Последствия лобовых столкновений. Как избежать лобового столкновения с автомобилем. Нарушение правил выполнения обгона

Несомненно, любое ДТП – это крайне неприятное происшествие, которое нередко заканчивается трагедией. Однако, как бы ни хотелось сторонам побыстрее все забыть, в любом случае, необходимо определить виновника и оценить причиненный ущерб. Помочь в выполнении такой задачи может правильная классификация вида ДТП и воссоздание общей картины событий, частью которой является скорость движения обоих автомобилей.

Расчет скорости, и как происходит лобовое столкновение

Многие автолюбители считают, что при столкновении двух машин лоб в лоб их скорости суммируются, и конечный результат окажется таким же, как при столкновении одного автомобиля на суммарной скорости об бетонную стену.

То есть предположим, что два транспортных средства перед столкновением двигались со скоростью 65 км/ч каждое, но будет ли это означать, что один такой автомобиль, врезавшийся на скорости 130 км/ч в бетонную стену, получит такие же повреждения, как и машины в предыдущем варианте? Складываются ли скорости при лобовом столкновении? Давайте попытаемся разобраться в этом вопросе.

При столкновении транспортных средств все происходит буквально за считанные секунды, в течение которых каждый из автомобилей деформируется, либо полностью разрушается. Основными факторами, влияющими на силу разрушений, выступает конструкция машин и их скорость, а по линии удара действует ударный импульс. Направленность этой линии в процессе столкновения зависит от направления и скорости перемещения двух тел. Если транспортные средства передвигались на разных скоростях, то и линия удара пройдет под меньшим углом по отношению к оси машины, движущейся с большей скоростью.

В то же время, рассматривая столкновение транспортного средства с каким-либо препятствием, в этом процессе можно выделить два последующих этапа: момент соприкосновения (считается до момента максимального сближения) и момент перемещения транспортного средства , который длится до самого разъединения автомобилей. Первый этап характеризуется частичным переходом кинетической энергии движения в потенциальную тепловую энергию, энергию упругой деформации и т.д. С началом второго этапа, полученная потенциальная энергия деформации снова трансформируется в кинетическую энергию транспортного средства. Если же речь идет о неупругих телах, то удар закончится уже на первом этапе.

Даже если предположить, что машина двигалась с небольшой скоростью, ее кинетическая энергия будет достаточно большой, а удар в неподвижную стену с большой массой приведет к поглощению всей его энергии. Прочная и жесткая стена почти не деформируется.

Конечно, нельзя сказать, что удар о каменную стену будет полностью идентичным столкновению двух одинаковых легковых машин. К примеру, если одно транспортное средство движется быстрее другого, то суммарная энергия, выделяемая при столкновении, будет меньше аналогичного показателя в предыдущем случае. Более легкий автомобиль или транспортное средство, передвигающееся с меньшей скоростью, получит больше энергии, чем та, которую они имели до момента столкновения. То есть, выясняя, суммируется ли скорость при лобовом столкновении, необходимо понимать, что прибавить необходимо не этот показатель, а импульсы – сочетание скоростей и масс.

Энергия тратится на деформацию (сопровождается выделением тепла) и упругую деформацию с изменением импульса (скорости по модулю направления). Баланс данных деформаций определяется начальными условиями ДТП, а конечный результат исходит из баланса происходящих деформаций. Таким образом, происходит гашение импульсов.

Распространенные причины лобовых столкновений автомобилей

Если вас интересует, как можно избежать лобового столкновения, тогда нелишним будет знать о возможных причинах, которые приводят к подобной неприятности. Так, в большинстве случаев столкновение транспортных средств является результатом обгона с выездом на полосу встречного движения, объезда разных препятствий (в том числе и других припаркованных автомобилей), пересечения перекрестков (в особенности кольцевых), а также следствием опережения с перемещением в крайнюю левую полосу и перестроения.

Также нельзя не вспомнить и о превышении скоростного режима, что также является частой причиной создания аварийных ситуаций на дорогах. Такое поведение особенно опасно, если автомобилист не владеет основными навыками вождения, вследствие чего машина может опрокинуться (особенно актуально для условий гололеда).

Обратите внимание! Согласно информации, предоставляемой ГИБДД, большая часть лобовых столкновений происходит именно в зимний период, когда поверхность дороги покрывается ледовой коркой, а водители оказываются неподготовленными к подобным погодным условиям.

Нередко первопричиной ДТП также становится излишняя самоуверенность водителей. Решившись обогнать движущееся впереди транспортное средство, далеко не все автомобилисты правильно оценивают скорость автомобиля, едущего по встречной полосе, и попутных транспортных средств. Кроме того, из поля их зрения исчезают различные оптические эффекты, возникающие в результате ограниченной видимости и плохих дорожных условий.

Частой причиной лобовых столкновений автомобилей можно назвать и усталость водителя, который просто засыпает за рулем и несознательно направляет свое транспортное средство на полосу встречного движения. Такое нередко случается с водителями габаритных фур, а понять, что человек спит за рулем, можно, исходя из динамики разгона машины на встречной полосе и траектории ее движения.

Интересно знать! Зарубежное издание «Форбс» называет основной причиной лобовых аварий пьянство водителей. Не секрет, что даже небольшое количество алкоголя в крови человека заметно снижает его реакцию на все происходящее, из-за чего в той же Америке происходит половина всех аварий на дорогах.

