не стоит делать на машине с автоматической коробкой:

  1. Прежде всего, не стоит сильно нагружать коробку, если машина не прогрелась до необходимого уровня. Даже если на улице плюсовая температура, первые несколько километров, движение должно быть плавным и размеренным.
  2. АКПП очень «не любит» бездорожья. Машинам с автоматом, лучше всего объезжать дороги с плохими покрытиями. Если «железный конь» застрял, иногда лучше прибегнуть к помощи лопаты, чем давить на газ.
  3. Не рекомендуется подвергать АКПП высоким нагрузкам. Если были планы буксировать прицеп, то лучше выкинуть их из головы.
  4. Категорически запрещено заводить автомобиль с так называемого толкача. Многие люди нарушают этот запрет, однако стоит помнить, что бесследно для коробки это не пройдет.

Конечно же, нельзя забывать про отдельные особенности переключения между режимами:

  • на «нейтралке» можно оставаться лишь в случае, если нажат тормоз;
  • на «нейтралке» глушить машину запрещено;
  • глушить мотор разрешается исключительно в положении «паркинг»;
  • когда машина в движении, нельзя переводить рычаг в положения «паркинг» и «движение назад».

Подводя итоги, стоит отметить, что автоматическая коробка может показаться довольно «привередливой» и имеющей малый ресурс. На самом деле, если грамотно ее эксплуатировать, то она будет радовать своего хозяина очень долгое время.

Видео: как правильно пользоваться АКПП

Подавляющее большинство автомобилей на сегодня имеют автоматическую трансмиссию. Привычный рычаг для тех, кто ранее использовал механику, при таком типе конструкции заменяется селектором для выбора режима работы АКПП. У многих автолюбителей, которые ранее пользовались только механической коробкой передач, возникает немало вопросов по поводу особенностей вождения на «автомате». Разберемся, как управлять автомобилем с автоматической коробкой передач.

Как управлять автомобилем с автоматической коробкой передач

Прежде чем начать пользоваться непривычной коробкой передач, необходимо изучить ее функции. Пользователю предлагается несколько режимов:

  • «Р» или «Паркинг». Используется во время стоянки. Это положение равноценно использованию ручного тормоза, так как ведущие колеса полностью блокируются. Именно на этом режиме нужно глушить и заводить двигатель.

Важно! Ни в коем случае нельзя устанавливать режим «Р» во время движения автомобиля, ваша АКПП не переживет такой ошибки.


Практически каждая автоматическая трансмиссия имеет две-три дополнительных программы работы. О самой популярной из них мы поговорим отдельно, чуть ниже.

«Зимний» и другие специальные режимы

После покупки нового автомобиля вы можете обнаружить на трансмиссии дополнительные положения. Чаще всего это «Спорт» или «Винтер». Расскажем о последнем, так как он есть почти на всех автомобилях в России. Он может быть обозначен несколькими способами:

  • снежинкой (*);
  • «HOLD»;
  • «Winter»;
  • «Snow»;
  • или буквой «W».

Эта программа для вашего автомобиля предназначена для начала движения без пробуксовки по заснеженной дороге. При этом автоматика не задействует первую передачу, а стартует авто сразу со второй. Чтобы исключить резкие перепады ускорений и заносы, последующее переключение скоростей происходит при меньших оборотах двигателя.

Не рекомендуется пробовать этот режим летом, так как на нем коробка сильнее нагревается и испытывает более тяжелую нагрузку. Зимой нагрев не так страшен из-за остывания трансмиссионного масла. Также не стоит включать «Snow», если вы двигаетесь по очищенной городской магистрали с относительно хорошим покрытием. Для жителей поселков с преимущественно грунтовыми дорогами он более приемлемый для зимних условий.

Тем не менее стоит воздержаться от езды по сложным трассам с отсутствием асфальта. Этого автоматическая коробка крайне не любит. Особенно страшна для нее пробуксовка. В зимнее время или летом (при перемещении по мокрой грунтовой дороге) старайтесь избегать участков, где вы рискуете завязнуть. Если вы все же попали в западню, не пытайтесь выбраться из нее на режиме «Драйв». Практически все коробки имеют для этого режим «L» или «1», которые соответствуют первой передаче на «механике». Также можно перейти в «Нейтраль» и аккуратно вытолкать авто, предварительно поместив под колеса доски или коврики из салона.

Прежде чем начать изучать специальные режимы своей АКПП , необходимо научиться правильно использовать базовые. В дополнительные режимы селектор устанавливается намного реже. Положение этого «рычага» можно выбрать только при запущенном двигателе. Если вы только начинаете движение, делают это во время прогрева. Если вам необходимо сдать назад, то сначала нужно остановиться, выбрать новый режим и начать движение.

Запомните порядок действия для выбора необходимого способа движения:

  1. Утопите в пол педаль тормоза.
  2. После этого на селекторе утопите кнопку. В зависимости от модели и года выпуска авто она может находиться на рукоятке сверху, снизу или сбоку.

Как видите, все достаточно просто. Новичкам обычно сложно переключаться с «Паркинга» на «Драйв». Для этого нужно миновать «R» и «N». Делать это нужно плавно перемещая рычаг и не останавливаясь на неподходящих положениях. Об изменении передачи вас возвестит звук двигателя. Он станет более глухим. Обычно это происходит через пару секунд.

Как начать движение в выбранном режиме?

Как начать движение в выбранном режиме?

