Тракторные заводы. Современные тракторы - сравнение, виды, характеристики

Бульдозер ЧТЗ Б12

Российские трактора вновь возвращают себе былую славу. Во времена Советского союза трактора, сделанные на территории нашей страны, считались лучшими в мире. В 90-х годах на рынке сельскохозяйственной техники наблюдалось настоящее затишье и его постепенно заполнили производители из Европы, США и Китая.

В настоящее время машины, произведённые в России, вновь приобретают популярность. Это объясняется довольно просто: трактора российского производства лучше всего адаптированы к различным климатическим условиям, кроме того, они нетребовательны к качеству топлива . Рассмотрим наиболее популярных производителей тракторов в России.

Гусеничный трактор ДТ-75М

Волгоградский тракторный завод

Одно из крупнейших производств гусеничных тракторов на территории нашей страны. Специализация предприятия именно на гусеничной технике вполне объяснима. В отличие от колёсных тракторов, машины на гусеничном ходу не повреждают плодородный слой почвы во время работы.

Кроме того, благодаря широким тракам, техника обладает большей проходимостью и мощностью. Стоит отметить, что ВгТз не собирается останавливаться на достигнутом и планирует выпускать колёсные модификации гусеничных машин. Из наиболее популярных тракторов волгоградского производства можно выделить ДТ-75 и ВТ-100.

ДТ-75

Несмотря на то что эта серия выпускается предприятием уже давно, производители не собираются снимать её с производства.

Трактора ДТ-75 отличаются надёжностью и удобством в эксплуатации, поэтому очень востребованы среди фермеров.

Производители постоянно совершенствуют «старичка», в частности, была увеличена мощность силовой установки до 100 лошадиных сил. Это дало технике ещё больше возможностей для работы.

Гусеничный трактор ВТ-100

ВТ-100

По сравнению с предыдущей моделью, трактора этой серии показывают на 50% больше мощности. Этого удалось достигнуть установив на машину 130-сильный дизельный двигатель.

Несмотря на большую мощность, силовой агрегат отличается экономным расходом горючего. Благодаря своим техническим характеристикам, машина относится к 4 тяговому классу.

Челябинский тракторный завод

Это предприятие тоже специализируется на выпуске гусеничной техники. С конвейера ЧТЗ сходят бульдозеры, которые пользуются популярностью не только в России и странах СНГ, но и в Европе.

Стоит отметить, что именно Челябинский завод выпустил бульдозер, который был занесён в Книгу рекордов Гинесса, как самая большая машина на Земле. Этот рекорд был поставлен в 1990 году и принадлежал модели Т-800.

Бульдозер ЧТЗ Б10 М

Самыми значимыми и узнаваемыми машинами от этого производителя являются бульдозеры Б 10М, Б 12 и Б 13. Познакомимся с ними поближе.

Б 10М

Эта модель была создана на базе трактора Т 10. Бульдозер оснащается дизельным двигателем Д-180, чья мощность варьируется от 140 до 180 лошадиных сил и механической трансмиссией. Стоит отметить, что за всё время существования бульдозера Б 10М, было выпущено около 75 модификаций этой машины.

Б 12

На эту модель устанавливается v-образный дизель ЯМЗ-234 Б4 с турбированной подачей топлива. Силовая установка может выдавать мощность в 250 лошадиных сил. На бульдозер устанавливается гидромеханическая схема трансмиссии, что обеспечивает технике 3 передних и 3 задних режима движения. Благодаря своим техническим характеристикам, машина относится к 15 тяговому классу.

Б 13

Пожалуй, это самый современный бульдозер, выпущенный Челябинским тракторным заводом. Инженеры поработали не только над начинкой, но и над внешним видом техники. Благодаря этому, бульдозер оснащён последними технологическими достижениями в области производства тяжёлой техники.

Отдельно стоит отметить двигатель ЯМЗ 236-Б4. Силовая установка выпускается в нескольких вариациях и её мощность начинается с 230 лошадиных сил. Из особенностей можно выделить, что бульдозер Б 13 отлично работает даже в экстремальных погодных условиях и низких температурах.

Кировский тракторный завод

Это предприятие находится в Санкт-Петербурге и было основано в 1801 году. В настоящее время - это крупный промышленный комплекс. Кировский завод стоял у истоков серийного производства тракторов в Советском Союзе. В 1924 году предприятие выпускало первые отечественные трактора «Фордзон».

Знаменательной датой для предприятия стало 13 июля 1962 года. В этот день был выпущен трактор Кировец К-700, который послужил началом целой серии тяжёлых сельскохозяйственных машин.

Кировец К 700

Из последних модификаций можно отметить Кировец К-9000. Это тяжёлый трактор, выпускаемый в пяти модификациях и относящийся к 9 тяговому классу. Стоит отметить, что машины этой серии полноприводные и выпускаются на шарнирно-сочленённой раме. Поэтому несмотря на внушительные габариты, техника обладает неплохой проходимостью и манёвренностью.

На все модификации устанавливаются дизельные двигатели Mersedes-Benz. Мощность агрегатов варьируется от 354 до 516 лошадиных сил. Можно отметить гидромеханическую трансмиссию, усиленную коробку передач и кабину повышенной комфортности. Грузоподъёмность машин составляет от 8.5 до 10 тонн.

Достоинства и недостатки

Трактора российского производства отличаются удобством в эксплуатации. В случае ремонта, никогда не возникает проблем с запасными частями. Большинство поломок можно устранить в полевых условиях не прибегая к услугам сервисных центров. Трактора обладают высоким запасом прочности и могут работать в любых климатических условиях.

К недостаткам можно отнести низкое качество сборки. Даже у новых машин наблюдаются протечки масла. Замечена некорректная работа гидравлики и коробки переключения передач. Практически все отечественные трактора не соответствуют требованиям экологической безопасности.

Источник: http://fermerznaet.com/selhoztehnika/traktor/rossijskogo-proizvodstva.html

Где купить трактор в России (российского производства)?

Трактора российского производства возвращают себе вновь былую славу. В советские времена трактора, сделанные на территории нынешней России, были признаны лучшими в мире. В 90-х гг. на рынке с/х машин отмечалось затишье, наполнялся он техникой из Китая, Европы США.

Период, охватывающий 2013-2014 года, также характеризовался спадом на производство и экспорт российских тракторов. Однако последние 2 года, во время кризиса, сельскохозяйственное машиностроение расцвело, успехи которого в том числе способствовали и рекордным урожаям зерна.

Создание тракторов в России за 2016 год возросло почти в 2,5 раза по отношению к 2015-му. Ныне отечественная техника для сельского и лесного хозяйства отвоевывает рынок у иностранных конкурентов.