Что касается отечественных автолюбителей, то можно с уверенностью сказать, что это далеко не единственное основание для роста аварийных ситуаций на дорогах. Водитель может потерять контроль над управлением автомобиля и вследствие заноса, блокировки руля или выезда на плохой участок дороги.

Так как же уйти от лобового столкновения на трассе, если на вас несется неуправляемый автомобиль? Главное – это постараться избежать удара лоб в лоб , поскольку в таком случае повреждения автомобиля и травмы пассажиров часто оказываются более значительными, чем при других вариантах столкновений (например, при ударе по касательной). Поэтому, первое, что нужно сделать в непредвиденной ситуации – это сбросить скорость и постараться затормозить и только после этого начинать действовать рулем.

Однако, если вы видите, что лобовое столкновение все равно неминуемо, лучше направить авто в сторону от дороги. В любом случае, въезд в кустарник, кювет или сугроб будет менее опасным, чем встреча с встречным транспортом (конечно, больших деревьев, столбов или стен также лучше избегать).

Важно! При лобовом ударе подушки безопасности не срабатывают, поэтому единственное, что может спасти водителя и пассажиров – это ремень безопасности.

Кроме того, как только вы заметили, что встречное авто выехало из своей полосы движения и оказалось практически рядом с вашей машиной, лобовому удару лучше предпочесть касательное столкновение с попутным транспортным средством. Этот совет актуален и для ситуаций, когда на дороге появляется неожиданное препятствие (например, крупное животное), и у вас нет возможности уйти от встречи с ним.

Достаточно большое количество тяжелых или даже смертельных травм появляются вследствие ударов в боковые части транспортного средства. В том случае, когда вы не сразу заметили приближающийся сбоку автомобиль, а остановка собственного транспортного средства точно приведет к столкновению, постараться уйти от него можно и с помощью увеличения скорости. Нужно понимать, что попытка предотвращения лобового столкновения с одним автомобилем всегда может закончиться встречей с другим.

Знаете ли Вы? Согласно официальной статистике ГИБДД России, за первое полугодие 2016 года (с января по июнь) в ДТП погибло больше 8 000 человек, а причиной 34,3 тыс. аварий стало низкое качество дорожного покрытия. В сравнении с прошлым годом, рост подобных ДТП составил 7,8%.

Что делать, если столкновения не избежать

Из-за растерянности многие водители не успевают вовремя среагировать на появившуюся опасность, и часто предпринимать какие-либо действия для ухода от столкновения с летящим на вас автомобилем уже поздно.

Что же делать при лобовом столкновении? На самом деле вариантов у вас немного, и помимо уже описанных действий, основным из которых является попытка ухода от удара лоб в лоб, все, что вам остается, – это предупредить остальных участников дорожного движения об аварийной ситуации. Вполне вероятно, что звуковой или световой сигнал подействует и на водителя встречного транспортного средства, выводя его из ступора. Так, раздающийся в такие моменты громкий сигнал действует как раздражитель, способный привести в чувство растерявшегося или усталого человека.

Однако, если несущийся на вас водитель потерял контроль над своим транспортным средством, то таким образом вы только сможете предупредить остальных водителей о неизбежной аварии, хотя и это уже немало.

Хорошо, если в критической ситуации вы оказались пристегнуты , но если это не так, постарайтесь быстро лечь набок, перебравшись на пассажирское сиденье – это избавит вас от опасных травм от летящих предметов. Пристегнутому водителю также необходимо закрыть руками лицо, что поможет защитить глаза и лицо от осколков разбитого стекла, а также быстро убрать ноги с педалей (так вы убережете себя от серьезных переломов стоп и голеней).

Как бы там ни было, но в любой ситуации стоит сохранять спокойствие и не поддаваться панике. Только так вы сможете сориентироваться и сделать все возможное, чтобы максимально снизить возможность получения повреждений.

Обратите внимание! Разговор по мобильному телефону в процессе управления транспортным средством увеличивает риск аварийной ситуации в четыре раза, а если водитель еще и сообщения додумался набирать, то вероятность получения повреждений при лобовом столкновении увеличивается в целых шесть раз. Скорость реакции водителя в такой ситуации снижается на 9% и 30% соответственно.

Итак, можно ли избежать столь неприятного события или это все-таки неизбежность? Вот на этот, весьма неоднозначный вопрос и попробуем ответить. По крайней мере, постараемся выяснить, как сделать вероятность этого меньше.
Так вот, если верить статистике, причин ДТП, можно сделать вывод, что избежать его в подавляющем большинстве случаев можно. Как считает сия весьма точная наука, только в 3% случаев от их общего числа этого сделать бы не удалось при любых действиях.
Согласитесь, это радует. Значит в 97% случаев все-таки возможно что-либо сделать. Но как вы понимаете, вышеприведенная статистика разграничивает на две группы уже свершившиеся ДТП. Хуже с другим – нет данных, скольких ДТП все-таки удалось избежать. Поясню. На первый взгляд обнадеживающая статистика, говорящая о том, что очень мало неизбежных ДТП, оказывается не столь хороша. Т.к. по тем или иным причинам эти ДТП все же произошли. И даже, наоборот, получается, что в 97% случаев можно было избежать печальных последствий, но этого, к сожалению, не случилось. Может, не хватило мастерства водителям, может, подвела техника.
Таким образом, вопрос разветвляется на два направления:

  1. как предупредить такие случаи;
  2. как избежать столкновения.
Казалось бы масло масляное, но это не совсем так. Дело в том, что можно поступать по-разному. Можно прогнозировать дорожную ситуацию и заранее принять соответствующие меры, а можно полагаться на свою быструю реакцию. Правда, можно полагаться на реакцию оппонента, но это вы не можете предполагать, поэтому и не стоит рассчитывать на него. Но в любом случае необходимо еще и оценивать свойства своего автомобиля и текущее его техническое состояние.