Одним из важных нюансов использования автомобиля с автоматической трансмиссией является то, что нельзя раньше времени снимать ногу с педали тормоза. Пока вы ее держите, машина с места не сдвинется. Сразу после того как вы отпустите педаль тормоза, то в положении «D» авто поедет вперед, в «R» назад, а на «Нейтрали» остается в прежнем положении. Исключение составляют случаи, когда машина находится на уклоне. Тогда на «D» она останется без движения, а на «N» покатится под горку.

Особенностью авто с коробкой автомат является то, что мотор толкает их в режимах «R» и «D». Это нужно учитывать при управлении машиной, оснащенной этим девайсом. Также запомните, что в первую очередь КПП реагирует на использование педали акселератора. Несколько плавных нажатий на нее приведут к тому, что начнется медленный разгон. Если же вы совершаете маневр, то не бойтесь поддавать «газ» резко, утапливая педаль в пол. На это «автомат» отреагирует включением режима «кик-даун», то есть сначала он начнет работать на более низкой передаче, а затем начнет резкий разгон.

Важно! Помните, что от момента, когда вы нажмете на «газ», до разгона обязательно пройдет пара секунд. Выполняя обгон нужно учитывать эту особенность автоматики.

Целый ряд особенностей имеет управление автомобиль с автоматической коробкой передач. При такой конструкции авто легче координироваться. Правая нога попеременно нажимает на две педали – тормоз и газ, а левая остается без дела. Во всех положениях рычага, кроме «Р», возьмите за правило придерживать педаль тормоза утопленной. Многие переходят на «Нейтраль» при движении с горки, пытаясь таким образом сократить потребление бензина. В режим «N» не следует переходить во время управления транспортом. Из-за того, что вам придется постоянно притормаживать – будут нагреваться колодки. Более выгодно будет пользоваться торможением двигателя в «Драйве».

Если вы все же решили проехать участок трассы накатом, при переключении с «Драйва» на «Нейтраль» не зажимайте кнопку селектора. Перед тем как снизить скорость, вернитесь в режим «D». Благодаря этому простому способу вы минуете включение «Реверса» и «Паркинга» по ошибке, которое может привести к выводу коробки из строя.

Как правильно прекращать движение при АКПП?

Свои особенности имеет и прекращение движения автомобиля с автоматикой. Тут тоже есть свои правила. Если не учитывать нюансы, все просто – захотели остановиться, просто нажмите педаль тормоза. Нет необходимости переключать режимы коробки во время движения.

Если вам нужно на несколько мгновений остановиться перед светофором или зеброй, оставайтесь на режиме «D». Это поможет сохранить вашу коробку в целости. При этом тормозная педаль должна быть утоплена.

В сложной дорожной обстановке (затяжной пробке) есть возможность сократить потребление машиной бензина. Если вы поняли, что стоять будете больше половины минуты, то можно переключиться на «Нейтраль». Только не отпускайте педаль тормоза, чтобы случайно не задеть другие автомобили. Если движение по магистрали остановилось надолго, можно дать правой ноге немного расслабиться – переключитесь на «Р».

Многие автолюбители не используют парковочный тормоз, так как доверяют автоматике своей машины. Однако, в инструкции, которая идет вместе с документами каждого автомобиля, есть пункт о том, что ручным тормозом все же следует пользоваться на каждой длительной остановке. Те, кто учился на «механике» помнят, что перед началом движения необходимо проверить состояние «ручника». Они устанавливают его не задумываясь, но со временем тоже забывают о дополнительном тормозе.

Есть случаи, когда без ручника не обойтись и владельцам автомобиля с «автоматом»:

  • остановка с работающим двигателем;
  • замена колес;
  • остановка на склоне, если не применить «ручник» рычаг перейдет в положение «Паркинг» с неохотой.

Не стоит пренебрегать использованием ручника, ведь не зря производители авто оставили этот узел. Если вы остановились ненадолго, не заглушив двигатель, и вышли из салона только ручной тормоз сможет спасти вас от форс-мажорных ситуаций. Если вы проходили обучение на «механике» и всегда используете этот узел, перед началом движения смотрите на приборную панель. При включенном ручном тормозе там будет светиться индикатор.

Главные ошибки при использовании автоматической коробки

Главные ошибки при использовании автоматической коробки

Для вождения автомобиля с установленным «автоматом» необходимо приобрести определенные навыки. Лучше всего для этого пройти обучение в автошколе или получить несколько практических уроков от опытных водителей.

Важно! Перед первой поездкой на новом авто уточните модификацию коробки. Если это традиционная автоматическая трансмиссия, стартовать нужно плавно. Роботизированные модификации с узлами DSG или PowerShift, наоборот, любят более агрессивное начало движения. В последнем случае, после достижения определенной скорости, вам не нужно сильнее утапливать педаль газа.

Многие водители во время управления автомобилем обращают внимание только на расход топлива, но при автоматической коробке нужно думать и о сохранности ее узлов. Если вы не будете учитывать особенности «умной» трансмиссии, то затраты на бензин покажутся вам незначительными. Ремонт этого узла может серьезно опустошить ваш бюджет, поэтому избегайте основных ошибок новичков:

  • агрессивной манеры вождения;
  • резкий разгон;
  • неосторожное вождение на уклонах и горных трассах;
  • буксировка слишком тяжелых авто;
  • попытки завести автомобиль «с толкача»;
  • несвоевременной замены трансмиссионного масла.