Анализ нынешнего тракторостроения

Тракторостроение – одна из ведущих отраслей российского машиностроительного комплекса. Ее продукцией являются: тракторы, комбайны, силовые агрегаты, детали, узлы и запчасти. Большая часть заводов, работающих в данной отрасли, сформировались как универсальные предприятия, т.е.

они обладают основными, заготовительными, вспомогательными и ремонтными производственными мощностями. Предприятия, выпускающие тракторы, располагают литейным, прессово-сварочным, кузнечным, энергетическим, механосборочным, гальваническим, термическим, окрасочным производством и др.

Производство тракторов «Кировец» в Алтайском крае

Размещение тракторных заводов зависит от таких факторов, как наличие сырья и потребление. Первые предприятия появились в Волгограде и Челябинске, где отмечены были источники металла. Тракторное машиностроение ориентируется на региональную хозяйственную деятельность и ее специфику, так Россия изготавливает тракторы в таких географических субъектах:

  • Липецк, Волгоград, Таганрог, Челябинск, Владимир, Рубцовск (сельскохозяйственные машины);
  • Чебоксары, Санкт-Петербург (промышленные);
  • Тверская область (льноуборочные);
  • Петрозаводск (трелевочные);
  • Рязань (картофелеуборочные).

Как отрасль промышленности, тракторостроение существует с 20 гг. прошлого века. Первый трактор был произведен советским предприятием Красный Путиловец.

Ту пору тракторостроительные заводы переживали тяжело, возрастающий спрос отечественное тракторостроение не покрывало, он удовлетворялся частично за счет импорта.

Со временем сформировались крупные корпоративные структуры: Концерн Тракторные заводы, Петербургский тракторный завод, Новое содружество.

С вступлением России в ВТО также ожидалось, что к 2020 году доля российской с/х техники снизится на 8% относительно 92% у зарубежных тракторов и комбайнов.

Однако прогнозы не сбываются, в этом году отечественные тракторостроительные заводы обещают у импортных производителей отвоевать больше половины рынка. Так, в 2016-ом производство тракторов возросло более чем на 50%.

Впервые темпы обновления сельхозмашин за последние 15 лет превысили темпы выбытия, благодаря чему аграрии РФ активно пополняют парк.

Заводы, которые выпускают тракторы, играют значительную роль в развитии народного хозяйства страны. На их основе соответствующие сегменты рынка обеспечены землеройными машинами, тягачами, бульдозерами, скреперами, с/х техникой.
к меню

Рынок тракторов российского производства сегодня характеризуется большой пестротой. В качестве основных производителей полногабаритных тракторов тяговых классов (0,6, 0,9, 1,4, 2-8) , мощностей 25-400 л.с.

и выше выступают новые заводы, специализирующиеся на сборке тракторов преимущественно ОАО ХТЗ и РУП МТЗ на территории страны, а также предприятия, выпускающие машины иностранных брендов.

Они производят технику известных компоновочных схем, включая: колесные классические с ведущими задними колесами, при этом их диаметр больше, нежели передних (4К2), полноприводные с ведущими задними и передними колесами (4К4а), базовые гусеничные модели и их модификации и т.п.

Минитрактор российского производства

В сегменте устройств мощностью 80-100 л.с. МТЗ российской сборки являются лидерами. Современные агрегаты с меньшим тяговым усилием до 50 л.с. – одни из самых востребованных на рынке классов. В среднем ежегодно минитрактор в России реализуется тиражом 10 тыс.

Поэтому МТЗ приходится выдерживать конкуренцию со стороны других производителей минитракторов российского производства. Осуществляется продажа и минитракторов не только с/х назначения.

Изготавливаются подобные машины для использования в строительных целях, в области коммунального хозяйства, когда актуальным становится вопрос «Нужны ли права на минитрактор», ведь они причисляются к полноправным участникам движения автотранспортных средств.

Так, челябинский завод ООО Трактор, выпускаемый минитракторы под торговой маркой Уралец, предлагает машины мощностью от 16 до 22 л.с. Ежегодно со станка сходит 1,5 тыс. ед. техники, среди которой большим спросом пользуется Уралец 220.

Предприятие, как и многие дилеры, с 2000 года начало сотрудничать с китайскими производителями, а спустя 4 года на рынок поставило свой первый агрегат.

Продукция ООО Трактор по сути представляет собой локализованную машину Jimno, однако с каждым годом рост уровня локализации ведет к тому, что в неприхотливой технике завода остается все меньше китайского.

Предложений минитракторов российского производства на рынке более чем достаточно. Второй популярной маркой является Чувашпиллер. Рассчитанных на любые задачи и «карман», машин (12-35 л.с.) данного производителя в линейке больше. Модельный ряд относят также к копиям тракторов из Поднебесной. Годовые объемы производства не менее 1,5 тыс. минитракторов.

Курганский машиностроительный завод, основавшийся в 1950 году, изготавливает и реализует технику, также относящуюся к классу минитракторов российского производства. К тому же, на его базе создаются погрузчики, гамма навесного оборудования.

ООО Интерагро занимается разработкой малогабаритных с/х средств малой механизации совместно с ООО Трактор. Покупателем представляется возможность приобретения различных приспособлений к минитракторам, запасных частей, проведения техосблуживания.

Отечественные производители тракторов

Несмотря на популярность белорусских МТЗ и украинских машин ОАО ХТЗ, на отечественные модели тракторов России давно прослеживается рост продаж. Дилеры Минского тракторного завода (ТД МТЗ Сибирь, ЕлАЗ и др.

) на территории российского государства занимают третью долю рынка, импортными производителями отгружается 45% продукции, высокое положение же отечественных производственных компаний относительно конкурентов не оставляет сомнения.

Оснащение кабин современных тракторов

Покупка тракторов, изготовленных в России, обусловлена отличительными характеристиками: удобством в эксплуатации, высоким запасом прочности, производительностью, адаптированностью к климатическим условиям страны, качеством сборки , отсутствием проблем с приобретением запасных частей. Купить в России трактор предлагают следующие производители:

  • Агромаш;
  • Владимирский тракторный завод;
  • Алттрак;
  • КамТЗ;
  • ЗАО Агротехмаш;
  • Ростсельмаш;
  • Петра ЗСТ;
  • Кировский завод;
  • Курганский машиностроительный завод;
  • Челябинский тракторный завод;
  • ОАО Липецкий трактор;
  • Волгоградский тракторный завод;
  • Алтайский трактор;
  • Онежский тракторный завод;
  • Промтрактор и др.