Всё дело в технике!


Может, это выглядит не так категорично, как в действительности, но, тем не менее, это немаловажный аспект безопасности. И тут множество вариантов. Естественно, мы не будем вдаваться в подробности и рассматривать все варианты влияния технического состояния авто на аварийность в движении. Тем более что многие неисправности и не влияют, как, например, токсичность выхлопа. Хочу рассказать читателям МирСоветов о наиболее явных и значимых из них.
Несложно догадаться, что наибольшее влияние оказывает работа тормозной системы.
Посмотрим на нее несколько шире, чем это делается в автошколе.
При воздействии водителем на педаль тормоза колодки затормаживают колеса, а последние за счет сцепления шин с дорожным покрытием – весь автомобиль. Каждый элемент в этой цепочке крайне важен. Работает ли главный тормозной цилиндр, целы ли тормозные шланги, исправны ли рабочие цилиндры, от всего этого зависит работа тормозов. Но не их эффективность, которая в основном зависит от других факторов. А именно, от герметичности системы гидропривода и применяемой тормозной жидкости, от состояния тормозных колодок и дисков (барабанов), а также от состояния шин. Последние являются важнейшими элементами активной безопасности авто.
А что собственно значит «элемент активной безопасности»? Проще говоря, это элемент, который поможет непосредственно избежать опасности. «Элемент пассивной безопасности» – это тот элемент, который защищает людей в случае столкновения. Например. Элементы активной безопасности: шины, тормозная система, подвеска (элементы ходовой части), ГУР (гидроусилитель руля) и прочие усилителя руля; антиблокировочная система тормозов (ABS); система электронного распределения тормозных усилий и т.п. Пассивная безопасность – прогнозируемые места деформации кузова (энергопоглощающий кузов); подушки безопасности (airbag); преднатяжители ремней безопасности; травмобезопасная конструкция отделки салона и т.п.
Так вот шины не только должны быть не сильно изношены и не иметь дефектов, но и быть одинаковыми на всех колесах. И вдобавок соответствовать сезону.

Методы торможения различаются в зависимости от времен года, текущего состояния дороги и наличия или отсутствия ABS. Важно понимать одно – необоснованно резкое торможение, как и промедление с торможением может явиться причиной ДТП. Кроме того, торможение юзом без ABS, как правило, приводит к заносу автомобиля.
Без ABS на скользкой дороге необходимо тормозить прерывисто. С таковой системой – не повторяйте такого же опыта. ABS предполагает однократное и сильное воздействие на тормоз.
Как это ни странно, но заглохнувший автомобиль тоже источник повышенной аварийности. Почему? Всякие непредвиденные и неожиданные действия на дороге – это потенциальная опасность. Если авто внезапно остановилось, то это создаст непредвиденную и весьма аварийную ситуацию. Поэтому и за исправностью двигателя необходимо тщательно следить. Не говоря уже о понятных вещах, как уход за ходовой частью и оптикой. Кстати, даже чистота стекол, зеркал, фонарей и фар тоже весьма немаловажны особенно в темное время суток. Более того, полезно включать ближний свет фар даже в светлое время суток при хорошей видимости. Это позволяет обозначить авто, которое становится заметней (его быстрей обнаруживают), причем дистанция обнаружения заметно увеличивается, т.е. авто с включенными фарами заметно издалека.
Учитывать необходимо и цвет вашего железного друга. Наилучшее восприятие у двух цветов – белого и рыжего (желтого). Белый становится хуже виден зимой, т.к. сливается со снегом. Если вы обладатель «темной лошадки», то скорость обнаружения вашей машины, особенно когда темно, значительно ниже, чем у светлых собратьев. Правда, если у вас уже есть авто, то ничего не поделаешь, надо просто это учитывать.
Очень опасный момент, когда горит только одна фара. Тогда окружающим сложно определиться то ли это мотоцикл, то ли автомобиль. А если последнее, то по какую сторону у него находится «продолжение», т.к. неизвестно какая это фара – левая или правая. Надо опасаться «одноглазых» и принимать как можно правее. И, естественно, не допускать «одноглазости» у своего «коня».
Самым же главным обуславливающим фактором большинства ситуаций, как вы понимаете, является, конечно же, водитель. И от его решений зависит, не побоюсь этого слова, всё! Вот и поговорим о том, что же может сделать водитель.