Помните, что «автомат» требует к себе крайне бережного отношения. При использовании автомобиля учитывайте это. Машину с ним не стоит заводить традиционным русским способом (толкая ее). Если вы привыкли к достаточно агрессивной манере вождения, стоит отказаться от нее.

АКПП требует к себе крайне бережного отношения

Этот вид трансмиссии крайне не любит холодный запуск. Если вы начинаете движение в зимнее время, возьмите за правило: перед началом движения несколько раз переместите рычаг в разные положения. Во время выполнения этой процедуры необходимо нажимать на тормоз. Это поможет разогнать масло в коробке и сделать его чуть теплее. Летом этой проблемы нет, но все же постарайтесь не ускоряться на первых километрах движения, плавное движение поможет трансмиссии прогреться.

Также автомобиль с установленной автоматической коробкой передач требует к себе более тщательного внимания в плане обслуживания. Его нужно регулярно загонять на технический осмотр и менять масло в коробке, согласно рекомендациям производителя.

Важно! Коробки с бесступенчатым вариатором не подлежат ремонту. При выходе их из строя, необходима полная замена узла. Несерьезные поломки могут устранить опытные мастера, но будьте готовы к тому, что в ближайшее время придется все же заменить эту часть авто.

С каждым годом АКПП становятся все сложнее по своей конструкции. Почти каждый производитель имеет в своем модельном ряду автомобиль с роботизированной трансмиссией. При малейших сбоях в их работе необходимо обращаться в авторизованный сервисный пункт. Только там вам смогут устранить поломку и не сделать хуже.

Буксировка

Если вы хотите избежать досрочного износа коробки, постарайтесь воздержаться от перемещения с помощью своего автомобиля тяжелых прицепов или других машин. При буксировке для работы «автомата» создаются достаточно тяжелые условия, приводящие к ее перегреву. Особенно опасно это в летнее время, так как нет дополнительного охлаждения, которое обеспечивают погодные условия. Зимой буксировка других авто нежелательна и не может проводиться после длительной остановки и остывания трансмиссии.

Другая ситуация – случай, когда ваше авто не может больше продолжать движение. Выход один – нужно отбуксировать его до ближайшего СТО. Запомните, что скорость движения на тросе не должна превышать 50 километров в час. Двигаться можно только на «Нейтрали», постоянно контролируя натяжение троса и положение автомобиля на трассе. Если у вас недостаточный опыт вождения, лучше всего отказаться от идеи буксировки.

Двигаться можно только на «Нейтрали», постоянно контролируя натяжение троса и положение автомобиля на трассе

Перед тем как принять решение о способе транспортировки своего авто, загляните в его инструкцию. При некоторых модификациях коробок, транспорт категорически нельзя перемещать на жесткой сцепке или тросе. Если вы заметили в инструкции для своей модели автомобиля такой запрет, воспользуйтесь услугами эвакуатора. Это обойдется намного дешевле, чем менять трансмиссию.

В итоге хочется сказать, что несмотря на все эти нюансы, управление автоматической коробкой передач остается одной из самых удобных для водителя. После получения необходимого опыта, с ее помощью можно научиться экономить бензин. Если вы приобрели авто с автоматической трансмиссией, не спешите выписывать адреса ближайших СТО.

При надлежащем использовании она будет такой же долговечной, как и классическая механика. Запомните главное правило – необходимо двигаться плавно. В некоторых автомобилях установлены роботизированные КПП, они любят динамическое вождение, но при этом нельзя совершать резкие рывки. При каждом нажатии на педаль или на селектор помните, что от ваших действий зависит долговечность трансмиссии авто. Обгоняйте других участников движения без особого лихачества. Откорректировать стиль езды несложно, для этого достаточно лишь желания.

После того как вы привыкните к этой разновидности трансмиссии, перемещение на авто будет дарить вам ощущение полной свободы. Вам не нужно будет задумываться об оборотах двигателя и передаточных числах.

Селектор АКПП и режимы работы автомата

Для управления коробкой передач в салоне установлен селектор выбора режимов и, возможно, дополнительные кнопки управления. С их помощью водитель имеет возможность задать такую последовательность автоматического переключения передач, которая наиболее оптимально соответствует условиям движения.

Следует отметить, что в целях обеспечения безопасности автоматическая трансмиссия разрешает запустить двигатель только в положении "N" или "Р". На моделях, блокирующих перевод селектора АКПП при выключенном зажигании, перед тем, как перевести рычаг из стояночного положения P, необходимо повернуть ключ зажигания из положения LOCK (блокировка рулевого колеса) в положение ON (зажигание включено), чтобы разблокировать и рычаг, и рулевое колесо. В противном случае возможна поломка рулевой колонки или селектора переключения диапазонов.

Каждое переключение передачи в движении будет сопровождаться некоторым понижением оборотов двигателя. Только при этом, надо иметь в виду, что стрелка тахометра таким же образом реагирует и на блокировку гидротрансформатора (правда, падение оборотов в этом случае будет не столь заметным, как во время переключения передач - см. ниже).

P-R-N-D-3-2-1, Hold, Power - это возможные режимы работы автомата. К ним можно отнести также маленькую кнопку около селектора (если она есть) и большую кнопку фиксации режимов (ограничитель переключения) на селекторе.