Рассмотрим некоторые из них.
к меню

Петербургский тракторный завод

Выпускавший первые тракторы ЗАО Петербургский тракторный завод ныне производит сельхозтехнику под маркой Кировец. Она представлена в 3 сериях: К-744Р, К-9000, К-703М-12-03.2. ПетТЗ остается единственным производителем в стране мощных колесных машин с шарнирно-сочлененной рамой и широкой сетью станций техобслуживания.

Трактора оснащаются отечественными двигателями, отличаются невысокой стоимостью, способны выполнять любые задачи, высокопроизводительны, обладают надежной конструкцией и большой мощностью, агрегируются со всевозможным навесным орудием, демонстрируют безупречные тяговые характеристики.

Петербуржский тракторный завод

Предприятие специализируется на выпуске гусеничных тракторов, не повреждающих во время работы плодородный слой почвы. Произведенный ВгТЗ агрегат, имеет широкие траки, вследствие чего обеспечивается высокая мощность и проходимость.

Наибольшей популярностью пользуются ВТ-100 и ДТ-75, для которых характерны: надежность, силовая установка в 100-130 л.с., удобство в эксплуатации, экономный расход топлива.

Предполагается, что будут выпускаться колесные модификации машин на гусеничном ходу.
к меню

Владимирский тракторный завод

Компания разрабатывает колесные трактора Агромаш (25-85 л.с.). Ее универсально-пропашная техника тяговых классов 0,6, 0,9 аналогичной продукции других производителей составляет серьезную конкуренцию.

Пользуются спросом ВТЗ-2032, Т-30А-80, ВТЗ-2027, Т-80, Т-50 и пр.

Созданы тракторы линии 2000 с новым дизайном, комфортабельной кабиной, улучшенным обзором, мощной вентиляцией и отеплением, гидрообъемным рулевым управлением, передним ведущим мостом, дисковыми тормозами и уменьшенным радиусом поворота.

Техника ООО ВМТЗ получает экономичные дизельные моторы собственного производства с воздушным охлаждением. Имеется механизм, блокирующий дифференциал, трехточечная гидравлическая навеска 1,2 категории, грузоподъемность составляет 600-1000 кг.
к меню

Челябинский тракторный завод

ЧТЗ создает гусеничные и колесные тракторы, которые востребовательны не только среди российских граждан, но и европейских. Предприятие начало деятельность в 1933 году. Первой моделью был трактор С-60. С тех пор налажено производство погрузчиков, трубоукладчиков, дизельных моторов. Завод предлагает потребителю: Дэт-250М2, Т-10М и другие товары народного потребления.

Продукция Челябинского тракторного завода

Челябинскому заводу принадлежит бульдозер, занесенный в Книгу рекордов Гинесса. Рекорд поставлен относительно габаритов в 1990 году. Самая большая машина на Земле сошла с конвейера под маркой Т-800. За 80 лет изготовлено 1 млн. 268 тыс. тракторов, которые в общей сложности по планете прошли 90 млрд. км, что эквивалентно 600 расстояниям от Земли до Солнца.

Источник: http://MoeZerno.ru/texnika/tractors/traktora-v-rossii.html

Российский рынок сельхозтехники в 2016 году

Рынок сельскохозяйственных тракторов России в 2016 году по отношению к соответствующему периоду 2015 года снизился на 23,0%. Общий объем продаж тракторов за 2016 год составил 20,8 тыс. ед., из которых только 2 854 трактора российских марок (из них 473 мини трактора), их продажи выросли на 10,4%, а доля на рынке выросла с 9,6% до 13,7%.

В 2016 году в структуре рынка тракторов произошло уменьшение рыночной доли импорта новых тракторов из Республики Беларусь и Казахстана, которая снизилась с 44,5% до 39,3%, продажи составили 8,2 тыс. ед.

Доля импорта новых тракторов иностранных марок также снизилась с 21,5% до 20,1%, а продажи упали на 28,0% до 4184 ед., из них 2107 мини трактора; импорт подержанных тракторов уменьшился на 40,5% до 1660 ед., а их доля снизилась с 10,3% до 8,0%.

В целом, продажи новых импортных тракторов, включая импорт из Республик Беларусь и Казахстана, уменьшились на 30,7% с 17 838 ед. до 12 354 ед.

Продажи иномарок российской сборки (кроме МТЗ) снизились на 34,2% до 950 ед. Продажи тракторов МТЗ российской сборки, выросли на 25,4% до 2 997 ед.

Рынок зерноуборочных комбайнов в России в 2016 году составил 6 340 ед., рост рынка к соответствующему периоду 2015 года составил 24,6%. Отечественные марки, занимающие доминирующую позицию на рынке, увеличили свою долю с 63,8% до 71,4%; при этом, их продажи увеличились на 39,6% до 4529 ед.

Продажи комбайнов, изготовленных в России из белорусских сборочных комплектов, выросли на 23,5% до 1214 ед., а их рыночная доля незначительно упала до 19,1%. Продажи комбайнов иностранных (кроме белорусских) марок, собранных в России, увеличились на 5,2% до 381 ед.

Совокупный объем продаж зерноуборочных комбайнов, произведенных в России (комбайнов отечественных марок, иностранных и белорусских моделей российской сборки), вырос на 33,4% с 4590 ед. до 6124 ед, а их общая доля на рынке выросла с 90,2% до 96,6%. Импорт комбайнов из Белоруссии значительно снизился с 411 ед. до 97 ед.

Импорт зерноуборочных комбайнов из других стран (кроме Белоруссии) вырос на 36,8% до 119 комбайнов.

Производство тракторной техники

В России за 2016 год произведено 7, 8 тыс. тракторов, что на 20,3% больше по сравнению с 2015 годом, в том числе, изготовлено тракторов сельскохозяйственного назначения 6,6 тыс. ед. (+27,0%) и 1,2 тыс. ед. (–7,9%) промышленных тракторов.

В общем количестве тракторов, произведенных за 2016 год, доля отечественных моделей составила 47,7%, иномарок российской сборки - 5 2,3%, из них: сборка из тракторокомплектов МТЗ - 38,2%, из тракторокомплектов ХТЗ - 1 ,6%, из комплектов иностранных марок: (Versatile, New Holland, Agrotron, Axion, John Deere, Xerion) - 12,5%.