Ваше поведение за рулем

Садясь за руль, мы берем на себя ответственность не только за себя, но и за окружающих – пассажиров, других участников дорожного движения, включая пешеходов. Эти обязанности вытекают из определения автомобиля как источника повышенной опасности.
Поэтому необходимо очень внимательно и трепетно относиться ко всему. И начинать надо с самого начала – с того, как вы садитесь за руль. А садиться следует в здоровом состоянии, отдохнувшими и спокойными. От этого зависит ваше поведение на дороге, качество и скорость реакции. Я, надеюсь, что рассказывать вам о том, что нельзя принимать спиртных напитков (даже слабых, т.к. они тоже сильно снижают реакцию), ряда лекарственных препаратов и т.п., не требуется.
Второе – как вы садитесь. А делать это надо, с одной стороны, чтобы было удобно. Это не допускает перенапряжений мышц и снижает общее утомление. Но, с другой стороны, и не сильно вальяжно, чтобы не произошло перерасслабления. Только правильная посадка позволяет корректно видеть дорожную обстановку, а также правильно ее оценивать. Дело тут еще в том, что вестибулярный аппарат человека работает корректно только при вертикальном расположении тела.
Хорошо, уселись. Не забываем пристегнуться сами и проследить за пассажирами. Поверьте, это не только спасает от штрафов, но и существенно повышает вашу безопасность.
И тут вы по привычке врубаете музыку так, что остальным вполне можно только этим и довольствоваться. Дело, конечно, ваше. Но это, во-первых, нагружает вашу психику, а, во-вторых, лишает вас некой информации. Например, вы не будете слышать шум приближающегося авто по соседству, а вполне возможно, что и не услышите предупредительных сигналов. Старайтесь манипулировать всеми вспомогательными системами при остановках на светофорах и т.п.
Также неблагоприятно могут влиять на психику и некоторые ароматы «отдушек». Старайтесь избегать резких и вызывающих запахов в машине – это может приводить к утомлению и (или) к аллергическим реакциям. Будет крайне неприятно, если вы будете, например, беспрестанно чихать.
Всё, поехали! Но стоп, как вы держите руки на руле? И вообще, держите ли вы на нем руки? Это тоже крайне важно! Руки, за исключением случаев манипуляций с органами управления, должны быть всегда на руле. Для того чтобы вернуть даже одну руку на руль требуются доли секунды. Ерунда, скажете вы, и будете не правы! При необходимости выполнить экстренный маневр этих долей секунды может и не хватить. А вывернуть руль одной рукой на требуемый угол, причем быстро, не реально.
Не говоря уже о полном освобождении руля от рук при движении. Переднее колесо может наехать на препятствие (камень, яма и т.п.) и руль самопроизвольно вывернется на некий угол, авто неожиданно для вас и окружающих сменит направление движения. И не дай Бог спустит колесо! Тогда единственное спасение – надежная фиксация руля двумя руками. Особенно это касается тех, кто не располагает гидроусилителем руля (ГУР). ГУР принимает удар на себя, спасая ваши руки от травм.
При движении старайтесь не смотреть постоянно в одну точку. Это, во-первых, сильно утомляет зрение, во-вторых, лишает вас полезной информации. Причем необходимо не только водить взглядом, но и поворачивать голову. Смотрите в зеркала, изредка на приборную доску. Просматривайте проезжую часть через лобовое стекло, по возможности захватив обе обочины. Только без фанатизма! Не засматривайтесь в зеркала, на приборы и на обочины – вы можете упустить момент торможения впереди идущего ТС или момент вклинивания перед вами. В случае ДТП вы окажетесь виновны за несоблюдение безопасной дистанции.
Еще перед выездом со стоянки проверьте состояние тормозов и качество сцепления колес с покрытием. Что? Развернуло? Значит, тормоза исправны, а дорога скользкая (если нет АБС, т.к. с наличием оной машину не заносит). Будьте крайне бдительны. Учтите еще тот факт, что холодные тормоза малоэффективны, а холодные шины нуждаются в обкатке. Да-да, именно в обкатке, т.к. за время стоянки нижняя часть шины деформируется.
Самая большая опасность – это скользкая дорога. Причем не только ледяная дорога может быть скользкой. Мокрая дорога также куда более скользкая, чем сухая. Не надейтесь на шины и шипы, надейтесь только на себя! Держите приличную дистанцию до впереди идущего ТС. Смотрите за любителями вклиниться. Держите достаточные интервалы (расстояния межу бортами). Особенно на перекрестках, где образуются наледи (накаты) из-за торможений/разгонов.
При трогании или торможении на скользком покрытии может возникнуть занос. Причем на занос возникает наиболее часто при трогании, а на переднем при торможении (если резко бросить газ). Причем занос может возникнуть не только у вас, но и у «соседей».
И самое главное. Разумно выбирайте скорость! Например, на снежном накате или на голом льду никакие шипы не предотвратят столкновения при дефиците дистанции, который возникает при слишком высокой скорости и низкой динамике торможения.
При скользкой дороге необходимо становиться стратегом, т.е. учиться прогнозировать ситуацию. А для этого вам необходимо хорошо видеть обстановку и обладать опытом. А вот опыт, как хорошо заметил известный поэт, сын ошибок трудных. Дай Бог, чтобы эти ошибки не имели плачевных последствий. И самое интересное. А как накопить этот опыт? Ответ один – только практикой! А вот тут-то и начинается самое интересное. Призовем на помощь математику, а именно теорию вероятностей. Так вот она гласит, что чем больше попыток, тем выше вероятность наступления события. Переложив это на нашу тему, получаем. Чем больше поездок мы совершаем, тем выше вероятность попасть в неприятную ситуацию. Но с другой стороны, даже неприятные ситуации есть тоже опыт. И происходит потом обратное – чем больше опыт, тем меньше вероятность попасть в ДТП. И что самое интересное, что аварийность от опыта зависит примерно так, как показано на графике.