Сервисная черная кнопка у селектора (если, конечно, она есть) при нажатии разрешает переключение при выключенном зажигании. Например, нажав эту кнопочку, вы сможете перевести рычаг на "нейтраль" (N), чтобы толкать незаводящуюся машину. В автосервисе, снимая приборную панель или устанавливая новую магнитолу, таким же образом можно также перевести рычаг, скажем, в положение "1" для облегчения доступа к консоли. А на некоторых моделях без нее трудно вытряхнуть пепельницу.

P - Parking или парковка - служит для удержания автомобиля на стоянке. Переключать в этот режим можно только при полной остановке автомобиля. Случайное переключение в этот режим блокируется кнопкой на селекторе автомата.
В коробке передач в этом режиме устанавливается "нейтраль", что обеспечивает нормальный режим запуска двигателя. В этом положении селектора происходит блокировка вала коробки передач специальным зацепом и передние колеса не крутятся.
Не рекомендуется оставлять машину только на P если уклон превышает 10-15% (более 5 градусов) - это грозит "закусыванием" стопора парковки. Простой способ определить допустимый угол парковки без ручника на исправной коробке - это отпустить газ и посмотреть, катится ли машина назад.
При остановке на уклонах следует нажать на педаль тормоза, перевести селектор в N, выжать ручник, отпустить педаль тормоза и только потом поставить селектор в P. Трогаться с уклона следует в обратном порядке. Выжать тормоз, поставить селектор в D, затем отпустить ручник и начать движение, перебросив ногу с тормоза на газ.

R - Reverse - задний ход. Переключать в этот режим можно только при полной остановке автомобиля. Случайное переключение блокируется кнопкой на селекторе автомата.

N - Neutral - нейтральная передача. В этом положении селектора автомобиль, также, как и на "P", можно заводить, но блокировки вала не происходит. Однако он отличается от режима нейтрали на ручных коробках. В этом режиме нельзя катиться под уклон или буксировать машину с выключенным двигателем без риска повредить автомат. Дело в том, что масляный насос находится на первичном валу АКПП, поэтому при выключенном двигателе он работать не будет, а значит не будет и циркуляции ATF и коробка может перегреться.

Бытует мнение, что, стоя на светофоре, следует перейти в "N", поскольку в режиме "D" что-то там пробуксовывает и изнашивается. На самом деле это не так, все элементы коробки обездвижены, фрикционы зажаты, включена первая передача и лишь насос вхолостую перекачивает трансмиссионную жидкость. Движение в этом случае начинается без пробуксовки пар трения, которые вступают в работу лишь при переходе на вторую передачу. Переход же с режима "N" в "D", напротив, заставляет их лишний раз потрудиться.

Кроме того, переводя селектор из режима "N" в "D" не следует сразу нажимать на газ, а необходимо дождаться характерного толчка, который покажет, что коробка вошла в режим движения и выбрала нужную передачу, а в пылу спешки об этом можно забыть.

Так что не рекомендуется использовать режим "N", кроме случаев перезапуска заглохшего мотора, а также буксировки автомобиля или перекатывания его вручную с выключенным двигателем. На коротких остановках, например на светофоре, не следует перемещать селектор ни в положение "N", ни в положение "Р", а удерживать автомобиль на месте в таких случаях следует с помощью тормозов. Если же при длительных остановках в уличных пробках у вас устала нога, то лучше выставить сразу режим "P". Также можно поступить при остановке в жаркую погоду, для снижения тепловыделения и предотвращения перегрева ATF в коробке.

При движении на длинных спусках устанавливать рычаг селектора в положение "N" не рекомендуется. Это не приведет к экономии топлива, но может вызвать перегрев коробки при возвращении в D на высокой скорости.

Так что двигаясь накатом селектор лучше оставить в том положении, в котором он находился до этого. При этом коробка перейдет на высшую из разрешенных передач и обеспечит минимальное торможение двигателем. Если же вы катились в режиме "N", последующий переход в "D" заставит повременить коробку с выходом в режим движения, так как ей необходимо время для переключения на нужную передачу.

Переключения рычага селектора перед началом движения и при изменении направления (вперед-назад) должны производиться при нажатой педали тормоза и полной остановке автомобиля. Начинать движение, снимая ногу с педали тормоза и перенеся ее на педаль газа, следует только после характерного толчка, свидетельствующего о полном включении передачи.

Рычаг выбора режима движения сконструирован таким образом, что обеспечивает разрешенные переключения без нажатия фиксатора как при строгании с места, так и во время движения. То есть всё, что переключается без нажатия большой кнопки на селекторе, можно переключать в движении без ограничений, а то, что не переключается без нажатия этой кнопки, требует соблюдения определенных предосторожностей.

Так, например, если вам необходимо переместить рукоятку из положения "N" в положение "D" или "3", то это можно сделать, просто потянув ее к себе. Или если вы хотите перевести рычаг вверх из "1" в "2", "3" или "D", то это можно делать безо всяких ограничений в движении (постарайтесь только не перескочить при этом в "N" - это не опасно, но неприятно).

Однако, если вы захотите перевести рычаг из положения "3" в положение "2" или "1" или, тем более, в положение "R", то без нажатия фиксатора вам это не удастся. Это сделано для предотвращения поломок и перегрузок трансмиссии при неверном выборе режима движения. Установка рычага в то положение, куда его можно перевести только с нажатой фиксирующей кнопкой, осуществляется либо после полной остановки (если нужно установить "R" или "P"), либо после замедления движения (если необходимо с "3" установить "2" или "1").