Рост производства тракторов отмечен на следующих предприятиях: ООО «ЧТЗУРАЛТРАК» - н а 18,3%, ЗАО «Петербургский тракторный завод» - в 1,6 раза, ООО «Спецстроймаш» - в 1,9 раза, ЗАО «Завод спецмашин «Балтиец» - в 1,5 раза, ООО «ТД «МТЗ-ЕЛАЗ» - в 1,3 раза, ОАО «Бузулукский механический завод» - в 1,8 раза, ООО «КЛААС» - в 1,8 раза, ООО «Джон Дир Русь» - в 2,6 раза, Филиал «Алтайский» ЗАО «Петербургский тракторный завод» - н а 3,7%, ООО «Сиэнэйч-КАМАЗ-Индустрия» - в 2,1 раза, ОАО «Череповецкий литейно-механический завод» - в 1,5 раза.

Снизили выпуск тракторов к 2015 году следующие предприятия: ОАО «Промтрактор» - на 66,2%, ЗАО «Агротехмаш» - на 29,2%, ОАО «САРЭКС» - на 43,7%, ООО «ТД ХТЗ «Белгород» - на 77,0%, ООО «Алтайлесмаш» - на 29,6%, ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» - на 15,9%.

Отгрузка тракторов

За 2016 год отгрузка тракторов увеличилась на 8,6% по сравнению с соответствующим периодом 2015 года. Всего отгружено 7,8 тыс. тракторов.

Увеличили отгрузку тракторов против прошлого года следующие предприятия: ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК», ЗАО «Петербургский тракторный завод», ООО «ТД «МТЗ-ЕЛАЗ», ОАО «Бузулукский механический завод», ООО «Спецстроймаш», ОАО «Череповецкий литейно-механический завод», ООО «СиэнэйчКАМАЗ-Индустрия».

Экспорт тракторов

За 2016 год из 36 российских тракторных заводов, предоставивших отчеты, поставки на экспорт (дальнее и ближнее зарубежье) осуществлялись в основном в страны ближнего зарубежья 13-ю заводами:

ОАО «Промтрактор» г. Чебоксары - 13,0% к общему объему поставок тракторов этим предприятием (Украина, Узбекистан, Абхазия, Иран, Бангладеш),

ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» - 8,0% (Украина, Республика Беларусь, Казахстан, Молдова, Кыргызстан, Армения, Монголия, Вьетнам),

ЗАО «Петербургский тракторный завод» - 7 ,6% (Республика Беларусь, Казахстан, Молдова, Кыргызстан, Литва, Франция, Великобритания, Чехия, Венгрия, Канада, Австралия),

ОАО «Бузулукский механический завод» - 3 2,5% (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан),

ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» - 6 ,5% (Казахстан),

ООО «КЛААС» - 0,4% (Казахстан),

ООО «Трактор «Уралец» - 5,0% (Республика Беларусь, Казахстан, Кыргызстан),

ООО «ДСТ Урал» - 1 0,4% (Республика Беларусь, Узбекистан, Армения, Азербайджан),

SAME DEUTZ-FAHR (НПО «Мехинструмент») - 1 ,8% (Молдова),

ОАО «Череповецкий литейно-механический завод» - 0 ,4% (Украина, Грузия),

ОАО «САРЭКС» - 4,5% (Украина, Республика Беларусь),

ООО «Онежский тракторный завод» - 20,0% (Украина),

Филиал «Алтайский ЗАО «ПТЗ» - 1 ,4% (Абхазия).

Производство основных видов сельскохозяйственной техники

За 2016 год производство зерноуборочных комбайнов увеличилось на 40,9% против 2015 года, в том числе ООО «КЗ «Ростсельмаш» увеличило производство на 35,1%, ООО «КЛААС» в 2,8 раза.

Производство кормоуборочных комбайнов в 2016 года увеличилось в 1,4 раза против 2015 года, в том числе ООО «КЗ «Ростсельмаш» увеличило производство на 19,9%, ЗАО «Брянсксельмаш» - в 1,7 раза соответственно.

Отгрузка зерноуборочных комбайнов увеличилась на 26,1% против прошлого года Отгрузка кормоуборочных комбайнов увеличилась на 18,5% соответственно.

В России увеличение выпуска почвообрабатывающей техники за 2016 год против прошлого года составил: плугов на 41,1%; борон в 2,3 раза; культиваторов на 19,1%, сеялок на 75,5%; косилок на 20,7%.

Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение стран СНГ

ПРОИЗВОДСТВО ТРАКТОРНОЙ ТЕХНИКИ

Республика Беларусь: Минский тракторный завод в январе-декабре 2016 года увеличил объем производства на 1,6%. Отгружено в Россию 30,7% от общей отгрузки тракторов.

Украина: Харьковский тракторный завод в январе-декабре 2016 года снизил выпуск к соответствующему периоду прошлого года на 75,5%.

Казахстан: СемАЗ, г. Семей за январь-декабрь 2016 года из тракторокомплектов МТЗ снизил объем производства против соответствующего периода прошлого года на 22,3%.

ПРОИЗВОДСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

Республика Беларусь: Бобруйскагромаш в январе-декабре 2016 года снизил выпуск разбрасывателей органических удобрений на 24,1% против соответствующего периода прошлого года. Увеличил выпуск пресс-подборщиков на 18,5%, косилок - на 4,8% соответственно.

Украина: По предприятиям Украины, предоставившим отчеты, увеличен выпуск в основном по культиваторам и сеялкам. Увеличение достигнуто за счет работы завода «Красная Звезда» г. Кировоград. Завод «Красная Звезда» снизил выпуск борон на 27,0% против соответствующего периода прошлого года, выпуск сеялок увеличил в 1,3 раза, культиваторов в 1,3 раза.

Самый популярный трактор в России — это, конечно, «Беларус». Он не только поставляется из братского государства, но и производится по лицензии на нескольких заводах в России. Также у нас есть лицензионные производства, например, немецких Claas и ещё ряда иностранных тракторов.

Но сегодня мы поговорим о собственном трактором производстве — наш бренд, наш трактор.

«Ростсельмаш» (Ростов-на-Дону). Российский лидер по производству сельхозтехники — комбайнов, тракторов, косилок и так далее, в общем — полная гамма для ухода за пашнями и пастбищами. Причём это компания с серьёзной историей — первые грабли, плуги и сеялки были выпущены заводом в далёком 1929 году. На снимке — Rostselmash Versatile 2375 — сверхсовременный трактор с двигателем Cummins, одна из самых популярных моделей бренда.


«Агромаш» (Чебоксары). Крупный тракторный бренд, входящий в состав концерна «Тракторные заводы». Производит комбайны, тракторы, коммунальную технику, сельскохозяйственное оборудование. Производство интегрировано с другим брендом «Тракторных заводов», «Промтрактором», и ведёт родословную от основанного в 1972 году Чебоксарского завода промышленных тракторов. Также тракторы бренда строятся на других заводах холдинга — во Владимире и в Волгограде. На снимке — универсальный трактор «Агромаш-180ТК».