Новички (точка №1 на графике) попадают в передряги из-за отсутствия опыта, но ездят, как правило, аккуратно и осторожно. Потом аварийность падает, т.к. появляется вожделенный опыт (точка №2). Но и «избыток» опыта тоже может быть вреден, если человек считая себя асом, теряет бдительность и осторожность (точка №3). Поэтому нельзя расслабляться и полагаться только на свой опыт. Есть и другие, в т.ч. весьма малоопытные водители. Помните – совершенствованию нет предела! Надо постараться преобразовать вышеприведенный график в следующий вид.

Не стесняйтесь признавать свои ошибки и работать над ними. Ни в коем случае не занимайтесь самообманом и самоуспокоением.
Повторюсь, самое опасное время – это межсезонье и зима, когда погода изменчива и столь же изменчиво сцепление шин с дорожным покрытием.

Аварийно опасные ситуации на дороге


В межсезонье проблем в дорожном движении хоть отбавляй. Причем далеко не все хорошо умеют адаптироваться к ним. Кто-то еще не «переобулся», кто-то не умеет подстраиваться к дороге, к метеоусловиям. А вы, как матерый ездок, это уже знаете и умеете и для вас это не проблема. Жаль, но эти знания и умения не всегда спасают от других малоопытных коллег по дороге. Поэтому совет: если нет крайней необходимости, то такие периоды лучше переждать, каков бы ни был ваш опыт. Пусть наберутся опыта и привыкнут к обстановке остальные участники. По крайней мере, желательно уменьшить количество поездок. Кстати, по той же причине нежелательно ездить в самый аварийный день недели – понедельник. Многие после выходных отвыкли от машины, а, учитывая российскую специфику, многие находятся в затруднительном состоянии здоровья.
Немного отвлеклись, продолжаем. И когда, наконец, закончится достаточно затяжной «день жестянщика», тогда вы можете смело выезжать на покорение дорожных просторов страны. Стоп! Но тогда же вы окажетесь малоподготовленным, так как, каков бы ни был опыт, все равно требуется время вспомнить и привыкнуть. Но это, к счастью, все-таки проще и куда быстрей. Вспомните поговорку: «Лучше быть бараном среди мудрецов, чем мудрецом среди баранов». Она здесь как нельзя кстати.
При движении по дороге с двусторонним движением в гололед, по возможности, старайтесь не двигаться по левому ряду. Есть крайне неприятная ситуация. Со встречки вылетает машина, она просто поскользнулась, но вы сталкиваетесь лоб в лоб. В любом случае при таком столкновении тяжелые последствия вам гарантированы, а может быть, и фатальный исход. Причем не льстите себе, какая бы ни была у вас реакция, вы не успеете ничего сделать. А при «выскакивании» в нескольких метрах от вас, вы даже не успеете о чем-либо подумать, не говоря о том, чтобы что-то сделать. Эта ситуация как раз относится к числу неизбежных ДТП. Ее можно избежать только в одном случае – как я вам уже сказал, не лезть в левый ряд без нужды. Может быть, вы приедете из точки «А» в точку «Б» чуть позже, но вероятность, что доедете куда выше.
Левый ряд вообще куда аварийней, т.к. более высокая скорость и рядом встречка – учтите этот факт. Правда, крайний правый ряд тоже несет в себе скрытую опасность. Хоть и автомобилей справа нет, и в этом плане проще, т.к. не надо следить за правым бортом (почти не надо), но там могут выскакивать пешеходы, как сайгаки из леса. Поэтому и здесь советую читателям МирСоветов придерживаться «золотой середины» – средних рядов, если таковые имеются.
Исходя из вышесказанного, замечу, что наиболее опасны двухполосные дороги с двусторонним движением (по одной полосе на сторону). На них вы одновременно находитесь и в крайнем левом, и в крайнем правом рядах. Если можно объехать по более широкой улице или дороге с односторонним движением, делайте это!
Двухполосные проезжие части еще опасны также обгонами, которые, естественно, возможны в этом случае только по встречной полосе.
Поговорим об обгонах. В данном случае нас не волнует само понятие обгон. В рамках данной статьи под обгоном будем понимать любое опережение впереди идущих ТС. Разумеется, самый опасный маневр – обгон по встречной полосе. Тут важно уяснить, что идти на столь опасный маневр следует только после того, как хорошо все продумано и просчитано. Не надо идти на обгон ради обгона, особенно зимой.
Начнем с оценки дистанции до ближайшего встречного ТС. При этом не дай Бог на встречке кто-то тоже затеет подобное мероприятие! Если все-таки вы, соизмерив возможности акселерации своего авто и скорость приближения встречного ТС, считаете, что дистанции хватит еще и с запасом, то вперед. Но вот как это лучше сделать? Оценивать дистанцию и обгонять, лучше «дав фору» обгоняемому, т.е. необходимо немного отстать от него. Тогда вы получаете поле для разгона еще на своей полосе, что на руку не столь мощным ТС, которые не имеют шикарной динамики разгона. А также более хороший обзор, последнее очень актуально для «праворуких» авто. Запомните основное правило обгона – его надо выполнять как можно быстрее, следовательно, вы должны набрать высокую скорость. Скорость эта, точнее сказать, ее превосходство над обгоняемым должна быть не менее 20…30 км/час.
Еще один совет по обгону. Никогда не тормозите на обгоне! Во-первых, вы практически уже не контролируете уже то, что позади, ибо делать этого некогда. А ваше место уже могли занять и возвратиться уже некуда. Во-вторых, за вами могли пойти на обгон и другие автомобили, что называется «паровозиком», а такое часто бывает, и ваше торможение приведет к «гармошке». В этих случаях повторно набрать скорость вам уже не удастся. Оцените, если до встречного авто остается мало места, успеете ли вы ускориться так, чтобы успеть попасть в «ножницы», т.е. в сходящееся пространство между встречным и обгоняемым автомобилями. Нет? Тогда показываем левый поворотник (по возможности, чтобы исключить такого же маневра у встречного авто) и выезжаем на обочину, если там нет людей. Если есть – то тормозим, т.к. другого выхода не остается, и готовимся к удару. Надеюсь, вы не забыли пристегнуться перед поездкой?
Обгон, не связанный с выездом на встречную полосу менее опасен, но все-таки есть вероятность, что кто-то перестроится с другого ряда и вы встретитесь при перестроении (виноват будет тот, кто слева).
Поэтому обгон – один из самых опасных маневров на дороге. Надо десять раз подумать перед тем, как решиться на сей поступок. Особенно актуален этот совет, если в машине вы не один – могут пострадать невинные люди.
В любых ситуациях лучше избегать лобовых столкновений. Как и говорилось выше, они зачастую бывают фатальны.
Аккуратно и внимательно проезжайте перекрестки, особенно нерегулируемые. Далеко не факт, что вам предоставят законное преимущество в движении. Смотрите во все стороны, делайте это оперативно. Никогда не проскакивайте! Если вы, приближаясь к перекрестку, видите, что для вас горит «зеленый» и делает это уже давно, то не ускоряйтесь в надежде «эх, проскочу!», а начинайте плавно тормозить. Для начала плавно отпустите педаль газа. Лучше зажечь хотя бы ненадолго стоп-сигналы, чтобы проинформировать других о вашем намерении тормозить. Также желательно воздержаться от проезда перекрестка на мигающий «зеленый», ибо есть желающие повернуть налево, а выполнить они это по ПДД могут только либо при отсутствии помех, либо в конце горения «зеленого» сигнала светофора. Подчеркиваю, что по ПДД они обязаны завершить маневр (освободить перекресток) даже на запрещающий сигнал светофора. «Летуны» как раз и «ловят» их.
Также постарайтесь не допускать «фальстартов» (как только загорится «желтый» свет) по тем же причинам.
Вот, пожалуй, два самых опасных маневра – обгон и проезд перекрестков.