D - DRIVE - основной режим работы - разрешена езда на всех передачах (их в этом автомате 4): первая (1), вторая (2), третья (3-прямая, с передаточным числом 1), четвертая (4, которую в этих автоматах можно назвать овердрайвом (overdrive), так как передаточное число у нее менее единицы - 0,69). Четвертая передача в АКПП аналогична пятой в ручных коробках, то есть является повышающей (overdrive), в отличие от третьей, являющейся прямой передачей. Кроме того, в режиме D быстро блокируется гидротрансформатор (см. "Примечание о блокировке гидротрансформатора"), что благоприятно при езде по трассе (на 1,5-2 литра уменьшается расход), но крайне нежелательно в городе (реакция на педаль газа становится вялой).

Примечания:

При затяжных подъемах (при движении вверх по наклонной плоскости)

Нежелательное переключение на повышающую передачу в момент отпускания педали газа при езде в затяжном подъеме автоматически предотвращается. Это снижает потребность в переключении на более низкую передачу при повторном нажатии на газ, если вы почувствовали нехватку мощности. Кроме того, это предотвращает многочисленные переключения передач и приводит к более плавному движению в подъеме.

При затяжных спусках (при движении вниз по наклонной плоскости)

Нажатие педали тормоза на спуске автоматически повлечет за собой переход трансмиссии на более низкую передачу (при езде на D - на 3-ю), вызывая, таким образом, некоторое торможение двигателем. Однако даже кратковременное ускорение повлечет за собой нормальный переход трансмиссии на передачу вверх.

Однако в некоторых случаях нажатие педали тормоза на спусках не приводит к автоматическому переключению трансмиссии на пониженную передачу Это может произойти из-за очень низкой температуры трансмиссионной жидкости, напримерр после длительной парковки. В таком случае, до тех пор, пока температура ATF не поднимется примерно до 60 градусов, для торможения двигателем потребуется ручное переключение передачи вниз.

Также, переход трансмиссии на более низкую передачу не произойдет при скоростях, превышающих 78 км/ч.

По возможности не применяйте режим D в городе, особенно в зимнее время - принудительно исключая из работы повышающую передачу и возможность блокировки гидротрансформатора вы делаете автомобиль более "живым" (АКПП быстрее переключается вниз при обгонах и перестроениях) и, кроме того, можете эффективнее использовать режим торможения двигателем при сбросе газа. Помните, что автоматы подобные субаровским (с повышающей передачей и блокировкой гидротрансформатора, разрешенной при положении селектора D), некоторые обозреватели называют "тормозными" именно потому, что при попытке разгона на D коробке часто приходится сначала разблокировать гидротрансформатор, а потом еще и переключаться с повышающей передачи вниз, что, понятно, занимает некоторое время.

Кроме того, исключив высшую передачу в городе (поставив селектор на 3) вы избегаете лишних переключений и частого включения блокировки гидротрансформатора, чем продлеваете ресурс АКПП (фрикционов и тормозных лент), который понадобится вам на трассе.

И, наконец, исключение режима D из обихода рекомендуется владельцам "склонных к перегреву" двигателей объемом 2,5 л. Динамичная езда для них дополнительное благо и служит для улучшения охлаждения двигателя!

Не включайте режим D при полной загрузке автомобиля (поставьте селектор в 3).

При езде в пробках, когда движение "рваное" и происходят частые переключения передач, чтобы предотвратить повышенный износ деталей АКПП, выключайте режим D (поставьте селектор в 3 или даже в 2).

Полезно также знать, что на непрогретой коробке высшая передача не включается и гидротрансформатор не блокируется. Соответственно, неисправный термостат или сильный мороз могут препятствовать включению высшей передачи, так как первоначальный прогрев идет от радиатора ATF, который стоит внутри бачка радиатора ОЖ двигателя. Нормальный режим АКПП включается при температуре ATF более 60 градусов.

Режимы (1), (2), (3) позволяют использовать передачи до указанной включительно, но не выше. Режимы могут зависеть от кнопки HOLD/MANU (см."специальные режимы работы АКПП").

3 - прямая передача с передаточным числом 1. Переводя селектор в (3) мы переводим АКПП в 3-х скоростной режим, т.е. в работе участвуют 1-я, 2-я и 3-я передачи и не блокируется гидротрансформатор. Рекомендуется для езды по городу.

Разрешенная максимальная скорость на этой передаче - 152-154 км/ч.

2 - передача с передаточным числом 1,55. Так же, как и режим (3), обычно ограничивает передачу сверху, то есть включаются только 1-я и 2-я передачи.

Однако на некоторых моделях (преимущественно для американского рынка, где традиционно выводится как можно меньше дополнительных кнопок для переключения режимов) при выборе (2) коробка сама переходит в "зимний режим" (см. "Специальные режимы АКПП"), т.е. трогается со второй передачи и вниз не переключается.

Режим (2) нужен для езды по скользкому покрытию, бездорожъю или для буксировки тяжелых прицепов. Кроме того, при езде на (2)обеспечивается более эффективное торможение двигателем при сбросе газа. Поэтому можно включить этот диапазон для преодоления длинного подъема или при движении по крутому спуску, когда для сохранения контроля над автомобилем необходимо торможение двигателем.

Разрешенная максимальная скорость на этой передаче - 91 км/ч.