Terrion (Санкт-Петербург — Тамбов). Бренд предприятия «Агротехмаш», делающего комбайны, спецтехнику и, конечно, трактора. Основные производственные мощности расположены в Тамбове. Компания появилась в 1997 году, начинала как дилер иностранной техники, а в 2002-м представила первый собственный трактор, разработанный совместно с немцами. На снимке — одна из основных моделей компании, Terrion ATM 7360.


«Кировец» (Санкт-Петербург). Легендарный советский бренд, основанный как Кронштадтский чугунолитейный завод ещё в 1801 году. Тракторы строит с 1924 года, ныне работает под брендом дочернего предприятия АО «Петербургский тракторный завод». На снимке — пятое поколение тракторов «Кировец», модель серии К-744Р. Производится эта модель в 7 комплектациях — с двигателями Mercedes-Benz, ТМЗ и ЯМЗ.


«Балтиец» (Санкт-Петербург). Духовный собрат «Кировца», но — молодой. Завод и бренд появились в 2000 году, сперва там производилось навесное оборудование, а с 2006-го — и собственные трактора. Сегодня «Балтиец» делает лесную, аэродромную, коммунальную и прочую технику очень широкого спектра. На снимке — сельскохозяйственный трактор общего назначения «Балтиец» К-707Т с двигателем ЯМЗ.


КАМТЗ (Набережные Челны). Камский тракторный завод делает трактора под брендом ТТХ, что расшифровывается как «Тракторы твоего хозяйства». Было несколько попыток открыть производство тракторов на мощностях «КамАЗа», первая в 1985 году, но лишь эта, образца 2012 года, имела успех. На снимке — универсальный трактор КАМТЗ ТТХ-215.


ВТЗ (Волгоград). Входя в концерн «Тракторные заводы», основанный в 1930 году Волгоградский тракторный завод делает трактора «Агромаш» и разное навесное оборудование. Но есть в линейке и один трактор под собственным брендом — ВТЗ ДТ-75. Это неизменная модель завода с 1963 года, пережившая множество доработок и рестайлингов. На снимке — последняя версия с новой кабиной.

Тракторная промышленность России представляет собой одну из отраслей сельскохозяйственного машиностроения в машиностроительном комплексе страны.

Кризисные 90-е годы предприятия сельскохозяйственного машиностроения пережили тяжелее, чем другие отрасли машиностроения. Производство продукции сельского хозяйства сократилось, аграрные предприятия всех форм собственности не имели достаточных средств для закупки техники, удобрения, семенного материала. Сельскохозяйственные предприятия были не способны не только приобретать новые машины и оборудование, но даже производить ремонт старой техники и в необходимом объеме закупать запчасти для нее. Обычными в глубинках России стали элементы натурального хозяйства. Мощные, но неповоротливые тракторостроительные производства советского образца не смогли приспособиться к новым условиям и в разы сократили объемы производства. В 2004 г. производство тракторов составило 3,9% от уровня 1990 г. Выпуск сельскохозяйственных машин в кризисные годы сохранялся лишь благодаря государственной поддержке сельхозпроизводителей. Темпы сокращения производства тракторов и сельхозтехники были выше темпов уменьшения площади пахотных земель. Например, площадь пашни в сельскохозяйственных организациях в 2001 г. сократилась по сравнению с 1996 г. на 11%, а количество тракторов - на 28%. Недостаток сельскохозяйственной техники приводил не только к сокращению посевных площадей, но и к нарушению сроков проведения агротехнических работ. Сроки уборки урожая зерновых культур увеличились за 90-е годы в среднем на 10-12 дней.

В настоящее время внешний и внутренний рынок тракторов оценивается в 1 млрд долл. Российским рынком заинтересовались иностранные компании, которые предложили выгодные финансовые условия оплаты и обслуживания техники. Серьезную конкуренцию российским тракторным заводам составили страны СНГ, в первую очередь Белоруссия и Украина. Тракторы Минского тракторного завода, известные под маркой «Беларусь», теперь собираются из машинокомплектов в Омске, Ногинске и Елабуге. Харьковский тракторный завод (ХТЗ) открыл сборочное предприятие в Орле. В Абакане в качестве эксперимента открыто сборочное производство тракторов Ташкентского тракторного завода. В целом по России обеспеченность тракторами составляет 40%, рынку сельскохозяйственных тракторов не хватает 700-800 тыс. единиц техники, поэтому потенциальный спрос на тракторы остается очень большим, и российский рынок имеет перспективы роста. Производственные мощности тракторных заводов России ныне используются всего на 10-20%. Это критический порог рентабельности предприятий: падение производства ниже 15% делает производство тракторов нерентабельным. По данным Минсельхоза, от 55 до 70% машинно-тракторного парка в России выработало срок службы. Парк тракторов ежегодно пополняется на 1-3%, в то время как списывается каждый год 6-8% машин. На сегодняшний день отечественное производство тракторов не покрывает возрастающий спрос, который частично восполняется за счет импорта. Ввозимый «секонд-хэнд» из Германии, Франции и Финляндии часто лучше отечественных аналогов, стоRит примерно столько же, а иногда и дешевле.

В России по причине ее бездорожья более популярны гусеничные тракторы (60% всего тракторного парка), доля колесных тракторов 40%. В зарубежной Европе ситуация обратная - колесных тракторов больше гусеничных в несколько раз. Тракторы общего назначения составляют 55% парка, пропашные - 34, трелевочные, применяемые для вывозки леса, - 11%.

Хорошо известно, что крупнейшие предприятия по производству тракторов - стратегические объекты, выпускающие продукцию двойного назначения: для сельского хозяйства и для ВПК (в основном танки, бронетранспортеры, вездеходы и др.). Ходовая часть гусеничных тракторов напоминает ходовую часть танков, поэтому подобное комбинирование производств вполне понятно. По этой причине государство долгое время не дозволяло приватизировать тракторные заводы. Однако в конце 90-х годов тракторные заводы попали в сферу интересов промышленных групп.