Экстренные действия перед ДТП

Но вот что же делать, если ДТП уже неизбежно? Естественно, первым делом необходимо попытаться уйти от лобового столкновения и как можно больше снизить скорость. Но тут нужно вспомнить о технике. Если автомобиль с АБС, то все относительно просто – тормозим, как можно сильней и выворачиваем руль в нужном направлении. АБС позволяет сохранить управляемость. Без АБС придется комбинировать. Маловероятно, что в такой ситуации вы сможете прерывисто нажимать на тормоз. Лучше будет немного (до блокировки колес) тормозить и поворачивать руль.
Есть также маленькая хитрость – ручник. Быстро подкорректировать направление движения авто на любом покрытии (даже на голом льду) можно с помощью ручника. Все просто! Сначала поворачиваете руль в нужную вам сторону (желательно не на встречку), затем резко затягиваете ручник. Задние колеса блокируются, и машину начинает заносить. Как только произошел разворот на необходимый угол, отпускаем ручник.
Перед столкновением займите правильное положение, как можно сильней отклонитесь назад и прижмитесь к спинке сиденья, а левой ногой упритесь в пол. Старайтесь не отпустить руль! Это поможет сохранять управление до последнего, т.к. машину может отбросить. Естественно, при серьезных ДТП ее отбросит независимо от этого, поскольку машину сначала подбрасывает вверх, а потом уже отбрасывает в ту или иную сторону.
Многое зависит от марки авто и его производителя. В большинстве случаев, иномарки значительно безопасней отечественных автомобилей и позволяют без серьезных последствий для людей в них пережить большинство ДТП. Есть, правда, неудачные модели, например, Daewoo Nexia, которая весьма опасна.
Увы, но наши автомобили куда более опасны. Особенно это касается так называемой «классики», где можно сказать нет элементов пассивной безопасности, а активная безопасность весьма скромна. Кузов же при серьезном ДТП утрачивает свою структурную целостность и зажимает своих обитателей. Увы, но обладатели этих авто находятся в зоне повышенного риска. И тут надо делать всё возможное и невозможное, чтобы избежать лобовых столкновений.
Многое зависит и от кузова авто. Вернее сказать от его массы. Чем выше масса, тем больше момент инерции. При столкновении тяжелого авто с более легким, первое «передавит» второе и наибольший ущерб получит легковесное ТС. Удар от более высоких авто может угодить в зону остекления и нанести травмы куда тяжелей, чем при столкновении «сверстников». Но и у высоких авто есть уязвимость – они менее устойчивы, что ведет к увеличению риска опрокидываний.
И уж не дай Бог сталкиваться с грузовиками – они могут расплющить весьма сильно.
Если все-таки столкновение произошло, то постарайтесь сильно не впадать в транс, оценить тяжесть обстановки, в случае необходимости оказать первую помощь и вызвать спецслужбы, найти свидетелей. Не паникуйте, делайте все аккуратно и внимательно.
Но о том, что делать после ДТП, мы расскажем читателям МирСоветов в следующей статье. Запомните простую истину – педалью безопасности является газ, а не, как это принято, тормоз. Разумно выбрав скорость, вы избавите себя от многих проблем в дороге. Как говорится, тише едешь – дальше будешь!
Удачи вам в покорении дорог автомобильных и жизненных! До встречи!