1 - специальная передача с высоким передаточным числом 2,79 и блокировкой межосевого дифференциала на полноприводных моделях. Этот режим используется в том случае, когда требуется большой крутящий момент при небольшой скорости перемещения.

Долго ездить в таком режиме не рекомендуется. Кроме того, повороты в этом режиме могут вызвать выход из строя муфту блокировки центрального дифференциала. Рекомендуется использовать только при прямолинейном движении на низкой скорости, выезде из снега, песка и грязи, на длинных очень крутых подъемах и затяжных спусках, в особенности при движении с прицепом. Кроме того, на первой передаче обеспечивается эффективный режим торможения двигателем.

Разрешенная максимальная скорость на этой передаче - 44 км/ч.

При ограничении диапазона переключения старайтесь не превышать установленную для максимальной передачи этого диапазона предельную скорость;

Принудительное понижение передачи с помощью селектора выбора диапазона можно производить только при тех скоростях автомобиля, которые не превышающют максимально допустимую для ограничивающей передачи. Конструктивно трансмиссия выполнена таким образом, что предполагает использование первой передачи на скоростях, не превышающих 50 км/ч при полностью нажатой педали газа (30 км/ч при половинном нажати), а второй передачи, соответственно, примерно на 90 км/ч при полном и 60 км/ч при половинном нажати. А переключение с "3" на "2" недопустимо на скоростях выше 70-80 км/ч, поэтому селектор, ограничивающий диапазон, не переключается с диапазона "D-3" на "2-1" без нажатия блокирующей кнопки. Впрочем, в современных автоматических коробках переключение вниз все равно корректируется управляющим контроллером и особого вреда не принесет даже в случае недопустимого перевода селектора.

При остановке на подъеме не пытайтесь удерживать автомобиль в неподвижном положения за счет регулирования силы тяги педалью акселератора. Это может привести к перегреву автоматической коробки передач и выходу ее из строя. Для того чтобы удержать автомобиль на уклоне, используйте тормоза.

Пытаясь вытащить застрявший автомобиль приемом раскачивания, попеременно включая то первую передачу, то передачу заднего хода, во избежание поломки автоматической коробки передач не нажимайте сильно на педаль акселератора (скорость при буксовании колес не должна превышать 30 км/ч по спидометру.

А ГЛАВНОЕ!!! ЧИТАЙТЕ МАНУАЛ НА СВОЙ(!!!) АВТОМОБИЛЬ И УЧИТЕСЬ ИМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ!!!

С автоматом, нужно ее завести и прогреть двигатель. Чем холоднее на улице, тем больше времени требуется подождать перед началом движения.


Важно помнить, что заводить машину с АКПП можно только при нахождении рычага коробки в нейтральном положении N или P.


Чтобы можно было трогаться, следует переключиться в соответствующий режим. Для езды вперед - поставить рычаг в положение D, назад - R. Нажимать на газ следует только после того, как почувствуется легкий толчок, означающий, что машина снялась с "нейтралки".


Также важно не забыть снять автомобиль с ручного тормоза.

Как водить машину с автоматом: педали

В автомобиле с АКПП в отличии от машины с механической коробкой имеется две педали: газ и тормоз. Управлять автоматом нужно только одной ногой, держа ее на педали газа. Другая нога в это время должна находиться слева от тормоза на специальной подставке. В противном случае при возникновении на дороге опасности и необходимости торможения можно нажать педаль газа по инерции. Чтобы затормозить на с АКПП, нужно снять ногу с газа и надавить на педаль тормоза.

Как ездить на авто с автоматом: коробка передач

Автоматическая коробка передач имеет несколько режимов.


При нахождении рычага в положении Р ведущие колеса и вал заблокированы. Этот режим используют при стоянке и длительных остановках. Переключаться на parking следует только после полной остановки. Чтобы перевести рычаг в данное положение, нужно удерживать тормоз. Если включить P во время движения на машине с автоматом, автомобиль может сломаться.


Если машину ставить в режим паркинга на относительно ровную поверхность, то использование ручника может быть необязательным. Если уклон крутой, то для снятия нагрузки на механизмы авто можно дополнительно использовать ручник.


Чтобы поставить машину с автоматом в режим P с ручником, следует действовать следующим образом:


Нажать на тормоз, потянуть ручник;


Отпустить тормоз (при этом авто может немного дернуться с места);


Нажать тормоз и поставить рычаг в Р.


Чтобы сняться с ручного тормоза, нужно переключить коробку в режим движения, а затем отпустить ручник, удерживая тормоз.


Чтобы включить задний ход на машине с автоматом, необходимо полностью остановить авто, и удерживая тормоз, перевести рычаг коробки передач в положение R.


Много споров среди тех, кто не знает, как правильно ездить на , по поводу положения N.


Этот режим используется для перемещения машины на небольшие расстояния, например, в сервисе, при заведенном двигателе. Многие считают, что при движении накатом с горки можно сэкономить бензин, включая нейтралку, однако это не так. Так как при окончании уклона необходимо снова включать двигатель, а это дает дополнительную нагрузку на коробку. Также не следует ставить авто в N во время остановок, например, на светофорах.


Чтобы ездить на любой скорости, нужно использовать режим D.


По плохой дороге или при буксировке автомобиля можно включить коробку в положение 2. Это позволит не переключаться машине на передачу выше второй.


Если вы собираетесь разгонять машину до 80 км/ч, то использовать ограничение передач не рекомендуется.