Основные предприятия отрасли

Волгоградский тракторный завод (ВгТЗ) - крупнейший производитель гусеничных тракторов в России. Сталинградский тракторный завод им. Ф.Э. Дзержинского был введен в строй в 1930 г. В том же году с конвейера завода сошел первый колесный трактор СТЗ-1 мощностью 30 л.с. В январе 2003 г. завод был приобретен холдингом «Новое содружество» и Сибмашхолдингом. Это одно из немногих предприятий, способных производить продукцию, конкурентоспособную на рынке машинно-тракторной техники. Предприятие поставляет тракторы в страны СНГ: на Украину, в Узбекистан, Казахстан. Завод имеет развитую региональную дилерскую сеть, которая теперь объединяется с дилерской сетью Сибмашхолдинга. Стоимость тракторов колеблется от 15-18 (модель ДТ) до 22 тыс. долл. (модель ВТ). Помимо основной продукции, ВгТЗ по заказу Минобороны выпускает военную технику для российской армии. Военное производство началось в 1932 г. с выпуска танка Т-26 и представляет собой комплекс цехов, лабораторий, вспомогательных производств и испытательного полигона. С 1969 г. завод разрабатывает и выпускает легкую бронированную технику - боевые машины десанта: БМД-1, БМД-1П, БМД-1ПК, БТР-Д, БМД-3, БМД-3К и др.

Липецкий тракторный завод в начале 2002 г. объявил себя банкротом. По решению суда на заводе было введено конкурсное производство. После договоренности с кредиторами завод был реорганизован в ОАО «Липецкий тракторный завод», партнерами которого стали Новолипецкий металлургический комбинат и государственная компания Росдорлизинг. Сейчас предприятие производит сельскохозяйственные тракторы ЛТЗ-55, ЛТЗ-60, ЛТЗ-155. Стоимость тракторов колеблется от 5 (ЛТЗ-55) до 21 тыс. долл. (ЛТЗ-155). Перспективы дальнейшего развития завода остаются туманными.

Петербургский тракторный завод - дочерняя компания ОАО «Кировский завод». Ситуация на заводе несколько лучше, чем у конкурентов. Его реструктуризация началась в середине 90-х годов. Завод был разукрупнен, и самые рентабельные подразделения приступили к серийному производству современного трактора К-744/734 («К» значит «Кировец»), ориентированного на дальнее зарубежье, в частности на немецкий рынок. В новых моделях используются импортные запчасти. Завод уже заключил контракт на поставку деталей к своим тракторам с компанией «Bosch». Стоимость новых тракторов от 70 до 100 тыс. долл. Эта цена пока высока для российских покупателей, но в два раза ниже цены на иностранные тракторы аналогичного типа.

Челябинский тракторный завод (ЧТЗ–Уралтрак) - одновременно один из основных стратегических заводов, выпускающих бронетанковую технику. Предприятие производит бульдозеры и тяжелые тракторы. Основные модели - Т-10 стоимостью 40 тыс. долл. и ДЭТ-25 , ДЭТ-35 - более 100 тыс. долл.

Владимирский тракторный завод (ВТЗ), находящийся в составе Владимирского моторо-тракторного завода, в основном выпускает машины для коммунального хозяйства. Завод был пущен в строй в 1944 г. Основные модели тракторов - Т-30, T-45, ВТЗ-032, стоимость которых в зависимости от комплектации составляет 4-5 тыс. долл. Завод имеет реальные шансы укрепить свое положение на рынке. Его дешевая продукция может быть востребована индивидуальными частными хозяйствами и коммунальными службами. Эти тракторы хорошо подходят для уборки урожая.

Алтайский тракторный завод выпускает гусеничные тракторы для сельского хозяйства, лесопромышленного комплекса и строительно-дорожных предприятий России. Модельный ряд завода представлен в основном тяжелыми тракторами. Основные модели - Т-402 (стоимость 15 тыс. долл.) и Т-404 (29 тыс. долл.). В 2002 г. тракторный завод вышел из промышленного концерна Сибмашхолдинг, который не смог произвести реорганизацию предприятия и вывести его на уровень рентабельности. ОАО «Алтайский трактор» - убыточное предприятие, постепенно сокращающее производство.

Онежский тракторный завод. Его прямой предшественник - Александровский казенный завод - был основан в 1774 г. и являлся одним из основных поставщиков орудий осадной крепостной и корабельной артиллерии, ядер и снарядов для русской армии и флота. В 1918 г. производство было переориентировано на гражданскую продукцию, завод был переименован в Онежский металлургический и машиностроительный. С 1956 г. предприятие занимается выпуском тракторов различных моделей. Онежский тракторный завод - специализированное предприятие по разработке и производству тракторов для заготовки леса. За 90-е годы объемы производства и продажи тракторов резко снизились. Объективная потребность лесозаготовительных предприятий в трелевочных тракторах марки «Онежец» составляет всего 3-5 тыс. шт. в год, а перераспределение выпущенной ранее техники позволило многим лесозаготовительным предприятиям на несколько лет вообще отказаться от закупки новых машин.

А. Нефёдов

Российский рынок сельскохозяйственных тракторов в 2010 г. характеризуется большой пестротой, связанной с различным состоянием производства и статуса на заводах по производству тракторной техники: одни уже стали банкротами, другие еще держатся на плаву, существенно сократив выпуск продукции, третьи решили собирать и продавать в основном белорусские и украинские тракторы по лицензиям РУП «МТЗ» и ОАО «ХТЗ», спрос на которые сохраняется и сегодня. А кто-то, тоже купив лицензии, специализируется на выпуске хорошо зарекомендовавших себя с.-х. тракторов зарубежных фирм. В этих непростых условиях читателям трудно разобраться, кто есть кто на отечественном рынке тракторов для села, поэтому им будет интересна информация о мониторинге основных производителей.

В настоящее время в качестве основных производителей гаммы стандартных c.-х. тракторов (далее – тракторов) разных тяговых классов (0,6; 0,9; 1,4; 2; 3; 5; 6; 8) и мощностей, от 25 до 400 л.с. и выше, всех известных компоновочных схем в России выступают традиционно российские и новые производители отечественных тракторов и производители, осуществляющие сборку преимущественно тракторов РУП «МТЗ» и ОАО «ХТЗ» на территории России, а также предприятия, выпускающие тракторы иностранных марок, тоже расположенные в России.

Эти предприятия и сегодня выпускают номенклатуру тракторов всех известных компоновочных схем, в том числе:

  • колесной классической только с задними ведущими колесами большего, чем передние, размера (4К2);
  • колесной классической полноприводной с передними и задними ведущими колесами (4К4а);
  • колесной интегральной c передними и задними ведущими колесами одинакового размера и расположенной посредине кабиной (4К4б);
  • колесной с шарнирно-сочлененной рамой и передними и задними ведущими колесами одинакового размера (4К4б’);
  • базовые модели и модификации гусеничных тракторов тяговых классов 3 и 4 мощностью от 80 до 200 л.с.