Не дай вам Бог на полном ходу врезаться в дерево или стену. И уж совсем страшные последствия влечет за собой лобовое столкновение: ведь к вашей скорости фактически добавляется скорость встречной машины. А энергия, как учат в школе, пропорциональна квадрату скорости - в общем, о последствиях жутко думать.

Между тем, если все-таки подумать и вспомнить школьную физику, то... получается неожиданный вывод. Складывать скорости вовсе не нужно! И если, к примеру, на трассе сталкиваются лоб в лоб две одинаковые легковушки, двигавшиеся с равными скоростями, то энергия удара для каждой из них будет определяться только ее скоростью и массой. Иными словами, последствия для нее окажутся примерно такими же, как от удара в неподвижную стену! А вовсе не удвоенной и не учетверенной.

Непонятно? Между тем все просто - ситуацию описывал еще Яков Исидорович Перельман в своей «Занимательной механике». Действительно, если предположить, что в момент удара одна из машин стояла на месте, то очевидно, что последствия такой аварии будут куда менее страшными, чем при ударе в массивную неподвижную стену. Два столкнувшихся таким образом автомобиля продолжат движение и будут отброшены довольно далеко от точки столкновения; при этом энергия деформации поделится между ними, грубо говоря, пополам. А вот если тупо вмазаться в стену, то никакой траты энергии на перемещение уже не будет: вся накопленная энергия израсходуется на . Если же теперь предположить, что вторая машина в момент столкновения тоже обладала скоростью, то по мере ее увеличения перемещение скомканных кузовов от точки удара будет сокращаться и, наконец, при равенстве скоростей, машины останутся после аварии в точке удара. При этом последствия такой аварии будут аналогичны удару в стену.

Таким образом, столкновение двух машин равной массы на скорости, к примеру, 100 км/ч будет аналогично удару об стену на тех же 100 км/ч, а вовсе не на 200 км/ч. Примерно об этом и говорил Перельман, описывая знаменитый опыт с магдебургскими полушариями. Напоминаю - их пытались разъединить две упряжки по 8 лошадей, тянувших в противоположные стороны. Но того же эффекта можно было бы добиться, обойдясь всего одной восьмеркой лошадей и прицепив одно из полушарий к неподвижной массивной стене…

Само собой, что если массы автомобилей значительно различаются, то и последствия такого столкновения будут как при контакте слона с Моськой. Во всех случаях тяжеленный «слон» заведомо меньше, чем крошечная «Моська».

Выводы довольно мрачные, но все-таки озвучу их. Для тяжелого автомобиля лобовуха с легкой машинкой может быть безопаснее наезда на неподвижное препятствие типа стены или опоры моста. Для маленькой машинки подобная «встреча» опаснее. Для машин равной массы разницы нет.

А совет в итоге простой: не гоните лошадей, друзья. Все-таки энергия до сих пор пропорциональна квадрату скорости…

В последние годы все чаще отмечаются ДТП, причиной которых стала потеря управления и выезд на встречную полосу одного из транспортных средств - участников аварии. Это может произойти как в результате чрезмерной усталости водителя, так и по причине неправильной оценки расстояния, необходимого для благополучного завершения обгона. Что делать в ситуациях, когда на вашей полосе движения появляется транспортное средство? Как предотвратить лобовое столкновение?

Обгон

Согласно информации, предоставляемой службой ГИБДД, подавляющее количество лобовых столкновений на трассе возникает как результат излишней уверенности одного из водителей в возможности быстро обогнать медленно движущееся впереди транспортное средство. При этом водитель неправильно оценивает скорость движущегося по встречной полосе автомобиля, скорость попутного транспорта, оптические эффекты, возникающие в условиях недостаточной видимости (туман), дорожные условия. Все это приводит к страшным последствиям. Однако избежать аварии можно, если действия человека, сидящего за рулем второго автомобиля, окажутся достаточно грамотными.