Если дорожные условия не позволяют ехать со скоростью более 15 км/ч, то можно включить редим L, тогда авто будет ехать только на первой передаче.


В машинах с автоматом может иметься специальный режим OverDrive (O/D). Если данная кнопка утоплена, то автомобиль может переключаться на четвертую скорость. Такой режим нужен для движения по затяжным подъемам и обгона, когда необходим быстрый разгон.


На машинах с АКПП есть также режим кик-даун. Он включается, если происходит резкое нажатие на педаль газа. Благодаря этому машина резко ускоряется, однако, трогаясь с места, пользоваться такой функцией не рекомендуется.


В режиме SNOW удобно ездить зимой. Благодаря этому режиму машина начинает движение со второй скорости, что уменьшает проскальзывание.


Таким образом, ездить на автомате достаточно просто. Главное в этом деле - практика.

Появление автомобиля дало старт непрекращающейся гонке по совершенствованию всех систем и механизмов этого транспортного средства. От методов и материалов для кузова до высокотехнологичных способов управления. Карл Бенц придумал первое устройство, позволяющее в нескольких режимах передавать усилия двигателя ходовой системе.

Прогрессивная мысль нескольких поколений конструкторов и изобретателей довела это устройство до известной нам сегодня коробки передач. Но останавливаться на этом производители автомобилей не собирались, и уже в начале прошлого века начались попытки автоматизировать этот процесс. К 30-м годам XX века производители вплотную приблизились к решению задачи. Но ни технологически, ни экономически массовое производство наладить было невозможно, хотя удачные прообразы создать удалось.

Первым же серийным автомобилем с автоматической коробкой передач принято считать Buick Roadmaster, выпущенный в 1947 году . Первая модель имела всего две передачи, но уже через несколько лет была запущена в серию трехступенчатая АКПП принципиально не изменившаяся и до сегодняшнего дня, хотя современная трансмиссия стала на несколько порядков точнее и сложнее.

Как работает АКПП и ее виды

На машинах с автоматом отсутствует педаль сцепления, за исключением тех моделей, где предусмотрена возможность перехода на ручное управление. Эту важнейшую роль выполняет АКПП . Энергия двигателя посредством сложного механизма, о котором речь пойдет ниже, передается трансмиссии. Устройство системы спроектировано таким образом, что переключение режимов регулируется автоматикой. Как это происходит можно понять, разобравшись с алгоритмом работы и главными составляющими элементами АКПП:

  • гидротрансформатор. Представляет эволюцию муфты, разработанной еще в 1903 году. Место, где происходит передача крутящего момента от двигателя к выходному валу. Принцип прост. Насосная турбина, соединенная с двигателем разгоняет масло внутри корпуса, которое передает энергию на лопасти механизма коробки передач. Таким образом, нет жесткой механической связи между входным и выходным валами . При этом трансформации крутящего момента не происходит. Обеспечивает ее дополнительный элемент, называющийся ротором. Находится он между турбинами и особая конструкция лопастей придает дополнительный крутящий момент силовой установке. Усилие передается на механизм, непосредственно отвечающий за изменение передаточного числа;
  • планетарный редуктор. Главная деталь АКПП. Сложный механизм, собранный из центральной или солнечной шестерни, венца или большого центрального зубчатого колеса и набора сателлитов, закрепленных на детали, называющейся водило. Изменяя положение отдельных элементов АКПП по оси, формируется несколько комбинаций, предающих на выходе несколько скоростей вращения центрального вала. Количество вариантов и принято называть передачами . Прямой аналог с МКПП, но схема не нуждается в сцеплении, функцию которого выполняет гидромуфта. Подобная система нуждается в точном и сложном управлении. Обеспечить эффективное переключение столь сложного механизма в ручном режиме невозможно;
  • система управления. Возможны два типа устройств. Первый - это гидравлические механизмы. Сегодня этот тип применяется главным образом в бюджетных автомобилях. Машины среднего класса и выше оборудуются АКПП с электронным управлением. В первом случае датчики, реагируя на смену давления масла в системе, приводят в действие гидравлические толкатели. Они активируют сложную комбинацию муфт и тормозов, механически переключая передачи. Настроена система таким образом, что «перескочить» через передачу невозможно. Переключение возможно только последовательное. Электронная система управления эффективнее. Датчики собирают более полную информацию о работе АКПП. Это и температура жидкости, и скорости вращения каждой оси. Блок управления дает сигнал исполнительным устройствам. Алгоритм срабатывания сразу целой группы деталей находится под контролем электроники. Муфты, тормоза и электромагнитные клапаны, часто именуемые соленоидами, практически постоянно находятся в движении во время езды;
  • рычаг селектора. Это «ручка», находящаяся в салоне. Во всем мире принята общая для всех АКПП маркировка положений селектора. R - задний ход. N - нейтральная передача. D - основной положение селектора при движении, от старта до остановки. P - Парковка. S –спортивный режим . Некоторые производители элитных и представительских авто снабжают блок переключения дополнительными положениями. Например, Типтроник имеет возможность из автоматического режима перейти к механическому управлению КПП.

Рассматриваемая выше схема относится к классическому варианту. Принцип работы вариаторов и роботов другой. Существенна и разница в цене.

Хорошо отработанные технологии, большие объемы производства классической АКПП делают ее доступнее и вариатора, и роботизированной коробки, которые, впрочем, имеют некоторые преимущества.