Традиционными производителями отечественных тракторов остаются известные предприятия ОАО «Владимирский моторо-тракторный завод» (ОАО «ВМТЗ», Концерн «Тракторные заводы»), ОАО «Липецкий трактор», ЗАО «Агротехмаш», ОАО «ТК «Волгоградский тракторный завод», ОАО «Уралвагонзавод», ЗАО «Петербургский тракторный завод» и ООО «Алтайский трактор», продукция которых характеризуется следующими данными.

Владимирский моторо-тракторный завод и сегодня не потерял своих позиций на рынке колесных тракторов, особенно тяговых классов 0,6…0,9, и представляет серьезную конкуренцию аналогичной продукции других производителей. Основная номенклатура и показатели выпускаемых на заводе универсально-пропашных колесных тракторов тяговых классов 0,6…1,4, в том числе пользующихся повышенным спросом сельхозтоваропроизводителей, представлены в табл. 1.

Таблица 1. Основные модели тракторов ОАО «ВМТЗ»
Марка Мощность, л.с. Эксплуатационная масса, кг Тяговый класс Ходовая система
ВТЗ-2027 (новый дизайн) 25 2020 0,6 4К2
ВТЗ-2032 (ВТЗ-2032-10) (новый дизайн) 30 2020 (2390) 0,6 4К2
ВТЗ-2032А* (новый дизайн) 30 2500 0,6-0,9 4К4а
ВТЗ-30-69 (ВТЗ-30-70) (старый дизайн) 30 2020 (2390) 0,6 4К2
Т-30А-80 (Т-45) (старый дизайн) 30 (45) 2490 (2600) 0,6…0,9 4К4а
ВТЗ-2048А* (новый дизайн) 45 2640 0,9…1,4 4К4а
Т-50 (новый дизайн) 45 2600 0,9 4К4а
Т-85 (новый дизайн) 85 3800 1,4 4К4а
ВТЗ-30СШ (самоходное шасси) 30 2440 0,6 4К2

*Полноприводные тракторы с новым дизайном, пользующиеся повышенным спросом потребителей.

В 2010 г. по сравнению с 2009 г. (444 ед.) Владимирский завод увеличил производство тракторов, выпустив 637 ед. на общую сумму $3 046 705.

ОАО «Липецкий трактор» не смогло преодолеть трудностей, связанных с разработкой и производством универсально-пропашных колесных тракторов тяговых классов 0,9…2,0, в период после 2000 г. стало банкротом и сейчас практически остановлено, хотя в лучшие годы было основным поставщиком на российский рынок таких весьма популярных моделей, как ЛТЗ-60АБ (4К4а; 57,5 л.с.) и ЛТЗ-155 (4К4б; 150 л.с.).

Важнейшей особенностью колесных полноприводных тракторов ЗАО «Агротехмаш» тяговых классов 3…5 является их создание с применением комплектующих – двигатель, трансмиссия, передний ведущий мост, гидросистема – ведущих мировых производителей, в основном фирм Германии. В 2010 г. выпущено 33 ед. тракторов на общую сумму 264 140 тыс. руб., что оказалось в 5,7 раза меньше, чем в 2009 г. (189 ед.).

Основная номенклатура и показатели тракторов Terrion типа АТМ, выпускаемых ЗАО «Агротехмаш», представлены в табл. 2.

В свои лучшие годы Волгоградский тракторный завод (ОАО «ТК «ВгТЗ») выпускал широкую гамму гусеничных тракторов тяговых классов 3…4 с многими модификациями и комплектациями – одну из массовых для аграриев России номенклатуру тракторов с гусеничной ходовой системой и был по существу в этом секторе монополистом. В настоящее время завод хотя и остался в этом секторе монополистом, но существенно снизил программу выпуска гусеничных тракторов (табл. 3). В 2010 г. завод произвел 531 ед. тракторов, что оказалось в 1,5 раза меньше, чем в 2009 г. (788 ед.).

*Тракторы, пользующиеся повышенным спросом потребителей.

ОАО «Уралвагонзавод» ряд последних лет выпускает интегральные колесные тракторы, аналогичные наиболее известным интегральным колесным тракторам типа ЛТЗ-155, стремясь постоянно наращивать их производство. Теперь в отсутствие производства тракторов ЛТЗ аналогичные тракторы, выпускаемые ОАО «Уралвагонзавод» (табл. 4), пользуются у потребителей хорошим спросом. К сожалению, в 2010 г. завод не выпустил ни одного трактора, тогда как в 2009 г. их производство достигало 80 ед. тракторов. Вместе с тем в 2010 г. завод отгрузил потребителям 12 ед. своих тракторов на общую сумму 82 157 тыс. руб.

ЗАО «Петербургский тракторный завод» («ПетТЗ») и в 2010 г. оставался единственным в России производителем мощных колесных тракторов с шарнирно-сочлененной рамой (табл. 5). В 2010 г. завод выпустил 383 трактора на общую сумму 1 929 209 тыс. руб. (что на 1,5 % меньше, чем в 2009 г.), отгрузив их на общую сумму 2 115 535 тыс. руб. В 2010 г. из всех российских заводов поставки на экспорт (в дальнее зарубежье) осуществляло только ЗАО «ПТЗ». В период январь–сентябрь 2010 г. экспорт производимых им тракторов с шарнирно-сочлененной рамой (с учетом тягачей) составил $91,4 млн. (3,8 тыс. ед.), в том числе в страны СНГ – $17 млн. (2,4 тыс. ед.).

*Тракторы, пользующиеся повышенным спросом потребителей.

ООО «Алтайский трактор» существенно сократило объемы производства своих тракторов и к настоящему времени фактически остановилось, выпустив в 2010 г. всего 2 трактора против 8 ед. в 2009 г.

После 2000 г., как грибы после дождя, в России появились новые производители отечественных тракторов. К их числу следует отнести следующие наиболее значимые заводы:

  • ООО «Завод Омсктрактор», основная тракторная продукция которого – пользующиеся спросом усовершенствованные тракторы ОМТЗ 700А тягового класса 5, в том числе комплектации «Славич» – аналог колесного трактора общего назначения с шарнирно-сочлененной рамой типа К-700 А, выпускавшегося долгие годы ЗАО «ПТЗ»;
  • «Омсктрансмаш», производящий по лицензии ЮМЗ в небольших объемах универсально-пропашные колесные тракторы тягового класса 1,4 типа ЗТМ-60Л, ЗТМ-62Л, ЗТМ-80, ЗТМ-82 – аналоги моделей тракторов ЮМЗ соответствующей мощности. Между тем из-за производственных трудностей в 2010 г. не произведено и не отгружено в Россию ни одного трактора конструкции ЗТМ;
  • ЗАО «Завод спецмашин «Балтиец», который производит спецтехнику на базе тракторов типа К-701, а также тракторы К-707Т для трелевки леса.