Заметив движущийся навстречу автомобиль, необходимо максимально быстро оценить его скорость и возможность благополучного завершения обгона. В случае, когда возникают сомнения, рекомендуется снизить скорость, тем самым увеличивая расстояние, имеющееся у встречного авто для завершения маневра. Подобные действия, при всей простоте, часто помогают избежать аварии.

Помимо этого, не будет лишним и световое оповещение водителя автомобиля, выехавшего на обгон, о наличии на его встречной полосе других транспортных средств. Нередко, особенно в сумерках, авто визуально сливается с асфальтом, становясь практически невидимым. Необходимо на несколько секунд включить дальний свет, который сложно будет не заметить.

В случаях, когда расстояние до встречного автомобиля уже критически мало, и торможение не способно обеспечить необходимую дистанцию, оптимальным решением является съезд на обочину дороги. При этом важно учитывать тот факт, что водитель нарушающего автомобиля, заметив встречный транспорт, может повторить его маневр. Тогда столкновение произойдет уже на обочине. Во избежание подобного развития событий, несмотря на критический недостаток времени, необходимо включить сигнал правого поворота. Таким способом удастся скоординировать свои действия с действиями встречного автомобиля. Если же сигнал поворота включает нарушитель, съезжать на обочину не следует. В данном случае достаточно будет продолжать торможение, максимально снижая скорость.

Сон водителя встречного автомобиля

Несколько иная ситуация возникает в случаях, когда водитель встречного автомобиля засыпает вследствие переутомления. Такое нередко происходит с водителями тяжелых грузовиков - фур. Понять, что водитель спит, можно по динамике разгона авто на встречной полосе, а также по его траектории движения. Транспортное средство при этом не стремится быстро покинуть «встречку», может двигаться неровно, вилять по дороге.

При подобном развитии событий специалисты рекомендуют попытаться разбудить водителя, подавая звуковые и световые сигналы. Однако это не должно продолжаться долго. Если авто продолжает двигаться по встречной полосе, необходимо максимально быстро выехать на обочину, полностью остановить автомобиль и покинуть его. Все это должно выполняться с запасом времени, к моменту, когда автомобиль со спящим водителем еще не приблизился на критическое расстояние.

Не рекомендуется пытаться разойтись с неуправляемым грузовиком правыми боками, проехав по его полосе. Такой вариант возможен в крайних ситуациях, когда остановиться уже невозможно, но велик риск того, что водитель проснется в момент, когда ваше транспортное средство будет в его «мертвой» зоне справа. При этом проснувшийся человек попытается в короткие сроки вернуться на свою полосу, сталкивая или подминая под себя находящийся там автомобиль.

Потеря управления

Пожалуй, самой опасной ситуацией из рассмотренных в данной статье, является потеря встречным автомобилем управления (занос, блокировка руля), сопровождающаяся выездом на встречную полосу. Опасность заключается в том, что встречный водитель не способен предпринять никаких действий по предотвращению ДТП. Все зависит от грамотности и своевременности мер, предпринятых вторым водителем.

В подобной ситуации необходимо максимально быстро оценить примерную траекторию движения потерявшего управление авто. Дальнейшие действия напрямую зависят от этого.

Если автомобиль в заносе выезжает на полосу встречного движения достаточно далеко впереди, нет необходимости использовать экстренные способы торможения и ухода от удара. Достаточно просто снизить скорость, а в некоторых случаях полностью остановить свой автомобиль. Как правило, занос не продолжается на протяжении большого участка дороги. Аварийный транспорт либо вновь обретает управление, либо съезжает с дороги.

В случаях, если встречный автомобиль начало заносить прямо на вас, торможение уже не способно спасти ситуацию. Гораздо больше пользы принесет резкое ускорение, что позволяет выйти из зоны возможного удара, при этом оставляя потерявшему управление водителю пространство для маневра.

Ситуации, когда автомобиль выезжает на «встречку» в непосредственной близости от вас, требуют максимально быстрой оценки ситуации, грамотной реакции. Пожалуй, единственно возможным действием здесь является резкий уход от удара вправо, на обочину. Однако существует риск заноса в момент, когда правые колеса авто уже находятся на грунте, а левые все еще на асфальте.

Если объезд невозможен, уход от лобового столкновения осуществляется путем съезда в приобочечную канаву (кювет). При этом съезд, во избежание опрокидывания, осуществляют под максимально тупым углом.

В момент, непосредственно предшествующий лобовому столкновению, водитель должен положить оба предплечья на руль, крепко удерживая его кистями. Их следует расположить у верхней точки рулевого колеса близко друг к другу.
В этом случае, если даже и произойдет резкое движение головы водителя вперед, лицо и голова ударятся не о детали автомобиля, а о более мягкие кисти и предплечья рук. Возникшие при этом травмы, естественно, будут не столь тяжелыми. Голову и шею водитель должен наклонить вперед, а туловищем натянуть ремень безопасности, так как слабо натянутый ремень в момент столкновения может дополнительно травмировать грудную клетку или брюшную полость. Ремни безопасности должны быть правильно подогнаны по размерам туловища человека. Пассажир, сидящий рядом с водителем, также должен максимально натянуть своим телом ремень безопасности, упереться кистями полусогнутых рук в приборную доску и наклонить вперед возможно ниже голову и шею.