Например, вариатор вообще не имеет ступеней переключения, а изменения передаточного числа осуществляется механизмом, напоминающим два конических шкива. Перемещающийся ремень одновременно изменяет входной и выходной диаметр валов, что без потерь мощности и рывков изменяет частоту вращения на выходе. Робот же является по сути качественной МКПП с эффективным электронным управлением. Любители механики всегда могут перейти на любимый ими режим.

Преимущества и недостатки

Достоинств у АКПП много. Управление механикой требует длительного обучения и постоянного внимания при вождении. Владельцев автомобилей с автоматикой эта проблема не касается. Большую часть времени в момент вождения коробка находится в одном положении - D, что означает движение или драйв. Но это не все бонусы. Преимущества заключаются и в следующем:

  1. Комфорт и концентрация внимания на дорожную обстановку, а не на приборы.
  2. Сохранение ресурса двигателя. Автомат не позволяет механике работать в критических режимах, что предотвращает износ основных деталей и расходных материалов.
  3. Безопасное вождение в сложных климатических условиях. Совместно с другими системами автомат не позволяет водителю допускать критические ошибки в управлении.

Однако не только плюсы отмечаются специалистами и простыми автовладельцами. Имеются и недостатки:

  1. Выше чем у МКПП потребление топлива. КПД автомата может быть до 12% ниже, чем у механики. Впрочем, это не относится к последнему поколению АКПП. Совершенствование технологий производства сегодня сводит эту разницу к минимуму.
  2. Динамика. Автоматический режим не позволяет работать системам автомобиля в экстремальных условиях, что лишает водителя полностью почувствовать всю мощь и возможности машины. Но для большинства городских жителей это не актуально. В повседневной жизни, где продвижение осложнено пробками переходами и светофорами автомат скорее благо, нежели недостаток.
  3. Стоимость автомобиля. Модели с автоматом стоят заметно дороже своих аналогов с МКПП.
  4. Невозможность буксировки. При поломке АКПП приходится вызывать эвакуатор. Возможность перемещения выключенной машины ограничено небольшим расстоянием на минимальной скорости, и то при опыте и знаниях как это сделать безопасно для механики автомобиля.
  5. Ремонт. Сложность конструкции и высокая цена запчастей и обслуживания, включающая в себя и большее количество расходных материалов заставляет раскошеливаться владельцев авто с АКПП.

Как правильно управлять машиной с коробкой автоматом

Сложностей при обучении и последующей эксплуатации никаких нет. В отличие от механики смотреть на стрелку тахометра или определять по звуку момент переключения не надо. Положения ручки автомата бывают следующие:

  • Парковка. Обозначается буквой P. В этом положении блокируемый выходной вал не дает автомобилю возможности двигаться. На ровном месте этого достаточно для сохранения устойчивости, но на наклонной поверхности рекомендуется воспользоваться ручным тормозом;
  • Позиция рукоятки N соответствует нейтральной передаче на МКПП. При выключенной системе управления машину можно перемещать;
  • Задний ход обозначается буквой R, что означает реверс. В этой позиции невозможно запустить двигатель, а при движении вперед резкий перевод селектора на задний ход наверняка выведет из строя коробку передач;
  • Основное положение маркируется на селекторе буквой D. Переключение всех передач вперед, от низшей к самой высокой, происходи в этом режиме.
  • Дополнительные положения. К ним относится режим Sport, отмечающийся как S. В этом режиме максимально используется мощность двигателя. Динамика разгона заметно выше у автомобилей с дополнительной опцией Kickdown. Для равномерного и экономичного движения возможна функция Overdrive. На некоторых моделях имеется отдельный переключатель в зимний режим. При поломке АКПП автоматика может заблокировать механизм на текущей передаче и перейти в аварийный режим.

Особенности эксплуатации автомобиля с АКПП

Порядок операций, необходимых для начала движения на большинстве машин с автоматом одинаков:

  1. Вставить ключ и повернуть его в режим зажигания.
  2. Нажать педаль тормоза.
  3. Перевести рукоятку селектора в нужное положение. Либо вперед, либо назад.
  4. Отпустить педаль тормоза.

Автомобиль начнет плавное движение в выбранном направлении, даже не нажимая на педаль, воспользовавшись которой можно ускорить динамику. Автомат в первую очередь реагирует именно на работу акселератора. Режим «Драйва» не переключают при кратковременных остановках, например, на светофоре . Используют лишь тормоз. Положение «Парковка» включают при более длительной остановке.

  • Нужно избегать бездорожья и неоднородного покрытия. Пробуксовку в идеале вообще надо стремиться избегать;
  • Необходимо дать системе прогреться. АКПП выйдет на заявленный уровень лишь при определенной температуре масла. Поэтому даже в летнее время лучше первые несколько минут движения избегать резких ускорений и больших скоростей;
  • Не стоит допускать перегруза. Автомат имеет более чувствительную механику, которая рассчитана на определенные нагрузки. Загружать чрезмерно салон или тянуть тяжелый прицеп настоятельно не рекомендуется;
  • Обратить нужно внимание и на документацию. Допускается ли буксировка для данного типа АКПП. Некоторые модели вообще не подлежат принудительному перемещению. Для некоторых видов установлены строгие ограничения по скорости и расстоянию.

Общемировой тренд сегодня — это конечно автомобили с АКПП. Характеристики по многим параметрам приблизились к высококвалифицированному вождению на механике. Удобства же неоспоримы и в дополнительной рекламе не нуждаются.