Существенный вклад в общий объем тракторов, собираемых в России, внесли такие производители, как РУП «МТЗ» и ОАО «ХТЗ», которые в результате отделения Белоруссии и Украины как самостоятельных государств от России на ряде заводов на ее территории организовали по лицензии производство (отверточную сборку) популярных в России моделей тракторов этих производителей. К числу таких заводов можно отнести:

  • ОАО «ЕлАЗ», которое выпускало минские тракторы тяговых классов 1,4 и 2 «Беларус-82» и «Беларус-1221» по лицензионному соглашению с РУП «МТЗ», а также мощные тракторы тягового класса 5 типа «Беларус-3022»;
  • ОАО «САРЭКС», которое производило в основном минские тракторы «Беларус-80/82», -826, -1221, а также в меньших объемах тракторы «Беларус-320», -82.1, -826, -892, -920;
  • ОАО «Бузулукский механический завод», которое выпускало минские тракторы «Беларус», преимущественно модель 1221, постоянно наращивая их производство;
  • ОАО «Смолспецтех», которое выпускало ставшие популярными в России минские тракторы «Беларус-МТЗ-82.1» (в 2010 г. – 1281 ед., тогда как в 2009 г. – только несколько десятков), а также малогабаритный трактор «Беларус-320»; в 2010 г. завод отгрузил продукции на общую сумму 659 018 тыс. руб.;
  • ООО «Интерснаб», которое выпускало колесные и гусеничные тракторы ОАО «ХТЗ» типа Т-150К и Т-150. В 2010 г. «Интерснаб» произвел на 90% меньше тракторов, чем в 2009 г. (8 ед.), при этом не было отгружено ни одного трактора (против 8 ед. в 2009 г.);
  • ООО «ТД «ХТЗ-Белгород», которое занималось реализацией на территории России пользующихся большим спросом тракторов ХТЗ. В 2010 г. ТД «ХТЗ-Белгород» отгрузил продукции на общую сумму 960 596 тыс. руб.

Из года в год набирают мощь и производители тракторов зарубежных марок, расположенные в России. К их числу в первую очередь относятся отечественные заводы, специализирующиеся на выпуске комбайнов, большегрузных автомобилей и другой техники, которые вполне успешно по закупленным лицензиям начали осваивать производство отсутствующих в отечественном тракторостроении, но необходимых сельскохозяйственному производству России некоторых типоразмеров иностранных тракторов ведущих зарубежных фирм, стремящихся так или иначе закрепиться на российском рынке, в том числе:

  • ООО «КЛААС», выпускавшее с января 2008 г. мощный колесный полноприводный универсальный трактор модели Atles 946 мощностью 280 л.с.;
  • ОАО «КАМАЗ», организовавшее сборочное производство по технологии фирмы McCormick (Великобритания) ряда моделей колесных универсальных тракторов, в том числе XTX-215, XTX-185, CMAX-85;
  • ООО «СиЭнЭйч-КАМАЗ-Индустрия», выпускавшее мощный универсальный полноприводный трактор Т-8050, а также мощные тракторы с шарнирно-сочлененной рамой общего назначения Т-9040 и Т-9060;
  • ОАО «Ростсельмаш», собирающее на своих производственных площадях тракторы с шарнирно-сочлененной рамой общего назначения типа Versatile; в 2010 г. произведено всего 136 ед. против 37 ед. в 2009 г.
  • ООО «CAMЭ ДОЙТЦ-ФАР», выпускавшее колесные универсальные тракторы серии Agrotron моделей 165.7, 265 и L 720; в 2010 г. отгружено продукции на общую сумму 221 805 тыс. руб.

Кроме продукции названных заводов в Россию импортировалась и продукция, изготавливаемая предприятиями ближнего зарубежья, из числа бывших союзных республик, а теперь независимых государств. Так, продукция РУП «Минский тракторный завод», и в частности колесные тракторы МТЗ «Беларус», пользуются повышенным спросом не только в России, но и благодаря их относительной дешевизне во многих странах не только ближнего, но и дальнего зарубежья.

В 2010 г. минские тракторы поставлялись в 52 страны, объем их экспорта составил в стоимостном выражении 111,5 % к уровню 2009 г. Отгрузка тракторов «Беларус» по итогам 2010 г. достигла 36, 4 тыс. ед. В частности, в Россию с учетом производства на ее территории тракторов из комплектующих РУП «МТЗ» поставлено 15,7 тыс. тракторов, в другие страны СНГ – 9,8 тыс., в страны дальнего зарубежья – 10,9 тыс. В 2010 г. РУП «МТЗ» удалось не только сохранить основные рынки сбыта своих тракторов, еще больше укрепив на них свои позиции, но и начать освоение новых рынков ряда стран.

В 2010 г. по сравнению с 2009 г. на рынках стран СНГ наметился рост продаж белорусских тракторов: только за 11 месяцев 2010 г. темп роста продаж тракторов РУП «МТЗ» по отношению к аналогичному периоду 2009 г. составил 131,6%. Самым крупным экспортером тракторов «Беларус» остается Россия. В 2010 г. на ее рынок отгружено почти 45% всей продукции, отправленной за рубеж. Кроме того, в 2010 г. все сборочные предприятия в России выпустили больше тракторов «Беларус», чем все заводы СНГ в целом. РУП «МТЗ» сейчас выпускает широкую гамму моделей универсально-пропашных и универсальных колесных тракторов мощностью от 30 до 200 л.с. и выше серий 300, 500, 800, 900, 1000, 1200, 1500 и 2000, а также гусеничный трактор 2102, причем многие из них не только импортируют в Россию, но и собирают на ее территории.

Количественные поставки в Россию в 2010 г. Торговыми Домами «МТЗ-Сибирь», «МТЗ-Москва», «ЕлАЗ», «МТЗ-Северо-Запад», «МТЗ-Ставрополь» и «МТЗ-Краснодар» наиболее популярных моделей тракторов РУП «МТЗ» представлены в табл. 6.

Таблица 6. Поставки, ед., колесных тракторов РУП «МТЗ» в Россию в январе–декабре 2010 г.
Модель 2009 г. 2010 г. Изменение, %
Экспорт, всего 5207 8148 156,5
В том числе:
82.1/ 826 4196 5154 122,8
1025 235 389 165,5
80.1 341 563 165,1
922 85 93 109,4
2022/ 2022.3 21 87 В 4,2 раза
3022 ДВ 4 79 В 19,75 раза
1021 62 100 161,2
1221 5
1523 155 228 147
952 104 134 129,8
892 4 1316 В 329 раз